Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА УЛУЧШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ И СОСТОЯНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

ПРОБЛЕМА УЛУЧШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ И СОСТОЯНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
36
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА УЛУЧШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ И СОСТОЯНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

Функциональная зависимость, базирующаяся на прогнозируемых линиях тренда для стронция-90, выглядит так:

у = -0,8-х + 13.

При анализе мониторинга показателей безопасности молока, заготавливаемого в Орловской области, с использованием статистического метода исследования посредством ПЭВМ получены следующие выводы:

— загрязнение молока афлатоксином М, в отдельные кварталы года изменяется незначительно. Количество проб с минимальным уровнем загрязнения составляет более 70%, содержание афлаток-сина М, в среднем составляет не более 20% от допустимого уровня;

— в течение года среднее значение цезия-137 и стронция-90 в молоке составляет от 2 до 4,4% и от

3,4 до 16% от допустимого уровня соответственно. Следует отметить, что в течение четырех кварталов года проб с максимальным уровнем загрязнения молока цезием-137 и стронцием-90 не отмечено.

Полученные результаты позволяют прогнозировать показатели безопасности молока в отдельные периоды удоя. При выработке молочных продуктов для детского питания наиболее приемлемо использовать молоко, полученное в июле, августе и сентябре, так как в этот период в молоке не обнаруживаются афлатоксины и наблюдается минимальное содержание радионуклидов.

S и in тагу. The performed studies have provided a model that is based on the predicted trend and permits prediction of the levels of radionuclides and aflatoxin M, in laid-in milk in its different yield periods.

Гигиена детей и подростков

® Г. Г. ОНИЩЕНКО, 2005 УДК 613.955

Г. Г. Онищенко

ПРОБЛЕМА УЛУЧШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ И СОСТОЯНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

МЗ и СР РФ, Москва

Учреждениями госсанэпидслужбы и органами здравоохранения совместно с органами исполнительной власти осуществляются организационные и практические мероприятия по созданию надлежащих условий обучения и соблюдению санитарно-эпидемиологического режима в образовательных учреждениях.

Проведена значительная работа по приведению в соответствие с федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" ранее принятых нормативных документов. Введены в действие принципиально новые нормативные и методические документы, в том числе СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных образовательных учреждений". В этом документе регламентируются требования к участку, зданию, внутренней отделке и оборудованию классов и учебных кабинетов, воздушно-тепловому режиму, освещенности, а также гигиенические требования к организации работы и режиму обучения учащихся с выделением отдельных требований для учеников 1-го класса. Регламентированы вопросы организации питания, медицинского обслуживания, определены режимы образовательного процесса и нормы максимально допустимой учебной нагрузки. В приложении к санитарным правилам представлены также гигиенические требования рекомендательного характера, в том числе к расписанию уроков, осуществлению комплекса упражнений гимнастики для глаз, физкультурных минуток. Центрами Госсанэпиднадзора усилен контроль за

выполнением в образовательных учреждениях санитарных правил и норм с обязательным применением мер по привлечению к ответственности виновных в нарушении санитарного законодательства.

Приняты дополнительные меры по увеличению охвата школьников профилактическими прививками и прививками по эпидемиологическим показаниям. В результате достигнуто значительное снижение заболеваемости школьников корью, эпидемическим паротитом, коклюшем и дифтерией.

В ряде регионов (Республика Чувашия, Алтайский край, Архангельская, Иркутская, Калужская, Калининградская, Ленинградская, Орловская области) реализуются региональные целевые программы по вопросам воспитания, образования и здоровья подрастающего поколения. В Нижегородской, Ивановской, Мурманской, Кемеровской областях и Москве изданы организационно-распорядительные и методические документы в части проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы по соответствию режимов учебно-воспитательного процесса гигиеническим требованиям. Почти повсеместно осуществляются мероприятия по изъятию из обращения устаревших моделей компьютерной техники, оснащению кабинетов информатики специальной мебелью и современными компьютерами. Во многих школах реализуются программы обучения школьников и родителей мерам профилактики инфекций, передающихся половым путем, в том числе ВИЧ-инфекции, ознакомления их с последствиями наркомании.

Несмотря на проводимую работу, не достигнуто существенного улучшения санитарно-эпидемиологического состояния образовательных учреждений.

Формирование здоровья детей происходит под влиянием большого числа факторов риска, среди которых особое значение имеют недостатки питания (дефицит белков, витаминов, микронутриен-тов), неудовлетворительная экология, отсутствие надлежащих гигиенических условий в дошкольных и образовательных учреждениях, несоблюдение научно обоснованных условий обучения и характера учебного процесса. Поданным многолетних исследований НИИ гигиены детей и подростков РАМН и НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина РАМН установлено, что вклад факторов ьнутришкольной среды в формирование здоровья детей составляет 21—27%.

Безусловно, это является одной из причин ухудшения показателей заболеваемости, как общей, так и по отдельным классам болезней. За последние 5 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 21,7%, подростков — на 24%. За этот период значительно возросла заболеваемость органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, эндокринной системы, частота психических расстройств. При этом темпы прироста хронической патологии среди подростков в возрасте 15—18 лет в 1,5—2 раза выше, чем среди детей до 14 лет. На фоне ухудшения соматического здоровья детей и подростков дефицит массы тела выявляют в 3 раза чаще, снизились функциональные возможности организма — мышечная сила уменьшилась на 18%, жизненная емкость легких — на 15%, у 1/3 юношей и девушек отмечается задержка полового созревания.

В настоящее время примерно 70% детского населения России составляют дети школьного возраста и подростки (7—18 лет). При этом наиболее выраженное повышение заболеваемости детей отмечается именно на этом возрастном отрезке. За период школьного обучения количество детей, у которых имеют место хронические заболевания, увеличивается на 20%. Серьезную тревогу вызывает тот факт, что в учреждениях с повышенным уровнем образования заболеваемость детей за период обучения возрастает почти в 2 раза. В целом по России не менее чем у 60% учащихся образовательных учреждений имеется та или иная патология.

Результаты всероссийской диспансеризации детей в 2002 г. подтвердили отмеченные тенденции в состоянии здоровья детей за последние 10 лет: снижение доли здоровых детей с 45,5 до 33,9% с одновременным увеличением в 2 раза доли детей, у которых имеет место хроническая патология и инвалидность.

Детская популяция страны с учетом распределения по группам здоровья характеризуется следующим образом:

— I группа (практически здоровые дети) — 33,9% (в том числе в городах — 36,9%, в сельской местности — 29%);

— II группа (с риском развития хронической патологии и функциональными нарушениями) — 52,1%;

— III группа (с хроническими заболеваниями) — 16,1% (в том числе в городах — 14,3%, в сельской местности — 17,1%).

Наиболее высокий уровень впервые выявленной патологии отмечается по таким классам болезней, как болезни крови, кроветворных органов — 32%; болезни эндокринной системы, в основном за счет болезней щитовидной железы и ожирения, — 31%; болезни костно-мышечной системы — 26,5%; болезни органов пищеварения — 24,7%; болезни системы кровообращения — 24%.

Прослеживается четкая связь между санитарно-техническим состоянием общеобразовательных учреждений, соблюдением санитарных норм и гигиенических нормативов, организацией образовательного процесса и частотой тех или иных заболеваний учащихся.

Несмотря на тенденцию сокращения доли учреждений, имеющих неудовлетворительную материально-техническую базу, в настоящее время каждое 5-е учреждение не имеет канализации и каждое 6-е — централизованного водоснабжения, примерно 7% учреждений требует капитального ремонта. Такое положение складывается за счет начальных и неполных средних школ в сельской местности, в половине из которых отсутствует централизованное отопление, водоснабжение и канализация.

В Оренбургской, Кемеровской областях, республиках Тыва, Хакасия, Ямало-Ненецком автономном округе сохраняется переуплотненность школ, часть из которых функционирует в 2—3 смены.

По-прежнему в ряде регионов имеют место перебои в поставках топлива в образовательных учреждениях, некачественная подготовка их к отопительному сезону, что приводит к несоответствию параметров микроклимата гигиеническим нормативам. В республиках Саха (Якутия), Бурятия, Приморском крае, Ивановской и Сахалинской областях, Ханты-Мансийском автономном округе количество таких учреждений достигает 40—60%, что в 2—3 раза выше, чем в среднем по стране. Все это является одной из главных причин высокого уровня заболеваемости детей ОРВИ. В 2002 г. зарегистрировано примерно 16 млн случаев заболеваний детей этими инфекциями, что на 5% больше по сравнению с предыдущим годом.

Серьезные недостатки в обеспечении школ доброкачественной питьевой водой, особенно в сельской местности, неудовлетворительное санитарно-техническое состояние водопроводных и канализационных сетей приводят к возникновению вспышек острых кишечных заболеваний и вирусного гепатита А в общеобразовательных учреждениях. Ежегодно число их достигает 7—12.

В связи с неудовлетворительной материально-технической базой школ, несоблюдением санитарных норм и правил в текущем году более 1000 школ не были приняты в эксплуатацию центрами Госсанэпиднадзора к новому учебному году до 01.09.03, при этом в 129 случаях вынесены постановления о приостановлении эксплуатации образовательного учреждения. Особенно неблагополучное положение сложилось в Челябинской, Томской, Кировской, Пермской, Пензенской областях, республиках Бурятия и Марий-Эл, где на 01.09.03 не были приняты в эксплуатацию соответственно 59, 34, 75, 184, 232, 49, 78 образовательных учреждений. Проведенные сотрудниками Департамента Госсанэпиднадзора выборочные проверки подготовки 20 образовательных учреждений Моск-

вы также выявили многочисленные нарушения требований санитарных норм и правил и в первую очередь несоответствие мебели ростовозрастным показателям, несоблюдение требований к организации компьютерных классов, содержанию сани-тарно-технического оборудования.

Высокой остается доля детских дошкольных и образовательных учреждений, в которых показатели уровня электромагнитных полей, освещенности, микроклимата, оснащения ученической мебелью не соответствуют санитарно-гигиеническим нормам.

Несвоевременные и не в полном объеме замена и ремонт осветительного оборудования приводят к тому, что в целом по стране каждое 4-е учреждение не отвечает санитарным нормам по освещенности; в республиках Карелия и Удмуртия, Архангельской, Ивановской и Пермской областях число таких учреждений достигает 45—60% (в Москве — 9%, в Самарской области — 1,5%). Все это наряду с увеличением зрительной нагрузки в связи с компьютеризацией школ, интенсификацией учебного процесса приводит к значительному снижению зрения в процессе обучения. По данным профилактических осмотров, перед поступлением в школу количество детей со сниженным зрением составляет 58 на 1000 обследованных, в конце 1-го года обучения — 84, перед окончанием школы — 150.

В целом по стране в 20% школ ученическая мебель не соответствует ростовозрастным особенностям детей. Особенно неудовлетворительно решаются вопросы с оснащением школ ученической мебелью в республиках Калмыкия, Северная Осетия, Ставропольском крае, Камчатской области, где не соответствует гигиеническим требованиям до 50— 80% исследованной ученической мебели. Наряду с этим занятия физкультурой остаются недостаточными по объему и проводятся без учета возрастных и половых особенностей детей, неудовлетворительными являются условия для их проведения. Так, в Тюменской области 20% школ не имеют спортивных залов. В результате количество детей со сколиозом перед окончанием школы составляет 47 на 100 обследованных, с нарушением осанки — 47— 77 (перед поступлением в школу — 8 и 67 соответственно). При этом за последние 5 лет сохраняется 4 тенденция к увеличению этих показателей.

Положение дел с обеспечением учащихся горячим питанием в целом несколько улучшилось, но эта проблема еще далека от решения. Выборочные исследования показывают, что лишь 23% учащихся получают горячую пищу 2—3 раза в день. Число детей, питающихся в школьных столовых, за последние 10 лет сократилось на 30%, у старшеклассников оно составляет только 10%. В 2001—2002 гг. охват школьников горячим питанием увеличился лишь в Республике Чувашия, Приморском крае, Курской, Новосибирской, Рязанской, Ульяновской и Тюменской областях. Во многих регионах горячее питание было заменено буфетной продукцией. В Республике Дагестан ее получают 90% учащихся, в Самарской области — 75%. Практически повсеместно финансирование горячего питания школьников из федерального бюджета отсутствует или объем его крайне низок. Из местных бюджетов средства выделяются только на питание детей из малообеспеченных семей.

В целом питание школьников характеризуется снижением энергетической ценности пищи, резким обеднением ее микроэлементами и витаминами. В большинстве учреждений обеспеченность детей калориями и основными пищевыми ингредиентами составляет 1/3 от физиологических потребностей. Такое положение способствует повышению заболеваемости болезнями органов пищеварения, увеличению частоты белково-калорийной недостаточности, проявляющейся в снижении массы тела и ростовых показателей.

Во многих школьных столовых допускаются грубые нарушения санитарно-эпидемиологическо-го режима, технологии приготовления пищи, правил ее хранения, а также личной гигиены работников. По этой причине в школах ежегодно регистрируются вспышки острых кишечных инфекций и сальмонеллеза.

Существенное влияние на здоровье учащихся оказывает организация образовательного процесса, характеризующегося значительной вариантностью программ обучения. Реализация многих из них сопровождается интенсификацией учебного процесса, увеличением суммарной учебной нагрузки и снижением физической активности. Большинство школ давно работает по 5-дневной учебной неделе, тогда как школьные планы по-прежнему рассчитаны на 6-дневную учебную неделю, что влечет за собой увеличение количества уроков и объема учебного материала. Рабочий день школьников в начальных классах достигает 6 ч, в старших — 15 ч. Нехватку времени подростки компенсируют за счет сокращения сна и уменьшения двигательной активности. Наряду с этим компьютерное обучение при всех его достоинствах сопровождается повышением зрительной, психоэмоциональной и статической нагрузки. В классах с видеодисплейными терминалами повышается температура воздуха, снижается влажность, увеличивается уровень шума, создается угроза воздействия электромагнитных излучений.

В результате до 75% школьников страдают гиподинамией, выраженное утомление к концу дня отмечается у 40—55% учащихся, у 60—63% регистрируется изменение артериального давления, как правило, по гипертоническому типу, у 78—85% имеют место неврозоподобные реакции. Низкая физическая активность обусловливает формирование уже в детском и подростковом возрасте патологии сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, повышенной хрупкости костной ткани, что в свою оередь ведет к увеличению травматизма как в быту, так и в школе.

Среди причин ухудшения здоровья школьников важное место принадлежит факторам, связанным с образом жизни. В настоящее время значительно возросло число учащихся с асоциальными формами поведения. Распространенность таких факторов, как курение и употребление алкоголя, влияет не только на состояние здоровья подростков, но и на характер и стереотипы поведения.

МЗ и СР РФ считает проблему сохранения и улучшения здоровья детей, в том числе учащихся общеобразовательных учреждений, важнейшей государственной задачей и для решения ее полагает необходимым:

— усилить взаимодействие региональных органов образования, здравоохранения, учреждений

госсанэпидслужбы в работе по соблюдению санитарно-эпидемиологического режима в образовательных учреждениях и улучшению медицинского обслуживания школьников;

— органам управления образованием субъектов РФ совместно с центрами Госсанэпиднадзора в субъектах РФ рассмотреть вопросы состояния материально-технической базы общеобразовательных учреждений, обеспеченности их оборудованием и мебелью, по результатам внести предложения в органы исполнительной власти и местного самоуправления о включении в программы развития образования соответствующих мероприятий по решению указанных вопросов;

— повысить ответственность руководителей образовательных учреждений за соблюдение в них санитарных норм и правил;

— усилить пропаганду здорового образа жизни, разъяснять с привлечением средств массовой информации необходимость соблюдения требований санитарных правил и норм для обеспечения здоровья учащихся;

— принимать совместные меры по совершенствованию нормативных документов, определяющих гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях.

Поступила 12.03.04

© В. В. ПАЛКИН, 2005 УДК 613.956:616-053.6-02

В. В. Палкин

ФАКТОРЫ РИСКА У ДОПРИЗЫВНИКОВ И ПРИЗЫВНИКОВ

Федеральное государственное унитарное предприятие ГНИИ "Биоэффект", Москва

Согласно современным представлениям, в формировании хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ) у молодых людей определяющую роль играют факторы риска (ФР). В целях подтверждения корреляционных зависимостей, полученных многими авторами, и выявления новых нами изучена распространенность и воспроизводимость ФР у подростков, допризывников и призывников в возрасте 16—20 лет.

На основе критериев, установленных программой исследования, по результатам автоматизированной системы опроса, данным социально-меди-цинских обследований и осмотров определяли основные ФР ХНИЗ: избыточную массу тела (ИМТ), курение, низкую физическую активность (НФА), повышенное артериальное давление (ПАД), употребление алкоголя (УА). Значительную роль в формировании здоровья у подростков играет семья. В зависимости от социальных ФР имеют место особенности функционирования семьи, развития детей и их здоровья.

Хорошо функционирующая семья — залог благополучных условий для воспитания детей и сохранения их здоровья. Дисфункция семьи приводит к обратным явлениям. Наиболее часто такие проблемы возникают в семьях медико-социального риска. К ним относятся неполные (один родитель — мать или отец), малоимущие многодетные семьи, семьи безработных, а также воспитывающие детей-инва-лидов и сирот. Для таких семей характерной является низкая медицинская активность — гигиенические и режимные нарушения, позднее обращение за медицинской помощью при заболеваниях ребенка, неосведомленность по вопросам профилактики заболеваний [1—3].

Нами были обобщены результаты анализа социологических карт "Состояние здоровья учащихся 6—11-х классов", разработанных отделением изучения населения и факторов окружающей среды Центра Госсанэпиднадзора в Москве. Количество учащихся в возрасте 11—17 лет составило 1254. Структура семей школьников была следующей: доля детей без медико-социального риска составляла 30%, детей из полных, но малообеспеченных семей —

28%, детей из семей повышенного медико-социального риска — 42%.

Большую тревогу вызывает тенденция к увеличению частоты фактора курения среди подростков. Это предполагает в будущем увеличение у них числа заболеваний, связанных с вредным воздействием табачного дыма на организм, что является одной из проблем семьи, школы, общественности. Поданным литературы, средний возраст приобщения к курению у мальчиков составляет 11,3 года [3, 4]. По полученным нами данным, распространенность курения среди подростков в возрасте 15 лет составила 24,7%, в возрасте 17 лет — 52,5% (рис. 1). С возрастом увеличивается количество подростков со стажем курения более 1 года.

Жалобы на здоровье предъявляли 59% респондентов всех возрастов. Обращает на себя внимание полиморфизм жалоб: частые ангины, острые респираторные заболевания, головная боль, слабость, плохой сон, кашель с мокротой, одышка и, что настораживает, нарушения желудочно-кишечного тракта. Несмотря на сравнительно малый срок и интенсивность курения, у детей и подростков отмечаются наиболее ранние последствия табачной интоксикации. Так, на кашель жаловались 27% курящих всех возрастов против 14% некурящих, на одышку — 25% против 15%, на слабость — 10%

!2 13 м 15 16 17 га /9 2П

Рис. 1. Распространенность курения (по оси ординат, в %) среди подростков в зависимости от возраста (по оси абсцисс, в годах).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.