ДРУГИЕ ВОПРОСЫ МОРСКОЙ ТЕХНИКИ
DOI: 10.24937/2542-2324-2019-4-390-231-244 УДК 502.1:551.468
Н.А. Вальдман1, С.В. Викторов2, В.Н. Илюхин3, Л.Л. Озерова1
1 ФГУП «Крыловский государственный научный центр», Санкт-Петербург, Россия
2 ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский центр экологической безопасности РАН», Санкт-Петербург, Россия
3 Некоммерческая организация «Ассоциация развития поисково-спасательной техники и технологий», Санкт-Петербург, Россия
ВЛИЯНИЕ ЗАТОНУВШИХ СУДОВ
НА ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИБРЕЖНЫХ АКВАТОРИЙ И БЕРЕГОВЫХ ЗОН РОССИИ
Объект и цель научной работы. Цель статьи состоит в обосновании системы мероприятий по преодолению устойчивой тенденции увеличения техногенной нагрузки на окружающую среду, которая характеризуется накопленным экологическим ущербом от затонувших судов различного назначения и тоннажа во внутренних водах и территориальных морях РФ. Проанализированы проблемные вопросы очистки береговой зоны и прибрежных акваторий арктических и дальневосточных морей, рек центра России и Сибири.
Материалы и методы. Комплексно рассмотрены нормативно-правовые, организационные и технические аспекты влияния затонувших судов на экологическую безопасность акваторий. Выполнен анализ ситуации для Кольского залива и Дальнего Востока, речных акваторий различных регионов России.
Основные результаты. Сформулированы новые предложения для ускорения судоподъемных работ и утилизации отечественных судов, т.к. при существующих темпах подъема работы будут завершены через многие десятки лет. Проанализирована экологическая опасность сложившейся ситуации и обоснованы исследования, необходимые для ее уточнения и контроля.
Заключение. Установлены направления деятельности, способствующей решению актуальной научно-практической технической и экологической задачи в судостроении. Практическая значимость материала заключается в сформулированных предложениях по решению проблемы очистки акваторий РФ от затонувших плавучих объектов. Предложено разработать проекты современных специализированных судов с функциями подъема и разделки на месте затонувших судов.
Ключевые слова: экологическая безопасность, утилизации судов, затопленные суда. Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.
MISCELLANEOUS
DOI: 10.24937/2542-2324-2019-4-390-231-244 UDC 502.1:551.468
N. Valdman1, S. Viktorov2, V. Ilyukhin3, L. Ozerova1
1 Krylov State Research Centre, St. Petersburg, Russia
2 St. Petersburg Environmental Safety Research Centre of Russian Academy of Sciences, St. Petersburg, Russia
3 Non-profit organization Association for development of search & rescue equipment and technologies, St. Petersburg, Russia
Для цитирования: Вальдман Н.А., Викторов С.В., Илюхин В.Н., Озерова Л.Л. Влияние затонувших судов на экологическую безопасность прибрежных акваторий и береговых зон России. Труды Крыловского государственного научного центра. 2019; 4(390): 231-244.
For citations: Valdman N., Viktorov S., Ilyukhin V., Ozerova L. Environmental impact of sunken ships upon russian coastal waters and shorelands. Transactions of the Krylov State Research Centre. 2019; 4(390): 231-244 (in Russian).
ENVIRONMENTAL IMPACT
OF SUNKEN SHIPS UPON RUSSIAN COASTAL
WATERS AND SHORELANDS
Object and purpose of research. This paper justifies the system of measures suggested to mitigate man-made environmental impact, i.e. accumulated environmental damage due to various sunken ships in Russian territorial and inland waters. It also analyses current challenges in cleansing coastal waters and shorelines in Russian Arctic and Far East, as well as in cleansing the rivers of central Russian regions and Siberia.
Materials and methods. The study gives a comprehensive review of existing regulatory, organizational and technical aspects of the impact exerted by sunken ships upon water environments, in particular those of Kola Bay and Far Eastern regions, as well as various Russian rivers.
Main results. The paper formulates new proposals on salvage & disposal acceleration of Russian ships because at current rates of these activities the work may continue for decades to come. The study analyzes environmental hazards of this situation and justifies the studies required to update and monitor it.
Conclusion. This study outlines the ways to overcome this relevant scientific, practical, technical and environmental challenge in shipbuilding, formulating the proposals on how nautical wreckage could be removed from Russian waters and pointing out the importance of developing new ships, specially designed for recovery and on-site disposal of wrecks.
Keywords: environmental safety, wreck disposal, sunken ships. Authors declare lack of the possible conflicts of interests.
Описание проблемы с учетом влияния на морскую экологию
Description of problem
and its marine-environment implications
По статистике ООН, в настоящее время на дне Мирового океана находится более 3 млн судов, потерпевших кораблекрушение в разное время. Многие из них представляют реальную угрозу для судоходства, поскольку находятся в непосредственной бли-
Таблица 1. Данные по затонувшим и брошенным судам в некоторых районах России
Table 1. Abandoned and sunken ships in certain Russian regions: fact sheet
Район РФ Количество судов
(плавсредств)
п. Амдерма, 17
Ненецкий автономный округ
Кольский залив,
Мурманская область
Канал им. Москвы» 48
Акватория р. Волги 359
Акватория р. Лена 294
Обь-Иртышский водный бассейн 368
Акватории 9 бассейнов 634
внутренних водных путей
Администрации 8 морских портов 144
зости от берегов, имеют опасные грузы и даже боеприпасы и опасны для морской экологии. У российского побережья также находится значительное количество затонувших судов и иного имущества (табл. 1) [1, 2], а с учетом данных о затонувших объектах в районах боевых действий во время Великой Отечественной войны на Черном и Балтийском морях ситуация еще больше усложняется.
Стратегией развития Арктической зоны РФ (АЗ РФ) и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г. определены основные риски и угрозы в развитии АЗ РФ, в числе которых возрастание техногенной и антропогенной нагрузки на окружающую среду с увеличением вероятности достижения ее предельных значений в некоторых прилегающих к РФ акваториях Северного Ледовитого океана, а также на отдельных территориях АЗ РФ, характеризующихся наличием особо неблагоприятных зон, потенциальных источников радиоактивного загрязнения, и, кроме того, высоким уровнем накопленного экологического ущерба.
Аспекты экологической угрозы
Aspects of environmental hazards
В реках, особенно в районах крупных городов, в пределах промышленных зон, в местах базирования водного транспорта, рыбопромыслового флота, размещения предприятий судоремонта, многие десятилетия находятся брошенные и затонувшие плавсредства, конструкции, механизмы и другие
опасные для экологии объекты. Экологическая обстановка в бассейнах рек и акваториях портов, особенно в отдельных районах, характеризуется как критическая. Различные суда, снятые с регистрового учета, расположенные у причалов, брошенные или затопленные, а также находящиеся в стадии утилизации, представляют собой экологическую опасность [3].
По словам капитана-координатора Морского спасательного подцентра Коровина А.Г.: «На судах могут находиться остатки топлива. Нефтепродукты могут быть в главном и вспомогательных двигателях затонувших судов, в грузовых устройствах, в топливных магистралях и т.д. Корпуса морских судов покрыты различными красками, в состав которых могут входить ртуть, свинец, сурьма и т.д. Это создает угрозу загрязнения акватории и причинения экологического вреда» [4].
В корпусах судов помимо различного оборудования содержится масса различных вредоносных материалов, из которых состоит внутренняя обшивка, теплоизоляционные материалы и т.д. Также не исключено попадание в воду горючих жидкостей, кислот и смазочных материалов. Чем дольше судно находится на плаву или в затопленном состоянии, тем активнее ухудшается экология акватории и прибрежного участка вокруг него. В затопленных судах отдельные металлические элементы, отсоединившиеся от корпуса естественным образом (разложение ржавого металла), отслаивающаяся краска, выделения ртути, свинца, сурьмы и т.п., которыми богаты добавки в антиобрастающие красители, не только оседают на дне, но и разносятся течением на большие расстояния [5].
Отсутствие на борту брошенных судов вахтенной службы не позволяет осуществлять постоянный контроль состояния герметичности корпуса и противопожарного состояния судна, некому пресекать доступ посторонних лиц на палубу и в помещения. А стоянка судна в зимний период без экипажа может привести к размораживанию трубопроводов забортной арматуры, что, в свою очередь, грозит поступлением воды в корпус судна и его затоплением с последующим загрязнением окружающей среды остатками нефтепродуктов. Значительное количество снега на палубах может стать причиной появления крена и возможного опрокидывания судна (рис. 1) [4].
Все это создает экологическую угрозу как для людей, так и для морских и речных гидробионтов. Помимо естественного загрязнения наблюдается опасность и другого рода. Краска на судах имеет тен-
1
1 «
I ,
.hp
W^Um é
денцию к самовозгоранию, и в силу отсутствия экипажей и систем пожаротушения корпуса полностью выгорают. Выбросы ядовитых веществ в атмосферу начинают угрожать не только прибрежным районам, но и морским и речным глубинам. Метеорологическая обстановка также может создавать достаточно серьезную опасность. В период штормов непрочно сидящие на грунте суда вполне могут самостоятельно перемещаться. Сильные шторма способны даже вынести средних размеров судно на акваторию, где оно будет представлять серьезную опасность для проходящих судов. Отсутствие отличительных огней и управления с высокой долей вероятности может привести к столкновению с другим судном. В зависимости от тяжести столкновения и характера перевозимого груза катастрофа вполне может перерасти из локальной в региональную [5].
Ситуация в регионах
Case studies
Кольский полуостров
В январе 2013 г. ФГУП «РосРАО» Госкорпорации «Росатом» был создан проектный офис «Ликвидация ядерного наследия Арктики», который в настоящее время занимается решением проблемы затопленных и затонувших объектов в Арктике. В 2016 г. ФГУП «РосРАО» в соответствии с государственным контрактом проведено комплексное обследование и инвентаризация затопленных объектов в Арктической зоне (акватория Кольского залива). Целью комплексного обследования Кольского залива являлось получение исходных данных для разработки Программы очистки акватории и бере-
Рис. 1. Опасное скопление снега на борту судна при отстое у причала [4]
Fig. 1. Hazardous accumulation of snow aboard the ship alongside the pier [4]
говой полосы Кольского залива от затопленных и затонувших объектов, негативно воздействующих на состояние морской среды [6].
Обследование объектов, расположенных в береговой полосе Кольского залива, проводилось визуально и с помощью измерительных приборов. В ходе обследования с помощью технических средств и водолазов было пройдено 4560 км. В результате обнаружено 102 объекта, из них 52 объекта находятся в береговой полосе, 50 - в акватории (рис. 2). По результатам комплексного обследования Кольского залива в 2016 г. была разработана соответствующая Программа, составлен реестр обнаруженных объектов, проведено их ранжирование с учетом размера вреда, причиненного Кольскому заливу, и навигационной опасности [6].
В феврале 2017 г. на основе собранных исходных данных [8] по объектам, расположенным в губе
Ретинская Кольского залива, завершена разработка проекта производства работ «Ликвидация свалки металлоконструкций неопознанных судов». Он был направлен в Управление Росприроднадзора по Мурманской области для проведения государственной экологической экспертизы. В апреле 2017 г. Приказом руководителя Управления Росприроднадзора по Мурманской области № 120 утверждено заключение экспертной комиссии, и с августа по октябрь 2017 г. был осуществлен подъем двух металлоконструкций в губе Ретинская, переданных ООО «Метгрупп» для утилизации лома черных металлов [6].
В декабре 2017 г. на VII Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее» руководителем группы «Ликвидация ядерного наследия Арктики» ФГУП «РосРАО» были представлены данные по обнаруженным в Кольском заливе объектам (рис. 3) [8]. В 2018 г. 12 объектов включены в Реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (Приказ Минприроды России от 30.01.2018 № 27) [6].
В ходе обсуждения проблемы подъема судов в Кольском заливе на панельной сессии «Накопленный экологический ущерб в Арктике: завтра будет поздно» в рамках очередного Арктического форума (декабрь 2018 г.) выяснено, что в 2018 г. не поднято ни одного объекта, а до 2024 г. планируется поднять 5. При существующих темпах подъема работы по подъему всех 50 затонувших судов будут завершены через 50 лет.
Дальний Восток
Одной из проблем акваторий дальневосточных морей являются сотни судов, находящихся на морском дне. В основном они находятся у побережья Японского и Охотского морей на акваториях, подлежащих федеральному контролю. Некоторые затопленные в Охотском районе суда представляют опасность для навигации. Остальные затонувшие суда находятся на акваториях Хабаровского, Нанайского, Николаевского районов и у г. Хабаровска на левом береге Амура. Все они расположены за пределами судовых ходов [8].
По информации Росприроднадзора в границах акваторий портов на Дальнем Востоке затонуло 388 судов [9]. При этом работы по их подъему и утилизации почти не ведутся. Например, только в акватории г. Магадана в бухте Нагаева Охотского моря находится около 40 затопленных судов [10]. Большая их часть не имеет собственника, или же он неизвестен. Аналогичные «захоронения» есть и в Примор-
Рис. 2. Свалка судов и затонувшее судно в Кольском заливе [7]: а) свалка судов; б) затонувшее судно
Fig. 2. Kola Bay [7]:
а) ship boneyard; b) sunken ship
Кольский залив
Северное колено
Среднее колено Южное колено
Всего обнаружено объектов (102):
9 объектов
58 объектов
35 объектов
Из них:
Акватория
9 объектов
28 объектов
13 объектов
Береговая полоса:
0 объектов
30 объектов
22 объекта
Объекты затопления
3 атомные подводные лодки
5 реакторных отсеков
1 ядерный реактор
1 контейнер с экранной сборкой атомного ледокола «Ленин»
19 судов с ТРО на борту
735 радиоактивных конструкций и блоков
17 000 контейнеров с ТРО
Источники опасности
5 реакторов с ОЯТ, 2 торпеды с СБЧ
3 реактора с ОЯТ
1 реактор с ОЯТ
1 реактор с ОЯТ
ТРО
ТРО
ТРО
Рис. 3. Общее количество обнаруженных объектов, расположенных в береговой полосе Кольского залива, объекты затопления и источники опасности в Кольском заливе [6]: ОЯТ - отработавшее ядерное топливо; СБЧ - специальные боевые части; ТРО - твердые радиоактивные отходы
Fig. 3. Total amount of objects found at Kola Bay shoreline: sunken objects and sources of hazard [6]: ОЯТ - spent nuclear fuel; СБЧ - nuclear warheads; ТРО - solid radioactive waste
ском крае. Зачастую они создают проблемы для организации якорных стоянок, погрузки и выгрузки грузов, а также снижают уровень экологической безопасности дальневосточных регионов и их привлекательность при реализации инвестпроектов.
В акватории п. Находка количество брошенных судов превышает 30 ед., из них более 70 % - рыболовные суда, большей частью браконьерские, арестованные за незаконную деятельность в российских территориальных водах или в особой экономической зоне. А в заливе Петра Великого в Приморье затоплено более 130 судов (рис. 4) [11].
Среди затопленных судов гражданского флота есть танкеры, рыболовецкие сейнеры, понтоны, баржи, паромы, пассажирские и другие суда различного водоизмещения.
За многие годы активного судоходства на дне Японского моря затонуло более тысячи судов. Бесхозные суда расположены также вблизи полуострова Камчатка, о. Сахалин, побережья Хабаровского и Приморского краев, о. Русский и о. Рейнеке,
Хабаровский край
залив Петра Великого
ч* 130 судов
(1 млн. тонн металла)
Рис. 4. Карта затонувших судов и кораблей в акваториях дальневосточных морей [11]
Fig. 4. Locations of sunken ships and vessels in Far Eastern seas [11]
Рис. 5. Карта якорных стоянок судов на рейде, караванов судов у причалов, места затонувших судов [4]
Fig. 5. Locations of harbor anchorages, moored caravans and sunken ships [4]
Рис. 6. Часть карты № 68 280 с координатами затонувших судов [4]
Fig. 6. Fragment of chart No. 68 280 with coordinates of sunken ships [4]
в бухтах Улисс, Авачинская, Южная, Крашенинникова, Сельдевая и в акватории в районе мыса Сан-никова. По экспертной оценке, только в Авачин-ской губе остается порядка 70 судов (рис. 4) [11].
Не первый год на федеральном уровне в Камчатском регионе обсуждается необходимость утилизировать затопленные суда в п. Петропавловск-Камчатский и в Авачинской губе. В целом инспекция государственного портового контроля Петропавловск-Камчатского порта отслеживает всю информацию по арестованным, стоящим в отстое и затонувшим судам (рис. 5) [4].
На акватории Авачинской губы многие годы находятся брошенные судовладельцами рыболовные траулеры, транспортные суда и корабли. Местоположение всех затонувших судов в Авачинской губе известно (рис. 6) [4]. Большая их часть (59 судов) ранее принадлежала ВМФ. Силами различных организаций за период 2011-2015 гг. из акватории Авачинской губы подняты и разделаны на металлолом 45 плавсредств и их фрагментов общим весом 29 843 т. В 2016 г. поднято 12 плавсредств и их фрагментов общим весом 8350 т, а в 2017 г. - 11 плавсредств. Работы по удалению из акватории затонувших судов и разделке их на металлолом проводят акционерные общества. Без федеральной поддержки работы по освобождению Авачинской губы от скопившегося металлолома могут занять 30-50 лет [12].
По словам начальника отдела обращения с отходами Министерства природных ресурсов Хабаровского края Е. Москвина [13], около 30 затонувших судов и кораблей, создающих опасность для судоходства и наносящих ущерб экологии, необходимо поднять со дна рек и у побережья морей в Хабаровском крае. В основном затонувшие суда находятся у побережья Японского и Охотского морей на территориях, подлежащих федеральному контролю. Большинство судов - плашкоутов, буксиров, плавучих кранов, теплоходов - затоплены в акватории морского порта Ванино. Еще 8 судов, в числе которых шхуны, рыболовные сейнеры, буксиры, находятся у портов Советская Гавань и Охотск, есть одно выброшенное штормом судно на берегу Охотского моря в 10 км от п. Охотска, а также судно в русле реки Иня [13].
Река Волга
По результатам первого этапа исследования береговой линии р. Волги специалисты Минприроды России выявили более 230 объектов негативного воздействия на окружающую среду, в том числе
199 затонувших объектов [14]. В рамках реализации национального проекта «Экология» предусмотрен подъем и утилизация судов со дна Волги. К концу 2024 г. будут подняты те затонувшие суда, которые представляют экологическую опасность. К 2021 г. планируется завершить инвентаризацию данных судов, выявить наиболее экологически опасные объекты и до 2024 г. выполнить их подъем. Наибольшую экологическую опасность представляют те суда, у которых в баках остается топливо и которые затонули рядом с пляжами [15].
Председатель Правительства РФ Д. А. Медведев в 2017 г. на совещании в Волгограде по реализации проекта «Оздоровление Волги» отметил, что «река Волга захламлена затонувшими судами». И число затонувших судов на Волге ежегодно увеличивается примерно на 10 %.
Река Лена
В Якутии зарегистрировано 296 затонувших судов, из них 98 единиц - на р. Лене (рис. 7) [16].
В феврале 2017 г. Якутская транспортная прокуратура потребовала от судовладельцев поднять три затонувших судна (согласно ст. 47.1 кодекса внутреннего водного транспорта РФ), создающих угрозу безопасности судоходства и причиняющих вред окружающей среде. На 1640-1641 км р. Лены в акватории подходного канала Якутского речного порта находится затонувшее судно «Гермес», принадлежащее судовладельцу А.В. Федорову. Администрация Ленского бассейна потребовала поднять судно, однако это не было исполнено. Аналогичные нарушения допущены ООО ПМК «Промышленная» и ООО «Строй-Лес»: принадлежащая им баржа МП-323 затонула на 2843 км реки, а МП-1052 -в районе Якутского речного порта. И таких случаев достаточно [16].
Владельцы малых судов стараются сразу поднять их из-за штрафных санкций. А владельцы крупных судов, в основном частные компании, которые занимаются перевозкой пассажиров или грузов, не выполняют свои обязанности: за затонувшее судно можно получить страховку, а поднимать его со дна реки - расходная операция. Гораздо дешевле оставить судно дальше загрязнять водоемы и создавать угрозу другим судам.
Балтийское море
Балтийское море по праву можно считать морем затонувших кораблей. По данным секретаря комиссии географии океана Русского Географического Общества (РГО) на сегодняшний день там зарегистриро-
Рис. 7. Затонувшее судно в р. Лене [16] Fig. 7. A sunken ship in the Lena river [16]
вано 26 703 таких судна, в том числе более 10 тыс. судов в российском секторе. Все они затонули в период 1128-1947 гг., и только половина охраняются государством. Как свидетельствует атлас затонувших судов Балтийского моря, который недавно составили российские ученые, в акватории Финского залива, например, находится более 5 тыс. объектов. Из них 2,5 тыс. - суда, 1,5 тыс. - самолеты, а также лодки, машины, танки, тракторы, пушки и различное мелкое снаряжение. Четверть погибших кораблей относится к русскому флоту, 19 % - к немецкому, 17 % - к английскому, 15 %% - к шведскому, 8 %% -к голландскому, 7 % - к финскому. Остальное - норвежские, датские, французские, американские, итальянские, эстонские и латвийские суда. А самая большая концентрация погибших кораблей зафиксирована в Выборгском заливе, где в июле 1790 г. произошло крупное сражение между флотами России и Швеции. Из числа 100 самых ценных кораблей на Балтике 8 находятся в наших водах [17]. Сегодня ученые называют Балтику крупнейшим в мире кладбищем кораблей. Основываясь на архивных данных, исследователи подсчитали: с XVIII века в этих водах произошло 11 тыс. кораблекрушений [18]. Изучением кораблей на дне Балтики в России занимались давно, но наиболее масштабно и целенаправленно -лишь с 2015 г. Для этого в РГО создали отдельную организацию - Центр подводных исследований с базой в г. Санкт-Петербурге [18].
В советское время, а затем в 1990-е и начале 2000-х гг. ситуацию с затопленными судами практически не отслеживали. Большое количество затонувших судов в российской акватории стало реальной угрозой как отечественному судоходству, так и экологии. По словам экс-министра природных ре-
Таблица 2. Финансирование работ по подъему затонувших плавсредств и иного имущества [19]
Table 2. Funding allocated for recovery of sunken ships and other wreck [19]
Район РФ
Финансирование, млрд руб.
Ямало-Ненецкий автономный округ
> 0,78
П. Амдерма,
Ненецкий автономный округ
- 0,91
Якутия
> 8,2
Мурманская область
0,05
сурсов РФ С.Е. Донского [19]: «В настоящее время проблема стоит довольно остро, и не только на территории Арктической зоны, но и на территории всей России. Затопленные суда мешают судоходству, создают опасность возникновения чрезвычайных экологических ситуаций. Кроме того, загрязняются акватории водных объектов, велика вероятность того, что на затонувших судах еще остались нефтепродукты, которые могут нанести существенный ущерб экологическим системам Арктики».
Полных данных о масштабе подводных свалок в России нет ни у одного ведомства. Сбор информации еще продолжается. По закону поднимать затопленные корабли должны их собственники за свой счет, но установить владельцев удается далеко не всегда. Пока в России не разработана единая федеральная программа по ликвидации подводных свалок, регионы пытаются самостоятельно оценить ситуацию и подсчитать, сколько средств понадобится на уборку. Предварительные оценки стоимости работ по подъему затонувших плавсредств и иного имущества в различных районах РФ приведены в табл. 2. На сегодняшний день бюджетные деньги выделены лишь Мурманской области в рамках пилотного проекта.
Нормативно-правовые аспекты влияния затонувших судов на экологическую безопасность акваторий
Effect of sunken ships upon marine environments: regulatory aspects
В России процедура утилизации производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.09.2010 № 620 (в редакции от 04.09.2012 г.) «Об утверждении технического регламента о без-
опасности объектов морского транспорта» (далее -Постановление) и положениями Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (в редакции от 28.12.2013 г.) «Об охране окружающей среды» (с изменениями и дополнениями от 10.01.2014 г.). 01.01.2014 г. утвержден новый ГОСТ (Р-ИСО 3000-2013), который ужесточил требования к утилизации судов.
Однако программа утилизации реализуется медленными темпами, и в целом происходит сокращение объемов работ по судоподъему, предотвращению и ликвидации последствий загрязнения и захламления водных объектов, темпы утилизации судов существенно отстают от темпов их старения и разрушения.
Это обусловлено следующими аспектами:
■ высокая стоимость утилизационных работ;
■ судовладельца невозможно заставить сдать судно на утилизацию, поскольку статья 236 ГК РФ разрешает собственнику отказаться от владения своим имуществом (т. е. бросить его);
■ судоподъемная компания должна получить разрешение на поднятие металлоконструкций, не имеющих конкретного владельца.
Выход из положения многие эксперты видят в ратификации РФ Гонконгской Международной конвенции по утилизации судов 2009 г., которая обязывает все присоединившиеся страны в обязательном порядке создать необходимые условия для утилизации судов грузовым тоннажем 500 т и более, обеспечивает введение положений по проектированию, строительству и эксплуатации судов, а также их подготовку к утилизации, безопасной для окружающей среды. Согласно этой Конвенции:
■ каждое новое судно должно вводиться в эксплуатацию сертификатом на перечень вредных материалов, который в течение всего периода эксплуатации судна будет обновляться и корректироваться;
■ ранее построенные суда должны пройти аналогичную сертификацию в течение пяти лет после того, как Конвенция войдет в силу, либо перед отправкой судна на разделку - в зависимости от того, что будет планироваться ранее;
■ судоразделочные предприятия должны проходить сертификацию по вопросам безопасности и охраны окружающей среды при разделке судов и утилизации образовавшихся материалов.
Гонконгская Конвенция не применяется к судам, работающим весь срок службы в водах, находящихся под юрисдикцией государств, флаг кото-
рого они несут. Ратификация Конвенции даст возможность внести в законодательство изменения, соответствующие процессуальным нормам.
14 апреля 2015 г. вступила в силу принятая Международной конференцией ООН в Кении в 2007 г. Найробийская Международная конвенция по удалению затонувших судов. Конвенция устанавливает перечень единых международных правил для быстрого и эффективного удаления обломков судов в исключительной экономической зоне страны до 200 морских миль. Найробийская Конвенция применяется ко всем судам, включая рыболовные суда валовой вместимостью 300 т и более. Для заходов данных судов в порты и территориальные воды других государств-участников Конвенции необходимо наличие сертификата, подтверждающего покрытие расходов судовладельцем на их утилизацию в случае затопления [20].
В настоящее время предстоит процедура присоединения РФ к Конвенции, которая должна учитывать весь спектр проблем в сфере ликвидации последствий затопления судов и не всегда успешный опыт разрешения конфликтных ситуаций.
Проект ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 г.» по Распоряжению Минтранса России от 23.01.2018 N МС-6-р (ред. от 07.12.2018) «Об утверждении Плана законопроектной деятельности Министерства транспорта РФ на 2018 г.». Указанный План в Разделе V «Законопроекты о ратификации международных договоров и соглашений» в мае 2019 г. внесен на рассмотрение в Государственную думу [21].
В настоящее время реализуется Федеральная целевая программа «Ликвидация накопленного экологического ущерба на 2014-2025 гг.» (далее - Программа), разработанная Министерством природных ресурсов и экологии РФ в соответствии с поручением Правительства РФ от 3 октября 2012 г. № ДМ-П9-5838, во исполнение поручения Президента РФ от 21 сентября 2012 г. № Пр-2516. Однако мероприятия по очистке акваторий от затопленных водных объектов, т.е. по их подъему и утилизации, в Программе отсутствуют, а объемы финансирования не определены. Поэтому необходимо Постановление Правительства РФ, определяющее порядок действий уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в случае поступления в казну РФ конфискованных судов (по аналогии с Положением об учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность госу-
дарства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.05.2003 г. № 311).
Кроме того, нужно принять решение о разработке нормативного акта по приватизации на аукционах конфискованных судов или образовавшегося от их утилизации металлолома в упрощенном порядке, т.е. без включения в ежегодный план приватизации (аналогично процедуре постановления Правительства РФ от 29.05.2003 г. № 311).
Требуются также нормативные акты для осуществления межведомственного взаимодействия, в первую очередь с Министерством обороны. На территории военно-морских баз введен доступ специального уровня допуска к государственной тайне, в связи с чем организации, занимающиеся подъемом затонувших судов, просто не могут попасть к месту проведения работ. Также часть судов принадлежит Министерству обороны РФ, и их подъем требует специальных дополнительных согласований.
Организационные аспекты очистки акваторий и утилизации затонувших судов
Cleansing of water areas and salvage disposal: organizational aspects
В СССР подъемом судов различного назначения занималась Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН), созданная приказом ОГПУ № 528 17 декабря 1923 г. В 1941 г. ЭПРОН был передан ВМФ СССР и в 1942 г. преобразован в аварийно-спасательную службу ВМФ (с 1979 г. поисково-спасательная служба ВМФ), после чего ЭПРОН как самостоятельная организация перестала существовать. На основании Распоряжения Совета Министров СССР от 23 августа 1956 г. № 5128-р выполнение судоподъемных и подводно-технических работ для всех гражданских ведомств было передано новой службе в рамках Министерства морского флота СССР. В настоящее время Морская спасательная служба (ФГБУ «Морспас-служба») входит в состав Федерального агентства морского и речного транспорта Министерства транспорта РФ.
«Морспасслужба» занимается следующими судоподъемными работами:
■ водолазное обследование акватории и объекта;
■ консультации и помощь в выборе метода и технических средств для выполнения работ;
■ разработка проекта по подъему объекта;
■ обеспечение всеми техническими приспособлениями и механизмами;
■ выполнение всего комплекса работ по подъему
объекта;
■ транспортировка объекта к месту назначения
либо разделка корпуса затонувшего судна.
В «Крыловском государственном научном центре» ведутся разработки в области утилизации и вывоза объектов накопленного вреда окружающей среде применительно к условиям в Арктике [22].
Вопрос об очистке акваторий от затонувших плавучих объектов и их последующей утилизации неоднократно поднимался заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, рассматривался в 2005 г. Морской коллегией при Правительстве РФ, но так и не был решен. Еще в 2006 г. Минтрансом России предлагалось предусмотреть бюджетное финансирование в 2007-2010 гг. на разработку и реализацию федеральной целевой программы подъема и утилизации затонувших кораблей, судов и иных объектов во внутренних водах и территориальном море РФ, однако соответствующее решение принято не было.
Ряд специалистов акцентируют внимание на «критической» экологической ситуации и призывают к «немедленной» очистке акваторий. С другой стороны, высказывается мнение о возможной преувеличенной оценке степени вреда, причиненного этими судами окружающей морской (речной) и береговой зоне. В пользу умеренного и взвешенного подхода к решению проблемы говорит тот факт, что в мире известно много затопленных судов, в отношении которых нет намерений немедленного подъема и утилизации.
До сих пор нигде не проводились длительные (в течение десятков лет) экспериментальные натурные исследования долгосрочного воздействия затонувших судов на экологическое состояние акваторий. Такие системные исследования должны были бы включать сравнительные наблюдения воздействия на морскую и речную биоту однотипных затонувших судов в водах с разной соленостью, разным температурным режимом, разным содержанием кислорода и учитывать режим течений. При соответствующей организации работ такие масштабные исследования возможно осуществить в рамках международного научного проекта, и они могли бы пройти в нашей стране с учетом наличия обширной номенклатуры объектов для изучения.
В 2017 г. Научно-экспертный Совет Морской коллегии при Правительстве РФ рекомендовал принять комплексную Программу по усилению мер, направленных на решение проблемы утилиза-
ции затонувших судов. В ходе работы над проектом Программы целесообразно рассмотреть:
■ введение в проектную документацию на новые суда раздела «Технология утилизации судна». Очевидно, что никто не сможет предложить подобную технологию лучше авторов проекта этого судна. Такой раздел проектной документации поможет избежать возможных ошибок при разделке судна;
■ включение стоимости будущей утилизации в стоимость нового судна. Это предложение более дискуссионное, поскольку экономическая ситуация за период эксплуатации работы судна может существенно измениться;
■ проведение ревизии производственных мощностей и загрузки существующих в стране верфей с целью определения возможности выполнения ими утилизации затопленных (заброшенных) судов в приемлемые сроки;
■ разработку проекта мобильного (самоходного или буксируемого) судна, оснащенного оборудованием для разделки на месте заброшенных (полупогруженных) судов;
■ разработку типового проекта (линейки проектов) мобильного (самоходного или буксируемого) судна, оснащенного оборудованием для подъема затонувших судов двух-трех наиболее массовых проектов.
Для подготовки и реализации указанной совокупности взаимосвязанных мероприятий Комплексной программы по утилизации морских и речных судов представляется целесообразным создание координационного центра утилизации судов гражданского и военного флотов, учитывая межведомственный характер указанных проблем и отсутствие в стране органа, способного осуществить координацию действий при их решении. Именно отсутствие такого органа в свое время не позволило выполнить распоряжение Совета Министров СССР от 29 декабря 1988 г. № 2614р, которым предписывалось всем министерствам и ведомствам очистить в 1989-1990 гг. морское побережье от списанных и брошенных судов. На данный центр могут быть возложены также следующие функции:
■ ведение реестра выведенных из эксплуатации, брошенных, затопленных морских, речных судов и других плавсредств РФ;
■ координация мероприятий по подъему затонувших морских, речных и других плавсредств, их безопасной транспортировке и утилизации;
■ разработка перспективных программ и планов подъема и утилизации затонувших объектов, координации и контроля их исполнения;
■ сертификация предприятий на осуществление утилизации судов на требования, установленные Национальным Стандартом РФ ГОСТ Р ИСО 30000-2013, по безопасной и экологически рациональной утилизации судов (ЕС провела сертификацию компаний, претендующих на проведение работ по утилизации европейских судов, включив их в список European List) [8];
■ организация взаимодействия с судоподъемными компаниями, в том числе с Государственной Морской спасательной службой Росморречфло-та и ФБУ «Подводречстрой»;
■ координация работ по созданию современных технических средств судоподъема и судо-разделки.
Технические аспекты очистки акваторий и утилизации затонувших судов
Cleansing of water areas and salvage disposal: technical aspects
Отечественный и мировой опыт показывают, что наиболее эффективными средствами для решения задач судоподъема являются плавкраны большой грузоподъемности. В настоящее время Россия не обладает универсальными средствами подъема всех типов затопленных и затонувших объектов. Но наличие мощных плавкранов грузоподъемностью 1200-1500 тс в Северном регионе создаст предпосылку для успешного решения экологических проблем в Арктике. Решение только одной этой задачи делает постройку плавкранов оправданной.
Частично затраты на строительство и эксплуатацию плавкранов могут быть компенсированы за счет продажи поднятого металла и их последующего коммерческого использования. Несомненно то, что появление в приморских регионах мощных современных плавкранов стимулирует их развитие. Станут развиваться логистические системы, появятся дополнительные рабочие места. Будут востребованы кадровый, образовательный, производственный, технологический потенциалы, получат развитие логистические системы для выполнения работ судостроительного и машиностроительного профиля. Постройка современных технических средств судоподъема на отечественных судостроительных предприятиях благотворно отразится на развитии судостроительной отрасли.
Заключение
Conclusion
Можно сделать следующие выводы:
■ в настоящее время проблема влияния затонувших во внутренних водах и территориальных морях РФ судов гражданского флота на экологию стоит довольно остро, причем на территории не только Арктической зоны, но и всей России. Затопленные суда мешают судоходству, создают опасность возникновения чрезвычайных экологических ситуаций;
■ для безопасной и экологически рациональной утилизации судов необходимо выполнение Гонконгской и Найробийской Международных конвенций;
■ существуют разноречивые данные о количестве затонувших судов в разных районах и акваториях РФ. Полных данных о масштабах массовых скоплений (проще говоря, свалок) затонувших судов, в том числе по стране в целом, нет ни у одного ведомства. Без разработки «Реестра затонувших объектов», содержащего точные, подтвержденные, регулярно обновляемые данные о количестве и физическом состоянии затонувших судов, невозможно определить объемы и сроки выполнения судоподъемных работ, организацию и порядок их материально-технического обеспечения и стоимости. Комплексный характер рассматриваемой проблемы, наличие многих факторов, влияющих на ее эффективное решение, приводят к необходимости реализации на государственном уровне программы первоочередных мероприятий по очистке акватории портов и рек.
Проблему очистки акваторий РФ от затонувших плавучих объектов с их последующей утилизацией следует решать комплексно по четырем основным направлениям:
■ разработка «Реестра затонувших водных объектов на акваториях РФ»;
■ разработка нормативно-правовой базы, определяющей комплекс правовых и организационно-технических мероприятий при подъеме затонувших объектов и их утилизации;
■ создание современных технических средств судоподъема, т.к. в настоящее время судоподъемные работы проводятся редко, а большинство технических средств, применяемых на судоподъемных работах, было создано свыше 30 лет назад - большая их часть морально и физически устарела;
■ создание баз и технических средств утилизации поднятых объектов, транспортировки разделанных судовых металлоконструкций к местам переплавки.
Библиографический список
1. Скаридов А. С. Российское законодательство о подъеме затонувшего имущества // Вопросы российского и международного права. 2017. Т. 7. № 9А. С. 183-198.
2. Шадрина Т. Не проплыть мимо [электрон. ресурс] / Сайт «Российская газета». Федеральный выпуск № 196(7659). URL: https://rg.ru/2018/09/04/ rosmorrechflot-ukazal-kak-reshit-problemu-utilizacii-sudov.html (дата обращения: 17.06.2019).
3. Илюхин В.Н., Клячко Л.М., Рабинович Ю.И. Утилизация морских и речных судов [электрон. ресурс] / Сайт «Морская политика России». 2017. № 23. C. 66-69.
4. Коровин А.Г. Проблемы утилизации затонувших плавсредств в Авачинской губе [электрон. ресурс] / Сайт «Морские вести России». 2018. № 4. URL: http://www.morvesti.ru/tems/detail.php?ID=71722 (дата обращения: 17.06.2019).
5. Илюхин В.Н., Клячко Л.М., Рабинович Ю.И. Системный подход к очистке внутренних акваторий России // Судостроение. 2017. № 6. С. 42-47.
6. Затонувшие суда, ядерное топливо и другие проблемы Мурманского побережья [электрон. ресурс] / Сайт «Комплексная утилизация АПЛ». URL: http://nuclear-submarine-decommissioning.ru/ node/1026/ (дата обращения: 17.06.2019).
7. Киреева А. Кольский залив избавляется от свалок судов? [электрон. ресурс] / Сайт Bellona. URL: https://bellona.ru/2016/11/10/kolskij-zaliv-izbavlyaetsya-ot-svalok-sudov/ (дата обращения: 17.06.2019).
8. Сабитов А. В Хабаровском крае обнаружили около 30 затонувших судов, которые необходимо поднять [электрон. ресурс] / Сайт «ТАСС». URL: https://tass.ru/ v-strane/5105809 (дата обращения: 17.06.2019).
9. Белов П. Для подъема затопленных судов нужна госпрограмма [электрон. ресурс] / Сайт «РЖД-Партнер». URL: https://www.rzd-partner.ru/logistics/ news/dlya-podema-zatoplennykh-sudov-nuzhna-gosprogramma/ (дата обращения: 17.06.2019).
10. Носов С. Суд обязал Росимущество утилизировать затонувшее судно, угрожающее экологии Магадана [электрон. ресурс] / Сайт «Интерфакс». URL: https://www.interfax.ru/russia/631977 (дата обращения: 17.06.2019).
11. Потоцкий А. В правительстве придумали, что делать с кладбищами погибших кораблей [электрон. ресурс] / Сайт Life. URL: https://life.ru/t/%D0%B1%D0%B8%
D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81/1114975/v_pravit ielstvie_pridumali_chto_dielat_s_kladbishchami_poghib shikh_korabliei (дата обращения: 17.06.2019).
12. Бухта погибших кораблей [электрон. ресурс] / Сайт Kamlife. URL: https://камлайф.рф/%D0%B1% D1%83%D1%85%D1%82%D0%B0-%D0%BF%D0% BE%D0%B3%D0%B8%D0%B1%D1%88%D0%B8%D 1%85-%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0% B1%D0%BB%D0%B5%D0%B9/ (дата обращения: 17.06.2019).
13. Около 30 затонувших кораблей обнаружены в Хабаровском крае [электрон. ресурс] / Сайт Dvhab. URL: https://www.dvnovosti.ru/khab/2018/04/10/81365 (дата обращения: 17.06.2019).
14. Минприроды России выявлено 199 затонувших объектов на реке Волга [электрон. ресурс] / Сайт PortNews. URL: http://portnews.ru/news/267185/ (дата обращения: 17.06.2019).
15. Затонувшие корабли, представляющие экологическую опасность, будут подняты со дна Волги [электрон. ресурс] / Сайт «Вода России». URL: https://voda.org.ru/news/main/zatonuvshie-korabli-predstavlyayushchie-ekologicheskuyu-opasnost-budut-podnyaty-so-dna-volgi/ (дата обращения: 17.06.2019).
16. День реки Лены: кто должен утилизировать 296 заброшенных судов? [электрон. ресурс] / Сайт «Якутия.инфо». URL: http://yakutia.info/article/184672 (дата обращения: 17.06.2019).
17. Ингилевич А. Затонувшие сокровища Балтики [электрон. ресурс] / Сайт «Росбалт». URL: http://www.rosbalt.ru/piter/2014/11/16/1337432.html/ (дата обращения: 17.06.2019).
18. Подводные археологи предпочитают «Балтику» [электрон. ресурс] / Сайт «Рамблер». URL: https://news.rambler.ru/other/40953026-podvodnye-arheologi-predpochitayut-baltiku/ (дата обращения: 17.06.2019).
19. Донской С.Е. Угроза из-под воды: как российские порты решают проблему затонувших судов [электрон. ресурс] / Сайт «ТАСС». URL: https://tass.ru/obschestvo/4381284 (дата обращения: 17.06.2019).
20. Сертификаты по Найробийской Конвенции [электрон. ресурс] / Сайт «АМТ страхование». URL: https://www.amt-insurance.com/articles/ sertifikaty-po-nayrobiyskoy-konventsii/ (дата обращения: 17.06.2019).
21. Распоряжение Минтранса России от 23.01.2018 N МС-6-р (ред. от 07.12.2018) «Об утверждении Плана законопроектной деятельности Министерства транспорта Российской Федерации на 2018 год» [электрон. ресурс] / Сайт «Кодификация РФ. Действую-
щее законодательство Российской Федерации». URL: https: //rulaws.ru/acts/Raspory azhenie-Mintransa-Rossii-ot-23.01.2018-N-MS-6-r/ (дата обращения: 17.06.2019).
22. Струев В.П., Малышев С.П. Проблемы обеспечения экологической безопасности арктических акватории, островов и прибрежных территорий // Наука и безопасность. 2015. № 2(15). С. 63-74.
References
1. A. Skaridov. Russian legislation on salvage of sunken objects // Voprosy rossiyskogo i mezhdunarodnogo prava (Matters of Russian and international law). 2017. Vol. 7. No. 9A. P. 183-198 (in Russian).
2. T. Shadrina. Do not sail by! // Rossiyskaya Gazeta, Federal Issue No. 196(7659). URL: https://rg.ru/2018/09/04/ rosmorrechflot-ukazal-kak-reshit-problemu-utilizacii-sudov.html (accessed on 17.06.2019, in Russian).
3. V. Ilyukhin, L. Klyachko, Yu. Rabinovich. Disposal of sea-going and inland-navigation ships // Web-site Morskaya politika Rossii (Marine policy of Russia/ 2017. No. 23, P. 66-69 (in Russian).
4. A. Korovin. Challenges in disposal of shipwrecks in the Avacha Bay // Morskie vesti Rossii (Russian Maritime News). 2018. No. 4. URL: http://www.morvesti.ru/ tems/detail.php?ID=71722 (accessed on 17.06.2019, in Russian).
5. V. Ilyukhin, L. Klyachko, Yu. Rabinovich. System approach to cleansing of Russian inland waters // Sudostroenie (Shipbuilding). 2017. No. 6. P. 42-47 (in Russian).
6. Sunken ships, nuclear fuel and other troubles of Murmansk coast / Web-site Nuclear Submarine Decommissioning. URL: http://nuclear-submarine-decommissioning.ru/node/1026/ (accessed on 17.06.2019, in Russian).
7. A. Kireeva. No more ship boneyards in Kola Bay? / Bellona web-site. URL: https://bellona.ru/2016/11/10/ kolskij-zaliv-izbavlyaetsya-ot-svalok-sudov/ (accessed on 17.06.2019, in Russian).
8. A. Sabitov. About 30 more sunken ships to salvage found in Khabarovsk Kray / Web-site of TASS news agency. URL: https://tass.ru/v-strane/5105809 (accessed on 17.06.2019, in Russian).
9. P. Belov. Recovery of sunken ship will require state program / Web site of RZD-Partner magazine. URL: https://www.rzd-partner.ru/logistics/news/dlya-podema-zatoplennykh-sudov-nuzhna-gosprogramma/ (accessed on 17.06.2019, in Russian).
10. S. Nosov. Court obliges Federal Agency for State Property Managed to dispose sunken ship threatening Magadan environment / Web-site of Interfax news agency.
URL: https://www.interfax.ru/russia/631977 (accessed on 17.06.2019, in Russian).
11. A. Pototsky. Government now knows what to do with ship boneyards / Life web-site. URL: https://life.ru/ t/%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D 1%81/1114975/v_pravitielstvie_pridumali_chto_dielat_s _kladbishchami_poghibshikh_korabliei (accessed on 17.06.2019, in Russian)
12. Bay of sunken ships // Web-site Kamlife. URL: https://KaM^an$.p$/%D0%B1%D1%83%D1%85%D1% 82%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D0%B8% D0%B1%D1%88%D0%B8%D1%85-%D0%BA%D0% BE%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B5% D0%B9/ (accessed on 17.06.2019, in Russian).
13. About 30 more sunken ships found in Khabarovsk Kray / Web-site Dvhab. URL: https://www.dvnovosti.ru/ khab/2018/04/10/81365 (accessed on 17.06.2019, in Russian).
14. Russian Ministry of Natural Resources and Environment finds 199 sunken objects in the Volga River / Web site PortNews. URL: http://portnews.ru/news/267185/ (accessed on 17.06.2019, in Russian).
15. Environmentally hazardous sunken ships to be recovered from the Volga River / Voda Rossii (Water of Russia) news portal. URL: https://voda.org.ru/news/main/ zatonuvshie-korabli-predstavlyayushchie-ekologicheskuyu-opasnost-budut-podnyaty-so-dna-volgi/ (accessed on 17.06.2019, in Russian).
16. The day of the Lena River: who must dispose 296 abandoned ships? / Yakutia-Info web-site. URL: http://yakutia.info/article/184672 (accessed on 17.06.2019, in Russian).
17. A. Ingilevich. Sunken treasures of the Baltic / Web site of Rosbalt news agency. URL: http://www.rosbalt.ru/ piter/2014/11/16/1337432.html/ (accessed on 17.06.2019, in Russian).
18. Underwater archaeologists prefer the Baltic // Rambler web site. URL: https://news.rambler.ru/other/40953026-podvodnye-arheologi-predpochitayut-baltiku/ (accessed on 17.06.2019, in Russian).
19. S. Donskoy. Threat from underwater: how Russian ports deal with sunken ship hazards / Web site of TASS news agency. URL: https://tass.ru/obschestvo/4381284 (accessed on 17.06.2019, in Russian).
20. Certificates on Nairobi Convention / AMT Insurance web site. URL: https://www.amt-insurance.com/ articles/sertifikaty-po-nayrobiyskoy-konventsii/ (accessed on 17.06.2019, in Russian).
21. Directive of Russian Ministry of Transport No. MS-6-r dt. 23.01.2018 (revised on 07.12.2018) On approval of Russian Ministry of Transport Lawmaking Plan for the year 2018 / Web portal of standing Russian laws Kodifikatsiya RF.
Deistvuyushee zakonodatelstvo. URL: https://rulaws.ru/ acts/Rasporyazhenie-Mintransa-Rossii-ot-23.01.2018-N-MS-6-r/ (accessed on 17.06.2019, in Russian).
22. V. Struev, S. Malyshev. Ensuring environmental safety of Arctic waters, islands and shorelands // Science and Safety. 2015. No. 2(15). P. 63-74 (in Russian).
Сведения об авторах
Вальдман Николай Александрович, к.т.н., начальник сектора ФГУП «Крыловский государственный научный центр». Адрес: 196158, Россия, Санкт-Петербург, Московское шоссе, 44. Тел.: +7 (812) 415-45-58. E-mail: [email protected].
Викторов Сергей Васильевич, д.г.н., старший научный сотрудник ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский центр экологической безопасности РАН». Адрес: 197110, Россия, Санкт-Петербург, Корпусная ул., 18. Тел.: +7 (911) 748-86-39. E-mail: [email protected].
Илюхин Виктор Николаевич, д.т.н., профессор, председатель НКО «Ассоциация развития поисково-спасательной техники и технологий». Адрес: 199155, Россия, Санкт-Петербург, Железноводская ул., 18 лит. А. Тел.: +7 (911) 927-85-01. E-mail: [email protected].
Озерова Людмила Леонидовна, инженер 1 категории ФГУП «Крыловский государственный научный центр». Адрес: 196158, Россия, Санкт-Петербург, Московское шоссе, 44. Тел.: +7 (812) 415-45-58. E-mail: [email protected].
About the authors
Nikolay A. Valdman, Cand. Sci. (Eng.), Head of Sector, Krylov State Research Centre. Address: Moskovskoe shosse 44, St. Petersburg, 196158, Russia. Tel.: +7 (812) 415-45-58. E-mail: [email protected].
Sergey V. Viktorov, Dr. Sci. (Geogr.), Senior Researcher, St. Petersburg Environmental Safety Research Centre of Russian Academy of Sciences. Address: 18, Korpus-naya st., St. Petersburg, Russia, post code 197110. Tel.: +7 (911) 748-86-39. E-mail: [email protected]. Viktor N. Ilyukhin, Dr. Sci. (Eng.), Prof., Chairman, St. Petersburg Environmental Safety Research Centre of Russian Academy of Sciences. Address: 18, Korpusnaya st., St. Petersburg, Russia, post code 197110. Tel.: +7 (911) 927-85-01. E-mail: [email protected].
Lyudmila L. Ozerova, 1st Category Engineer, Krylov State Research Centre. Address: 44, Moskovskoye sh., St. Petersburg, Russia, post code 196158. Tel.: +7 (812) 415-45-58. E-mail: [email protected].
Поступила / Received: 29.07.19 Принята в печать / Accepted: 20.11.19 © Коллектив авторов, 2019