Научная статья на тему 'Проблема управления финансами малого предприятия: теория информационной проблемы и новый подход к процессу изучения финансов'

Проблема управления финансами малого предприятия: теория информационной проблемы и новый подход к процессу изучения финансов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
193
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ / FINANCIAL MANAGEMENT / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / РАЗВИТИЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / SMALL ENTERPRISE DEVELOPMENT / INFORMATIONAL CHALLENGE / ПРЕПОДАВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ ДИСЦИПЛИН / TEACHING FINANCIAL DISCIPLINES / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Литау Екатерина Яковлевна

Цель. Обосновать зависимость проблем управления финансами малого предприятия с развитием малого и среднего бизнеса в целом. Задачи. Выделить основные проблемы развития малого бизнеса в современных условиях и проанализировать их влияние на систему управления финансами предприятия Результаты. Неизменность статистики, согласно которой из года в год соотношение к общему числу организаций малых предприятий как в России, так и в развитых странах (США, страны Евросоюза) значительно превышает 90%, в то время как доля средних предприятий нередко составляет менее 2%, демонстрирует неэффективность мер государственной поддержки, направленной на борьбу с внешними факторами с целью роста и развития малого и среднего бизнеса. Это позволяет предположить, что внешние факторы не имеют решающего значения для развития малого предприятия, а сама проблема носит внутренний характер и связана, в первую очередь, с личностью предпринимателя, наличием у него предпринимательского таланта и способности воспринимать и обрабатывать информационные потоки предприятия. Неспособность своевременно диагностировать и разрешить информационную проблему не позволяет предпринимателю высвободить временные ресурсы, необходимые для эффективного управления предприятием, в том числе его финансами. С другой стороны, неэффективность управления финансами малого предприятия во многом обусловлена отсутствием у предпринимателей соответствующего финансового образования, в то время как основная масса учебных материалов, призванных восполнить данные знания, направлена на решение в первую очередь проблем крупного бизнеса. Это приводит к трудностям в восприятии информации в рамках учебных курсов и зачастую ее неприменимости на практике в условиях малого бизнеса. Представляется, что положительный вектор развития малого бизнеса (как в России, так и за рубежом), а также повышение эффективности управления финансами на малых предприятиях в значительной степени может быть обусловлено решением одновременно двух упомянутых выше проблем - преодолением «информационной проблемы» и изменением методики преподавания финансовых дисциплин для обеспечения предпринимателей необходимыми профессиональными знаниями в области управления финансами предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Литау Екатерина Яковлевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of Financial Management at a Small Enterprise: Informational Challenge Theory and a New Approach to Studying Finance

Aim. This study aims to substantiate the correlation between the financial management at a small enterprise and the development of small and medium business in general. Tasks. This study identifies the main problems in the development of small enterprises under modern conditions and analyzes their effect on the system of financial management at an enterprise. Results. According to the unchanged statistics, throughout the years the number of small enterprises in both Russia and developed countries (United States, members of the European Union) has been above 90% of the total number of organizations, while medium enterprises account for just 2%. This proves that state support measures aimed at combating external factors in order to enhance and develop small and medium business are far from effective. Therefore, it can be concluded that external factors are nor decisive for the development of small enterprises, and the problem itself is internal. It is associated with the personality of the entrepreneurs, their entrepreneurial talent or lack thereof, and their capability of comprehending and processing information flows of the enterprise. Failure to timely detect and solve the informational challenge prevents an entrepreneur from having enough time required for effective management of the enterprise and its finances. On the other hand, financial management at a small enterprise can be inefficient largely due to the lack of corresponding financial education among entrepreneurs, while most educational resources that are supposed to fill this gap in knowledge are focused primarily on solving the problems of large business. This complicates the perception of information during training courses and often makes the obtained knowledge completely inapplicable to small enterprises. It seems that a positive vector in the development of small enterprises (both in Russia and abroad) and the increased efficiency of financial management at small enterprises can be achieved by solving the two aforementioned problems, i.e. by overcoming the “informational challenge” and by changing the methods of teaching financial disciplines that would provide the required professional knowledge in the field of financial management to entrepreneurs.

Текст научной работы на тему «Проблема управления финансами малого предприятия: теория информационной проблемы и новый подход к процессу изучения финансов»



> <с

Проблема управления финансами малого предприятия: теория информационной проблемы и новый подход к процессу изучения финансов

The Problem of Financial Management at a Small Enterprise: Informational Challenge Theory and a New Approach to Studying Finance

УДК 334.7:658.14

Литау Екатерина Яковлевна

доцент Санкт-Петербургского академического университета, кандидат экономических наук 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит А

Ekaterina Ya. Litau

St. Petersburg Academic University Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103

Цель. Обосновать зависимость проблем управления финансами малого предприятия с развитием малого и среднего бизнеса в целом.

Задачи. Выделить основные проблемы развития малого бизнеса в современных условиях и проанализировать их влияние на систему управления финансами предприятия

Результаты. Неизменность статистики, согласно которой из года в год соотношение к общему числу организаций малых предприятий как в России, так и в развитых странах (США, страны Евросоюза) значительно превышает 90%, в то время как доля средних предприятий нередко составляет менее 2%, демонстрирует неэффективность мер государственной поддержки, направленной на борьбу с внешними факторами с целью роста и развития малого и среднего бизнеса. Это позволяет предположить, что внешние факторы не имеют решающего значения для развития малого предприятия, а сама проблема носит внутренний характер и связана, в первую очередь, с личностью предпринимателя, наличием у него предпринимательского таланта и способности воспринимать и обрабатывать информационные потоки предприятия. Неспособность своевременно диагностировать и разрешить информационную проблему не позволяет предпринимателю высвободить временные ресурсы, необходимые для эффективного управления предприятием, в том числе его финансами.

С другой стороны, неэффективность управления финансами малого предприятия во многом обусловлена отсутствием у предпринимателей соответствующего финансового образования, в то время как основная масса учебных материалов, призванных восполнить данные знания, направлена на решение в первую очередь проблем крупного бизнеса. Это приводит к трудностям в восприятии информации в рамках учебных курсов и зачастую ее неприменимости на практике в условиях малого бизнеса. Представляется, что положительный вектор развития малого бизнеса (как в России, так и за рубежом), а также повышение эффективности управления финансами на малых предприятиях в значительной степени может быть обусловлено решением одновременно двух упомянутых выше проблем — преодолением «информационной проблемы» и изменением методики преподавания финансовых дисциплин для обеспечения предпринимателей необходимыми про-

фессиональными знаниями в области управления финансами предприятия.

Ключевые слова: управление финансами, предпринимательство, развитие малых предприятий, информационная проблема, преподавание финансовых дисциплин

Aim. This study aims to substantiate the correlation between the financial management at a small enterprise and the development of small and medium business in general.

Tasks. This study identifies the main problems in the development of small enterprises under modern conditions and analyzes their effect on the system of financial management at an enterprise.

Results. According to the unchanged statistics, throughout the years the number of small enterprises in both Russia and developed countries (United States, members of the European Union) has been above 90% of the total number of organizations, while medium enterprises account for just 2%. This proves that state support measures aimed at combating external factors in order to enhance and develop small and medium business are far from effective. Therefore, it can be concluded that external factors are nor decisive for the development of small enterprises, and the problem itself is internal. It is associated with the personality of the entrepreneurs, their entrepreneurial talent or lack thereof, and their capability of comprehending and processing information flows of the enterprise. Failure to timely detect and solve the informational challenge prevents an entrepreneur from having enough time required for effective management of the enterprise and its finances. On the other hand, financial management at a small enterprise can be inefficient largely due to the lack of corresponding financial education among entrepreneurs, while most educational resources that are supposed to fill this gap in knowledge are focused primarily on solving the problems of large business. This complicates the perception of information during training courses and often makes the obtained knowledge completely inapplicable to small enterprises. It seems that a positive vector in the development of small enterprises (both in Russia and abroad) and the increased efficiency of financial management at small enterprises can be achieved by solving the two aforementioned problems, i.e. by overcoming the "informational challenge" and by changing the methods of teaching financial disciplines that would provide the required professional knowledge in the field of financial management to entrepreneurs. Keywords: financial management, entrepreneurship, small enterprise development, informational challenge, teaching financial disciplines

Прежде чем рассматривать проблему управления финансами малого предприятия, следует обратиться к более глобальному вопросу, без понимания которого сложно оценить значимость тех или иных практических предложений или рекомендаций. Имеется в виду проблема развития малого бизнеса в целом.

Малые предприятия имеют особое значение для экономического благополучия любой страны. Они вносят существенный вклад в развитие экономики, что обуславливает интерес исследователей к изучению их особенностей, отраслевой специфики деятельности и предпосылок их преобразования в средние предприятия. Поддержка и развитие малого бизнеса составляет одну из приоритетных задач любого государства. Тем не менее на практике решение данной задачи вызывает трудности. Различные виды государственной поддержки (финансовой, информационной, административной и пр.) [1, с. 87-90; 2-6] в большинстве своем демонстрируют низкую эффективность и неспособность повлиять на радикальное решение проблемы.

Согласно статистике [1, с. 10; 7, с. 323, 330; 8-11], доля малых предприятий как в развитых странах, так и в России значительно превышает 90% от общего числа организаций, в то время как доля средних предприятий нередко составляет менее 2%. Это позволяет предположить, что подавляющее большинство малых предприятий никогда не вырастут. Нередко проблемы их развития связывают с внешними причинами, такими как недостатки государственной политики в отношении этих экономических субъектов. Но, принимая во внимание тот факт, что статистические данные (процентные соотношения между категориями экономических субъектов) в разных странах практически идентичны, можно сделать вывод о независимости данной ситуации от экономических, политических и каких-либо иных различий между государствами. Это также позволяет предположить, что существует единая универсальная причина, обуславливающая проблему.

Данный вопрос составляет предмет многолетних исследований, опираясь на результаты которых [1214], мы приходим к заключению, что эффективность деятельности малых предприятий определяется не только и, возможно, не столько внешними факторами, а в первую очередь внутренним фактором — личностью самого предпринимателя. В целях исследования мы придерживаемся эволюционного подхода, подразумевающего, что процесс развития организации проходит все стадии: от создания до различных преобразований. Стадия образования предприятия имеет решающее значение и полностью обуславливается непосредственно личностью предпринимателя, который на этом этапе является движущей силой его развития. Таким образом, личность предпринимателя — это наиболее существенный субъективный фактор [15, с. 146], имеющий решающее значение для потенциальной возможности возникновения «собственного дела». В процессе активной деятельности предпринимателя проявляются особенности его личности, в немалой степени обуславливающие успех предприятия, — одержимость предпринимательской идеей и способность к риску.

Деятельность любого предприятия может быть представлена в виде системы информационных потоков, объем и количество которых возрастают по мере его роста и развития. Так как для малого предприятия характерно единоличное управление и, следовательно, один центр принятия решений, такой рост информационных потоков различной степени важности, проходящих через предпринимателя, неизбежно приводит к проблеме восприятия и обработки им получаемых данных ввиду естественной ограниченности человеческих возможностей восприятия, анализа и синтеза информации [16]. Таким образом, возникает «информационная проблема». С одной стороны, она

является очевидным свидетельством развития пред- < приятия, а с другой — препятствием для дальнейшего ш движения.

Разрешение информационной проблемы возможно ^ посредством перераспределения информационных □= потоков. Оно реализуется в виде делегирования пол- 5 номочий и, соответственно, приводит к структурным х изменениям системы управления на предприятии. х Следует отметить, что в тех случаях, когда этот про- ш цесс инициируется предпринимателем, это делается т интуитивно и зачастую хаотично в стремлении решить 2 сиюминутные задачи. В отсутствие перераспреде- > ления информационных потоков дальнейшее разви- 2 тие предприятия не представляется возможным, по- н скольку предприниматель, непосредственно участвуя < в принятии и реализации всех решений касательно 1= деятельности предприятия, независимо от степени х их важности ограничивает возможности роста ком- х пании своими же собственными способностями по о восприятию и качественной переработке информа- н-ции. Осознание данной проблемы и научный подход к ее решению с помощью соответствующей методики [17], несомненно, будут способствовать повышению эффективности процесса развития и позволят предпринимателю сосредоточить внимание на главных вопросах, действительно требующих его участия (например, как управление финансами).

Появление у предпринимателя в результате перераспределения потоков дополнительных ресурсов времени, необходимого для восприятия и обработки информации, открывает потенциальные возможности развития малого предприятия и, как следствие, расширения масштаба его деятельности. Время — наиболее ценный ресурс, так как для каждого отдельного субъекта оно строго ограничено: никому из нас не дано более 24 часов в сутки. В условиях наличия «информационной проблемы», даже при условии высочайшей профессиональной квалификации предпринимателя, например, в области экономики или юриспруденции, развитие предпринимательской деятельности не представляется возможным, так как ресурсы этого специалиста ограничиваются его индивидуальной работоспособностью.

Таким образом, одной из основополагающих причин, препятствующих эффективному развитию и управлению предприятием в целом, является наличие «информационной проблемы». Другая проблема носит, скорее, внешний характер. Она относится к управлению финансами предприятия и лежит в плоскости педагогической практики. Имеется в виду проблема финансового образования предпринимателей.

В ряде исследований неоднократно отмечалось, что уровень образования представителей малого и среднего бизнеса зачастую гораздо ниже, чем у представителей других занятий. Этому есть логическое объяснение, поскольку склонность к риску скорее формируется у людей, которые социально менее защищены. Им нечего терять. Представителям данной категории присущи амбициозность, решимость и способность адаптироваться в условиях неопределенности. Наименьшая степень социальной защищенности характерна для низкообразованных слоев населения, и эта среда во многом способствует формированию качеств, необходимых предпринимателю.

Точка зрения, согласно которой большинство представителей малого предпринимательства не обладают высоким уровнем образования, конечно, не является бесспорной. Данная позиция всего лишь выражает некую преобладающую характеристику, которая просле-

< живается у этой категории экономических субъектов, ш причем независимо от национальных и культурных | отличий.

^ Ввиду недостатка интеллектуальных и финансовых ресурсов у предприятия на начальном этапе его раз-2 вития и, следовательно, отсутствия развитого управ-х ленческого аппарата предприниматель выполняет так-х же функции менеджера. Несмотря на врожденный ш предпринимательский талант, выделенный в качестве т одного из типов таланта Г. Гарднером в начале 1980£ х гг. [18], для анализа текущего финансового положе-> ния организации, оценки ее перспектив и принятия 2 обоснованного решения требуются определенные н знания и навыки в области финансов.

< Представляется, что в целях достижения наилуч-1= шего эффекта процесс своевременного и грамотно-х го распределения информационных потоков должен х сопровождаться эффективным финансовым управ-о лением. Традиционными источниками восполнения н- недостатка знаний представляются соответствующие

учебные курсы и пособия. По дисциплинам «Финансы», «Финансовый менеджмент» в настоящее время существует большое количество иностранной и отечественной учебной литературы. Авторами наиболее известных фундаментальных работ в данной области являются Ю. Бригхэм, С. Росс, Ченг Ф. Ли, Дж. С. Ван Хорн, Р. Брейли, С. Майерс. Среди отечественных авторов можно выделить Л. П. Павлову, Г. Б. Поляка, Е. С. Стоянову, В.В.Ковалева, М. В. Романовского и др.

Но независимо от степени популярности того или иного учебника существует объединяющая их проблема, которая заключается в изложении учебного материала — а именно, в их общей направленности на решение в первую очередь финансовых вопросов крупных корпораций. Их авторы уделяют значительное внимание таким темам, как формирование инвестиционного портфеля, международное валютное хеджирование, оценка инвестиционных проектов и т. п. Перечисленные вопросы, несомненно, актуальны для крупного бизнеса, но малое предприятие с ними никогда не столкнется. Те же замечания можно отнести и к соответствующим курсам учебных заведений.

Таким образом, мы можем констатировать наличие еще одной действительно актуальной проблемы. Для эффективного управления малым предприятием и его развития предпринимателю требуются соответствующие знания в области финансов, которые он мог бы сразу применить на практике для решения насущных вопросов, т. е. базовый объем информации, которая может быть дополнена в случае необходимости по мере развития предприятия. Но знания, предлагаемые сферой образовательных услуг в рамках стандартизированных учебных курсов и пособий, рассчитаны, как правило, на представителей крупных корпораций. Зачастую они непонятны представителям малого бизнеса и неприменимы в рамках деятельности интересующей нас категории экономических субъектов.

Однако рассматривая данный вопрос, нельзя не упомянуть и о другой крайности. Она выражается в изобилии краткосрочных курсов, представляющих материал в крайне упрощенной, если не сказать примитивной, форме, часто без соблюдения какой-либо системы. Они, не давая фактических знаний, утверждают предпринимателя во мнении о бесполезности любого обучения, от чего также нельзя ожидать положительного результата.

Очевидно, что для целей качественного управления малым предприятием необходимо иметь четкое

представление о стадии его развития и применять адекватный данному уровню инструментарий знаний.

Представляется, что решению данной проблемы могут способствовать, с одной стороны, некоторые изменения в методике преподавания финансовых дисциплин как студентам, так и практикующим предпринимателям. Они должны быть направлены на разграничение объема предоставляемых в рамках того или иного курса знаний в зависимости от категории экономических субъектов. С другой стороны, необходимы учебные пособия, которые учитывали бы потребности предприятий малого бизнеса. Имеется ввиду не упрощение материала, традиционно представляемого в учебниках, но выбор и включение в курс тех тем и вопросов, которые будут актуальны для предприятий малого бизнеса, акцентируя внимание на базовых элементах с постепенным переходом к более сложным вопросам.

Перечень тем, которые следует изучать представителю малого бизнеса, — дискуссионный вопрос. Но представляется несомненным, что для понимания науки финансов начинать изучение принципиально важно с элементарных основ, т. е. с финансовой отчетности. Подобно «дорожной карте», представляющей собой модель местности, бухгалтерская отчетность является «моделью» организации и основным источником данных для принятия управленческих решений. Без знания и понимания принципов формирования учетных данных, составления отчетности, корреляции отчетных форм, разницы подходов к формированию управленческого, бухгалтерского и налогового учетов дальнейшее изучение финансовых дисциплин не имеет смысла, так как эти знания составляют фундаментальную основу.

Мы приходим к выводу, что положительный вектор развития малого бизнеса (как в России, так и за рубежом) в значительной степени может быть обусловлен решением одновременно двух названных выше проблем — преодолением «информационной проблемы» и получением необходимых профессиональных знаний в области управления финансами предприятия. Если «информационная проблема» носит внутренний характер, обусловлена особенностями личности предпринимателя и ее решение в большей степени зависит от самого предпринимателя, то вторая проблема, касающаяся вопросов финансового образования, требует активного участия научного сообщества для разработки и внедрения соответствующих методик и подготовки учебных пособий.

Своевременное принятие этих мер, по нашему мнению, позволит вывести предприятия на новый уровень развития, преодолеть их стагнацию и в перспективе будет способствовать увеличению доли средних предприятий в общей структуре экономических субъектов.

Литература

1. Малое и среднее предпринимательство в России. 2015: Стат. сб. / Росстат. М., 2015. 96 с.

2. Программа деятельности акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» на 2016 год: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://corpmsp.ru/upload/iblock/ Ь7а/Программа деятельности Корпорации МСП на 2016 год^Г

3. Объем выданных поручительств РГО субъектам малого и среднего предпринимательства за период с 01.01.2016 по 31.03.2016: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://corpmsp.ru/upload/iblock/676/Объем выданных поручительств РГО субъектам МСП I квартал 2016.pdf.

4. Программа стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://corpmsp.ru/upload/iblock/ 4Ь2/Программа стимулирования кредитования субъектов МСП (редакция от 28_06_2016).pdf.

5. What SBA Offers to Help Small Businesses Grow: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sba.gov/ loans-grants/see-what-sba-offers/what-sba-offers-help-small-businesses-grow.

6. COSME financial instruments: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ec.europa.eu/growth/access-to-fi-nance/cosme-financial-instruments_en.

7. Российский статистический ежегодник. 2015: Стат. сб. / Росстат. М., 2015. 728 с.

8. Annual Report on European SMEs 2014/2015. SMEsstart-hiringagain: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.escholar.manchester.ac.uk/api/datastream7publication Pid=uk-ac-man-scw:294378&datastreamId=FULL-TEXT.PDF.

9. Annual Report on European SMEs 2013/2014 — A Partial and Fragile Recovery Final Report — July 2014. SME Performance Review 2013/2014: [Электронный ресурс]. Режим доступа: file:///C:/Users/v.salina/Downloads/annual-report-smes-2014_en.pdf.

10. Annual Report on European SMEs 2012/2013 - A Recovery on the Horizon? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://th.enterprise-europe-germany.de/public/uploads/een-th/downloads/annual-report-smes-2013_en.pdf.

11. Number of Firms, Number of Establishments, Employment, and Annual Payroll by Enterprise Employment Size for the United States and States, Totals: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.census.gov.edgekey.net/data/ tables/time-series/econ/susb/2007-2013-susb-totals.html.

12. Литау Е. Я. Информационная проблема как фактор, препятствующий эффективному развитию малых предприятий // Бизнес, менеджмент и право. 2013. № 1 (27). С. 146-150.

13. Литау Е. Я. Управленческий аспект проблемы развития МРП — теория информационной проблемы // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2013. № 7-1. С. 78-85.

14. Литау Е. Я. Теоретико-методические разработки в области управления малыми развивающимися предприятиями: Дисс. ... канд. экон. наук. СПб., 2013. 183 с.

15. Маслобоева О. Д. Роль субъективного фактора в развитии отечественной экономики // Научно-технические ведомости СПбГПУ: Гуманитарные и общественные науки. 2010. № 2 (111). С. 143-149.

16. Miller G. A. The Magical Number Seven, Plus or Minus Two: Some Limits in our Capacity for Processing Information // The Psychological Review. 1956. Vol. 63. P. 81-97.

17. Литау Е. Я. Методика повышения эффективности развития малых предприятий // Экономика и предпринимательство. 2013. № 11 (40). С. 918-924.

18. Gardner H. Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences. 3rd ed. N.Y.: Basic Books, 2011. 528 p.

References

1. Maloe i srednee predprinimatel'stvo v Rossii: 2015. Stat.sb. [Small and medium business in Russia: 2015. Stat. coll.]. Moscow, Rosstat Publ., 2015. 96 p.

2. Joint-stock company «Federal Corporation for the Development of Small and Medium Entrepreneurship» program for2016. Available at: http://corpmsp.ru/upload/iblock/b7a/ Программа деятельности Корпорации МСП на 2016 год. pdf. (in Russ.).

3. The volume of guarantees of regional guarantee institutions < to small and medium-sized enterprises for the period from 1 01.01.2016 to 31.03.2016. Available at: http://corpmsp.ru/ 5 upload/iblock/676/Объем выданных поручительств РГО * субъектам МСП I квартал 2016.pdf. (in Russ.). ш

4. Credit incentive program for small and medium-sized busi- S nesses. Available at: http://corpmsp.ru/upload/iblock/4b2/ 2 Программа стимулирования кредитования субъектов х МСП (редакция от 28_06_2016).pdf. (in Russ.).

5. What SBA offers to help small businesses grow. Available ^ at: https://www.sba.gov/loans-grants/see-what-sba-offers/ ^ what-sba-offers-help-small-businesses-grow. <

6. COSME financial instruments. Available at: https://ec.europa. d eu/growth/access-to-finance/cosme-financial-instruments_ ^ en. ^

7. Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik: 2015. Stat. sb. [Rus- н-sian statistical yearbook: 2015. Stat. coll.]. Moscow, Rosstat < Publ., 2015. 728 p. ^

8. Annual Report on European SMEs 2014/2015. SMEs start x hiring again. Available at: https://www.escholar.manche- ^ ster.ac.uk/api/datastream?publicationPid=uk-ac-man-scw: o_ 294378&datastreamId=FULL-TEXT.PDF. °

9. Annual Report on European SMEs 2013/2014 - A Partial and >-Fragile Recovery Final Report. July 2014. SME Performance Review 2013/2014. Available at: file:///C:/Users/v.salina/ Downloads/annual-report-smes-2014_en.pdf.

10. Annual Report on European SMEs 2012/2013 - A Recovery on the Horizon? Available at: http://th.enterprise-europe-germany.de/public/uploads/een-th/downloads/annual-report-smes-2013_en.pdf.

11. Number of Firms, Number of Establishments, Employment, and Annual Payroll by Enterprise Employment Size for the United States and States, Totals. Available at: http://www. census.gov.edgekey.net/data/tables/time-series/econ/susb/ 2007-2013-susb-totals.html.

12. Litau E.Ya. Informatsionnaya problema kak faktor, prepy-atstvuyushchiy effektivnomu razvitiyu malykh predpriyatiy [The information problem as a factor hindering the effective development of small enterprises]. Biznes, menedzhment i pravo, 2013, no. 1 (27), pp. 146-150.

13. Litau E.Ya. Upravlencheskiy aspekt problemy razvitiya MRP - teoriya informatsionnoy problemy [Management aspect of the problem of MCI - the theory of information problem]. Ekonomika i upravlenie: analiz tendentsiy i perspektiv razvitiya, 2013, no. 7-1, pp. 78-85.

14. Litau E.Ya. Teoretiko-metodicheskie razrabotki v oblasti uprav-leniya malymi razvivayushchimisya predpriyatiyami. Kand. ekon. nauk. diss. [Theoretical and methodological developments in the field of small developing business management. Cand. econ. sci. diss.]. St. Petersburg, SPb Univ. of Management and Economics Publ., 2013. 183 p.

15. Masloboeva O. D. Rol' sub"ektivnogo faktora v razvitii ote-chestvennoy ekonomiki [The role of the subjective factor in the development of the domestic economy]. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPbGPU: Gumanitarnye i obshche-stvennye nauki [Scientific and Technical Gazette of St. Petersburg State Polytechnical University. Ser. Humanities and social sciences], 2010, no. 2 (111), pp. 143-149.

16. Miller G. A. The magical number seven, plus or minus two: Some limits in our capacity for processing information. The Psychological Review, 1956, vol. 63, pp. 81-97.

17. Litau E.Ya. Metodika povysheniya effektivnosti razvitiya malykh predpriyatiy [Technique to increase the efficiency of development of small enterprises]. Ekonomika ipredprinimatel'stvo, 2013, no. 11 (40), pp. 918-924.

18. Gardner H. Frames of mind: The theory of multiple intelligences. 3d ed. New York, Basic Books Publ., 2011. 528 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.