3.3. О МЕЖДУНАРОДНОМ УСЫНОВЛЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Шангареев Анвар Тагирович, аспирант; Российская государственная академия интеллектуальной собственности, (РГАИС); город Москва
Аннотация: В настоящее время все тема международного усыновления популярна как никогда, отчасти это связано с запретом на усыновление граждан РФ гражданами сШа. В статье реализована попытка обоснования необходимости международного усыновления. В статье приводятся аргументы в защиту данного явления, и о необходимости контроля данной сферы. Все аргументы и факты приведенные сторонниками закона «Димы Яковлева» не основательны и ничтожны по сравнению со счастьем десятков тысяч детей которые были усыновлены, выросли и стали достойными членами общества. Международные усыновители в большинстве случаев брали детей, шанс которых быть усыновленными в РФ был катастрофически низок, а граждане США брали их и снимали материальную нагрузку с РФ в весьма сложные годы, когда финансирование этой отрасли было в разы ниже. Даная сфера должна быть четко подконтрольна, в крайнем случае должны предоставляться квоты по усыновлениям. Но запрет на усыновление отчасти противоречит Конституции РФ. Не стоит забывать, что усыновленные граждане РФ отчасти и создают тот положительный образ о нашей стране, который сложился в США, Германии, Италии, Испании (и других странах) в поседении годы.
Ключевые слова: международное усыновление; права ребенка; права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
ON THE INTERNATIONAL ADOPTION IN THE RUSSIAN FEDERATION
Shangareev Anvar, post- graduate student; Russian State Academy of Intellectual Property (RGAIS), Moscow
Abstract: At present, all the topic of international adoption is popular as ever, this is partially due to the ban on adoptions of Russian citizens U.S. citizens. In this paper an attempt to justify realized the need for international adoption. The article presents the arguments in favor of this phenomenon, and the need to control this field. All the arguments and facts presented supporters of the law «Dima Yakovlev» is not thorough and insignificant in comparison with the happiness of tens of thousands of children who were adopted, have grown and become worthy members of society. International adoptive parents in most cases the children were taken, the chance to be adopted in which the Russian Federation was disastrously low, and citizens of the United States took them and filmed material load with Russia in a very difficult years, when the funding of the industry was in Miscellaneous below. Danae scope must be clearly under the control of, or at least should be given quota on adoptions. But the ban is contrary to the adoption of the Constitution of the Russian Federation. Do not forget that it is the citizens of the Russian Federation adopted that create a positive image of our country that has emerged in the United States, Germany, Italy, Spain (and others) in the graying years.
Keywords: custody, children without parental care, children with disabilities.
В настоящее время все средства массовой информации и интернет изобилуют своими комментариями по поводу прекращения усыновления российских де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иностранными усыновителями.
Естественно одни поддерживают Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», другие, наоборот, критикуют его. Почему данный закон вызвал такое широкое обсуждение в нашем обществе?
Главное в том, что в соответствии со ст. 4 данного закона наложен запрет на усыновление американскими гражданами российских детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
«Запрещается передача детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, а также осуществление на территории Российской Федерации деятельности органов и организаций в целях подбора и передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, желающим усыновить (удочерить) указанных детей.»
Международное усыновление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иностранными усыновителями было узаконено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 04.12.1979 года Кодексом о браке и семье РСФСР и Конвенцией о правах ребёнка, подписанной и ратифицированной Россией в 1990 году. Международное усыновление может применяться, «если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным».
Практическое применение международного усыновления началось с 1991 года, когда впервые иностранные граждане обратились по вопросу усыновления в Российскую Федерацию. В начале это усыновление, как и, усыновление российскими гражданами, проходило в рамках постановления Главы администрации по месту нахождения ребенка, и только с 1996 года вопросы усыновления были переданы суду на местном уровне, а затем суду на уровне субъекта Федерации. За 20 лет существования института международного усыновления было усыновлено более 80 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и вывезено за пределы Российской Федерации. Вместе с тем стоит отметить, что это дети, как прави-
ло, имеют хронические заболевания, являются инвалидами или имеют отклонения в психическом или физическом развитии.
Международное усыновление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предполагало, как прямое обращение иностранных граждан в органы опеки и попечительства, так и через аккредитованные представительства. Представительства вели сопровождение данных усыновителей, то есть осуществляли перевод документов на русский язык, выступали по доверенности во всех органах и организациях, а также в суде, в качестве переводчиков, организовывали пребывание иностранных граждан в России в плане быта. А также несли ответственность перед органами опеки и попечительства за предоставление информации об усыновленном ребенке в течение первых трех лет, посредством предоставления 4 отчетов об адаптации, жизни и развитии ребенка в семье усыновителей с приложением фотоматериалов.
Органы опеки и попечительства в России предпочитали работать с аккредитованными представительствами, так как они выступали гарантами предоставления отчетов о жизни ребенка в семье усыновителей. Именно не посредников, что запрещено российским законодательством, а аккредитованных представительств, сопровождающих иностранных усыновителей в вопросе усыновления ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации.
Если проанализировать все случаи, где происходило нарушение прав ребенка по международному усыновлению, связаны с отсутствием аккредитованного представительства в деле усыновления.
Необходимо отметить, что международное усыновление предполагало передачу на усыновление не новорожденного ребенка, а ребенка, которого в течение 8 месяцев органы опеки и попечительства предлагали на усыновление российским гражданам и в первую очередь родственникам под опеку.
Наряду с вышесказанным необходимо отметить, что Российская Федерация подписала, но не ратифицировала Конвенцию о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления, заключенную 29.05.1993 года, поэтому запрещение усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан Российской Федерации иностранными гражданами, в частности гражданами США не противоречит международному праву.
Но вместе с тем надо отметить, что сотни российских детей лишились основного права: жить и воспитываться в семье, потому что не каждая приемная российская семья готова принять ребенка-инвалида или имеющего хроническое заболевание, а российское здравоохранение - «поставить на ноги» такого ребенка. Мы, к сожалению, не имеем системы реабилитации детей-инвалидов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а американские усыновители располагают и системой реабилитации и системой обучения детей, которых в нашем образовании называют «необучаемыми» и помещают в учреждения социальной защиты доживать свой век.
Почему иностранные граждане идут на международное усыновление? Разве в их стране отсутствуют детские дома? Разве у них нет наркомании и алкоголизма, результатом которых становятся дети социальными сиротами?
Есть и наркомания и алкоголизм, есть и детские дома, переполненные, как и у нас, социальными сирота-
ми. В США в детских домах воспитывается около 500 тысяч детей и на каждого из них государство в год тратит около 15 тысяч долларов.
Просто все дело в законодательстве. На Западе нет института лишения родительских прав. По решению суда у родителей, при их недостойном поведении и отсутствии заботы о детях, могут отобрать ребенка и поместить его в учреждение социальной защиты. Этого ребенка может взять на воспитание приемная семья, но родителям по решению суда в любой момент могут вернуть ребенка, а если они вновь нарушат закон - детей опять отберут. И так до бесконечности. Это и есть причина, по которой иностранные граждане обращаются в Россию по вопросу усыновления.
Нельзя говорить о том, что на Западе нет усыновления. Институт усыновления поставлен очень хорошо. Во Франции социальной поддержкой пользуются приемные семьи, которые принимают на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. В США ежегодно усыновляется около 30 тысяч детей.
Если рассматривать институт усыновления в США, то он регламентируется законами и подзаконными актами соответствующих штатов, а также унифицированным законом об усыновлении (Uniform Adoption Act), одобренным в 1994 г. межштатным консультативным органом - Национальной конференцией за единообразие законов штатов (National Conference of Uniform State Laws) - и федеральным законом об иммиграции и гражданстве.
В США отсутствует орган на уровне федерации, который регулировал бы национальное и международное усыновление. Вопросы, связанные с усыновлением, решаются в основном на уровне штатов, где ими занимаются местные органы власти, в рамках которых действуют специальные службы по делам семьи и правам ребенка, в ведение которых входит как оказание помощи в усыновлении детей-сирот, сопровождение этих семей, так и лицензирование коммерческих и бесприбыльных агентств, занимающихся этой проблемой.
Лицензия выдается сроком на один год. В США работает около 4 тысяч организаций, занимающихся оказанием помощи своим гражданам в сборе документов и подборе ребенка-сироты в пределах своей страны. На международном уровне - это только подготовка необходимых документов и дальнейшее сопровождение семьи, усыновившей ребенка.
В виду того, что в каждом штате действует свое законодательство, то естественно и требования к усыновителям различные, но они немногим отличаются друг от друга. Если сравнивать с нашим усыновлением, то по закону процедура усыновления является тайной, а разгласивший её, подвергается уголовному преследованию. В США усыновление не является тайной. Социальная служба, прежде чем выдать заключение на возможность усыновления, опрашивает соседей и родственников о возможности передачи в данную семью ребенка-сироты. Кандидаты в усыновители заключают у нотариуса договор на случай своей смерти о передаче усыновленного ими ребенка под опеку своему родственнику или другу.
Организации или агентства, занимающиеся подготовкой документов и сопровождения семей, усыновивших ребенка, как, правило, являются солидными организациями как коммерческие, так и работающие на бесприбыльной основе Они очень дорожат своей репутацией, подбор кадров осуществляют квалифицированный и
подготовленный к работе с семьями. Строгое соблюдение законодательства, как Штата, так и международного является для них строго обязательным, так как малейшее нарушение законодательства, финансовой или налоговой дисциплины ведет к лишению лицензии. Контролирующие органы осуществляют периодическую проверку деятельности этих организаций.
В соответствии с решением конгресса в стране функционирует Национальная информационная палата по усыновлению (National Adoption Information Clearinghouse), которая издает и распространяет различные брошюры, буклеты и другие материалы, а также рекомендует гражданам агентства, в которые можно обратиться за помощью.
В консульской службе госдепа имеется отдел по проблемам детей (Children's Issues), который консультирует американских граждан по вопросам международного усыновления: перечень документов и требования стран к кандидатам в усыновители и процедуре усыновления. Других услуг госдеп не оказывает.
В соответствии с законом об иммиграции и гражданстве разрешение на въезд усыновленного ребенка в США дает Служба иммиграции и натурализации (СИН) при соблюдении ряда формальностей: заявитель должен подать заполненную форму I-600, в которой указываются данные усыновителей и ребенка, заключение социальной службы об условиях жизни и добропорядочности усыновителей. Заключение действительно в течение года с момента утверждения. Заключение должно быть документально подтверждено, что заявители никогда не находились под судом, следствием или арестом, не получали ранее отказа в усыновлении, не допускали актов насилия в отношении членов семьи, особенно детей, не злоупотребляют алкоголем, не употребляют наркотики.
В СИН представляются также отпечатки пальцев ходатайствующих, затем ФБР проверяет их по криминальным учетам. После чего, СИН дает разрешение на въезд ребенка в страну и уведомляет об этом соответствующее американское консульство, которое в дальнейшем оформляет на него иммиграционную визу категории IR-3. По законам шт. Айова, Вирджиния и Род-Айленд усыновление считается юридически завершенным только после решения американского суда. В этих случаях консульства выдают детям визы категории IR-4. В штате Нью-Гемпшир все материалы на ребенка направляются из местного отделения СИН в Национальный визовой центр, где информация вводится в компьютерный учет, делу присваивается специальный номер, о чем наряду с повторным разрешением на выдачу иммиграционной визы уведомляется американское консульство за границей. Выехав в нужную страну, усыновители проводят усыновление ребенка и получают на него визу в консульском загра-нучреждении США.
Процедура получения визы на усыновленного ребенка не является простой и однозначной, так как усыновив ребенка, граждане США обязаны в загранконсуль-стве предъявить документы на усыновленного им ребенка: решение суда об усыновлении, свидетельство о рождении, выданное на имя уже усыновленного ребенка, медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка, заполнить анкету формы 0F-230, фотографии и самого ребенка, пройти собеседование и получить на ребенка национальный паспорт.
Консул наделен полномочиями требования от усыно-
вителей дополнительных сведений о ребенке, а именно, подтверждение, что действительно ребенок является сиротой или оставшимся без попечения родителей, что местные органы власти располагают сведениями, что данный ребенок выезжает за пределы своей страны и другие сведения, так как нередки случаи злоупотребления гражданами США своими правами. Госдеп неоднократно заявлял о своем резко отрицательном отношении к каким-либо нарушениям при оформлении международных усыновлений, так как такие факты могут привести к полному или частичному запрещению конкретной страной вывоза детей за границу.
Если консул счел возможным въезд усыновленного ребенка в США, усыновители в течение 24 часов получают иммиграционную визу на ребенка.
Усыновленные дети-иностранцы не получают автоматически гражданство США, однако приемные родители имеют в соответствии с законом «Об иммиграции и гражданстве» право на их натурализацию в ускоренном порядке. Ускоренная натурализация возможна только в отношении лиц моложе 18 лет и при условии постоянного проживания родителей и ребенка в США. Для этого родители подают в местное отделение СИН ходатайство формы N-643, а на детей старше 14 лет также и заполненную форму FD-258 с отпечатками пальцев
Существующая в США процедура усыновления американских и иностранных детей-сирот, не будучи идеальной, в целом соответствует стандартам и требованиям Гаагской конвенции, призванной всемерно защищать интересы усыновляемого ребенка.
Большой интерес американцев к международному усыновлению из России и Украины обусловлен различными факторами, но в первую очередь отсутствующей в США возможностью получения детей европейской расы.
В последние годы, как усыновление внутри страны, так и международное значительно коммерциализировалось и превратилось в довольно доходный бизнес: в условиях, когда усыновление больного ребенка в США обходится американцам в 10-20 тыс. долл., а за здорового они готовы заплатить до 100 тыс. долл., усыновление за рубежом им обходится гораздо дешевле.
Список литературы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»
2. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 04.12.1979 года
3. Кодекс о браке и семье РСФСР
4. Конвенция о правах ребёнка
5. Шангареев А. Т. Вопросы лишения и ограничения родительских прав - проблема осуществления основных гарантий прав ребенка // Бизнес в законе №3, 2013, с. 21-24
6. Шангареев А. Т. Права и обязанности усыновителей по законодательству Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве №3, 2012, с. 81-83
Reference list:
1. The federal law of the Russian Federation of December 28, 2012 No. 272-FZ "About measures of impact on the persons involved in violations of the fundamental rights and freedoms of the person, the rights and freedoms of citizens of the Russian Federation"
2. Decree of Presidium of the Supreme Council of RSFSR of 04.12.1979
3. The code about marriage and a family of RSFSR
4. Convention on the rights of the child
5. Shangareev A. T. Questions of deprivation and restriction of the parental rights - a problem of implementation of the main guarantees of the rights of the child//Business in the law No. 3, 2013, page 21-24
6. Shangareev A. T. The rights and duties of adoptive parents by the legislation of the Russian Federation//Gaps in the Russian legislation No. 3, 2012, page 81-83
РЕЦЕНЗИЯ
на статью аспиранта Российской Государственной Академии Интеллектуальной Собственности Шангареева А.Т. «0 международном усыновлении в Российской Федерации» Статья Шангареева А. Т. посвящена актуальной теме, как в современном семейном праве Российской Федерации, так и в сфере международных правоотношений.
Автор раскрывает особенности правовой регламентации усыновления детей на примере сШа.
Автор аргументирует свой подход к вопросу на правовом и практическом уровне.
Актуальность рецензируемой статьи заключается в практическом опыте, приведенном автором и порядка усыновления российских детей гражданами сШа.
Источники, цитируемые в рецензируемой статье, отражают современную точку зрения на исследуемую проблематику. Статья рекомендуется для публикации
Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса, доктор юридических наук, профессор
И. А. Близнец