Научная статья на тему 'Основные тенденции взаимодействия в экосистеме «Ребенок среда обитания» в республике Коми'

Основные тенденции взаимодействия в экосистеме «Ребенок среда обитания» в республике Коми Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
151
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ / САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / УЧЕБНОВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОРГАНИЗАЦИЯ ОТДЫХА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ЭТНИЧЕСКАЯ МАРГИНАЛЬНОСТЬ / CHILD AND ADOLESCENT HEALTH / SANITARY / EPIDEMIOLOGICAL WELL-BEING / EDUCATIONAL PROCESS / REST ORGANIZATION / AGE PECULIARITIES / SOCIALHECONOMIC FACTORS / ETHNIC MARGINALITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Толстов В. Г.

Санитарно-эпидемиологическое состояние большинства школ Республики Коми не соответствует гигиеническим нормам. Рабочие места учащихся не отвечают санитарным правилам, отмечено превышение максимально допустимой недельной учебной нагрузки, что является психотравмирующим фактором для растущего организма. Отмечается уменьшение количества детей первой группы здоровья. В регионе сохраняется высокий уровень безработицы, что приводит к снижению уровня жизни семей и росту негативных социальных явлений среди детей и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Толстов В. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN TENDENCIES OF INTERACTION IN ECOSYSTEM «CHILDBENVIRONMENT» IN KOMI REPUBLIC

SanitaryHandHepidemiological state of the majority of regional schools does not correspond to the hygienic standards. Pupils' working places do not meet the sanitary rules, the excess of maximum permissible week educational load is registered what is a psychotraumatic factor for a growing organism. The reduction in the number of children from the first health group is registered. In the region, the high unemployment level is preserved what causes lowering of the level of living of families and development of negative social phenomena among children and adolescents.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции взаимодействия в экосистеме «Ребенок среда обитания» в республике Коми»

УДК [616-053.2:613.1](470.13)

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ЭКОСИСТЕМЕ«РЕБЕНОК — СРЕДА ОБИТАНИЯ» В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

© 2005 г. В. Г. ТОЛСТОВ

Государственный университет, г. Сыктывкар

Условия воспитания и обучения составляют среду, в которой вынужден находиться ребенок в возрасте от 3 до 18 лет. Среди всех факторов риска, формирующих отклонения в здоровье ребенка, ведущими оказываются те условия воспитания и обучения, которые не соответствуют гигиеническим нормам и санитарным правилам. Вклад этого фактора внутришкольной среды составляет 20 % от всего комплекса факторов риска.

Целью работы является медико-гигиенический анализ среды обитания детского населения Республики Коми за период с 1999 по 2003 год.

За последние годы в большинстве районов и городов Республики Коми продолжалось разрушение материально-технической базы образовательных учреждений. Ежегодно сокращается число вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений для детей и подростков. В целом по республике за анализируемый период их число уменьшилось с 67 в 1999 году до 21 в 2003-м. Рассмотрено проектов строительства за 2003 год только 16 против 29 в 1999-м (табл. 1).

Благодаря совместным усилиям всех служб и ведомств отмечается улучшение, хотя и незначительное, уровня санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях республики. Об этом свидетельствует снижение доли объектов, отнесенных к третьей, неблагополучной, группе по санитарно-эпидемиологическому благополучию (СЭБ) с 15,0 % в 2002 году до 14,2 — в 2003-м. За тот же период увеличилась доля объектов второй группы СЭБ — с 55,2 % до 57,2. Это наблюдается, например, в городах Инта, Ухта, Печора, Усинск, в Сысоль-ском, Удорском и Прилузском районах (табл. 2).

Таблица 1

Динамика строительства детских и подростковых учреждений

Вид предупредительного санитарного надзора 1999 2000 2001 2002 2003

Выдано заключений по выбору участков под строительство 6 7 4 6 3

Рассмотрено проектов строительства и реконструкции 29 35 14 21 16

Число строящихся объектов 67 68 43 33 21

Число объектов, введенных в эксплуатацию — 2 12 10 5

Остается неудовлетворительным состояние многих объектов для детей и подростков в Усть-Куломском, Ижемском, Койгородском районах, где постоянно растет число аварийных зданий образовательных учреждений.

Санитарно-эпидемиологическое состояние большинства школ Республики Коми не соответствует гигиеническим нормам. Рабочие места учащихся не отвечают санитарным правилам, отмечено превышение максимально допустимой недельной учебной нагрузки, что является психотравмирующим фактором для растущего организма. Отмечается уменьшение количества детей первой группы здоровья. В регионе сохраняется высокий уровень безработицы, что приводит к снижению уровня жизни семей и росту негативных социальных явлений среди детей и подростков.

Ключевые слова: здоровье детей и подростков, санитарно-эпидемиологическое благополучие, учебновоспитательный процесс, организация отдыха, социально-экономические факторы, этническая маргинальность.

До настоящего времени каждая третья школа республики не имеет водопровода, в 46 % всех школ отсутствует канализация. Среди дошкольных учреждений 40 % функционируют без канализации, а около 25 % не имеют центрального водоснабжения.

Наибольший удельный вес рабочих мест учащихся, не отвечающих санитарным правилам, регистрировался в Сыктывкаре и Сыктывдинском районе (35,9 %), Воркуте (25,3 %), Прилузском (41,7 %), Княжпогостском (40,0 %) районах, по освещенности — в образовательных учреждениях Ухты (27,9 %), Усть-Куломского (67,7 %), Корткеросского (48,1 %), Княжпогостского (26,3 %), Ижемского (25,6 %), Койгородского (33,8 %) районов, по параметрам микроклимата — в Усть-Куломском (40,8 %), Удорском (28,6 %), Корткеросском (27,0 %), Троицко-Печорском (37,0 %), Ижемском (33,7 %) районах. Число рабочих мест школьников с техническими средствами обучения (ТСО), не соответствующих гигиеническим требованиям, в Инте и Печоре свыше 16 % при среднем показателе по Республике Коми 10,3 % [1].

Таблица 2

Уровень санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных учреждений

Административные территории Год Всего обследовано Удельный вес объектов по СЭБ, %

объектов 1 группа 2 группа 3 группа

Города

Сыктывкар 2002 336 44,3 51,2 4,5

2003 358 44,4 52,0 3,6

Воркута 2002 148 4,2 95,3 1,7

2003 173 1,0 98,3 2,0

Инта 2002 59 76,3 23,7

2003 59 69,5 27,1 3,4

Ухта 2002 151 96,7 3,3

2003 84 86,9 13,1 —

Печора 2002 154 24,0 65,6 10,4

2003 95 46,3 33,7 20,0

Усинск 2002 76 88,2 9,4 2,6

2003 70 91,4 5,7 2,9

Вуктыл 2002 43 41,9 55,8 2,3

2003 36 52,8 47,2 —

Сосногорск 2002 64 43,8 40,6 15,6

2003 52 48,1 44,2 7,7

Сысольский 2002 2003 73 62 16,4 21,0 79,5 79,0 4,1

Усть-Куломский 2002 137 42,3 57,7

2003 124 — 40,3 59,7

Корткеросский 2002 88 4,5 28,4 67,0

2003 69 7,2 46,4 46,4

2002 42 28,6 38,1 33,3

Удорский

2003 66 22,7 28,8 48,5

Троицко- 2002 47 25,5 70,2 4,3

Печорский 2003 74 24,3 62,2 13,5

Прилузский 2002 124 12,1 79,0 8,9

2003 106 8,5 82,1 9,4

Княжпогостский 2002 77 — 97,4 2,6

2003 80 — 97,5 2,5

Ижемский 2002 67 — 23,9 76,1

2003 71 4,2 36,6 59,2

Усть-Цилемский 2002 76 — 98,7 1,3

2003 57 1,8 98,2 —

Районы

Продолжение таблицы 2

Административные территории Год Всего обследовано Удельный вес объектов по СЭБ, %

объектов 1 группа 2 группа 3 группа

Койгородский 2002 68 2,9 73,5 23,5

2003 62 4,8 85,5 9,7

Усть-Вымский 2002 82 22,0 74,4 3,7

2003 73 17,8 79,5 2,7

Республика Коми 2002 1912 29,8 55,2 15,0

2003 1771 28,6 57,2 14,2

Организация учебно-воспитательного процесса относится к числу приоритетных факторов, формирующих здоровье детей. Неблагоприятное действие на динамику показателей здоровья школьников в наибольшей степени оказывают интенсификация учебного процесса, стрессовые последствия авторитарной педагогики, раннее начало дошкольного систематического обучения, несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям обучающихся, к которым относятся: превышение максимально допустимой недельной учебной нагрузки, включение в расписания сдвоенных уроков по всем основным предметам, сокращение нормируемой продолжительности перерывов между уроками до 5, больших перемен — до 10 минут, факты превышения наполняемости классов свыше установленной государственными санитарными правилами, сокращение обязательных перерывов между основными и факультативными занятиями во всех проверенных общеобразовательных учреждениях до минимального времени или их отсутствие [1].

Напряженный характер учебы, значительный объем учебной нагрузки, дефицит времени для усвоения информации являются выраженными психотравмирующими факторами для растущего организма, что сочетается с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением двигательной активности. Длительное пребывание детей в таких условиях способствует переходу функциональных расстройств в клинические проявления, формированию нарушений деятельности сердца, желудочно-кишечного тракта, других органов и систем. Наиболее выражены нарушения в состоянии здоровья учащихся в инновационных учреждениях.

Оздоровительная работа с учащимися должна проводиться в том числе и в школьных медпунктах, где на сегодняшний день ситуация с их обеспечением такова: из 484 школ имеют медпункты 229, что составляет 47 %. Из них 162 соответствуют требованиям санитарных правил по оснащению оборудованием, а 171

— требованиям по набору помещений.

В последние годы у исследователей наблюдается повышенный интерес к состоянию здоровья подрастающего контингента тех регионов, где условия обитания относительно неблагополучны. При анализе данных (в сравнении с таковыми 1985 г.) установлено, что только около 73 % современных детей 3—7 лет, проживающих в условиях Севера — в Респуб-

лике Коми и посещающих дошкольные образовательные учреждения, имеют нормальный уровень физического развития (что совпадает с данными исследований, проведенных во многих регионах РФ). Отставание в массе тела и росте от сверстников 1985 года зафиксировано во все возрастные периоды независимо от пола детей. Кроме того, установлено, что сельские дети отстают в физическом развитии от городских [1].

Рациональное (здоровое) питание является необходимым условием обеспечения здоровья детей, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов, способности к обучению во все возрастные периоды. Приоритетная роль питания в поддержании здоровья детей и подростков закреплена Постановлением Правительства РФ в Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации до 2005 года. Особенно серьезной проблемой является дефицит ряда микронутриентов, и в частности витамина С (выявлено у 60—70 % обследованных детей), а также витаминов А, В1, В2, бета-каротина; дефицит железа, кальция (у 30—40 % детей); йода (у 70 — 80 %) и др.

В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) Республики Коми за последние годы не отмечается улучшения в питании детей. Повсеместно в них сохраняется тенденция к снижению потребления наиболее значимых для детского организма продуктов: мяса, рыбы, молока и кисломолочных продуктов, овощей, фруктов, соков, яиц. Так, анализ рационов питания дошкольников показал, что они имеют выраженную углеводную направленность.

В 2003 году 10 687 учащихся 5—11 классов не питались в школе вообще, что составляет 10,5 % от общего числа учащихся этого возраста. Всего охват горячим питанием в школах составляет не более 65— 70 % от общего числа учащихся. Исключение составляют учащиеся инновационных учреждений, где главным условием при получении образования является обязательное 1—2-разовое горячее питание в течение учебного дня.

Ни в одной из общеобразовательных школ республики не организовано диетическое питание для стоящих на диспансерном наблюдении учащихся. Щадящее питание, как необходимое условие детского питания вообще, также не применяется в школах. Главная причина — отсутствие специалистов (технологов) в местных органах управления образованием и непонимание значимости влияния такого фактора среды, как питание, на растущий детский организм со стороны руководителей образовательных учреждений, медицинских работников. Кроме того, в 62 школах республики (что составляет около 12 %) нет столовых. Часть учащихся или не питается совсем, или в перерывы уходит домой, другая часть детей в классе пьет чай с кондитерскими и хлебобулочными изделиями [1].

В действующих на территории республики целевых программах по улучшению здоровья детей нет ни одного мероприятия по улучшению питания. Вклад питания как фактора среды в образе жизни ребенка, отвечающего за здоровье, составляет до 80 %. Характер здорового питания в детстве гарантирует оптимальные условия для здоровья, роста и интеллектуального развития, непосредственно предупреждает такие заболевания, как железодефицитная анемия, ожирение, сахарный диабет, кариес, и может предотвратить заболевания зрелого возраста — сердечнососудистые, онкологические.

Недостаточное решение вопросов питания детского населения Республики Коми, отсутствие конкретных мер, направленных на его улучшение, способствует росту так называемых алиментарно-зависимых заболеваний, к числу которых могут быть отнесены: высокая частота заболеваний желудочно-кишечного тракта, занимающих первое место в структуре общей заболеваемости школьников; анемия; болезни обмена веществ (в первую очередь ожирение и сахарный диабет), распространенность которых увеличивается ежегодно; заболевания костно-мышечной системы. С 1999 года (последние 5 лет) рост заболеваемости по указанным нозологиям регистрируется в регионе как среди детей, так и среди подростков (табл. 3).

Таблица 3

Первичная заболеваемость детей и подростков в Республике Коми (на 1000 детей)

Заболевания Дети П о д р остки

1999 2003 1999 2003

Органов пищеварения 73,83 92,8 32,5 39,8

Эндокринной системы 13,5 15,3 14,9 23,6

Костно-мышечной системы 46,8 49,9 48,9 65,7

Анемии 11,9 16,6 2,7 4,3

Психические расстройства 11,6 11,9 26,3 20,5

Анализ заболеваемости детей свидетельствует о ее резком нарастании в последние 3—5 лет во всех возрастных группах школьников, что отмечается во многих административных территориях республики. За тот же период отмечается уменьшение количества детей первой группы здоровья и увеличение численности детей с функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями (3 группа). Так, по данным профилактических медицинских осмотров детей, проведенных в 2003 году в Республике Коми, нарушение осанки выявлено у 2,8 % осмотренных детей 3—4 лет, посещающих ДОУ, а у детей, заканчивающих первый класс, данное нарушение в состоянии здоровья регистрируется в 23,6 % случаев. Нарушение остроты зрения выявлено у 8,8 % осмотренных детей 6—7 лет (перед поступлением в школу), среди учащихся, заканчивающих девятый класс в 2003 году, их было 25,0 %. Среди подростков 14—15 лет в 1999 году нарушение осанки было выявлено у 16,8 %, в 2003-м — у 24,4 % от числа осмотренных учащихся девятых классов.

Летний период — один из важных этапов оздоровления детского населения, когда представляется возможность охватить системой оздоровительных мероприятий наибольшее количество учащихся. Однако на территории республики за прошедшие три года уменьшилось количество детских летних оздоровительных учреждений (ЛОУ). Если в 2001 году их было 722, то в 2003-м только 656, из них с дневным пребыванием детей — 481 и 461 соответственно (табл. 4).

Таблица 4

Число детей, отдохнувших в летних оздоровительных учреждениях

2001 2002 2003

Летние оздоровительные учреждения всего (данные Госсанэпиднадзора) 722 708 656

В том числе с дневным пребыванием 481 491 472

Число отдохнувших детей (республиканские базы) 40793 52951 47828

Число отдохнувших детей и подростков всего (по данным координационного совета при главе Республики Коми) 145566 144580 144760

Заболеваемость детей и подростков, отдыхавших в ЛОУ в 2003 году, составила 462 случая (в 2002 г. — 530), т. е. на 1 000 детей приходится 9,6 случая (в 2002 г. — 10,0). В том числе зарегистрировано 307 случаев острой респираторно-вирусной инфекции, что объясняется неблагоприятными погодными условиями, слабой обеспеченностью системами отопления пригородных стационарных лагерей.

Социально-экономические изменения в обществе после 1991 года коренным образом повлияли на качество жизни различных слоев населения и социальных групп. Характерные явления наблюдаются и в Республике Коми. Общая численность населения региона сократилась с 1 254,5 тыс. в 1990 году до 1 126,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— в 2000-м. Среднегодовая численность занятых в экономике уменьшилась с 649,7 тыс. человек в 1991 году до 499,2 тыс. — в 2000-м.

Переход к рыночным отношениям способствовал перераспределению собственности — государственной и частной, в результате чего произошел спад производства и закрытие многих предприятий. Среди городских территорий по данному показателю выделяют города Инта, Усинск, Сосногорск, Печора, сельских — Княжпогостский (3,8 % экономически активного населения), Корткеросский, Прилузский, Сык-тывдинский, Троицко-Печорский, Удорский, Усть-Цилемский, Сысольский районы.

Высокий уровень безработицы приводит к снижению уровня жизни населения и формированию благоприятного фона для развития таких негативных социальных явлений, как подростковая и детская преступность, алкоголизм, наркомания.

Население коренной национальности (коми) преимущественно проживает в исторически определенных местах расселения, в основном в сельских адми-

нистративных территориях (Ижемский район — 86,6 %, Усть-Куломский — 71,1, Корткеросский — 70,8, Сысольский — 69, Прилузский — 61, Сыктыв-динский — 54,2 %). Доля мигрирующего населения в республике составляла 71 % от общих потерь населения. Нарастание и взаимообмен информационных потоков вследствие миграции и межнациональных браков приводят к тому, что восприятие современным человеком мира и культуры становится «мозаичным», состоящим из весьма разнородных этнокультурных элементов. С учетом психологии «территориальной незакрепленности» современного человека и «смешения» в его психике эмоциональных отношений и представлений о различных природно-географических условиях введено понятие «географическая маргиналь-ность» и соответственно обобщенное понятие «этническая маргинальность». Этническая маргиналь-ность является существенной характеристикой современного цивилизованного общества. «Кризисное сознание» этнически маргинальной психики проявляется в чувствах тревоги, неопределенности, страха перед будущим и других признаках психической дезадаптации.

Одним из основных в этнофункциональном подходе в воспитании и психопрофилактике рассматривается понятие рассогласования элементов психики, определяемое как соотношение (осознанное или неосознанное), в котором эти элементы рассогласованы (согласованы) с точки зрения их этнической функции. Под элементами психики здесь понимаются прежде всего отношения, а также психические состояния, процессы и свойства личности [2].

Кризис этнической идентичности, сопутствующий кризису современной европейской культуры, заставляет подростка, не имеющего органичной связи с собственной культурой, обращаться — в поисках этой идентичности — к совершенно иным этнокультурным традициям. Это может осуществляться как на психическом уровне (музыка, искусство в целом, образ жизни), так и на природно-биологическом (употребление определенных психоактивных веществ, наркотиков). Крайним выражением такого рода дезадаптирующего информационного «поглощения» человека является печально известный опыт тоталитарных сект. Экзотическое содержание используемых руководителями этих организаций психопрактик искалечило немало человеческих судеб и душ.

Проведенный нами анализ системы «ребенок — среда обитания» характеризует ситуацию в республике как достаточно напряженную, что свидетельствует о нереализованных в полной мере потенциальных возможностях в улучшении вопросов предупреждения заболеваемости детского населения республики, сохранении популяционного здоровья. Целесообразна разработка системы мониторинга психического здоровья детей и подростков, создание межведомственной службы для решения проблем в рамках биопсихосо-циальной модели психического расстройства.

С целью формирования должного демографического и самоохранительного поведения детей, подростков, семей, необходимо интегрировать в учебный процесс образовательных учреждений личностноориентированные программы психосоциального роста, используя внеучебные формы работы с привлечением врачей, психологов, социальных педагогов.

Список литературы

1. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Республике Коми в 2003 году: Доклад / ФГУ «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Коми». — Сыктывкар, 2004. — 99 с.

2. Сухарев А. В. Этнофункциональный подход в воспитании и психопрофилактике / А. В. Сухарев, О. Ф. Кравченко, С. В. Овчинников и др. // Психологический журнал. — 2003. — Т. 24, № 5. — С. 68—80.

THE MAIN TENDENCIES OF INTERACTION IN ECOSYSTEM «CHILD-ENVIRONMENT» IN KOMI REPUBLIC

V. G. Tolstov

Syktyvkar State University, Syktyvkar

Sanitary-and-epidemiological state of the majority of regional schools does not correspond to the hygienic standards. Pupils’ working places do not meet the sanitary rules, the excess of maximum permissible week educational load is registered what is a psychotraumatic factor for a growing organism. The reduction in the number of children from the first health group is registered. In the region, the high unemployment level is preserved what causes lowering of the level of living of families and development of negative social phenomena among children and adolescents.

Key words: child and adolescent health, sanitary-and-epidemiological well-being, educational process, rest organization, age peculiarities, social-economic factors, ethnic marginality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.