Научная статья на тему 'Морские спасатели Дальневосточного пароходства: аварийно-спасательная подготовка и учения (1957-1993 гг. )'

Морские спасатели Дальневосточного пароходства: аварийно-спасательная подготовка и учения (1957-1993 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
572
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ МОРСКОЕ ПАРОХОДСТВО / МОРСКИЕ СПАСАТЕЛИ / АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / УЧЕНИЯ / FAR EASTERN SHIPPING COMPANY / MARINE RESCUERS / EMERGENCY RESCUE TRAINING / EXERCISES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Усов Алексей Вячеславович

В статье рассмотрены особенности планирования и проведения аварийно-спасательной подготовки и учений специалистами Экспедиционного отряда аварийно-спасательных, судоподъемных и подводно-технических работ Дальневосточного морского пароходства (ЭО АСПТР ДВМП) в период со второй половины 1950-х гг. по 1993 гг. Основной целью подготовки являлось повышение готовности Отряда к проведению операций по поиску и спасанию судов и их экипажей, терпящих бедствие на море, и оказание им необходимой помощи в экстремальных условиях. Автор приходит к выводу, что, несмотря на недостаток материально-технического оснащения, морские спасатели Дальневосточного пароходства систематически повышали свой уровень аварийно-спасательной подготовки, принимали участие в учениях различных уровней и видов с привлечением взаимодействующих организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Усов Алексей Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sea rescuers of the Far Eastern Shipping Company: emergency rescue training and exercises, 1957-1993

The article deals with the history of planning and conducting emergency rescue training and exercises by the specialists of the Expeditionary Rescue Team of the Far Eastern Shipping Company in the late 1950s 1993. The main purpose of the exercises was to increase the readiness of the Team to conduct search and rescue operations for distressed ships and crews and to provide them with the necessary assistance in extreme conditions. The author concludes that, despite the lack of material and technical equipment, the marine rescuers of the Far Eastern Shipping Company systematically raised their level of emergency rescue skills, taking part in exercises of various levels and types in cooperation with other organizations and institutions.

Текст научной работы на тему «Морские спасатели Дальневосточного пароходства: аварийно-спасательная подготовка и учения (1957-1993 гг. )»

УДК: 93: 627.772 (571.6)"1957/1993"

DOI dx.doi.org/10.24866/1997-2857/2018-1/89-96

A.B. Усов*

морские спасатели дальневосточного пароходства: аварийно-спасательная подготовка и учения (1957-1993 гг.)

В статье рассмотрены особенности планирования и проведения аварийно-спасательной подготовки и учений специалистами Экспедиционного отряда аварийно-спасательных, судоподъемных и подводно-технических работ Дальневосточного морского пароходства (ЭО АСПТР ДВМП) в период со второй половины 1950-х гг. по 1993 гг. Основной целью подготовки являлось повышение готовности Отряда к проведению операций по поиску и спасанию судов и их экипажей, терпящих бедствие на море, и оказание им необходимой помощи в экстремальных условиях. Автор приходит к выводу, что, несмотря на недостаток материально-технического оснащения, морские спасатели Дальневосточного пароходства систематически повышали свой уровень аварийно-спасательной подготовки, принимали участие в учениях различных уровней и видов с привлечением взаимодействующих организаций.

Ключевые слова: Дальневосточное морское пароходство, морские спасатели, аварийно-спасательная подготовка, учения

Sea rescuers of the Far Eastern Shipping Company: emergency rescue training and exercises, 1957-1993. ALEKSEY V. USOV (Vladivostok Branch of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs)

The article deals with the history of planning and conducting emergency rescue training and exercises by the specialists of the Expeditionary Rescue Team of the Far Eastern Shipping Company in the late 1950s - 1993. The main purpose of the exercises was to increase the readiness of the Team to conduct search and rescue operations for distressed ships and crews and to provide them with the necessary assistance in extreme conditions. The author concludes that, despite the lack of material and technical equipment, the marine rescuers of the Far Eastern Shipping Company systematically raised their level of emergency rescue skills, taking part in exercises of various levels and types in cooperation with other organizations and institutions.

Keywords: Far Eastern Shipping Company, marine rescuers, emergency rescue training, exercises

В 2017 г. исполнилось ровно 60 лет с момента разделения на Дальневосточном бассейне военно-морского и гражданского направлений в отрасли спасания на море [1, с. 128]. Именно

в 1957 г. Дальневосточное объединенное морское пароходство, следуя общегосударственному вектору [2, с. 291] (Государственный архив Приморского края, далее - ГАПК. Ф. 46. Оп.

* УСОВ Алексей Вячеславович, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры государственно-правовых и гражданско-правовых дисциплин Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России. E-mail: [email protected] © Усов А.В., 2018

81. Д. 131. Л. 300-305об.) по созданию на морских бассейнах страны гражданских спасательных формирований, пополнило свою структуру вновь созданной «Службой пути, судоподъемных и подводно-технических работ», согласно приказу начальника от 10 июля 1957 г. № 1156 (ГАПК. Ф. 46. Оп. 77. Д. 501. Л. 75-78).

С первого апреля 1958 г. отделы судоподъемных и подводно-технических работ были выделены из состава управлений морских путей в непосредственное подчинение морских паро-ходств, согласно приказу Министерства морского флота от 07 марта 1958 г. № 66. В Балтийском, Черноморском, Каспийском, Северном и Дальневосточном пароходствах были созданы Службы судоподъемных, подводно-техниче-ских и аварийно-спасательных работ (СПТС) (ГАПК. Ф. 46. Оп. 81. Д. 153. Л. 140-142). Служба СПТС Дальневосточного пароходства (переставшего быть объединенным в соответствии с приказом Министра морского флота № 356 от 14 декабря 1957 г.) состояла из Отряда во Владивостоке и групп в Ванино, Корсакове, Магадане, Петропавловске-на-Камчатке, Проведении (ГАПК. Ф. 46. Оп. 81. Д. 153. Л. 140-142).

Позднее, с 1 июля 1959 г. Министерство морского флота СССР на основе подлежащей к ликвидации службы СПТС приказало создать Экспедиционный отряд аварийно-спасательных, судоподъемных и подводно-технических работ (ЭО АСПТР) Дальневосточного морского пароходства (ДВМП) в соответствии с приказом от 30 мая 1959 г. № 152, возложив на него обязанности по выполнению аварийно-спасательных работ и ответственность за спасение человеческих жизней на море (Текущий архив Приморского филиала ФБУ «Морспасслужба Росмор-речфлота», далее - ТА ПФ МСС. Документы. Приказы, 1950-е - 1990-е гг.). В мае 1960 г. была создана Находкинская группа - наиболее крупная из периферийных (ГАПК. Ф. 46. Оп. 77. Д. 1095. Л. 124). Через год, в мае 1961 г., была организована и приступила к работе группа АСПТР в порту Певек (ГАПК. Ф. 46. Оп. 77. Д. 1223. Л. 91).

Исходя из поставленных задач, ЭО АСПТР ДВМП выполнял функции аварийно-спасательной службы Министерства морского флота (ММФ) в Японском море до параллели 45° северной широты, в Беринговом море от мыса Олюторского до мыса Дежнева и далее в Восточном секторе Арктики до меридиана 140° восточной долготы, а также функции подразделения по борьбе с ликвидацией разливов неф-

ти (ЛРН) в зоне ответственности ДВМП. Иные участки в водах СССР перекрывались Отрядами, созданными в Балтийском, Черноморском, Каспийском, Северном, Мурманском, Сахалинском, Камчатском, Дунайском пароходствах.

Настоящее исследование охватывает период со времени зарождения и создания предприятия (вторая половина 1950-х гг.) до его выхода из состава Дальневосточного морского пароходства (1993 г.) в связи с государственным запретом на акционирование спасательного флота в постсоветской России. Иными словами, верхняя временная граница исследования обоснована преобразованием ЭО АСПТР ДВМП в Дальневосточное аварийно-спасательное специализированное бассейновое управление (ДВ БАСУ)1 Государственной морской аварийно-спасательной службы при Департаменте морского транспорта Минтранса РФ (Госмор-спасслужба) [5]. Накопленный за 60 лет исторический опыт может быть весьма актуален и востребован при корректировке современной национальной политики в деле спасания на море и экологической охраны вод. Исходя из этого цель настоящего исследования заключается в том, чтобы проанализировать особенности проведения аварийно-спасательной подготовки и учений специалистами ЭО АСПТР в указанный период.

С начала своей деятельности морские спасатели Дальневосточного пароходства активно и зачастую успешно выполняли аварийно-спасательные операции по оказанию помощи судам и людям, терпящим бедствие на море. Помимо этого, во исполнение функциональных обязанностей, возложенных на них приказом Министра морского флота № 145 от 17 августа 1965 г. (в соответствии с производственными программами ДВМП), производили операции по предотвращению и ликвидации разливов нефтепродуктов в море, организовывали подъем на поверхность затонувших судов и кораблей, а также осуществляли океанские буксировки и копровые работы. Специалисты Отряда также занимались подводным судоремонтом, очисткой от обрастания подводной части корпусов судов на плаву, шлифовкой и полировкой винтов, а также освидетельствованием с помощью телевизионной аппаратуры. На ЭО АСПТР ДВМП

1 Правопреемники ЭО АСПТР/ДВ БАСУ в настоящее время (после реорганизации 2014 г.) имеют наименование Приморский филиал Федерального бюджетного учреждения «Морская спасательная служба Росморречфлота».

было возложено водолазное обеспечение ледоколов, работающих в Восточном секторе Арктики, и дизельэлектроходов, направлявшихся в Антарктиду (ТА ПФ МСС. Документы. Пояснительные записки к работе Отряда) (Рис. 1). Все эти работы выполнялись в установленные сроки, квалифицированно и зачастую без замечаний. Успешная деятельность ЭО АСПТР ДВМП была бы невозможна без надлежаще подготовленных кадров. Одним из важнейших элементов подготовки специалистов к фактическим операциям выступает аварийно-спасательная подготовка.

Рис. 1. Старший водолазный специалист

Иван Иванович Пелепей (с 1966 г. по настоящее время трудится

в Приморском филиале МСС) в тяжелом трехболтовом снаряжении

(вт. пол. 1960-х гг.). Фото из личного архива И.И. Пелепея

Планирование и выполнение задач аварийно-спасательной подготовки

Анализ архивных документов позволяет сделать вывод, что во второй половине 1950-х -1960-х гг. аварийно-спасательная подготовка и учения не были выделены в отдельное направление деятельности морских спасателей Дальневосточного пароходства (ГАПК. Ф. 46. Оп. 77. Д. 233. Л. 1-39; Д. 1095. Л. 118-131; Д. 1152. Л. 53-80; Д. 1177. Л. 58-77; Д. 1209. Л. 1-78; Д. 1223. Л. 85-99; Д. 1246. Л. 51-118; Д. 1292. Л. 1-100). Однако еженедельно проводились совещания инженерно-технических работников Отряда, на которых рассматривались и обсуждались различные вопросы производства. Было организовано постояннодействующее производственное совещание. Его работа была направлена на увеличение эффективности использования трудовых и материальных ресурсов,

повышение технических знаний. Специалисты Отряда обучались как с отрывом от производства в различных учебных заведениях, так и без такового, повышали квалификацию.

В отложившихся архивных документах с 1970-х гг. устойчиво прослеживается тенденция к ежегодному планированию учений. Морские спасатели Дальневосточного пароходства стали уделять значительное внимание вопросам подготовки к проведению реальных (фактических) спасательных и подводно-тех-нических операций. Дальневосточное морское пароходство в рамках борьбы с загрязнением окружающей среды начинает ежегодно планировать и проводить комплексные учения с использованием технических средств порта Владивосток, ЭО АСПТР, рыбного порта, судоремонтных заводов, Дальневосточного научного центра и других ведомств. На учения приглашались представители Камчатского, Сахалинского пароходств и портов бассейна. Данные мероприятия позволили приобрести навыки и опыт по сбору нефтепродуктов при их разливах [2, с. 368].

Аварийно-спасательная подготовка в Отряде АСПТР Дальневосточного пароходства начитает проводиться согласно годовому плану, утвержденному вышестоящей организацией (в зависимости от исторического периода развития, например, Всесоюзным обществом «Мореплавание») и составленному в соответствии с указаниями «Курса аварийно-спасательной подготовки судов и групп ЭО АСПТР (КАСП-77)» [3].

Обучение экипажей судов, морских буксиров и групп АСПТР проводилась не только на базе КАСП-77, но и на основании других действовавших наставлений и положений ММФ и Дальневосточного пароходства. В 1980-е гг. число важных для подготовки документов пополнили: «Курс специальной подготовки по ликвидации разливов нефти на морских бассейнах (КСП-ЛРН-82)», «Наставление по борьбе за живучесть судов морского флота СССР» (НБЖС РД 31.60.14-81) [4]. На основании КСП-ЛРН-82, приказов ММФ № 209 от 02.10.1984, «Положения об организации работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море» № 48 от 14.03.1986 происходила подготовка личного состава Морспецподразделения (создано в 1985 г.) к проведению операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море (ТА ПФ МСС. Документы. Учения).

С 1982 г. спасатели пароходства начали использование Международной космической систе-

мы определения местоположения судов и самолетов, терпящих бедствие, - КОСПАС-САРСАТ, за счет чего повысилась оперативность управления спасательными операциями на море.

Ежемесячно Службой мореплавания Дальневосточного пароходства проводились совещания командного состава судов пароходства, в которых принимал участие комсостав спасательных и буксирных судов Отряда. На совещаниях разбирались характерные случаи аварий и аварийных происшествий судов, рассматривались их причины, разрабатывались мероприятия по предотвращению подобных случаев.

С 6 июня 1987 г. в Японском море стали постоянно нести аварийно-спасательную готовность дежурное судно-спасатель с экипажем, оформленным в заграничный рейс. Как правило, для этих целей выделялись наиболее мощные и быстроходные о/с «Барс» или с/с «Ирбис», оборудованные средствами спутниковой связи и навигации

Решение о дежурстве в море повысило готовность судна-спасателя к активным действиям, положительно отразилось на качестве аварийно-спасательной подготовки экипажей, ослабило напряженность в их укомплектовании.

Для массового спасения людей было организовано постоянное дежурство спасательного катера «Быстрый» в заливе Петра Великого, в портах Владивосток и Находка - водолазных рейдовых ботов (ТА ПФ МСС. Документы. Учения).

Подготовка руководящего состава

Подготовка командного состава спасательных судов, морских буксиров, судов групп АСПТР и инженерно-технических работников проводилась в соответствии с КАСП-77, согласно годовому плану аварийно-спасательной подготовки (АСП) Отряда, планам подготовки личного состава групп АСПТР и план-календарей аварийно-спасательной и морской подготовки экипажей судов. Темы занятий брались из программы аварийно-спасательной (АСП) и военно-морской (ВМП) подготовок курса КАСП-77.

В результате обучения по данным программам командный состав и инженерно-технические работники приобретали навыки руководства подготовкой и действиями подчиненного личного состава. Основными методами АСП и ВМП были: самостоятельная подготовка, занятия на судах и в группах, групповые упражнения, командно-штабные учения, на которых командный состав и инженерно-технические

работники, как правило, показывали удовлетворительные знания.

В результате проведенных учений и действительных операций по АСР комсостав спасательных судов и инженерно-технические работники Отряда приобретали навыки по руководству спасательной операцией. О степени подготовки командного состава можно судить по результатам аварийно-спасательным операциям и сложным морским буксировкам, успешно проведенных Отрядом (ТА ПФ МСС. Документы. Годовые отчеты).

Подготовка судов и береговых подразделений

На спасательных судах, морских буксирах и в группах АСПТР регулярно проводились тренировки личного состава и весь комплекс судовых тревог с отработкой элементов борьбы за живучесть всего судна и оказания помощи аварийным судам в объеме НБЖС и КАСП-77.

Спасательными судами отрабатывались и сдавались задачи СС-1 (Организация, плавание и борьба за живучесть судна); СС-2 (Оказание помощи аварийному судну и летательным аппаратам, терпящим бедствие на море). Происходила сдача нормативов спасательной готовности (СГ). В группах АСПТР ежемесячно проводился инструктаж аварийных партий I броска относительно правил и приемов выполнения аварийно-спасательных работ.

Основной целью подготовки являлось повышение готовности Отряда к проведению операций по поиску и спасанию судов и их экипажей, терпящих бедствие на море, и оказанию им необходимой помощи в экстремальных условиях. Уровень подготовки экипажей спасательных судов и личного состава групп АСПТР проверялся при проведении зачетных учений по приему задач СС-1, СС-2 и СГ, а также непосредственным участием в комплексных учениях с взаимодействующими организациями и при проведении фактических аварийно-спасательных работ.

В группах АСПТР ежемесячно проводился инструктаж аварийных партий относительно правил и приемов выполнения аварийно-спасательных работ. Помимо этого, устраивались инспекторские осмотры спасательных судов, морских буксиров и плавсредств групп. На спасательных судах Отряда водолазы тренировались выполнять различные виды аварийно-спасательных работ, включая подводную сварку и резку (в том числе в темное время суток) (Рис. 2).

Рис. 2. Подводная сварка на аварийном судне (вт. пол. 1960-х гг.). Фото из личного архива И.И. Пелепея

Рабочие Морспецподразделения осваивали полученное оборудование для ликвидации разливов нефти (ЛРН). В конце 1980-х начале 1990-х гг. в целях проверки готовности Морспецподразделения Находкинской группы АСПТР и Нефтепорта к операциям по борьбе с разливами нефти на акватории Находкинского судоремонтного завода проводились штабные учения. Для экономии средств учения между участниками проводились раздельно. Действия сил и средств координировались по радиотелефонной связи (ТА ПФ МСС. Документы. Учения).

В портах Владивосток, Находка, Магадан регулярно осуществлялись проверки готовности дежурных буксиров порта путем их привлечения к учениям, проводимым Отрядом АСПТР и его группам. В запланированные сроки, согласно приказу № 46 от 18.03.1974, проводились проверки наличия и условия хранения аварийно-спасательного имущества (АСИ) (ТА ПФ МСС. Документы. Годовые отчеты).

Учения

По целям и задачам учения подразделялись на комплексные (с отработкой элементов ликвидации последствий морских аварий) и частные (нацеленные на отработку одного частного элемента, например, поиска и спасания людей на море, оказания помощи аварийному судну (объекту), ликвидации разлива нефти). По целям, задачам и участникам учения могли быть бассейновыми и объектовыми. По своему назначению учения подразделялись на учения с

участием сил и средств, учения по связи, учения на картах или командно-штабные.

Наиболее часто проводились учения с привлечением дежурного спасателя и аварийной партии Отряда, в том числе бассейновые учения по оказанию помощи аварийному судну с привлечением взаимодействующих организаций: Дальневосточного пароходства, Управления Дальрыбы, авиации Владивостокского объединенного авиаотряда, Аварийно-спасательной службы Краснознаменного Тихоокеанского флота, Владивостокского, Находкинского, Восточного морских портов, Бассейновой больницы Водздрава. В целом поставленные учебные цели и задачи успешно выполнялись.

Для изучаемого периода характерны комплексные учения по оказанию помощи аварийному судну и людям, терпящим бедствие на море, и ликвидации разливов нефтепродуктов. Основными взаимодействующими организациями выступали: ДВМП, Сахалинское морское пароходство, Владивостокский морской торговый порт (Влад-торгпорт), Всесоюзное рыбопромышленное производственное объединение (ВРПО) «Дальрыба», Поисково-спасательная служба (ПСС) КТОФ, ВВС КТОФ, объединенный авиаотряд Министерства гражданской авиации (МГА) (г. Артем), авиация погранвойск, Сахалинское объединение ДВ управления гражданской авиации, Спасательно-координационный центр (СКЦ) Дальневосточного морского пароходства ^ 1988 г.). От ЭО АСПТР часто участвовали Морспецподразде-ление (МСП) Отряда, с/с «Ирбис», МВБ «Водолаз Терехов», ВСК «Быстрый».

Регулярно проводились совместные учения, организатором которых выступал КТОФ, например: бассейновое учение по оказанию помощи аварийному танкеру на нефтебазе Первая речка г. Владивостока с привлечением взаимодействующих организаций; «Отработка парашютно-десантного метода оказания помощи терпящим бедствие на море»; «Борьба с пожаром и водой на высокобортном корабле»; «Оказание помощи в удаленном районе моря крупнотоннажному кораблю в борьбе с большими очагами пожара и опасным затоплением отсеков водой, с массовым спасением плавающего на воде личного состава». От ЭО АСПТР Дальневосточного пароходства в них принимал участие о/с «Барс» (Рис. 3). В учениях авиации ВВС КТОФ по поиску аварийного летательного аппарата в море и спасению людей отрабатывал задачи б/с «Лазурит». Также часто задейство-вался дежурный спасатель «Топаз».

Рис. 3. Легендарный капитан Дальневосточного пароходства Анатолий Михайлович Кавдейкин (награжден знаком «Почетный работник ММФ», орденом «Дружба народов») и старший помощник капитана Аркадий Николаевич Сиденко во время учений на океанском буксире «Барс» (1980-е гг.). Фото из личного архива А.Н. Сиденко

Регулярно проводились учения по оказанию помощи аварийному судну у причала находкинского торгового порта и ликвидации разлива нефти на акватории торгового порта.

Дежурная служба и суда-спасатели Отряда принимали участие в учениях: совместно с в/о Морсвязьспутник по паролю «Бедствие»; с Государственным спасательно-координационным центром (ГКЦ г. Москва): учения по проверке связи и времени прохождения оповещения категории «Учебная-авария», по проверке времени прохождения радиограмм категории «Учебная авария» из Отряда на суда-спасатели в море и обратно с судов в Отряд, по проверке прохождения аварийного сигнала на спасательное судно по радиостанции «Чайка» на частотах 2182 кГц и 2525 кГц.

Стали традиционными командно-штабные учения с командным составом взаимодействующих организаций, например, п. Находка (НМТП, нефтепорт, находкинская группа АСПТР, МСП) на тему: «Ликвидация разлива нефтепродуктов в нефтепорту Находка», с командным составом Морспецподразделения Отряда, отделом аварийно-спасательных работ, ликвидации разливов нефти и безопасности мореплавания на тему: «Оказание помощи аварийному танкеру», «Тушение пожара в машинно-котельном отделении судна».

В результате проведенных учений комсостав судов и инженерно-технические работники Отряда приобретали навыки по руководству спасательной операцией, экипажи судов и аварийные

партии групп усваивали основные технологические приемы при выполнении аварийно-спасательных работ. На всех учениях отрабатывалась организация взаимодействия и связи всех участвующих организаций и их спасательных средств (ТА ПФ МСС. Документы. Учения).

Контроль и оказание помощи в организации и проведении аварийно-спасательной подготовки

В течение изучаемого периода специалистами Отряда и отдела аварийно-спасательных работ, ликвидации разливов нефти и безопасности мореплавания систематически осуществлялись на судах и в группах АСПТР контроль и проверка организации общесудовой и штурманской служб, ход аварийно-спасательной подготовки, оказывалась практическая помощь. В соответствии с графиками проверок знаний принималась аттестация у штурманского состава судов.

Специалисты отряда были обязаны осуществлять регулярный контроль за ходом выполнения планов аварийно-спасательной подготовки в группах и на судах Отряда. Уровень подготовленности экипажей судов и личного состава групп АСПТР к оказанию помощи аварийным судам, терпящим бедствие на море, проверялся путем проведения контрольных практических учений в группах и на судах Отряда в дневное и ночное время.

Выявленные в процессе проверок недостатки указывались в актах, разбирались комсоставом судов со специалистами групп, ставились задачи по их устранению.

Несмотря на то, что ЭО АСПТР ДВ пароходства был готов к выполнению аварийно-спасательных работ в объеме технических возможностей, текучесть кадров рядового состава, а также постоянный некомплект экипажей отрицательно сказывалась на аварийно-спасательной подготовке судов. Кроме того, готовность ЭО АСПТР к выполнению своих задач снижало неудовлетворительное материально-техническое обеспечение Отряда службой МТО Дальневосточного пароходства.

В конце 1980-х начале 1990-х гг. аварийно-спасательный потенциал Отряда снижали такие факторы, как отсутствие судов-спасателей, соответствующих современным требованиям, морально устаревшая водолазная техника и оборудование, недостаточное материально-техническое обеспечение спасательных судов и групп Отряда службами Дальневосточного па-

94

гуманитарные ИССЛЕДОВАНИЯ в восточной сибири и нА ДАЛЬНЕМ востокЕ • № 1 • 2018

роходства, продолжительные сроки ремонта судов-спасателей на судоремонтных базах ДВМП (например, б/с «Топаз» - в течение двух лет) (ТА ПФ МСС. Документы. Годовые отчеты).

Тем не менее яркими примерами высокого уровня подготовки выступают такие фактические операции 1980-х - начала 1990-х гг., как:

- Устранение Магаданской группой АСПТР водотечности корпуса т/х «Уссури» ДВМП;

- Снятие с камней в заливе Находка с/с «Ирбис», Находкинской группой АСПТР и Мор-спецподразделением японской шхуны «Синни-чи Мару»;

- Тушение пожара и буксировка д/э «Капитан Бондаренко» ДВМП;

- Ликвидация Морспецподразделением разлива 85 тонн мазута м-100 на реке Безымянная с целью предотвращения его попадания в Уссурийский залив (спасатели сумели собрать 81 тонну мазута);

- Операция по ликвидации разлива нефтепродуктов на территории городской котельной г. Находка в количестве 315 тонн (для сбора нефтепродуктов была использована нефтесборная система ДЕСМИ);

- Оказание помощи подводной лодке крановым судном «Витязь» в б. Улисс (Владивосток) по подъему, осушению отсеков и их герметизации;

- Буксировка во Владивосток п/б «Охотское море» спасателем «Ирбис» после тушения пожара в Японском море;

- Снятие с подводного препятствия катера «Буран-17» спасателем «Ирбис» в Амурском Заливе;

- Аварийно-спасательные работы на з/с «Невская» по заделке пробоины и поддержанию судна на плаву до постановки его в док;

- Оказание помощи т/х «Ольга Садовская» морским водолазным ботом «Водолаз Терехов» по откачке заборной воды из поврежденного танка;

- Тушение пожара о/с «Барс» в машинном отделении БПК «Адмирал Захаров» (КТОФ) при наличии 46 т. боезапаса в районе очага пожара.

Таким образом, если в конце 1950-х - 1960-х гг. аварийно-спасательная подготовка и учения не были выделены в отдельное направление деятельности морских спасателей ДВМП, то начиная с 1970-х гг. планы аварийно-спасательной подготовки регулярно выполнялись как самим Экспедиционным отрядом АСПТР, так и его судами и территориальными группами. Регу-

лярная отработка планов учений позволяла морским спасателям Дальневосточного пароходства быть готовым к выполнению аварийно-спасательных работ и мероприятий по ликвидации разливов нефти в объеме технических возможностей Отряда. При этом прослеживается четкий вектор, взятый на систематическое совершенствование навыков и повышение профессионального мастерства работников Отряда совместно с взаимодействующими организациями Дальневосточного бассейна, наиболее крупными из которых являлись: Поисково-спасательная служба и Военно-воздушные силы Краснознаменного Тихоокеанского флота, объединенный авиаотряд Министерства гражданской авиации СССР (г. Артем), авиация погранвойск, Владивостокский торговый порт и Дальрыба (Дальморепродукт), Сахалинское пароходство.

Необходимо отметить, что помимо фактора текучести кадров рядового состава, негативно сказывающегося на аварийно-спасательной подготовке, на протяжении всего изучаемого периода спасатели ДВМП испытывали нехватку материально-технического оснащения. Она ощущалась как в процессе аварийно-спасательной подготовки и учений, так и при выполнении фактических операций. К концу 1980-х -началу 1990-х гг. для выполнения сложных аварийно-спасательных работ в море и проведения буксировок крупнотоннажных объектов в места убежища Отряду требовались современные спасательные суда. Кроме того, имеющиеся спасательные суда и территориальные группы Отряда остро нуждались в современном аварийно-спасательном имуществе и оборудовании (водоотливной технике, изолирующих дыхательных аппаратах, взрывобезопасных фонарях, спецодежде для аварийных партий).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. 60 лет Морской спасательной службе Ро-сморречфлота. М.: Нептун, 2016.

2. Дальневосточное морское пароходство 1880-1980 гг. Владивосток: Дальиздат, 1980.

3. Курс аварийно-спасательной подготовки судов и групп экспедиционных отрядов АСПТР (КАСП-77): учебно-методическое пособие. М.: ЦРИА "Морфлот", 1978.

4. Наставление по борьбе за живучесть судов. РД 31.60.14-81. СПб.: ЦНИИМФ, 2004.

5. Усов А.В. Государственная морская спасательная служба на Дальнем Востоке России (1991-2014 гг.). М., 2016.

REFERENCES

1. 60 let Morskoy spasatel'noy sluzhbe Rosmorrechflota [60 years anniversary of the Marine Rescue Service of Rosmorrechflot]. Moskva: Neptun, 2016. (in Russ.)

2. Dal'nevostochnoe morskoe parokhodstvo 1880-1980 gg. [Far Eastern Shipping Company, 1880-1980]. Vladivostok: Dal'izdat, 1980. (in Russ.)

3. Kurs avariyno-spasatel'noy podgotovki sudov i grupp ekspeditsionnykh otryadov ASPTR (KASP-77): uchebno-metodicheskoe posobie

[Course of vessels and groups emergency-rescue training of Salvage division groups]. Moskva: TsRIA "Morflot", 1978. (in Russ.)

4. Nastavlenie po bor'be za zhivuchest' sudov. RD 31.60.14-81 [Manual on emergency plans in ships. RD 31.60.14-81]. Sankt-Peterburg: TsNIIMF, 2004. (in Russ.)

5. Usov, A.V., 2016. Gosudarstvennaya morskaya spasatel'naya sluzhba na Dal'nem Vostoke Rossii (1991-2014 gg.) [State Marine Rescue Service in the Russian Far East, 19912014]. Moskva. (in Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.