4. Смысл повышения переговорной компетентности руководителей органов внутренних дел показал о необходимости овладения практическим опытом ведения переговоров, в специальных занятиях-тренингах переговорной деятельности, в повышении уровня психологических знаний по проблеме переговорного общения, в изучении нормативно-правовой базы служебного общения.
5. В ходе исследования было установлено, что в зависимости от управленческого уровня (по мере его возрастания) руководители (начальники) органов внутренних дел чаще используют переговоры как один из методов управленческой деятельности.
6. Проведенный анализ научной литературы по проблеме переговоров, позволяет сделать вывод о том, что деятельность руководителей (начальников) органов внутренних дел по вопросам переговорной деятельности осуществляется на основе существующих традиций и подходов к изучению переговоров, с учетом сущности и путей оптимизации переговорной деятельности, а также строго на основании и во исполнении Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативно правовых актов МВД России.
Список использованной литературы:
1. Ушаков, Д.Н., Большой толковый словарь современного русского языка : М.: «Альта-Принт», ООО Издательство «ДОМ XXI век», 2008.-1239 с.
2. Иванов, Е.А. Психологические особенности ведения переговоров офицерами внутренних войск МВД России при выполнении служебно-боевых задач : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / Иванов Евгений Анатольевич. - М., 2002. - 194 с.
3. Илларионов, В. П. Переговоры с преступниками. Вып. 3, 4 / В. П. Илларионов. -М.: Профессиональное образование, 1993. - 100 с.
4. Вахнина, В.В. Психологическое обеспечение переговорного процесса сотрудников органов внутренних дел: монография / Вахнина В.В. - М.: Академия управления МВД России, 2010. - 216 с.
5. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон : [от 30 нояб. 2011 г. № 342-ФЗ : по состоянию на 01 дек. 2014 г.] // Собрание законодательства Рос. Федерации.- 2011. - № 49. - Ч. 1. - Ст. 7020.
6. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248(в ред. Указа Президента Российской Федерации от 12.09.2015 № 455) // Собрание законодательства РФ, 07.03.2011, № 10, ст. 1334.
© Городилов Д.Н., 2016
УДК 39.04.02
Грамотунова Наталья Константиновна
Студент, кафедра социальной работы ХГУ им. Н. Ф. Катанова
г.Абакан, РФ E-mail: [email protected]
ТЕОРИЯ ЦЕННОСТНО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ
Аннотация
В статье с целью определения инструментального назначения исследуется общественный и родовой профили ценностно-потребностной сферы личности учебных мигрантов и студентов, проживающих в РХ. Впервые предпринято сравнительное экспериментальное исследование общественной и родовой подструктур ценностно-потребностной сферы личности учебных мигрантов с позиций теории ценнностно-потребностной сферы личности.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
Ключевые слова
Ценностно-потребностная сфера личности, общественная подструктура, родовая подструктура,
потребности.
В современном мире наблюдается отчетливая тенденция усиления миграции во многих регионах земного шара, что обусловлено целым рядом социальных, политических и военных причин. Россия - не исключение, поэтому феномен углубляющихся и расширяющихся волн миграции, напоминающий очередное «великое переселение народов», широко освещаемый средствами массовой информации, находится в зоне постоянного научного интереса. Эти процессы ставят целый ряд вопросов, связанных с проблемой этнической идентификации и этнической идентичности.
Миграция с целью получения образования - только часть глобального миграционного процесса, но она также тесно связана с этнокультурными вопросами, поскольку этнический фактор остается важнейшим условием формирования содержания ценностно-потребностной сферы личности. Более того, учащаяся и студенческая молодежь - та часть социума, которая наиболее чутко реагирует на любые общественные изменения.
Характер межэтнического взаимодействия во многом определяется сложившимися установками на этническое равенство различных культур, на осознание специфики социальных контактов с представителями других этносов, особенностями этнического самовосприятия.
В связи с этим сравнительное исследование общественной и родовой подструктур ценностно-потребностной сферы личности учебных мигрантов и студентов, резидентно проживающих в РХ, приобретает большое научное значение.
У каждого человека формируется множество разнообразных потребностей, и чем больше, тем духовно богаче становится личность. «Конкретный набор потребностей, их иерархия, доминирующее положение одних побуждений и вспомогательная роль других составляют «ядро» личности, наиболее существенную её характеристику. Любому человеку присущи все группы потребностей, их индивидуальная композиция уникальна и в наибольшей мере определяет неповторимость личности» [1] - так характеризовал «личность» П.В.Симонов. Социальная жизнь человека детерминирована системой общественных ценностей, которая определяется социальной средой, в которой он живет. Содержание общественных ценностей подвержено значительным культурным влияниям. У людей, которые вынуждены сменить привычную культурную среду, возникают трудности из-за необходимости «перемещения» своих сформированных и устоявшихся потребностей в новую форму общественных ценностей.
Общественные системы ценностей формируются под влиянием исторических социально-экономических факторов и являются «рамками», ограничивающими реализацию потребностей личности, придавая им социально приемлемую форму. Наполняясь индивидуальным потребностным содержанием, они составляют у каждой личности индивидуальную ценностную структуру, которая обозначается термином «ценностно-потребностная сфера личности» [2].
Реализация потребностей в поведении всегда преломляется через систему общественных ценностей, которая обеспечивает социально непротиворечивые формы их удовлетворения. С другой стороны, потребности человека приобретают свою специфическую «родовую» форму под влиянием системы коллективных архетипических ценностей.
Поэтому формирование индивидуального содержания ценностно-потребностной сферы личности всегда находится под мощным двойным прессом: с одной стороны это «общественная система ценностей», с другой - архетипические матрицы коллективного бессознательного индивида. В результате этих взаимодействий формируется индивидуальное содержание ценностно-потребностной сферы личности [2].
Таким образом, ценностно-потребностная сфера личности включает две формообразующие составляющие. Первая - номинальная система общественных ценностей, которая должна быть наполнена индивидуальным потребностным содержанием. Вторая составляющая ценностно-потребностной сферы личности - глубинные родовые ценностные формы, которые тоже оказывают формирующее действие на
индивидуальную потребностную структуру. Архетипические ценности придают ценностно-потребностной сфере личности родовую окраску [1].
Список использованной литературы:
1. Симонов П.В. Эмоции и воспитание//Вопросы философии. 1981г. №5 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1982/823/823005.htm.
2. Морогин В.Г. Ценностно-потребностная сфера личности. Томск: ТГПУ, 2003. 357с.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/17407342.
© Грамотунова Н.К., 2016
УДК 159.9.07
Демидова Ирина Феликсовна
к.психол.н., доцент ЧОУ ВО «ТИУиЭ» г. Таганрог, Российская Федерация E-mail: [email protected]
РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ЛИДЕРА В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КЛИМАТА В КЛАССЕ
Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния личности лидера на формирование психологического климата в классе. Описаны ведущие личностные качества лидеров в изучаемых классах и показана их взаимосвязь с параметрами психологического климата. Сделан вывод о роли личности лидера в формировании психологического климата в подростковых классах.
Ключевые слова
Лидерство, личность лидера, психологический климат, референтный член группы, эталонные личностные
качества.
В социальной психологии вообще и в психологии малой группы, в частности, взаимодействию формальной и неформальной структуры, руководству и лидерству всегда уделялось пристальное внимание. К настоящему времени в социальной, организационной психологии разработано немало теорий лидерства, и каждая теория по-своему описывает влияние лидера на группу, роль личности лидера в формировании, развитии, функционировании группы
Целью своей работы мы сделали выяснение степени влияния лидера на формирование психологического климата в классе. При этом мы решили взять для изучения именно школьные подростковые классы, поскольку проблема общения, лидерства - подчинения актуальна для этого возраста. В силу того что лидер стоит на вершине статусно-ролевой иерархии в подростковой группе, у него есть наибольшие возможности для влияния на других членов группы. Лидер определяет, насколько успешной будет групповая деятельность, насколько полно будут удовлетворяться в группе возрастные потребности, какой образец для подражания он предложит остальным членам группы. Лидеры определяют нормы и ценности коллектива - от него зависит будет ли группа просоциальной или будет развивать антиобщественную деятельность. При этом не следует забывать о возрастных особенностях подростков, для которых ведущим видом деятельности является общение, а равнение на сверстника - одной из важных составляющих этого ведущего вида деятельности. Поэтому зачастую самый популярный ученик в классе становится лидером, а остальные начинают ему подражать. А если в классе несколько человек, склонных к