928
ПРАВОВЕДЕНИЕ
ПРОБЛЕМА УСЫНОВЛЕНИЯ РОССИИСКИХ ДЕТЕЙ © Т. В. Ивлева
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450005 г. Уфа, ул. Достоевского, 131.
Тел.: +7 (961) 360 7743.
E-mail: [email protected]
Проблема усыновления является одной из самых актуальных в России. В связи с этим в настоящей статье рассмотрены особенности института усыновления российских детей. Статья охватывает последние события усыновления в нашей стране, в том числе, принятие «Закона Димы Яковлева» и обращение американских граждан в Европейский суд, как реакцию на данный закон. В статье представлены последние статистические данные о детях-сиротах и количестве усыновленных детей гражданами зарубежных стран. Обсуждается Проект Закона РФ «Обусыновлении российских детей» и др.
УДК 34
Ключевые слова: усыновление, ребенок, сирота, В последнее время тема усыновления очень актуальна для нашей страны. В первую очередь это связано со случаями жестокого обращения с российскими детьми за рубежом и принятием «Закона Димы Яковлева» [1], который с 1 января 2013 г. прекратил действие двустороннего Соглашения между РФ и США о сотрудничестве в области усыновления и запретил ряду американцев въезд в Россию.
Несмотря на то, что количество детей, передаваемых на усыновление иностранным гражданам в 2012 г. сократилось на 64% (с 4.5 тыс. до 2.6 тыс. детей) [2, с. 162], наша страна находится на третьем месте после Китая и Эфиопии по количеству передачи детей на усыновление за рубеж [3].
Таблица
Статистика усыновления российских детей иностранными усыновителями в 2012 г.
Страна Численность детей Численность детей-инвалидов
1 2 3
США 646 71
Канада 41 0
Италия 762 53
Испания 502 28
Франция 245 3
Германия 129 5
Ирландия 30 1
Великобритания 33 1
Швеция 39 4
Финляндия 18 4
Бельгия 8 0
Израиль 86 1
Новая Зеландия 7 0
Мальта 12 0
Словения 21 0
Швейцария 10 0
Аргентина 12 0
Государства, вхо- 2 0
дящие в СНГ
Другие государст- 1 0
жестокое обращение, защита ребенка, суд.
Чем же не угодил россиянам институт иностранного усыновления, когда более 2.5 тыс. детишек обретают семьи за рубежом, из них 170 -дети-инвалиды (табл.), которые вряд ли найдут родителей в нашей стране и получат полноценное лечение?
При этом в России продолжает проживать 195.5 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [4].
Во-первых, большой процент передачи детей на иностранное усыновление, - это плохая репутация самой страны, так как значительное количество детей-сирот и детских домов говорит о несовершенстве государственной политики в сфере детства, неспособности государства защитить своих маленьких граждан, а также неразвитости института семьи.
Согласно опросу российских граждан, только 14% могли бы сейчас усыновить ребенка. Для остальных это не приемлемо по причине возраста, отсутствия достаточной материальной базы, хороших жилищных условий и т.д. [5].
Во-вторых, в последнее время увеличилось количество случаев жестокого обращения с российскими детьми за рубежом.
На настоящий момент известно 17 случаев гибели российских детей в результате жестокого обращения с ними в американских приемных семьях, и гораздо больше детей пострадало в результате издевательств [6].
Что касается оказания правовой помощи по делам, расследуемым Следственным комитетом РФ (СК РФ) по фактам убийств и насилия в отношении детей, то Россия ее практически не получает.
По словам Генпрокурора Юрия Чайки, его ведомство направило 19 запросов об оказании правовой помощи по уголовным делам, расследуемым СК РФ по фактам убийств и насилия в отношении детей в США, и получило 7 ответов, только в одном случае запрос был удовлетворен [7].
«Мы вынуждены самостоятельно расследовать преступления, совершаемые приемными родителями против российских детей, собирать документы в
ISSN 1998-4812
Вестник Башкирского университета. 2013. Т. 18. №3
929
защиту наших пострадавших сирот и даже нанимать адвокатов и экспертов», - подчеркнул Павел Астахов [8].
Все это опять свидетельствует о том, что государство не способно защитить своих маленьких граждан за рубежом.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 165 Семейного кодекса РФ, российские дети, усыновляемые иностранцами, до достижения ими совершеннолетия являются гражданами России, и их защита должна осуществляться консульскими учреждениями Российской Федерации, в которых указанные дети состоят на учете.
В-третьих, не исключен вариант вывоза российских детей за рубеж посредством института усыновления в целях дальнейшей их продажи на органы [9].
Прекращение с 1 января 2013 г. действия двустороннего Соглашения между РФ и США о сотрудничестве в области усыновления породило новые проблемы правового характера для России.
Так, в январе 2013 г. в Европейский суд по правам человека подана коллективная жалоба от четырех американских семей, которые не согласны с решением российских судов о прекращении производства по делам об усыновлении в связи с вступлением в силу «Закона Димы Яковлева».
Американцы жалуются на нарушение Россией статьи 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод [10, с. 396.] по причине отказа им в усыновлении российских детей.
Дело в том, что процесс усыновления американскими родителями российских детей проходил последнюю стадию в суде, когда был принят «Закон Димы Яковлева». К этому времени между американскими семьями и российскими детьми, по словам заявителей, уже начали складываться семейные отношения.
Как не удивительно, но меньше чем через месяц Европейский суд коммуницировал указанное дело.
Сегодня наша страна действительно обеспокоена проблемой усыновления.
В связи с этим в последние месяцы активно обсуждается законопроект об усыновлении детей самими гражданами нашей страны.
Предполагается, что величина единовременной денежной выплаты при усыновлении ребенка-инвалида гражданами РФ возрастет до 100 тыс. рублей (Сейчас она составляет чуть более 13 тыс. рублей). Приоритетом при усыновлении будут пользоваться родственники ребенка. Усыновление другими гражданами будет возможно только при наличии письменного отказа родственников на усыновление ими самими [11].
Как видим, инициаторы законопроекта настроены на стимулирование граждан, желающих усыновить детей.
Позицию о материальном стимулировании поддерживает и Владимир Путин [12].
В сложившейся ситуации в сфере усыновления предлагаем реализовать следующие меры:
1. Как можно быстрее принять Закон об усыновлении, так как до сих пор такого закона в России нет.
2. В двухсторонних соглашениях между странами предусмотреть обязанность усыновителей ставить учет в Консульство РФ усыновляемых детей, а также ответственность усыновителей в случае, если они этого не сделают.
Считаем, что такая обязанность иностранных усыновителей должна вытекать не только из Постановления Правительства РФ.
3. В законопроекте об усыновлении прописать автоматический механизм передачи информации о факте усыновления иностранной семьей от суда до МИД РФ.
4. Отдавать детей лишь в те страны, с которыми у России есть соглашения о сотрудничестве. При этом в каждом соглашении предусмотреть четкий и действенный механизм контроля над усыновляемыми детьми за рубежом.
5. Ужесточить требования к агентствам, занимающимся усыновлением.
7. Выработать более действенные механизмы оказания правовой помощи между государствами по делам с жестоким обращением детей за рубежом.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Федеральный закон от 28.12.2012 №272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» / Российская газета, 2012. .№302.
2. Доклад «О положении детей в Российской Федерации» 2012 г. М.: Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, 2013.
3. По данным Министерства образования РФ и Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей. URL: http ://www.usynovite.ru/statistics/2012/7/
4. Добрынина Е. Россияне не готовы к усыновлению детей // Интернет-портал Российской газеты. 19 февраля 2013 г.
5. Гасюк А. Жесткая реакция на мягкий приговор // Российская газета. 2012/ №5703 (30).
6. Иностранцы чаще, чем россияне усыновляют российских сирот-инвалидов. URL: http://www.dislife.ru/news/theme/ 23500
7. Брынцева Г. «Изощренные теории Терезы» // Интернет-портал Российской Газеты от 12 февраля 2012 г.
8. Букарский В. Почему следует запретить иностранное усыновление? URL: http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/ 12/26/pochemu_sleduet_zapretit_inostrannoe_usynovlenie/
9. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 г. // Международное право: сборник документов. М.: РИОР, 2009.
10. Шкель Т. Мама, я хочу домой // Российская газета. 2012, №6059.
11. Интервью с В. Путинным // Эхо Москвы. 20 декабря 2012 г. URL: http://www.echo.msk.ru/blog/echomsk/973224-echo/
Поступила в редакцию 09.08.2013 г.