Творческие концепции архитектурной деятельности
УДК 658.512.2
Е.А. Лапшина, С.В. Артюхова
ЛАПШИНА ЕВГЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат архитектуры, профессор кафедры проектирования архитектурной среды и интерьера Инженерной школы (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток). Суханова ул., 8, Владивосток, 690950. E-mail: likhlap@mail.ru АРТЮХОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА - старший преподаватель кафедры проектирования архитектурной среды и интерьера Инженерной школы (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток). Суханова ул., 8, Владивосток, 690950. E-mail: vlad2897@mail.ru
Влияние художественной культуры на колористику судов
Раскрывается динамика влияния художественной культуры на использование цвета в дизайне коммерческих судов. Цвет является неотъемлемой составляющей оценки качества плавсредства, во многом определяя его коммерческую стоимость. Рассматриваются особенности использования формообразующих, иллюзорных, ассоциативных свойств цвета в формировании цветообраза судна в контексте современной художественной культуры.
Ключевые слова: эстетика судна, колористика, дизайн яхт, свойства цвета, камуфляж, художественная культура, коммерческий дизайн, цветообраз.
Развитие науки и техники привело к тому, что к настоящему времени теория проектирования судов превратилась в разветвленную научную отрасль, в которой отдельные разделы приобрели самостоятельное значение. Одним из таких разделов является архитектурное проектирование судов (АПС). В процессе проектирования архитектуры судна формируется средовое пространство, основанное на рациональном конструктивном решении и обладающее запоминающимся образом. Оригинальность, новизна облика судна определяется в том числе и его колористическим решением. В силу специфики судостроения (верфи работают сразу «в чистый размер») не представляется возможным отрабатывать перспективные решения на опытных образцах, как это принято в других отраслях промышленного дизайна. Поэтому вполне очевидна роль всесторонних предварительных концептуальных разработок по формированию облика судов на основе специальных исследований прогнозирования востребованности определенной цветовой гаммы плавсредств различных типов и назначений на внутреннем и мировом рынке, как средства повышения их конкурентоспособности. Вопросы развития методики колористического моделирования корпуса судна в русле актуального искусства представляются в этой связи особенно своевременным.
Решение колористики судна - задача межпрофессиональная, так как делает закономерным обращение к приемам использования информационно-образных и пространственно-иллюзорных свойств цвета, разработанных в разных областях художественной деятельности (архитектурной колористике, живописи, дизайне) [1-3]. Можно предположить, что изменение цветового решения судов находится во взаимосвязи с общей динамикой художественной культуры. Тогда использование теории и методики архитектурной колористики позволит выявить влияние
© Лапшина Е.А., Артюхова С.В., 2015
актуальных направлений в искусстве на расколеровку судов различного назначения в их историческом развитии.
Проблемы поиска образного решения для архитектора, дизайнера, художника всегда имели первостепенное значение. Творческая лаборатория проектировщика сегодня демонстрирует многообразие направлений поиска идей - от авангардных до ретроспективных, исторических. Разнообразие траекторий поиска, остроту и парадоксальность решений можно проиллюстрировать на примере развития коммерческого дизайна в области яхтенного судостроения.
На сегодняшний день яхты как предметы роскоши, безусловно, представляют произведения современного искусства. Неслучайно в 2014 году крупнейшая итальянская судостроительная компания CRN для привлечения внимания экспонировала свои яхты лимитированной серии в Центре современного искусства в Уяздовском дворце Варшавы. Автор идеи выставки «Искусство на воде» берлинский художник Кристин Янковский предложил отнестись к идее продажи и покупки по-новому: «Яхта - это законченная скульптура. Когда вы видите, как они выстроены у причала Венеции, считайте, что вы посещаете выставку» [6]. Эта выставка демонстрирует принадлежность яхт к категории произведения искусства. На основе обзора современного яхтостроения можно выявить несколько направлений, демонстрирующих живые связи с миром искусства и особые приемы колорирования в зависимости от стилистики этого направления.
Камуфляж
В поиске новых цветообразов в создании креативного дизайна яхт специалисты не ограничиваются отработанными схемами и общепринятыми вариантами. Иногда, чтобы поразить воображение заказчика, дизайнеры прибегают к смелому решению, которое может эпатировать общество. Например, использовать военную камуфляжную раскраску для частной яхты. При всей парадоксальности такого приема это заимствование имеет смысл, так как отношение к судну как к произведению искусства для военных судов имеет свою предысторию, раскрывающую роль колористики в решении функциональных и эстетических задач. Например, в начале ХХ века британский художник Эдвард Уодсворт художественными приемами решал вполне функциональные вопросы - курировал реализацию шаблонов даззл-камуфляжа для более чем двух тысяч кораблей и судов, а позже выполнил серию картин на эту тему (рис. 1).
в
Рис. 1. а, б - графическая интерпретация на тему даззл-камуфляжа кораблей. Эдвард Уодсворд. 1919; в - «Даззл-корабли в сухом доке в Ливерпуле». Эдвард Уодсворд, 1919, Национальная галерея Канады, Оттава
Суда раскрашивались в яркие насыщенные цвета, и очевидцы говорили, что в море конвой «кораблей-попугаев» выглядел ошеломляюще. Среди цветов, которые часто можно было увидеть в военном камуфляже, разработанном по эскизам творческой команды под руководством Эдварда Уодсворта, были зеленый, оранжевый, желтый [7]. В этих расколеровках предлагались варианты не только цветовой палитры, но и приемы иллюзорной трансформации формы корпуса корабля.
Например, под кормой рисовали ложную волну, вызывая у наблюдателей на корабле противника оптическую иллюзию удаления судна, которое в реальности приближалось, или использовали изображения поддельной головной волны под форштевнем для имитации увеличения скорости судна. Яркая, агрессивная камуфляжная раскраска была направлена на обман и устрашение противника.
Приемы камуфляжа (даззл-камуфляж), применяемые на судах в годы Первой мировой войны для маскировки, были достаточно разнообразны. В основе этих приемов было использование пространственных свойств цвета, создающих иллюзорные эффекты - искажения, разрушения реальной формы судна. Использование контрастного рисунка усложняло визуальное восприятие корабля и, соответственно, его идентификацию. Полихромия судна контрастировала с фоном, выявляя объект, но при этом вводила в заблуждение противника изломанностью формы. Автором даззл-камуфляжа считается английский художник-иллюстратор Норман Вилкинсон, который в годы Первой мировой войны служил лейтенантом на подводном флоте. Идеи создания и теоретического обоснования подобного рисунка Вилкинсон почерпнул из модного в то время художественного течения - кубизма [4]. Как и его коллеги художники-кубисты, он старался «разбить» объект (корабль) на условные плоскости, грани, отдельные геометрические формы (рис. 2).
Рис. 2. а - британский корабль "Kildangan", 1918; б - американский лайнер "Leviathan" в камуфляже, использовался для перевозки войск, 1918; в - «Олимпик» возвратил солдат. Художник Артур Лисмер, 1918
В итоге сложилась система приемов использования формообразующих свойств цвета в различных стилистических интерпретациях цветографики для камуфляжа военных судов [9]. Подобные рисунки, которые применялись на судах во времена Первой мировой войны, оказывали угнетающее психологическое воздействие на подсознание противника и в то же время поддерживали дух противоборствующей стороны. Оптические иллюзии вызывали искажение, деформацию, имитацию формы объекта, его мимикрию в среде.
Острота цветообраза современных частных яхт, сформированная на использовании приемов камуфляжа, основана как раз на неуместности этой метафоры на мирном судне. Угнетающее психологическое воздействие военной раскраски приобретает «перевернутое» значение (прием инверсии): военное становится мирным, а угрожающее - смешным.
Ирония, характерная для творческих концепций эпохи постмодернизма, проявляет себя в полной мере в дизайне яхты "Guilty" греческого миллиардера и коллекционера современного искусства Дакиса Джонао. Для создания впечатляющего образа автором идеи дизайнером Джефом Кунсом была предложена концепция использования приемов даззл-камуфляжа времен Первой мировой войны и, отчасти, приемов суперграфики Роя Лихтенштейна. В данном случае привлечение подобного рода веяний в достаточно консервативный мир морской техники спровоцировало неоднозначное отношение к новому дизайну и вызвало недоумение у местных жителей черногорского курорта Порто Монтенегро, где пришвартовалась яхта, а журналисты тут же прозвали ее самым уродливым судном, когда-либо заходившим в их порт. Однако цель была достигнута - дизайн яхты стал заметным явлением (рис. 3).
а б в
Рис. 3. а - греческий миллиардер Дакис Джонао на борту своей яхты "Guilty", дизайн зеркала британского
художника и скульптора Аниша Капура (Anish Kapoor); б, в - яхта "Guilty", построенная на итальянской судоверфи Cantieri Navali Rizzardi, 2008 (в переводе с английского "Guilty" - «виновная»), длина 35,3 м, три
палубы, максимальная скорость 27,9 узлов
Благодаря неоднозначному отношению к цветовому решению судна спуск яхты на воду стал заметным культурным событием. Выполняя пожелания заказчика, разработчики проекта Джеф Кунс и Ивана Порфири попытались максимально выполнить требования клиента - яхта сочетает в себе комфорт и артистизм выставочного пространства. Был создан своего рода дом на воде, плавучая арт-галерея (рис. 4).
а б в г
Рис. 4. а, в, г - интерьеры яхты "Guilty", мебель от Карима Рашида и братьев Кампана; б - роспись стены в
каюте, художник Дэвид Шригли
Роспись каюты в стиле примитивизма, выполненная художником Дэвидом Шригли, на яхте с подобной провокационной дизайнерской концепцией воспринимается вполне уместно, не возникает ощущения отторжения данного графического решения. Творчество этого художника стало известным и завоевало популярность в подростковой аудитории благодаря примитивным картинкам в социальных сетях. Его рисунки забавны, легкомысленны и тревожны (рис. 5). Именно благодаря этим образам он и привлек постоянное внимание прессы, публики и галеристов1.
Факт участия в оформлении яхты таких известнейших дизайнеров, как Джеф Кунс, Ивана Порфири, Карим Рашид, братья Кампана, Аниш Капур, Сара Морис, Дэвид Шригли, свидетельствует, что подобный проект уникален, является своеобразным синтезом искусств и примером культурной интеграции.
Актуальность исторических версий военного комуфляжа в современной художественной культуре проявилась в недавнем праздновании юбилея Первой мировой войны. Интересно, что произошла не буквальная реконструкции исторической камуфляжной расколеровки судна, а была представлена ее вполне современная версия, основанная на иной цветовой палитре (рис. 6). Эти события продемонстрировали «круговорот» идей в художественной культуре и отраслевых сферах
1 Подобные образы легли в основу лимитированной серии футболок с принтами для трикотажных двоек «Прингл оф Скотланд» (Pringle of Scotland) в честь 25-летия Недели моды в Лондоне в 2009 году (рис. 5, а). Художник издал несколько книг, вел еженедельную рубрику в журнале The Guardian's Weekend, снял видеоклип для группы Blur, выпустил музыкальный альбом при участии David Byrne, Hot Chip и Franz Ferdinand и провел несколько десятков персональных выставок в Европе и Америке, в 2009 году стал номинантом в одной из самых престижных в мире премий в области современного искусства - премии Тернера.
ВЕСТНИК ИНЖЕНЕРНОЙ ШКОЛЫ ДВФУ. 2015. № 2 (23)
проектирования, попадающих в сферу ее влияния. Идеи кубизма были использованы для военного камуфляжа и сформировали устойчивые, узнаваемые образы, которые вернулись сегодня в художественную культуру как милитари-версии метафор техномира.
б
-О о_ПОТ ГМТРВ гиу
_1йЦ_ВЙР МОТ
51МСЕ то и» Рйссенес_
ГмТЕЯГЕКЕ<;_И/1ТН_Си_
■и.1.ГЕДту>-Е___
ИМР ГУ1Е Я НГЯПЯСНС
ыМмчгмМ.га
ч-ск?
ра*3
Рис. 5. а - лимитированная серия футболок с принтами шотландского бренда «Принт оф Скотланд», дизайн от Дэвида Шригли; б, в, г, д - рисунки Д. Шригли, распространенные в соцсетях
д
г
а
в
Мимикрия и современные технологии
Развитие военной техники сопровождалось изменением стратегии и вместе с этим - принципов камуфляжа. Поэтому применение разработок в области цветоведения (особенности восприятия фигуры и фона) и художественных приемов деконструкции формы шло по двум направлениям: информирующий, пугающий (объект опасен) и мимикрирующий, исчезающий (призрак). Эти разные подходы (с точки зрения образа и эмоционального воздействия) иногда сочетались в одном объекте. Современные технологии дали новые возможности для мимикрии, а современное искусство со времен кубизма накопило достаточно новых приемов взаимодействия цвета и формы.
Рис. 6. а - макет с расколеровкой кораблей, выполненный в Королевской академии художеств в 1917 году в Лондоне; б, в - корабли как арт-объекты, созданые к 100-летию Первой мировой войны в 2014 году
художниками Карлосом Круз-Диасом и Питером Блеком, не повторяют буквально оригинальную расколекровку военных судов [5, 8]; г, д, е - тема даззл-камуфляжа актуальна как стиль в различных областях дизайна - работы Фабио Новембре и Тобиаса Ребергера
Одним из плодотворных направлений поиска креативной идеи цветообраза судна, продолжающих идеи колористической деконструкции формы - тему мимикрирующего камуфляжа, может стать оп-арт. Это направление во многом основано на изменении привычного
мышления и восприятия (создание измененных состояний сознания), что позволяет предположить наличие психоделической составляющей композиций этого направления. Оптическое искусство как художественное течение, использующее различные зрительные иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур, является одновременно разновидностью кинетического искусства. В визуальных композициях создается иллюзия движения неподвижного художественного объекта путем психофизиологического воздействия на зрителя - нарушается восприятие мира.
Известные положения теории цвета о влиянии цветности фона на зрительное восприятие объемной формы также актуальны для решения колористики судна, так как действительно невозможно оценить изолированно цвет объемной формы и цвет фона. Они воспринимаются как единое целое и оказывают влияние друг на друга. Цвет морского пейзажа как фона может существенно изменять восприятие полихромии объемной формы корпуса судна. Водная поверхность, на которой размещается судно, может быть также разнообразной по тону: открытая вода (океан, море, река), лагуна тропического острова, пирс приморского городка или оборудованный причал морского курорта . Подобное разнообразие фона изменяет восприятие полихромии самой формы, сообщает ей множество новых прочтений.
Возможное направление применения этих приемов в цветовом дизайне судов связано, на наш взгляд, с тем, что восприятие судна в реальной среде можно разделить на восприятие собственно объекта и его отражения. Объект статичен, тогда как его отражение в воде нестабильно, оно пульсирует и изменяет свою форму, создавая определенное зрительное напряжение в связке «объект-отражение». Подобное отражение, заключающееся в способности поверхности воды воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, характеристики и цветовые отношения объектов, несет сильное психофизиологическое воздействие, так как с его помощью поверхность «оживает». Использование приема имитации отражения непосредственно на форме судна, на наш взгляд может создать новый «растворяющий» эффект, многократно усиленный иллюзией движения. Подобная трансформация корпуса судна цветографикой способно придать форме мощную эмоциональную окраску и создаст эффект самостоятельной нестабильной материи (рис. 7, а, б).
а б в г
Рис. 7. а, б - примеры отражения объекта - судна в воде; в, г - цифровые кинетические рисунки художника
Паоло Черича, 2014
2 Цвет водной поверхности объясняется двумя факторами: первый — это зеркально отраженный поверхностью свет солнца, неба и облаков; второй - это свет, выходящий из толщи воды. Поэтому различие цвета разных морей и океанов связано с потоком света, исходящим из морской глубины, его окраска, так же как и окраска нисходящего светового потока, определяется совокупностью спектральных зависимостей поглощения и рассеивания. Кроме того, коэффициент отражения света от поверхности зависит от степени взволнованности водной поверхности, чем и объясняется изменчивость окраски воды. В мутных прибрежных водах значительную роль в рассеивании играют взвешенные частицы, а в поглощении - растворенное органическое вещество. Интенсивность рассеяния взвесью слабо зависит от длины волны, а растворенное органическое вещество вызывает смещение максимума пропускания морской воды в желто-зеленую область спектра. Вот почему в менее прозрачных водах поверхность моря кажется серо-зеленой, а в очень мутных имеет желтоватую окраску. Различие цвета разных морей учитывалось в период Второй мировой войны при маскировке подводных лодок. Их окрашивали в разные цвета: серо-зеленые - в Атлантическом океане, синие - в Средиземном море, черные - в Красном и Японском морях, темно-зеленые - у берегов Голландии, светло-зеленые либо светло-серые - у берегов Франции.
Это предложение по развитию приемов мимикрирующего камуфляжа, основанное на наблюдении за судном в естественном окружении морского пейзажа, может быть поддержано новыми направлениями в современном искусстве с применением цифровых технологий. Например, кинетические цифровые рисунки в формате GIF в творчестве художника Паоло Черича (рис. 7, в, г). Двадцатидвухлетний хорват, учащийся факультета электротехники и компьютерных наук в Загребе (столица Хорватии), любит экспериментировать с программными кодами. В результате у него получаются кинетические психоделические картинки, которые завораживают взгляд смотрящего.
Сегодня современные материалы и технологии, создающие эффект нестабильного цвета, используются вовсе не для мимикрии с окружением. Яхта итальянского дизайнера Роберто Кавальи "RC Freedom" (рис. 8) имеет специальное покрытие «хамелеон», переливающееся от ярко розового до синего и зеленого (построена на итальянской судоверфи Baglietto в 2007 году). Яркие, сочные оттенки, напоминающие цвет «фуксии» - привлекают внимание своей энергией и эмоциональным зарядом. Использование подобных цветовых эффектов и в яхтенном дизайне отражает личность заказчиков, которые не боятся экспериментов, ищут новые возможности для самовыражения.
Рис. 8. Яхта итальянского дизайнера Роберто Кавальи "RC Freedom", год постройки 2007, фирма Baglietto,
архитектор-конструктор Tommaso Spadolini, Италия
Оригинальная идея с изменением окраски была созвучна мироощущению знаменитого дизайнера, который связал образ своего судна с новой коллекцией одежды - "RC Freedom" -«Свобода Роберта Ковальи». Он говорил, что больше всего его вдохновляет не сама яхта, а море, его цвет: «Синее море, пурпурное море, винноцветное море. Меня упрекают за то, что я крашу шелк и шифон во все цвета радуги. В чем дело? Это естественный цвет. Моя яхта переливается цветами радуги. Море - цветами моря. Красивая одежда должна играть всеми красками мира» [6].
Интерьеры яхты от Studio Gagliardi учитывают интересы Роберто Кавальи, отражают его пристрастия в дизайне модной одежды. Приглашенным сюда впервые может показаться, что они попали в джунгли. Кожа, меха, «хищные» расцветки, силуэты змей, черепах и птиц, в изобилии расставлены букеты живых орхидей. Вся мебель обтянута кожей питона, полы на нижней палубе -в салоне и спальнях - выложены сделанной по спецзаказу плиткой из натуральной кожи, бронзовые перила лестничного марша имеют форму змей. Несмотря на «дикий» антураж, каюты оборудованы огромными плазменными панелями и сверхсовременной техникой. Например, помимо занавесок окна-иллюминаторы оснащены жидкокристаллическими жалюзи, позволяющими уменьшать прозрачность стекла (рис. 9). Единственным недостатком яхты является то, что на борту вы можете носить одежду только от Кавальи.
Рис. 9. Интерьеры яхты "RC Freedom" от Studio Gagliardi, автор идеи дизайнер Роберто Кавальи
Задумка Кавальи с использованием окраски «хамелеон» в дизайне судна не осталась незамеченной в мире яхтенного дизайна, и в 2007 году совместными усилиями итальянских и русских дизайнеров была построена яхта Y007 Zero Zero Seven - Vespucci 555 компании Rodrigues Group с подобным цветовым решением (рис. 10). Проект был инициирован CITM - центром международных морских технологий и стал пилотным из десяти запланированных по постройке яхт данного типа на ближайшее время, явился своеобразным символом культурной интеграции. Дизайн интерьеров от Андрея Дубинского отличается роскошью и изыском с использованием дорогих природных материалов; мебель и ткани от итальянской фабрики Paolo Lucchetta.
Рис. 10. Окраска-хамелеон яхты Y007 - Zero Zero Seven - Vespucci 555, компании Rodrigues Group, год
постройки 2007
Актуальный цвет и сдержанность формы
В современной практике дизайна яхт есть не менее шокирующие колористические новации, возникшие под влиянием актуальных направлений искусства. Роль невероятно популярного ныне розового в художественной культуре весьма неоднознача и изменчива - от лидирующей роли в высоком искусстве до широкой популярности в субкультурах. Изначальные ассоциации с розовым цветом формировались в связи с цветением деревьев весной - возрождением, восходом слонца, т.е. началом жизни - детством, юностью. Далее - с нежностью, девичеством, т.е. появлением гендерного признака. В ХХ веке массовая культура внесла существенные поправки в эти ассоциации, обострила их до женственности, сексуальности, поставив эксплуатацию образных свойств цвета на коммерческие «рельсы».
Насыщенный розовый цвет цветов фуксии известен в мире моды под названием шокирующий розовый (англ. shocking pink, neon pink). Название появилось благодаря цвету коробки для флакона духов "Schoсking" (1937) модельера Эльзы Скиапарелли: «... цвет сам попался мне на глаза - блестящий, невероятный, нескромный, пленительный, полный жизни, подобный свету, объединённый цвет - цвет всех птиц и рыб в мире, цвет Китая и Перу, совсем не западный, шокирующий, чистый, интенсивный...» (рис. 11, а, б). Впоследствии этот оттенок розового стал своего рода фирменной маркой модельера, которая использовала его не только для нарядов, шляпок, упаковки и косметики, но и на ярлыках изделий и в оформлении своего магазина на Вандомской площади, 21.
Франция 1920-х годов стала родиной нового сюрреалистического направления в искусстве (фр. surrealisme - сверхреализм). Предназначение этого направления в том, чтобы объединить реальность с мечтой и сном, в стремлении постичь глубины человеческого подсознания, выразить нечто непостижимое разумом, иррациональное. В числе представителей этого течения можно назвать Андре Бретона (Andres Bretone), Сальвадора Дали (Salvador Dali), Жана Кокто (Jane Koktos), Эрнста Фукса (Ernst Fuks) и многих других. Их идеи оставили огромный след в литературе, живописи и кинематографе ХХ века (рис. 11 г, д). Сюрреализм в моде был представлен творчеством Эльзы Скиапарелли.
Наиболее плодотворной стала дружба Эльзы с великим Сальвадором Дали. До сих пор всемирно известен созданный им розовый диван, который повторял форму губ Мэй Уэст. Этот предмет стал главным украшением фирменного бутика Скиапарелли.
а б в г д
Рис. 11. а - модельер Эльза Скиапарелли в «наполеоновской» шляпке и «шокирующе-розовом» жакете собственного дизайна, фотография журнала "LIFE" (1937); б - Э. Скиапарелли вместе со своим другом Сальвадором Дали; в - духи '^^осктд", автор идеи формы флакона Сальвадор Дали, 1936, вдохновила на такую форму флакона известная голливудская актриса Мэй Уэтс, которая считалась секс-идолом 1930 годов; г - Мэй Уэст (1893-1980) - американская актриса, драматург, сценарист и секс-символ, одна из самых скандальных звёзд своего времени; д - лицо Мэй Уэст, использующееся как сюрреалистическая комната. С. Дали, 1935-1936, газетная бумага, темпера
Еще одним интересным экспериментом стало платье с рисунком-слезой. Изображение было сделано так, что видно его было только на расстоянии или под определенным углом. Эта задумка тоже принадлежала Сальвадору Дали. Скиапарелли любила надевать платье-галлюцинацию и тем самым вводить публику в замешательство. Люди видели интересный рисунок, но когда пытались рассмотреть его поближе, то изображение вдруг пропадало. Скиапарелли можно назвать рекордсменом нововведений в мире моды и самых непредсказуемых сюрреалистических рисунков, украшавших ее модели.
Окончательную коммерциализацию розовый получил с приходом эпохи Барби (рис. 12). Эта кукла ввела «взрослый» эротизированный образ в мир детства, сделав ярко-розовый его символом. Поэтому использование палитры розового в самых неожиданных областях дизайна (автомобили, яхты, самолеты и даже контейнеровозы) становится закономерным.
Рис. 12. Примеры использования розового цвета в технике: а - реклама магазина «Барби» в Сеуле; б -контейнеровоз "Contship Germany", с 2001 г. - "Conti Germany", по прозвищу «Розовая Леди», швейцарской линии контейнерных перевозок "Contshipcontainerlines", 2001; в - кукла Барби; г - американский внедорожник Hammer, 2010; д - самолет Airbus A320 венгерской авиакомпании "WissAir", 2011
д
г
в
Монакский дизайнер и основатель своей судостроительной верфи Wally - Luca Bassani Antivati для своих клиентов предлагает более 120 вариантов цветовых оттенков, включая розовый (рис. 13, в). На ежегодных выставках яхт в Монако его яхты резко отличаются своим нетрадиционным цветовым решением от классических вариантов раскраски и являются своеобразной визитной карточкой мастера.
а б в
Рис 13. а - Яхта "Wally Power" построенная в 2011 г. на верфи Wally Europe; б, в - моторная яхта "Wally Power 118", монакской компании Wally, дизайнер Luca Bassani Antivari, 2012
Желание заявить о себе побуждает некоторых яхтенных дизайнеров (в том числе и Luca Bassani) участвовать в совместных проектах «яхт будущего» с известными кутюрье. Итогом такого слияния творческого потенциала становятся масштабные концептуальные проекты по созданию совершенно нового образа жизни на море - направление яхт-хаус. Революционная концепция иногда так и остается на бумаге, но мечта о частном острове спокойствия и света, о комфортном и экологичном пространстве в стабильном корпусе позволяют продемонстрировать новые направления яхтенного дизайна будущего и лишний раз громко озвучить имена проектировщиков. Примером тому может служить совместный проект Luca Bassani и его верфи Wally (Монако) с модным французским домом Hermes (рис. 13). Для этого направления характерны эксперименты в использовании цвета, а участие кутюрье определяет выбор модной гаммы, созвучной их коллекциям одежды.
а б
Рис. 14. a - яхта "Sunrays" (с англ. «Солнечные лучи»), судовая верфь Oceanco, дизайнер Bjorn Johansson, интерьер Terence Disdale, 2012 г.; б - яхта "Palmer Johnsons", фирма Nuvolari & Lenard, 2009
Использование бирюзового цвета в экстерьере судна также нетрадиционно. При разработке колористического решения активный цвет может использоваться для покраски корпуса судна фрагментарно в сочетании с белой надстройкой, создавая эффект парения, легкости конструкции, одновременно при этом изменяя представления об истинных размерах яхты, либо полностью покрывать поверхность лодки, достигая при этом мимикрии объекта. В первом случае
3 В 2009 году была разработана яхта будущего - «плавучий остров» длиной 58 м, шириной 38 м и стоимостью более 100 млн евро. Своеобразная трехпалубная яхта, в плане напоминающая большой треугольник, с 25-метровым бассейном и 30-метровым beach club на воде, должна была стать экопроектом: энергию для функционирования всех систем предполагалось получать от солнечных батарей (площадь панелей 900 м2). К сожалению, задумка Wally Hermes Yacht осталась на уровне концепции.
на примере яхты "Sunrays" можно наблюдать, как бирюзовый цвет, сливаясь с цветом Средиземного моря, где курсирует яхта, разбивает форму, уменьшая истинные размеры корпуса, тогда как во втором случае - яхта "Palmer Johnsons" практически полностью сливается с цветом воды, играя с воображением, создавая иллюзию растворения (рис. 14).
а
Рис. 15. В современном искусстве популярен прием обновления формы цветом: а - перфоманс, б -релукинг для Венеры; в - монохромное решение в архитектуре в сочетании с нарочитой простотой формы,
архитектор Жан Нувель, концертный зал в Копенгагене
Использование модного моноцвета достаточно актуальный прием в современной художественной культуре (рис. 15). Этот прием имеет ряд особенностей - актуализирует сам цвет, предлагает насладиться его созерцанием.
Классика цвета и новации формы
Помимо классического белого цвета для колористического решения корпуса яхт стали часто применяться оттенки золотого. Симпотматично.
Золото как цвет имеет в художественной культуре наиболее устойчивые и всеобщие значения небесного, венценосного и далее - власти духовной над паствой или госудрством. И как все цвета дуальны в своих значениях, так и цвет золота имеет иные значения. Золотой телец сделал золотисто-желтый цветом достатка, богаства, роскоши - власти не духовной, а власти денег. Поэтому отношение к золоту как к цвету было неоднозначным со времен Средневековья. Эта двойная функция золота, доведена до наивысшего предела в художественной культуре (иконописи, ювелирном деле, миниатюре, искусстве эмали, скульптуре, текстиле). Оно имеет одновременно политическое, литургическое, художественное и эстетическое значение. Золото представляет этическую проблему. Как свет, оно взаимодействует с божественным: это благое золото, но как материя, оно символизирует земное богатство, роскошь, алчность. В золоте, которое также является цветом, воплощена максимальная насыщенность тона, связанная с концентрированностью цвета - тесно связано с белым, иногда используется для выражения идеи интенсивного белого, «сверхбелого» цвета. Эта хроматическая градация зачастую необходима для подчеркивания иерархического превосходства небесного или божественного (например, мира ангелов), но при этом ни лексика, ни живопись не могут адекватно передать ее средствами скудной гаммы белых тонов. Поэтому чрезмерная насыщенность желто-золотого может восприниматься негативно - золотой цвет слишком роскошный, слишком концентрированный, непрозрачный, материальный.
Использование в окраске судов золотого цвета не является единичным решением, но всегда привлекает внимание. Эти плавучие сооружения, отливая золотым окрасом, служат средством проведения эксклюзивного отдыха на воде, совершения морских путешествий, а также являются символом престижа, роскоши своего владельца, демонстрируя его превосходство. Американская верфь Palmer Johnson осуществила запуск, вероятно, одной из самых ожидаемых суперяхт последнего времени - 48-метровой модели серии SuperSport. Проект с рабочим номером 4801 является экспериментальным не только по выбору золотого цвета корпуса, но и по формообразованию (рис. 16, а). Именно моноцвет позволит зрителю разглядеть новации в пластике корпуса яхты.
а б
Рис. 16. а - яхта 4801 серии SuperSport, американская верфь Palmer Johnson, год постройки 2014; б - яхта "Hokulani" , американская верфь Palmer Johnson, год постройки 2007, дизайнер Nuvolari & Lenard, подобную
яхту приобрела актриса Николь Кидман
Яхта имеет необычный нос с обратным наклоном и заостренным бульбом, ее золотистый корпус буквально пронизан изящными линиями, проходящими по всей длине, ближе к корме образующими два подводных крыла. И если бульб предусмотрен для более гладкого хода, то подводные крылья призваны обеспечить еще большую устойчивость судна. Необходимо отметить тот факт, что архитектурное решение носа с обратным наклоном не являлось новинкой, а было предложено и воплощено двумя годами ранее дизайнером Филиппом Старковым в проекте яхты «А» для русского миллиардера Александра Мельниченко (рис. 17, а). Тогда появление яхты с подобным новаторским конструктивным решением было воспринято неадекватно и отношение к нему было неоднозначным. Действительно, силуэт яхты напоминает скорее боевой корабль. В зависимости от положения по отношению к смортящему яхта воспринимается по-разному, при ярком солнце она ослепительно белая. Силует военного судна уживается с мирной белой окраской, формируя тот же противоречивый образ, характерный для творческих исканий современного периода.
б
Рис. 17. а, б - архитектор-дизайнер Ф. Старк, мегаяхта «А» и яхта Стива Джобса "Venys"; в - архитектор-дизайнер Заха Хадид спроектировала скоростной катер Z Boat, в качестве производителя выступила
французская компания Shoreteam
а
в
Цветовой контраст, динамика и техно-арт
Скорость, шум ветра, жажда борьбы и победы, риск, море адреналина - неотъемлемые атрибуты гонок. Но на первом плане все же сами машины: их грация, стремительные линии и плавные обводы, ревущие моторы и заключенная в сталь удивительная мощь. Увлеченные гонками люди - настоящие романтики. И этот характер нашел свое отражение не только в форме яхты "Aurelia", но и в контрастной, динамичной расколеровке, что в целом определило уникальной, стремительный и одновременно романтичный образ (рис. 18, а). Выбор палитры определили цвета легендарной гоночной команды Gulf Racing - оранжевый и голубой, что отражает азарт автогонок. Нижняя часть корпуса синяя, верхняя - оранжевая, а надстройка -белая. В дополнение к этому на борта нанесен номер 10, увеличивающий внешнее сходство яхты с болидом. Аналогичным образом раскрашен и спортивный 4,3-метровый тендер Castoldi, хранящийся в гараже, сыгравший роль цветопластического ключа для решения корпуса яхты.
Рис. 1B. а , б, в - яхта "Aurelia", верфь Heesen Yachts, год постройки 2011; г - музей биоразнообразия в Панаме архитектора Френка Гери; д - Тихоокеанский дизайн-центр в Восточном Голливуде архитектора Сезара Пелли; е - здание музея Энцо Феррари архитектора Яна Каплицкого
Летом 2011 года верфь Heesen Yachts спустила на воду яхту "Aurelia", десятую в 37-метровой серии. С точки зрения экстерьера 37-метровая серия - апогей спортивного дизайна Heesen. Стилизацией линий яхты занимался ведущий инженер Omega Architects Франк Лаупман. Под его руководством удалось добиться предельной «агрессивности» корпуса и беспрецедентных скоростных характеристик. "Aurelia", являясь новейшей яхтой из этой серии, с парой двигателей MTU общей мощностью 7400 л. с., разгоняется до 30 узлов.
Все элементы "Aurelia", начиная с динамичной цветовой расколеровки экстерьера и заканчивая предметами мебели и искусства, формируют запоминающийся образ. Интерьером занималась студия Bannenberg & Rowell. Британские дизайнеры прочувствовали характер "Aurelia" и в процессе работы над оформлением яхты предложили ряд решений, направленых на создание на борту атмосферы в лучших традициях «Больших призов». Автомобильная тема прослеживается едва ли не во всех элементах. На создание белых кожаных потолков дизайнеров вдохновили сиденья Bentley. Перетянутые декоративным ремнем и напоминающие гоночные ремни безопасности, диваны, зеленые кресла. Особо надо отметить камин, которому по определению авторов проекта была придана «мужественная, обтекаемая» форма, созвучная эстетике зажигалок Dunhill. В апартаментах владельца установлена кровать размера king size, ее спинка оформлена кожаными деталями, свойственными суперкарам Jaguar. Специально для этой каюты был создан ковер, рисунок на котором напоминает протектор шин. На нижней палубе находятся все три гостевые каюты. Первая названа Bertone и символизирует оранжевую Lamborghini. Вторая -Pininfarina, она олицетворяет красную Ferrari. Zagato, в свою очередь, напоминает о дизайне зеленого Aston Martin. В соответствии с именами каждая из кают обладает уникальным интерьером.
Динамика, движение - идеи дизайна этой яхты полностью отражают предпочтения заказчика, в которых он, безусловно, не одинок. В современной архитектуре идея движения, выраженная приемами динамики формы, поддержанная контрастами цветового решения -формирует, наверное, наиболее заметное направление (рис. 18, б, в, г).
Полистилизм
На создание другого шедевра навигации, яхты "joy Me", господина Цептера сподвигла страсть к морю и стремление к жизни, в которой отдых, удовольствие поддержаны успехами в бизнесе. Проект, расширяя границы общепринятых решений, предлагает новаторскую идею для особо требовательных клиентов, для которых концептуальный дизайн - часть удовольствий, получаемых
е
г
от жизни. Яхта "joy Me" от Philip Zepter и миланского дизайнера студии Stand By - 50-метровая трехпалубная моторная яхта, отражает в своем решении стиль жизни, которой можно определить как контрастное сочетание безмятежной роскоши и динамичной современности (рис. 19). Философия современности нашла отражение и в названии, которое можно перевести как «радуйся мне» (альтернативный вариант этимологии: joyme - вольное сокращение от enjoyme, т.е. «наслаждайся мной»). Автор интерьеров Марианна Радович в соответствии с названиями кают Chic, Print, Mondrian и Nature предложила разное цветовое решение: в каюте Chic преобладают активный красный цвет, бирюзово-белой соответствует Nature, Print выполнена в элегантной фиолетово-серо-белой гамме, а решение каюты Mondrian определено цветовым ключом картины самого художника. Использование приемов суперграфики в оформлении интерьеров кают Chic и Print напоминают рисунки Роя Лихтенштейна, представителя поп-арта. Своеобразная эклектика художественных стилей в оформлении яхты не является недостатком, наоборот, оказывает мощное эмоциональное воздействие, отражая главнею философскую концепцию заказчика, и потому была очень высоко оценена на ежегодной выставке яхт в Монако в 2011 г.
Рис 19. Яхта "joy Me" от Philip Zepter. 2011, архитектор Marijana Radovic
Заключение
Изучение исторического наследия с его несомненным влиянием на миропонимание получает порой неожиданную поддержку со стороны современного дизайна; заимствуя образы из разных времен, проектировщик тем самым провоцирует интерес у обывателя к истории, предлагая популярные формы ее изучения.
Полихромные, монохромные и ахроматические версии цветового решения сегодня в равной степени актуальны. Полихромные - с использованием активной графики, разнообразными приемами членения формы создают различные иллюзорные эффекты, отсылающие к историческим прототипам с инверсией мирное-военное. К полихромии можно отнести и новации, основанные на технологиях - краски-хамелеоны.
Монохромные решения корпуса тяготеют к использованию актуальных цветов (бирюзовых, розовых и т.д.), буквально переворачивающих традиционное представление о уместности цветового решения судна. Эти новаторские колористические решения сопровождаются достаточно корректным решением формы судна.
Классическид цвет для яхт - белый интерпретируется в золото и провоцирует появление цвета-антагониста - черного. Использование ахроматической палитры сопровождается активными новациями в формообразовании (силуэт, пластика, структура формы).
Можно утверждать, что влияние художественной культуры прослеживается на всех этапах развития в рассматриваемый период (ХХ-ХХ1 века), для которого характерен нарастающий полистилизм. Кубизм как художественный источник решения камуфлирования цветом военных судов - выступает в роли вторичной милитари-версии технометафоры для современных яхт. Развитие находок оп-арта с помощью цифровых технологий (моделирование кинетических картин в формате GIF) очерчивает перспективное направление поиска новых цветообразов судов различного класса и назначения.
Сам факт привлечения проектировщиков из других областей, не связанных с дизайном судов, уже говорит о стирании границ между областями проектирования. Поэтому неудивительно, что интересы архитектурных «звезд» распространились и на область дизайна яхт (З. Хадид, К. Рашид, Н. Фостер, Ф. Старк и др.). Этот процесс характерен для всей современной художественной культуры.
Обзор разностилевых направлений коммерческого дизайна яхт показывает очевидное влияние авангардных направлений художественной культуры на формирование тенденций использования цвета в колористике судов, раскрывает возможности использования разработок архитектурной колористики в области применения формообразующих и образных свойств цвета, выявляет актуальные направления поиска цветообраза в современном коммерческом дизайне судов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ефимов А.В. Формообразующее действие полихромии в архитектуре. М.: Стройиздат, 1984. 168 с.
2. Лапшина Е.А. Архитектурная колористика. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2004. 236 с.
3. Лапшина Е.А. Поиск закономерностей формирования цветности архитектурной среды // Вестн. Инженерной школы Дальневост. федерал. ун-та. 2013. № 3. С. 78-97. URL: http://vestnikis.dvfu.m/vestmk/2013/3/1/ (дата обращения: 12.10.2014).
4. Левитин И.Б. Видимость и маскировка кораблей (физические основы и приемы маскировки). М.: Воениздат, 1949.
5. Сайт biennial.com // URL: http://www.biennial.eom/dazzleferry-education/7beta#/home (дата обращения: 12.10.2014).
6. Яхта как искусство // URL: http:// premiumyachts.ru/about/362 (дата обращения: 15.11.2014).
7. A colourful impact // URL: http://www.bbc.co.uk/guides/zty8tfr (дата обращения: 17.10.2014).
8. DAZZLE FERRY - MERSEY. Sir Peter Blake. Everybody Razzle Dazzle // URL: http://www.1418now.org.uk/commissions/dazzle-ferry-mersey (дата обращения: 22.12.2014).
9. Mark Pomeroy and Annette Wickham. Dazzle ships and the Royal Academy. The RA during the First World War // URL: https://www.royalacademy.org.uk/article/dazzle-ships-and-the-royal-academy (дата обращения: 22.17.2014).
THIS ARTICLE IN ENGLISH SEE NEXT PAGE
Creative concepts of architecture activities
Lapshina E.A., Artyukhova S.V.
EVGENIA A. LAPSHINA, Candidate of Architecture, Professor, Department of Design and Interior Architectural Environment, School of Engineering, Far Eastern Federal University. Vladivostok. 8 Sukhanova St., Vladivostok, Russia, 690950, e-mail: likhlap@mail.ru
SVETLANA V. ARTYUKHOVA, Department of Design and Interior Architectural Environment, School of Engineering, Far Eastern Federal University. Vladivostok. 8 Sukhanova St., Vladivostok, Russia, 690950, e-mail: vlad2897@mail.ru
The influence of art culture on the colour of vessels
The article deals with the influence of the art culture on the choice of colour when designing commercial vessels. Being an integral part of assessing the quality of a vessel, colour determines, in many respects, the latter's commercial cost. The peculiarities of the shape-generating, illusory, and associative properties of colour when creating the colour image of a vessel in the context of contemporary art and culture are considered in the article.
Key words: ship aesthetics, colouring, design yachts, colour properties, camouflage, art culture, commercial design, colour image.
REFERENCES
1. Efimov A.V. The formative action polychromy in architecture. M., Stroyizdat, 1984, 168 p. (in Russ.). [Efimov A.V. Formoobrazujutschee dejstvie polichromii v architekture. Moskva: Strojizdat, 1984. 168 s.].
2. Lapshina E.A. Architectural coloring. Vladivostok, FESTU-Press, 2004, 236 p. (in Russ.). [Lapshina E.A. Arhitekturnaja koloristika: Uchebnoe posobie. Vladivostok: Izd-vo DVGTU, 2004. 236 s.].
3. Lapshina E.A. Search of regularities of formation of the color of the architectural environment. Vladivostok. Far Eastern Federal Univ.: School of Engineering Bulletin. 2013;3:78-97. URL: http://vestnikis.dvfu.ru/vestnik/2013/3/1/ (дата обращения: 12.10.2012). (in Russ.). [Lapshina E.A. Vladivostok: s.78-87].
4. Levitin I.B. Visibility and concealment of vehicles (the physical principles and techniques of camouflage). M.: Voenizdat, 1949. (in Russ). [Levitin I.B. Vidimost' i maskirovka korabley (fizisheskie osnovy i priyjmy maskirovki). M., Voenizdat, 1949].
5. Biennial.com. URL: http://www.biennial.com/dazzleferry-education/?beta#/home
6. Yacht as art. (in Russ). URL: http:// premiumyachts.ru/about/362 (in Russ.). [Yachta kak iskustvo. URL: http: // premiumyachts .ru/about/362].
7. A colourful impact. URL: http://www.bbc.co.uk/guides/zty8tfr
8. DAZZLE FERRY - MERSEY. Sir Peter Blake. Everybody Razzle Dazzle. URL: http://www.1418now.org.uk/commissions/dazzle-ferry-mersey/
9. Mark Pomeroy and Annette Wickham. Dazzle ships and the Royal Academy. The RA during the First World War. URL: https://www.royalacademy.org.uk/article/dazzle-ships-and-the-royal-academy.