Научная статья на тему 'Особенности содержания образовательной ценности "профессионализм" в сознании студентов первого курса медицинского вуза'

Особенности содержания образовательной ценности "профессионализм" в сознании студентов первого курса медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
135
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / ЛИЧНОСТЬ / АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / PROFESSIONALISM / PROFESSIONAL LEVEL / PERSONALITY / ASSOCIATIVE EXPERIMENT / ORDINARY CONSCIOUSNESS / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Насекина Светлана Николаевна, Гришенина Юлия Алексеевна, Левина Мария Андреевна, Кечина Элина Алексеевна

Современное общество предъявляет к личности высокие требования и ориентировано, прежде всего, на сотрудника с высокими показателями профессионально-важных и деловых качеств, оптимальное сочетание которых обеспечивает устойчивую конкурентноспособность специалиста на рынке труда. Основы профессионального развития личности закладываются на начальном этапе обучения, в процессе которого в сознании студентов формируются представления о ценностях, смыслах, основных правилах и нормах выбранной профессии. В дальнейшем совокупность и содержание ценностных ориентаций личности служит этическим регулятором поведения и своеобразным вектором жизнедеятельности человека. Поэтому, как считают авторы, исследование, направленное на выявление особенностей содержания образовательной ценности «профессионализм» у студентов первого курса медицинского вуза, является актуальным и своевременным. В данной статье представлены результаты, полученные в ходе проведения свободного ассоциативного эксперимента среди студентов первого курса лечеб ного факультета. Данная группа студентов соотносится с категорией «адепты» согласно классификации стадий профессионализма по Климову. На основе анализа структуры и содержания ассоциативного поля слова-стимула «профессионализм» нами были следующие выводы. «Профессионализм» в сознании студентов-первокурсников активно формируется и находится в процессе своего становления и представляется ими как сложное многоуровневое, системно организованное, многокомпонентное понятие. Основную смысловую нагрузку в концепции профессионализма у первокурсников несут факторы и средства, необходимые для его достижения, равно как и качества личности, её свойства, без которых невозможно овладение требуемым уровнем профессии. В свою очередь, можно говорить о высоком уровне мотивации студентов, в сознании которых активно актуализирована результативная сфера, доступная при условии овладения высокими профессиональными навыками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Насекина Светлана Николаевна, Гришенина Юлия Алексеевна, Левина Мария Андреевна, Кечина Элина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF EDUCATIONAL VALUE "PROFESSIONALISM" IN THE FIRST YEAR MEDICAL STUDENTS’ CONSCIOUSNESS

Modern society imposes high requirements to the personality. First of all, it is geared to the employee with a strong performance of professional strength and competencies. Optimum combination of these qualities ensures a stable specialist’s competitiveness in the labor market. The basis of professional growth of the personality is laid at the initial stage of training in the course of which some ideas of values, meanings, the basic rules and standards of the chosen profession are formed in the students’ consciousness. Further the set and the content of the personal value system are used as the ethical behavior regulator and a peculiar life vector. Therefore as authors consider, the research aimed to the revelation of peculiarities of the educational value "professionalism" at first-year medical students is up-to-date and timely. The article provides the results of a free associative experiment among the first-year medical students. Based on the analysis of the structure and the content of the associative field of the stimulus word "professionalism" the authors drew the following conclusions. In the first-year students’ consciousness the "professionalism" is represented as a complex, multilevel, multicomponent concept. The factors, means also personal qualities providing the learning of the profession convey the main meaning.

Текст научной работы на тему «Особенности содержания образовательной ценности "профессионализм" в сознании студентов первого курса медицинского вуза»

УДК 001.4:61

DOЫ0.23888/humJ20Ш24-40

© Насекина С.Н., Гришенина Ю.А., Левина М.А., Кечина Э.А.., 2018

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ «ПРОФЕССИОНАЛИЗМ» В СОЗНАНИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Насекина С.Н., Гришенина Ю.А., ЛевинаМ.А., Кечина Э.А.

Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова, ул. Высоковольтная, 9, 390026, г. Рязань, Российская Федерация

Аннотация. Современное общество предъявляет к личности высокие требования и ориентировано, прежде всего, на сотрудника с высокими показателями профессионально-важных и деловых качеств, оптимальное сочетание которых обеспечивает устойчивую конкурентноспособность специалиста на рынке труда.

Основы профессионального развития личности закладываются на начальном этапе обучения, в процессе которого в сознании студентов формируются представления о ценностях, смыслах, основных правилах и нормах выбранной профессии.

В дальнейшем совокупность и содержание ценностных ориентаций личности служит этическим регулятором поведения и своеобразным вектором жизнедеятельности человека. Поэтому, как считают авторы, исследование, направленное на выявление особенностей содержания образовательной ценности «профессионализм» у студентов первого курса медицинского вуза, является актуальным и своевременным.

В данной статье представлены результаты, полученные в ходе проведения свободного ассоциативного эксперимента среди студентов первого курса лечеб-

ного факультета. Данная группа студентов соотносится с категорией «адепты» согласно классификации стадий профессионализма по Климову.

На основе анализа структуры и содержания ассоциативного поля слова-стимула «профессионализм» нами были следующие выводы.

«Профессионализм» в сознании студентов-первокурсников активно формируется и находится в процессе своего становления и представляется ими как сложное многоуровневое, системно организованное, многокомпонентное понятие.

Основную смысловую нагрузку в концепции профессионализма у первокурсников несут факторы и средства, необходимые для его достижения, равно как и качества личности, её свойства, без которых невозможно овладение требуемым уровнем профессии. В свою очередь, можно говорить о высоком уровне мотивации студентов, в сознании которых активно актуализирована результативная сфера, доступная при условии овладения высокими профессиональными навыками.

Ключевые слова: профессионализм, профессиональный уровень, личность, ассоциативный эксперимент, обыденное сознание, образовательный процесс.

Tamdiudiscendumest, quamdiuvivis Учиться нужно столько, сколько ты живешь (Сенека)

Проблема отношения людей к профессионализму актуальна в значительной мере на современном этапе развития общества, поскольку также остро актуальна проблема непрофессионализма, о чём свидетельствуют многочисленные ошибки управления, аварии и периодически случающиеся техногенные катастрофы [1]. Излишне, безусловно, говорить о последствиях непрофессиональных действий в

области медицинской практики, где от качества и уровня выполняемой работы напрямую зависит жизнь и состояние здоровья многочисленных пациентов.

Отношение к профессиональной трудовой деятельности, как известно, является одной из важнейших сторон личности. Посколькусовременное общество предъявляет к личности высокие требования и ориентировано прежде всего на личностьконкурентоспособную, формирование и достижение высокого уровня профессионализма субъектом является его приоритетной задачей.Среди огромного количества претендентов выбор останавливают, разумеется, на тех, кто владеет наивысшим уровнем профессионализма. Соответствующий уровень предполагает качественную характеристику субъекта труда, отражающую высокиепоказатели развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, адекватныепри-тязания и мотивации, профессиональные ориентации, направленные на развитие специалиста-профессионала.

Е.А. Климов предлагает следующие стадии профессионального развития: 1) стадия оптации - подготовка к труду, выбор профессии, профессиональное самоопределение; 2) стадия адепта - профессиональная подготовка, получение профессии, специальности; 3) стадия адаптанта - начало профессиональной деятельности, вхождение в профессиональное сообщество; 4) стадия интернала - вхождение в профессиональное сообщество в качестве полноправного её члена, становление равным среди равных; 5) стадия мастера - работник начинает выделяться на общем профессиональном фоне, становится лучшим среди равных; 6) стадия авторитета - работник становится лучшим среди мастеров; 7) стадия наставника -высший уровень развития любого специалиста, работник становится учителем, передающим свой опыт ученикам [2].

Основы профессиональной культурыбудущего специалиста закладываются в процессе получения высшего профессионального образования. Следует отметить, что система образования и подготовка кадров профессионалов имеет особое социокультурное значение. «Именно эти кадры являются важнейшими компонента-

ми современного общества и обеспечивают перспективу развития, социальное благополучие населения, общественную стабильность» [3,44].

Развитие личности невозможно без формирования профессионализма, без воспитания профессиональных качеств, без становления позиций будущего специалиста. Как особое психологическое состояние личности, профессионализм следует понимать не просто как высший уровень знаний, умений и навыков человека в определенной области деятельности, но и как определенную системную организацию сознания и психики человека. Как следствие, важным фактором профессионализма можно назвать формирование целостной личности специалиста-профессионала.

Начало практической реализации такой образовательной ценности, как «профессионализм» соотносится с начальным этапом обучения, который, как известно, является весьма сенситивным в отношении формирования в сознании студентов ценностей, смыслов, основных правил и норм будущей профессии. В этот период студенты воспринимают предлагаемые им ценности через свои личные представления и понятия, через призму своего жизненного опыта. В обыденном сознании представления являются тем ориентиром, которому следуют в повседневной жизни. Особое значение имеют ценностные ориентации личности, совокупность и содержание которых является этическим регулятором поведения и своеобразным вектором жизнедеятельности человека. Поэтому исследование, направленное на выявление особенностей содержания образовательной ценности «профессионализм» у студентов первого курса медицинского вуза, на наш взгляд, является актуальным и своевременным.

Материалом для данного исследования служат данные, полученные в результате проведённого свободного ассоциативного эксперимента методом письменного опроса (анкетирования) на базе списка, включающего 15 слов-стимулов. Собственно, процедура ассоциативного эксперимента направлена на выявление ассоциативных связей, которые репрезентируют неосознаваемые слои образов на-

шего сознания и являются отражением процессов, происходящих в глубинных слоях человеческой психики[4]. В эксперименте принимали участие 115 студентов первого курса лечебного факультета в возрасте 18-19 лет, которых можно соотнести с категорией «адепты», исходя из вышеуказанной классификации стадий профессионализма по Климову. В соответствии с целью исследования нами были отобраны и проанализированы ассоциаты респондентов на слово-стимул «профессионализм».

В ходе анализа экспериментальных данных в структуре ассоциативного поля слова-стимула «профессионализм» были выявлены следующие смысловые группы:

1) результирующие факторы профессионализма;

2) факторы, средства, необходимые для формирования профессионализма;

3) качества, необходимые для формирования профессионализма;

4) понятийная сфера профессионализма;

5) социально-коммуникативнаянаправленность профессионализма.

Прежде всего, следует отметить, что понятие профессионализма отражено в языковом сознании студентов как сложноорганизованное многомерное системное понятие, которое отнюдь не линейно, но включает в себя совокупность элементов, находящихся друг с другом во взаимосвязях причинно-следственного, взаимоподчинённого характера. Это, безусловно, свидетельствует о том, что студенты первого курса рассматривают профессионализм как сложный процесс, включающий в себя необходимые компоненты, факторы и средства, которыми им предстоит овладеть для достижения высокого уровня профессионализма, а также качеств, важных для реализации успешной профессиональной деятельности.

Структура смыслового поля «результирующие факторы профессионализма» неоднородна и представлена несколькими семантическими зонами. С одной стороны, можно выделить такие реакции, как уважение, успех, высокое положение в обществе, непосредственно соотносящиеся с социальным статусом профессиона-

ла, с другой - деньги, доход, как составляющие материального благополучия высококвалифицированной личности. Результатом приобретённого практического опыта специалиста (праксис профессионала [1, 50]) являются, по мнению респондентов, навыки, умение, точность, чёткость действий, высококвалифицированная помощь больному. К собственно качественным показателям деятельности профессионала относятсявысокие профессиональные навыки, мастерство и пер-фекционизм. Таким образом, студентами ясно осознаются желаемые результаты профессионализма, которые они хотят получить. Данные результаты, с одной стороны, являются социально ориентированными, а с другой - носят утилитарно практический и личностный характер.

Смысловое поле «факторы, средства, необходимые для формирования профессионализма» включает в себя такие ассоциаты, как приобрести, достигнуть, достижение, повышение, совершенствуется, постоянное развитие, что говорит о понимании формирования профессионализма, как трудоёмкого, пролонгированного процесса, протекающего в пространстве и времени (годы)[5], требующего вложения соответствующего труда, получения необходимых знаний икоррели-рует в сознании студентов с более ёмкими понятиями «образование» и «наука».

В смысловом поле «качества, необходимые для формирования профессионализма» обращают на себя внимание такие реакции, как ответственность, дисциплина, железный, решительность, самоотдача, старания, устойчивость[8]. Данные качества являются свойствами личности, формирующимися при активном использовании волевой сферы с повышенным уровнем саморегуляции[6]. Преобладание волевых качеств говорит о выраженной направленности на повышение своего профессионального уровня, высокой мотивации, а также готовности действовать и реализовывать необходимые задачи на практике. Кроме того, студенты акцентируют своё внимание и на интеллектуальных качествах личности, которые необходимы для становления специалиста-профессионала, о чём свидетельствуют следующие ассоциаты: ум, умный человек, интеллект. Также студентами отмече-

ны высокоморальные качества личности, отражающие нравственную сущность человека: долг, гуманность, мудрость, справедливость[7].

Смысловая группа «понятийная сфера профессионализма, номинативные понятия» задает контекст развитию процесса профессионализма, в котором студенты, получая знания, умения, навыки, опыт, идентифицируют себяс конкретной сферой профессиональной деятельности, а именно в области медицинской практики, о чём свидетельствуют такие реакции, как врач, специалист, хирург, кардиохирург.

«Социальная направленность профессионализма» - смысловая группа, к которой отнесены такие реакции, как клан, коллега, коммуникация, сотрудники, интернет, в разговоре имеет меньшую представленность в сознании студентов по сравнению с вышеперечисленными смысловыми группами, соотнесёнными с факторами, средствами, результатами профессионализма и качествами, необходимыми для него.Из чего следует, что в сознании студентов профессионализм формируется в большей степени как индивидуальное понятие, направленное на себя, нежели как коллективное или коллегиальное. Таким образом, социальный аспект, понятия коллектива как условия, необходимого для развития, работы, приобретения профессиональных навыков еще не актуализированы в сознании будущих медиков. Это объясняется, в первую очередь возрастом и особенностями их жизненного периода, где главной задачей является получение образования при отсутствии непосредственной рабочей обстановки, где они могли бы тесно контактировать и приобретать навыки коллективной работы, осознавая её значимость.

Результаты, полученные в ходе проведённого исследования, наглядно демонстрируют, что понятие «профессионализм» в сознании студентов- первокурсников активно формируется и находится в процессе своего становления, а не является статичным и завершённым. Профессионализм представляется ими как сложное многоуровневое, многокомпонентное понятие, системно организованное, что свидетельствует об осмысленности и высокой степени осознанности данного фено-

мена в сознании. Основную смысловую нагрузку в концепции профессионализма у первокурсников несут факторы и средства, необходимые для его достижения, равно как и качества личности, её свойства, без которых невозможно овладение требуемым уровнем профессии. Таким образом, мы можем говорить о выраженной направленности в сознании студентов на непосредственный образовательный процесс, являющийся главным условием достижения профессионализма. Кроме того, активно актуализированная сфера результата, который будет доступен при условии овладения профессионализмом, свидетельствует о выраженной потребности и высоком уровне мотивации в сознании студентов первого курса медицинского вуза.

Конфликт интересов отсутствует.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Иванченко Г.В. Творчество, профессионализм, духовность: имплицитные концепции// Г.В. Иванченко, М.Ю. Казарян, Н.В. Кошелева. - М.: Смысл, 2012. С. 192

2. Климов Е.А. Пути в профессионализм (психологический взгляд): Учебное пособие // Е.А. Климов. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. С. 320

3. Дружилов С.А. Критерии эффективности профессионалов в условиях совместной деятельности // Объединённый научный журнал. М.: Тезарус, 2001. №22. С.44-45

4. Кечина Э.А. Национально-культурная специфика ценностных ориентаций в языковом сознании носителя языка (на материале русского и арабского языков): автореф. дис. канд. филол. наук. - М., 2012. С.10

5. Насекина С.Н. Психология профессионального образования // Сборник статей II Международной научно-практической конференции «Психолого- педа-

гогические основы профессионального формирования личности в условиях перехода к двухуровневой модели образования». Пенза, 2009. С.181

6. Гришенина Ю.А. Национальные особенности образа мира и их проявления в речевой деятельности российских, индийских и африканских студентов: автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 2009. С. 10

7. Левина М.А.Культурообразующие основы профессиональной подготовки студентов медицинского университета:автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2012. С.15

8. Парамонов Д.Ю. Психологические основы профессионального развития личности. Электронный научный журнал «Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие». Выпуск 3, 2015. С. 109

Насекина Светлана Николаевна - старший преподаватель кафедры латинского языка и русского языка, Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова, ул. Высоковольтная, 9, 390026, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: nasekina@inbox.ru

Гришенина Юлия Алексеевна - кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры латинского языка и русского языка, Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова, ул. Высоковольтная, 9, 390026, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: grishenina@inbox.ru

Левина Мария Андреевна - кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры латинского языка и русского языка, Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова, ул. Высоковольтная, 9, 390026, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: levinmariya@yandex.ru

Кечина Элина Алексеевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры латинского языка и русского языка, Рязанский государственный медицин-

ский университет им. акад. И.П. Павлова, ул. Высоковольтная, 9, 390026, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: kechina172@inbox.ru

© Nasekina S.N., Grishenina Y.A., Levina M.A., Kechina E.A., 2018 PECULIARITIES OF EDUCATIONAL VALUE "PROFESSIONALISM" IN THE FIRST YEAR MEDICAL STUDENTS' CONSCIOUSNESS

Nasekina S.N., Grishenina Y.A., Levina M.A., Kechina E.A. Ryazan state medical University, st. Vysokovol'tnaya, 9, 390026, Ryazan, Russian

Federation

Abstract. Modern society imposes high requirements to the personality.First of all, it is geared to the employee with a strong performance of professional strength and competencies.Optimum combination of these qualities ensures a stablespecial-ist'scompetitiveness in the labor market.

The basis of professional growth of the personality is laid at the initial stage of training in the course of which some ideas of values, meanings, the basic rules and standards of the chosen profession are formed in the students' consciousness.

Further the set and the content of the personal value system are used as the ethical behavior regulator and a peculiar life vector. Therefore as authors consider, the research aimed to the revelation of peculiarities of the educational value "professionalism" at first-year medical students is up-to-date and timely.

The article provides the results of a free associative experiment among the first-year medical students. Based on the analysis of thestructure and the content of the associative field of the stimulus word "professionalism" the authors drew the following conclusions.

In the first-year students' consciousness the "professionalism" is represented as a complex, multilevel, multicomponent concept.

The factors, means also personal qualitiesproviding the learning of the profession convey the main meaning.

Key words: professionalism, professional level, personality, associative experiment, ordinary consciousness, educational process.

Tamdiu discendum est, quamdiu vivis We should learn as long as we may live (Seneca)

The problem of people's attitude to professionalism is majorly topical even at the present stage of social development, because the problem of non-professionalism is also acute, as evidenced by numerous mistakes in management, accidents and periodically occurring technogenic catastrophes [1]. Of course, it's needless to talk about the consequences of unprofessional actions in the medical field, where the life and health of numerous patients directly depends on the quality and level of the performed work.

As we know the attitude to a professional work is the key aspect of the personality. Since modern society makes high demands on the individual and is mostly oriented to a competitive personality, the formation and achievement of a high level of professionalism by a subject turns out to be a priority task. Among an enormous number of applicants, the choice is fixed on those who have the highest level of the professionalism. The appropriate level assumes the qualitative characteristic of the person reflecting a strong performance of the professional qualities and personality traits, the suitable claims, motivation and the vocational guidance.

E. Klimov offers the following professional growth stages:

1. The optation stage. It is a training, a career choice, a professional identity.

2. The adherent stage. It is a vocational training, a specialty obtaining.

3. The adaptant stage is the beginning of the professional activity, an entry into a professional community.

4. The internat stage is an entry into a professional community as its full member, becoming one among equals.

5. The expert stage is the one when the worker stands out against a professional background becoming the best among equals.

6. The authority stage. The worker becomes the best among experts.

7. The mentor's stage is the highest level of any specialist's development. The worker becomes the teacher sharing the experience to students [2].

The basis of the future expert professional culture is laid in the course of the higher education. It should be noted that the education system and the professional training has a special sociocultural value. "This personnel is the most important component of modern society who provide a development perspective, a social well-being and a public stability" [3,44].

The personality development is impossible without the professionalism formation, without professional qualities. As special psychological condition of the personality the professionalism should be understood not just as the highest level of knowledge and skills in some field of work, but also as a certain organization of human consciousness and mentality. As a result an important factor of professionalism is a specialist's making.

The implementation of the educational value "professionalism" correlates with the initial training stage. The formation of values, meanings, basic rules and standards of future profession is a very sensitive period. During this period students perceive the suggested values through the personal ideas, through the lens of their life experience. In ordinary consciousness their views and ideas are that reference point they follow in everyday life. Personal value system is of particular importance. Their set and contents are the ethical behavior regulator and a particular life vector. Therefore the research, in our opinion, aimed to the revelation of peculiarities of the educational value "professionalism" at the first-year medical students is up-to-date and timely.

Source material for this research is the data resulting from the free associative experiment made by written questionnaire based on the 15 stimulus words list. The associative experiment is aimed to the revelation of associative bonds representing unconscious layers of symbols of the consciousness and reflecting the processes happening in deep layers of human mind [4]. 115 first-year medical students aged 18 to 19 corresponding to the "adherent" stage (see the above mentioned classification by Klimov) participated in this experiment. According to a research goal we have selected and analyzed respondents' associates on the stimulus word "professionalism".

During the experimental data analysis of the stimulus word "professionalism" we've revealed the following semantic groups:

1. Resulting factors of professionalism.

2. Factors, means necessary for professionalism formation.

3. Qualities necessary for professionalism formation.

4. Notional field of professionalism.

5. Social and communicative focus of professionalism.

First of all, it should be noted that the notion of professionalism is reflected in students' language consciousness as a complex multilateral concept including a set of elements with cause-effect relations. It, surely, shows that the first-year students consider professionalism as a complex process including necessary components, factors and means which they are going to acquire for a high level of professionalism and also the qualities important for realization of successful work.

The structure of the semantic field "resulting factors of professionalism" is nonuniform, it represents some semantic zones. On the one hand it is possible to allocate such responses as respect, success, a high station in society corresponding to the social status of the professional, on the other hand money, income as components of material welfare of the highly skilled personality. Skills, ability, accuracy, clearness of actions, the highly skilled help to the patient are, according to respondents, the result of the practical experience of the specialist (the professional praxis [1,50]). High profes-

sional skills, mastership and perfectionism belong to quality indicators of the professional activity. Thus, the intended effect of professionalism students want to acquire isn't lost on them. On the one hand, these results are socially oriented and on the other hand they're practical and personal.

The semantic field "factors, means necessary for professionalism formation" includes such associates as to get, to attain, attainment, promotion, to improve oneself, constant development. It speaks about an understanding of professionalism formation as the labor-intensive, time-taking process, happening in space and time (years) [5], demanding a work inclusion of effort, acquiring of necessary knowledge that corresponds to more succinct concepts as education and science.

Such reactions as responsibility, discipline, iron, determination, dedication, efforts, stability stand out in the semantic field "the quality necessary for professionalism formation"^]. These qualities are the personality attributes which are formed at active use of volition with the higher self-control level [6]. The dominance of volitional powers speaks about the orientation to rise of the professional level, high motivation and also readiness to work and to realize necessary tasks in practice. Besides, students draw their attention to intellectual qualities. Such responses as mind, the clever person, intelligence prove it well. Duty, humanity, wisdom, justice have been mentioned by students as high-toned qualities reflecting the moral essence of the person [7].

The semantic group " notional field of professionalism" sets the context to the professionalism development in which students, gaining knowledge, abilities, skills, experience, identify themselves with the precise professional sphere (in the medical field). Such associates as doctor, expert, surgeon, heart surgeon show it well.

The semantic group "social and communicative focus of professionalism " comprising such reactions as clan, colleague, communication, employees, Internet, in the course of conversation has smaller representation in the students' consciousness in comparison with the above-mentioned semantic groups referred to the factors, means, results of professionalism. As we see, in the students' consciousness the professionalism

is formed more as the individual concept aimed to oneself than as a collective concept. Thus, social aspect, team concepts as the conditions necessary for development, work and acquisition of professional skills isn't actualized yet in the future physicians' consciousness. It may be explained first of all by age and their life features where the main task is education due to the absence of practice where they could contact and develop skills of teamwork.

The results of our research demonstrate that the concept "the professionalism" in the first-year students' consciousness is still ongoing, it isn't static or accomplished. They understand the professionalism as a complex, multilevel, multicomponent concept. It demonstrates sense of purpose and awareness of this phenomenon. The factors, means also personal qualities providing the learning of the profession convey the main meaning. Thus, the key element of the professionalism achievement in the students' consciousness is the educational process. Besides, the group of resulting factors testifies to the requirement and a high motivation level in the first-year medical students' consciousness.

There is no conflict of interest.

REFERENCES:

1. Ivanchenko GV. Tvorchestvo, professionalizm, duhovnost: implicitnyekon-cepcii [Creativity, professionalism, spirituality]. Moscow: Smysl; 2012. P. 192. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Klimov EA. Puti v professionalizm (psihologicheskij vzglyad) [Ways to professionalism (psychological view)]. Moscow: Moskovskij psihologo-social'nyj institut: Flinta; 2003. P. 320. (in Russian)

3. Druzhilov SA. Kriterii ehffektivnosti professionalov v usloviyah sovmestnoj deyatel'nosti [The efficiency criteria ofprofessionals in conditions of the joint activity]. Moscow: Tezarus; 2001. № 22. P.44-5. (in Russian)

4. Kechina EA. Nacional'no-kul'turnaja specifika cennostnyh orientacij v jazy-kovom soznanii nositelja jazyka (na material russkogo I arabskogo jazykov) [National and cultural specificity of valuable orientations in the Language consciousness of a native speaker (on the base of Russian and Arabic languages)].Cand.Diss.(Phil. Sci.).Moscow; 2012.(in Russian)

5. Nasekina SN. Psihologiya professional'nogo obrazovaniya. [Psychology of professional education]. In:Psihologo - pedagogicheskie osnovy professional'nogo for-mirovaniya lichnosti v usloviyah perekhoda k dvuhurovnevoj modeli obrazovaniya: sb.nauch. st.II Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii[Psychological and pedagogical bases of the personality professional formation in the conditions of transition to two-level model of education: collected papersof the 2nd Int. Conf.] .Penza; 2009. P.181.(in Russian)

6. Grishenina YuA. Nacional'nye osobennosti obraza mira I ih proyavleniya v rechevoj deyatel'nosti rossijskih, indijskih I afrikanskih studentov[National peculiarities of the world image and their manifestations in the speech of Russian, Indian and African students].Cand.Diss.(Psyc. Sci.). Moscow; 2009.(in Russian)

7. Levina MA. Kulturoobrazuyushchiye osnovy professional'noj podgotovki studentov medicinskogo universiteta [Culture forming basics of vocational training of students of the medical university]. Cand.Diss. (Ped. Sci.).Moscow; 2012.(in Russian)

8. Paramonov DYu. Psihologicheskie osnovy professional'nogo razvitiya lichnosti [Psychological bases of the personality professional development]. Elektronny jnauch-nyj zhurnal «Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdorov'e, adaptaciya, razvitie»[The online scientific magazine "The personality in the changing world: health, adaptation, development"]. 2015.Issue3 :P. 109.(in Russian)

Nasekina Svetlana Nikolaevna - senior lecturer of Latin and Russian Languages department of the Ryazan State Medical University named after the academician I.P.Pavlov, Vysokovoltnaya Str. 9, 390026, Ryazan, Russian Federation,

e-mail: nasekina@inbox.ru

Grishenina Yulia Alekseevna - PhD in psychological sciences, senior lecturer of Latin and Russian Languages department of the Ryazan State Medical University named after the academician I.P.Pavlov, Vysokovoltnaya Str. 9, 390026, Ryazan, Russian Federation, e-mail: grishenina@inbox.ru

Levina Mariya Andreevna - PhD in pedagogical sciences, senior lecturer of Latin and Russian Languages department of the Ryazan State Medical University named after the academician I.P.Pavlov, Vysokovoltnaya Str. 9, 390026, Ryazan, Russian Federation, e-mail: levinmariya@yandex.ru

Kechina Elina Alekseevna - PhD in philological sciences, associate professor of Latin and Russian Languages department of the Ryazan State Medical University named after the academician I.P.Pavlov, Vysokovoltnaya Str. 9, 390026, Ryazan, Russian Federation, e-mail: kechina172@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.