УДК: 93: 627.772 (571.6)
А.В. Усов*
государственная морская спасательная служба на дальневосточном бассейне россии: аварийно-спасательная подготовка и учения (1991-2014 гг.)
В статье рассматриваются вопросы проведения аварийно-спасательной подготовки в дальневосточных подразделениях Госморспасслужбы России (19912014 гг.), дается общая характеристика видов учений, анализируются особенности взаимодействия сил и средств, определяется специфика подготовки морских спасателей к эффективному проведению операций на море, а также к борьбе с разливами нефти. Автор приходит к выводу, что дальневосточные спасатели системы Госморспасслужбы регулярно повышали свой уровень аварийно-спасательной подготовки, проводили учения различных уровней и видов и принимали в них участие. В деле спасания на море было налажено взаимодействие с отечественными, а также зарубежными спасательными организациями стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Ключевые слова: МСС, БАСУ, НОУПАП, Госморспасслужба, Дальневосточный бассейн, аварийно-спасательная подготовка, учения
state Maritime Rescue service on the Russian Far East basin: emergency-rescue training and exercises, 1991-2014. ALEKSEY V USOV (Vladivostok Branch of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs)
The article deals with the emergency rescue training in the Far Eastern branches of Russian Maritime Rescue Service in 1991-2014, gives general characteristic of rescue exercises types and analyzes the features of the marine rescuers training to effectively conduct operations at sea and to fight against oil spills. The author concludes that the rescuers of Far Eastern State Marine Rescue Service system regularly raised their level of emergency rescue training, carried out exercises of various levels and types and took part in them. To raise the efficiency of training cooperation was established with domestic and foreign maritime rescue organizations of the Pacific Rim.
Keywords: State Maritime Rescue Service, Northwest Pacific Action Plan, Russian Far East, emergency-rescue training, rescue exercises
Судоходство в Дальневосточном бассейне (Рис. 1)1, как правило, сопровождают штормовые волны, зыби и цунами, нагоны и мощные экстре-
1 Дальневосточный бассейн - морские пространства от Берингова пролива до северо-западной части японского моря - акватории Берингова, Охотского, Японского морей.
мальные течения, проходящие вблизи побережья, ураганы и тропические тайфуны, лед и туман. Помимо гидрометеорологических факторов - проявлений стихии - причинами аварий на морском транспорте выступает несовершенство надзора и контроля, а также человеческий фактор - ошибки или небрежность судового составах [1, с. 363; 2; 4, с. 35; 9, с. 39-59; 10, с. 46.].
* УСОВ Алексей Вячеславович, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры государственно-правовых и гражданско-правовых дисциплин Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России. E-mail: [email protected] © Усов А.В., 2016
Рис. 1. Границы Дальневосточного бассейна и зоны ответственности подразделений Госморспасслужбы. Источник: Региональный план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на Дальневосточном морском бассейне Российской Федерации. М., 2009
Технические устройства, особенно современные, зачастую невозможно использовать, не имея соответствующей квалификации, поэтому наличие относительно качественного и полного материально-технического обеспечения ещё не гарантирует успешного решения поставленных перед спасателями задач. На положительный результат влияют такие факторы как мастерство специалистов, грамотные управленческие решения, слаженные действия и взаимопонимание между участниками аварийно-спасательных операций. Проблема качественной подготовки в сфере оказания помощи при авариях на море неразрывно сопутствует развитию отечественного мореплавания и службы спасания. Будущий адмирал русского флота лейтенант С.О. Макаров в 1876 г. писал: «Человек так создан, что он пойдет на верную смерть, когда опасность ему знакома, но его пугает даже шум трюмной воды, если он к ней не привык. Приучите людей к этому шуму, и они будут бороться с пробоинами до последней крайности. С другой стороны, нельзя требовать от человека, чтобы он знал те прие-
мы, которым его не учили: поэтому неестественно, чтобы люди умели быстро заделывать пробоины, если они никогда не видели пробоин...». В 1889 г. адмирал С.О. Макаров писал: «...Прежде всего, надо сказать, что во время аварии происходят такие события, которые большинству случается видеть в первый раз. От выбора того или другого решения, от отдания того или иного приказания зависит судьба судна, а между тем распоряжения эти или другого вида приказания приходится каждому участнику делать в первый раз; в действительности же можно рассчитывать на искусство распорядителя лишь тогда, когда он делает привычное ему дело» [5, с. 16].
Как показывает анализ спасательных операций, соответствующей литературы и материалов нарративных интервью с морскими спасателями -каждый аварийный случай является уникальным и требует от командиров и исполнителей нестандартных решений, смекалки и отточенных навыков. Это отлично иллюстрирует следующий пример: на занятиях в учебном классе пробоины на схеме судна, которые нужно заделать пластырем, расположены в удобных хорошо доступных местах. На практике водолазам зачастую приходится работать вслепую, предварительно приложив колоссальные усилия, чтобы добраться до места повреждения. «Чем сложнее задачи, тем интереснее нам их решать», — формулируют свою позицию спасатели, но, несмотря на уникальность каждого инцидента, руководители, исполнители и координаторы поисково-спасательных операций и аварийно-спасательных работ (ПСО и АСР) должны быть готовы ко многим вариантам развития событий, уметь действовать чётко и слаженно (Нарративные интервью: с производителем ЛРН и ПТР ДВ БАСУ Клименко П.С. от 23.07.2011 г., от 04.04.2013 г.; со ст. водолазным специалистом ДВ БАСУ Пеле-пеем И.И. от 23.07.2011 г., от 04.04.2013 г.; с первым заместителем ФБУ «Морспасслужба Росмор-речфлота» Смирновым Д.С. от 28.01.2015).
В рассматриваемый период (1991-2014 гг.) в подразделениях Госморспасслужбы, расположенных на Дальнем Востоке, проводилась аварийно-спасательная подготовка, они организовывали учения (в том числе международные) и участвовали в их проведении.
В первой половине 1990-х гг. подготовка экипажей спасательных судов и групп Экспедиционных отрядов аварийно-спасательных, судоподъемных и подводно-технических работ/Бассейновых аварийно-спасательных управлений (ЭО АСПТР/ БАСУ) проводилась на базе «Курса аварийно-спасательной подготовки судов и групп ЭО АСПТР»
(КАСП-77); «Курса специальной подготовки по ликвидации разливов нефти на морских бассейнах (КСП-ЛРН-82)»; РД 31.60.14-81 «Наставления по борьбе за живучесть судов морского флота» (НБЖС-61) и других действовавших наставлений и положений ММФ и пароходств (вплоть до выхода ЭО АСПР из состава последних) (Текущий архив Приморского филиала ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота», далее ТА ПФ МСС. Документы. Учения, 1990-2014).
Подготовка командного состава спасательных судов и групп проводилась в соответствии с требованиями КАСП-77, согласно Плану аварийно-спасательной подготовки (АСП) Отрядов/Управлений, планов подготовки личного состава групп Отрядов и планов-календарей аварийно-спасательной и морской подготовки экипажей судов (ТА ПФ МСС. Документы. Учения, 1990-2014). В процессе подготовки по программам курса КАСП-77 командный состав судов и инженерно-технические работники (ИТР) групп обучались умению руководить подготовкой и действиями личного состава. Основными методами подготовки являлись: самостоятельная подготовка; занятия на судах и в группах; групповые упражнения; командно-штабные учения (ТА ПФ МСС. Документы. Отчеты по аварийно-спасательной подготовке (АСП), 1991-1995). По окончании года проводились зачетные командно-штабные учения, на которых командный состав и ИТР показывали полученные знания.
На спасательных судах и в группах регулярно проводились тренировки личного состава и полный комплекс судовых тревог с отработкой элементов борьбы за живучесть. Спасательными судами отрабатывались и сдавались задачи СС-1 (организация, плавание и борьба за живучесть судна) и СС-2 (оказание помощи аварийному судну и летательным аппаратам, терпящим бедствие на море).
В группах Отрядов АСПТР/БАСУ осуществлялся инструктаж аварийных партий первого броска по правилам и приемам выполнения аварийно-спасательных работ. На спасательных судах водолазы тренировались, выполняя различные виды аварийно-спасательных работ (АСР), включая подводную сварку и резку. Рабочие Морспецподразделений осваивали имеющееся оборудование для ликвидации разливов нефти (ЛРН). В запланированные сроки проводились проверки наличия и условия хранения аварийно-спасательного имущества.
Необходимо особо отметить, что к несению аварийно-спасательной готовности допускались суда, катера и подразделения, отработавшие в полном объеме курсовые задачи в соответствии КАСП-77 и КСП-ЛАРН-82. Это правило было
закреплено в Федеральном законе от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»: аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются.
В связи с этим экипажи судов, катеров, персонал морспецподразделений (МСП) и аварийных партий (АП), несшие дежурство, проводили регулярные тренировки, отрабатывали методы и приемы выполнения спасательных работ, связанных с выполнением возложенных задач. При этом не реже одного раза в месяц проводились частные и не реже 2-х раз в год комплексные учения, в том числе с привлечением сил и средств взаимодействующих организаций (ТА ПФ МСС. Учредительные документы предприятия. Приказы, положения, 1994).
Таким образом, дальневосточные подразделения были готовы к выполнению поставленных перед ними задач, при этом имели место определенные ограничения, связанные с техническими возможностями (нехватка оборудования и специализированных судов). Продолжалось совершенствование навыков и повышение профессионального мастерства работников Отрядов/Управлений совместно с взаимодействующими организациями Дальневосточного бассейна.
С 1 августа 1996 г., на основании письма Главного управления Госморспасслужбы России от 15 июля 1996 г. № ГМС-АС 215, подготовка дальневосточных аварийно-спасательных формирований к выполнению своих задач стала проводиться в соответствии с «Курсом подготовки экипажей судов и подразделений Госморспасслужбы России к ликвидации последствий морских аварий» (КПСП-93). Предварительно документ был утвержден решением Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных формирований (протокол от 27 октября 1994 г. № 3).
«Курс подготовки экипажей судов и подразделений Госморспасслужбы России к ликвидации последствий морских аварий» (КПСП-93), пришедший на смену «Курсу аварийно-спасательной подготовки судов и групп ЭО АСПТР» (КАСП-77), предусматривал следующие виды подготовки к ликвидации последствий морских аварий (Текущий архив ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота», далее ТА МСС. Учредительные документы, 1990-2014; ТА ПФ МСС. Программы подготовки по АСП):
1) аварийно-спасательную подготовку (АСП) к спасанию людей и оказанию помощи судам (под
этим термином понимались также надводные корабли и подводные лодки в надводном положении) и летательным аппаратам, терпящим бедствие в море - 110 ч.;
2) специальную подготовку к ликвидации в море разливов нефти, нефтепродуктов и других вредных химических веществ (СП ЛРН) - 172 ч.;
3) медицинскую подготовку (МП) спасателей к оказанию первой помощи пострадавшим при морских авариях - 69 ч.
В течение учебного года (10 месяцев с 1 января по 31 октября/ноября - сроки и количество часов варьировались) эту программу необходимо было выполнить. В ноябре и декабре, как правило, подводились итоги, составлялись отчеты и разрабатывались планы на новый учебный год (ТА ПФ МСС . Отчеты о проф. подготовке, 2010-2012).
Практика показала, что успешное решение задач в области предотвращения загрязнений морской среды, обусловленных разливами нефти, в значительной степени зависит от уровня подготовки (проверяемого во время проведения учений и командно-штабных тренировок) руководящего состава, координационных органов, органов повседневного управления взаимодействующих аварийно-спасательных служб.
Для обеспечения готовности сил и средств к эффективному проведению операций ЛРН, в плановом порядке проводилась специальная подготовка персонала с отработкой практических навыков управления и использования техники в различных условиях:
1) лекционная подготовка персонала по проблемам экологии и эксплуатации специальных технических средств (в системе технической учебы);
2) проведение частных учений со специальными техническими средствами на воде;
3) проведение командно-штабных тренировок с отработкой вопросов управления, связи и взаимодействия - один раз в год.
Совокупность теоретической и практической подготовки персонала определялась КПСП-93.
Комплексные учения по ликвидации разливов нефти (ЛРН) в зоне Охотского, Берингова, Японского морей и в районе острова Сахалин должны были проводиться не реже одного раза в год. Место их проведения определялось в вероятных зонах значительных разливов нефти и нефтепродуктов.
Проект плана проведения комплексных учений согласовывался заблаговременно - не позднее, чем за месяц - со всеми организациями-участниками [8]. Пересмотр Плана производился по результатам проведенных учений и состоявшихся операций ЛРН [9, с. 70-75].
Процесс планирования и претворения в жизнь учений (с различной интенсивностью) был характерен для всего изучаемого периода. Интенсивность проведения зависела от ряда факторов, прежде всего, от материально-технической составляющей и геополитических условий.
Несмотря на трудности становления дальневосточных БАСУ, в начале 1990-х гг. была проведена серия учений, отработаны элементы аварийно-спасательной подготовки и ЛРН (Текущий архив Сахалинского филиала ФБУ «Морспас-служба Росморречфлота», далее ТА СахФ МСС. Документы. Учения, 1990-2014; ТА ПФ МСС. Документы. Учения, 1990-2014).
Организация взаимодействия со спасательными службами сопредельных с Россией государств по вопросам предупреждения и ликвидации разливов нефти осуществлялась в соответствии с региональными международными договорами по сотрудничеству при ликвидации разливов нефти. Например, в 2004 г. Россия присоединилась к Региональному плану чрезвычайных мер на случай разлива нефти в регионе северо-западной части Тихого океана (Региональный план чрезвычайных мер / Northwest Pacific Action Plan - НОУПАП / NOWPAP). Его участники: Российская Федерация, Китайская Народная Республика, Япония и Республика Корея [5, с. 79].
Межведомственное взаимодействие в России было организовано в рамках работы Комиссии по организационно-методическому руководству и планированию мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, созданной приказом МЧС России от 8 сентября 2006 г. № 517. В состав Комиссии вошли представители различных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций.
Периодичность учений определялась нормативными документами. Учения проводилась в соответствии с требованиями международных договоров, постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов». В процессе учений проводился анализ обстановки и впоследствии - разбор организации и проведения учения. Например, в июле 2002 г. Владивостокским МСКЦ были проведены учения по оказанию помощи аварийному судну, спасанию людей, терпящих бедствие на море, и ликвидации разлива нефти в море. По итогам учения был осуществлен анализ и обобщены основные рекомендации для дальнейшей работы (Текущий архив МСКЦ ФГБУ «АМП
Приморского края и Восточной Арктики», далее ТА ВМСКЦ. Учения, 2002-2014).
В целях проведения проверок аварийно-спасательных служб и поддержания высокой степени готовности к выполнению мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливами нефти на море, в системе Росморречфлота России ежегодно планировался и согласовывался в установленном порядке План проведения учений и командно-штабных тренировок. Письмом Руководителя Росморречфлота от 17 июня 2009 г. (№ АД-27/5420) была введена для применения «Методика подготовки и проведения учений по ликвидации последствий морских аварий» [7].
В соответствии с ним, классификацию учений, в которых одним из направлений является ликвидация разливов нефти по своему назначению, возможно, представить следующим образом (ТА ПФ МСС. Документы. Учения, 1990-2014):
I. Учения с участием сил и средств («Дельта»);
II. Учения по связи («Браво»).
III. Учения на картах или командно-штабные тренировки («Альфа»).
Целью учений являлась отработка организации оповещения и связи, функционирования органов управления различного уровня при управлении операциями по ликвидации последствий морских аварий. Особенность второй и третьей группы заключалась в том, что они проводились без привлечения сил и средств, ресурсов реагирования и без развертывания в полном объеме соответствующего уровня штабов руководства операциями, комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
В зависимости от состава участников учения подразделялись на международные и национальные. Международные учения проводились с участием сил и средств, ресурсов реагирования, органов управления спасательных служб иностранных государств. Каждое государство несло расходы в соответствии с собственным участием при планировании, подготовке и проведении. Их проведению предшествовала крупная подготовительная работа, включающая в себя разработку указаний участникам, сценария, плана проведения учения. По окончании учений составлялся подробный отчет, в котором указывались выявленные в ходе проведения учения недостатки и рекомендации по их устранению. Отчет, после его утверждения, направлялся всем участникам учения и в соответствующие региональные комиссии.
Национальные учения приводились только с участием сил и средств, органов управления Российской Федерации.
По целям и задачам учения возможно разделить на комплексные (проводимые с отработкой различных элементов ликвидации последствий морских аварий) и частные (проводимые с целью отработки одного частного элемента при ликвидации последствий морской аварий). Например: поиск и спасание людей на море; оказание помощи аварийному судну (объекту); ликвидация разлива нефти, связанного с данной аварией.
В зависимости от целей и задач и составу участников учения подразделялись на бассейновые и объектовые. Бассейновые учения проводились с целью отработки бассейновых планов организации взаимодействия при поиске и спасании людей на море и региональных (бассейновых) планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти (планы ЛРН). Объектовые предназначались для отработки портовых и объектовых планов оказания помощи аварийным объектам, планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти морских портов и организаций, оперирующих с нефтью на море, с возможными чрезвычайными ситуациями, связанными с разливами нефти различного значения (локального, регионального, федерального).
Проведение региональных (бассейновых) и объектовых учений было тесно связано с отработкой планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти. Периодичность проведения данных учений устанавливались один раз в два года.
Наряду с Судовыми планами чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью ^ОРЕР), имеющимися на судах в соответствии с требованиями Правила 37 Главы 5 Приложения I к Конвенции МАРПОЛ 73/78, российским законодательством предусматривалось планирование и реализация мероприятий не только по ликвидации разливов нефти, но и по их предупреждению. Это нашло отражение в федеральном, региональных (бассейновых) и объектовых планах по предупреждению и ликвидации разливов нефти, которые периодически корректировались и утверждались установленным порядком, после чего вступали в действие.
Объектовые планы в зависимости от вероятно-возможных объемов разлива нефти подразделялись на 3 категории (локального, регионального и федерального значения), на основании чего определялись риски, достаточность и состав сил и средств аварийно-спасательных служб.
Наряду с выполнением конвенционных требований в данном вопросе, Росморречфлотом принимались дополнительные организационные и технические меры. Так письмом Росморречфлота от 26 августа 2008 г. (№ ДД-27/1484) организациям, оперирующим с нефтью на море, рекомендовано
производить установку локализующих боновых заграждений и обеспечить несение готовности к ликвидации разливов нефти при проведении по-грузочно-разгрузочных работ с нефтью и бункеровке судов на море.
Планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти на морских акваториях Российской Федерации определено постановлениями Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», от 15 апреля 2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» и приказом МЧС России от 28 декабря 2004 г. № 621 «Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».
Порядок взаимодействия при ликвидации разливов нефти на море регионального и федерального значения был определен федеральным, региональными (бассейновыми) и объектовыми планами по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. В этом контексте, особо необходимо отметить распоряжение Росморречфлота от 16 апреля 2007 г. № АД-58-р «О создании Комиссии Федерального агентства морского и речного транспорта по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности» [9, с. 70-75].
Дальневосточные подразделения Госморспас-службы, ориентируясь на планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти, подтверждали свою подготовку на учениях и находились в постоянной готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти на морских акваториях Российской Федерации (ТА ПФ МСС. Документы. Учения, 1990-2014).
По своим целям учения были: подготовительными; тренировочными, зачетными и контрольными; показательными и опытовыми.
Подготовительные учения планировались к проведению старшим руководителем (начальником), а проводились руководителями АСФ и организаций с целью подготовки и отработки отдельных элементов учения или учения в целом. Тренировочные, зачетные и контрольные учения планировались и проводились в соответствии с КП СП-93.
Показательные учения зачастую были приурочены к различным учебным и организационным мероприятиям (сборам, совещаниям различным
видам учебы: семинарам, учебным курсам). Их главная цель - демонстрация правильных действий сил и средств, органов управления при ликвидации последствий морских аварий.
Опытовые учения планировались и проводились при практической отработке новых методов, способов, технических средств, оборудования и судов с целью оценки их эффективности и целесообразности применения при ликвидации последствий морских аварий.
Тем самым, дальневосточные подразделения морспасслужбы с целью отработки совместных действий регулярно, не реже одного раза в год, проводили комплексные учения (в том числе международные) по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие на море, и принимали в них участие. При этом организация, планирование, согласование и координация действий сил и средств участников взаимодействия возлагалось на МСКЦ Владивосток и МСКЦ.
Сроки проведения учений на последующий год и их тематика по согласованию между участниками взаимодействия (организациями участников взаимодействия), как правило, определялись не позднее октября предыдущего года. В декабре -вносились в соответствующие ведомственные планы. Расходы по проведению учений каждый его участник нес самостоятельно.
Ежегодно, начиная со второй половины 1990-х гг. проводились встречи российских спасателей (в том числе дальневосточных) и экспертов береговой охраны США. Обсуждались итоги работы, планировалась работа на будущее. Изучение опыта сотрудничества показывает, что подобные встречи и совместные учения помогают установить прочное взаимодействие различных организаций в деле спасения судов и людей на море и ликвидации последствий техногенных катастроф. Так же сотрудничество с коллегами из Береговой охраны США обусловлено наличием общей границы зон ответственности в Беринговом море [3].
Одно из первых международных учений на Дальневосточном бассейне состоялось 20 мая 1998 г. в заливе Анива (о. Сахалин) (Рис. 2). В нём приняли участие спасательные силы и средства США, Японии и России. Организовало масштабное мероприятие Сахалинское бассейновое аварийно-спасательное управление (ТА СахФ МСС. Документы. Учения, 1990-2014). В нем участвовали подразделения береговых охран США, Японии и Сахалинского БАСУ. Отрабатывались сценарии спасения человеческих жизней на воде, оказания помощи терпящим бедствие, а также мероприятия по ликвидации разливов нефтепродуктов.
Рис. 2. План международных учений 20 мая 1998 г. в заливе Анива (о. Сахалин). Источник: Текущий архив Приморского филиала ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота».
Отчет о международном аварийно-спасательном учении 20 мая 1998 года. Государственная морская аварийно-спасательная служба России. М., 1998 г.
Совместное российско-американо-японское учение получило высокую оценку зарубежных коллег. Позволим себе привести цитату из заключения, подписанного старшим должностным лицом от береговой охраны США Денисом М. Игэ-ном: «Отличные учения. Хорошо спланированные. Наши комплименты в адрес плановиков, которые в течение последних нескольких недель собрали детали учения. Доказали способность РФ и Го-сморспасслужбы России координировать многонациональное реагирование на нефтяные разливы крупных размеров. Наличие российского офицера связи на борту было весьма существенным для успеха учения. Без его участия оперативная связь была бы более медленной и менее надежной» (ТА ПФ МСС. Документы. Учения, 1990-2014).
Хироши Китаока, старшее должностное лицо от Агентства морской безопасности (АМБ) Японии, также высоко оценил степень подготовки и проведения учения, выражал восхищение техникой. Он писал своё заключение от руки по-русски: «В заключение моего письма, я надеюсь, что в будущем не будет совсем никакой аварии в этой области».
В 2001 г. специалисты Сахалинского БАСУ участвовали в международных учениях по ликвидации разливов нефти в Японии (порт Момбецу). В них приняли участие суда «Атлас» и СПА-004 (ТА СахФ МСС. Документы. Учения, 1990-2014).
2 июля 2002 г. Владивостокским МСКЦ было организовано и проведено учение в Амурском заливе по оказанию помощи аварийному судну, спасанию людей, терпящих бедствие на море, и
ликвидации разлива нефти в море. Участвовали 9 организаций, среди которых: от ГИМС участвовал ВРД-0077; от РПСБ СПАСОП ОАО «Владивосток Авиа» - вертолет МИ-8; от ДВ БАСУ - с/с «Лазурит», б/к «Буран-123» с РП-178. В целом, все участники получили оценки «отлично» и «хорошо» (ТА ВМСКЦ. Учения, 2002-2014).
В 2003 г. Сахалинское БАСУ провело комплексное учение по ликвидации разливов нефти, оказанию помощи аварийным судам в Охотском море. Учение проводилось в соответствии с замыслом Комплексного штабного учения с ТОФ «Ликвидация последствий техногенной аварии на производственном нефтедобывающем комплексе», были привлечены силы и средства Минэнерго России, Тихоокеанского Регионального управления Федеральной Пограничной Службы (ТОРУ ФПС) России, других ведомств (ТА СахФ МСС. Документы. Учения, 1990-2014).
30 августа и 21 сентября 2005 г. специализированное судно «Рубин» действовало в рамках совместного учения с патрульным судном Японии «Читосэ» по отработке задач поиска и спасания людей в море. В том же году прошли успешные учения по связи «Борьба с водой» на т/х «Рай-чихинск» СахМП (5 взаимодействующих организаций и суда «Смит Сибу», «В.Терехов»); на т/х «Леди Фокс» (5 организаций и суда «Лазурит», «В.Терехов», «Благовещенск») (ТА СахФ МСС. Документы. Годовые отчеты АСР/ЛРН, 2005).
В 2006 г. специалисты Сахалинского БАСУ организовали и провели международное комплексное учение по оказанию помощи аварийным судам и ЛРН в рамках NOWPAP. В учениях были задействованы силы и средства Сахалинского БАСУ, аварийно-спасательных структур Сахалинской области и Береговой охраны Японии. На учениях присутствовали наблюдатели от Японии, Китая, Кореи, Швеции. В 2005 и 2006 гг. специалисты Сахалинского БАСУ принимали участие в комплексных мероприятиях, проводимых МЧС России на Сахалине (ТА СахФ МСС. Документы. Учения, 1990-2014).
11 мая 2006 г. в заливе Анива, юго-западнее порта Корсаков на Сахалине вновь прошли российско-японские учения - «НОУПАП-ДЕЛЬ-ТА-2006». Эти учения отличаются тем, что при их проведении было осуществлено фактическое спасание людей. При выполнении эпизода учения, вертолет Ми-14 со спасателями на борту потерпел реальную, а не учебную аварию. Проведение учения было остановлено, произведено фактическое спасание и эвакуация членов экипажа и группы спасателей аварийного вертолета, оказание им медицинской помощи на борту спасательного судна.
При подведении итогов было отмечено, что действия по фактическому спасанию экипажа аварийного вертолета Ми-14 были организованы и проведены российскими и японскими участниками в кратчайшие сроки, что не привело к переохлаждению спасенных. Этапы самого учения по оповещению об аварии, ликвидации разлива нефти на море, защите береговой черты и очистке прибрежной полосы от нефтяного загрязнения были выполнены полностью, с оценкой «хорошо», что позволяет говорить о серьезной подготовке к его проведению. Из недостатков было отмечено, что российская и японская стороны в недостаточной мере учли возможности судна береговой охраны Японии «Яримо», в связи с чем, руководством учения было принято решение по изменению не-фтесборного ордера по ходу его действий.
Для отработки действия сил и средств, органов управления, организации взаимодействия со спасательными службами иностранных государств при ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов только за 2009 г. дальневосточными подразделениями Госморспасслужбы было организовано и проведено Комплексное бассейновое учение «Поиск и спасание людей, терпящих бедствие на море; локализация и ликвидация аварийного разлива нефтепродуктов на море и береговой черте», залив Анива, о. Сахалин (май, 2009 г.). Принято участие в Российско-корейском учении «Пресечение преступной деятельности в морском пространстве. Оказание помощи аварийному судну, терпящему бедствие, спасение людей на море и ликвидация разлива нефти на море», залив Анива, о. Сахалин (август, 2009 г.); Учении по связи «НОУПАП Браво» в рамках Плана действий северо-западной части Тихого океана, организованное Республикой Кореей (апрель, 2009 г.).
В 2010-2013 гг. на акваториях Дальневосточного бассейна продолжилась практика проведения учений по ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с пожаром и разливом нефтепродуктов. Например, Дальневосточное БАСУ показало хорошие результаты в совместных учениях с ООО «Трансбункер-Приморье», ООО «Северо-восточное морское пароходство» и др., Сахалинское - в совместных учениях с ООО «Газфлот». Масштабные учения по оказанию помощи судну, терпящему бедствие и ликвидации последствий ЧС, связанной с разливом нефтепродуктов на акватории морского терминала Славянка были проведены МСКЦ ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» в 2013 г. В связи со случаями террористических актов на территории Российской Федерации, проводились учения по программе ТСУ «Вихрь» (ТА СахФ МСС. Документы.
Учения, 1990-2014; ТА ПФ МСС. Документы. Учения, 1990-2014).
В рассматриваемый период по итогам большинства учений всех видов запланированные цели были достигнуты, мероприятия выполнены в полном объеме и на профессиональном уровне. В связи, с чем дальневосточными спасателями были получены положительные и высокие оценки. Работники Дальневосточного и Сахалинского БАСУ неоднократно принимали участие в комплексных совместных учениях по ликвидации аварийных разливов в Одессе, Владивостоке, Санкт-Петербурге, в международных учениях на Балтике, акваториях Америки, Японии и Канады (ТА СахФ МСС. Приказы, 1990-2014; ТА ПФ МСС. Приказы, 19902014). В процессе взаимодействия отрабатывались вопросы обеспечения безопасности мореплавания, готовности и реагированию на инциденты, связанные с разливами опасных и вредных веществ.
К накопленному дальневосточными морскими спасателями опыту проявляют интерес научные организации, в частности Институт защиты моря, созданный в Морском государственном университете имени адмирала Г.И. Невельского во Владивостоке на базе Центра по оценке и предотвращению последствий техногенных процессов. Ученые института совершенствуют систему защиты моря, в том числе и от загрязнения нефтью, которая попадает в воду после утечки нефтепродуктов с береговых баз хранения, при аварийных ситуациях на судах. Помимо этого, Институт занимается подготовкой специалистов, которые могут быть задействованы в экологических мероприятиях по местным или региональным планам ликвидации разливов нефти [6, с. 54-56].
Таким образом, в течение изучаемого периода дальневосточные подразделения Госморспас-службы регулярно повышали свой уровень аварийно-спасательной подготовки, проводили и принимали участие в учениях различных уровней и видов. В рассматриваемый период было налажено взаимодействие как с отечественными, так и с международными организациями. Среди них: ТОФ, МЧС и Минтранс России, Береговая охрана США и Японии, Нефтяная ассоциация Японии.
Филиалы морспасслужбы, ВМСКЦ и МСПЦ активно участвовали в реализации международного межправительственного соглашения NOWPAP совместно со спасательными организациями стран Азиатско-Тихоокеанского региона (Японии, Южной Кореи, Сингапура, Китая), а также в рамках договоров о сотрудничестве и совместном оказании помощи в случаях проведения аварийно-спасательных операций и при ликвидации разливов
нефти. Проводились ежегодные совещания, на которых подводились итоги совместной деятельности, обсуждались дальнейшие планы. Данную практику необходимо продолжить независимо от геополитических процессов в мире: спасение человеческой жизни и экологическая защита морских вод должны быть вне политики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Давыденко А.А. Работа морского и внутреннего водного транспорта: итоги и перспективы // Федеральный справочник. 2012. № 26. С. 357-366.
2. Емельянов М.Д. Безопасность морского транспорта России // Транспорт Российской Федерации. 2008. № 2 (15). С. 38-43.
3. Карев В.И., Хаустов А.В. Россия и США за чистые моря. М. 2009.
4. Коровин А.Г. Применение автоматических гидрометеорологических станций в концепции поисково-спасательного обеспечения морской деятельности Российской Федерации // Транспортное дело России. 2012. № 3. С. 35-39.
5. Морские спасатели России / под ред. В.И. Карева. М.: Морской флот, 2007.
6. Морские спасатели: ФГУП «Сахалинское бассейновое аварийно-спасательное управление» - 50 лет. Южно-Сахалинск: Издательство «Сахалин - Приамурские ведомости», 2010.
7. Морской спасательно-координационный центр // Дальневосточный морской портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. indrik-ceramica.ru/2_11.php
8. План ликвидации разливов нефти в море в оперативной зоне ответственности Сахалинского бассейнового аварийно-спасательного управления. M.: ЦНИИМФ, 1996.
9. Региональный план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на Дальневосточном морском бассейне Российской Федерации. М., 2009.
10. Сидорченко В.Ф. Крайняя необходимость при угрозе морских аварий. СПб., 2010.
REFERENCES
1. Davydenko, A.A., 2012. Rabota morskogo i vnutrennego vodnogo transporta: itogi i perspektivy
[The work of maritime and inland water transport: results and prospects], Federal'ny spravochnik, no. 26, pp. 357-366. (in Russ.)
2. Emel'yanov, M.D., 2008. Bezopasnost' morskogo transporta Rossii [Safety of Russian maritime transport], Transport Rossiiskoi Federatsii, no. 2, pp. 38-43. (in Russ.)
3. Karev, V.I., Khaustov, A.V., 2009. Rossiya i SShA za chistye morya [Russia and the USA for clean seas], Moskva. (in Russ.)
4. Korovin, A.G., 2012. Primenenie avtomaticheskikh gidrometeorologicheskikh stantsii v kontseptsii poiskovo-spasatel'nogo obespecheniya morskoi deyatel'nosti Rossiiskoi Federatsii [Application of automatic hydrometeorological stations in the concept of search and rescue services of Russian Federaion],Transportnoe delo Rossii, no. 3, pp. 35-39. (in Russ.)
5. Karev, V.I. ed, 2007. Morskie spasateli Rossii [Sea rescuers of Russia], Moskva: Morskoi flot, 2007. (in Russ.)
6. Morskie spasateli: FGUP «Sahalinskoe basseinovoe avariino-spasatel'noe upravlenie» - 50 let. [Sea rescuers: Federal State Unitary Enterprise "Sakhalin Basin Emergency and Rescue Management" -50 years]. Yuzhno-Sakhalinsk: Izdatel'stvo «Sakhalin - Priamurskie vedomosti», 2010. (in Russ.)
7. Morskoi spasatel'no-koordinatsionny tsentr [Maritime Rescue Coordination Centre]. URL: http:// www.indrik-ceramica.ru/2_11.php (in Russ.)
8. Plan likvidatsii razlivov nefti v more v operativnoi zone otvetstvennosti Sakhalinskogo basseinovogo avariino-spasatel'nogo upravleniya [Oil spill response plan in the sea in an operational area of responsibility of Sakhalin Basin Emergency Management], Moskva: CNIIMF, 1996. (in Russ.)
9. Regional'ny plan po preduprezhdeniyu i likvidatsii razlivov nefti i nefteproduktov na Dal'nevostochnom morskom basseine Rossiiskoi Federatsii [The regional plan for prevention and liquidation of oil spills and oil products in the Russian Far East sea basin], Moskva, 2009. (in Russ.)
10. Sidorchenko, V.F., 2010. Krainyaya neobkhodimost' pri ugroze morskikh avarii [Emergency during the threat of sea accidents], Sankt-Peterburg. (in Russ.)