Научная статья на тему 'Факторы, ограничивающие рост производства отечественных и зарубежных малых и средних предприятий обрабатывающей промышленности, и программы государственной поддержки'

Факторы, ограничивающие рост производства отечественных и зарубежных малых и средних предприятий обрабатывающей промышленности, и программы государственной поддержки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
379
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ОБРАБАТЫВАЮЩИЙ СЕКТОР / БАРЬЕРЫ РОСТА / МЕРЫ И ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES / MANUFACTURING SECTOR / BARRIERS TO GROWTH / STATE SUPPORT MEASURES AND PROGRAMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шулаева Оксана Вячеславовна

Одной из важных задач государственной промышленной политики Российской Федерации является более активное использование потенциала малого и среднего бизнеса в рамках обрабатывающего сектора. В настоящей статье обобщены главные барьеры развития малых и средних предприятий обрабатывающей промышленности, проведено сопоставление значимости факторов, ограничивающих рост производства, в разрезе размерных групп компаний в России и за рубежом. Систематизированы основные программы и меры поддержки отечественных малых и средних организаций обрабатывающего производства, проанализированы оценки их эффективности со стороны предпринимателей, осуществлено сравнение с иностранным опытом господдержки. По итогам исследования сформулированы ключевые рекомендации и выявлены некоторые перспективные направления совершенствования мер помощи отечественному малому и среднему бизнесу в обрабатывающем секторе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constraints on the output growth of Russian and international small and medium-sized manufacturing enterprises and state support programs

An increased use of the potential of small and medium-sized enterprises in the manufacturing sector is a pivotal task of Russian state industrial policy. The research summarizes the main barriers to the development of small and medium-sized manufacturing enterprises, compares the constraints on the output growth in terms of different groups of companies in Russia and abroad. The basic support programs and measures of Russian small and medium-sized manufacturing enterprises are systematized, the assessments of their effectiveness are analyzed, and the Russian state support practices are compared with the international ones. Based on the results of the study, the author makes the key recommendations and identifies the promising areas of assistance improvement related to domestic small and medium-sized businesses in the manufacturing sector.

Текст научной работы на тему «Факторы, ограничивающие рост производства отечественных и зарубежных малых и средних предприятий обрабатывающей промышленности, и программы государственной поддержки»

УДК 334.012.63/.65

https ://doi.org/10.24158/tipor.2018.10.9

Шулаева Оксана Вячеславовна

главный специалист Института цифровой экономики и информационных технологий Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова

ФАКТОРЫ, ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ РОСТ ПРОИЗВОДСТВА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, И ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ [1]

Аннотация:

Одной из важных задач государственной промышленной политики Российской Федерации является более активное использование потенциала малого и среднего бизнеса в рамках обрабатывающего сектора. В настоящей статье обобщены главные барьеры развития малых и средних предприятий обрабатывающей промышленности, проведено сопоставление значимости факторов, ограничивающих рост производства, в разрезе размерных групп компаний в России и за рубежом. Систематизированы основные программы и меры поддержки отечественных малых и средних организаций обрабатывающего производства, проанализированы оценки их эффективности со стороны предпринимателей, осуществлено сравнение с иностранным опытом господдержки. По итогам исследования сформулированы ключевые рекомендации и выявлены некоторые перспективные направления совершенствования мер помощи отечественному малому и среднему бизнесу в обрабатывающем секторе.

Ключевые слова:

малые и средние предприятия, обрабатывающий сектор, барьеры роста, меры и программы государственной поддержки.

Shulaeva Oksana Vyacheslavovna

Leading Research Fellow, Institute of Digital Economy and Information Technology, Plekhanov Russian University of Economics

CONSTRAINTS ON THE OUTPUT GROWTH OF RUSSIAN AND INTERNATIONAL SMALL AND MEDIUM-SIZED MANUFACTURING ENTERPRISES AND STATE SUPPORT PROGRAMS [1]

Summary:

An increased use of the potential of small and medium-sized enterprises in the manufacturing sector is a pivotal task of Russian state industrial policy. The research summarizes the main barriers to the development of small and medium-sized manufacturing enterprises, compares the constraints on the output growth in terms of different groups of companies in Russia and abroad. The basic support programs and measures of Russian small and medium-sized manufacturing enterprises are systematized, the assessments of their effectiveness are analyzed, and the Russian state support practices are compared with the international ones. Based on the results of the study, the author makes the key recommendations and identifies the promising areas of assistance improvement related to domestic small and medium-sized businesses in the manufacturing sector.

Keywords:

small and medium-sized enterprises, manufacturing sector, barriers to growth, state support measures and programs.

Малые и средние предприятия (далее - МСП) обрабатывающего сектора во многих странах мира играют существенную роль в реализации государственной промышленной политики, обеспечивая устойчивость производственного сектора и его инновационность. В рамках осуществления государственных программ промышленного развития МСП в обозначенной области содействие и поддержка нацелены на расширение их производства. Потенциал российских МСП в настоящее время раскрыт не в полной мере и нуждается в комплексных мерах стимулирования. В Стратегии развития МСП до 2030 г. поставлена цель увеличения доли обрабатывающей промышленности в обороте МСП до 20,0 % [2]. В 2017 г. этот показатель был равен 9,9 %, доля обрабатывающего сектора в объеме инвестиций МСП в основной капитал - 11,9 % [3]. Для увеличения данных параметров необходимы создание благоприятных экономических условий организации нового бизнеса, выявление и устранение существующих сегодня барьеров развития МСП, включая организации обрабатывающего сектора.

Исследование основных препятствий, ограничивающих развитие МСП, их сопоставление с барьерами различных размерных групп предприятий и иностранных компаний позволяют выявить специфику, присущую российским МСП обрабатывающего сектора. Сравнение мер государственной поддержки данной области в РФ и зарубежных странах дает возможность определить перспективные направления совершенствования государственной промышленной политики для обеспечения роста производства.

Наиболее существенными факторами, ограничивающими развитие рассматриваемого сектора, представителями малых предприятий (далее - МП) во II квартале 2018 г. названы недостаточный спрос на продукцию на внутреннем рынке (58 % респондентов), высокий уровень налогообложения (52), неопределенность экономической ситуации (48 %) [4]. Налоговая нагрузка в качестве главной трудности для субъектов малого бизнеса в 2017 г. также отмечена в докладе Российского союза промышленников и предпринимателей (далее - РСПП) [5, с. 3]. Кроме того, в документе указывается, что самой острой проблемой предпринимательской деятельности в 2014-2017 гг. в России является рост цен и тарифов (50 % опрошенных в 2017 г.), на втором месте находится налоговая нагрузка, на третьем - недостаток квалифицированных кадров (41,8 %) [6].

Данные исследования аналитического центра НАФИ, выполненного в 2018 г., свидетельствуют о том, что высокие налоговые и неналоговые платежи, а также пониженный спрос на товары и услуги служат главными барьерами развития для МСП в большинстве отраслей экономики [7]. Необходимо отметить, что провести детальное сопоставление ограничений в развитии бизнеса различных размерных категорий предприятий затруднительно, так как в рамках трех указанных докладов анкеты с набором вопросов, задаваемых интервьюируемым, были различны (рисунок 1). Это влечет как существенные несовпадения - наличие или отсутствие вопроса, так и менее значимые - расхождения в формулировках схожих вопросов.

Отсутствие или несовершенство нормативно-правовой базы/ Административные барьеры

Недостаток квалифицированных рабочих /недостаток квалифицированных кадров

Сложности с получением кредита/высокий процент Недостаток финансовых средств Неопределенность экономической ситуации

Высокий уровень налогообложения

Недостаточный спрос на продукцию предприятия на внутреннем рынке/ Снижение спроса

0

20

40

60

80

Малые предприятия обрабатывающих производств, 2 кв. 2018 Малые и средние предприятия (производство и добыча ископаемых), февраль 2018 ■ Преимущественно крупные предприятия, 2017

Рисунок 1 - Факторы, ограничивающие рост производства предприятий России [8]

Недостаточный спрос на продукцию на внутреннем рынке является для МП обрабатывающего сектора самым существенным ограничителем развития (58 %). Как отмечалось ранее, высокий уровень налогообложения выступает критическим препятствием для всех размерных групп промышленных предприятий, в наибольшей степени для МСП обрабатывающей и добывающей отраслей (63 %). Третьим по значимости для МП служит неопределенность экономической ситуации, отмеченная почти половиной респондентов. Вопрос о недостатке финансовых средств задавался в рамках исследования Росстата, во всех трех документах предметом анализа значились сложности с получением кредита и величиной процентной ставки кредитования. Для МП обрабатывающего сегмента большой ограничительной мощностью обладают как недостаток денежных средств (36 %), так и высокий процент коммерческого кредита (23 %). Также важны трудности, касающиеся недоступности финансирования (31 %). Для крупных компаний эта проблема менее актуальна (16 %).

Следующим фактором, замедляющим развитие МП обрабатывающего сектора, является дефицит квалифицированных рабочих (22 %), для МСП и крупного бизнеса этот ограничитель обладает намного большей мощностью - 51 и 42 % соответственно. Сопоставление подтверждает, что значимость факторов, сдерживающих рост производства, кроме показателя высоких налогов, варьирует в зависимости от размера предприятия. Так, МП чувствительны к снижению

спроса, а крупные - нет. Наоборот, фактор роста цен и недостатка квалифицированных кадров имеет высокую степень важности для корпораций, но не является непреодолимым барьером для МП. Это свидетельствует об актуальности разработки специальных мер поддержки небольших фирм обрабатывающего сектора как элемента государственной промышленной политики.

Сравнение с показателями, ограничивающими развитие предприятий в зарубежных странах, например в Европейском союзе (рисунок 2), подтверждает, что негативное влияние барьеров российские предприятия ощущают в большей мере, чем иностранные. Тройку лидирующих ограничителей отечественных МП обрабатывающего сектора отмечают более половины опрошенных (см. рисунок 1), в то время как ключевую проблему для европейских МП выделяет немногим более четверти респондентов. Максимальную сложность для европейских компаний на настоящий момент представляет дефицит квалифицированных кадров (см. рисунок 2), для российских МСП в области производства и добычи ископаемых этот фактор второй по значимости, а для малых обрабатывающих производств - лишь шестой (см. рисунок 1). Недостаточность спроса является вторым по важности ограничителем, на который указывают около четверти респондентов европейского опроса предпринимателей [9], для специалистов наших МП (более 58 %) данный фактор выступает основным.

Административные барьеры

Недостаток квалифицированного персонала и опытных менеджеров

Затраты на производство и рабочую силу

Недостаточная доступность финансирования

Конкуренция

Недостаток спроса

0,0 5,0 10,0 15,0 20,0 25,0 30,0 % МСП □ крупные □ средние □ малые микро

Рисунок 2 - Факторы, ограничивающие развитие европейских предприятий в 2017 г. [10]

Проблемы с финансированием в среднем в странах Евросоюза испытывают не более 9 % предприятий - участников опроса, для российских МСП этот параметр обладает большей значимостью (более 30 % опрошенных). Также в Европе наблюдается существенно меньшая дифференциация в значениях показателей по ограничителям роста для различных размерных групп предприятий по сравнению с отечественными (см. рисунок 1). Это можно объяснить как неодинаковой степенью важности факторов, влияющих на развитие производства, для размерных групп российских компаний, так и примененной в статье методикой сопоставления данных на основе трех опросов, проводимых не одновременно и разными организациями.

Программы государственной поддержки МСП в России реализуются в следующих направлениях: финансовом, налоговом, информационном, имущественном, консультационном и др. Большинство мер помощи МСП обрабатывающего сектора осуществляется в рамках мероприятий, реализуемых в соответствии с приказом Минэкономразвития от 25.03.2015 г. № 167 и проектов Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства (далее -Корпорация МСП). Среди финансовых мер необходимо выделить компенсацию затрат на приобретение и лизинг оборудования, гарантии, возмещение процентных ставок по кредитам и затрат на сертификацию и обучение сотрудников, льготное и гарантийное кредитование и др.

Расчеты, выполненные на основе данных Росстата [11], свидетельствуют о том, что доля МП обрабатывающего сектора, получивших государственную поддержку (3,2 %), близка к среднему показателю всех МП (2,0 %), но значительно отстает от количества малых сельскохозяйственных предприятий, среди которых помощь оказана 37,4 %. Доля МП обрабатывающей промышленности, информированных о возможности выделения субсидий (34,3 %), также близка к среднему по всем видам деятельности и существенно - почти в 2 раза - проигрывает сельхозор-ганизациям. Наиболее популярной среди компаний всех видов деятельности является финансовая поддержка, и обрабатывающий сектор не исключение (86,4 %). Наименее востребованна имущественная помощь - ею воспользовались 2,4 % учреждений.

Анализ по видам обрабатывающих производств свидетельствует об относительно высокой степени информированности (42,6 %) о возможности получения государственной поддержки предприятий, занятых производством пищевых продуктов, включая напитки, и табака. Это, по-видимому, обусловливает и относительно высокую долю получателей помощи в данной категории организаций среди других в обрабатывающей промышленности - 8,1 %. Довольно низкие значения доли получателей господдержки демонстрируют компании по выпуску электрического, электронного и оптического оборудования (1,8 %), а также машин и механизмов (1,6 %).

Как отмечалось ранее, высокий уровень налогообложения находится на втором месте по значимости среди ограничений развития малых обрабатывающих производств. В сводках Росстата нет сведений об объемах используемой налоговой поддержки, которая является чрезвычайно актуальной как для малого бизнеса, так и для других размерных категорий компаний. Согласно данным Корпорации МСП основными видами налоговой поддержки со стороны регионов РФ служат льготы по налогам на прибыль и имущество, снижение налоговой ставки, налоговые каникулы (как правило, для только что открытого предприятия). Под эгидой Корпорации МСП и других институтов развития реализуется ряд мер господдержки, в которых могут принять участие МСП обрабатывающего сектора (таблица 1). В рамках программы «Инвестиционный лифт» в 2016-2018 гг. одобрено финансирование 20 проектов общим бюджетом 26 249,0 млн р., в стадии рассмотрения в 2018 г. находятся 6 проектов с общим бюджетом 10 224,0 млн р. [12].

Таблица 1 - Программы и меры поддержки для МСП обрабатывающего сектора

Программа/мера поддержки Организатор Условия/основания участия

Программа стимулирования кредитования субъектов МСП (пониженная ставка по кредитам для МСП) Корпорация МСП Обрабатывающее производство входит в перечень приоритетных отраслей экономики

«Капитал для МСП» и «Инвестиционный заем (Мезонин)» Фонд «Мир» То же

«Инвестиционный лифт» Корпорация МСП, Фонд развития промышленности и др. Деятельность предприятия направлена на производство высокотехнологичной наукоемкой экспортоори-ентированной продукции

Грантовая поддержка Фонд содействия инновациям МП, реализующие инновационные проекты

По данным Росстата в настоящее время объемы прямой финансовой поддержки уменьшаются, размер субсидий для МСП из федерального бюджета в 2016 г. составил 53,5 % от суммы, выделенной в 2012 г. При этом увеличиваются масштабы государственных инвестиций в развитие инфраструктуры поддержки бизнеса, которая в период с 2013 по 2016 г. продемонстрировала положительную динамику - количество бизнес-инкубаторов возросло на 9,0 %.

Для снижения негативного влияния фактора неопределенности экономической ситуации и в целях компенсации недостаточности спроса используется инструмент государственной помощи МСП - субконтракция. В России на законодательном уровне закреплена обязанность госкомпаний закупать у субъектов МСП не менее 18 % годового стоимостного объема от всех заключенных договоров. В 2018 г. расширен перечень организаций, планы закупок которых должны проверяться Корпорацией МСП на предмет выполнения требований закона № 223-ФЗ [13]. В 2017 г. с МСП и социально ориентированными некоммерческими предприятиями был заключен 1,3 млн контрактов на общую сумму 974,5 млн р. (15,4 % от общего числа госзакупок), объем закупок госкомпаний у субъектов МСП составил 2,4 трлн р. [14].

Во многих странах, таких как США, Австралия, Канада, Германия, Великобритания, Япония, поддержку МСП обрабатывающего сектора оказывают государственные структуры, содействующие развитию промышленного производства и имеющие региональные представительства. В Германии это сеть центров «Штейнбейс» (около 750), в Канаде - Партнерство содействия исследованиям в промышленности (150 представительств в 90 муниципалитетах). В России в настоящее время Фонд развития промышленности ориентирован в большей мере на поддержку

крупных предприятий. Организация в сотрудничестве с Корпорацией МСП и другими институтами развития реализует одну программу - рассмотренный ранее проект «Инвестиционный лифт», предназначенный для мСп, деятельность которых направлена на производство высокотехнологичной наукоемкой экспортоориентированной продукции.

Основные направления государственной поддержки МСП обрабатывающего сектора в зарубежных странах представлены следующими элементами [15]:

- программами технологической акселерации,

- финансированием технологической акселерации,

- технической помощью в производстве продукции нового поколения,

- обеспечением доступа к разнообразным сервисам и взаимосвязей с разными партнерами.

Программы технологической акселерации призваны содействовать МСП во внедрении новых технологий в производство. В их рамках проводится аудит для выявления возможностей по улучшению производственных процессов МСП; оказывается поддержка передачи, распространения и коммерциализации инноваций; организуется выполнение НИОКР в прямом партнерстве с МСП и (или) предоставляется доступ к исследовательским лабораториям. Финансирование проектов осуществляется посредством прямых грантов, кредитов, инновационных ваучеров и субсидий на совместные предынвестиционные исследовательские работы. При оказании технической помощи в выпуске продукции нового поколения реализуются поддержка и обучение для производителей-экспортеров, помощь в прохождении процедур стандартизации и сертификации товара.

Необходимо отметить, что в Евросоюзе за последнее десятилетие наблюдается, с одной стороны, существенное снижение остроты проблемы доступности финансирования для всех размерных групп предприятий (для МСП с 17,4 % в 2009 г. до 8,0 % в 2017 г.), с другой - увеличение значимости фактора недостатка квалифицированных кадров (для МСП с 8,6 % в 2009 г. до 24,3 % в 2017 г.) [16]. Текущее состояние европейских МСП согласуется с ростом экономики и благоприятными условиями финансирования [17].

Для российских МСП проблема дефицита финансовых ресурсов стоит острее, чем для европейских. Очевидно, что для развития этих компаний обрабатывающего сектора необходимо общее улучшение макроэкономических показателей России, возможность участия в государственных закупках способна компенсировать недостаток спроса на продукцию лишь частично. Наибольшей популярностью среди программ господдержки в 2016 г., по мнению 8 тыс. представителей МСП Санкт-Петербурга, около трети которых - предприятия обрабатывающего сектора, пользуется прямая финансовая помощь (44,3 %), на втором месте - востребованность государственного и муниципального заказов (20,3 %) [18]. Данные этого опроса близки к показателям Росстата, касающимся уровня осведомленности предпринимателей о программах государственной помощи, - примерно 30,0 %. Кроме того, среди респондентов около 60,0 % отмечают, что очень плохо информированы, среди начинающих бизнесменов цифра еще выше - 67,3 %. Соотношение доли удовлетворенных и неудовлетворенных процедурой получения кредитов - 51,4 к 38,1 % [19]. Доступностью и качеством государственных программ удовлетворены (оценки «полностью удовлетворен», «скорее удовлетворен») 23,7 % опрошенных, не удовлетворены («скорее не удовлетворен», «совершено не удовлетворен») - 46,3 %, треть принявших участие в исследовании затруднились с ответом. При этом в отчете отмечается, что критерий эффективности реализации программы составил 96,8 %, степень достижения целевых показателей программы равна 99,6 % [20].

На настоящий момент накоплен большой международный и отечественный опыт поддержки МСП, учитывающий отраслевую специфику. Современная стратегия государственной политики развитых стран нацелена на разработку и реализацию комплексных программ координированной помощи МСП, предусматривающих финансовую и технологическую поддержку, содействие интеграции МСП в глобальные, региональные цепочки добавленной стоимости, укрепление сотрудничества малых и крупных фирм, университетов и исследовательских центров. Объединение МСП в технологические кластеры и инновационные экосистемы способствует синергетическому эффекту развития. Примерами таких комплексных проектов поддержки являются программы Европейской комиссии Start-Up and Scale-Up Initiative (2016 г.) и «Малый бизнес: большие амбиции», реализуемая с 2013 г. в Великобритании. В Дании в 2016 г. запущен проект Scale-up Denmark, нацеленный на создание нескольких масштабных хабов, реализуемый в разных секторах в целях предоставления полного набора услуг для развития предприятий [21, p. 18-19].

Поддержка мСп в России в настоящее время носит довольно фрагментарный характер, хотя разработка и внедрение комплексных проектов, объединяющих усилия федеральных и региональных властей и средств, являются чрезвычайно актуальной задачей. Для формирования национальной программы по развитию предпринимательства в России реализуется проект «Upgrade-лаборатория по перезагрузке мер поддержки МСП» [22], охватывающий вопросы как кредитно-финансовой, так и инфраструктурной политики и поддержки экспорта продукции МСП.

Таким образом, для всех размерных групп предприятий обрабатывающего сектора существенным ограничителем выступает высокий уровень налогообложения, для МСП он наиболее значим. Для МП ключевой является недостаточность спроса на продукцию. Сравнение данных МСП в России и Европейском союзе позволяет сделать вывод, что негативное влияние факторов, тормозящих развитие, отечественные компании ощущают в большей мере, чем европейские. Проблема недостаточного спроса на выпускаемые товары отличается высокой степенью важности как для российских МСП, так и для европейских. Для предприятий нашей страны также большой замедляющей способностью обладают финансово-экономические факторы: высокий уровень налогообложения и сложности с финансированием (кроме того, для МП - неопределенность экономической ситуации), в то время как для европейских фирм они менее актуальны.

Для России злободневна задача совершенствования программ государственной помощи бизнесу в целях увеличения его эффективности. На основе данных опросов представителей рассматриваемого сектора можно сделать вывод о необходимости повышения степени информированности о мерах господдержки, их доступности и качества, особенно среди начинающих предпринимателей. Следует пересмотреть критерии оценки результативности проектов поддержки для их всестороннего учета со стороны получателей государственной помощи.

Очевидно, что многие проблемы МСП вызваны текущим состоянием экономики РФ, ее рост может способствовать улучшению показателей деятельности компаний и увеличению доступности финансирования по аналогии с европейскими предприятиями, а также содействовать повышению спроса на продукцию. Высокой степенью актуальности для МСП характеризуются такие виды помощи, как субсидии, налоговые льготы, государственный и муниципальный заказ, снижение процентной ставки по кредиту, упрощение процедуры его получения.

Анализ зарубежного опыта позволяет сделать вывод о высокой степени разнообразия и большом количестве программ поддержки, тенденции комплексного подхода к организации государственной помощи МСП. Необходимо более активно раскрывать потенциал МСП обрабатывающего сектора в рамках реализации национальной промышленной политики, в том числе путем расширения спектра проектов Фонда развития промышленности России для МСП. В целях улучшения условий финансирования компаний обрабатывающей отрасли представляется актуальной иностранная практика использования инновационных ваучеров и финансирования совместных предынвестиционных исследовательских программ.

Ссылки и примечания:

1. Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 18-010-00960.

2. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г. [Электронный ресурс] : утв. распоряжением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Малый бизнес - опора России [Электронный ресурс] : годовой отчет 2017 г. // Опора России. 2017. 59 с. URL: http://www.opora.ru/upload/iblock/ba1/ba1ba1d484a4592093a82070f3bb2369.pdf (дата обращения: 10.10.2018).

4. Ежеквартальные обследования малых предприятий [Электронный ресурс] // Росстат. 2017. URL: https://www.gks.ru (дата обращения: 10.10.2018).

5. О состоянии делового климата в России в 2014-2017 гг. [Электронный ресурс] : доклад // РСПП. 2018. Февр. 79 с. URL: http://media.rspp.ru/document/1/3/f/3fc208637ff915cb1a2d62e0e87f8438.pdf (дата обращения: 10.10.2018).

6. Там же.

7. Высокие налоги и недостаточный спрос - основные проблемы бизнеса в России сегодня [Электронный ресурс] // НАФИ. 2018. 5 марта. 5 с. URL: https://nafi.ru/upload/spss/Survey_results_difficulties_that_SME_encounter.pdf (дата обращения: 10.10.2018).

8. Составлено на основе обобщения данных следующих источников: Высокие налоги ... ; Ежеквартальные обследования ... ; О состоянии ...

9. Survey on the Access to Finance of Enterprises in the euro area. October 2017 to March 2018 [Электронный ресурс] // European Central Bank. 2018. June. URL: https://www.ecb.europa.eu/pub/pdf/other/ecb.accesstofinancesmallmediumsize-denterprises201806.en.pdf?f710aadd09e7d0036678df8612df9104 (дата обращения: 10.10.2018).

10. Составлено на основе следующих данных: Survey on the Access ...

11. Сплошное наблюдение за деятельностью малого и среднего бизнеса за 2015 г. [Электронный ресурс] // Росстат. 2015. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/splosh.html (дата обращения: 10.10.2018).

12. Программа «Инвестиционный лифт» [Электронный ресурс] // Корпорация МСП : официальный сайт. 2018. URL: https://corpmsp.ru/finansovaya-podderzhka/programma-inv-list (дата обращения: 10.10.2018).

13. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц [Электронный ресурс] : федер. закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

14. Правительство удвоит долю госзакупок у субъектов МСП [Электронный ресурс] // Финмаркет. 2018. 24 авг. URL: http://www.finmarket.ru/news/4836493 (дата обращения: 10.10.2018).

15. Ezell S., Atkinson R. International Benchmarking of Countries' Policies and Programs Supporting SME Manufacturers. Washington, 2011. 55 р.

16. Survey on the Access ...

17. Ibid.

18. Мониторинг малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс] // Центр прикладных исследований и разработок. 2016. 41 c. URL: http://card.spb.hse.ru/data/2017/08/22/1174246013/MSP_SPb.pdf (дата обращения: 10.10.2018).

19. Там же.

20. Там же.

21. Enabling SMEs to scale up [Электронный ресурс] : plenary session 1 // OECD. 2018. 22-23 Febr. 23 p. URL: https://www.oecd.org/cfe/smes/ministerial/documents/2018-SME-Ministerial-Conference-Plenary-Session-1.pdf (дата обращения: 10.10.2018).

22. Проект Минэкономразвития России «Upgrade-лаборатория по перезагрузке мер поддержки МСП» [Электронный ресурс] : plenary session 1 // Федеральный портал малого и среднего предпринимательства. 2018. 21 июня. URL: http://smb.gov.ru/analytics/17992.html (дата обращения: 10.10.2018).

References:

'Enabling SMEs to Scale up: Plenary Session 1' 2018, OECD, February 22-23, 23 p., viewed 10 October 2018, <https://www.oecd.org/cfe/smes/ministerial/documents/2018-SME-Ministerial-Conference-Plenary-Session-1.pdf>.

Ezell, S & Atkinson, R 2011, International Benchmarking of Countries' Policies and Programs Supporting SME Manufacturers, Washington, 55 р.

'Full Monitoring of Small and Medium-sized Businesses in 2015' 2015, Rosstat, viewed 10 October 2018, <http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/splosh.html>, (in Russian).

'High Taxes and Insufficient Demand as the Main Business Problems of Russia Today', 2018, NAFI, March 05, 5 p., viewed 10 October 2018, <https://nafi.ru/upload/spss/Survey_results_difficulties_that_SME_encounter.pdf>, (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

'Investment Lift Program' 2018, Official Website of SME Corporation, viewed 10 October 2018, <https://corpmsp.ru/fi-nansovaya-podderzhka/programma-inv-list>, (in Russian).

'Monitoring of Small and Medium-sized Enterprises in St. Petersburg' 2016, Center for Applied Research and Development, 41 p., viewed 10 October 2018, <http://card.spb.hse.ru/data/2017/08/22/1174246013/MSP_SPb.pdf>, (in Russian).

'On the State of the Business Climate in Russia in 2014-2017: a Report 2018, RSPP, February, 79 p., viewed 10 October 2018, <http://media.rspp.ru/document/1/3/f/3fc208637ff915cb1a2d62e0e87f8438.pdf>, (in Russian).

'Quarterly Surveys of Small Business' 2017, Rosstat, viewed 10 October 2018, <https://www.gks.ru>, (in Russian). 'Small Business as the Support for Russia: Annual Report for 2017, OPORA Russia, 59 p., viewed 10 October 2018, <http://www.opora.ru/upload/iblock/ba1/ba1 ba1d484a4592093a82070f3bb2369.pdf>, (in Russian).

'Survey on the Access to Finance of Enterprises in the Euro Area. October 2017 to March 2018' 2018, European Central Bank, June, viewed 10 October 2018, <https://www.ecb.europa.eu/pub/pdf/other/ecb.accesstofinancesmallmediumsizedenter-prises201806.en.pdf?f710aadd09e7d0036678df8612df9104>.

'The Government Will Double the Share of Public Procurement from Small and Medium-sized Enterprises' 2018, Finmarket, August 24, viewed 10 October 2018, <http://www.finmarket.ru/news/4836493>, (in Russian).

'The Project of the Ministry of Economic Development of Russia Entitled Upgrade Laboratory for Restarting Measures to Support Small and Medium-sized Entrepreneurship: Plenary Session 1' 2018, Federal Web Portal for Small and Medium-sized Enterprises, June 21, viewed 10 October 2018, <http://smb.gov.ru/analytics/17992.html>, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.