Научная статья на тему 'Проблема утилизации списанных судов средствами архитектуры и дизайна'

Проблема утилизации списанных судов средствами архитектуры и дизайна Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
167
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
утилизация судов / кладбища кораблей / экология / частичный демонтаж / реконструкция / творческое повторное использование судов / ship recycling / ship cemeteries / ecology / partial dismantling / reconstruction / creative reuses of ships

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Е.И. Журба, М.А. Силкина

В статье рассматриваются экологические проблемы, связанные с утилизацией списанных судов, и возможные способы их решения архитектурно-дизайнерскими средствами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of recycling decommissioned ships by means of architecture and design

The article discusses the environmental problems associated with the disposal of decommissioned ships and possible ways to solve them by architectural and design means

Текст научной работы на тему «Проблема утилизации списанных судов средствами архитектуры и дизайна»

номических механизмов. Но это не означает создания социальной модели отношения к культурному наследию как к объекту «купли-продажи». В первую очередь ОКН - важнейшая составляющая социально-культурного и духовного потенциала современного общества.

Библиография:

1. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: Федеральный закон № 73-Ф3 от 25.06.2002 / Министерство культуры РФ: [официальный сайт]. - URL: http://culture.mincult.ru (дата обращения: 25.04.2021). - Текст: электронный.

2. О приватизации государственного и муниципального имущества: Федеральный закон № 178-ФЗ от 21.12.2001 (ред. от

31.07.2020). Статья 29: Особенности приватизации объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия (в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 315-Ф3) / КонсультантПлюс: [официальный сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_35155/57 f89c68e217f6e68018a394ba2e8b903671b5fe/ (дата обращения:

27.04.2021). - Текст: электронный.

3. Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 № 326-р. - URL: https://legalacts.ru/doc/ rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-29022016-n-326-r/ (дата обращения: 28.04.2021). - Текст: электронный.

4. Боголюбова Н.М. Внешняя культурная политика России: исторический опыт и проблемы современного периода / Н.М. Боголюбова. - Текст: электронный // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Серия 6. Политология. Международные отношения. - 2013. - С. 144-146. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/vneshnyaya-kulturnaya-politika-rossii-istoricheskiy-opyt-i-problemy-sovremennogo-perioda.pdf. (дата обращения: 27.04.2021).

5. Герцберг Л.Я. Социально-экономические аспекты сохранения историко-культурного наследия / Л. Я. Герцберг. - Текст: электронный // Народонаселение. - 2016. - № 4. - C. 85-92. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-ekonomicheskie-

aspekty-sohraneniya-istoriko-kulturnogo-naslediyaIviewer. (дата обращения: 25.04.2021).

6. Гринберг Р.С. Экономическая социодинамика I Р.С. Гринберг,

A.Я. Рубинштейн. - Препринт. - Москва: ИСЭПРЕСС, 2000. -274 с.: ил. - (Альтернативные теории: Зеленая сер. I Рос. акад. наук, Ин-т соц. экономики).

7. Музычук В.Ю. Сохранение культурного наследия в контексте социально-экономического развития России I В.Ю. Музычук II Вестник Института экономики Российской академии наук. -2017. - № 2. - 24 с.

8. Музычук В.Ю. Управление объектами культурного наследия: проблемы и перспективы имущественных отношений I

B.Ю. Музычук, С.В. Козлова. - Текст: электронный II Вестник Московского государственного университета культуры и искусства. - 2008. - № 6. - C. 236-240. - URL: https:IIcyberleninka. ru/article/n/upravleшe-obektami-kulturnogo-naslediya-problemy-i-perspektivy-razvitiya-imuschestvennyh-otnosheniyIviewer (дата обращения: 27.04.2021).

9. Основы государственной культурной политики II Президент России: [официальный сайт]. - URL: http:IIkremlin.ruIeventsI administrationI21027 (дата обращения: 26.04.2021). - Текст: электронный.

10. Рипкема, Д. Экономика исторического наследия: практическое пособие для руководителей I Донован Рипкема; пер. с англ. М.В. Боганьков. - Москва: Билдинг, 2006. - 156 с. - (Книжная серия ARX). - ISBN 5-903312-01-2.

11. Северьянова А.М. Экономические аспекты сохранения объектов недвижимости культурного наследия I А.М. Северьянова. Текст: электронный II Молодежь и наука: сборник материалов IX Всероссийской научно-технической конференции, посвященной 385-летию со дня основания г. Красноярска. - 2013. -

C. 73-78. - URL: http:IIelib.sfu-kras.ruIhandleI2311I11572 (дата обращения: 26.04.2021).

12. Тросби, Д. Экономика и культура I Дэвид Тросби; перевод с английского Инны Кушнаревой. - 2-е изд. - Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. - 255 с. - (Серия Исследования культуры). - ISBN 978-5-7598-1524-2.

13. Peacock, A. A future for the past: the political economy of heritag I A. Peacock. - Edinburgh: David Hume Institute, 1994.

Е.И. Журба, М.А. Силкина DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0065

Е.1. Zhurba, M.A. Silkina

Проблема утилизации списанных судов средствами архитектуры и дизайна The problem of recycling decommissioned ships by means of architecture and design

Ключевые слова: утилизация судов, кладбища кораблей, экология, частичный демонтаж, реконструкция, творческое повторное использование судов.

Keywords: ship recycling, ship cemeteries, ecology, partial dismantling, reconstruction, creative reuses of ships. Аннотация: В статье рассматриваются экологические проблемы, связанные с утилизацией списанных судов, и возможные способы их решения архитектурно-дизайнерскими средствами.

Abstract: The article discusses the environmental problems associated with the disposal of decommissioned ships and possible ways to solve them by architectural and design means.

Понятия «архитектура» и «экология» тесно переплетены между собой, и часто именно архитектура является катализатором современного экологического развития территорий. В сегодняшних реалиях на облик современной архитектуры влияют не только социальные и климатические факторы, но также и экологическая ситуация на территории, предполагаемой для застройки. Экологическая обстановка во многих странах является неблагоприятной, - это стало глобальной про-

блемой, и архитекторы со всего мира стремятся внести профессиональный вклад для улучшения сложившейся ситуации.

В результате индивидуальных проектных исследований, проведенных в 2020/2021 учебном году в рамках учебного задания, студенты 1 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ (под руководством канд. арх., проф. Соколовой М.А., доц. Силки-ной М.А.) столкнулись с проблемами экологии терри-

торий в различных частях мира и попытались выявить новаторские пути их решения в мировой проектной практике. Переосмысление функции объектов, вторичное использование материалов как части архитектурного или дизайнерского решения позволяет не только решать проблемы планетарного загрязнения, но и формирует новый взгляд на предметный мир, когда «мусор» обретает художественную ценность, становится «элитарным», превращается в уникальный объект. В исследованиях были рассмотрены возможности вторичного использования пластика, стекла, металла, деревянных паллет и др.; возможности применения альтернативных экологичных материалов, способных заменить, например, кожу животных, а также возможности вторичного использования крупных «многоматериальных» объектов, утилизация которых - трудоемкий и опасный процесс.

Одной из экологических проблем современности является проблема утилизации списанных судов. Заброшенные суда, ржавеющие в различных водных бассейнах мира, наносят непоправимый вред экологии. В их корпусах, помимо разного оборудования, находится масса вредоносных материалов, из которых состоит внутренняя обшивка, теплоизоляционные материалы и т.д. Из прохудившихся трюмов и трубопроводов в воду попадают горючие жидкости, кислоты и смазочные материалы. Чем дольше судно находится в полузатопленном состоянии, тем активнее ухудшается экология акватории и прибрежного участка вокруг него. Его отдельные фрагменты - разлагающийся ржавый металл, отслаивающаяся краска и выделения ртути, свинца, сурьмы (добавки в антиобрастающие красители) - разносятся течением на большие расстояния и оседают на дне [1].

Современные суда имеют срок службы от 25 до 30 лет, после чего их эксплуатация становится невыгодной из-за усталости металла, коррозии корпусов и отсутствия резервных элементов. Также, из-за изношенности корпусов, долго пробывшие в эксплуатации суда несут риски загрязнения водами, отравленными маслами, нефтепродуктами (льяльными водами) и другими веществами. В итоге, корабли списываются и утилизируются, в том числе в интересах безопасности окружающей среды. Однако обеспечение экологически корректной утилизации оказывается сегодня достаточно острой проблемой, на решение которой направлено международное правовое регулирование, в том числе принятие в 2009 г. Гонконгской международной конвенции по безопасной и экологически рациональной утилизации судов, которая по-прежнему нуждается в ратификации ключевыми странами, специализирующимися на утилизации [2].

Экологичная утилизация кораблей - это трудоемкий, опасный и дорогостоящий процесс, состоящий из нескольких этапов, позволяющих максимально эффективно использовать все компоненты повторно:

1. Изучение документации. Определение видов материалов, использующихся при монтаже корпуса и внутренней отделки; проверка наличия ядовитых и взрывоопасных жидкостей, выявление мест их расположения

и определение способов утилизации; выявление элементов оборудования пригодного для дальнейшей эксплуатации.

2. Демонтаж оборудования. В процессе проведения демонтажных работ снимаются узлы и агрегаты, которые после ремонта или модернизации могут быть использованы по назначению на других судах.

3. Разделка корпуса и секций. Лазерная или газовая резка судов на секции, с последующей разборкой. Полученные части корпуса перемещают на сушу, после чего разделяют на более мелкие фрагменты, удобные для транспортировки.

4. Сортировка лома. Полученный металлолом сортируют в зависимости от вида металла для последующей переработки [3].

Как видно из перечисленных пунктов, демонтаж судна - сложнейший технологический процесс, при котором требуются знания и умения высококвалифицированных специалистов. Главными странами, специализирующимися на утилизации, на сегодняшний день являются Индия (Аланг), Бангладеш (Читтагонг), Пакистан (Гадани), Турция (Алиага), Китай (Цзянъинь) и др. Однако по причине того, что утилизация требует больших затрат, в мире нередко появляются кладбища кораблей, - одно из них расположено в городе Нуадибу, Мавритания. Нуадибу — портовый город, берег которого представляет собой самое большое кладбище кораблей в мире. Место тщательно скрывается правительством страны вследствие собственных махинаций. Коррумпированные чиновники в течение многих лет брали взятки у владельцев судов, позволяя оставлять им корабли у здешних берегов. Явление началось в 1980-х гг. после национализации мавританской рыбной промышленности. Многочисленные старые и экономически невыгодные судна были просто брошены. Несколько лет назад ситуация стала настолько неконтролируемой и приняла опасный оборот, что даже сами мавританцы стали волноваться. В настоящее время запущен проект совместно с Европейским союзом, который предусматривает дальнейшую переработку старых кораблей на металлолом и очистку бухты. Но пока, судя по спутниковым фотографиям, процесс далек от завершения.

Чтобы решить проблему и снизить затраты на утилизацию судов, авторами данной статьи предлагается не полный, а частичный демонтаж - «арх-утилизация», подразумевающая частичное сохранение корпусов судов и их внутренней отделки и реконструкцию под общественные функции - в качестве хостелов, ресторанов, кафе, мест для отдыха и т.п.

В современной проектной практике архитекторы и дизайнеры обращают все большее внимание на возможность повторного творческого использования списанных судов. Все корабли имеют разную форму и размеры, благодаря этому каждое строение может иметь уникальный облик, а от водоизмещения судна будет зависеть его новая функция. Так, например, большие суда могут быть реконструированы в культурно-просветительские учреждения: библиотеки, музеи, клубы; в предприятия торговли, питания и быстрого обслу-

живания, в том числе торгово-развлекательные центры, физкультурно-оздоровительные учреждения. А суда малого водоизмещения могут быть реконструированы в жилища для одной или нескольких семей. Первый шаг включает размещение бывших судов на новых местах, на суше или на воде. После установки оригинальные металлические корпуса реконструируются под жилые или общественные функции, при этом главным аспектом новых пространств должна быть экологичность, как на уровне проектной концепции и используемых при строительстве материалов и технологий, так и при дальнейшей эксплуатации. Особое внимание также должно уделяться благоустройству территории, прилегающей к объектам (в том числе направленное на создание новых парковых зон и зон для отдыха), обеспечивая пластические (визуальные) и функциональные связи между объектом и окружением.

Такая творческая утилизация предполагает формирование и развитие системы новых общественных пространств, где главным элементом архитектуры будут выступать корабли. Сегодня Нуадибу не пользуется спросом у приезжих, однако создание такого глобального архитектурного и культурного проекта может привлечь волну туристов, что благоприятно скажется на экономике города.

Наиболее устоявшимися в мировой практике подходами к насыщению объектов водного транспорта новой функцией сегодня являются:

- музеефикация - создание тематических музеев из кораблей, обладающих уникальными характеристиками;

- создание плавучих объектов с развлекательной или оздоровительной функцией, отелей, кафе и ресторанов, небольших магазинов и офисов, а также реконструкция судов малого водоизмещения в плавучие дома - хаус-боты (houseboat).

Наибольшее развитие жилища на воде получили в таких странах, как Нидерланды, Великобритания, Франция, Швеция, Финляндия, Германия, США, Канада, а также, благодаря британскому влиянию, Индия. Толчком к формированию концепции плавучих зданий послужил дефицит жилья в послевоенной Европе и дороговизна земельных участков; изначально развивалась общественная функция, но довольно быстро сменилась тенденцией формирования нового вида жилья. Объекты, рассматриваемые прежде для временного проживания бедных слоев населения, для многих европейцев превратились сегодня в стационарное и достаточно дорогое жилье. Основной проблемой плавучих жилищ до недавнего времени было обеспечение основными коммуникациями, а также проблемы водоотведения и канализации, но, благодаря современным технологиям, сегодня эти проблемы уже не стоят так остро и хаусботам может быть обеспечено экологичное существование. В Германии, США и Канаде развивается также тенденция использования плавучих домов-дач, объектов загородного сезонного проживания. Плавучие дома также являются довольно популярной компонентой туристической инфраструктуры.

Однако, помимо уже устоявшихся концепций обеспечения судам «второй жизни», развитие получают и новые уникальные проекты «арх-утилизации».

Группой нидерландских архитекторов Chris Collaris & Teams разработан проект превращения списанного нефтяного танкера в объект инфраструктуры для прибрежного отдыха в одной из стран Персидского залива. Проект «Черное золото» (Пе Black Gold) задумывался разработчиками как создание узнаваемой достопримечательности - «знака места», образно отражающего географическую, экономическую и культурную историю арабских нефтяных государств. Концепцией предполагается использование трюма (бывших нефтеналивных емкостей) в качестве пространства для отдыха, работы и развлечений - внутреннее пространство превратится в многофункциональный комплекс с гостиницей, торгово-развлекательным центром, ресторанами, магазинами, офисными помещениями и жильем. На палубе создается общественное пространство для проведения крупных культурных мероприятий. Концепцией предполагается также создание бассейна со стеклянным дном и вечернего прогулочного маршрута вдоль бывшего трубопровода палубы. Часть корпуса демонтируется и создается гигантский «портал», через который будет проведена дорожка для прогулок, интегрированная в пешеходный маршрут вдоль береговой линии. Архитекторы рассматривают возможность расширения предложенной концепции в будущем, поскольку переход на экологически чистые источники энергии может привести к сокращению танкерного флота во всем мире и высвобождению большого количества новых судов [5, 6].

В Нью-Йорке (США) с его стремительным ритмом жизни уже несколько лет существует плавучий бассейн-баржа Floating Pool Lady, радующий жителей возможностью прекрасного отдыха в самых неожиданных и очень востребованных местах. Бассейн Floating Pool Lady - это пример удачного переоборудования старой баржи в современный спортивно-развлекательный комплекс. Автор проекта - архитектор Джонатан Киршенфельд (Jonathan Kirschenfeld). Проект стартовал еще в 1999, а в 2008 году бассейн открыл свои семь 25-метровых плавательных дорожек, где одновременно могут разместиться 170 пловцов.

В Монреале (Канада) в 2010 году в Старом порту был открыт современный вариант городского курорта - плавучий спа-центр Bota Bota, спроектированный архитектурным бюро Sid Lee Architecture. Спа-центр, площадь которого составляет 3150 м2, был создан на базе парома, соединявшего в 1950-х гг. Сорель и Бертье. Помимо создания высокофункциональных пространств, обеспечивающих предоставление широкого спектра процедур, особое внимание архитекторами было уделено образным характеристикам пространства, воссоздающего ощущение путешествия на океанском лайнере. Проходя через пять разных уровней, посетители получают разные эмоциональные впечатления: чем ближе к воде, тем темнее и интимнее становятся помещения; чем ближе к верхней палубе, тем более освещены пространства и открываются более впечатляющие виды на горизонт.

Таким образом, архитекторы реализуют свою основную концепцию - от воды к небу, от темноты к свету, от самоанализа к открытости. Данный эффект перехода между разными реальностями достигается благодаря 678 иллюминаторам, позволяющим дневному свету проникать во внутренние пространства [4].

Очевидно, что процесс утилизации транспортных средств, утративших запас прочности для осуществления своей первоначальной функции, не должен ограничиваться их распилом на металлолом или длительным хранением в ожидании распада материи. Инженерная и дизайнерская мысль, вложенная в их создание, и материалы, являющиеся частью их интерьеров и отделки корпуса, не должны становиться «мусором». Суда, утратившие возможность быть частью транспортной системы, все еще сохраняют функциональный потенциал для грамотной адаптации. Потрясающие по красоте своих обводов танкеры, сухогрузы, пассажирские суда и т.п., построенные в 50-60 годах XX века, уже в 1980-90-е были брошены или распилены на металл, разобраны их потрясающие интерьеры, сняты дубовые перила и латунные детали. Изменилась корабельная архитектура: -неэффективные с точки зрения пожарной безопасности парадные лестницы, пронизывающие всю корабельную надстройку, сменились новой судовой архитектурой в виде изолированных палуб.

Закрылись многие исторические верфи в Великобритании, Италии и других странах, и сегодня единицы сохранившихся судов становятся ценными культурными артефактами, которые стремятся сохранить благодаря новой функции.

При создании новой архитектуры списанных судов, при безусловной опоре на социальные, культурные, исторические и экономические факторы, максимальный акцент должен делаться на экологичность. Именно такой подход может способствовать развитию экологически чистых территорий, что является сегодня одним из глобальных приоритетов мирового сообщества. Одна

из значимых задач проектов, направленных на обеспечение списанным судам «второй жизни», - преобразование избыточного количества объектов, загрязняющих окружающую среду, в нечто новое, способствующее развитию целых регионов, что не менее актуально и для России, на территории которой располагается немало корабельных кладбищ.

Библиография:

1. Вальдман Н.А. Влияние затонувших судов на экологическую безопасность прибрежных акваторий береговых зон России / Н.А. Вальдман, С.В. Викторов, В.Н. Илюхин, Л.Л. Озерова. -Текст: электронный // Труды Крыловского государственного научного центра. - 2019. - Т. 4, № 390. - С. 231-244. - URL: https:// www.researchgate.net/publication/337712566_Environmental_ impact_of_sunken_ships_upon_russian_coastal_waters_and_ shorelands (дата обращения: 20.04.2021) - DOI: 10.24937/25422324-2019-4-390-231-244.

2. Жданова В.Д. Пилить или не пилить? Правовое регулирование утилизации морских судов в РФ / В.Д. Жданова, И.Н. Самохина. - Текст: электронный // Корабел.ру: глобальная база данных по морской отрасли в России и странах СНГ. - Опубликовано 16 июля 2014. - URL: https://www.korabel.ru/news/ comments/pilit_ili_ne_pilit_pravovoe_regulirovanie_utilizacii_ morskih_sudov_v_rf.html (дата обращения: 20.04.2021).

3. Утилизация кораблей // Всё о переработке и утилизации отходов: [сайт]. - URL: https://musorish.ru/utilizatsiya-korabley/ (дата обращения: 20.11.2020).

4. Bota Bota/Sid Lee Architecture // ArchDaily: [сайт]. - Опубликовано 22 августа 2011. - URL: https://www.archdaily.com/161525/ bota-bota-sid-lee-architecture (дата обращения: 05.05.2021).

5. Brink, N. Black Gold project repurposes mega oil-tankers for land-based uses / N. Brink // Designboom: [website]. - Published 11.05.2015. - URL: https://www.designboom.com/architecture/ chris-collaris-design-black-gold-project-05-11-2015/(date of access: 05.05.2021).

6. Megson, K. Black Gold project imagines cities of the future located in huge repurposed oil tankers / K. Megson. - Text: electronic // CLAD news for architects, designers, investors & developers: [website]. - Published 01.02.2016. - URL: https://www.cladglobal.com/ CLADnews/architecture_design/Architecture-design-innovation-cities-oil-tanker-shipping-Black-Gold-Chris-Collaris/321281?sou rce=coprofiles (date of access: 05.05.2021)

А.В. Чубарова DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0066

A.V. Chubarova

Конструкции как украшения зданий Москвы рубежа XX-XXI веков Constructions as decoration of buildings in Moscow at the turn of the XX-XXI centuries

Ключевые слова: украшательство фасадов, конструкции, диспропорция, постсоветский постмодернизм, капиталистический романтизм.

Keywords: foofaraw, construction, disproportion, post-soviet postmodernism, capitalistic romanticism. Аннотация: В статье рассматриваются постройки Москвы конца 1990-х - начала 2000-х с точки зрения функциональности конструктивных элементов.

Abstract: The article analyses Moscow's buildings of the late 1990s - early 2000s in terms of functionality of their structural elements.

Московская архитектура конца прошлого столетия - структивных решений. Зодчие-практики того времени начала XXI века отличается своим уникальным коло- стремились создать дизайнерское разнообразие, для ритом, смешанностью стилей и неожиданностью кон- чего прибегали к сочетанию многочисленных истори-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.