Научная статья на тему 'Проблема ведения переговоров в деятельности руководителей (начальников) органов внутренних дел'

Проблема ведения переговоров в деятельности руководителей (начальников) органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
971
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПЕРЕГОВОРЫ / ПЕРЕГОВОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕРЕГОВОРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РУКОВОДИТЕЛЬ (НАЧАЛЬНИК) ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Городилов Дмитрий Николаевич

В статье рассматриваются проблемы ведения переговоров в деятельности руководителей (начальников) органов внутренних дел, возникающих в различных видах профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема ведения переговоров в деятельности руководителей (начальников) органов внутренних дел»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х

В силу возраста не каждый абитуриент имеет достаточное и адекватное представление об окружающем мире и самом себе. Как помочь выпускникам и работникам вузов сделать правильный выбор с первой попытки? Авторы работы предлагают следующий подход. Во время приемной компании проводить процедуру тестирования на определение персональных способностей и личностных характеристик абитуриентов. Результаты исследования должны быть обработаны экспертами-психологами и представителями образовательного профиля, для того, чтобы определить целесообразность обучения по данной образовательной программе. Важно, чтобы результаты тестирования с последующим экспертным заключением выдавались не только сотрудникам вуза, но и самим поступающим.

Задача каждого высшего учебного заведения направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных плодотворно трудиться во благо собственное и своей страны. Двигатель современной экономики - разработка и успешное внедрение инноваций, соответственно конкурентоспособность государства зависит от объемов и скорости создания инновационных технологий. Вуз является непосредственным поставщиком потенциальных авторов таких инноваций. Для повышения качества выпускаемого «материала», то есть специалистов и будущих разработчиков изобретений, предлагается при приеме абитуриентов принимать во результаты тестирования их личностных качеств - тех самых, что объединяли большинство лауреатов Нобелевской премии. Список использованной литературы:

1. Бадрак В.В. Антология гениальности // под ред. В.В. Бадрак. - Киев: КВЩ, 2005. - 474 ^

2. Болдырев В.Е. Введение в теорию межкультурной коммуникации // под ред. В.Е. Болдырев. - М.: Русский язык. Курсы, 2010. - 144 а

3. Мусский С.А. Сто великих нобелевских лауреатов // под ред. С. А. Мусского. - Москва: Вече, 2003. - 480 с.

4. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учебное пособие // под ред. А.П.Садохина. - М. : КНОРУС, 2013. - 256 с.

© Буреева М.С., Леонтьева Е.Г., 2016

УДК 159.99

Городилов Дмитрий Николаевич

Слушатель Академии управления МВД России,

г. Москва, РФ E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМА ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ (НАЧАЛЬНИКОВ) ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы ведения переговоров в деятельности руководителей (начальников) органов внутренних дел, возникающих в различных видах профессиональной деятельности.

Ключевые слова

Переговоры, переговорная деятельность, переговорная компетентность, руководитель (начальник) органа

внутренних дел.

Проблема переговоров как юридико-психологический феномен требует углубленного научного изучения, теоретических исследований, анализа и обобщения практического опыта, разработки необходимых рекомендаций, подготовки специалистов соответствующего профиля.

Потребность в переговорах возникает, прежде всего, в тех ситуациях, когда имеются противоречия, различные взгляды, а также возникает необходимость договориться о совместной деятельности, когда

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

противоборство и недопонимание не дает конкретных результатов или становиться неприемлемым или не выгодным.

Прежде чем говорить о сущности переговорной деятельности руководителей (начальников) органов внутренних дел, целесообразно сформулировать определение категории «переговоры».

Коснемся этимологии слова «переговоры», которое происходит от латинского «negociar» и изначально применялся для обозначения деловых сделок и разрешения спорных вопросов.

В специальной литературе встречается большое количество различных подходов к пониманию категории «переговоры».

В Большом толковом словаре современного русского языка переговоры трактуются как «обмен мнениями для выяснения условий какого-нибудь соглашения» [1 с. 517].

На современном этапе понятие переговоры приобрело более развернутый характер, а сами переговоры широко применяются для урегулирования спорных ситуаций, различных конфликтов, бытовых разногласий.

По мнению А.С. Белкина под переговорами в контексте конфликтологии понимается наука о гармонии и о психогигиене социальных и межличностных отношений.

Исследователь Е.А. Иванов отмечает, что переговоры есть «социально-психологическое явление, служащее одним из важнейших средств достижения этой гармонии» [2, с.18].

В.П. Илларионов отмечает, что под термином «переговоры» понимается «умение людей искать и находить взаимоприемлемые решения путем обмена информации с другими людьми» [3, с.14].

Рассматривая переговоры в научно-историческом аспекте необходимо отметить, что основные подходы к изучению переговорной деятельности, помимо социальной психологии, существуют и в конфликтологии, и в психологии делового общения и в экстремально-юридической психологии.

Переговоры, применительно к деятельности правоохранительных органов, являются новым направлением в деятельности государственных органов, в том числе органов внутренних дел, по борьбе с преступностью, включенное в единую систему национальной безопасности. Переговоры дополняют, а не заменяют другие формы и методы преодоления кризисных ситуаций.

Переговоры с преступным элементом - основанный на нормах Закона и нравственно-этических принципов является одним из ненасильственных способов борьбы с различными проявлениями преступности, целью которой является склонение их путем психологического воздействия к отказу от дальнейшей преступной деятельности, к активному содействию в раскрытии и расследовании преступлений, розыску и задержанию преступников, возмещению причиненного ущерба, а также получению оперативно -значимой информации.

Переговоры являются необходимой стратегией, в тех случаях, когда при наличии различных, иногда взаимоисключающих друг друга, интересов сторон существует определенная степень взаимозависимости, которая позволит прийти к соглашению, выгодному для них, так как ни промедление, ни борьба не принесут им пользы.

Переговоры - это «взаимное общение с целью достижения совместного решения» [4, с.16].

В научной литературе переговоры рассматриваются с нескольких точек зрения: 1) набор тактических приемов; 2) умение следовать своим интересам вместе с осознанием неизбежности взаимозависимости, разрешать некоторое количество дилемм; 3) процесс, организованный во времени; 4) комплекс различных видов деятельности.

Целью науки переговоров является - обобщение опыта их ведения в различных сферах, наблюдение за логикой и мотивировкой действий сторон, анализ как положительных, так и отрицательных сторон процесса диалога, поиск возможностей улучшения технологии переговоров, упреждения ошибок и просчетов. В этом проявляется не только теоретическое, но и практическое значение науки переговоров.

Таким образом, переговоры - это процесс обмена информацией, продолжающийся до тех пор, пока не появится выгодное для обеих сторон компромиссное решение. Ход переговоров определяется соотношением факторов силы и зависимости между вовлеченными в переговоры сторонами. Баланс сил и осознание сторон взаимной необходимости - важное условие конструктивных переговоров.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

Приведенные выше определения рассматриваемой категории разнообразны, порою дополняют друг друга, однако не являются исчерпывающими.

С учетом изложенного сформулируем общее определение «переговоров». Под переговорами понимается - специфический вид общения, требующий установления психологического контакта и нахождения взаимоприемлемых решений с другими людьми.

Вопрос проблемы переговорной деятельности разрабатывался в научных трудах по социальной, юридической психологии, в различных отраслях правовой и политической науки, а также в других отраслях научной и практической деятельности.

Проблему переговоров с преступниками исследовал ВП. Илларионов; проблему урегулирования политических конфликтов изучала М.М. Лебедева; проблему изучения экстремальных условий и профилактику профессионального стресса переговорщика исследовал И.О. Котенев; проблемой психологического воздействия на личность преступника занимался В.И. Черненилов; по психологическим особенностям личной профессиональной безопасности сотрудников органов внутренних дел уделял внимание А.И. Папкин; А.М. Столяренко и В.Н. Смирнов исследовали проблему профессионально-психологической подготовки сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях; проблему психологических особенностей ведения переговоров офицерами внутренних войск МВД России при выполнении служебно-боевых задач изучал Е.А. Иванов; проблемой переговорной компетентности руководителей ОВД занималась О.С. Возженникова; М.И. Марьин и В.В. Вахнина изучали проблему организации психологического обеспечения переговорного процесса, профессионально-психологическую подготовку переговорщиков; В.В.Вахнина исследовала проблему антикризисных переговоров.

Отдельные аспекты переговорной деятельности отражены в работах иностранных исследователей (П. Мицич, Я. Нергиш, Р. Фишер, У. Юри, Д. Колб, Х. Ханс, В. Мастенбрук, Л.Корен, П. Гудман, Д. Эртель, Дж. Ниренберг, Л. Беланже), в том числе и в полиции (W. Salewski, K. Schaefer, Z. Misina, J. Cech, O. Kroeger и др.).

Структурную основу объекта исследования, кроме рассмотренного выше понятия «переговоры», составляет категория «руководитель (начальник) органа внутренних дел».

Федеральный Закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 года № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дал четкое определение термина руководителя (начальника) органа внутренних дел, под которым понимается как «лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации и осуществляющее полномочия нанимателя от имени Российской Федерации в отношении сотрудников органов внутренних дел и наделенный в установленном порядке полномочиями по руководству другими сотрудниками, в том числе временно» [5, с.1].

По уровню управления руководители органов внутренних дел подразделяются на руководителей «федерального, окружного, межрегионального, регионального и районного уровня» [6, с.1-2].

Правовыми основами деятельности руководителей (начальников) органов внутренних дел в обеспечении переговоров являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты МВД России.

Деятельность руководителей органов внутренних дел в обеспечении переговоров также закреплена в ряде ведомственных нормативно правовых актах МВД России.

Проблема изучения переговоров существует во взаимосвязи с понятием «переговорная компетентность», совершенствование которой необходимо во всех сферах управления, в том числе и в правоохранительных органах. Определение сущности развития переговорной компетентности, следует искать, прежде всего, в наработанной научной базе и практике ведения переговоров, которая сложилась в настоящее время.

В период с 2014 по 2015 г.г. было проведено научное исследование, целью которого являлось выявление состояния и динамики развития переговорной компетентности у руководителей (начальников) органов внутренних дел, а также поиск оптимальных путей ее психологического совершенствования.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

Анализ данных эмпирического исследования позволил выявить личностные факторы и социально-психологические условия, а также ситуации в деятельности руководителей (начальников) органов внутренних дел различного управленческого уровня, где переговоры используются ими как метод решения управленческих и оперативно-служебных задач.

Проведенным исследованием было установлено, что ведение переговоров осуществляется руководителями (начальниками) органов внутренних дел в различных видах профессиональной деятельности, прежде всего в следующих 4-х направлениях:

1) в переговорах при разрешении споров и конфликтных ситуаций в служебном коллективе;

2) в переговорах при общении с представителями органов государственной власти, местного самоуправления и общественными организациями по вопросам правопорядка на обслуживаемой территории;

3) в переговорах при общении с гражданами при их обращении в органы внутренних дел (личный прием);

4) при проведении переговоров в экстремальных ситуациях (случаи захвата, освобождения заложников, по уголовным мотивам и т.п.).

По обобщенным результатам исследования, выявлена тенденция наиболее активного использования переговоров при общении с гражданами при их обращении в органы внутренних дел (личный прием) -отмечено 66,0% респондентов; при разрешении споров и конфликтных ситуаций в служебном коллективе (отмечено 39,4% респондентов); при общении с представителями органов государственной власти, местного самоуправления и общественными организациями по вопросам правопорядка на обслуживаемой территории (отмечено 34,0% респондентов).

Следует учитывать, что при отдельных обстоятельствах, связанных со спецификой деятельности, руководители (начальники) органов внутренних дел принимают участие и в переговорах в экстремальных ситуациях (случаи захвата, освобождения заложников, по уголовным мотивам и т.п.). Однако периодичность проведения руководителями (начальниками) органов внутренних дел переговоров указанного вида незначительна. Лишь 7,4% респондентов используют переговоры в экстремальных ситуациях не чаще 1-2 раз в год. Исследованием установлено, что 63,8% респондентов указали, что в практической деятельности вообще не используют данный вид переговоров.

Таким образом, опираясь на эмпирические данные по исследованию управленческих ситуаций переговорной деятельности руководителей (начальников) органов внутренних дел анализ результатов исследования показал следующее:

1. Существует большое количество ситуаций, в которых руководители (начальники) органов внутренних дел различного управленческого уровня в своей повседневной деятельности использует переговоры как неотъемлемую часть профессионального мастерства, как способ взаимодействия с подчиненными сотрудниками и представителями различных предприятий, учреждений и организаций. Данное обстоятельство подтверждает необходимость развития и совершенствования у них переговорной компетентности по всем ее видам.

2. При осуществлении переговоров руководители (начальники) органов внутренних дел испытывают определенные трудности, которые: в-первую очередь, зависят от конкретного вида конфликтной ситуации, которую необходимо разрешить; во-вторых, от наличия навыков и умений, обеспечивающих эффективность ведения переговоров; в-третьих, от условий, оказывающих негативное воздействие на эффективность переговоров.

3. Установлено, что местом для целенаправленного развития переговорной компетентности, необходимых личностных качеств, умений должны быть (в порядке значимости): курсы переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров (отмечено 45,7% респондентов); высшие учебные заведения (отмечено 44,7% респондентов); занятия по служебной и морально-психологической подготовке (отмечено 28,7% респондентов) и в ходе первоначальной подготовки личного состава (отмечено 14,9% респондентов).

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х

4. Смысл повышения переговорной компетентности руководителей органов внутренних дел показал о необходимости овладения практическим опытом ведения переговоров, в специальных занятиях-тренингах переговорной деятельности, в повышении уровня психологических знаний по проблеме переговорного общения, в изучении нормативно-правовой базы служебного общения.

5. В ходе исследования было установлено, что в зависимости от управленческого уровня (по мере его возрастания) руководители (начальники) органов внутренних дел чаще используют переговоры как один из методов управленческой деятельности.

6. Проведенный анализ научной литературы по проблеме переговоров, позволяет сделать вывод о том, что деятельность руководителей (начальников) органов внутренних дел по вопросам переговорной деятельности осуществляется на основе существующих традиций и подходов к изучению переговоров, с учетом сущности и путей оптимизации переговорной деятельности, а также строго на основании и во исполнении Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативно правовых актов МВД России.

Список использованной литературы:

1. Ушаков, Д.Н., Большой толковый словарь современного русского языка : М.: «Альта-Принт», ООО Издательство «ДОМ XXI век», 2008.-1239 с.

2. Иванов, Е.А. Психологические особенности ведения переговоров офицерами внутренних войск МВД России при выполнении служебно-боевых задач : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / Иванов Евгений Анатольевич. - М., 2002. - 194 с.

3. Илларионов, В. П. Переговоры с преступниками. Вып. 3, 4 / В. П. Илларионов. -М.: Профессиональное образование, 1993. - 100 с.

4. Вахнина, В.В. Психологическое обеспечение переговорного процесса сотрудников органов внутренних дел: монография / Вахнина В.В. - М.: Академия управления МВД России, 2010. - 216 с.

5. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон : [от 30 нояб. 2011 г. № 342-ФЗ : по состоянию на 01 дек. 2014 г.] // Собрание законодательства Рос. Федерации.- 2011. - № 49. - Ч. 1. - Ст. 7020.

6. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248(в ред. Указа Президента Российской Федерации от 12.09.2015 № 455) // Собрание законодательства РФ, 07.03.2011, № 10, ст. 1334.

© Городилов Д.Н., 2016

УДК 39.04.02

Грамотунова Наталья Константиновна

Студент, кафедра социальной работы ХГУ им. Н. Ф. Катанова

г.Абакан, РФ E-mail: [email protected]

ТЕОРИЯ ЦЕННОСТНО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ

Аннотация

В статье с целью определения инструментального назначения исследуется общественный и родовой профили ценностно-потребностной сферы личности учебных мигрантов и студентов, проживающих в РХ. Впервые предпринято сравнительное экспериментальное исследование общественной и родовой подструктур ценностно-потребностной сферы личности учебных мигрантов с позиций теории ценнностно-потребностной сферы личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.