Таким образом, архитекторы реализуют свою основную концепцию - от воды к небу, от темноты к свету, от самоанализа к открытости. Данный эффект перехода между разными реальностями достигается благодаря 678 иллюминаторам, позволяющим дневному свету проникать во внутренние пространства [4].
Очевидно, что процесс утилизации транспортных средств, утративших запас прочности для осуществления своей первоначальной функции, не должен ограничиваться их распилом на металлолом или длительным хранением в ожидании распада материи. Инженерная и дизайнерская мысль, вложенная в их создание, и материалы, являющиеся частью их интерьеров и отделки корпуса, не должны становиться «мусором». Суда, утратившие возможность быть частью транспортной системы, все еще сохраняют функциональный потенциал для грамотной адаптации. Потрясающие по красоте своих обводов танкеры, сухогрузы, пассажирские суда и т.п., построенные в 50-60 годах XX века, уже в 1980-90-е были брошены или распилены на металл, разобраны их потрясающие интерьеры, сняты дубовые перила и латунные детали. Изменилась корабельная архитектура: -неэффективные с точки зрения пожарной безопасности парадные лестницы, пронизывающие всю корабельную надстройку, сменились новой судовой архитектурой в виде изолированных палуб.
Закрылись многие исторические верфи в Великобритании, Италии и других странах, и сегодня единицы сохранившихся судов становятся ценными культурными артефактами, которые стремятся сохранить благодаря новой функции.
При создании новой архитектуры списанных судов, при безусловной опоре на социальные, культурные, исторические и экономические факторы, максимальный акцент должен делаться на экологичность. Именно такой подход может способствовать развитию экологически чистых территорий, что является сегодня одним из глобальных приоритетов мирового сообщества. Одна
из значимых задач проектов, направленных на обеспечение списанным судам «второй жизни», - преобразование избыточного количества объектов, загрязняющих окружающую среду, в нечто новое, способствующее развитию целых регионов, что не менее актуально и для России, на территории которой располагается немало корабельных кладбищ.
Библиография:
1. Вальдман Н.А. Влияние затонувших судов на экологическую безопасность прибрежных акваторий береговых зон России / Н.А. Вальдман, С.В. Викторов, В.Н. Илюхин, Л.Л. Озерова. -Текст: электронный // Труды Крыловского государственного научного центра. - 2019. - Т. 4, № 390. - С. 231-244. - URL: https:// www.researchgate.net/publication/337712566_Environmental_ impact_of_sunken_ships_upon_russian_coastal_waters_and_ shorelands (дата обращения: 20.04.2021) - DOI: 10.24937/25422324-2019-4-390-231-244.
2. Жданова В.Д. Пилить или не пилить? Правовое регулирование утилизации морских судов в РФ / В.Д. Жданова, И.Н. Самохина. - Текст: электронный // Корабел.ру: глобальная база данных по морской отрасли в России и странах СНГ. - Опубликовано 16 июля 2014. - URL: https://www.korabel.ru/news/ comments/pilit_ili_ne_pilit_pravovoe_regulirovanie_utilizacii_ morskih_sudov_v_rf.html (дата обращения: 20.04.2021).
3. Утилизация кораблей // Всё о переработке и утилизации отходов: [сайт]. - URL: https://musorish.ru/utilizatsiya-korabley/ (дата обращения: 20.11.2020).
4. Bota Bota/Sid Lee Architecture // ArchDaily: [сайт]. - Опубликовано 22 августа 2011. - URL: https://www.archdaily.com/161525/ bota-bota-sid-lee-architecture (дата обращения: 05.05.2021).
5. Brink, N. Black Gold project repurposes mega oil-tankers for land-based uses / N. Brink // Designboom: [website]. - Published 11.05.2015. - URL: https://www.designboom.com/architecture/ chris-collaris-design-black-gold-project-05-11-2015/(date of access: 05.05.2021).
6. Megson, K. Black Gold project imagines cities of the future located in huge repurposed oil tankers / K. Megson. - Text: electronic // CLAD news for architects, designers, investors & developers: [website]. - Published 01.02.2016. - URL: https://www.cladglobal.com/ CLADnews/architecture_design/Architecture-design-innovation-cities-oil-tanker-shipping-Black-Gold-Chris-Collaris/321281?sou rce=coprofiles (date of access: 05.05.2021)
А.В. Чубарова DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0066
A.V. Chubarova
Конструкции как украшения зданий Москвы рубежа XX-XXI веков Constructions as decoration of buildings in Moscow at the turn of the XX-XXI centuries
Ключевые слова: украшательство фасадов, конструкции, диспропорция, постсоветский постмодернизм, капиталистический романтизм.
Keywords: foofaraw, construction, disproportion, post-soviet postmodernism, capitalistic romanticism. Аннотация: В статье рассматриваются постройки Москвы конца 1990-х - начала 2000-х с точки зрения функциональности конструктивных элементов.
Abstract: The article analyses Moscow's buildings of the late 1990s - early 2000s in terms of functionality of their structural elements.
Московская архитектура конца прошлого столетия - структивных решений. Зодчие-практики того времени начала XXI века отличается своим уникальным коло- стремились создать дизайнерское разнообразие, для ритом, смешанностью стилей и неожиданностью кон- чего прибегали к сочетанию многочисленных истори-
ческих мотивов, их прочтению сквозь призму современных технических возможностей. В стремлении создать нечто противоположное строгому брежневскому стилю архитекторы постепенно пришли к чистому «украшательству» фасадов. Желание создать ощущение внешней «нарядности» здания и продемонстрировать новшества технологий привело к нарочитому внедрению конструктивно необоснованных деталей.
Так, к примеру, небезызвестный торговый центр «Наутилус» на станции метро «Лубянка» демонстрирует наличие изобилия заимствованных из эстетически выверенной, образцовой архитектуры деталей, не выполняющих их первоначальную функцию (рис. 1). Преувеличенные контрфорсы и словно приставленный карниз, дополненные декором в качестве мозаики, являются подражанием зданию гостиницы «Метрополь», расположенной неподалеку. В постройке гостиницы, возведенной на рубеже Х1Х-ХХ веков в стиле модерн, врубелевская мозаика окантована башенками и подчеркнута изгибами стены, тогда как в «Наутилусе» это второстепенный элемент декора, значимость которого нивелируется преувеличением объема других украшений. Круглые окна в здании торгового центра схожи с ритмическим рядом отверстий Мавзолея Вергилия
Эврисака в Древнем Риме. Также важно отметить, что карниз на постройке конца 1990-х не является частью антаблемента, а служит лишь средством объемного «подчеркивания» балкона. Помимо этого, контрфорсы не принимают значительную часть нагрузки, как это было принято в готике, а лишь задают ритмический рисунок входной группе.
Другим примечательным примером в исследовании данной темы может послужить здание московского театра Et cetera, возведенного в 1993 г. около станции метро «Тургеневская» (рис. 2). Данная постройка является наглядным образцом «приклеивания» выразительных деталей к фасадам. Среди них такие, как двухъярусная римская аркада ионического ордера, которая напоминает опытному зрителю Театр Марцелла в Вечном городе, и гиперболизированная колонна, схожая по пропорциям с башней-руиной Фельтона в Царском Селе. Однако в случае с первоисточниками заимствованных деталей, данные элементы несут нагрузку: арки передают вес вышерасположенных частей к основанию, а большая «колонна» является цилиндрическим объемом здания, вырастающим словно из земли. Совсем иначе устроена композиция в театре Et cetera. Здесь аркада «приставляется» в композиционно значимом углу, а колонна,
Рис. 1. Декор ТЦ «Наутилус» в сравнении с арх. элементами «Метрополя», Мавзолея Вергилия Эврисака, Парфенона и Собора в Йорке
Рис. 2. Декор театра Et cetera в сравнении с арх. элементами театра Марцелла и Башни-Руины. Декор Дома музыки в сравнении с арх. элементами Дома Национального Парламента, Крайслер Билдинг и Музея современного искусства
скрывающая в себе лестницу, «подвешена» в воздухе и поэтому воспринимается немонументально. К сожалению, приходится признать, что даже многочисленные проекты реконструкции данного строения отнюдь не улучшают ансамбль площади в контексте исторической застройки. Они «обхватывают» здание новыми панелями и деконструктивистскими объемами, еще больше «наседая» на бывшую территорию утраченного храма Фрола и Лавра, снесенного в 1930-е гг.
Однозначно нельзя пройти мимо комплекса Дома Музыки на станции метро «Павелецкая» (рис. 2). В данном случае взяты уже переосмысленные архитектурные мотивы. В этом ансамбле можно видеть подражание, например, архитектуре брутализма Дома Национального Парламента Луиса Кана, читаемой в сочленении крупных простых объемов с фигурными «выгрызами» в стенах. Также стоит отметить желание подчеркнуть верхушку московских небоскребов деталями, отсылающими реципиента к стилю ар-деко, однако в более грубых, обрубочных формах. То же мы видим и в здании, входящем в комплекс Дома Музыки, - главной высокой башне. Важно обратить внимание на «космическое» на-вершие башни, похожее в своем замысле на усложненный объем музея Современного искусства в Нитерое Оскара Нимейера. Отличие заключается в усложнении силуэта НЛО, подпертого для устойчивости вертикальными столбами, а в конечном счете смотрящегося менее монументальным. В случае с московскими строениями Ансамбля Дома Музыки все вышеупомянутые стилистические отсылки выступают излишне усложненными и конструктивно «нечестными». Этому периоду в русской архитектуре характерно обессмысливание правдивых конструктивных зависимостей и создание ложных связей и закономерностей.
Еще одним наглядным примером служит дом «Патриарх», расположенный на Патриарших Прудах недалеко от станции метро «Тверская» (рис. 3). Благодаря своим ясно читающимся деталям, высоким объемам и массивности здание не остается незамеченным. Классические колонны и пилястры, украшенные скульптурами, антаблементы неожиданно завершаются спиралевидным металлическим навершием. Такое украшение крыши не может не напомнить барочный купол церкви Сант-Иво алла Сапиенца, а также авангардные формы
Башни Татлина. Так или иначе в контексте исторической застройки Дом заявляет о себе не только своей высотой и грузными объемами, но и узнаваемой макушечкой, служащей городским ориентиром близрасположенных исторических достопримечательностей.
Последним характерным примером является торгово-развлекательный комплекс «Европейский», соседствующий со зданием Киевского вокзала (рис. 3). Он наиболее примечателен с точки зрения интерьеров: его лифтовые холлы и атриумы своим цветовым и световым решением напоминают казино Лас-Вегаса с горящими огнями и манящими возможностями фортуны, то есть решение дизайна внутренних пространств прячет узлы конструкций за яркими панелями, замы-ливающими глаз. Однако стоит отметить, что и наружные детали удивительны в своей наивности. Так, например, нарочито огромная конструкция навеса над входом в торговый центр возбуждает интерес на предмет своей необходимости. Также нельзя не обратить внимание на декоративные металлические сферы, подвешенные на тросах. Их суть схожа с обликом готических пинаклей, но башенки над аркбутанами являлись важной конструктивной единицей, помогающей верно распределить усилия, а металлические сферы в «Европейском» - чистая бутафория. Другие элементы в этом здании - приставные «триумфальные» арки - спроектированы, очевидно, лишь с целью быть приятными глазу.
Таким образом, можно сделать вывод, что данный сравнительный анализ, представляющий собой компактное пособие по выявлению признаков архитектуры эры Лужкова, позволяет путем исканий классических истоков форм зодчества Москвы двух предыдущих десятилетий установить их только внешнюю схожесть с элементами архитектуры прошлого. Как выяснилось ранее, в них выявляется превалирование декоративной составляющей над рациональностью.
В заключение стоит признать, что от выплесков архитектуры рассматриваемого периода избавиться невозможно, к тому же в большинстве случаев в том нет нужды. Эти постройки воспринимаются многими новыми поколениями как данность и неотъемлемая часть застройки любимого города. Кроме того, каждое из сооружений несет большую функциональную нагрузку, будь то театр, жилое здание или торговый центр. Важ-
Рис. 3. Декор дома «Патриарх» в сравнении с Сант-Иво алла Сапиенца и Башней Татлина. Декор ТЦ «Европейский» в сравнении с готическими конструкциями и интерьерами казино
но отметить, что интерьеры многих из приведенных в пример сооружений выполнены качественно и со вкусом и смотрятся актуально по сей день (например, Дом Музыки). Это значительно влияет на профессиональную оценку данных построек и общее отношение к ним. Сквозь призму времени зодчие наших дней признают дерзость и кураж архитектуры той эпохи. У нее бесспорно есть «лицо», почти каждое здание так или иначе обретает говорящее название, прочно входящее в культурный код москвичей. Эта архитектура уже является частью нашей истории, образцом пусть для кого-то неудачного, но смелого, громкого и потрясающего опыта, вызывающего споры и обсуждения по сей день.
Библиография:
1. Варламов И. 100 советов мэру / И. Варламов, М. Кац. - Москва: Альпина нон-фикшн, 2020. - 464 с. - ISBN 978-5-00139-255-2.
2. Витрувий. Десять книг об архитектуре / Витрувий; перевод Ф. А. Петровского. - Репринтное издание. - Москва: Архитектура-С, 2006. - 327 с.
3. Герасимов Ю. История архитектуры. Том 1 / Ю. Герасимов, Н. Годлевский, М. Зубова. - Москва: Архитектура-С, 2016. -488 с. - (Специальность «Архитектура»). - ISBN 978-5-96470270-2.
4. Гропиус, В. Круг тотальной архитектуры / Вальтер Гропиус; перевод А.С. Пинскера. - Москва: Ад Маргинем, 2017.
5. Парамонова, Д. Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова / Даша Парамонова. - 3-е издание (электронное). - Москва: Стрелка Пресс, 2017. - 91 с. - ISBN 9785-906264-08-4.
6. Ревзин Г. Русская архитектура рубежа XX-XXI вв. / Г. Ревзин. -Москва: Новое издательство, 2013. - 530 с.: ил.
7. Эллард, К. Среда обитания: Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие / Колин Эллард; перевод А.М. Васильевой, Е.Б. Корюкиной. - Москва: Альпина Паблишер, 2020.
Т.Н. Скрыпицына, М.Р. Владимирова DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0067
T.N. Skrypitsyna, M.R. Vladimirova
Технология получения информации о территории ландшафтного проектирования с использованием материалов аэрофотосъемки с беспилотных летательных аппаратов
Technology for Acquiring Information about a Landscape Design Area Using Aerial Survey Data from Unmanned Aerial Vehicles
Ключевые слова: BIM технологии, беспилотный летательный аппарат, цифровые модели рельефа, цифровые модели объектов, ландшафтное проектирование.
Keywords: BIM, UAV, digital terrain models, digital object models, landscape design.
Аннотация: В статье рассмотрена технология получения цифровой модели местности как совокупности пространственных данных о рельефе и объектах на земной поверхности по снимкам, полученным с беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Показано, как по аэрофотоснимкам, полученным с квадрокоптера Phantom 4 Pro, была построена цифровая модель рельефа (ЦМР) и созданы трехмерные векторные обмерные чертежи архитектурного объекта. ЦМР и чертежи строились в единой системе координат. Это позволило сформировать общий трехмерный проект для дальнейшего проектирования.
Abstract: The article deals with the technology of producing a digital territory model as a set of spatial data on the terrain and objects on the earth's surface. Models are built from images obtained from unmanned aerial vehicles. It is shown how, based on aerial photographs obtained from the unmanned aerial vehicle Phantom 4 Pro, a digital elevation model (DEM) was built and three-dimensional vector dimensional drawings of an architectural object were created. DEM and drawings were built using a single coordinate system. This made it possible to form a general three-dimensional project for further design work in software systems used by architects.
В данной статье показан современный подход к формированию цифровой основы при проектировании объектов ландшафтной архитектуры и одновременно реконструкции существующей застройки. Медленный, но необратимый переход к подготовке архитектурно-строительных проектов в среде BIM также требует особых навыков, позволяющих получать необходимые данные максимально быстро и с наименьшими затратами [2, 7].
Обычно в основе проекта лежат материалы, полученные по результатам геодезических измерений и обмерных работ, выполненных на местности. Как правило, эти работы продолжительны и их материалы требуют
дополнительной обработки для создания полноценной цифровой модели местности и объектов. При этом трудозатраты возрастают с увеличением сложности рельефа и усложнением формы объекта. Топографические планы и обмерные чертежи фасадов выполняются в разных системах координат (геодезическая и локальная система координат фасадов), что так же вызывает определенные проблемы.
Использование технологии получения информации о территории ландшафтного проектирования с использованием материалов аэрофотосъемки с беспилотного летательного аппарата (БЛА) во многом упрощает процесс моделирования ландшафта.