вэ
о
X
<
U
а
0
X
1
л
<
и н S
I
<
а
X О
О *£
s с
и О bS
и и
У S
I—
о
I—
ы о оэ о
3
И
с:
о
и
О <
О
S и и ш с О
84
В.В. ВАХНИНА,
доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами,
кандидат психологических наук, доцент (Академия управления МВД Росси)
Психологические особенности переговорной компетентности сотрудников полиции в кризисных ситуациях
В статье рассматриваются проблемы формирования переговорной компетенции сотрудников полиции (руководителей органами внутренних дел), необходимой в случае деятельности в особых условиях, в частности, при возникновении кризиса в переговорной деятельности.
Переговорная компетентность, переговоры, кризисные явления, кризис переговоров, сотрудник-переговорщик.
Повышение эффективности переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел достигается прежде всего формированием переговорной компетентности сотрудников органов внутренних дел.
Все противоправные ситуации являются кризисными по своей сути. Напряженность проявляется в остро конфликтном противостоянии сторон, вызванном сознательными и планируемыми (захват заложников в политических целях) или спонтанными (захват случайного заложника преследуемым преступником) действиями криминальных элементов, или — значительно реже — спровоцированном непрофессиональными действиями сотрудников органов внутренних дел. Переговорная деятельность выступает одним из путей оптимального выхода из таких ситуаций.
Преодоление кризисов переговорной деятельности предусматривает изучение их современных особенностей применительно к различным криминальным ситуациям, использование новых моделей переговоров и адаптационных возможностей.
Криминальные ситуации (или кризисные ситуации), связанные с фактом совершения преступления, в рассматриваемых случаях нами понимаются как ситуации, обусловливающие применение в отношении правонарушителей норм статей Уголовного кодекса Российской Федерации. Следовательно, это деяния, подпадающие под действие правовых норм, предусматривающих уголовное наказание — захват заложников; похищение человека и незаконное лишение свободы людей; совершение (угроза со-
вершения) террористического акта; неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения; устроение массовых беспорядков или участие в них; дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества; бандитизм и др.
Кризис переговорной деятельности в криминальных ситуациях — это «кризис кризиса», особое тупиковое состояние, возникающее в конфликтной ситуации, когда все или одна из сторон переговорного процесса субъективно не видят приемлемого выхода или рассматривают насильственные действия как единственно возможные. Предметом кризиса являются определенные противоречия: идеологические, религиозные, национальные интересы, социальные, материальные и т. д.
Типологически кризисы переговорной деятельности в криминальных ситуациях с позиции взаимодействия сторон можно разделить на общие и локальные. Общие кризисы — это различные варианты тупикового состояния, возникающего во взаимодействии двух главных совокупных субъектов: правоохранительных органов и криминальных элементов. Локальные кризисы выражаются в кризисе следующих отношений: внутри группы лиц, захвативших заложников; между лицами, захватившими заложников, и заложниками; среди самих заложников; среди представителей правоохранительных органов, задействованных в ситуации; между представителями правоохранительных органов и гражданами, вовлеченными в ситуацию.
Кризисы могут быть предсказуемыми и неожиданными: предсказуемые наступают как этап развития, они могут прогнозироваться и вызываться объективными причинами; неожиданные часто являются результатом ошибок в управлении.
Переговоры — сложное психологическое явление, состоящее из умения находить взаимоприемлемые решения с другими людьми путем обмена информацией и принятия согласованных решений.
Переговоры с преступниками — основанный на законе, нормативных актах и нормах
нравственности один из ненасильственных способов противодействия. Это, в ряде криминальных ситуаций, диалог с целью склонения преступников путем психологического воздействия к соглашению об отказе от дальнейшей противоправной деятельности, активному содействию в раскрытии и расследовании преступлений, а также розыску и задержанию правонарушителей; устранению причиненного вреда, получению оперативной и криминалистически значимой информации [2].
Цель переговоров с преступниками в широком стратегическом смысле — правомерное психологическое воздействие для позитивного изменения поведения этих лиц. С тактических позиций целью переговоров является склонение к отказу от дальнейших преступных действий; получение необходимых данных для осуществления оперативно-разыскных и иных мероприятий; выявление состояния заложников и принятие мер к их освобождению; создание благоприятных условий путем ведения игры с преступниками для действий по их нейтрализации.
Ведение переговоров с преступниками — новое направление в деятельности государственных органов, в частности, органов внутренних дел, включенное в единую систему национальной безопасности. Переговоры дополняют, а не заменяют другие формы и методы борьбы с преступностью, предусмотренные законом, такие, как, например, применение мер процессуального принуждения, физической силы, специальных средств и оружия.
Кризисные ситуации, возникающие в ходе переговоров, как правило, развиваются на фоне риска, неопределенности информации, психической напряженности. Можно выделить три вида реакций, влияющих на принятие решений в таких ситуациях.
Мобилизация. Усиливаются подвижность и гибкость мышления, способность к нахождению альтернатив поведения, прогнозированию последствий, предусмотрительность. Сокращается время для принятия решений, раскрывается потенциал личности сотрудника. Этот тип реакции благоприятен для разрешения опасной ситуации.
Расстройство. Уменьшается пластичность и подвижность мышления, сокращается количество альтернатив, появляются тенденции к выбору общих, не определенных вариантов действий, так называемых глобальных реакций. При расстройстве деятельности снижается качество принимаемого решения и уровень его осуществления.
Деформация. Характеризует полное нарушение действий по принятию решения. Сотрудник не способен найти рациональный вариант поведения, его решения стереотипны, часто — случайны и не учитывают конкретных
факторов ситуации (опасность для жизни, здоровья, посягательство на достоинство). Нередко последствия выбора альтернативы действий не прогнозируются. Деформация возникает вследствие сильных эмоций, проявления чувства страха, злости, гнева, недостаточного умения управлять своими переживаниями. Разумное и обоснованное принятие решения в случае проявлений деформации поведения в принципе невозможно [5].
Нижеизложенные нами реакции оказывают влияние на психологические особенности в поведении сотрудников полиции в экстремальных ситуациях, в частности, при захвате заложников. К ним относится:
— импульсивность в поведении, т. е. склонность к хаотичным, непродуманным действиям без обоснованного и адекватного складывающейся обстановке плана;
— заторможенность, склонность к «стоп-реакциям», запаздывание при принятии решения в опасной ситуации;
— боязливость сотрудника, т. е. проявление элементов трусости, склонность к уходу от исполнения обязанностей с места реальной угрозы;
— агрессивность в поведении, т. е. ориентация на межличностное давление, угрозы, оскорбления, не вызванные обстоятельствами, применение физической силы и спецсредств;
— доверчивость, т. е. снисходительное отношение к поведению других лиц, чрезмерная доброта, повышенная внушаемость, податливость при воздействии;
— пассивность, т. е. нерешительность, колебания, недостаточно активные действия по разрешению ситуации, медлительность. Таким образом, принятие решений в опасной
ситуации зависит от профессиональной мотивации и самообладания переговорщика, его умения регулировать свое психическое состояние.
Изучение личности переговорщика целесообразно проводить, сочетая идеи основных теоретико-методологических подходов (компе-тентностного, личностно-деятельностного, ак-меологического и ситуационного), что позволит более глубоко и разносторонне рассмотреть вопросы реализации управленческой деятельности в целом и переговорной деятельности — в частности. Например, в рамках компетент-ностного подхода важно дифференцировать понятия «профессионально важные качества», «компетентность», «компетенция».
В психологической науке проблемы компе-тентностного подхода исследовали В.И. Байден-ко, Л.И. Берестова, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.А. Петровская, Дж. Равен, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской и др.
По мнению Дж. Равена (называвшего компетенции «мотивированными способностями»),
85
Ы О вэ О
03
О
X
<
U
а
0
X
1
л
<
и н S
I
<
а
X О
0 *£
s с
И S о н
* у
и о
И I
Е ^
S < ь- И О Н
ь *
RS
и , ~ и S
1 и
У
и с
о
U
о <
о
S и и ш с о
86
готовность к деятельности включает аспекты сформированного внутреннего побуждения к выполнению работы, определяет компетентность как феномен, состоящий «... из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга, некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, другие — к эмоциональной, эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения» [6].
Исследуя в контексте психологии труда методологические проблемы компетентности, А.К. Маркова выделяет специальную, социальную, личностную и специальные виды профессиональной компетенции [4].
Учеными определены следующие виды компетенций: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная или компетенция личностного совершенствования [7].
Нами выделяются три основные группы компетентностей, как то:
— группа компетентностей, относящиеся к человеку как к личности, как к субъекту жизнедеятельности;
— группа компетентностей, относящиеся к процессу взаимодействия человека с другими людьми;
— группа компетентностей, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах.
В контексте рассмотрения структуры профессиональной компетентности руководителя органа внутренних дел И.О. Котенев выделяет некоторые составляющие: 1) юридическая (правовая) компетентность; 2) организационно-управленческая компетентность; 3) социальная компетентность (общественные процессы, институты, тенденции развития); 4) инновационная компетентность (готовность работать в условиях реформирования, внедрять достижения науки и техники в деятельность органов внутренних дел); 5) профессионально-психологическая компетентность (включающая: социально-психологическую, межличностную, психолого-педагогическую, психотехнологическую (переговорную, конфликтную), управленческую концепции; а также «самоменеджмент» и саморазвитие, принятие решений (индивидуальных, коллективных) и командообразование) [3, с. 45-46].
Целесообразно различать термины «компетенция», «компетентность», «профессионально важные качества» (далее - ПВК). По мнению некоторых ученых, ПВК - это любые свойства человека, значимые для успешной деятельности в определенной профессии, без учета особенностей корпоративной культуры организации.
Компетенции же в большей степени зависят от условий деятельности конкретной организации. Компетентный сотрудник способен выполнять работу в соответствии с определенными стандартами; он не только обладает необходимыми знаниями и навыками, но и способен их применять. Существует мнение, что ПВК являются составляющими компетенции.
В основе тезиса, предложенного А.Б. Леоновой, лежит утверждение о том, что ПВК и компетенции имеют существенные различия: ПВК — это требования, которые предъявляются к профессионалу (включая устойчивые личностные качества), тогда как в понятии «компетенция» подчеркивается необходимость формирования знаний, умений и навыков.
Любой вид профессиональной деятельности в системе «человек—человек» имеет специфику взаимоотношений, взаимодействия, формирующуюся в процессе деятельности. Так, наиболее ярко коммуникативные способности проявляются при решении деловых вопросов, разрешении конфликтов, в личностно-значи-мых ситуациях общения (в ходе проведения психологической коррекции, консультирования). Предпосылками, указывающими на возможное наличие коммуникативных способностей, являются такие личностные качества, как отношение к другим, стремление к доминированию, авторитарность и социальный статус.
Эффективность коммуникации зависит от операциональной (поведенческой) составляющей: системы внутренних ресурсов лично -сти (ролевой и ситуативной нормативности) и уровня обученности взаимодействию с окружающими, коммуникативных умений (навыков психотехнологий). Мерой эффективности взаимодействия является соответствие социального поведения индивида требованиям нормативности и (или) ожиданиям группы.
Необходимо понятийно разграничивать компетенции и компетентности. Компетенцию правомерно рассматривать не только как свойство человека, выполняющего какую-либо работу, но и атрибут профессиональной, служебной и социальной позиции внутри организации. Понятие «компетентность» ученые считают скорее субъективной, чем позиционной характеристикой личности.
Переговорная компетентность руководителя органа внутренних дел является интегральным личностным образованием, предопределяющим сознательное отношение и конструктивное построение диалогического переговорного процесса с отдельными людьми и группами лиц в решении управленческих и оперативно-служебных задач. Она базируется на составляющих аутопси-хологической, коммуникативной, конфликтной и экстремально-юридической компетентности
и является необходимым условием профессионального мастерства, но при стихийном развитии не достигает должного уровня [1]. Без ее целенаправленного формирования невозможно достигнуть высокого уровня профессионализма. Поэтому видится целесообразным создание научно обоснованной программы профессионально-психологической подготовки управленческих кадров, в основе которой — экспериментально апробированная тренинговая психотехнология, а также ознакомление с комплексом мер по психологическому обеспечению успешной реализации переговорной деятельности при решении управленческих и оперативно-служебных задач.
Переговорная компетентность руководителей органов внутренних дел (в том числе и коммуникативная) реализуется в профессиональной деятельности в трех направлениях: переговорах при внеорганизационном деловом общении; переговорах при разрешении конфликтов среди подчиненных; переговорах в экстремальных условиях, в частности, при подготовке и проведении контртеррористических операций по освобождению заложников и нейтрализации преступников.
В структуре переговорной компетентности руководителя органа внутренних дел выделяются следующие компоненты: мотивационно-цен-ностный, обусловливающий направленность взаимодействия и общения на переговорах (на основе имеющихся нравственных и правовых ценностей, мотивации достижения и установок социального взаимодействия); познавательно-прогностический, отвечающий за критический анализ своих и чужих поступков, возможность адекватного прогнозирования процесса и результата взаимодействия; коммуникативный, позволяющий в процессе коммуникации влиять на других людей, снижая уровень конфликтного противостояния; эмоционально-волевой, способствующий осуществлению в поведении
Список литературы
1. Возженникова О.С. Переговорная компетентность руководителей органов внутренних дел и психологические пути ее совершенствования: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2004.
2. Илларионов В.П. Психологические основы ведения переговоров с преступниками / Прикладная юридическая психология / под ред. А.М. Столяренко. М., 2001.
3. КотеневИ.О., ПортнягинаН.Ю., ТюнисЛ.Ю. Организация психологической работы с резервом руководящих кадров органов внутренних дел: метод. пособ. / под общей редакцией В.Л. Кубышко. М., 2007.
самоконтроля и саморегуляции, проявлению готовности брать ответственность, демонстрации уверенности и решительности.
Успешность реализации переговорной (коммуникативной) компетентности руководителя органов внутренних дел зависит от сформиро-ванности и актуализированности трех групп потенциалов.
Во-первых, личностного, предопределяющего адекватную направленность и стилевые особенности ведения переговоров за счет выработки у руководителя соответствующих ценностно-смысловых ориентиров и мотивации, когнитивно-прогностических, коммуникативных и организаторских способностей. Это позволяет реализовывать в переговорной деятельности такие задачи, как побудительная, познавательно-оценочная; коммуникативная и регулятивная.
Во-вторых, теоретико-методического, обеспечивающего оптимальное «репертуарно-ролевое» многообразие в переговорах (общении) на основе углубленных знаний о закономерностях, механизмах и трудностях построения профессионального общения и взаимодействия, процедурных аспектах оптимизации переговорного процесса.
В-третьих, практического, расширяющего «инструментальные» возможности для успешной реализации переговорной деятельности за счет гибкого применения психотехнологий, психотехник и приемов профессионального общения в обычных и экстремальных условиях.
Таким образом, переговорная компетентность является интегральным личностным образованием. Существует возможность ее формирования у руководителей органов внутренних дел в системе профессионально-психологической подготовки в процессе обучения в образовательных учреждениях МВД России, с учетом принципов профессионально-личностного роста и использованием эффективных психотренинговых технологий.
4. Маркова А.К.. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. 1990. № 8.
5. Папкин А.И. Избранные труды. М., 2012.
6. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002.
7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад от 23 апреля 2002 г. URL: http: www. eidos. ru/news/compet/htm/ (дата обращения: 23.05.2013).
E-mail: [email protected]
87