Научная статья на тему 'К вопросу о базовых категориях этнопсихологии'

К вопросу о базовых категориях этнопсихологии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
350
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о базовых категориях этнопсихологии»

К вопросу о базовых категориях

*

этнопсихологии

В. Г. Морогин.

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Абакан, Россия), morogin_vg@khsu.ru

Этнопсихология как самостоятельный раздел социальной психологии исследует своеобразие психологических проявлений в различных этнических общностях. Она оформилась под влиянием различных точек зрения на ее предмет, в том числе концепций, основанных на обыденных представлениях об этноспецифических особенностях человека. Поэтому категориальный аппарат этнопсихологии включает в себя не только научные термины, заимствованные из этнографии, социологии и социальной психологии, но и недостаточно четко определенные понятия, такие как «психологический склад» личности и этноса.

Этнопсихологические особенности обычно рассматриваются как особая форма проявления общечеловеческих свойств психики. Кроме этого, в социологических, этнографических, а нередко и в социально-психологических публикациях используется термин «национально-психологические особенности». Их авторы считают, что поскольку «нации как виды этнических общностей сложились на относительно позднем этапе исторического развития», это понятие отражает высшую ступень психологического развития любых этнических групп, а не только наций. Исследовать эти особенности - значит, выявлять сущностные

* Статья подготовлена при поддержке Российского Гуманитарного Научного Фонда, № проекта 12-16-19008

характеристики психики представителей любого этноса, его национальную, то есть «окончательно оформленную, а не этническую специфику, так как последняя предполагает отнюдь не самый высокий уровень обобщения присущего той или иной общности своеобразия».

Еще один аргумент в пользу этой точки зрения состоит в том, что «своеобразие национальной психологии того или иного народа выражается не в каких-то неповторимых психологических чертах, а, скорее, в дифференцированном их сочетании, воплощенном в его исторических традициях, предписывающих определенные формы реакций и поведения людей в ходе социализации». Отсюда этнопсихология определяется как «наука, изучающая закономерности развития и проявления национально-психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей и отличающих их друг от друга». Это отрасль социальной психологии, базируется на исследованиях, осуществляемых не только психологами, но и социологами, этнографами, философами. Национально-психологические особенности реально существуют и четко осознаются исследователями общественного сознания, для них характерны своеобразные механизмы проявления и они оказывают решающее воздействие на поведение людей.

С этих позиций этнос обычно рассматривается как социально-психологическая общность, представляющая «группу людей, осознающих себя ее членами на основе любых признаков, воспринимаемых как естественные и устойчивые этнодифференцирующие характеристики» [10; с. 29].

В политически ориентированных спекуляциях этнос и нация -синонимы, которые могут даже трактоваться как общественные группы, по своим характеристикам устраивающие правящую верхушку: прозвучало в речи Л.И. Брежнева, что в СССР появилась «новая историческая общность - советский народ» - значит это и есть этнос; заявил Б.Н. Ельцын, что в России живут россияне - появился другой этнос. Несмотря на то, что такая точка зрения весьма популярна, она не отражает длительный и сложный путь формирования человеческих сообществ.

Если же попытаться проследить не политическую, а естественную

историю формирования человеческих общностей, то самым первым объединением людей следует признать род, который представляет группу людей, произошедших от одного предка. На заре человеческой цивилизации родовая форма общественного устройства была единственной, но со временем несколько родов, проживающих на одной территории, могли объединиться на основе сходства занятий хотя бы для того, чтобы совместными усилиями добывать средства к существованию в потенциально враждебном окружении - таким образом формируется племя. И пройдет еще много столетий, прежде чем в условиях совместного проживания и внутриплеменных браков, без миграции извне у людей племени сформируется антропотип - совокупность морфологических, физиологических, биохимических и иных физических признаков, по которым безошибочно определяется любой его представитель и психотип - набор психологических особенностей, характерных для данного племени. Так появляется этнос. Согласно данным современной биологии, для того, чтобы полезные для вида физические и психологические признаки генетически закрепились в антропотипе и психотипе и стали передаваться от предков к потомкам, требуется не менее 50 поколений. Для вида Homo Sapiens - это 25*50 = 1250 лет. Таким образом, для формирования нового этноса требуется никак не менее тысячелетия.

Отсюда этнос - естественная общественная структура, которая формируется из индивидов, занимающихся сходной деятельностью и проживающих на ограниченной территории в течение длительного времени в условиях внутриплеменных браков при отсутствии какой-либо миграции извне. Отличительным признаком этноса является не только антропотип - сформировавшиеся в процессе становления внешние физические признаки, по которым можно идентифицировать любого его представителя, но и психотип - совокупность психологических характеристик, со временем превратившихся в формальные этнические архетипы коллективного бессознательного [5; 8]. Чтобы сформировался этнос, нужны два обязательных условия: время, не менее 1000 лет и изоляция от других человеческих групп. Очевидно, что в современных условиях формирование новых этносов на планете Земля невозможно

даже теоретически. Единственное, что может произойти в этом направлении - формирование единого этноса на планете, да и то при условии отсутствия миграции с других планет. Современная политика глобализма преследует именно такую цель.

Кроме этноса в социально-политической литературе часто употребляется понятие «нация». В социологии и политике эти термины содержательно не различаются и употребляются как синонимы. Существует также точка зрения, что нация - высшая ступень развития этноса. Но совершенно очевидно, что подобные трактовки нации ошибочны, поскольку нация, в отличие от этноса - искусственное общественное образование, создаваемое властью и включающее, по крайней мере, несколько этносов. В истории человечества нации создавались, как правило, в результате захватнических войн, поэтому ее нельзя считать также добровольным объединением этносов.

В современном мире проживание различных этносов на одной территории способствует постепенному смешению культур, что может привести к формированию новой нации. Этот процесс сопровождается навязыванием иных, нередко чуждых психотипу этноса, традиций и обычаев. В социологии это принято называть этнической толерантностью, хотя содержание ценностей, внедряемых в этнос, отвечает лишь потребностям правящего класса. А если оно начинает противоречить интересам преобладающего по численности этноса, социальный взрыв становится неизбежным.

Поскольку нация - искусственное общественное образование, созданное властью в результате насильственного захвата чужих территорий, у нее нет ни антропотипа, ни психотипа, а есть набор продекларированных общественных ценностей, наполненных потребностным содержанием государствообразующего этноса. Пока это содержание не противоречит потребностям большинства, в стране сохраняется стабильность и порядок, но как только предпринимается попытка подменить содержание национальных ценностей другим, противоречащим родовым потребностям преобладающего по численности этноса, начинаются смутные времена. В полиэтническом государстве

конфликт между содержанием декларируемых государством общественных и этнически детерминированных родовых ценностей всегда приводит к революциям [5].

В своих публикациях журналисты часто употребляют еще одно обозначение человеческой общности - «народ». Его обсуждать вообще не имеет смысла, поскольку это понятие не научное, а политическое, которое пригодно для оболванивания электората во время выборов, но совершенно бесполезно в научном анализе.

С понятиями «этнос» и «нация» связан еще один термин, активно использующийся в социально-психологической литературе -идентичность. В отечественных исследованиях он трактуется как осознание и переживание своей принадлежности к определенной общности и обособления от других, как представление человека о себе как о члене определенной социальной группы. Иными словами, идентичность понимается как социальная установка с доминирующим эмоциональным компонентом. Формирование основ идентичности связывается с подростковым возрастом, а особенности ее формирования схожи в любых социальных группах. В частности, этническая идентичность, согласно Г.У. Солдатовой, «опирается на глубокие эмоциональные связи с этнической общностью и моральные обязательства по отношению к собственной этнической общности» [9, с. 49].

Такой подход к анализу феномена аутентичной целостности человека представляет идентичность как результат социализации, поэтому любая форма идентичности приобретает общественно обусловленный характер. Но отождествление личности с внешней по отношению к ней социальной группой не может означать самотождественности, поскольку самотождественность - интраличностный продукт. Поэтому описываемый в социологической литературе феномен -не идентичность, а идентификация, которая складывается в процессе социализации и представляет систему усвоенных стереотипов социального поведения, помогающих личности принимать правильные поведенческие решения в социально значимых ситуациях. Это полезные для любого индивида социальные установки или аттитюды. Формы

социальной идентификации могут быть различными; по крайней мере, три из них объективно существуют: этническая, профессиональная и половая. Для каждой из них характерен свой ценностно-потребностный профиль, который определяется особой конфигурацией общественной подструктуры ценностно-потребностной сферы личности.

В теории ценностно-потребностной сферы [3-8] идентичность рассматривается как индивидуальная самотождественность и определяется степенью соответствия потребностей личности требованиям родового архетипического бессознательного. Эмпирически уровень ценностной идентичности отражает определенный шаг в процессе осознания родовой самотождественности: чем в большей степени потребности личности соответствуют содержанию архетипических ценностей, тем большей определенностью характеризуется ее ценностно-потребностная сфера. Идентичность личности также может проявляться в трех формах: этнической, профессиональной и половой, каждая из которых имеет свой ценностно-потребностный профиль в родовой подструктуре ценностно-потребностной сферы. Иногда как синоним идентичности используют термин «аутентичность».

Каждая зона ценностно-потребностной сферы характеризуется доминирующей направленностью личности, реализующейся в форме общественных и родовых ценностных ориентаций, спектр которых определяется конкретными потребностями, укладывающимися в соответствующий диапазон ценностного континуума.

Формирование содержания ценностно-потребностной сферы индивида происходит разными путями. Идентификация фактически предопределена общественными ценностями, юридическими и моральными законами, групповыми нормативами поведения. Она реализуется в виде системы аттитюдов, определяющих поведение человека в социально типичных ситуациях. Этот процесс идет в направлении от первоначально осознанных поведенческих форм к их постепенной интериоризации. Психологический механизм формирования аттитюда - приведение индивидуальных потребностей в соответствие с содержанием подструктуры общественных ценностей. Если потребности

личности не вступают с ним в противоречие, формируется аттитюд, если вступают - возникает классический психогенно обусловленный конфликт, который может выразиться в виде, например, невротической реакции. В социальной психологии формирование системы аттитюдов описывается как социальная идентификация, разворачивающаяся в русле глобального процесса социализации, главная цель которой - сформировать у индивида как можно больше полезных автоматизированных форм приспособительного социального поведения. Эта магистральная цель обслуживает, прежде всего, интересы властной элиты, а потому на практике реализуется через многочисленные институты социализации.

Местом локализации идентичности является родовая память архетипического бессознательного индивида, а потому, в отличие от социальной идентификации, она существует изначально, но не осознается человеком. Познание идентичности связано с процессом, который разными авторами описывается как индивидуация, самореализация, самоактуализация, самоопределение, самосовершенствование и т. п. Эти процессы начинают активно разворачиваться только в определенном возрасте; более того, они способны проявиться не у каждой личности. Психологической предпосылкой индивидуации является социальная зрелость человека - такая возможность появляется только после завершения процесса социализации, когда индивид накапливает необходимый для успешной адаптации к требованиям социума набор аттитюдов. Согласно точке зрения К. Юнга [11], в процессе индивидуации личность постепенно познает свой самый глубинный архетип «Self», являющийся интегратором всех остальных родовых ценностных форм. В результате идентичность становится осознанным психическим феноменом. В психологических исследованиях чаще всего пытаются фиксировать и анализировать степень осознанности идентичности: чем выше ее уровень, тем большей определенностью и стабильностью характеризуется ценностно-потребностная сфера личности. К. Юнг считал, что этот процесс составляет истинный смысл жизни человека на Земле. Если итогом социализации становится личность как система социально полезных аттитюдов («социализация во внешний мир»), то в результате

индивидуации формируется индивидуальность человека, сознающего и пытающегося реализовать заложенный в нем глубинный творческий потенциал («социализация во внутренний мир»).

К сожалению, подавляющее большинство людей заканчивают свою жизнь на этапе социализации, поэтому потребность в индивидуации у них так и остается нереализованной. А. Маслоу [2] считал, что такая потребность есть у каждого, но в отношении большинства индивидов общество и государство не может создать необходимых условий для ее актуализации. Более того, государство не заинтересовано во всеобщей самоактуализации, оно всегда стремилось путем стандартной социализации сделать всех людей как можно более одинаковыми, потому что ими легче управлять. Самоктуализирующаяся личность начинает думать, а это для любой власти крайне опасно. Поэтому любая воспитательная или образовательная система явно или скрыто стремится к усреднению и стандартизации обучающихся. Социально-психологическим механизмом образовательной и воспитательной стандартизации служит конформизм, повсеместно внедряемый всеми властными институтами и СМИ. Педагоги же, утверждающие, что работают в рамках широко разрекламированного личностно-ориентированного подхода, как правило, лукавят, поскольку индивидуальная работа с каждым субъектом, в силу того, что любая образовательная или воспитательная программа всегда осуществляется в рамках стандарта, который с неизбежностью ведет к усреднению, в принципе невозможна. Поэтому А. Маслоу сформулировал современную образовательно-воспитательную парадигму именно так: «каждый ребенок рождается гением, родители делают его талантливым, а школа - нормальным».

Важный вопрос - возможна ли самоактуализация в более раннем возрасте, скажем, в подростковом или в юности? Ответ на него будет отрицательным, поскольку у подростка еще нет личностных предпосылок для самоактуализации, а его претензии на взрослость - попытки самоутверждения. А самоутверждение и самоактуализация - не одно и то же; первое представляет собой неадекватную идентификацию, второе -познание своей идентичности и реализация на основе этого знания

творческого потенциала. В юности личность становится более зрелой, поэтому неосознанные спонтанные попытки самоактуализации в этом возрасте случаются. Но и они обречены на провал, поскольку у молодого человека еще не завершился процесс социализации. Юношеская самоактуализация обычно реализуется в молодежных субкультурах, и там действительно она может проходить более или менее успешно. Но, как только эти процессы выходят за пределы неформальной группы, возникает конфликт с обществом и государством. Причина этого социального противоречия - незавершенная социализация: в юношеском возрасте еще не сформировалась система социально полезных аттитюдов, обеспечивающая личности возможность адекватной адаптации.

Итак, сам факт взаимодействия индивидуальных потребностей с двумя формообразующими факторами - подструктурами общественных и родовых ценностей - подсказывает, что идентификация - продукт общественных требований, предъявляемых индивиду социумом, а идентичность - самотождественность личности, выражающаяся в степени соответствия ее индивидуальных потребностей требованиям родового бессознательного, реализация архетипического наследия в человеке. И социальное отождествление, и архетипическая самотождественность по своей природе являются ценностными, точнее ценностно-потребностными. Идентификация формируется в процессе социализации, она может быть этнической (национальность), профессиональной (профессия), половой (гендер); самотождественность передается от предков потомкам и познается в ходе индивидуации как идентичность, которая также может осознаваться, как этническая (этничность), профессиональная (призвание), половая (пол). А. Маслоу называл процесс осознания и реализации человеком своей идентичности самоактуализацией. Эмпирически уровень идентичности отражает степень осознанности личностью своей самотождественности: чем в большей степени индивидуальные потребности соответствуют содержанию родовых архетипических форм, тем большей определенностью, цельностью и осознанностью характеризуется ее ценностно-

потребностная сфера, тем в большей степени проявляется ее зрелость и гармоничность.

Ценностно-потребностная сфера личности - особая структура, представляющая собой уникальную совокупность индивидуальных потребностей, формирующихся в течение всей жизни индивида под влиянием одобряемой групповым большинством и государством подструктуры общественных ценностей и направляемая коллективными архетипическими матрицами, представляющими собой родовое наследие индивида. Структура ценностно-потребностной сферы стабильна, но в процессе социализации и следующей за ней возможной самоактуализации она постоянно пополняется новым потребностным содержанием, которое определяется актуальностью отдельных потребностей и субъективным предпочтением конкретных ценностных форм.

Этническая идентификация - система аттитюдов, обусловливающая готовность индивида реагировать на конкретную этническую ситуацию определенным стереотипным поведением. В отличие от идентичности, постепенно осознаваемой в процессе индивидуации, этническая идентификация первоначально сознательна, а затем становится автоматизированным бессознательным стереотипом социального поведения. Процесс социализации доминирует в первую половину жизни человека, процесс индивидуации - во вторую. В общественной и родовой подструктурах ценностно-потребностной сферы этническая идентификация и этническая идентичность образуют два уникальных ценностных профиля. Этническая идентификация -совокупность приобретенных этнических аттитюдов, этническая идентичность - индивидуальная реализация родового этнического архетипа.

Несоответствие потребностного содержания личности общественным ценностям или родовым архетипическим формам становится предпосылкой для возникновения внутриличностного конфликта. Он может проявляться в двух формах: в классическом психогенном виде, в частности, в форме невроза, либо как эндогенный конфликт, обусловленный глубинными архетипическими причинами. В

первом случае это кризис идентификации, а во втором - идентичности.

Конфликт между общественной и архетипической составляющими ценностно-потребностной сферы возникает тогда, когда социальные нормативы вступают в противоречие с содержанием родовых ценностей. В какой форме оно проявится, зависит от силы коллективного бессознательного этноса. Л.Н. Гумилев [1] считал этот фактор самой важной этнической характеристикой и называл его пассионарностью, а духовных лидеров этноса - пассионариями. Всемирная история, как и история нашей страны, знает немало примеров бунтов, восстаний, революций, повлекших за собой многочисленные жертвы, которые были спровоцированы непродуманными попытками правительств противопоставить государственные (а то и свои личные) интересы родовым архетипическим ценностям. Современный пример такого конфликта - мусульманская проблема: содержание навязываемых исламскому миру западных ценностей противоречит их родовым архетипам.

Решить проблему общественно-родового конфликта проще всего в моноэтническом государстве. Для этого необходимо привести содержание декларируемых властной элитой общественных ценностей в соответствие с родовыми архетипами этноса. Но в современном мире уже нет ни одной страны, на территории которой проживали бы представители только одного этноса. А поскольку формирование нового этноса - процесс, длящийся тысячелетиями в условиях строгой изоляции, появление новых этнических формирований в современных условиях невозможно. Речь может идти лишь о нациях - искусственных полиэтнических образованиях, создаваемых властью. Поэтому государственное решение проблемы общественно-родовых конфликтов связано с серьезными трудностями. Возможны два пути:

1. Наполнение общественной ценностной подструктуры таким содержанием, которое соответствовало бы потребностям всех этнических групп, населяющих регион. Но эта задача под силу лишь Богу или очень умному и мудрому правителю, каковых среди политических деятелей не бывает. Скорее всего поэтому, обсуждая возможность

создания идеального государства, древнегреческий мыслитель Платон 2,5 тысячи лет назад предлагал уничтожить всех политиков и передать управление государством ученым-мудрецам.

2. Поэтому в современном мире возможен только путь компромисса, который выбрали многие развитые страны. Содержание общественных ценностей приводится в соответствие с родовыми ценностями государствообразующего этноса, составляющего большинство населения. Этнические меньшинства, таким образом, вынуждены ограничить себя в удовлетворении потребностей, не соответствующих содержанию общественных ценностей, поэтому некоторая общественно-родовая напряженность остается. Если число этносов в государстве невелико, такая ситуация не приводит к социальному катаклизму, но, как только несколько полиэтнических стран объединяются в один мегасоюз, число этносов возрастает, выделить из них государствооб-разующий становится невозможно, и в результате происходит революционный взрыв. Современная ситуация в ЕвроСоюзе - яркое тому подтверждение: как только этнос, например, греческий, ранее считавшийся государствообразующим, становится одним из этнических меньшинств, сразу возникает революционная ситуация. В России положение еще опаснее, потому что на ее территории проживает более 150 этнических формирований, государствообразующий этнос - русские, а навязываемое властью содержание общественных ценностей - приоритет материальных потребностей над духовными, пропаганда обогащения любыми, в том числе криминальными, способами, карьеризм и т.п. - сильно отличается от родового архетипического наследия не только русских, но и подавляющего большинства российских этносов.

Профессиональные ценности - общественные формы, которые в процессе профессионализации должны наполниться индивидуальными потребностями. Результатом этого процесса является профессиональная идентификация, проявляющаяся в социальном поведении как система приобретенных профессиональных аттитюдов. Она имеет ценностную природу и может быть охарактеризована особым ценностным профилем

общественной подструктуры ценностно-потребностной сферы личности.

Но вхождение в профессию - это еще и результат наполнения родовых архетипических форм содержанием профессиональных потребностей индивида. Профессиональный архетип - призвание к деятельности, которое изначально заложено в человеке и обусловлено его родовым наследием. Призвание тоже имеет ценностную природу и эмпирически может оцениваться как степень осознанности родового профессионального архетипа.

В раннехристианском учении любая деятельность, кроме служения Господу, считалась богопротивной и рассматривалась как наказание человеку за его первородный грех. Светское обоснование эта идея получила в сочинениях Августина и Плотина, где она формулируется в виде принципа аскезы: человек должен ограничивать себя в плотских удовольствиях и духовно самосовершенствоваться, тем самым приближаясь к Богу. В XVI веке М. Лютер пересмотрел эту доктрину, и в реформированном протестантизме деятельность, талант к которой дарован человеку Богом, также становится богоугодной. Это и есть призвание. Но при этом ни один человек не освобождался от необходимости вести аскетический образ жизни; такая эмансипация произошла только к концу XIX столетия, когда доминирующей ценностью, декларируемой американо-европейской властной элитой, стал не принцип аскезы и не вера в Бога, а получение выгоды любой ценой.

Познание профессионального архетипа, точно так же, как и этнического, происходит в процессе индивидуации, способствующей осознанию личностью своего призвания, своей профессиональной идентичности. Этот процесс начинается после завершения профессионализации - нормативного освоения деятельности, поэтому говорить об осознанной профессиональной идентичности можно лишь во второй половине жизни человека. Другими словами, профессиональная самоактуализация возможна только после полного завершения профессиональной социализации.

Одним из проявлений кризиса среднего возраста считается «утрату личностью профессиональной идентичности». Взрослый человек,

имеющий неплохое образование и профессию, постепенно осознает, что занимается не своим делом, что его профессиональная деятельность не приносит ему удовлетворения. В такой ситуации одни принимают радикальное решение круто изменить свою жизнь и приобрести новую профессию, соответствующую их призванию; другие ничего не предпринимают, оставаясь в не приносящей удовлетворения профессии. В обоих случаях речь не идет об утрате «профессиональной идентичности», потому что лишь с этого момента она только начинает осознаваться человеком. Рушится в этой ситуации профессиональная идентификация -выработанная в процессе профессионализации система профессиональных аттитюдов. К краху профессиональной идентификации приводит несоответствие содержания ценностей, навязчиво рекламируемого социальными институтами и СМИ призванию человека. Вина за это, естественно, возлагается на него самого - «выбор у тебя был, но ты сам совершил ошибку».

Таким образом, профессионализацией или профессиональной социализацией называется процесс освоения нормативно одобренных способов деятельности, а его продуктом становится система аттитюдов, определяющих готовность индивида реагировать на конкретную профессиональную ситуацию нормативным поведением. В отличие от призвания, постепенно осознаваемого в процессе самоактуализации, профессиональный аттитюд первоначально сознателен, но очень быстро становится автоматизированным бессознательным стереотипом профессионального поведения. Процесс профессионализации доминирует в первую половину жизни, процесс профессиональной самоактуализации -во вторую. Поэтому необходимо различать и эти два ценностных профиля: профессиональную идентификацию, представляющую собой совокупность приобретенных нормативно одобренных стереотипов профессионального поведения и профессиональную идентичность - индивидуальную реализацию родового профессионального архетипа - призвания человека. Профессиональная идентификация - система профессиональных аттитюдов, продукт профессиональной социализации; профессиональная идентичность - индивидуальная реализация родового профессионального

архетипа - призвания, который познается в процессе индивидуации.

Гендерная идентификация и половая идентичность - также профили общественной и родовой подструктур ценностно-потребностной сферы. Идентификация с определенным вариантом сексуального поведения означает сознательное восприятие себя как психологически принадлежащего к мужской, женской или транссексуальной популяции, обусловленное соответствующим воспитанием, влиянием социальных факторов и СМИ; для ее обозначения используется специальный термин -гендер, то есть социальный пол. Половая идентичность - генетически предопределенный архетипический ценностный комплекс, соответствующий физическому полу индивида; если этот комплекс не совпадает с антропотипом (природа редко, но все же совершает ошибки), индивид может изменить свой пол.

Феномен гендера в жизни человека - временное явление, это социальное заблуждение, которое провоцируется субъектами, получившими в свои руки рычаги социального влияния. Ведь человек, в определенный период жизни блуждающий от одного гендера к другому, в итоге все-таки осознает свою половую идентичность и обязательно примкнет либо к своему физическому полу, либо изменит его в случае несовпадения полового психотипа и антропотипа. Еще в недалеком прошлом такого рода социальные эксперименты индивида квалифицировались как сексуальные перверзии, рассматривались как признак не только моральной, но и физической дегенерации и даже преследовались уголовным законом. Французский психиатр О.Б. Морель, например, считал, что таким образом природа ограничивает воспроизводство дегенеративных личностей и сама себя защищает от негативных последствий процесса вырождения.

Таким образом, этнос - естественная структура, формирующаяся из индивидов, занимающихся сходной деятельностью и проживающих на ограниченной территории в течение длительного времени в условиях внутриплеменных браков при отсутствии какой-либо миграции извне. Его отличительными признаками являются антропотип - сформировавшиеся в процессе становления внешние физические признаки, по которым можно

идентифицировать любого его представителя, и психотип - совокупность психологических характеристик, со временем превратившихся в формальные этнические архетипы коллективного бессознательного. Нация - искусственное общественное образование, созданное властью; у нее нет ни антропотипа, ни психотипа, а есть набор продекларированных общественных ценностей, наполненных потребностным содержанием государствообразующего этноса.

Идентификация - результат формирования системы социально обусловленных установок - аттитюдов, а идентичность представляет собой родовой архетипический комплекс. Идентификация и идентичность - научные конструкты, формальные понятия, но когда они наполняются потребностным содержанием отдельного индивида, профессиональной группы или этноса и приобретают конкретный смысл, речь идет о ценностных профилях (половом, профессиональном, этническом) идентификации и идентичности.

Этническая идентификация - сознательное признание личностью своей принадлежности к определенной этнической группе; она целиком обусловлена факторами социального влияния (институты власти, СМИ); этническая идентичность (этничность) - наследственно заданный архетипический комплекс, включающий в себя всю родовую историю индивида.

Профессиональная идентификация - сознательное отождествление себя с конкретной профессиональной группой, происходящее под давлением факторов социального влияния; профессиональная идентичность - призвание к определенной сфере труда, «богоугодной деятельности», талант к которой изначально заложен в человеке.

Половая идентификация - сознательное причисление себя к группе с определенными стереотипами сексуального поведения (гендер); половая идентичность - унаследованный от одного из родителей ценностный архетипический комплекс, соответствующий физическому полу.

Формально структура идентификации и идентичности совпадает, но они имеют разное происхождение: идентификация формируется под воздействием социальных интервенций и является продуктом

социализации индивида; идентичность наследственно задана человеку всеми предшествующими поколениями его рода. Идентификация -процесс формирования аттитюдов, как первоначально осознанных комплексов побуждений, впоследствии автоматизированных и ставших бессознательными поведенческими стереотипами, помогающими человеку быстро принимать правильные решения в социально значимых ситуациях. Идентичность как результат осознания своих архетипических родовых корней направлена в противоположную сторону - сначала она не осознается человеком, но в процессе индивидуации может стать сознательным феноменом: по преданию, Будда смог познать все свои предыдущие воплощения. Процесс идентификации происходит в первую половину жизни - К. Юнг называл его «социализацией во внешний мир»; осознание идентичности - во вторую. По К. Юнгу это - индивидуация или «социализация во внутренний мир». Индивидуация всегда проходит через кризис идентичности: для того, кто сумел его преодолеть, открывается путь к самоактуализации, а тот, кто не смог - обречен на невротизацию.

Литература

1. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Эксмо, 2007.

2. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Пер с англ. М.: Смысл, 1999. 425 с.

3. Морогин В.Г. Общетеоретические и этнопсихологические вопросы теории ценностно-потребностной сферы личности // Социокультурные проблемы современного человека. Материалы IV Международной научно-практической конференции (19-24 апреля 2010).Ч. I. Новосибирск: НГПУ. 2010. С. 91-111.

4. Морогин В.Г. Психологическая концепция идентичности. Сибирский педагогический журнал. Новосибирск. № 11. 2011. С. 233-254.

5. Морогин В.Г. Ценностно-потребностная структура идентификации и идентичности // Этносы развивающейся России: проблемы и перспек-

тивы / Под общ. ред. В.Г. Морогина. Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2012. С. 3-10.

6. Морогин В.Г., Гусева Т.Б. Структура ценностно-потребностной сферы личности молодежи: этнические ценности русских и хакасов. Абакан: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. 158 с.

7. Морогин В.Г., Давыдов А.С. Этническая идентификация и этническая идентичность в молодом, зрелом и пожилом возрасте // Этносы развивающейся России: проблемы и перспективы / Под общ. ред. В.Г. Морогина. Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2012. С. 34-36.

8. Морогин В.Г. Ценностно-потребностный анализ идентификации и идентичности // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. М., 2013. № 1-2. С. 14-30.

9. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998. 209 с.

10. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов / 4-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2009. 368 с.

11. Юнг К.Г. Исследование феноменологии самости. М., 1997. 330 с.

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.