Научная статья на тему 'Особенности адаптационных ресурсов студентов вузов с ограниченными возможностями здоровья'

Особенности адаптационных ресурсов студентов вузов с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
222
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / АДАПТАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ADAPTATION RESOURCES / ЛИЦА С ОВЗ / ИНВАЛИДИЗАЦИЯ / DISABILITY / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД / PERSONAL APPROACH / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОВЗ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MODERN EDUCATION / PERSONS WITH HIA / VOCATIONAL EDUCATION OF PERSONS WITH HIA

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Разживина Марина Игоревна, Уланова Наталья Николаевна

В данной статье раскрывается актуальность работ, направленных на изучение особенностей адаптационных студентов медицинского вуза с ограниченными возможностями здоровья. Немаловажным при этом становится вопрос адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к новым условиям и требования, которые предъявляются к ним со стороны общества. Эта необходимость возникает в связи с существенным изменением личности больного, которому зачастую приходится сталкиваться с особым отношением. В статье подчеркивается важность исследования адаптационного ресурса лиц с ограниченными возможностями здоровья именно в студенческой среде, так как кроме проблем в адаптации к социуму, им приходится сталкиваться еще и с адаптацией к образовательной среде вуза, в котором они обучаются. Раскрывается важность вопроса профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и в связи с этим необходимыми подходами в данном направлении представляются личностный и деятельностный. В работе описаны категории лиц, имеющие возможность обучения в медицинских вузах такие как: слепые, слабовидящие, глухие и слабослышащие, слепоглухие, лица с тяжелыми нарушениями речи и лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Представленная статья описывает возможности использования данных, полученных в ходе перспективного исследования особенностей адаптации студентов вуза, имеющих ограниченные возможности здоровья. В дальнейшем представляется возможной работа, направленная на расширение возможностей личностного и профессионального роста, повышения уровня мотивации, формирование положительного образа будущего, кроме этого особую актуальность приобретает разработка обучающих программ для преподавателей, работающих со студентами с ОВЗ высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Разживина Марина Игоревна, Уланова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF ADAPTATION RESOURCES OF STUDENTS OF HIGH SCHOOLS WITH RESTRICTED HEALTH POSSIBILITIES

This article reveals the relevance of the work aimed at studying the characteristics of the adaptation students of a medical college with limited health opportunities. Important in this case is the issue of adaptation of persons with disabilities (HIA) to the new conditions and the requirements that are imposed on them by society. This need arises due to a significant change in the personality of the patient, who often has to deal with a special relationship. The article emphasizes the importance of studying the adaptive resource of people with disabilities in the student environment, as well as the problems in adaptation to the society, they also have to face adaptation to the educational environment of the university where they study. The importance of the issue of vocational education for persons with disabilities is disclosed and, in this connection, necessary and appropriate approaches in this direction are personal and activity-oriented. The work describes categories of people who have the opportunity to study in medical universities such as: blind, visually impaired, deaf and hard of hearing, deaf-blind, persons with severe speech disorders and persons with impaired musculoskeletal system. The presented article describes the possibilities of using the data obtained in the course of a prospective study of the adaptation features of university students with limited health opportunities. In the future, it seems possible to work to expand the opportunities for personal and professional growth, increase the level of motivation, create a positive image of the future, in addition, the development of training programs for teachers working with students with HIA of higher educational institutions is becoming especially topical.

Текст научной работы на тему «Особенности адаптационных ресурсов студентов вузов с ограниченными возможностями здоровья»

DOI:10.23888/humJ20182322-332

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Разживина М. И., Уланова Н. Н.

Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова

Аннотация. В данной статье раскрывается актуальность работ, направленных на изучение особенностей адаптационных студентов медицинского вуза с ограниченными возможностями здоровья. Немаловажным при этом становится вопрос адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к новым условиям и требования, которые предъявляются к ним со стороны общества. Эта необходимость возникает в связи с существенным изменением личности больного, которому зачастую приходится сталкиваться с особым отношением.

В статье подчеркивается важность исследования адаптационного ресурса лиц с ограниченными возможностями здоровья именно в студенческой среде, так как кроме проблем в адаптации к социуму, им приходится сталкиваться еще и с адаптацией к образовательной среде вуза, в котором они обучаются. Раскрывается важность вопроса профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и в связи с этим необходимыми подходами в данном направлении представляются личностный и деятельностный.

В работе описаны категории лиц, имеющие возможность обучения в медицинских вузах такие как: слепые, слабовидящие, глухие и слабослышащие, слепоглухие, лица с тяжелыми нарушениями речи и лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Представленная статья описывает возможности

ЯШ

использования данных, полученных в ходе перспективного исследования особенностей адаптации студентов вуза, имеющих ограниченные возможности здоровья. В дальнейшем представляется возможной работа, направленная на расширение возможностей личностного и профессионального роста, повышения уровня мотивации, формирование положительного образа будущего, кроме этого особую актуальность приобретает разработка обучающих программ для преподавателей, работающих со студентами с ОВЗ высших учебных заведений.

Ключевые слова: адаптация, адаптационные ресурсы, лица с ОВЗ, инвалидизация, личностный подход, профессиональное образование лиц с ОВЗ, современное образование.

PECULIARITIES OF ADAPTATION RESOURCES OF STUDENTS OF HIGH SCHOOLS WITH RESTRICTED HEALTH POSSIBILITIES

Razzhivina M.I., Ulanova N.N.

Ryazan State Medical University

Abstract. This article reveals the relevance of the work aimed at studying the characteristics of the adaptation students of a medical college with limited health opportunities. Important in this case is the issue of adaptation of persons with disabilities (HIA) to the new conditions and the requirements that are imposed on them by society. This need arises due to a significant change in the personality of the patient, who often has to deal with a special relationship.

The article emphasizes the importance of studying the adaptive resource of people with disabilities in the student environment, as well as the problems in adaptation to the society, they also have to face adaptation to the educational environment of the university where they study. The importance of the issue of vocational education for

у

persons with disabilities is disclosed and, in this connection, necessary and appropriate approaches in this direction are personal and activity-oriented.

The work describes categories of people who have the opportunity to study in medical universities such as: blind, visually impaired, deaf and hard of hearing, deaf-blind, persons with severe speech disorders and persons with impaired musculoskeletal system. The presented article describes the possibilities of using the data obtained in the course of a prospective study of the adaptation features of university students with limited health opportunities. In the future, it seems possible to work to expand the opportunities for personal and professional growth, increase the level of motivation, create a positive image of the future, in addition, the development of training programs for teachers working with students with HIA of higher educational institutions is becoming especially topical.

Key words: adaptation, adaptation resources, persons with HIA, disability, personal approach, vocational education of persons with HIA, modern education.

На сегодняшний день необходимость исследования адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья связана с особенностями социально-экономического положения государства.

Рост числа инвалидов и лиц с ОВЗ, вносит определенные коррективы как в жизнь людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, так и в жизнь общества в целом. На данном этапе создаются условия для адаптации студентов с ОВЗ в различных социальных институтах, в том числе в сфере образования. Человек, имеющий какие-либо проблемы со здоровьем, вынужден мириться с тем, что не может жить полноценной жизнью и чувствовать ограничения со стороны социума. Если инвалидизация наступает не в детстве, а более взрослом возрасте, то помимо различного рода ограничений, человеку приходится столкнуться с тем, что разрушаются привычные стереотипы поведения, выработанные в процессе

Электронный научный журнал ¡Щ

«ЛИЧНОСТЬ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ: ЗДОРОВЬЕ, АДАПТАЦИЯ, РАЗВИТИЕ» www.humjournal.rzgmu.ru / E-mail: [email protected]

прошлого опыта, изменяется система ценностей и эталонов, образ будущего также претерпевает изменения. Существенно перестраивается личность больного и возникает серьезная проблема - проблема адаптации к новым условиям жизни. В ситуации продолжающейся адаптации к условиям заболевания, у студента-первокурсника добавляется необходимость адаптироваться к новой образовательной среде [1].

В современных вузах создаются все условия для всестороннего развития личности. Помимо освоения учебной программы, студентам предоставляется возможность реализовать себя в научном, спортивном, культурно-массовом направлении. Для детей с ОВЗ данная возможность становится огромным адаптационным ресурсом. Такие мероприятия предоставляют студенту возможность расширения контактов, появления новых социальных ролей, реализации научного и спортивного потенциала, что в свою очередь создает условия для личностного роста.

Несмотря на многочисленные исследования и обмен опытом по проблемам предоставления высшего образования инвалидам в России данная проблема характеризуется низкой степенью разработанности, в отличие от предоставления образования инвалидам за рубежом [4] .

Профессиональное образование лиц с ОВЗ - важная сфера, позволяющая им приобрести самостоятельность и экономическую независимость, адаптироваться и интегрироваться в общество [1].

Можно выделить следующие категории лиц с ОВЗ, имеющие возможность обучения в медицинских вузах: слепые, слабовидящие, глухие и слабослышащие, слепоглухие, лица с тяжелыми нарушениями речи и лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В современном образовательном учреждении одной из основных задач является подготовка конкурентоспособного специалиста. Учитывая специфику нарушений, необходимо создавать индивидуальные условия для оптимальной адаптации, исходя из возможностей конкретного студента.

Для решения этой задачи необходимы новые образовательные технологии, ориентированные на сочетании двух подходов: личностного и деятельностного. При их реализации анализу подвергается деятельность студента с учетом его личных потребностей и способностей. Как показывают исследования в области психологии инвалидности, студенты с ОВЗ зачастую имеют слабую мотивацию к обучению, низкий уровень познавательной активности.

Конечным результатом работы в данном направлении может стать разработка рекомендаций, направленных на повышение адаптационных возможностей обучающихся с ОВЗ с помощью вовлечения их в широкий круг направлений деятельности вуза. Именно понятие личностного потенциала неразрывно связано с понятием адаптации и подразумевает сложные механизмы совладания с изменчивой действительностью - не только приспособление к заданным условиям, но и готовность к их изменению и способность к самостоятельному созданию необходимых условий. Способность человека выполнять задуманное вне зависимости от внешних условий, в том числе в неблагоприятных условиях, является неоспоримой ценностью как во многих областях профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни [7].

Предварительный анализ научных источников, позволяет сделать вывод о том, что на современном этапе обнаруживается недостаточное количество исследований, которые позволили бы детально рассмотреть психологические возможности к саморазвитию, личностному и профессиональному росту, а также особенности адаптационных процессов как возможности оптимальной интеграции в социум у студентов медицинского вуза, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Необходимо более детально рассмотреть особенности личностных возможностей студентов с ОВЗ, их способность к самореализации, а также к личностному и профессиональному развитию. В связи с тем, что в современном научном обществе достаточно остро стоит вопрос исследования физиологических, лично-

Электронный научный журнал

«ЛИЧНОСТЬ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ: ЗДОРОВЬЕ, АДАПТАЦИЯ, РАЗВИТИЕ» J

www.humjournal.rzgmu.ru / E-mail: [email protected]

стных и индивидуально-психологических особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, необходимо исследовать широкий диапазон конструктов, входящих в структуру адаптации индивида, как возможности оптимальной интеграции в социум.

В настоящее время недостаточно изучена проблема психологических адаптационных ресурсов студентов с ОВЗ, позволяющих успешно встроиться в систему высшего образовательного учреждения. Работа в данном направлении позволит решить ряд задач, связанных с представленной проблемой.

Дальнейшее изучение особенностей личностных возможностей студентов, имеющих ограничения по состоянию здоровья или инвалидность, их способности к самореализации, а также перспективу к личностному и профессиональному развитию в медицинской сфере, кроме этого новые данные могут быть использованы в работе со студентами с ОВЗ, для расширения возможностей личностного и профессионального роста, повышения уровня мотивации, формирование положительного образа будущего.

Исследования в данной области дадут возможность разрабатывать обучающие программы для преподавателей, работающих со студентами с ОВЗ высших учебных заведений.

Конфликт интересов отсутствует.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ:

1. Апушкина А.Ю., Разживина М.И., Уланова Н.Н. Актуальность исследования особенностей личностного потенциала студентов медицинского вуза с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / А.Ю. Апушкина, Н.Н. Уланова, М.И. Раживина // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2017 т.5 №4 (19). Режим доступа: http://humjournaLrzgmu.ru/art&id=293 (дата обращения: 12.05.2018).

2. Инвалид в современном обществе: теория и практика современных исследований: монография / Яковлева Н.В., Фролов А.И., Уланова Н.Н., Шишкова И.М., Яковлев В.В. // Под общей редакцией Н.В. Яковлевой. - Рязань: РязГМУ, 2016. - 188с.

3. Кальгин Ю. А. Современные подходы к формированию психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования инвалидов в вузе // Вестник МГЛУ. Выпуск 16 (622). С. 119-132

4. Личностный потенциал. Структура и диагностика: монография / А. Ж. Аверина, Л. А. Александрова, И. А. Васильев, Т. О. Гордеева, А. И. Гусев, О. Е. Дергачева, Г. В. Иванченко, Е. Р. Калитеевская, М. В. Курганская, А. А. Лебедева, Д. А. Леонтьев, Е. Ю. Мандрикова, О. В. Митина, Е. Н. Осин, А. В. Плотникова, Е. И. Рассказова, А. Х. Фам, С. А. Шапкин / Под ред. Д.А. Леонтьева: Смысл; Москва; 2011. - 190 с.

5. Уланова Н.Н. Проблема исследования отношения к здоровью у медицинских работников // International scientific-practical congress of pedagogues psychologists and medics [Text]: materials of proceedings of the International Scientific and Practical Congress. 2015 June'5/ P. 130-132.

6. Яковлева Н.В., Уланова Н.Н., Шишкова И.М. Обзор психологических исследований инвалидности [Электронный ресурс] /Н.В. Яковлева, Н.Н. Уланова, И.М. Шишкова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2016. № 2 (13). Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=204 (дата обращения: 05.05.2018).

7. Уланова Н.Н. Подходы к исследованию психологических особенностей личности инвалидов [Электронный ресурс] / Н.Н. Уланова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2016. № 3 (14). Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=225 (дата обращения: 15.05.2018).

REFERENCES:

1. Apushkina A.U., Razzhivina M.I., Ulanova N.N. Aktual'nost' issledovaniya osobennostej lichnostnogo potenciala studentov medicinskogo vuza s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Urgency of research of features of personal potential of students of medical high school with the limited possibilities of health] [Ehlektronnyj resurs] / A.U. Apushkina, N.N. Ulanova, M.I. Razhivina // Lichnost' v menyayush-chemsya mire: zdorov'e, adaptaciya, razvitie: setevoj zhurn. [Personality in a changing world: health, adaptation, development: network journal.] 2017 t.5 №4 (19). Rezhim dostupa: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=293 (data obrashcheniya: 12.05.2018). (in Russian)

2. Invalid v sovremennom obshchestve: teoriya i praktika sovremennyh issledo-vanij: monografiya [Disabled person in modern society: theory and practice of modern research: monograph ]/ YAkovleva N.V., Frolov A.I., Ulanova N.N., Spishkova I.M., Yakovlev V.V. // Pod obshchej redakciej N.V. Yakovlevoj. - Ryazan': RyazGMU, 2016. - 188s. (in Russian)

3. Kal'gin YU. A. Sovremennye podhody k formirovaniyu psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya inklyuzivnogo obrazovaniya invalidov v vuze [Modern approaches to the formation of psychological and pedagogical support for inclusive education of disabled people in the university]// Vestnik MGLU. [Bulletin of MSLU] Vypusk 16 (622). S. 119-132. (in Russian)

4. Lichnostnyj potencial. Struktura i diagnostika: monografiya [Personal potential. Structure and diagnostics: monograph]/ A. ZH. Averina, L. A. Aleksandrova, I. A. Vasil'ev, T. O. Gordeeva, A. I. Gusev, O. E. Dergacheva, G. V. Ivanchenko, E. R. Kali-teevskaya, M. V. Kurganskaya, A. A. Lebedeva, D. A. Leont'ev, E. YU. Mandrikova, O. V. Mitina, E. N. Osin, A. V. Plotnikova, E. I. Rasskazova, A. H. Fam, S. A. Shapkin / Pod red. D.A. Leont'eva: Smysl; Moskva; 2011.- 190 s. (in Russian)

5. Ulanova N.N. Problema issledovaniya otnosheniya k zdorov'yu u medicinskih rabotnikov [The problem of the study of attitudes toward health in health care work-

ers]// International scientific-practical congress of pedagogues psychologists and medics [Text]: materials of proceedings of the International Scientific and Practical Congress. 2015 June'5/ P. 130-132. (in Russian)

6. Yаkovleva N.V., Ulanova N.N., Sрishkova I.M. Obzor psihologicheskih issle-dovanij invalidnosti [A review of psychological disability studies] [Ehlektronnyj resurs] /N.V. Yakovleva, N.N. Ulanova, I.M. Shishkova // Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdorov'e, adaptaciya, razvitie: setevoj zhurn. [Personality in a changing world: health, adaptation, development: network journal.] 2016. № 2 (13). Rezhim dostupa: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=204 (data obrashcheniya: 05.05.2018). (in Russian)

7. Ulanova N.N. Podhody k issledovaniyu psihologicheskih osobennostej lichnos-ti invalidov [Approaches to the study of psychological characteristics of the personality of persons with disabilities] [Ehlektronnyj resurs] / N.N. Ulanova // Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdorov'e, adaptaciya, razvitie: setevoj zhurn. [Personality in a changing world: health, adaptation, development: network journal.] 2016. № 3 (14). Rezhim dostupa: http ://humj ournal.rzgmu. ru/art& id=225 (data obrashcheniya: 15.05.2018). (in Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Разживина Марина Игоревна - старший преподаватель кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9, e-mail: [email protected]

Уланова Наталья Николаевна - преподаватель кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здраво-

охранения Российской Федерации, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9, e-mail: na-ta.ulanova8 8@gmail. com

INFORMATION ABOUT AUTHORS:

Razhivina Marina Igorevna - senior lecturer of the department of general and special psychology with a course in pedagogy of the Federal State Budget Educational Educational Institution of Higher Education «Ryazan Acad. I.P.Pavlov Medical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation, Ryazan, Vysokovoltnaya street, 9, e-mail: [email protected]

Ulanova Natalia Nikolaevna - the teacher of the department of general and special psychology with the course of pedagogy of the Federal State Budget Educational Educational Institution of Higher Education «Ryazan Acad. I.P.Pavlov Medical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation, Ryazan, Vysokovoltnaya street, 9, e-mail: [email protected]

Дата поступления: 30.05.2018г.

Дата принятия в печать: 18.06.2018г.

ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Разживина М.И., Уланова Н.Н. Особенности адаптационных ресурсов студентов вузов с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / М.И.Разживина, Н.Н.Уланова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2018 т.6 №2 (21). Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=325 (дата обращения: чч.мм.гггг).

REFERENCE FOR CITING:

Razzhivina M.I., Ulanova N.N. Osobennosti adaptatsionnykh resursov stu-dentov vuzov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Peculiarities of adaptation re-

А

sources of students of high schools with restricted health possibilities] [Electronic resource] / M.I.Razzhivina, N.N. Ulanova // Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdo-rov'ye, adaptatsiya, razvitiye: setevoy zhurnal [Personality in a changing world: health, adaptation, development: network journal] 2018 v.6 №2 (21). Access mode: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=325 (date of reference: hh.mm.yyyy).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.