Научная статья на тему 'О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
66
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Проблемные статьи

© Г. Г. ОНИЩЕНКО, 2004 УДК 613.955(470)

Г. Г. Онищенко

О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

В последние годы органами управления образованием, органами здравоохранения и учреждениями госсанэпидслужбы совместно с органами исполнительной власти осуществляется ряд организационных и практических мероприятий по созданию надлежащих условий обучения и соблюдению санитарно-эпидемиологичЬского режима в образовательных учреждениях.

Значительная работа проведена по приведению в соответствие с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" ранее принятых нормативных документов. Введены в действие принципиально новые нормативные и методические документы, в том числе СанПиН 2.4.2. 1178—02 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных образовательных учреждений", зарегистрированный Минюстом России. В этом документе регламентируются требования к участку, зданию, внутренней отделке и оборудованию классов и учебных кабинетов, воздушно-тепловому режиму, освещенности, а также гигиенические требования к организации работы и режиму обучения учащихся с выделением отдельных требований для учеников 1-го класса. Регламентированы вопросы организации питания, медицинского обслуживания, определены режимы образовательного процесса и нормы максимально допустимой учебной нагрузки. В приложении к санитарным правилам внесены и гигиенические требования, носящие рекомендательный характер, в том числе к расписанию уроков, осуществлению комплекса упражнений гимнастики для глаз, физкультурных минуток. В центрах Госсанэпиднадзора (ЦГСЭН) усилен контроль за выполнением в образовательных учреждениях санитарных правил и норм с обязательным применением мер по привлечению к ответственности виновных в нарушении санитарного законодательства.

Приняты дополнительные меры по повышению охвата школьников профилактическими прививками и прививками по эпидемиологическим показаниям. В результате достигнуто значительное снижение заболеваемости школьников корью, эпидемическим паротитом, коклюшем и дифтерией.

В ряде регионов (Республика Чувашия, Алтайский край, Архангельская, Иркутская, Калужская, Калининградская, Ленинградская, Орловская области) реализуются региональные целевые программы по вопросам воспитания, образования и здоровья подрастающего поколения. В Нижегородской, Ивановской, Мурманской, Кемеровской областях и Москве изданы организационно-распорядительные и методические документы в части про-

ведения санитарно-эпидемиологической экспертизы о соответствии режимов учебно-воспитатель-ного процесса гигиеническим требованиям. Почти повсеместно осуществляются мероприятия по изъятию из обращения устаревших моделей компьютерной техники, оснащению кабинетов информатики специальной мебелью и современными компьютерами. Во многих школах реализуются программы обучения школьников и родителей мерам профилактики инфекций, передаваемых половым путем, в том числе ВИЧ-инфекции, ознакомления их с последствиями наркомании.

Вместе с тем проводимая работа не привела к коренному перелому в санитарно-эпидемиологическом состоянии образовательных учреждений, что продолжает негативно сказываться на здоровье учащихся.

Формирование здоровья детей, как известно, происходит под влиянием большого числа факторов риска, среди которых особое значение имеют недостатки питания (дефицит белков, витаминов, микронутриентов), неудовлетворительная экология, отсутствие надлежащих гигиенических условий в дошкольных и образовательных учреждениях, несоблюдение научно обоснованных условий обучения и характера учебного процесса. По данным многолетних исследований НИИ гигиены детей и подростков РАМН и НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина РАМН установлено, что вклад факторов внутри-школьной среды на формирование здоровья детей составляет 21—27%.

Безусловно, что это является одной из причин ухудшения показателей заболеваемости, как общей, так и по отдельным классам болезней. За последние 5 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась ка 21,7%, подростков — на 24%. За этот период значительно возросли заболеваемость органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, эндокринной системы, частота психических расстройств. При этом темпы прироста хронической патологии среди 15—18-летних подростков в 1,5—2 раза выше, чем среди детей в возрасте до 14 лет.

На фоне ухудшения соматического здоровья детей и подростков дефицит массы тела стал выявляться в 3 раза чаще, снизились функциональные возможности организма: мышечная сила уменьшилась на 18%, жизненная емкость легких — на 15%, у трети юношей и девушек отмечается задержка полового созревания.

В настоящее время около 70% детского населения России составляют дети школьного возраста и подростки (7—18 лет). При этом наиболее выра-

женный рост заболеваемости среди детей отмечается именно в этот возрастной период. За время школьного обучения количество детей, имеющих хронические заболевания, увеличивается на 20%. Серьезную тревогу вызывает тот факт, что в учреждениях с повышенным уровнем образования заболеваемость детей за период обучения возрастает почти в 2 раза. В целом по России не менее 60% учащихся образовательных учреждений имеют ту или иную патологию.

Результаты Всероссийской диспансеризации детей в 2002 г. подтвердили отмеченные тенденции в состоянии здоровья детей за последние 10 лет: снижение доли здоровых детей с 45,5 до 33,9% с одновременным увеличением в 2 раза удельного веса детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность.

Детская популяция страны с учетом распределения по фуппам здоровья характеризуется следующим образом: I группа (практически здоровые дети) — 33,9% (в том числе в городах 36,9%, в сельской местности 29%), II группа (с риском развития хронической патологии и функциональными нарушениями) — 52.1%, III группа (с хроническими заболеваниями) — 16,1% (в том числе в городах 14,3%, в сельской местности 17,1%).

Наиболее высокий уровень впервые выявленной патологии отмечается по следующим классам болезней: болезни крови, кроветворных органов — 32%, эндокринной системы, в основном за счет болезней щитовидной железы и ожирения — 31%, ко-стно-мышечной системы — 26,5%, органов пищеварения — 24,7%, системы кровообращения — 24%.

Прослеживается четкая связь между санитарно-техническим состоянием общеобразовательных учреждений, соблюдением санитарных норм и гигиенических нормативов, организацией образовательного процесса и частотой тех или иных заболеваний учащихся.

Несмотря на тенденцию сокращения удельного веса учреждений, имеющих неудовлетворительную материально-техническую базу, в настоящее время каждое 5-е учреждение не канализовано и каждое 6-е не имеет централизованного водоснабжения, около 7% учреждений требует капитального ремонта. В первую очередь такое положение складывается за счет начальных и неполных средних школ в сельской местности, половина из которых не имеет централизованного отопления, водоснабжения и канализации.

В Оренбургской, Кемеровской областях, республиках Тыва, Хакасия, Ямало-Ненецком автономном округе сохраняется переуплотненность школ, часть из которых функционирует в две—три смены.

По-прежнему в ряде регионов имеют место перебои в поставках топлива образовательным учреждениям, некачественная подготовка их к отопительному сезону, что приводит к несоответствию параметров микроклимата гигиеническим нормативам. В республиках Саха (Якутия), Бурятия, Приморском крае, Ивановской и Сахалинской областях, Ханты-Мансийском автономном округе количество таких учреждений достигает 40—60%, что в 2—3 раза выше, чем в среднем по стране. Все это является одной из главных причин высокого уровня заболеваемости острыми респираторными

вирусными инфекциями среди детей. В 2002 г. зарегистрировано около 16 млн случаев заболеваний этими инфекциями среди детей, что на 5% больше по сравнению с предыдущим годом.

Серьезные недостатки в обеспечении школ доброкачественной питьевой водой, особенно в сельской местности, неудовлетворительное санитарно-техническое состояние водопроводных и канализационных сетей приводят к возникновению вспышек острых кишечных заболеваний и вирусного гепатита А в общеобразовательных учреждениях. Ежегодно число их достигает 7—12.

В связи с неудовлетворительной материально-технической базой школ, несоблюдением санитарных норм и правил в текущем году более 1000 школ не были приняты в эксплуатацию ЦГСЭН к новому учебному году до 01.09.03, при этом в 129 случаях вынесены постановления о приостановлении эксплуатации образовательного учреждения. Особенно неблагополучное положение сложилось в Челябинской, Томской, Кировской, Пермской, Пензенской областях, республиках Бурятия и Марий Эл, где на 01.09.03 не были приняты в эксплуатацию соответственно 59, 34, 75, 184, 232, 49, 78 образовательных учреждений. Проведенные сотрудниками Департамента Госсанэпиднадзора выборочные проверки подготовки 20 образовательных учреждений Москвы также выявили многочисленные нарушения требований санитарных норм и правил, и в первую очередь несоответствие мебели ростовозрастным показателям, нарушения, связанные с организацией компьютерных классов, содержанием санитарно-технического оборудования.

Высоким остается удельный вес детских дошкольных и образовательных учреждений, в которых показатели уровня электромагнитных полей, освещенности, микроклимата, оснащения ученической мебелью не соответствуют санитарно-гигиениче-ским нормам.

Несвоевременные и не в полном объеме замена и ремонт осветительного оборудования приводят к тому, что в целом по стране каждое 4-е учреждение не отвечает санитарным нормам по освещенности. В республиках Карелия и Удмуртия, Архангельской, Ивановской и Пермской областях число таких учреждений достигает 45—60% (Москва — 9%, Самарская область — 1,5%). Все это наряду с повышением зрительной нагрузки в связи с компьютеризацией школ, интенсификацией учебного процесса приводит к значительному снижению зрения в процессе обучения. По данным профилактических осмотров, перед поступлением в школу количество детей со сниженным зрением составляет 58 на 1000 осмотренных, в конце первого года обучения — 84, перед окончанием школы — 150.

В целом по стране в 20% школ ученическая мебель не соответствует ростовозрастным особенностям детей. Особенно неудовлетворительно решаются вопросы оснащения школ ученической мебелью в республиках Калмыкия, Северная Осетия, Ставропольском крае, Камчатской области, где, по данным исследований, не соответствует гигиеническим требованиям 50—80% ученической мебели. Наряду с этим остаются недостаточными по объему и не учитывают возрастные и половые особенности детей занятия физкультурой, неудовлетворительными являются и условия для их проведения. Так, в Тюменской области 20% школ вообще не имеют

спортивных залов. В результате среди 100 осмотренных перед окончанием школы детей со сколиозом выявлено 47, с нарушением осанки — 47—77 (перед поступлением в школу 8 и 67 соответственно). При этом за последние 5 лет сохраняется тенденция к увеличению этих показателей.

Положение дел с обеспечением учащихся горячим питанием в целом несколько улучшилось, но эта проблема еще далека от решения. Выборочные исследования показывают, что лишь 23% учащихся получают горячую пищу 2—3 раза в день. Число детей, пользующихся школьными столовыми, за последние 10 лет сократилось на 30%, среди старшеклассников оно составляет только 10%. В 2001 — 2002 гг. увеличение охвата школьников горячим питанием произошло лишь в Республике Чувашия, Приморском крае, Курской, Новосибирской, Рязанской, Ульяновской и Тюменской областях. Во многих регионах горячее питание заменяется буфетной продукцией. В Республике Дагестан ее получают 90% учащихся, в Самарской области — 75%. Практически повсеместно финансирование горячего питания школьников из федерального бюджета отсутствует или объем его крайне низок. Из местных бюджетов средства выделяются только на питание детей из малобюджетных семей.

В целом питание школьников характеризуется снижением энергетической ценности пищи, резким обеднением ее по количеству микроэлементов и витаминов. В большинстве учреждений обеспеченность детей калориями и основными пищевыми ингредиентами составляет 1/3 от физиологических потребностей. Такое положение способствует росту заболеваемости болезнями органов пищеварения, увеличению частоты белково-калорийной недостаточности, проявляющейся в снижении массы тела и ростовых показателей.

Во многих школьных столовых допускаются грубые нарушения санитарно-эпидемиологического режима, технологии приготовления пищи, правил ее хранения, а также личной гигиены работниками. По этой причине в школах ежегодно регистрируются вспышки острых кишечных инфекций и сальмонеллеза.

Существенное влияние на здоровье учащихся оказывает организация образовательного процесса, характеризующегося значительной вариантностью программ обучения. Реализация многих из них сопровождается интенсификацией учебного процесса, увеличением суммарной учебной нагрузки и снижением физической активности. Большинство школ уже давно работают по 5-дневной учебной неделе, тогда как школьные планы по-прежнему рассчитаны на 6-дневную учебную неделю, что влечет за собой увеличение количества уроков и объема учебного материала. Рабочий день школьников в начальных классах достигает 6 ч, в старших — 15 ч. Нехватку времени подростки компенсируют за счет сокращения сна и уменьшения двигательной активности. Наряду с этим компьютерное обучение при всех его достоинствах сопровождает-

ся повышением зрительной, психоэмоциональной и статической нагрузки. В классах с видеодисплейными терминалами повышается температура воздуха, снижается влажность, увеличиваются уровни шума, создается угроза воздействия электромагнитных излучений.

В результате до 75% школьников страдают гиподинамией, выраженное утомление к концу дня отмечается у 40—55% учащихся, у 60—63% регистрируется изменение артериального давления, как правило, по гипертоническому типу, у 78—85% наблюдаются неврозоподобные реакции. Низкая физическая активность формирует уже в детском и подростковом возрасте патологию сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, способствует повышенной хрупкости костной ткани, что в свою очередь ведет к увеличению травматизма как в быту, так и в условиях школы.

Среди причин ухудшения здоровья школьников важное место принадлежит факторам, связанным с образом жизни. В настоящее время значительно возросло число учащихся с асоциальными формами поведения. Распространенность таких факторов, как курение и употребление алкоголя, влияет не только на состояние их здоровья, но и на характер и стереотипы поведения.

МЗ и СР РФ считает проблему сохранения и улучшения здоровья детей, в том числе учащихся общеобразовательных учреждений, важнейшей государственной задачей и для решения ее полагает необходимым:

— усилить взаимодействие региональных органов образования, здравоохранения, учреждений госсанэпидслужбы в работе по соблюдению санитарно-эпидемиологического режима в образовательных учреждениях и улучшению медицинского обслуживания школьников;

— органам управления образованием субъектов Российской Федерации совместно с ЦГСЭН в субъектах Российской Федерации рассмотреть вопросы состояния материально-технической базы общеобразовательных учреждений, обеспеченности их оборудованием и мебелью, по результатам предложить органам исполнительной власти и местного самоуправления внести в программы развития образования соответствующие мероприятия по решению указанных вопросов;

— повысить ответственность руководителей образовательных учреждений за соблюдение санитарных норм и правил в этих учреждениях;

— усилить пропаганду здорового образа жизни, разъяснять и осуществлять с привлечением средств массовой информации необходимость соблюдения требований санитарных правил и норм для обеспечения здоровья учащихся;

— принимать совместные меры по совершенствованию нормативных документов, определяющих гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях.

Поступила 16.09.03

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.