Научная статья на тему 'К вопросу о социально-профессиональной адаптации студентов с инвалидностью и ОВЗ'

К вопросу о социально-профессиональной адаптации студентов с инвалидностью и ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
406
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СТУДЕНТ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОВЗ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / РЫНОК ТРУДА / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ МЕТОДИКА / ADAPTATION / STUDENT WITH DISABILITY AND HIA / SOCIO-ECONOMIC SITUATION / LABOR MARKET / VOCATIONAL WORK / VOCATIONAL METHOD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пряжников Пётр Николаевич, Пряжникова Елена Юрьевна, Соколова Наталия Леонидовна, Сергеева Марина Георгиевна

В статье рассматривается проблематика социально-профессиональной адаптации студентов с инвалидностью и ОВЗ к современному рынку труда. Обращается внимание на основные компоненты и структуру понятия «адаптация», «адаптация студентов с инвалидностью и ОВЗ»; выделяются ключевые условия и факторы, влияющие на данный процесс. На основе глубокого теоретического анализа в статье определена идея адаптации студентов с инвалидностью и ОВЗ к существующей социально-экономической ситуации. Отражены результаты практической профориентационной работы со студентами с инвалидностью и ОВЗ на этапе их подготовки и освоения профессии в ВУЗе. Авторами отмечается важнейшее значение профконсультационной помощи, направленной на формирование ценностно-нравственной основы самоопределения молодых людей с инвалидностью и ОВЗ. На основе анализа методов профессиональной помощи студентам с инвалидностью и ОВЗ выделяются общие требования к типам профориентационных методик, которые могут быть использованы различными специалистами, осуществляющими профориентационную работу в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пряжников Пётр Николаевич, Пряжникова Елена Юрьевна, Соколова Наталия Леонидовна, Сергеева Марина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF SOCIO-PROFESSIONAL ADAPTATION OF STUDENTS WITH DISABILITIES AND HIA

The article considers the problems of social and professional adaptation of students with disabilities and HIA to the modern labour market. Attention is drawn to the basic components and structure of the concept of "adaptation", "adaptation of students with disabilities and HIA", highlights the key conditions and factors influencing the process. On the basis of deep theoretical analysis, the article defines the idea of adaptation of students with disabilities and HIA to the existing socio-economic situation. The results of practical career work with students with disabilities and HIA at the stage of their preparation and mastering of the profession in the university are reflected. The authors note the crucial importance of PROFKONSULTACIONNOJ assistance aimed at the formation of the value and moral basis of self-determination of young people with disabilities and HIA. On the basis of the analysis of methods of professional assistance to students with disability and HIA the general requirements to types of vocational methods which can be used by various experts, carrying out conducts work in the university are allocated.

Текст научной работы на тему «К вопросу о социально-профессиональной адаптации студентов с инвалидностью и ОВЗ»

Социальная педагогика

УДК 373

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОВЗ

П.Н. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова, Н.Л. Соколова, М.Г. Сергеева

Аннотация. В статье рассматривается проблематика социально-профессиональной адаптации студентов с инвалидностью и ОВЗ к современному рынку труда. Обращается внимание на основные компоненты и структуру понятия «адаптация», «адаптация студентов с инвалидностью и ОВЗ»; выделяются ключевые условия и факторы, влияющие на данный процесс. На основе глубокого теоретического анализа в статье определена идея адаптации студентов с инвалидностью и ОВЗ к существующей социально-экономической ситуации. Отражены результаты практической профориентационной работы со студентами с инвалидностью и ОВЗ на этапе их подготовки и освоения профессии в ВУЗе. Авторами отмечается важнейшее значение профконсультационной помощи, направленной на формирование ценностно-нравственной основы самоопределения молодых людей с инвалидностью и ОВЗ. На основе анализа методов профессиональной помощи студентам с инвалидностью и ОВЗ выделяются общие требования к типам профориентационных методик, которые могут быть использованы различными специалистами, осуществляющими профориентационную работу в вузе.

Ключевые слова: адаптация, студент с инвалидностью и ОВЗ, социально-экономическая ситуация, рынок труда, профориентационная работа, профориентационная методика.

ON THE ISSUE OF SOCIO-PROFESSIONAL ADAPTATION OF STUDENTS

WITH DISABILITIES AND HIA

P. Prjazhnikov, E. Prjazhnikova, N. Sokolova, M. Sergeeva

Abstract. The article considers the problems of social and professional adaptation of students with disabilities and HIA to the modern labour market. Attention is drawn to the basic components and structure of the concept of "adaptation", "adaptation of students with disabilities and HIA", highlights the key conditions and factors influencing the process. On the basis of deep theoretical analysis, the article defines the idea of adaptation of students with disabilities and HIA to the existing socio-economic situation. The results of practical career work with students with disabilities and HIA at the stage of their preparation and mastering of the profession in the university are reflected. The authors note the crucial importance of PROFKONSULTACIONNOJ assistance aimed at the formation of the value and moral basis of self-determination of young people with disabilities and HIA. On the basis of the analysis of methods of professional assistance to students with disability and HIA the general requirements to types of vocational methods which can be used by various experts, carrying out conducts work in the university are allocated.

Keywords: adaptation, student with disability and HIA, socio-economic situation, labor market, vocational work, vocational method.

Социально-экономическая ситуация,

сложившаяся в современной России, с особой остротой ставит проблему нового осмысления содержания и методов профессионального самоопределения молодежи с инвалидностью и ОВЗ. Особенность и главная сложность данной ситуации заключаются не только в резко изменившейся экономической, социальной и общедуховной обстановке, но и в том, что эти изменения еще не завершены. А это означает, что теоретические и методические разработки по профессиональному и личностному

самоопределению должны носить не столько конкретно-рекомендательный характер, сколько учитывать и возможное изменение сегодняшнего положения вещей.

Особую роль при этом приобретает психолого-педагогическая помощь молодежи с инвалидностью и ОВЗ в социально-профессиональной адаптации, но понимаемой не столько как адаптация ("приспособление") к имеющейся ситуации, исходя из особенностей своего физического состояния, а скорее как постепенное формирование готовности ориентироваться и в сиюминутной ситуации и в новых, грядущих изменениях.

Для дальнейшего рассмотрения проблемы социально-профессиональной адаптации важно определить, что мы понимаем под такой адаптацией, поскольку отношение педагогов и психологов к самому понятию "адаптация" неоднозначное. Слово "адаптация" происходит от

латинского - а<1ар1асю - приспособляемость, приспосабливаемость. При этом существуют разные виды такой "приспосабливаемости". Например, можно говорить о биологической или физиологической приспосабливаемости

(адаптации), можно выделить политическую приспосабливаемость, социальную

приспосабливаемость, коммуникативную

приспосабливаемость к партнеру по общению и т.п.

Существуют также близкие к социально-экономической адаптации понятия, например, конформизм как приспосабливаемость кмнению и нормам референтной группы, как подверженность давлению этой группы и, как следствие, потеря собственного мнения.

Рассматривая понятие "адаптация" в широком смысле, В.А. Петровский говорит о ней не только как о процессе приспособления индивида к природной среде (решающей задачу сохранения телесной целостности, выживания, нормального функционирования и т.д.), но и как о "процессе адаптации к социальной среде в виде выполнения предъявляемых со стороны общества требований, ожиданий, норм, соблюдение которых гарантирует "полноценность" субъекта как члена общества", а также и как о процессе "самоприспособления", подчинения высших интересов низшим и даже как о процессе, который ведет к подчинению среды исходным интересам субъекта, как достижение поставленной цели и т.п. [3]. Рассуждая о способности субъекта совершать осознанные выборы, В.А. Петровский считает, что они возможны лишь в условиях бескорыстного риска, к выбору из имеющихся альтернатив, когда человек готов реализовать новый, еще не освоенный способ действования в усложненной ситуации. Иными словами, подлинная активность субъекта проявляется не в следовании по проторенным путям (что близко к адаптивной активности), а именно как готовность к выбору своего, уникального, индивидуального пути профессионального и личностного развития (что близко к неадаптивной и надситуативной активности, когда субъект не столько "приспосабливается" к ситуации, сколько становится "над" этой ситуацией, выходит за рамки изначально заданных условий).

Примечательно, что и у В. Франкла центральным моментом его логотерапии, направленной на поиск смысла жизни, является именно самотрансценденция, т.е. способность человека "выходить за рамки самого себя", т.е. способность не столько приспосабливаться к ситуации, принимая все ее нормы и порядки, сколько отыскивать даже в самой безнадежной

ситуации новые для себя смыслы и, таким образом, реализовывать полноценное развитие

[5].

Размышляя о главенствующих типах современного общества, Э.Фромм так определяет рыночную ориентацию (рыночную личность): "Человек заботится не о своей жизни и счастье, а о том, чтобы стать ходким товаром, Это чувство можно сравнить с чувством товара, например, с чувством сумок, стоящих на прилавке, если бы они могли чувствовать и мыслить... сущность "рыночной личности" - это пустота, которую скорейшим образом можно наполнить желаемым свойством... В итоге - проповедь труда утрачивает свою силу, первостепенной становится проповедь продажи... Ныне возможности отдельного индивида, способного сделать карьеру самостоятельно, без посторонней помощи, в сравнении с предшествующим периодом сильно уменьшились. Тот, кто хочет преуспеть, должен влиться в большие организации, а его способность играть роль, которую от него ждут, - одно из главных его достоинств" [5].

Идея адаптации студентов с инвалидностью и ОВЗ к существующей социально-экономической ситуации, к господствующим ценностям и нормам, идея выполнения заданных и ожидаемых социальных ролей действительно оказывается "плодотворной" в плане построения карьеры и достижения успеха, одобряемого уже не административными структурами, а так называемым общественным мнением. Но эта же идея часто выступает как главное препятствие на пути к полноценному личностному и профессиональному самоопределению молодых людей с инвалидностью и ОВЗ. "Мы скрываем нашу моральную проблему от самих себя... , -пишет Э. Фромм, - мы тоже подчиняемся власти силы, но не власти диктатора или бюрократии, действующей с ним заодно, а анонимной власти рынка, успеха, общественного мнения, "здравого смысла" - или, вернее, общепринятой бессмыслицы, - и власти машины, чьими рабами мы стали. Наша моральная проблема - это безразличие человека к самому себе. Она заключается в том, что мы утратили чувство значительности и уникальности индивида, превратили себя в орудие внешних целей, относимся к себе как к товарам, а наши силы отчуждены от нас... " [6].

Поскольку для творчески ориентированного педагога или психолога важно способствовать наиболее полноценному раскрытию

возможностей студентов с инвалидностью и ОВЗ, нахождению ими своего уникального пути развития в любых общественных условиях,

необходимо обозначить основные

характеристики общества, где конкретные индивиды теряет свою уникальность и превращается в частичку "массы", о которой только и вспоминают в исключительных случаях (выборы, отчетные показатели и т.п. ситуации), а также выделить в этой связи психолого-педагогические задачи, решение которых обеспечивает подлинное самоопределение личности с определенными особенностями в здоровье.

В этом плане нам интересны рассуждения известного американского социолога Р. Миллса, которые не утратили своей актуальности и в наши дни, он писал: "Людей, живущих в обществе, превратившемся в инертную массу, не волнует ничего, кроме одолевающих их личных забот и невзгод, истинного смысла которых они, однако, не осознают; людей же, живущих в активной общественности, волнуют общественные проблемы, лежащие в основе их личных забот и трудностей, и они имеют представление о содержании этих проблем. Задача либеральных институтов, как и задача широкообразованных людей, заключается в том, чтобы постоянно превращать личные невзгоды людей в общественные проблемы и рассматривать общественные проблемы под углом зрения их значимости для жизни индивидуума" [2]. Таким образом, одним из условий нахождения смыслов своей профессиональной деятельности в конкретной социально-экономической ситуации является готовность человека видеть эту ситуацию, понимать, что происходит в обществе и иметь некоторое представление о возможных изменениях этой ситуации.

Рассматривая педагогические и

психологические аспекты воспитания у молодежи, готовности к полноценной самореализации в обществе, Р. Миллс пишет далее: "...нынешние отсталые педагоги приспособили свои представления о содержании и практике педагогической деятельности к требованиям воспитания стандартных людей. Они не являются активными глашатаями норм и образцов высокой культурной жизни и интеллектуальной разборчивости. Вместо этого они часто преподносят учащимся различные пустяки и пошлости, относящиеся к ловким приемам достижения успеха на профессиональном поприще и к искусству "приспособления к жизни", т.е. к растительной жизни стандартных людей. "Демократическая школа" нередко оказывается в основном и главным рассадником умственной

посредственности, узкопрофессиональной

сноровки и националистических

приверженностей" [2].

Получается, что многими известными и авторитетными авторами само понятие адаптация подвергается сомнениям применительно к планированию и реализации профессиональных и жизненных перспектив. Однако, существуют и другие, более спокойные определения социально-профессиональной адаптации. Например, В.В. Веселова, анализируя американскую систему "гайденс" по подготовке молодежи к самостоятельной жизни, отмечает, что "в настоящее время адаптивность трактуется как умение понять и оценить факторы окружающей действительности в связи не только с непосредственной ситуацией, но и с планами на будущее. Это значит, что человек должен уметь быстро ориентироваться в обстановке и прогнозировать ее. Адаптивность - это не "приспособленчество", как иногда неверно думают, а ощущение среды, места и времени. Если научить ребенка правильно ориентироваться в любых обстоятельствах, он сможет сделать гораздо больше полезного и избежит многих осложнений" [1]. Однако, рассматривая конкретные программы "подготовки к жизненной карьере", В.В. Веселова пишет, что "приоритет отдается интересам правящего класса", а сами эти программы "рассчитаны на формирование адаптивной личности, усвоившей ценности и стереотипы поведения буржуазного общества" и это является "типичным" для психолого-педагогической службы американской школы... [1]. Таким образом, даже при более гуманистичном понимании социально-профессиональной адаптации остается еще проблема реализации этого нового понимания адаптации в практической деятельности, и в частности, в конкретных программах работы с молодежью с инвалидностью и ОВЗ.

Социально-профессиональная адаптация в новом уточненном понимании (как ориентировка в ситуации и ее обязательное прогнозирование) фактически превращается в культурно-историческую адаптацию, поскольку

прогнозирование общей социально-

экономической и политической ситуации в конкретном обществе неизбежно активизирует в сознании человека рассмотрение этой ситуации в контексте исторического развития общества и всей культуры. В этом случае человек с инвалидностью и ОВЗ может оказаться способным не только к нахождению "своего места" в данной ситуации, в данной социальной среде, но и к самоопределению в культуре, в частности в культуре своей страны и своего народа. Естественно, столь высокие и

благородные цели конкретный человек может перед собой и не ставить в открытую, да и преподаватели, психологи, профконсультанты могут побояться даже заговорить об этом со своими студентами, но саму возможность такой постановки проблемы исключать не следует. Кроме того, студенты с инвалидностью и ОВЗ часто выбирают не столько конкретные профессии, сколько тот или иной образ жизни, к которому они стремятся, о котором сокровенно мечтают, рассматривая этот образ жизни как неотъемлемую составную часть общественной жизни на данном этапе развития конкретного общества.

Если перейти от общих рассуждений к конкретной психолого-педагогической практике в работе со студентами с инвалидностью и ОВЗ, то помимо высоких задач конкретным специалистам: педагогам, психологам, профконсультантам приходится часто решать задачи чисто прагматичные. Например, помощь в выборе профессии из весьма ограниченного числа вариантов, которые предлагает рынок труда для лиц с инвалидностью и ОВЗ. Кроме того, большинство студентов с инвалидностью и ОВЗ, обращающихся за профориентационной помощью, первоначально ожидают не столько разговоров о "высоких материях", сколько совета, где и как им вообще "устроиться" в этой жизни, чтобы избежать невостребованности и одиночества. Таким образом, при оказании помощи в социально-профессиональной адаптации, специалисты, работающие с такой категорией студентов, должны уточнить для себя возможные задачи. Это могут быть:

1. помощь в конкретных, сегодняшних выборах, предлагаемых рынком труда;

2. перспективная помощь, ориентированная не только на сегодняшние условия, но и на возможные социально-экономические и политические преобразования, которые могут резко изменить представления о наиболее оптимальных профессиональных и жизненных выборах.

В соответствии с таким выделением задач социально-профессиональной адаптации можно выделить и разные методы

профконсультационной помощи студентам с инвалидностью и ОВЗ:

1. методы непосредственного решения проблемы;

2. методы перспективного плана, направленные на постепенное формирование у студента с инвалидностью и ОВЗ готовности к самостоятельному и осознанному решению своих проблем в меняющихся условиях.

В условиях нестабильности и неопределенности, характерных для

современного рынка труда, особую значимость приобретает формирование ценностно-нравственной основы самоопределения: чтобы у молодого человека, мечтающего порой о "престижных" и "выгодных" вариантах выбора, позволяющих ему успешно адаптироваться к существующей ситуации, не возникло потом чувств разочарования и угрызений совести.

Можно также обозначить общие требования к выделенным ранее типам методик социально-профессиональной адаптации молодежи с инвалидностью и ОВЗ.

Первый тип методик, ориентированных на конкретное решение сегодняшних проблем, должен соотноситься с этой конкретикой, отражать реальные трудности достижения профессиональных целей и нахождения своего места в данной социально-профессиональной среде. При этом первый тип методик все-таки не должен носить строго обязательный и рекомендательный характера и оставлять для студентов с инвалидностью и ОВЗ возможность самому что-то решать, т.е. оставаться субъектом самоопределения, а не объектом воздействия неумолимых жизненных обстоятельств.

Второй тип методик, ориентированных на возможные изменения социально-экономической ситуации и направленный не столько на конкретные решения проблемы, сколько на формирование у молодого человека самого способа решения профориентационных проблем, должен еще в большей мере исключать однозначные рекомендации и оценки самого молодого человека. Методики такого типа должны быть, по возможности, интересными, с элементами интриги, затрагивающие

проблематику их сегодняшней жизни. Эти методики должны быть преимущественно активизирующего, игрового плана и заставлять участников процедуры не только активно "участвовать" в ней, но и мыслить, переживать, волноваться и в дальнейшем анализировать полученные в игре результаты. Наконец, главное, что должно быть отражено в таких методиках -это ценностно-нравственные проблемы самоопределения, но при этом ни в коем случае эти проблемы не должны быть представлены в назидательном, поучающем, морализаторском плане, унижающем чувства и достоинство людей с инвалидностью и ОВЗ. Нравственные истины участники процедуры должны открывать для себя сами, а методика - этолишь средство для организации самого размышления о полноценном профессиональном и жизненном

самоопределении. В процессе занятий со

студентами можно использовать варианты активизирующих игровых методик, таких как "Ловушки-капканчики", «Я-компаньон»,

«Самооценка нравственности и

гражданственности» и др. (автор док. пед. наук, профессор Пряжников Н.С.), которые позволяют достаточно прагматично рассматривать проблемы, связанные с достижением конкретных профессиональных целей, а также в шутливой форме помогают рассматривать некоторые моменты предпринимательской деятельности (именно в этой сфере многие студенты с инвалидностью и ОВЗ планируют свою будущую

профессиональную деятельность), связанные с риском и с взаимоотношениями между бизнесменами [4].

В данных методиках сделана попытка подготовить студента с инвалидностью и ОВЗ к решению тех проблем, которые вполне возможно могут возникнуть у него при нахождении своего достойного места в существующей социально -экономической и нравственной ситуации современного рынка труда и помогут ему разрешить актуальные аспекты социально-профессиональной адаптации.

Литература:

1. Веселова В.В. Билет в будущее. - М.: Знание, 1990, №1. - 80 с.

2. Миллс Р. Властвующая элита. - М.: Изд-во иностр. литерат., 1959. - 543 с.

3. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. - М.: ТОО "Горбунок", 1992. - 224 с.

4. Пряжникова Е.Ю. Пряжников Н.С. Профориентация. - М.: Академия, 2010. - 520 с.

5. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. -368 с.

6. Фромм Э. Человек для себя. - Мн.: "Коллегиум", 1992. - 253 с. 36.

Сведения об авторах:

Пряжников Пётр Николаевич (г. Воронеж, Россия), магистр, начальник Учебно-методического отдела АНО ДПО «Центр региональных социально-гуманитарных связей», e-mail: redmen94@mail.ru

Пряжникова Елена Юрьевна (г. Москва, Россия), доктор психологических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», e-mail: e-pryazhnikova@yandex.ru

Соколова Наталия Леонидовна (г. Москва, Россия), кандидат филологических наук, доцент, директор Института иностранных языков, Российский университет дружбы народов, e-mail: oushkate@mail.ru

Сергеева Марина Георгиевна (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социальной педагогики Института иностранных языков, Российский университет дружбы народов, e-mail: sergeeva198262@mail.ru

Data about the authors:

P. Prjazhnikov (Voronezh, Russia), master, head of educational-methodical Department ANO DPO "Centre for regional socio-humanitarian ties, e-mail: redmen94@mail.ru

Y. Pryazhnikova (Moscow, Russia),Doctor of Psychology, professor, Moscow StateUniversity for Psychology and Pedagogy, e-mail: e-pryazhnikova@yandex.ru

N. Sokolova (Moscow, Russia),PhD in Philology, associate professor, Headof Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia, e-mail: oushkate@mail.ru

M. Sergeeva (Moscow, Russia), Doctor of Education, associate professor, professorof Department of Social Pedagogy, Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia, e-mail: sergeeva198262@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.