Научная статья на тему 'Типология на границе стихий – архитектура приречных дебаркадеров (на примере Волжского бассейна)'

Типология на границе стихий – архитектура приречных дебаркадеров (на примере Волжского бассейна) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
629
432
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕБАРКАДЕР / ПРИСТАНЬ / ПОНТОН / PONTOON / СУДНО / ЖИЛИЩЕ НА ВОДЕ / FLOATING LANDING STAGE / WHARF / BOAT / HOUSEBOAT
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPOLOGY ON THE BORDER OF ELEMENTS - ARCHITECTURE OF RIVERSIDE FLOATING LANDING (ON ​​THE EXAMPLE OF THE VOLGA BASIN)

The article dedicated to the architecture of floating landing. On the example of the Volga Basin it identified the principal stages of architectural and typological development of floating landing in Russia. Also, the article traces the functional evolution of floating landing from the «office huts» to a modern house on the water. It analyzes constructive and imaginative characteristics of pre-revolutionary, Soviet, and modern floating landing, it defines the following typological features of modern floating landing: flexibility, polyfunctionality, independence, associativity of artistic appearance. The authors draw the conclusion of viability of this type of construction. The text is accompanied by the author's photographs.

Текст научной работы на тему «Типология на границе стихий – архитектура приречных дебаркадеров (на примере Волжского бассейна)»

Типология на границе стихий - архитектура приречных дебаркадеров (на примере Волжского бассейна)

А.Л.Гельфонд, О.А.Родина

Уходят башенки вокзала, И удаляется причал... К. Ваншенкин

Города на реках имеют особую атмосферу, стихия воды привносится в город, и часто именно на набережных, главная функция которых - функция фасадности, возникают знаковые архитектурные объекты. Формируя речные фасады, постройки на воде и у воды отражают художественно-стилистические и композиционно-пространственные особенности архитектуры городов на реках. В то же время такие города иногда складываются достаточно автономно от рек. Вероятно, ориентация на устойчивое развитие и устойчивую архитектуру, когда учет природных и исторических факторов при создании архитектурной среды выходит на передний план, определяет для городов и поселений необходимость вновь обратиться к воде, которая дала им жизнь, и во взаимодействии с ней найти ответы на сегодняшние вопросы.

В этой связи особая роль отводится зданиям и сооружениям, построенным на воде и над водой. Мосты между левобережными и правобережными районами приволжских городов, пристани и причалы, пирсы, станции речного транспорта являются связующими элементами системы «вода - суша» и служат важными составляющими транспортной ин-

фраструктуры. Из всех типов таких сооружений рассмотрим дебаркадеры, которые наравне с речными вокзалами служат речными воротами городов и поселений. Иногда именно по первому впечатлению от их архитектуры у приезжего возникает общее представление о городе и его архитектуре (рис. 1).

Дебаркадер - здание на воде, состоящее из плавучего основания и надстройки. В современном русском языке слово «дебаркадер» означает плавучую пристань, а также специально оборудованное судно или понтон для причаливания судов. Слово пришло в Россию из французского языка: debarcadere, debarquer - выгружать, высаживать [1]. В русском языке существует созвучное «дебаркадеру» слово «барка», вероятно заимствованное из итальянского (barca). Так, итальянская мелодия «Баркарола» известна как песня венецианских гондольеров, которые свои небольшие изящные суда называли барками [2]. В дореволюционной России, напротив, барка - судно крупное, тяжелое - по воде шло сплавом. По прибытии в пункт назначения деревянный корпус судна ломался на постройки и дрова. На барках часто сплавляли срубы для изб (рис. 2).

Рис. 1. Вид на Нижний Новгород с Волги. Фото А. Лисицыной

Первые дебаркадеры - «конторки» - мало отличались от таких плавучих изб, только «конторская изба» строилась в основном из досок, а не из бревен. Второе значение слова «дебаркадер» - понтон (франц. ропЬоп от лат. ропЬопет -плоскодонка), то есть плавучий мост, плавучее основание.

С развитием грузового пароходства и строительством железных дорог подобный способ транспортировки леса и жилья ушел в прошлое, но архетип «дом на плоту» - здание на плавучем основании - лег в основу всех составляющих архитектурной типологии дебаркадеров (функции, конструкции, формы) советского и постсоветского периодов.

Помимо барж, плотов и других дореволюционных судов, интерес при исследовании архитектурной типологии дебаркадеров представляет такой исторический тип судна, как коноводные машины, или «коноводки» (рис. 3), как на-

Рис. 2. С.М. Прокудин-Горский. Впадение реки Костромы в Волгу. 1910 год

Рис. 3. Волжская коноводка. Начало XIX века

зывали их в Поволжье в начале и середине XIX века [3]. Для движения такого судна вперед на шлюпке завозили якорь с привязанным длинным канатом, затем с помощью ворота, приводимого в движение лошадьми, коноводка подтягивалась к нему. Коноводные суда строились плоскодонными, и негруженые могли подходить к берегу. Следующим этапом развития речного судоходства в России было применение парового двигателя и появление на Волге парохода, который считается прообразом дебаркадера.

Таким образом, выстраивается некая эволюционная типологическая линия: барка - сруб на плоту - коноводная машина - пароход - дебаркадер.

Дебаркадеры - жилые дома, отели, рестораны и даже музеи - достаточно популярны в странах Западной Европы. Мягкий климат, небольшие перепады температур в зимний период - благоприятные факторы для круглогодичной эксплуатации дебаркадеров. В настоящее время в России приречные дебаркадеры - это в основном пристани, причалы, спасательные станции, реже гостиницы, рестораны, постоянное или временное жилище. Препятствуют широкому распространению дебаркадеров по водным просторам нашей страны сезонность использования, сложность эксплуатации в зимний период, когда большинство водоемов средней полосы надолго замерзает и дебаркадер необходимо отгонять в затон. Если же строение остается зимовать на реке, нужны дополнительные меры по обогреву помещений и защите конструкций его основания.

Архитектурно-типологические особенности дебаркадеров представлены в приволжских городах. На реках Волжского бассейна пришвартовано множество дебаркадеров различного типа и назначения - от речных пристаней до ультрасовременных жилищ. Большинство из них было построено в 1960-1980-х годах и нуждается в реставрации. В крупнейших городах, таких, как Нижний Новгород, Казань, Самара, на дебаркадерах размещаются гостиницы, досуговые учреждения, объекты общественного питания, школы водных видов спорта. В небольших населенных пунктах дебаркадеры, как правило одноярусные, служат пристанями для пригородных судов.

Волжский бассейн занимает обширную территорию, и его культурные ландшафты разнообразны как с точки зрения природной, так и антропогенной. Большая часть бассейна реки Волги находится в пределах Восточно-Европейской равнины. К востоку от Нижнего Новгорода и далее вдоль Волги по правому ее берегу тянется полоса возвышенностей: «Крутые и высокие правые берега настолько расчленены густой овражно-балочной сетью так, что рельеф их напоминает горный» [5]. По левому берегу - низменное Заволжье. Очевидны контрасты рельефа.

Несмотря на такое разнообразие, которое, казалось бы, неизбежно должно было сказаться на архитектуре приволжских дебаркадеров, выглядят они достаточно однотипно. Это наводит на мысль, что в формировании архитектурной

типологии дебаркадера всегда доминировала, прежде всего, именно бинарность их типа - дом-корабль, а не дух места.

Появление дебаркадера как нового типа здания при реке было связано с периодом расцвета Волжского пароходства. История речного судоходства в России позволяет проследить взаимосвязь между возникновением нового типа судна на реке и нового типа здания при реке. Художественно-образные характеристики дебаркадеров XIX - начала XX века подчеркивают связь с их прообразом на воде. Необходимо отметить, что юридически дебаркадеры не являются недвижимостью, относятся к российскому флоту и регистрируются в Российском речном регистре как несамоходные суда [6].

Определение дебаркадера как плавучей пароходной пристани в России сложилось к концу XIX - началу XX века с формированием нормативной законодательной базы российских пароходных обществ. Функциональная эволюция дебаркадеров шла в неразрывной связи с модернизацией речного флота. Дебаркадер, возникший на границе стихий, изначально был объектом полифункциональным: при реке он служил разгрузочно-погрузочной площадкой, на берегу - офисом, «конторкой» пароходной компании [7]. Активной торговой деятельностью в портах и на пристанях объясняется расположение в офисах еще и складских помещений судовладельцев. Помещений же для ожидания судов на пристанях в середине XIX века практически не было, и пассажиры высаживались в лодки или прямо на берег.

С появлением пассажирского, «легкого» [8] пароходства возникает необходимость в организации причальных сооружений для посадки и высадки пассажиров, павильонов для ожидания судов, хранения багажа. Происходит усложнение, обогащение функции дебаркадера. С развитием портовой инфраструктуры городов Поволжья и модернизацией речного флота стали появляться павильоны для ожидания судов -«пристанские помещения». Таким образом, дебаркадер функционирует уже как пристань, контора, склад и павильон для ожидания судов, что свидетельствует о его полифункциональ-

Рис. 4. Сызрань. Пристань «Общества по Волге». Издательство «Контрагент печати». Москва, 1900-е годы

ности. Подобные пристани-офисы-павильоны встречаются в крупных волжских городах с конца XIX века (рис. 4).

Конструкция дореволюционных дебаркадеров напрямую определялась их функциональным назначением. Дебаркадеры конца XIX века имели небольшую высоту надстройки, значительную длину понтона, корпус баржевого типа [8]. Например, дебаркадер, построенный в 1899 году для швартовки товаропассажирских судов на реке Волге, был длиной 80 м. На таких дебаркадерах располагались помещения для ожидания судов и для хранения грузов (лабазы) [9]. Причем последние занимали большую часть площади палубы и трюма.

Социально-экономические и политические преобразования в стране определили новое направление развития российского судоходства. В январе 1918 года по инициативе Всероссийского союза работников водного транспорта был подписан декрет о национализации Волжского флота. Но военная обстановка и нехватка ресурсов во многом тормозили создание централизованных проектных организаций и норм проектирования морского и речного транспорта. В конце 1930-х годов Регистром СССР (1924-1939) разрабатываются «нормы и правила для железобетонного судостроения», составляется классификация речного транспорта, в соответствии с которой дебаркадеры были отнесены к несамоходным судам, им стал присваиваться разряд. В довоенный период активно проектировались и строились дебаркадеры-пристани четко в соответствии с их функцией [2].

Основное функциональное назначение дебаркадеров, строившихся в 1930-1960-х годах, состояло в швартовке судов грузопассажирских линий, производстве грузовых операций, посадке и высадке пассажиров. С середины 1950-х годов ЦТКБ (Центральное технико-конструкторское бюро речного флота) разрабатывает типовые проекты пристаней, речных вокзалов и брандвахт. В 1960-х годах проектировалась се-

Рис. 5. Грузопассажирский полуторадечный дебаркадер длиной 45 м. 1953 год

рия дебаркадеров, обеспеченных каютами для временного пребывания пассажиров. В 1951 году Минречфлотом был утвержден проект грузопассажирского дебаркадера пассажи-ровместимостью 150 человек с семью каютами на 15 спальных мест, кафе и залом ожидания на верхней палубе (рис. 5) [2]. С середины 1960-х годов новый тип дебаркадера образовали пансионат и гостиница на воде. В настоящее время многие приволжские дебаркадеры, построенные на советских судоверфях в послевоенный период, утрачены, перестроены или приспособлены для современного использования. Поэтому сегодня стилистика дебаркадеров не всегда отражает их функциональное наполнение (рис. 6, 7).

В СССР дебаркадеры строились на судоверфях, как и другие суда. Построенные по типовым проектам, за десятилетия эксплуатации они меняли порты приписки и хозяев, перестраивались, ломались, в редких случаях реконструировались. На реках Волжского бассейна имеется целый пласт незамеченных, неисследованных, а иногда и навсегда утраченных общественных и жилых построек. Если продолжать ассоциации с кораблем, то они превратились в «дебаркадеры-призраки» (рис. 8). В то же время приречные российские дебаркадеры, безусловно, являются объектами архитектуры со своими типологическими составляющими, которым изначально присущ дуализм, основанный на сочетании плавучей и стационарной оппозиций.

Дебаркадер - корабль на воде

Как судно дебаркадер имеет определенные технические характеристики: водоизмещение, осадку с грузом и без, расчетную нагрузку на палубу. Как и другие современные суда, он обеспечен якорными, буксирными и швартовыми системами. В соответствии с судовой терминологией ярусы надстройки дебаркадеров называются деками. Конструкция дебаркадеров во многом напоминает конструкцию их самоходного прообраза - парохода: есть палубы, трюм и мачты-шпили. Все это диктует тектонику дебаркадера и как архитектурного сооружения.

Рис. 6. Пристань Галанино. Гостиница «Берегиня» в Городце на Волге. Проект 20,1964 год. Фото О. Родиной 2014 года

Рис. 7. Дебакадер № 103 в Костроме. Он же - ресторан «Старая пристань». Типовой проект 20,1965 год. Фото 2014 года.

Дебаркадер № 103 - ресторан «Старая пристань» в Костроме и гостиница «Берегиня» в Городце - построены по типовому проекту 20, надстройки не изменялись. В настоящее время оба функционируют

Рис. 8. Дебаркадер на озере Денежное в Волгоградской области. Типовой проект 628. Фото 2013 года.

Дебаркадер № 399 на озере Денежное построен по проекту 628 в 1954 году. В июне 2013 года актом государственной историко-культурной экспертизы был признан объектом культурного наследия как одна из немногих оставшихся водных пристаней, созданных для использования в качестве пассажирских речных вокзалов городов на реке Волге в 1950-х годах и бывших неотъемлемой частью исторического облика Сталинграда, Камышина, других волжских городов. Архитектура дебаркадера представлена деревянной двухэтажной надстройкой на железобетонном понтоне, выполненной в стиле уникального «сталинского неоклассицизма». 26 июня 2013 года дебаркадер был уничтожен пожаром

Дебаркадер - здание на суше

Архитектура дебаркадеров строится по тем же законам композиции, что и архитектура зданий и сооружений, являющихся ландшафтно-градостроительными акцентами: осевое построение, симметрия фасадов, выраженные ритмо-метрические закономерности, развитый силуэт, центральная и угловые башенки (рис. 9). Их типологии присущи черты жилых и общественных зданий: членение на этажи с перфорацией одинаковых окон, как правило, скатная кровля (рис. 10), иногда - небольшой мезонин (рис. 11), традиционные для жилья конструкционные и отделочные материалы, легко читаемое деление на функциональные блоки, узел главного входа в виде крыльца-трапа. Необходимо отметить, что на рубеже ХХ - XXI веков возникло достаточно много архитек-

А

Рис. 9. Речной вокзал в Череповце, типовой проект 628. Фото 2012 года.

Дебаркадер Череповецкого речного вокзала - уникальный образец советской надводной общественной архитектуры - реконструирован и функционирует в настоящее время в качестве причала. Построенный на городецкой судоверфи в 1955 году, он отличается значительной длиной (65,4 м) и вместимостью (321 пассажир), а также трехосевой композицией главного фасада, подчеркнутой высокими слуховыми окнами с полуциркульным завершением

турных объектов, чаще именно у воды, но иногда и на суше, в архитектурном образе которых можно прочитать стилистику корабля. Это заостренные угловые решения, ассоциативно напоминающие нос корабля, окна-иллюминаторы, «корабельные» ограждения балконов и лоджий, белоснежные фасады, как у океанских лайнеров. Это свидетельствует о том, что стихия воды и образ скользящего по ней корабля вдохновляют архитектора. Но здесь будем говорить не об ассоциативных рядах, а о прямом влиянии.

Дебаркадер - корабль-здание в системе «вода - суша»

Набережная как пограничная, буферная территория, край с одной стороны и главный фасад с другой, неизбежно принимает правила формирования архитектуры, заданные ей двумя противоположными векторами - природным, диктуемым рекой, и антропогенным, диктуемым городской застройкой [10]. Это в большой степени можно отнести и к формированию архитектуры дебаркадеров, расположенных «на краю», где с одной стороны - вода, с другой - город как творение человека. Их художественные характеристики корреспондируются друг другом, с прилегающей застройкой и с проплывающими судами, обеспечивая особую цельность восприятия городов и поселений Волжского бассейна.

Рис. 11. Жилой дебаркадер в Плесе на Волге, 1960-е годы. Фото О. Родиной 2014 года

Рис. 10. Дебаркадер ГИМС № 1 в Ярославле на реке Кото- Рис. 12. Дебаркадер на Гребном канале в Нижнем Новгороде. росль. Типовой проект 47 Б, 1972 год Фото А. Гельфонд 2014 года

Дебаркадеры занимают пограничное типологическое положение, их архитектурная типология по определению формируется на границе стихий воды и суши, причем на стыке бинарных оппозиций формируется некое третье их качество. Обладая одновременно плавучими и стационарными функцией, конструкцией и формой, они сочетают в себе стабильность пристани и динамику корабля (рис. 12). Выявив типологические черты современных дебаркадеров - универсальность, полифункциональность, автономность, ассоциативность художественного образа, а также проследив историю дебаркадеров с точки зрения возможности их приспособления для современного использования, можно предположить жизнеспособность этого типа сооружений.

В настоящее время выполняются и уже осуществлены проекты реконструкции дебаркадеров под полностью автономное современное жилище с техническими помещениями в трюме, дизель-генераторами, системой очистки замкнутого цикла. Таким домам-кораблям не нужна инфраструктура, они могут быть пришвартованы и в центре города, и в пригороде, и за городом. Они формируют новую типологию жилища, но это уже тема отдельной статьи.

Данная статья подготовлена в рамках выполнения НИР «Разработка теоретических основ формирования архитектурной среды в аспектах модернизации, художественной интеграции и устойчивого развития» с финансированием из средств Минобрнауки России в рамках базовой части государственного задания на научные исследования.

Литература

1. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Эксмо, 2008.

2. Родина О.А. Функциональная эволюция дебаркадеров в России (конец XIX - начало XXI века) // Приволжский научный журнал. 2014. № 1. С. 133-136.

3. Открытый исследовательский проект «Наследие С.М. Прокудина-Горского»: http://prokudin-gorskiy.ru/tree. php?ID=21; ссылка на объект: http://prokudin-gorskiy.ru/ image.php?ID=2246.

4. Шубин И.А. Волга и Волжское пароходство: история, развитие и современное состояние судоходства и судостроения. М.: Транспечать, 1927.

5. Найденко В.В. Великая Волга на рубеже тысячелетий. От экологического кризиса к устойчивому развитию: в 2 т. Нижний Новгород: Промграфика, 2003.

6. Регистровая книга РРР // Российский речной регистр: http://www.rivreg.ru/services/class/suda_registr/.

7. Бесчинский А.Я. Путеводитель по Волге. М.: Изд-во И.Н.Кушнерева и К°, 1903.

8. Словарь морских и речных терминов / Под ред. М.А.Чернова. М.: Речной транспорт, 1955.

9. Дебаркадер грузопассажирский полуторадечный // Речная справочная книжка корабельного инженера Е.Л. Смирнова: http://russrivership.ru/ships/57; ссылка на объект:

http://russrivership.ru/public/files/doc899.pdf.

10. Гельфонд А.Л. Архитектурное проектирование общественных пространств. Нижний Новгород: ННГАСУ, 2013.

Literatura

1. Krysin L.P. Tolkovyj slovar inojazychnyh slov. M.: Eksmo, 2008.

2. Rodina O.A. Funkcionalnaja evolucija debarkaderov v Rossii (konec XIX - nachalo XXI veka) // Privolzhskij nauchnyj zhurnal. 2014. № 1. S. 133-136.

3. Otkrytyj issledovatelskij proekt «Nasledie S.M. Prokudina-Gorskogo»: http://prokudin-gorskiy.ru/tree.php?ID=21; ssylka na objekt: http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=2246.

4. ShubinI.A. Volga i Volzhskoe parohodstvo: istorija, razvi-tie i sovremennoe sostojanie sudohodstva i sudostroenija. М.: Transpechat, 1927.

5. Naidenko V.V. Velikaja Volga na rubezhe tysjacheletij. Ot ekologicheskogo krizisa k ustojchivomu razvitiju: v 2 t. Nizhnij Novgorod: Promgrafika, 2003.

6. Registrovaja kniga RRR // Rossijskij rechnoj registr: http://www.rivreg.ru/services/class/suda_registr/.

7. Beschinskij A. Ja. Putevoditel po Volge. M.: Izd-vo I.N. Kushnerova i К°, 1903.

8. Slovar morskih i rechnyh terminov / Pod. red. М.А. Cher-nova. M.: Rechnoj transport, 1955.

9. Debarkader gruzopassazhirskij polutoradechnyj // Rechnaja spravochnaja knizhka korabelnogo inzhenera E.L. Smirnova: http://russrivership.ru/ships/57; ssylka na obejkt: http://russriver-ship.ru/public/files/doc899.pdf.n.

10. GelfondA.L. Arhitekturnoe proektirovanie obschestven-nyh prostranstv. Nizhnij Novgorod: NNGASU, 2013.

Typology on the Border of Elements - Architecture of

Riverside Floating Landing Stages (on the Example of

the Volga Basin). By A.L. Gelfond, O.A. Rodina

The article is dedicated to the architecture of floating landing stages. On the example of the Volga Basin the authors identified the principal phases of architectural and typological development of floating landing stages in Russia. The article also traces the functional evolution of floating landing stages from «office huts» to a modern house on water. It analyzes constructive and imaginative characteristics of pre-revolutionary, Soviet, and modern floating landing stages. The article defines the following typological features of modern floating landing stages: flexibility, multifunctionality, independence, associativity of the artistic image. The authors draw the conclusion about viability of this type of construction. The text is illustrated by the authors' photographs.

Ключевые слова: дебаркадер, пристань, понтон, судно, жилище на воде.

Key words: floating landing stage, wharf, pontoon, boat, houseboat.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.