Научная статья на тему 'Актуальность исследования особенностей личностного потенциала студентов медицинского вуза с ограниченными возможностями здоровья'

Актуальность исследования особенностей личностного потенциала студентов медицинского вуза с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
397
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / АДАПТАЦИЯ / ЛИЦА С ОВЗ / ИНВАЛИДИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОВЗ / PERSONAL POTENTIAL / ADAPTATION / PERSONS WITH HIA / DISABILITY / PERSONAL APPROACH / VOCATIONAL EDUCATION OF PERSONS WITH HIA

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Апушкина Анастасия Юрьевна, Уланова Наталья Николаевна, Разживина Марина Игоревна

В данной статье раскрывается актуальность работ, направленных на изучение особенностей личностного потенциала студентов медицинского вуза с ограниченными возможностями здоровья. Приводятся статистические данные, позволяющие проследить проблему роста числа инвалидов среди молодого населения. Кроме этого, затрагивается вопрос инвалидизации и ее влияния на установки, ценности, идеалы человека, столкнувшегося с этой проблемой. Немаловажным при этом становится вопрос адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к новым условиям и требования, которые предъявляются к ним со стороны общества. Эта необходимость возникает в связи с существенным перестроением личности больного, которому зачастую приходится сталкиваться со стереотипным отношением в свой адрес. В статье подчеркивается важность исследования личностного потенциала лиц с ограниченными возможностями здоровья именно в студенческой среде, так как кроме проблем в адаптации к социуму, им приходится сталкиваться еще и с адаптацией к образовательной среде вуза, в котором они обучаются. Раскрывается важность вопроса профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и в связи с этим необходимыми подходами в данном направлении представляются личностный и деятельностный. В работе описаны категории лиц, имеющие возможность обучения в медицинских вузах такие как: слепые, слабовидящие, глухие и слабослышащие, слепоглухие, лица с тяжелыми нарушениями речи и лица с нарушениями опорнодвигательного аппарата. Представленная статья описывает возможности использования данных, полученных в ходе исследования особенностей личностного потенциала студентов медицинского вуза, имеющих ограниченные возможности здоровья. В дальнейшем представляется возможной работа, направленная на расширение возможностей личностного и профессионального роста, повышения уровня мотивации, формирование положительного образа будущего, кроме этого особую актуальность приобретает разработка обучающих программ для преподавателей, работающих со студентами с ОВЗ высших учебных заведений. Статья содержит описание целей и задач, с помощью которых будет реализовано исследование особенностей личностного потенциала, представлена методологическая база исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Апушкина Анастасия Юрьевна, Уланова Наталья Николаевна, Разживина Марина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUALITY OF RESEARCHING PECULIARITIES OF PERSONAL POTENTIAL OF STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITY WITH LIMITED HEALTHY OPPORTUNITIES

This article reveals the relevance of the work aimed at studying the characteristics of the personal potential of students of a medical college with limited health opportunities. Statistical data are given that allow one to trace the problem of increasing the number of disabled people among young people. In addition, the issue of disability and its impact on the attitudes, values, ideals of the person facing this problem is touched upon. Important in this case is the issue of adaptation of persons with disabilities (HIA) to the new conditions and the requirements that are imposed on them by society. This need arises in connection with a significant rebuilding of the patient's personality, who often has to deal with a stereotyped attitude toward himself. The article emphasizes the importance of researching the personal potential of people with disabilities in the student environment, as well as problems in adaptation to the society, they also have to face adaptation to the educational environment of the university where they study. The importance of the issue of vocational education for persons with disabilities is disclosed and, in this connection, necessary and appropriate approaches in this direction are personal and activity-oriented. The work describes categories of people who have the opportunity to study in medical universities such as: blind, visually impaired, deaf and hard of hearing, deaf-blind, persons with severe speech disorders and persons with impaired musculoskeletal system. The presented article describes the possibilities of using the data obtained in the course of research on the peculiarities of the personal potential of students of a medical college with limited health opportunities. In the future, it seems possible to work to expand the opportunities for personal and professional growth, increase the level of motivation, create a positive image of the future, in addition, the development of training programs for teachers working with students with HIA of higher educational institutions is becoming especially topical. The article contains a description of the goals and tasks with the help of which the study of the characteristics of the personal potential will be implemented, the methodological base of the research is presented.

Текст научной работы на тему «Актуальность исследования особенностей личностного потенциала студентов медицинского вуза с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 316.012

DOI:10.23888/humJ20174638-651

© Апушкина А.Ю., Разживина М.И., Уланова Н.Н., 2017 АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Апушкина А.Ю., Разживина М.И., Уланова Н.Н. Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова, ул. Высоковольтная, 9, 390026, г. Рязань, Российская Федерация

Аннотация. В данной статье раскрывается актуальность работ, направленных на изучение особенностей личностного потенциала студентов медицинского вуза с ограниченными возможностями здоровья. Приводятся статистические данные, позволяющие проследить проблему роста числа инвалидов среди молодого населения.

Кроме этого, затрагивается вопрос инвалидизации и ее влияния на установки, ценности, идеалы человека, столкнувшегося с этой проблемой. Немаловажным при этом становится вопрос адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к новым условиям и требования, которые предъявляются к ним со стороны общества. Эта необходимость возникает в связи с существенным перестроением личности больного, которому зачастую приходится сталкиваться со стереотипным отношением в свой адрес.

В статье подчеркивается важность исследования личностного потенциала лиц с ограниченными возможностями здоровья именно в студенческой среде, так как кроме проблем в адаптации к социуму, им приходится сталкиваться еще и с адаптацией к образовательной среде вуза, в котором они обучаются.

Раскрывается важность вопроса профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и в связи с этим необходимыми подходами в данном направлении представляются личностный и деятельностный.

В работе описаны категории лиц, имеющие возможность обучения в медицинских вузах такие как: слепые, слабовидящие, глухие и слабослышащие, слепо-глухие, лица с тяжелыми нарушениями речи и лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Представленная статья описывает возможности использования данных, полученных в ходе исследования особенностей личностного потенциала студентов медицинского вуза, имеющих ограниченные возможности здоровья. В дальнейшем представляется возможной работа, направленная на расширение возможностей личностного и профессионального роста, повышения уровня мотивации, формирование положительного образа будущего, кроме этого особую актуальность приобретает разработка обучающих программ для преподавателей, работающих со студентами с ОВЗ высших учебных заведений.

Статья содержит описание целей и задач, с помощью которых будет реализовано исследование особенностей личностного потенциала, представлена методологическая база исследования.

Ключевые слова: личностный потенциал, адаптация, лица с ОВЗ, инвалиди-зация, личностный подход, профессиональное образование лиц с ОВЗ.

На сегодняшний день остро стоит проблема роста уровня инвалидизации, в том числе среди молодежи. По данным Федеральной службы государственной статистики на начало 2017 года в нашей стране число инвалидов в возрасте от 18 до 30 лет составляет 552 тысячи человек [1]. Рост числа инвалидов и лиц с ОВЗ, вносит определенные коррективы как в жизнь людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, так и в жизнь общества в целом. Человек, имеющий ка-

кие-либо ограничения по состоянию своего здоровья, вынужден мириться с тем, что не может жить полноценной жизнью и чувствует ограничения со стороны социума. Если инвалидизация или проблемы со здоровьем наступают не в детстве, а более взрослом возрасте, то помимо различного рода ограничений, человеку приходится столкнуться с тем, что разрушаются привычные стереотипы поведения, выработанные в процессе прошлого опыта, изменяется система ценностей и эталонов, образ будущего также претерпевает изменения. Существенно перестраивается личность больного и возникает серьезная проблема - проблема адаптации к новым условиям жизни.

Особенно важным этот вопрос является, когда с ограничениями в состоянии здоровья сталкиваются студенты - будущие медицинские работники. Помимо адаптации к условиям жизни в социальной среде, им приходится адаптироваться и к образовательной среде вуза, в котором они обучаются [4].

Профессиональное образование лиц с ОВЗ - важная сфера, позволяющая им приобрести самостоятельность и экономическую независимость, адаптироваться и интегрироваться в общество. Можно выделить следующие категории лиц с ОВЗ, имеющие возможность обучения в медицинских вузах: слепые, слабовидящие, глухие и слабослышащие, слепоглухие, лица с тяжелыми нарушениями речи и лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В современном образовательном учреждении одной из основных задач является подготовка конкурентоспособного специалиста.

Для решения этой задачи необходимы новые образовательные технологии, ориентированные на сочетании двух подходов: личностного и деятельностного. При их реализации анализу подвергается деятельность студента с учетом его личных потребностей и способностей. Как показывают исследования в области психологии инвалидности, студенты с ОВЗ зачастую имеют слабую мотивацию к обучению, низкий уровень познавательной активности.

Таким образом, конечным результатом исследования может стать разработка рекомендаций, направленных на развитие личностного потенциала студентов с ОВЗ и повышение адаптационных возможностей обучающихся. Именно понятие личностного потенциала неразрывно связано с понятием адаптации и подразумевает сложные механизмы совладания с изменчивой действительностью - не только приспособление к заданным условиям, но и готовность к их изменению и способность к самостоятельному созданию необходимых условий. Способность человека выполнять задуманное вне зависимости от внешних условий, в том числе в неблагоприятных условиях, является неоспоримой ценностью как во многих областях профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни [3].

Предварительный анализ научных источников, позволяет сделать вывод о том, что на современном этапе обнаруживается недостаточное количество исследований, которые позволили бы детально рассмотреть психологические возможности к саморазвитию, личностному и профессиональному росту, а также особенности адаптационных процессов как возможности оптимальной интеграции в социум у студентов медицинского вуза, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Предполагаемое исследование позволит детально рассмотреть особенности личностных возможностей студентов, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), их способность к самореализации, а также к личностному и профессиональному развитию в медицинской сфере. В связи с тем, что в современном научном обществе достаточно остро стоит вопрос исследования физиологических, личностных и индивидуально-психологических особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, необходимо исследовать широкий диапазон конструктов, входящих в структуру адаптации индивида, как возможности оптимальной интеграции в социум.

В настоящее время недостаточно изучена проблема психологических адаптационных ресурсов студентов с ОВЗ, позволяющих успешно встроиться в систему

высшего образовательного учреждения. На наш работа в данном направлении позволит решить ряд задач, связанных с представленной проблемой.

Исследование особенностей личностного потенциала студентов, имеющих ограниченные возможности здоровья может быть направлено на решение следующих теоретических и практических задач:

- Теоретический анализ проблемы, соответствующей заявленной теме.

- Разработка плана и составление программы эмпирического исследования личностных особенностей студентов медицинского вуза, имеющих ограниченные возможности здоровья.

- Проведение эмпирического исследования.

- Обработка результатов, полученных в ходе исследования.

- Качественный и количественный анализ полученных данных, формулирование соответствующих выводов.

- Разработка рекомендаций относительно результатов, полученных в ходе проведенного исследования.

Для решения поставленных задач предполагается использовать комплексный подход, включающий следующие методы:

- Общенаучные методы (теоретический анализ литературы, интерпретация полученных в ходе экспериментального исследования данных).

- Эмпирические методы (проведение исследования с использованием диагностических методик, направленных на изучение особенностей личностного потенциала студентов медицинского вуза, имеющих ограниченные возможности здоровья).

- Методы математической статистики для обработки полученных результатов.

Результатами работы будут являться научные данные об особенностях личностных возможностей студентов, имеющих ограничения по состоянию здоровья

или инвалидность, их способности к самореализации, а также перспективу к личностному и профессиональному развитию в медицинской сфере.

Полученные данные могут быть использованы в работе со студентами с ОВЗ, для расширения возможностей личностного и профессионального роста, повышения уровня мотивации, формирование положительного образа будущего, а так ж дадут возможность разрабатывать обучающие программы для преподавателей, работающих со студентами с ОВЗ высших учебных заведений.

Конфликт интересов отсутствует.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Уровень инвалидизации в Российской Федерации. Федеральная государственная служба статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabil ities (дата обращения: 28.10.2017г.)

2. Инвалид в современном обществе: теория и практика современных исследований: монография / Яковлева Н.В., Фролов А.И., Уланова Н.Н., Шишкова И.М., Яковлев В.В. // Под общей редакцией Н.В. Яковлевой. - Рязань: РязГМУ, 2016. - 188с.

3. Личностный потенциал. Структура и диагностика: монография / А. Ж. Аверина, Л. А. Александрова, И. А. Васильев, Т. О. Гордеева, А. И. Гусев, О. Е. Дергачева, Г. В. Иванченко, Е. Р. Калитеевская, М. В. Курганская, А. А. Лебедева, Д. А. Леонтьев, Е. Ю. Мандрикова, О. В. Митина, Е. Н. Осин, А. В. Плотникова, Е. И. Рассказова, А. Х. Фам, С. А. Шапкин / Под ред. Д.А. Леонтьева: Смысл; Москва; 2011.

4. Уланова Н.Н. Проблема исследования отношения к здоровью у медицинских работников // International scientific-practical congress of pedagogues? psychologists and medics [Text]: materials of proceedings of the International Scientific and Practical Congress. 2015 June'5/ P. 130-132.

5. Яковлева Н.В., Уланова Н.Н., Шишкова И.М. Обзор психологических исследований инвалидности [Электронный ресурс] /Н.В. Яковлева, Н.Н. Уланова, И.М. Шишкова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2016. № 2 (13). Режим доступа: http://humjoumaLrzgmu.ru/art&id=204 (дата обращения: чч.мм.гггг).

6. Уланова Н.Н. Подходы к исследованию психологических особенностей личности инвалидов [Электронный ресурс] / Н.Н. Уланова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2016. № 3 (14).

Апушкина Анастасия Юрьевна - преподаватель кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики Рязанского государственного медицинского университета, ул. Высоковольтная, 9, 390026, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: apushkina-psi@ mail.ru

Уланова Наталья Николаевна - преподаватель кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики Рязанского государственного медицинского университета, ул. Высоковольтная, 9, 390026, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: nata.ulanova88@gmail.com

Разживина Марина Игоревна - старший преподаватель кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики Рязанского государственного медицинского университета, ул. Высоковольтная, 9, 390026, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: mar82416400@yandex.ru

© Apushkina A. Yu., Razzhivina M.I., Ulanova N.N., 2017

ACTUALITY OF RESEARCHING PECULIARITIES OF PERSONAL POTENTIAL OF STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITY WITH LIMITED HEALTHY OPPORTUNITIES

Apushkina A.Yu., Razzhivina M.I., Ulanova N.N. Ryazan State Medical University. acad. I.P. Pavlova Str. Vysokovol'tnaya, 9,

390026, Ryazan, Russian Federation

Abstract. This article reveals the relevance of the work aimed at studying the characteristics of the personal potential of students of a medical college with limited health opportunities. Statistical data are given that allow one to trace the problem of increasing the number of disabled people among young people.

In addition, the issue of disability and its impact on the attitudes, values, ideals of the person facing this problem is touched upon. Important in this case is the issue of adaptation of persons with disabilities (HIA) to the new conditions and the requirements that are imposed on them by society. This need arises in connection with a significant rebuilding of the patient's personality, who often has to deal with a stereotyped attitude toward himself.

The article emphasizes the importance of researching the personal potential of people with disabilities in the student environment, as well as problems in adaptation to the society, they also have to face adaptation to the educational environment of the university where they study.

The importance of the issue of vocational education for persons with disabilities is disclosed and, in this connection, necessary and appropriate approaches in this direction are personal and activity-oriented.

The work describes categories of people who have the opportunity to study in medical universities such as: blind, visually impaired, deaf and hard of hearing, deaf-blind,

persons with severe speech disorders and persons with impaired musculoskeletal system.

The presented article describes the possibilities of using the data obtained in the course of research on the peculiarities of the personal potential of students of a medical college with limited health opportunities. In the future, it seems possible to work to expand the opportunities for personal and professional growth, increase the level of motivation, create a positive image of the future, in addition, the development of training programs for teachers working with students with HIA of higher educational institutions is becoming especially topical.

The article contains a description of the goals and tasks with the help of which the study of the characteristics of the personal potential will be implemented, the methodological base of the research is presented.

Key words: personal potential, adaptation, persons with HIA, disability, personal approach, vocational education of persons with HIA.

Today, the problem of increasing the level of disability, including among young people, is acute. According to the Federal State Statistics Service at the beginning of 2017 in our country, the number of disabled people between the ages of 18 and 30 is 552 thousand people [1]. The growing number of people with disabilities and people with HIA makes certain adjustments both for people with limited health opportunities and for society as a whole. A person who has any restrictions on his state of health, has to put up with the fact that he can not live a full life and feels constraints on the part of the society. If disability or health problems occur not in childhood but in more adult age, then in addition to various kinds of restrictions, one has to face the fact that habitual stereotypes of behavior developed in the course of past experience are being destroyed, the system of values and standards is changing, the image of the future is also

undergoing changes. The personality of the patient is substantially rebuilt and a serious problem arises - the problem of adaptation to new living conditions.

This issue is especially important when students - future health workers - are confronted with health restrictions. In addition to adapting to the conditions of life in the social environment, they also have to adapt to the educational environment of the institution in which they study [4].

Vocational education of persons with HIA is an important sphere that allows them to gain independence and economic independence, to adapt and integrate into society. It is possible to single out the following categories of individuals with HIA who have the opportunity to study in medical schools: blind, visually impaired, deaf and hard of hearing, deaf-blind, persons with severe speech disorders and persons with impaired musculoskeletal system. In a modern educational institution, one of the main tasks is the preparation of a competitive specialist.

To solve this problem, new educational technologies are needed, oriented on the combination of two approaches: personal and activity. When they are implemented, the student's activities are subject to analysis, taking into account his personal needs and abilities. As studies in the field of disability psychology show, students with HIA often have a weak motivation for learning, a low level of cognitive activity.

Thus, the final result of the research can be the development of recommendations aimed at developing the personal potential of students with HIA and increasing the adaptive capabilities of students. It is the concept of personal potential that is inextricably linked with the notion of adaptation and implies complex mechanisms for coping with the changing reality-not only adaptation to given conditions, but also readiness for their change and the ability to independently create the necessary conditions. The ability of a person to fulfill his plans regardless of external conditions, including under unfavorable conditions, is an indisputable value in many areas of professional activity, as well as in everyday life [3].

A preliminary analysis of scientific sources allows us to conclude that at the present stage an insufficient number of studies are found that would allow us to consider in detail the psychological possibilities for self-development, personal and professional growth, and also the features of adaptation processes as opportunities for optimal integration into society among medical students , who have limited health opportunities.

Prospective study allows us to explore the features of personal potential of students with disabilities (HIA), their ability to self-realization, as well as personal and professional development in the medical field. In connection with the fact that in a modern scientific society the question of studying physiological, personal and individual psychological peculiarities of persons with limited health possibilities is quite acute, it is necessary to investigate a wide range of constructs that make up the structure of individual adaptation as an opportunity for optimal integration into the society.

At the present time, the problem of the psychological adaptive resources of students with HIA is insufficiently studied, which makes it possible to successfully integrate into the system of a higher educational institution. Our work in this direction will allow us to solve a number of tasks connected with the presented problem.

The study of the characteristics of the personal potential of students with limited health opportunities can be directed to the solution of the following theoretical and practical problems:

Theoretical analysis of the problem corresponding to the stated topic.

Developing a plan and drawing up a program of empirical research on the personal characteristics of medical students with limited health opportunities.

Conducting an empirical study.

Processing of the results obtained during the study.

Qualitative and quantitative analysis of the data obtained, formulating relevant conclusions.

Development of recommendations on the results obtained in the course of the study.

To solve the set tasks it is supposed to use an integrated approach, including the following methods:

General scientific methods (theoretical analysis of the literature, interpretation of data obtained in the course of experimental research).

Empirical methods (conducting research using diagnostic techniques aimed at studying the characteristics of the personal potential of students of a medical college with limited health opportunities).

Methods of mathematical statistics for processing the results.

The results of the work will be scientific data on the peculiarities of the personality opportunity of students who have health restrictions or disability, their ability to self-realization, and the prospect for personal and professional development in the medical field.

The data obtained can be used to work with students with HIA, to expand the opportunities for personal and professional growth, to increase the level of motivation, to form a positive image of the future, and also to develop training programs for teachers working with students from HIA of higher educational institutions.

There is no conflict of interest.

REFERENCES:

1. Uroven' invalidizatsii v Rossiyskoy Federatsii. Federal'naya gosudarstvennaya sluzhba statistiki. [The level of disability in the Russian Federation. Federal State Statistics Service.] Access mode: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabil ities (reference date: 28.10.2017). (in Russian)

2. Invalid v sovremennom obshchestve: teoriya i praktika sovremennykh is-sledovaniy: monografiya [Disabled person in modern society: theory and practice of modern research: monograph] / Yakovleva NV, Frolov AI, Ulanova NN, Shishkova

IM, Yakovlev VV // Under the general editorship of N.V. Yakovleva. - Ryazan: Rya-zGMU, 2016. - 188s. (in Russian)

3. Lichnostnyy potentsial. Struktura i diagnostika: monografiya [The personal potential. Structure and diagnostics: monograph] / A. Zh. Averina, LA Aleksandrova, IA Vasiliev, T. O. Gordeeva, A. I. Gusev, O. E. Dergacheva, G. V. Ivanchenko, E. R. Kali-teevskaya, M. V. Kurgan, A. A. Lebedeva, D. A. Leontiev, E. Yu. Mandrikova, O. V. Mitina, E. N. Osin, A. V. Plotnikova, E. I. Rasskazova, A. Kh. Pham, SA Shapkin, Ed. YES. Leontief: Meaning; Moscow; 2011. (in Russian)

4. Ulanova N.N. Problema issledovaniya otnosheniya k zdorov'yu u meditsinskikh rabotnikov [The problem of the study of attitudes toward health in medical workers] // International scientific-practical congress of pedagogues? psychologists and medics [Text]: materials of the International Scientific and Practical Congress. 2015 June'5 / P. 130-132. (in Russian)

5. Yakovleva N.V., Ulanova N.N., Shishkova I.M. Obzor psikhologicheskikh is-sledovaniy invalidnosti [A review of psychological studies of disability] [Electronic resource] / N.V. Yakovleva, N.N. Ulanova, I.M. Shishkova / / Lichnost' v menyayush-chemsya mire: zdorov'ye, adaptatsiya, razvitiye: setevoy zhurn. [Personality in a changing world: health, adaptation, development: network journal]. 2016. № 2 (13). Access mode: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=204 (the date of the application: 20/11/2017). (in Russian)

6. Ulanova N.N. Podkhody k issledovaniyu psikhologicheskikh osobenno-stey lichnosti invalidov [Approaches to the study of psychological characteristics of persons with disabilities [Electronic resource] / N.N. Ulanova // Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdorov'ye, adaptatsiya, razvitiye: setevoy zhurn [Personality in a changing world: health, adaptation, development: network journal]. 2016. No. 3 (14). (in Russian)

Apushkina Anastasiya Yurievna - teacher of the department of general and special psychology with a course in pedagogy of the Ryazan State Medical University, ul. High-voltage, 9, 390026, Ryazan, Russian Federation, e-mail: apushkina-psi @ mail.ru Ulanova Natalia Nikolaevna - the teacher of the department of general and special psychology with the pedagogy course of Ryazan State Medical University, Ul. High-voltage, 9, 390026, Ryazan, Russian Federation, e-mail: na-ta.ulanova88@gmail .com

Razhivina Marina Igorevna - senior lecturer of the department of general and special psychology with the course of pedagogy of Ryazan State Medical University, ul. High-voltage, 9, 390026, Ryazan, Russian Federation, e-mail: mar82416400@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.