МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
Взаимосвязь переменной содержание труда и лояльности показывает, что для формирования лояльности сотрудника к предприятию необходимым условием является удовлетворённость сотрудником основным содержанием своей работы.
Это говорит нам о том, что сотрудникам нравится своя работа, они удовлетворены производственным процессом и эта удовлетворённость приводит к тому, что они ничего не хотят сейчас менять в своей жизни.
Последняя значимая корреляция это влияние независимости на средний уровень лояльности. Из этой взаимосвязи следует, что продавцы работающие более пяти лет не чувствуют на себе давление со стороны руководства и могу самостоятельно принимать какие-либо решения. Эта независимость при принятии решений и повышает уровень лояльности.
Список использованной литературы:
1. Горохов А.Ю. Инновационный подход в формировании благоприятного климата в производственном коллективе В сборнике: инновационное развитие современной науки Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 9 частях. Ответственный редактор А.А. Сукиасян. 2014. С. 173-176.
2. Горохов А.Ю. Основные аспекты удовлетворенности трудом у продавцов непродовольственных товаров с разным уровнем профессиональной успешности / The First International Congress on Social Sciences and Humanities "East West" Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. 2013. С. 112-116.
3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 1-е издание, 2008 - 512 с.
4. Макаров Ю. В. Социально-психологические факторы взаимодействия человека с тренинговыми технологиями // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2012. - № 133. - С. 294-302.
5. Тихомирова И. А. Эмпатия и направленность взаимоотношений, как значимые психологические характеристики профессиональной деятельности помощников депутатов законодательного собрания // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Москва. - 2014. - №01 (60)
© Горохов А.Ю., 2016
УДК 740
К.К. Емельянова
студент кафедры социальнойработы, Хакасский Государственный Университет, Г.Абакан, Российская Федерация.
ОБЩЕСТВЕННАЯ И РОДОВАЯ ПОДСТРУКТУРЫ ЦЕННОСТНО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ
Аннотация
В статье рассматривается ценностно-потребностная сфера личности, содержание и формирование общественной и родовой подструктур ценностно-потребностной сферы личности.
Ключевые слова
Ценностно-потребностная сфера личности, личность, ценность, самоактуализация, идентичность, потребность.
У каждого человека формируется множество разнообразных потребностей, и чем больше, тем духовно богаче становится личность. «Конкретный набор потребностей, их иерархия, доминирующее положение одних побуждений и вспомогательная роль других составляют «ядро» личности, наиболее существенную её
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
характеристику. Любому человеку присущи все группы потребностей, их индивидуальная композиция уникальна и в наибольшей мере определяет неповторимость личности» [7, с. 58] - так характеризовал «личность» П.В.Симонов. Социальная жизнь человека детерминирована системой общественных ценностей, которая определяется социальной средой, в которой он живет. Эта система стабильна, постоянна, она задает каждому члену общества социально приемлемые формы поведения на протяжении всей жизни. С другой стороны, содержание общественных ценностей подвержено значительным культурным влияниям. У людей, которые вынуждены сменить привычную культурную среду, возникают трудности из-за необходимости «перемещения» своих сформированных и устоявшихся потребностей в новую форму общественных ценностей.
Общественные системы ценностей формируются под влиянием исторических социально-экономических факторов и являются «рамками», ограничивающими реализацию потребностей личности, придавая им социально приемлемую форму. Наполняясь индивидуальным потребностным содержанием, они составляют у каждой личности индивидуальную ценностную структуру, которая обозначается термином «ценностно-потребностная сфера личности» [5, с.357].
Зигмунд Фрейд называл такую систему ценностей «Сверх-Я», содержательно практически отождествляя её с совестью.
Реализация потребностей в поведении всегда преломляется через систему общественных ценностей, которая обеспечивает социально непротиворечивые формы их удовлетворения. С другой стороны, потребности человека приобретают свою специфическую «родовую» форму под влиянием системы коллективных архетипических ценностей.
Поэтому формирование индивидуального содержания ценностно-потребностной сферы личности всегда находится под мощным двойным прессом: с одной стороны это «общественная система ценностей», с другой - архетипические матрицы коллективного бессознательного индивида. В результате этих взаимодействий формируется индивидуальное содержание ценностно-потребностной сферы личности [6, с. 89].
Таким образом, ценностно-потребностная сфера личности включает две формообразующие составляющие. Первая - номинальная система общественных ценностей, которая должна быть наполнена индивидуальным потребностным содержанием. Эти ценности выполняют роль шаблона, ограничивающего индивидуальные потребности человека, поэтому они могут удовлетворяться лишь в социально приемлемой среде. Вторая составляющая ценностно-потребностной сферы личности - глубинные родовые ценностные формы, которые тоже оказывают формирующее действие на индивидуальную потребностную структуру. Архетипические ценности придают ценностно-потребностной сфере личности родовую окраску [3, с. 125].
Изучение структуры и динамики ценностно-потребностной сферы личности позволяет выделить два процесса, которые детерминируют становление человеческой индивидуальности: формирование индивидуальной потребностной структуры и наполнение потребностным содержанием структуры общественных ценностей. В результате этих процессов у личности формируется ценностно-потребностная сфера личности [4, с. 357].
Каждый человек является носителем родовых ценностей, но он также - объект социальных влияний. Общественные и родовые ценностные ориентации - это направленность личности на удовлетворение потребностей общественной и родовой подструктур ценностно-потребностной сферы личности. Общественная направленность преобладает в первую половину жизни человека, в период «социализации во внешний мир», а родовые ценностные ориентации начинают проявляться в поведении только тех личностей, кто уже завершил «социализацию во внешний мир» и приступил к «социализации во внутренний мир» [3, с. 125].
Процесс и результат формирования аттитюдов - первоначально осознанных комплексов побуждений, впоследствии автоматизированных и ставших бессознательными поведенческими стереотипами, помогающими человеку быстро принимать правильные решения в социально значимых ситуациях - это идентификация. Этим термином Карл Юнг называл «социализацию во внешний мир» [8, с. 330]. Этнической
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
идентификацией является сознательное признание индивидом своей принадлежности к этнической группе, она обусловлена факторами социального влияния [3, с. 125].
Термин «идентичность» используется для психологической характеристики человеческой индивидуальности. Идентичность, как результат осознания своих архетипических родовых корней, в первую половину жизни, как правило, не осознается человеком, но может стать сознательным феноменом в результате индивидуации. Осознание идентичности возможно только после процесса «социализации во внешний мир» [3, с. 125]. Это, по мнению К. Юнга, и есть индивидуация [9, с. 25]. Индивидуация проходит через кризис идентичности - кто сумел его пройти, тому открыт путь к самоактуализации, кто не смог -обречен на невротизацию. Этническая идентичность, то есть, этничность - это наследственно заданный архетипический комплекс, который включает в себя всю родовую историю человека [3, с. 125].
Самоактуализация - напряженный процесс постепенного роста, накопления индивидуальных достижений. Этот процесс предполагает, что каждый раз, делая выбор, человек понимает, что достойнее остаться честным, а не лгать; каждый из вставших перед ним выборов совершается в пользу личностного роста. Это и есть движение к самоактуализации [1, с. 432].
А. Маслоу считал, что все человеческие ценности представляют собой иерархически организованную пятиуровневую систему:
1. Гоместатические или физиологические потребности;
2. Потребности в безопасности;
3. Потребности в любви и привязанности;
4. Потребности в признании и оценке;
5. Потребности в реализации потенций, способностей и талантов человека (самоактуализация) [2, с. 164]. А. Маслоу считал, что для самоактуализации личности обязательным условием является
удовлетворение всех нижележащих ценностных уровней. Однако исследования процесса самоактуализации показали, что у личности, уже вставшей на путь самоактуализации, ценности самоактуализации становятся доминантными и определяют поведение человека даже тогда, когда нижележащие уровни ценностно-потребностной иерархии не реализованы [6, с. 89].
Таким образом, ценностно-потребностная сфера личности содержит две составляющие: номинальную систему общественных ценностей и глубинные родовые ценностные формы. Общественные ценности формируются под влиянием социально-экономических факторов. «Родовую» форму потребности человека приобретают под влиянием системы коллективных архетипических ценностей.
Список использованной литературы:
1. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики/ Пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. Научи, ред., вступ. Статья и коммент. Н.Н. Акулиной. - СПб.: Евразия, 1999. - 432с.
2. Маслоу А.Г. Мотивация и личность: пер. А.М. Татлыбаевой. СПб.; Евразия, 1999. 164с.
3. Морогин В.Г. Идентичность в контексте ценностно-потребностной сферы человека/В.Г. Морогин, В.А. Мазилов, К.В. Морогина. Ярославский педагогический вестник - 2013. - №4 том 1. 125с.
4. Морогин В.Г. Теория и методы исследования ценностно-потребстной сферы личности // Гуманитарные науки и образование в Сибири. №3. Новосибирск, 2009. 4с.
5. Морогин В.Г. Ценностно-потребностная сфера личности. Томск: ТГПУ, 2003. 357с.
6. Морогин В.Г. Ценностно-потребностная сфера личности: концепция и методология исследования. Томск. Сибирский психологический журнал №24 2006г. 89с.
7. Симонов П.В. Эмоции и воспитание//Вопросы философии. 1981г. №5. 58с.
8. Юнг К.Г. Исследование феноменологии самости [Текст]/К.Г.Юнг. -М.,1997. - 330с.
9. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное: Пер. с англ. СПб.; М.; 1997. 25с.
© Емельянова К.К., 2016