Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
196
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Г Г. Онищенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

ке риска многосредового воздействия химических веществ", "Применение факторов канцерогенного потенциала при оценке риска воздействия химических веществ", "Критерии оценки риска для здоровья населения приоритетных химических веществ, загрязняющих окружающую среду". Опыт решения задач по выявлению экологически обусловленных заболеваний и оценке риска в условиях города-ме-гаполиса освещен в статье О. И. Аксеновой и со-авт., а также в недавно вышедшем издании 'Опыт применения методологии оценки риска в Москве".

Представляя читателю тематический номер нашего ведущего гигиенического журнала, мы хотели бы отметить, что в материалах пленума, по нашему мнению, не только достаточно полно отражены все основные аспекты такой сложной проблемы, какой по праву считается проблема диагностики экологически обусловленных заболеваний, но и представлены разные, иногда противоречащие друг другу или дискуссионные воззрения. Это вполне оправданно и естественно для этапа становления единой методологии выявления экологически обусловленных заболеваний, происходящего во многих странах мира формирования нового раздела знаний — медицины окружающей среды.

Обоснованность принимаемых решений в области экологической политики и охраны здоровья напрямую зависит от степени научной обоснованности лежащей в их основе методологии. Ведущим принципом должен быть постулат: "Добротная нау-

ка для добротного решения". Управленческие решения влияют на здоровье миллионов людей и требуют многомиллионных затрат. Такие инвестиции имеют огромную социальную и экономическую цену, и эта цена должна быть хорошо обоснована.

Литература

1. Сидоренко Г. И., Захарченко М. П., Маймулов В. Г., Кутепов Е. И. Проблемы гигиенической диагностики на современном этапе. — М., 1995.

2. Флетчер Р., Флетчер С., Вагнер Э. Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины: Пер. с англ. - М., 1998.

3. Fairbmther A.. Kaputska L. A., Williams В. A., Bennett R. S. // Hum. Ecol. Risk Assess. - 1997. - Vol. 3, N 2. - P. 119-125.

4. McKinlay J., McKinlay S. M. // Milbank Mem. Fd Quart. - 1997. - Vol. 55, N 3. - P.

5. Principles for Evaluating Epidemiologic Data in Regulatory Risk Assessment, Developed by an Expert Panel at a Conference in London, England, Federal Focus Inc. October 1995. — London, 1995.

6. WHO. Environmental Health and the Role of Medical Professionals. Report on a WHO Consultation Berlin, 16-18 January 1996. - Berlin, 1996.

7. WHO. Evaluation and Use of Epidemiological Evidence for Environmental Health Risk Assessment. Guideline Document. — Copenhagen, 2000.

8. WHO. Health and Environment in Sustainable Development. — Geneva, 1997.

Поступила 30.03.2001

© Г. Г. ОНИЩЕНКО. 2001 УДК 613.95:616-053.2

Г. Г. Онищенко

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Минздрав РФ, Москва

Неблагоприятные тенденции в демографической ситуации и состоянии здоровья детей прогрессируют в последнее десятилетие, а начиная с 1992 г. в России наблюдается отрицательная динамика естественного прироста населения. В 1999 г. показатель рождаемости составил 8,3 на 100 000 населения против 9,3 в 1995 г., показатель смертности за эти годы — 14,7 и 15,0 соответственно. Младенческая смертность стабилизировалась на высоком уровне — 17,0. За последние 3 года число больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, возросло по группам болезней эндокринной системы, расстройств питания и нарушений обмена веществ, костно-мышечной системы, мочеполовой системы — на 16—25%, органов пищеварения — на 11%, с бронхиальной астмой — на 23%. Количество врожденных аномалий за этот период увеличилось на 23%.

Особую тревогу вызывает состояние здоровья школьников. К концу обучения доля здоровых детей составляет не более 10%. В 1998/99 учебном году выявлено 1,5 млн школьников в возрасте до 14 лет с нарушением осанки и понижением остроты зрения, 330 тыс. — со сколиозом, более 700 тыс. — с дефектами речи.

В соответствии с данными официальной статистики состояние здоровья детей и подростков, про-

живающих на территории Российской Федерации, ухудшается с каждым годом:

— общая соматическая заболеваемость среди подростков 15—17 лет в динамике 1997— 1999 гг. увеличилась на 18,7%;

— болезни эндокринной системы и расстройства питания — на 35,8%;

— болезни органов пищеварения — на 14,8%;

— болезни костно-мышечной системы — на 27,9%.

Отмечается увеличение темпов прироста общей заболеваемости среди 15—17-летних подростков по сравнению с 14-летними детьми:

— по болезням эндокринной системы и расстройствам питания — в 1,9 раза,

— в том числе по ожирению — в 1,5 раза;

— по болезням костно-мышечной системы — в 1,8 раза;

— по миопии — в 2,8 раза;

— по язве желудка — в 7,8 раза.

Такое крайне неблагополучное положение со здоровьем детей является следствием ряда причин, среди которых основные — это неудовлетворительное социально-экономическое положение значительной части населения, неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая и экологическая обстановка, серьезные недостатки в состоянии питания

детей, несоблюдение санитарно-эпидемиологиче-ских требований во многих школах, детских дошкольных и оздоровительных учреждениях. Существенное влияние на негативные тенденции в состоянии здоровья детей оказывают факторы окружающей среды.

Характеризуя санитарно-эпидемиологическую обстановку, следует прежде всего отметить высокую загрязненность многих водоисточников, почвы, атмосферного воздуха. В 1999 г. в целом по стране количество проб воды водоемов I категории, не соответствующих гигиеническим стандартам, составило 23,8% по микробиологическим и 28,7% по санитарно-химическим показателям, в 2000 г. эти показатели не претерпели существенных изменений. Практически не сокращается количество водопроводов, не имеющих полного комплекса очистных сооружений и обеззараживающих установок, значительно ухудшилось техническое состояние водопроводных и канализационных сооружений и сетей. Серьезные недостатки в обеспечении доброкачественной питьевой водой приводят к возникновению заболеваний среди населения и, в первую очередь, среди детей.

Установлено, что повышенный уровень заболеваемости хроническими нефритами и гепатитами в Кемерово и Юрге обусловлен загрязнением питьевой воды азотсодержащими и хлорорганическими соединениями. Потребление воды с высоким содержанием бора и брома в Курганской области является причиной высокого уровня заболеваемости органов пищеварения у детей. Почти 60% населения страны страдает от недостатка фтора в питьевой воде, что приводит к высокому уровню заболеваемости кариесом зубов. И напротив, избыток фтора в воде способствует развитию флюороза у детей в республиках Мордовия, Калмыкия, Московской, Самарской, Тверской областях.

Загрязнение атмосферного воздуха продолжает оставаться одним из главных факторов риска для здоровья населения, несмотря на выраженную тенденцию уменьшения числа проб с превышением предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ с 12,6% в 1995 г. до 7% в 1999 г. Вместе с тем в Кабардино-Балкарской Республике, Республике Бурятия, Хабаровском крае, Омской, Ивановской, Волгоградской, Челябинской областях количество проб атмосферного воздуха с содержанием вредных веществ более 5 ПДК составляет 1,5—5,7%. Приоритетными загрязнителями остаются пыль, окиси азота, окись углерода, формальдегид, углеводороды, сернистый газ. В Москве, Санкт-Петербурге, Приморском крае, Тюменской, Курской, Новосибирской и других областях доля выбросов автомобильного транспорта превышает 90% всех валовых выбросов. В результате практически во всех индустриальных городах имеет место повышенный уровень заболеваемости органов дыхания у детей, в том числе бронхиальной астмой, по сравнению с контрольной группой населенных мест. Специальные исследования, проведенные в Таганроге, показали, что уровни врожденных пороков развития у детей, проживающих в промыш-ленно-транспортной зоне, почти в 3 раза выше, чем в условно чистой зоне. Аналогичные данные о влиянии загрязнения атмосферного воздуха на здоровье детей получены в Воронеже, Волгодонске, Чебоксарах и Новочебоксарске.

Полноценное питание — существенный фактор роста и развития организма, а также укрепления здоровья, особенно в детском и подростковом возрасте. Структура питания населения характеризуется продолжающимся снижением потребления биологически ценных продуктов питания (мяса, молокопродуктов, рыбы, яиц, фруктов), являющихся источниками белка, незаменимых аминокислот, витаминов, микроэлементов.

Естественный недостаток микронутриентов, в частности йода, в воде и пищевых продуктах обусловливает возникновение эндемического зоба, гиперплазии щитовидной железы у подростков, отставание умственного и физического развития детей. Обеспечение населения йодированной солыо за последние 3 года улучшилось, но во многих регионах все еще является недостаточным. Остаются нерешенными вопросы коррекции недостатка других микронутриентов в питании детей и подростков.

В ситуации, когда грудное питание детей 1-го года жизни, по самым оптимистическим данным, составляет не более 30%, детские молочные кухни в системе здравоохранения не обеспечивают детей необходимым и качественным набором продуктов для раннего вскармливания. Осталась невыполненной федеральная целевая программа "Детское питание". Проблема питания детей первых лет жизни практически не решена в сельской местности Оренбургской, Самарской, Тюменской, Новосибирской областей.

В условиях социально-экономического кризиса, когда для большинства населения проблема алиментарного голодания является повседневной реальностью, влияние государства на состояние здоровья детей особенно существенно может быть оказано в организации школьного питания. Анализ организации последнего показывает, что медленно решается проблема обеспечения школьников горячим питанием. В целом по стране его получают только 10—15% учащихся старших классов. Особенно неблагополучно обстоит дело в республиках Дагестан, Удмуртия, Вологодской, Калининградской и ряде других областей. На этих и некоторых других территориях прекращена работа групп продленного дня. Во многих учреждениях сокращен вес и объем готовых блюд, не соблюдаются физиологические нормы питания. В связи с ликвидацией базовых столовых и мелкооптовых баз, ранее обеспечивавших детские и подростковые учреждения полуфабрикатами и основными продуктами, они вынуждены самостоятельно закупать продовольствие, приобретая его на неорганизованных рынках и у частных лиц по более низкой цене, но зачастую низкого качества. В детских дошкольных учреждениях страны 19% проб готовых блюд не соответствуют гигиеническим требованиям по калорийности и 13% — по содержанию витамина С.

Наряду с этим в Орловской, Воронежской, Липецкой, Кемеровской, Свердловской областях и республике Мордовия приняты и реализуются программы по улучшению положения детей, в которых важное место уделено совершенствованию организации питания. Так, в Орловской области осуществлена реконструкция детских молочных кухонь, в Орле построена фабрика детского питания производительностью 20 млн условных банок в год, охват школьников горячим питанием достиг 96%, на

17 предприятиях внедрена выработка витаминизированных и йодированных пищевых продуктов для обеспечения ими детских дошкольных учреждений и школ.

Качество пищевых продуктов в последние годы несколько улучшилось, сократилось количество проб, содержащих пестициды, соли тяжелых металлов, нитраты, микотоксины. Вместе с тем удельная доля проб, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, не снижается и составила в 1999 г. 7,5%, в том числе молочных продуктов 10%.

Наибольший процент недовложения продуктов в блюда отмечается в школах-интернатах и в дошкольных учреждениях. Результаты изучения калорийности рациона можно считать удовлетворительными в лицеях, учреждениях отдыха и в образовательных учреждениях с углубленным изучением различных предметов. Результаты лабораторных исследований содержания витаминов в готовых блюдах показывают, что недовложение или полное отсутствие витамина С наблюдается в средних школах и в дошкольных учреждениях.

Крайне неблагоприятные тенденции имеют место в группе алиментарно-зависимых заболеваний у детей. Так, по данным Института питания РАМН, с 1993 г. заболеваемость гастритами и язвой желудка и двенадцатиперстной кишки возросла почти в 2 раза (1999 г. — показатели 2525 тыс. и 66 на 100 ООО детей), ожирением — в 1,5 раза, болезнями эндокринной системы, нарушениями обмена веществ и анемией — в 1,8 раза.

В детских дошкольных учреждениях, оздоровительных учреждениях, школах в результате несоблюдения технологии приготовления блюд, правил хранения и сроков реализации пищевых продуктов, грубых нарушений санитарно-противоэпиде-мического режима ежегодно регистрируется до 50—70 вспышек острых кишечных инфекций с числом пострадавших до 4 тыс. детей.

На состояние здоровья детей влияет также несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований во многих школах, детских дошкольных и оздоровительных учреждениях. За последние 15— 20 лет система общего образования в нашем государстве претерпела существенные изменения. Принимая во внимание тот факт, что большую часть дня школьники проводят в общеобразовательных учреждениях и, по результатам специальных исследований, доля факторов внутришколь-ной среды, влияющих на состояние здоровья, составляет 20%, становится очевидным негативное воздействие неудовлетворительных условий воспитания и обучения.

В настоящее время 9% школ нуждаются в капитальном ремонте, 21% не канализованы, 16% не имеют централизованного водоснабжения и 11% — центрального отопления, хотя за последние 5 лет эти показатели улучшились.

В 20% общеобразовательных учреждений санитарно-гигиенические требования не выполняются или соблюдаются не полностью. В 1999 г. в каждом 5-м из 63 тыс. обследованных учреждений отмечались низкие температуры, а в Архангельской, Сахалинской, Смоленской, Ивановской, Магаданской областях, Приморском крае, республиках Тыва и Удмуртия — в 35—56% учреждений. Почти на половине территорий до 30% школ не соответству-

ют санитарным нормам по уровню освещенности, обеспеченности школьной мебелью соответствующих стандартов.

Отличительной чертой современного воспитания и обучения детей является компьютеризация дошкольных и школьных учреждений. Достоинства компьютерного обучения несомненны, однако оно влечет за собой ряд проблем. Такие занятия сопряжены с возрастанием объема учебной информации, повышением зрительной, психоэмоциональной и статической нагрузки. В классах, где работают видеодисплейные терминалы (ВДТ), формируются специфические условия микроклимата: повышается температура воздуха, снижается влажность, увеличиваются уровни шума, пользователи подвергаются угрозе воздействия электромагнитных излучений.

Централизованное обеспечение образовательных учреждений компьютерной техникой не практикуется последние 4—5 лет. Если в государственных учреждениях используют устаревшее оборудование, то коммерческие структуры зачастую закупают технику без подтверждения ее безопасности. Изучение организации работы на ВДТ и влияния на детский организм электромагнитных полей, проведенное в 1716 детских и подростковых учреждениях, показало, что каждый 3-й объект (33,8%) не отвечал санитарным нормам и являлся небезопасным.

Так, например, в Республике Дагестан компьютеризация школ осуществляется с грубейшими санитарными нарушениями. Из числа созданных компьютерных классов 60—70% размещены в помещениях, не отвечающих гигиеническим нормативам. Их открытие, как правило, осуществляется без согласования с центрами Госсанэпиднадзора.

Вместе с тем еще в 1996 г. утверждены санитарные правила "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным ЭВМ и организации работы", в которых большое внимание уделено режиму работы и оборудованию рабочих мест для учащихся. Рекомендуются конкретные комплексы упражнений для снятия утомления глаз, плечевого пояса, улучшения мозгового кровообращения.

По-прежнему одной из серьезнейшей проблем в школах является многосменность учебных занятий (2—3-сменный режим обучения). Значительная часть школ работает по 5-дневной учебной неделе. В этих условиях негативное влияние на организм детей усиливается за счет несбалансированных режимов умственного труда и отдыха учащихся. Увеличивается число уроков в школе, вводятся "нулевые уроки" по факультативным предметам до начала основных занятий, не соблюдается чередование предметов по степени трудности в течение учебного дня и на протяжении учебной недели, сокращается продолжительность перемен между уроками до 50—60% от нормы.

При 5-дневном режиме обучения количество детей с выраженным утомлением к концу учебного дня увеличивается до 37% против 23% таких детей, при 6-дневной неделе, сдвиги гемодинамики неблагоприятного характера возрастают до 28—43% против 12—22%. ухудшение состояния здоровья детей за учебный год составляет 24% против 15% при 6-дневной неделе.

В 1999 г. введены в действие новые санитарные правила "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений", которые прошли юридическую оценку в Министерстве юстиции РФ.

Принимая во внимание, что в соответствии с федеральным законом "Об образовании" учебный план разрабатывается каждым общеобразовательным учреждением самостоятельно, в упомянутом документе определены гигиенические требования к максимальным величинам воздействия на школьника учебно-воспитательного процесса при 5- и 6-дневной неделе.

С 80-х годов начато обучение 6-летних детей, при этом учащиеся не были обеспечены полноценным питанием, дневным сном, не реализовывалась свойственная для этого возраста двигательная активность.

В 90-е годы система образования с 10-летнего обучения перешла на 11-летнее. Этот процесс совпал с экономическим кризисом в стране: не хватало помещений, мебели, учебников. Технический прогресс пришел в классы вместе с устарезшими моделями компьютеров. Результатом явилось ухудшение состояния здоровья детей и подростков и рост хронической патологии среди учащихся.

В январе 2000 г. на Всероссийском совещании работников образования была принята Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе). Однако условия, в которых воспитываются, отдыхают, обучаются и трудятся дети и подростки, в настоящее время не способствуют сохранению и укреплению их здоровья.

Ухудшение в состоянии здоровья детей подтверждается результатами их профилактических осмотров. Так, в динамике 1991 — 1998 гг. наблюдается увеличение выявленных нарушений осанки почти в 2 раза (с 3,5 до 6,5%) и серьезной патологии опорно-двигательного аппарата — сколиоза (с 0,8 до 1,4%). Не снижаются уровни выявленных отклонений слуха, отмечается тенденция к росту выявления дефектов речи и зрения. В 1998/99 учебном году среди детей до 14 лет было выявлено более 1,5 млн с нарушениями осанки и понижением остроты зрения, 330 тыс. со сколиозом, более 700 тыс. с дефектами речи.

Можно предположить, что к моменту окончания общеобразовательного учреждения указанная патология будет выявляться в несколько раз чаще, если не будут решены вопросы обеспечения условий для сохранения здоровья учащихся и воспитанников.

Принимая во внимание тот факт, что большую часть дня (около 70% времени) школьники проводят в общеобразовательных учреждениях, а доля факторов внутришкольной среды, влияющих на состояние здоровья, составляет 20%, становится очевидной роль внутри школьных факторов в формировании здоровья детей и подростков. Это материально-техническая база образовательных учреждений, учебные нагрузки, факторы среды обитания, возможность реализации укрепления и сохранения здоровья учащихся.

Обеспечение санитарно-гигиенических условий можно считать хорошим в государственных дошкольных учреждениях (детских садах), учреждениях

для сирот и в летних оздоровительных учреждениях.

Более чем в 20% общеобразовательных школ и специальных (коррекционных) учреждениях санитарно-гигиенические требования практически не выполняются или соблюдаются частично.

На стыке веков осталась проблема переохлаждения организма учащихся. Так, перерывы в поставке топлива, некачественная подготовка к отопительному сезону в 1999 г. приводили к регистрации низких темпер£тур в детских учреждениях. Данная ситуация была отмечена в Смоленской, Ивановской, Тверской, Архангельской, Магаданской, Сахалинской, Кемеровской областях, Алтайском, Хабаровском краях, республиках Тыва, Мордовия, Калмыкия. В 1999 г. в каждом 5-м (19,79%) из 63 тыс. обследованных учреждений регистрировались низкие температуры в помещениях.

Критическая ситуация складывалась в Смоленской, Ивановской, Архангельской, Магаданской, Сахалинской областях, республиках Тыва, Удмуртия, Приморском крае, где число учреждений, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям по параметрам микроклимата, превышало средний показатель по Российской Федерации в 2 раза и более.

Вынужденная поза учащегося может способствовать развитию сначала функциональных, а затем и патологических состояний опорно-двкгательно-го аппарата. Ученическая мебель не отвечает рос-товозрастным особенностям учащихся в 30% средних школ, лицеев, гимназий и школ с углубленным изучением различных предметов. Например, в Хабаровском крае силами школ проводился ремонт мебели с наращиванием ножек столов и стульев и доведением их до необходимой ростовой группы. Удовлетворительная обеспеченность мебелыо отмечается только в учреждениях для детей-сирот, в средних учебных заведениях и в начальных образовательных учреждениях.

По данным Госкомстата, в России за период с 1990/91 по 1997/98 учебные годы число школ, имеющих кабинеты основ информатики и вычислительной техники, увеличилось в 2 раза, а число рабочих мест, оснащенных ЭВМ, — в 4,3 раза. За этот же период удельная доля учреждений, не отвечающих требованиям безопасности по электромагнитным излучениям, увеличилась в 10 раз. Каждое 3-е обследованное рабочее место учащегося в 1999 г. не отвечало гигиеническим требованиям.

Переуплотненность и многосменность занятий неблагоприятно отразятся на здоровье 21,5 млн детей и подростков — учащихся общеобразовательных школ. Так, в Российской Федерации в 2—3 смены работают 33% школ, где занимаются 4,8 млн учащихся, что составляет 23% от их общего числа.

Реформа школьного образования не только не уменьшает, но и увеличивает учебные нагрузки на школьников. Особенно велика доля дополнительных предметов в школах с углубленным изучением предметов, лицеях, гимназиях. Так, в расписании уроков начальных классов гимназий можно встретить сомнительно необходимые предметы для учащихся начальных классов. Кроме того, увеличение нагрузок в школе влечет за собой увеличение домашних заданий. Так, по данным литературы, общее время, затраченное учащимся на занятия в школе и дома, колеблется от 10—12 ч для младших

- ю -

школьников до 15—16 ч для старшеклассников. Эти цифры превышают продолжительность рабочего дня взрослого человека. Однако администрации образовательных учреждений внедряют "экспериментальные" обучающие программы и методики преподавания, не имеющие санитарно-эпи-демиологической оценки Минздрава РФ.

Начиная с 1995 г. сеть дошкольных учреждений в России уменьшается в среднем на 4—4,5 тыс. учреждений в год. Из-за отсутствия средств у родителей на оплату на начало 1999 г. нуждались в устройстве в дошкольное учреждение почти 218 тыс. детей. В 1999 г. в дошкольных учреждениях воспитывалось 4,4 млн детей, чаю составляет около 54% от обшей численности детей соответствующего возраста. Укомплектованность детских садов в настоящее время составляет 78%, т. е. на 100 мест в дошкольных учреждениях приходится лишь 78 воспитанников (в 1993 г. — 80%).

Реконструкция закрытых воспитательных учреждений происходит с изменением их функционального назначения: в центры социальной реабилитации, приюты, начальные школы, оздоровительные и внешкольные учреждения, учреждения профессионального образования подростков. Детские сады перепрофилируются в учреждения компенсирующего обучения для детей с нарушениями речи, слуха, умственно отсталых, детей с туберкулезной интоксикацией. В целом с 1992 по 1999 г. увеличилась численность воспитанников в учреждениях:

— для детей с дефектами речи и туберкулезной интоксикацией — в 1,5 раза;

— для умственно отсталых детей — в 1,8 раза;

— для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — в 3,1 раза.

Объемы строительства учреждений для детей и подростков с 1997 г. по настоящее время снизились, тогда как учреждений для детей-сирот построено и введено в эксплуатацию в 12 раз больше. Это объясняется ежегодным увеличением числа детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот. В 1999 г. в Российской Федерации выявлено около 111 тыс. таких детей и уже находилось на учете 620 тыс. детей-сирот.

Летний период — один из важнейших этапов оздоровления детей в течение года. Летние каникулы позволяют охватить системой оздоровительных мероприятий наибольшее количество детей. В летнем сезоне 2000 г. число летних оздоровительных учреждений по сравнению с 1999 г. увеличилось на 6227, а число отдохнувших в них детей увеличилось более чем на 1 млн человек. Это самые высокие показатели как по числу открытых учреждений, так и по числу отдохнувших в них детей за последние 4 года. Увеличилось число санаторных учреждений, загородных оздоровительных лагерей.

Последние 4 года остается негативная тенденция сокращения продолжительности смен в оздоровительных лагерях до 18—14 дней.

Учреждениями госсанэпидслужбы в целом был усилен как предупредительный, так и текущий надзор за летними оздоровительными учреждениями. В целях улучшения материально-технической базы и проведения в них санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на обеспечение надлежащих условий размещения, питания, оздоровления детей, центрами Госсанэпиднадзора было выдано 83 тыс. планов зданий, из которых 88% выполнено Минздравом РФ. Был издан соответствующий приказ "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2000 г.", в. котором органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации предлагалось осуществить необходимую подготовку медицинского персонала, направляемого в летние оздоровительные учреждения, потребовать от медицинских работников проведения ежедневного контроля за работой пищеблоков.

Следует отметить, что в Воронежской, Орловской, Ростовской, Ленинградской, Свердловской, Тульской, Архангельской, Ярославской областях, Приморском крае и Республике Башкортостан была проделана значительная работа по оздоровлению детей, и прежде всего страдающих хроническими заболеваниями.

В целом по стране число заболевших детей на 1000 отдохнувших снизилось с 27 в 1999 г. до 25 в 2000 г.

Вместе с тем в период летней оздоровительной кампании 2000 г. зарегистрировано 37 вспышек острых кишечных инфекций с числом пострадавших 1354 человек. Это самая высокая цифра за последние 5 лет.

Так, в 1997 г. зарегистрировано 12 случаев массовых инфекционных заболеваний с числом пострадавших детей 472, в 1998 г. — 20 случаев массовых инфекционных заболеваний с числом пострадавших детей 485, в 1999 г. — 30 случаев массовых инфекционных заболеваний с числом пострадавших детей 1137.

Необходимо отметить, что в динамике последних 4 лет увеличивается число случаев кишечных инфекций (в том числе дизентерии); участились случаи, когда источником инфекции являются работники пищеблока оздоровительного учреждения; отмечаются факты сокрытия или позднего информирования учреждений Госсанэпиднадзора медицинскими работниками лагерей о массовых заболеваниях, а также почти нормой стало отключение электроэнергии и подачи воды в оздоровительные учреждения.

Эти и другие проблемы оказывают существенное влияние на состояние здоровья детей и подростков и требуют решения на уровне принятия федеральных целевых программ, реализации федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", включение в региональные программы, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.

Поступила 13.03.01

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.