Б01: 10.15838/е8с/2014.6.36.11 УДК 36 (470. 13), ББК 65.261.55 (2Рос.Ком)
© В.В. Тихомирова
Государственные инвестиции в адресные программы
социальной помощи
Валентина Валентиновна ТИХОМИРОВА
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук (167982, г. Сыктывкар, ГСП-2, ул. Коммунистическая, д. 26, Иккош1гоуа@1е8рп.кош18с.ги)
Аннотация. В статье анализируется роль ежемесячного детского пособия в бюджете малоимущей семьи. На материале Республики Коми дается сравнительная оценка муниципалитетов по доле детей, на которых назначено ежемесячное пособие, в общем числе детей. Выделены пять групп территорий по уровню социальной защищенности детей в возрасте до 18 лет. Определено слабое влияние ежемесячного детского пособия на бюджет семей с детьми, особенно в сельских районах республики.
Ключевые слова: адресная социальная помощь, прожиточный минимум, социальные инвестиции, социальные пособия, ежемесячное пособие на ребенка.
Активизация государственной политики в области развития объектов социальной сферы приводит к повышению научного интереса к проблемам социальных инвестиций. Социальная сфера — совокупность государственных и частных институтов, деятельность которых направлена на поддержание и повышение социально приемлемого уровня и качества жизни людей [1]. Субъектами социальных инвестиций являются органы государственной власти.
Целью данной работы является: раскрыть содержание понятия «адресная социальная помощь»; на примере Республики Коми (21 муниципальное образование) рассмотреть один из видов адресной социальной помощи — ежемесячное пособие на детей; провести анализ применения новой прогрессивной схемы назначения и предоставления пособий на детей — «градации по возрасту; показать динамику государственных инвестиций в данный вид посо-
бий; определить влияние инвестиционных вложений в бюджет малоимущей семьи.
В настоящее время существует множество определений адресной социальной помощи, мало различающихся между собой. В основном они представлены в законодательных и нормативно-правовых документах федерального и регионального уровня, в которых прямо или косвенно затрагиваются вопросы, регламентирующие государственную адресную социальную помощь. Большинство из них близки к базовому определению, данному в Федеральном законе «О государственной социальной помощи»: «Государственная социальная помощь предоставляется малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, в виде социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров» [2].
В законодательстве субъектов федерации определение государственной адресной социальной помощи иногда совпадает с тем, что дается в федеральном законе, как, например, в Законе Республики Башкортостан (2000): «Адресная социальная помощь — предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов социальных пособий, субсидий, социальных услуг, жизненно необходимых товаров».
В большинстве случаев в определениях адресной социальной помощи указан один и тот же адресат помощи — малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане (Закон Нижегородской области..., 2004; Закон Мурманской области..., 2004; Закон Ростовской области., 2004).
В ряде нормативно-правовых документов и публикаций уточняются условия
предоставления социальной помощи (наступление трудной жизненной ситуации), критерии предоставления (доход ниже величины прожиточного минимума) и виды помощи (денежная, натуральная и помощь в виде услуг) (Закон Республики Карелия, 1998; Закон Республики Башкортостан..., 2000; Республики Казахстан., 2001; Областной закон Нижегородской..., 2004).
Иногда адресную социальную помощь определяют как систему мер, социальных нормативов и государственных гарантий. С теоретической и практической точки зрения наиболее приемлемыми, в полной мере отражающими суть адресной социальной помощи, являются первые из перечисленных определений.
В нашей трактовке адресная социальная помощь — это социальные пособия в денежном выражении, натуральная помощь и помощь в виде услуг, предоставляемые малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации по не зависящим от них причинам и имеющим среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума.
Прожиточный минимум — критерий уровня бедности, предусматривающий не только биологическое, но и социальное выживание человека. Общими для всех стран являются принципы установления прожиточного минимума, определенные конвенцией Международной организации труда: «При установлении прожиточного минимума принимаются такие основные потребности семей трудящихся, как продукты питания, их калорийность, жилище, одежда, медицинское обслуживание и образование» [3].
В настоящее время официально действующий в России прожиточный минимум принят Министерством труда РФ в 1992 г. на основе абсолютной концепции бедности. Он рассчитывается для трудоспо-
собного населения, пенсионеров и детей в среднем на душу населения.
Использование российского стандарта потребления для оценки определения нуждаемости показал свою полную несостоятельность и давно дискредитировал себя [4].
Прожиточный минимум является основным показателем уровня бедности (мало-обеспеченности) населения страны. Он «предназначен для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения стипендий, пособий, оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам и других социальных выплат. Прожиточный минимум — стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы» [5].
Основа прожиточного минимума и концепция стоимости потребительской корзины впервые были определены К. Марксом (1818—1883 гг.) — немецким экономистом, философом, основателем марксизма — экономического учения о рабочем классе [6].
Методология К. Маркса берет свое начало из классической политической экономии трудовой теории стоимости А. Смита и Д. Риккардо [7]. Он считает, что стоимость труда определяется стоимостью благ, необходимых рабочему для существования и для воспроизводства своей рабочей силы. На этой основе построена концепция стоимости потребительской корзины — фиксированного набора потребительских благ и услуг.
Таким образом, система адресной социальной помощи основывается на следующих принципах: предоставление социальной помощи исключительно с учетом уровня доходов домохозяйств и имущественного состояния; определение размера выплат социальной помощи на основе стоимости утвержденной корзины про-
житочного минимума с учетом семейной нагрузки, рассчитанной в ценах, действующих в регионе; приоритетность мер по созданию условий для самообеспечения семьи, индивидуальных схем защиты и активного вовлечения трудоспособных малоимущих граждан в сферу трудовой деятельности (рис. 1). Она охватывает три вида адресных пособий социальной защиты: ежемесячное пособие на детей, пособие по нуждаемости и жилищные субсидии, которые назначаются при условии проверки доходов до-мохозяйств [8].
В данной статье мы рассмотрим один из видов адресной социальной помощи — ежемесячное пособие на детей. Нас интересуют инвестиции, преследующие исключительно социальные цели, лежащие преимущественно в области социальной защиты населения.
В соответствии с требованиями действующего законодательства гражданам, имеющим детей, назначаются и выплачиваются следующие виды государственных пособий (инвестиций) [9]:
— пособие по беременности и родам;
— единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
— единовременное пособие при рождении ребенка;
— ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
— ежемесячное пособие на ребенка;
— единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.
Из всех видов семейных и материнских пособий только ежемесячное пособие на детей является адресным видом социальной помощи. Оно назначается при условии проверки доходов домохозяйств и направлено на сокращение детской бедности, которая представляет собой самое уродливое проявление бедности вообще.
Рисунок 1. Система адресной социальной помощи населению
Адресная социальная помощь *
Принципы
• Предоставление социальной помощи исключительно с учетом уровня доходов домохозяйств и имущественного состояния
• Определение размера выплат социальной помощи на основе стоимости утвержденной корзины прожиточного минимума с учетом семейной нагрузки, рассчитанного в ценах, действующих в регионе
• Принцип приоритета мер по созданию условий для самообеспечения семьи, индивидуальных схем защиты и активного вовлечения трудоспособных малоимущих граждан в сферу трудовой деятельности
♦
Виды
I
• Ежемесячное пособие на детей
• Пособие по нуждаемости
• Жилищные субсидии
Ежемесячное пособие на детей — это регулярные денежные выплаты алиментарного1 характера, предоставляемые из республиканского бюджета с целью оказания материальной помощи семье в содержании и воспитании малолетних детей.
1 Под алиментарностью социальной защиты обычно понимался способ её предоставления государством на справедливой основе бесплатно, безэквивалентно с учетом связи с трудом, но не в порядке ответных действий за новый встречный труд, в объеме нормального уровня жизни, сложившегося на данном этапе развития общества, без применения договорных начал, из фонда социального обеспечения.
Ежемесячное пособие на ребенка до 1 января 2005 г. являлось федеральной гарантированной выплатой и предоставлялось в соответствии с Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. № 122-ФЗ при соблюдении определенных условий: если среднедушевой доход в семье с ребенком не превышает величину прожиточного минимума в субъекте РФ; лицо, обратившееся за пособием, совместно проживает с ребенком, на которого оно назначается; возраст ребенка не превышает 16 лет, а обу-
чающегося в общеобразовательных учреждениях — 18 лет. Размер пособия составлял 70 руб., но увеличивался с учетом категории семьи — на детей в неполных семьях, детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и детей, родители которых уклонялись от уплаты алиментов. Несмотря на инфляционные процессы, размер пособия ни разу не пересматривался. Столь низкие базовые размеры пособия, несмотря на то что оно выплачивается исключительно малоимущим семьям, имеют место на фоне высокого удельного веса детей среди малоимущего населения.
С принятием данного закона изменились существовавшие подходы. Согласно новой редакции Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ, созданной Законом № 122-ФЗ, размер, порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Федерации.
Таким образом, с 1 января 2005 г. предоставление ежемесячного пособия на ребен-
ка стало исключительной компетенцией региональных органов государственной власти. Как и ранее, в большинстве регионов право на получение пособия имеют только семьи со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума [10].
На территории Республики Коми семьям, имеющим детей, в соответствии с Законом Республики Коми «О государственных гарантиях в Республике Коми семьям, имеющим детей» от 12 ноября 2004 года № 57-РЗ, установлены следующие виды пособий: 1) ежемесячное пособие: а) на ребенка, рожденного до 01.01.2005 г., б) на ребенка, рожденного после 01.01.2005 г.; 2) доплата к ежемесячному пособию на ребенка, рожденного до 01.01.2005 г. [11].
На ребенка, рожденного до 01.01.2005 г., ежемесячное пособие предоставляется семьям со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в Республике Коми. При расчете среднедушевого дохода семьи в её состав включаются состоящие в браке родители, в том числе раздельно проживающие родители и проживающие совместно
Таблица 1. Размеры инвестиционных выплат на детей согласно Закону РК «О государственных гарантиях в Республике Коми семьям, имеющим детей» от 12.11.2004 г. № 57-РЗ (с 1 декабря 2013 года)
На детей, рожденных до 1 января 2005 года Без р/к 20% 30% 50% 60%
Ежемесячное пособие на ребенка В обычном размере 139,95 167,94 181,94 209,93 223,92
Дети одиноких матерей 279,89 335,87 363,86 419,84 447,82
Возраст ребенка не учитывается Отец проходит военную службу по призыву 209,92 251,90 272,90 314,88 335,87
Взыскание алиментов невозможно 209,92 251,90 272,90 314,88 335,87
Доплата к ежемесячному пособию на ребенка в зависимости от возраста ребенка:
от 3 до 6 лет 459,84 551,81 597,79 689,76 735,74
от 6 до 16 (школьники - до 18) лет 159,94 191,93 207,92 239,91 255,90
с ними или с одним из них их несовершеннолетние дети. Размер ежемесячного пособия на ребенка зависит от категории семьи и выплачивается в диапазоне от 167,94 до 735,74 руб. (табл. 1, 2).
Доплата к ежемесячному пособию на ребенка, рожденного до 01.01.2005 г., предоставляется семьям, признанным в установленном порядке малоимущими. На размеры ежемесячного пособия на ребенка и доплаты к ежемесячному пособию на ребенка начисляется районный коэффициент. Размеры ежемесячного пособия на ребенка и доплаты к ежемесячному пособию на ребенка ежегодно индексируются согласно законодательству Республики Коми.
На ребенка, рожденного после 01.01.2005 г., ежемесячное пособие предоставляется семьям, признанным в установленном порядке малоимущими.
В состав семьи для решения вопроса о признании ее малоимущей включаются лица, которые совместно проживают и ведут совместное хозяйство, к которым относятся супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы. Размер ежемесячного пособия на ребенка зависит от категории семьи, возраста ребенка, природно-климатической зоны и выплачивается в диапазоне от 359,88 до 1977,14 руб. (табл. 3).
В 2013 году средний размер прожиточного минимума пересматривался ежеквартально [12], при этом увеличение было значительным: сначала на 54 рубля, потом — на 115, затем на 836 рублей, а в четвертом квартале прибавка составила еще 252 рубля. Размер ПМ определяется для разных групп населения и по разным природно-климати-
Таблица 2. Размеры инвестиционных выплат на детей согласно Закону РК от 12.11.2004 г. № 57-РЗ «О государственных гарантиях в Республике Коми семьям, имеющим детей» (с 1 декабря 2013 года)
Ежемесячное пособие на ребенка в зависимости от его возраста (на детей, рожденных после 1 января 2005 года) Без р/к 20% 30% 50% 60%
До 1,5 лет В обычном размере 1095,76 1314,91 1424,49 1643,64 1753,22
Дети одиноких матерей 1235,71 1482,85 1606,42 1853,57 1977,14
Отец проходит военную службу по призыву 1165,73 1398,88 1515,45 1748,60 1865,17
Взыскание алиментов невозможно 1165,73 1398,88 1515,45 1748,60 1865,17
От 1,5 до 3 лет В обычном размере 1062,98 1275,58 1381,87 1594,47 1700,77
Дети одиноких матерей 1202,93 1443,52 1563,81 1804,40 1924,69
Отец проходит военную службу по призыву 1132,96 1359,55 1472,85 1699,44 1812,74
Взыскание алиментов невозможно 1132,96 1359,55 1472,85 1699,44 1812,74
От 3 до 6 лет В обычном размере 599,80 719,76 779,74 899,70 959,68
Дети одиноких матерей 739,75 887,70 961,68 1109,63 1183,60
Отец проходит военную службу по призыву 669,77 803,72 870,70 1004,66 1071,63
Взыскание алиментов невозможно 669,77 803,72 870,70 1004,66 1071,63
От 6 до 16 (школьники - до 18) лет В обычном размере 299,90 359,88 389,87 449,85 479,84
Дети одиноких матерей 439,85 527,82 571,81 659,78 703,76
Отец проходит военную службу по призыву 369,87 443,84 480,83 554,81 591,79
Взыскание алиментов невозможно 369,87 443,84 480,83 554,81 591,79
Таблица 3. Размер прожиточного минимума на 1 квартал 2014 года
Группы населения В среднем по Коми (руб.) Природно-климатические зоны
северная южная
Все население, в том числе: 9496 10 879 8930
Трудоспособное население 10 113 11 371 9577
Пенсионеры 7692 8669 7357
Дети 9367 11 263 8550
ческим зонам (см. табл. 3). В итоге к началу 2014 года средний прожиточный минимум на ребенка составил 9367 рублей.
Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения по основным социально-демографическим группам населения и природно-климатическим зонам Республики Коми на 1 квартал 2014 г. составляла для северной природно-климатической зоны: трудоспособное население — 11 371 руб., пенсионеры — 8669 руб., дети — 11 263 руб.
Для южной природно-климатической зоны: трудоспособное население — 9577 руб., пенсионеры — 7357 руб., дети — 8550 руб.
В северную природно-климатическую зону республики входят Воркута, Инта, Печора и Усинск с подчиненными им территориями, а также Ижемский и Усть-Цилемский районы. В южную зону включены остальные пятнадцать муниципалитетов республики из двадцати одного.
В регионе применена новая прогрессивная схема назначения и предоставления пособий на детей — «градации по возрасту», которая призвана усилить адресность социальной помощи в условиях глубокого уровня бедности и ограниченных финансовых ресурсов в республике. Следует отметить, что данная схема применяется только в двух регионах России — в Республике Коми и Санкт-Петербурге.
Каждой возрастной группе выделяется разное по величине пособие на детей одиноких матерей и детей, у которых отец
проходит военную службу по призыву и где взыскание алиментов невозможно.
Данная схема в принципе более прогрессивна относительно других способов предоставления детских пособий, поскольку усиливается адресность социальной помощи, что особенно ценно в условиях ограниченных финансовых ресурсов, а значит, повышается эффективность их использования.
Однако опыт ее применения в республике показал, что, несмотря на относительно большие размеры пособий на детей с учетом районного коэффициента, они слабо влияют на бюджет малоимущей семьи, особенно семьи с детьми от 6 до 16 (школьники — до 18) лет.
Численность детей до 18 лет, на которых назначено ежемесячное пособие, ежегодно сокращается (рис. 2).
В 2005 году их насчитывалось 71,9 тыс. чел., а в 2013 г. их численность сократилась в 3,5 раза — до 20,7 тыс. чел. Соответственно за этот период сократился с 25 до 8% и удельный вес таких детей в общей численности детей соответствующего возраста (от 0 до 18 лет).
Расходы на выплату ежемесячного пособия на ребенка постепенно сокращаются и в 2005—2013 гг. колебались в пределах от 185,5 до 171,7 млн. руб.
В расходах на выплату пособий и социальную помощь доля ежемесячного пособие на ребенка составила от 7,1% в 2005 г. до 1,3% в 2013-м (табл. 4).
Среднемесячный размер пособия на ребенка за обозначенный период (девять
Рисунок 2. Численность детей до 18 лет, на которых назначено ежемесячное пособие, и удельный вес детей, на которых назначено пособие, в общей численности детей соответствующего возраста в Республике Коми за 2005-2013 гг.
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
40
30
20 т
10
I Шмгпаццлгть детей до 18 лет, на которых назначено ежемесячное пособие, тыс. чел. Удельный вес детей, на которых
назначено пособие, в общей численности детей соответствующего возраста (от 0 до 18 лет), %
0
лет) вырос с 297,62 до 637,6 руб., т.е. на 339,98 руб. Ежегодно размер пособия в среднем увеличивался на 37,77 рублей, а ежемесячно — на 3,14 рубля.
В основном это обусловлено резким увеличением объема пособий по уходу за ребенком до 1,5 года, по беременности и родам, введением материнского капитала и снижением абсолютного объема ежемесячных пособий на ребенка, что свидетельствует об ослаблении роли этого вида пособий в бюджете малоимущих семей.
Сравнительная оценка муниципалитетов по доле детей, на которых назначено ежемесячное пособие, в общем числе детей за 2009—2013 годы, позволила выделить 5 групп территорий по уровню социальной защищенности детей в возрасте до 18 лет: обеспеченные, относительно обеспеченные, малообеспеченные, бедные, за чертой бедности (табл. 5).
В 2009 году в первой группе (высокообеспеченные) оказались города Сыктывкар, Ухта, Сосногорск, Усинск, Вуктыл. К 2013 году сюда вошли города Воркута, Инта, Печора. Теперь во всех городах республики менее 10% детского населения нуждается в предоставлении ежемесячных пособий. Это объясняется размещением здесь высокодоходных предприятий по добыче и переработке нефти и газа, а также учреждений рыночной инфраструктуры. В городах отмечается самый высокий уровень доходов семей, особенно в моногородах Воркуте и Инте, в связи с оказанием специальной помощи из федерального бюджета и других источников для переселения шахтерских семей в южные регионы страны из-за закрытия угольных шахт.
Во вторую группу (обеспеченные) в 2013 году вошли Усть-Вымский, Княжпогост-ский и Сыктывдинский районы. Причем
Таблица 4. Расходы на выплату пособий и социальную помощь (с учетом районного коэффициента), млн. руб.
Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Расходы на выплату пособий и социальную помощь - всего 2598,0 3374,0 4654,9 6908,2 10 233,5 11 763,5 13 130,9 13 045,8 -
Ежемесячное пособие на ребенка (до 16(18) лет) 185,5 164,6 163,7 145,6 170,7 160,7 176,4 180,1 171,7
Ежемесячное пособие на ребенка (до 16(18) лет), в % 7,1 4,9 3,5 2,1 1,7 1,4 1,3 1,4 1,3
Среднемесячный размер пособия на ребенка, руб. 297,62 275,44 283,61 364,36 458,90 475,34 546,64 590,37 637,6
Таблица 5. Группировка городских округов и муниципальных образований Республики Коми по уровню социальной защищенности детей до 16 (18) лет, получающих ежемесячные пособия
(2009-2013 гг.), %
№ п/п Характеристика социального статуса Уровень, в % Районы 2009 г. Районы 2011 г. Районы 2013 г.
1. Высокообеспеченные Менее 10,1 Сыктывкар, Ухта, Сосногорск, Усинск, Вуктыл Сыктывкар, Воркута, Вуктыл, Ухта, Сосногорск, Усинск Сыктывкар, Воркута, Вуктыл, Инта, Печора, Ухта, Сосногорск, Усинск
2. Обеспеченные От 10,1 до 20,0 Печора, Воркута, Инта, Усть-Вымский Инта, Печора, Княжпогостский Усть-Вымский Княжпогостский, Сыктывдинский, Усть-Вымский
3. Малообеспеченные От 20,1 до 30,0 Удорский, Княжпогостский Сыктывдинский, Троицко-Печорский, Удорский Сысольский, Троицко-Печорский, Удорский
4. Бедные От 30,1 до 40,0 Троицко-Печорский, Сысольский, Сыктывдинский, Койгородский, Ижемский Койгородский, Сысольский Койгородский, Корткеросский, Прилузский, Усть-Цилемский,
5. За чертой бедности Более 40,0 Прилузский, Усть-Цилемский, Усть-Куломский, Корткеросский Корткеросский, Прилузский, Усть-Цилемский, Усть-Куломский, Ижемский Ижемский, Усть-Куломский
Усть-Вымский район удерживал свои позиции по уровню социальной защищенности детей на протяжении пяти лет, а Сыктывдинский постепенно поднял социальный статус детского населения с группы бедных до статуса обеспеченных. Несмотря на заметное снижение доходов семей Княжпогостского района в связи с банкротством завода ДВП, он также укрепил свои позиции. В этих районах от 10 до 20% детей нуждаются в предоставлении ежемесячных пособий.
В третью группу (малообеспеченные) в 2013 году вошли Удорский, Сысольский и Троицко-Печорский районы республики, где нуждаются в ежемесячных пособиях от 20 до 30% всех детей. Причем Удорский район за весь исследуемый период стабильно состоит в данной группе. В значительной мере это объясняется преобладанием здесь малодоходных лесозаготовительных и сельскохозяйственных предприятий.
В четвертую группу (бедные), в которой количество детей, нуждающихся в посо-
биях, составляет от 30 до 40%, с 2013 года входят Койгородский, Корткеросский, Прилузский и Усть-Цилемский районы. Их характеризует очень низкий уровень доходов, обусловленный нахождением здесь низкорентабельных сельскохозяйственных и лесозаготовительных предприятий. Кой-городский район за пять лет не изменил свой статус, в то время как в остальных районах данной группы дети стали жить лучше.
В пятую группу (за чертой бедности), с порогом нуждающихся детей более 40%, включены Усть-Куломский и Ижемский районы. Причем если Усть-Куломский район держит свои позиции, то дети Ижемского района стали жить еще беднее. В основном бедность здесь связана с безработицей и со специализацией данного района на неприбыльных лесозаготовках и сельском хозяйстве.
Следует отметить, что наибольшее количество получающих ежемесячные пособия на детей или бедных семей сосредоточено в 12 сельских районах, что является следствием низкого уровня экономического и социального развития этих территорий.
Таким образом, качественные и количественные характеристики детской бед-
ности служат одним из основных показателей социального статуса детства и отражают степень развитости общества в целом.
Анализ показал, что инвестиционные вложения в адресные социальные программы малоэффективны. Несмотря на применение новой прогрессивной схемы назначения и предоставления пособий на детей — «градации по возрасту» и увеличение размера детских пособий, можно констатировать, что они оказывают слабое влияние на бюджет малоимущей семьи, особенно в сельских районах республики. Размер пособия с возрастом ребенка сокращается, хотя презумпция о снижении расходов на содержание и воспитание ребенка по мере его взросления представляется совсем неочевидной. Эта тенденция прослеживается во всех регионах, где применена схема градации по возрасту. Необходимо увеличить размер пособия, и прежде всего на семью с детьми от 6 до 16 лет. Очевидно также, что только путем предоставления ежемесячных детских пособий невозможно устранить бедность семей работников нерентабельных предприятий и жителей территорий со слаборазвитой инфраструктурой.
Литература
1. Бухонова, С.М. Управление инвестиционной деятельностью в регионе: дис. д-ра экон. наук: 08.00.05 / С.М. Бухонова. - Белгород, 1998. - 343 с. - РГБ ОД, 71:99-8/89-4.
2. О государственной социальной помощи: Федеральный закон № 178-ФЗ от 17 июля 1999 года, ст. 11.
3. Конвенция МОТ № 117, ст. 5, часть 2, Конвенция МОТ № 82, ст. 9, часть 2.
4. Римашевская, Н.М. Социальная защита населения / Н.М. Римашевская. — ИСЭПН РАН, 2002. — С. 286.
5. О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ (с изменениями от 27 мая 2000 года).
6. Маркс, К. Капитал. Критика политической экономии / К. Маркс. — Т. 1. — Кн. 1. Процесс производства капитала. — Политиздат, 1988. — С. 194-196.
7. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. — М.: Соц-Экгиз, 1962. — С. 227.
8. Тихомирова, В.В. Адресная социальная помощь в системе социальной защиты населения (на примере Республики Коми) / В.В. Тихомирова. — Коми НЦ УрО РАН, Сыктывкар, 2013. — 162 с.
9. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: Федеральный закон РФ от 1995 (в ред. ФЗ № 122 от 22.08.2004, ФЗ № 181 от 22.12.2005).
10. Состояние и перспективы развития системы социальной защиты в России / А. Золотарева и др. — М. : Ин-т Гайдара, 2011. - С. 166.
11. О государственных гарантиях в РК семьям, имеющим детей: Закон Республики Коми от 12.11.2004 № 57-РЗ (в ред. РЗ № 99 от 6.10.2006).
12. Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации (с изменениями и дополнениями от 16 марта 2000 года), ст. 1, п. 5, 6.
Tikhomirova V.T.
Public investment in targeted social assistance programs
Valentina Valentinovna Tikhomirova — Ph.D. in Economics, Senior Research Associate, Institute of SocioEconomic and Energy Problems of the North, Komi Science Center, Ural Branch of RAS.
Abstract. The article analyzes the role of a monthly child care allowance in the budget of needy families. The author uses the data on the Republic of Komi and makes a comparative assessment of municipalities by the share of children subject to a monthly allowance in the total number of children. The author defines five groups of territories according to the level of social protection of children aged under 18. The article reveals that the role of a monthly child care allowance in a budget of families with children is insignificant, especially in rural areas of the republic.
Key words: targeted social assistance, subsistence level, social investment, social benefits, monthly child care allowance.
References
1. Bukhonova S.M. Upravlenie investitsionnoideyatel'nost'yu vregione: dis. d-ra ekon. nauk: 08.00.05 [Management of Investment Activity in the Region: Doctor of Economics Dissertation]. Belgorod, 1998. 343 p. RGB OD, 71:99-8/89-4.
2. O gosudarstvennoi sotsial'noi pomoshchi: Federal'nyi zakon № 178-FZot 17 iyulya 1999 goda, st. 11 [On State Social Assistance: Federal Law No. 178-FZ of July 17, 1999, Article 11].
3. Konventsiya MOT № 117, st. 5, chast' 2, Konventsiya MOT № 82, st. 9, chast'2 [ILO Convention No. 117, Article 5, part 2, ILO Convention No. 82, Article 9, part 2].
4. Rimashevskaya N.M. Sotsial'naya zashchita naseleniya [Social Protection of Population]. ISEPN RAN, 2002.
P. 286.
5. Oprozhitochnom minimume v Rossiiskoi Federatsii: Federal'nyi zakon ot 24 oktyabrya 1997goda № 134-FZ (s izmeneniyamiot 27maya 2000goda) [On the Subsistence Level in the Russian Federation: Federal Law of October 24, 1997 No. 134-FZ (as amended on May 27, 2000)].
6. Marx K. Kapital. Kritika politicheskoi ekonomii — T. 1. — Kn. 1. Protsess proizvodstva kapitala [Capital: Critique of Political Economy. Vol. 1. Book 1. The Process of Capitalist Production]. Politizdat, 1988. Pp. 194-196.
7. Smith A. Issledovanie o prirode i prichinakh bogatstva narodov [An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations]. Moscow: Sots-Ekgiz, 1962. P. 227.
8. Tikhomirova V.V. Adresnaya sotsial'nayapomoshch'vsisteme sotsial'noizashchity naseleniya (naprimere Respubliki Komi) [Targeted Social Assistance in the System of Social Protection (Case Study of the Republic of Komi)]. Komi NTs UrO RAN, Syktyvkar, 2013. 162 p.
9. O gosudarstvennykh posobiyakh grazhdanam, imeyushchim detei: Federal'nyi zakon RF ot 1995 (v red. FZ№ 122 ot 22.08.2004, FZ № 181 ot 22.12.2005) [On State Benefits for Citizens with Children: the Federal Law of the Russian Federation of 1995 (in the Wording of the Federal Law No. 122 of August 22, 2004, Federal Law No. 181 of December 22, 2005)].
10. Zolotareva A. et al. Sostoyanie iperspektivy razvitiya sistemy sotsial'noi zashchity v Rossii [The State and Prospects of Development of the Social Protection System in Russia]. Moscow: In-t Gaidara, 2011. P. 166.
11. Ogosudarstvennykh garantiyakh v RKsem'yam, imeyushchim detei: Zakon Respubliki Komi ot 12.11.2004 № 57-RZ(v red. RZ№ 99 ot 6.10.2006) [On State Guarantees in the Republic of Komi to Families with Children: the Law of the Republic of Komi of November 12, 2004 No. 57-RZ (in the Wording of the Law of the Republic of Komi No. 99 of October 6, 2006)].
12. Metodicheskie rekomendatsiipo opredeleniyu potrebitel'skoi korziny dlya osnovnykh sotsial'no-demograficheskikh grupp naseleniya v tselompo Rossiiskoi Federatsii (s izmeneniyami i dopolneniyami ot 16marta 2000goda), st. 1, p. 5, 6 [Methodological Recommendations on the Determination of the Consumer Basket for the Main Socio-Demographic Groups of the Population in the Russian Federation as a Whole (with the Amendments and Additions of March 16, 2000), Article 1, p. 5, 6].