Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
79
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Г.Г. Онищенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There have been negative tendencies for the formation of public health to be preserved in the past decade. The most important tendency is for the worse physical development and health of children and adolescents. The 2002 AllRussian medical examination of children has provided support for the negative tendencies in the health status of children the proportion of healthy children during the above period had reduced from 45.5% to 33.9%. The incidence of endocrine, digestive, and locomotor diseases, congenital malformations, and mental disorders has particularly increased. It should be said that the health status of the general population and primarily children is determined by the influence of a number of factors, including socio-hygienic living conditions (up to 25-40%), man-made environmental pollution (above 25%), intraschool environmental factors (21-27%), and health care quality (up to 25%). School-age children account for about 70% of the pediatric population. It is in this age group that shows the greatest rise in morbidity. In recent years, the Principal Public Sanitary Inspector of the Russian Federation has published 5 regulations on various aspects of sanitary-and-epidemiological well-being in children. A number of regions of the country take actions on the creation of proper conditions for the upbringing, education, and health-improvement of children. The present-day educational system is characterized by a great diversity of curriculums. At the same time, only one curriculum and one educational technology have a sanitary-and-epidemiological conclusion on health safety. Adolescents with risky forms of sexual behavior have increased in number. This in combination with underhygienic measures leads to the spread of HIV infection and other sexually transmitted diseases among them. For children’s sanitary-and-epidemiological well-being in the Russian Federation, it is expedient: 1) to complete the development of the adverse influence of environmental factors on the health status of children, which envisages the implementation of measures to improve their habitat (ambient air, portable water), intraschool environment, and living conditions in the families, socially poor ones in particularly, nutritional pattern, and lifestyle in children and adolescents; and 2) to introduce prophylactic syllabi at school in order to form healthy life style skills, a conscious attitude to the health status of theirs and those around them, etc. in children and adolescents.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ»

нию лазеров в хирургии и медицине. — Самарканд, 1988. - С. 412-414.

2. Прокопенко Л. В. // Вестн. АМН СССР. - 1992. -№ 3. - С. 35-39.

3. Рубцова Н. Б., Походзей Л. В., Самусенко Т. Г. и др. // Сборник докладов 9-й Российской науч.-техн. конф. по электромагнитной совместимости технических средств и электромагнитной безопасности "ЭМС-2006". - СПб., 2006 - С. 567-571.

Поступила 11.07.07

Summary, llie medical personnel operating currently

available medical equipment can be exposed to physical fac-

tors. To prevent the adverse consequences of these exposures, medical equipment undergoes sanitary-and-epidemiological examination, resulting in the drawing up of a sanitary-and-epidemiological report. For regulation of this procedure, a management directive has been worked out, which determines an examination procedure, a hygienic classification of medical equipment, allowable values for controlled safety indices during operation, etc. Introduction of the directive makes it possible to upgrade the quality of sanitary-and-epidemiological equipment audit, to improve working conditions, and to keep health in the personnel operating the present-day high-technology equipment.

Гигиена детей и подростков

С Г. г. ОНИЩЕНКО. 2008 УДК 614.3/.4:616-053.2-084

Г. Г. Онищенко

ОБЕСПЕЧЕНИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Москва

В последнее десятилетие сохраняются негативные тенденции в формировании общественного здоровья.

Важнейшей из них является ухудшение физического развития и состояния здоровья детей и подростков, формирующих в ближайшей перспективе трудовой, оборонный, интеллектуальный и репродуктивный потенциал общества.

Всероссийская диспансеризация детей 2002 г. подтвердила неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья детей: доля здоровых детей за указанный период снизилась с 45,5 до 33,9%, вдвое увеличилось количество детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность. Особенно возросла заболеваемость эндокринной системы, органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, частота врожденных аномалий, психических расстройств.

В настоящее время на диспансерном учете состоит более 68% детей. Из них 73,7% нуждаются в лечении: 10% — в условиях стационара, 49% — поликлиники, 14,7% детей — требуется санаторно-курортное лечение.

На фоне ухудшения соматического здоровья отмечается ухудшение показателей физического развития, нарастание процессов децелерации. Частота низкой массы тела у детей и ее дефицит стали выявляться почти в 3 раза чаще.

Состояние здоровья населения в целом и прежде всего детей определяется влиянием ряда факторов, в том числе социально-гигиеническими условиями жизни (25—40%), антропотехногенным загрязнением окружающей среды (более 25%), факторами внутришкольной среды (21—27%), качеством медицинского обеспечения (до 25%).

Около 70% детского населения страны — дети школьного возраста. За период школьного обуче-

ния число детей, имеющих хронические заболевания, возрастает в 1,6 раза, а в образовательных учреждениях с повышенным уровнем образования — в 2 раза.

Наблюдаются отличия в состоянии здоровья детей в зависимости от места их воспитания (пребывания). У детей, проживающих в семьях, заболевания зарегистрированы в 54,6% случаев, тогда как в домах ребенка признаны здоровыми только 15% детей, в детских домах — 22,5%, в детских домах-интернатах — 14%.

В сложившихся условиях сохранение и улучшение здоровья детей являются важнейшей государственной задачей. При этом обеспечение их санитарно-эпидемиологического благополучия, которое напрямую связано с условиями проживания, режимом и современными технологиями воспитания, представляет одну из основных составляющих в решении этой проблемы.

Заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов России, органами здравоохранения, санитарно-эпидемиологического надзора осуществлен ряд организационных и практических мероприятий в этой области.

Значительная работа проведена по развитию нормативной базы. Разработаны и утверждены пять санитарных правил, позволяющих исключить или снизить до минимума неблагоприятное воздействие негативных факторов, возникающих в процессе обучения, в том числе в 2002 г. СанПиН "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях", в 2003 г. СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей". На места направлены

разъяснения, учитывающие распоряжение Правительства Российской Федерации по вопросу обеспечения отдыха, оздоровления и занятости детей. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека запланирована до 2007 г. разработка двух технических регламентов, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия детей.

Во исполнении совместного приказа Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России от 16.07.02 "О совершенствовании процесса физического воспитания в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации" утверждены методические документы, перечни учебного спортивного оборудования по физической культуре для образовательных учреждений.

В соответствии с решением совместной коллегии Минздрава России и Минобразования России от 06.09.02 разработан ассортиментный перечень продукции, разрешенной для реализации в буфетах общеобразовательных учреждений, и 10-дневное меню с целью обеспечения рационального, в том числе щадящего питания учащихся.

За последние годы издано пять постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации по различным аспектам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей.

В ряде регионов страны принимаются меры по созданию надлежащих условий воспитания, образования и улучшения здоровья подрастающего поколения. В Республике Чувашия, Алтайском крае, Архангельской, Калужской, Калининградской, Ленинградской, Орловской и Сахалинской областях реализуются региональные целевые программы, включающие осуществление соответствующих санитарно-гигиенических мероприятий. В Москве, Ивановской, Кемеровской, Нижегородской, Мурманской областях изданы нормативные и методические документы о проведении санитарно-эпиде-миологической экспертизы соответствия режимов учебно-воспитательного процесса гигиеническим требованиям.

Реализация социально-гигиенического мониторинга позволяет получать интегральную оценку здоровья школьников и влияния на него неблагоприятных факторов окружающей среды, выявлять причинно-следственные связи и разрабатывать управленческие решения в области охраны здоровья детей и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.

Повышение эффективности Госсанэпиднадзора за соблюдением санитарного законодательства в детских дошкольных учреждениях и в школах способствовало улучшению материально-технической базы детских и подростковых учреждений, а также основных показателей, характеризующих состояние внутри школьной среды. В стране отмечается тенденция сокращения числа учреждений, относящихся к III группе санитарно-эпидемиологическо-го благополучия (неудовлетворительное состояние объектов) и увеличение доли учреждений I и II групп.

Проводимая модернизация образования направлена на уменьшение негативного влияния обу-

чения на здоровье школьников. Расширение вари-антивности образования, разработка государственных образовательных стандартов, переход на профильное обучение, внедрение инновационных форм обучения, в том числе дистанционных, интернет-образования потребовали установления контроля за тем, чтобы психолого-педагогические воздействия отвечали психофизиологическим и возрастным особенностям детей. Комплексные многолетние исследования позволили обосновать требования санитарно-эпидемиологической безопасности к допустимой образовательной нагрузке для детей всех возрастов.

Позитивные сдвиги отмечаются в организации питания детей и в первую очередь в детских дошкольных и образовательных учреждениях.

При осуществлении мониторинга за безопасностью пищевых продуктов ежегодно проводится более 1,5 млн исследований по санитарно-химиче-ским и более 2 млн — по санитарно-микробиоло-гическим показателям. Это позволяет выявлять пищевые продукты, не соответствующие установленным гигиеническим нормативам, и изымать их из обращения.

Реализация "Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года" и постановление Правительства Российской Федерации "О мерах по профилактике заболеваний, обусловленных дефицитом йода и других микронутри-ентов" способствовали значительному расширению производства пищевых продуктов, обогащенных витаминами и микронутриентами.

Увеличился охват школьников горячим питанием, который в 2003—2004 гг. составил в целом по стране 62,6%, в том числе в начальных классах — 79,5%, в 5—11 классах — 52,7%. Большая работа в этом направлении проведена в Алтайском крае, Орловской, Липецкой, Псковской, Томской и других областях.

Отмечается положительная динамика гигиенических характеристик готовых блюд по показателям их безопасности и пищевой ценности: за 5 лет число неудовлетворительных проб готовых блюд в детских дошкольных и образовательных учреждениях по микробиологическим показателям сократилось с 5,1 до 3,8%, по санитарно-химическим — с 4,6 до 3,3%, по калорийности и полноте вложения продуктов — с 18,6 до 11,2%.

Значительные успехи достигнуты в снижении инфекционной заболеваемости среди детей. В рамках реализации программ "Вакцинопрофилактика" и "Анти-ВИЧ/СП ИД" Федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера" ведется разработка вакцины против гемофильной инфекции, бесклеточной вакцины против коклюша, проводятся мероприятия по созданию стабильной температуры при транспортировке и хранении медицинских иммунобиологических препаратов, оснащению оборудованием региональных вирусологических лабораторий, участвующих в программе ликвидации кори, внедрению компьютерной системы мониторинга и эпиданализа инфекционных заболеваний, осуществляется комплекс мероприятий по борьбе

с ВИЧ/СПИДом, в том числе широкое информирование населения о мерах личной и общественной профилактики.

В стране достигнут высокий уровень охвата детей профилактическими прививками против дифтерии, столбняка, коклюша, эпидемиологического паротита, кори, полиомиелита (95,6—97,7%).

В Российской Федерации проведена большая работа по ликвидации полиомиелита, что позволило в июне 2002 г. объявить о сертификации России как страны свободной от полиомиелита в составе Европейского региона.

Достигнутый в 2002 г. самый низкий уровень заболеваемости корью за все время регистрации этой инфекции (0,4 на 100 тыс. населения) при неуклонном повышении охвата детей иммунизацией и наличии необходимого количества высокоэффективной вакцины позволил разработать Программу ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 г. и включиться в программу Европейского регионального бюро ВОЗ по ликвидации этой инфекции.

Введение в национальный календарь профилактических прививок против вирусного гепатита В и краснухи способствовали резкому снижению заболеваемости этими инфекциями. По сравнению с 2000 г. заболеваемость вирусным гепатитом В в 2003 г. сократилась в 3,3 раза, среди детей — в 4 раза, уровень заболеваемости краснухой был самым низким за все время наблюдения.

Вместе с тем в решении проблемы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей имеется ряд серьезных недостатков и приоритетных вопросов.

Во многих регионах остается высоким уровень заболеваемости детей болезнями органов дыхания, обусловленными загрязнением окружающей среды, и прежде всего бронхиальной астмой.

Реализация Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Национального плана действия по гигиене окружающей среды" и разработанных на его основе региональных планов действий, повышение требовательности санитарно-эпидемиологической службы к руководителям предприятий и организаций за соблюдением санитарного законодательства способствовали лишь некоторой стабилизации показателей, характеризующих состояние атмосферного воздуха, однако существенного улучшения не произошло.

Под воздействием повышенных по сравнению с гигиеническими нормативами концентраций вредных веществ в Российской Федерации проживает около 30 млн человек, в основном в крупных и средних городах с развитой промышленностью. При этом приоритетными загрязнителями продолжают оставаться взвешенные вещества, окиси азота и углерода, диоксид серы, полиароматические углеводороды, фенол, свинец и другие тяжелые металлы.

Данные соцгигмониторинга подтверждают положение, что структура заболеваний населения и прежде всего детей зависит от состава выбросов.

Практически во всех индустриальных городах отмечается значительное увеличение заболеваемо-

сти детей бронхиальной астмой: средняя частота в целом по стране 4,3 на 1000 детей, в индустриальных городах — 8,8—9,7, вблизи цементных производств — 12,3, вблизи птицефабрик — 34. Заболеваемость бронхиальной астмой у детей является чувствительным биологическим маркером загрязнения атмосферного воздуха. Следует также отметить, что продолжительность течения респираторных заболеваний у детей, проживающих в загрязненных промышленными выбросами районах, увеличилась за десять лет в 2—2,5 раза.

В целях устранения вредного воздействия окружающей среды на здоровье населения, и прежде всего детей, практически во всех субъектах России реализуются региональные программы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, однако финансирование их зачастую осуществляется в крайне ограниченных объемах.

Негативное воздействие на здоровье детей усугубляется факторами внутришкольной среды, а также имеющимися недостатками в работе по приведению режимов учебно-воспитательного процесса в соответствие с гигиеническими требованиями.

Сохраняется тенденция к уменьшению количества дошкольных и общеобразовательных учреждений. В определенной степени это связано с падением рождаемости, не меньшее значение имеет закрытие ряда учреждений, особенно в сельской местности, в связи с неудовлетворительной материально-технической базой, приостановка строительства объектов, реконструкция и перепрофилирование учреждений в центры социальной реабилитации, приюты, детские дома, сдача помещений в аренду коммерческим структурам. В результате до сих пор многие школы работают в 2 и даже в 3 смены (в Воронеже 74% школ работает в 2 смены, в Ханты-Мансийском автономном округе 57% — в 3 смены).

Несмотря на улучшение в целом материально-технической базы детских и подростковых учреждений, в настоящее время 6% этих учреждений требует капитального ремонта, 18% не канализировано, 14% не имеют централизованного водоснабжения, 9% — центрального отопления. Неблагополучное положение сложилось в Дагестане, Калмыкии, Мордовии, в Республике Саха (Якутия), Карачаево-Черкессии и Удмуртии, Волгоградской и Костромской областях, где количество учреждений этого типа, относящихся к III группе санитарно-эпидемиологического благополучия, в 2—4 раза больше, чем в целом по стране (8,7%).

Для многих регионов серьезной проблемой остается неудовлетворительное обеспечение образовательных учреждений мебелью, соответствующей росто-возрастным характеристикам детей и отвечающей санитарно-гигиеническим требованиям. Такое положение является одной из основных причин высокого уровня заболеваемости опорно-двигательного аппарата, который отмечается у старших школьников.

За последние пять лет отмечается улучшение показателей, характеризующих уровень электромагнитных полей (ЭМП), освещенности, микро-

климата, шума, состояние воздушной среды, однако эти показатели остаются высокими.

Наилучшие результаты достигнуты в снижении уровня ЭМП, чему способствовали реализация региональных программ "Компьютеризация сельских и городских школ", работа Госсанэпиднадзора по паспортизации кабинетов информатики и выполнению требований по их реконструкции и централизованной замене оборудования. Вместе с тем в ряде регионов (Чувашия, Иркутская, Курганская и другие области) около половины компьютерных классов являются небезопасными из-за высоких уровней электромагнитных излучений.

Одним из важнейших факторов, влияющим на здоровье детей, является организация образовательного процесса, содержание обучения. Однако требования санитарно-эпидемиологической безопасности по организации обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях разных видов и типов, предельно допустимой образовательной нагрузке для детей дошкольного и школьного возраста зачастую не выполняются.

В современных условиях система образования характеризуется значительной вариативностью программ обучения. При этом только одна программа и одна образовательная технология имеют санитарно-эпидемиологическое заключение о безвредности для здоровья. Как показали гигиенические исследования, реализация большинства программ сопровождается интенсификацией учебного процесса, увеличением суммарной учебной нагрузки, снижением физической активности, формированием устойчивых нарушений дня. Возросшие учебные нагрузки на школьников нередко в несколько раз превышают их возможности.

Большинство школ страны работают по 5-днев-ной учебной неделе, тогда как школьные планы по-прежнему рассчитаны на 6-дневную учебную неделю. Ежедневное количество уроков в начальной школе достигло 6, в средних и старших классов — 8. Возрос и объем учебного материала. Все это влечет за собой увеличение домашних заданий. В результате учебный день школьников младших классов достигает 10 ч, старших классов — до 12— 15 ч.

Нехватку времени школьники компенсируют за счет сокращения сна и уменьшения двигательной активности. Следствием этого является гиподинамия у 75% школьников, выраженное утомление к концу дня и недели отмечается у 40—55% учащихся, у 60% регистрируются изменения артериального давления по гипертоническому типу, у 80% отмечаются неврозоподобные реакции. У 80% школьников выявляется низкая физическая активность на фоне потери мотивации к занятиям физической культурой. Все это формирует патологию сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, расстройства вегетативной регуляции.

Ухудшение состояния здоровья детей связано и с образом жизни. В последние годы возросло число детей и подростков с ассоциативными и девиант-ными формами поведения.

Распространенность таких факторов, как курение и употребление алкоголя, является важнейшим

медико-социальным показателем, характеризующим не только состояние здоровья подростков, но и характер, стереотипы поведения лиц этой группы.

Увеличилось число детей подросткового возраста с рискованными формами сексуального поведения. Это в сочетании с недостаточным уровнем гигиенических факторов приводит к распространению среди них ВИЧ-инфекции и других заболеваний, передающихся половым путем.

Отсутствие в ряде случаев, особенно в семьях с низкими доходами, полноценного, сбалансированного питания негативно сказывается на процессах роста и физического развития детей, состоянии профилактики заболеваний, частоте функциональных отклонений.

В последние годы произошли положительные изменения в структуре потребления пищевых продуктов за счет увеличения овощей и фруктов, мясных и молочных продуктов, но рационы многих семей не соответствуют принципам здорового питания, имеется дефицит белков, витаминов, микро-нутриентов, избыток насыщенных жиров и простых Сахаров.

Нарушения в питании детей во многих семьях усугубляются недостатками в организации питания в школах.

Не решена полностью проблема с обеспечением учащихся горячим питанием. Выборочные исследования показали, что только 23% учащихся получают горячую пишу 2 раза в день. Число детей, пользующихся школьными столовыми, сократилось за последние десять лет на 30%. Во многих регионах происходит замена горячего питания буфетной продукцией. Финансирование горячего питания школьников из федерального бюджета осуществляется в крайне низких объемах, а из местных бюджетов — только на питание детей из малообеспеченных семей. В большинстве учреждений обеспеченность питания детей калориями и основными пищевыми ингредиентами составляет лишь треть от физиологических потребностей.

Крайне неудовлетворительное положение с организацией питания школьников сложилось в Республиках Дагестан и Коми, Карачаево-Черкессии, Брянской области. Практически повсеместно не решаются вопросы обеспечения щадящим питанием детей, страдающих хроническими заболеваниями пищеварительной системы, эндокринными заболеваниями.

В ряде пищеблоков детских дошкольных учреждений, школьных столовых имеют место нарушения в технологии приготовления пищи, не соблюдается санитарно-противоэпидемиологический режим. В 2003—2004 гг. по этой причине в детских и образовательных учреждениях зарегистрировано 40 вспышек острых кишечных инфекций и сальмо-неллеза с числом пострадавших более 2,2 тыс. человек.

В последние годы выполнен ряд научных исследований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей и подростков.

Установлено, что преобразование систем школьного и дошкольного образования должно учитывать все возможные риски нарушения физи-

ческого и психического развития и здоровья детей в процессе обучения и воспитания. Расширение вариативности образования, разработка государственных образовательных стандартов, переход на профильное обучение в старших классах, внедрение инновационных форм обучения, интернет-образования требуют внедрения системы контроля с целью приведения психолого-педагогического воздействия в соответствие с психофизиологическими и возрастными особенностями детей. Обоснованы требования санитарно-эпидемиологической безопасности по организации обучения и воспитания детей и подростков в образовательных учреждениях разных видов и типов, предельно допустимой образовательной нагрузке детей дошкольного и школьного возраста.

Научно обоснованы гигиенические критерии здоровьесберегаюших педагогических технологий:

— ранжирование содержания обучения;

— индивидуализация обучения в зависимости от психофизиологических возможностей, состояния здоровья и темпа учебной деятельности школьников;

— построение учебного процесса, направленного на повышение двигательной активности школьников;

— формирование отношений между учителями и учениками на основе сотрудничества и доброжелательности, способствующих профилактике утомления и развитию ребенка (чередование рабочих поз, свободное перемещение в классе, использование для зрительного восприятия всего пространства класса).

С целью оптимизации двигательной активности на занятиях физической культурой детей дошкольного возраста Российской государственной академией физической культуры с участием ученых-ги-гиенистов разработана методика физического воспитания, в основе которой лежит сюжетно-ролевая игра, включающая комплексы упражнений, направленных на укрепление связочно-мышечного аппарата, формирование правильной осанки и сводов стопы, а также развивающие и корригирующие упражнения с использованием специального модульного оборудования.

В последние годы выполнен ряд исследований по установлению доли производственных факторов в формировании заболеваемости подростков при освоении различных профессий и разработке рекомендаций по проведению профессионального отбора при приеме на учебу или работу, раннему выявлению признаков специфического и неспецифического воздействия профессиональных факторов, обучению по избранным профессиям подростков с прогрессирующими нарушениями здоровья, выбору для них адекватного варианта обучения.

Проведенный сравнительный анализ распространенности вредных привычек за последние десять лет выявил негативные тенденции в употреблении алкоголя и наркотических веществ и возраста их формирования. Установлена их связь с распространением ВИЧ-инфекции среди подростков. На основе этих исследований разработаны и внедряются в школах профилактические и обучающие программы для учащихся разных возрастов.

Проведенные санитарно-химические и токси-колого-гигиенические исследования нескольких десятков видов современных тканей из искусственных и синтетических волокон позволили разработать рекомендации по возможности использования современных материалов из химических волокон в производстве детской одежды. Разработаны новые подходы к санитарно-эпидемиологической оценке одежды для детей разного возраста и санитарные нормы и правила по гигиеническим требованиям к одежде детей и подростков.

Большое внимание уделяется изучению питания детей, достаточности, полноценности и безопасности в связи с возможными загрязнениями пищевых продуктов, оценке питания детей в организованных коллективах. Подготовлены и находятся на рассмотрении Федеральной комиссии по санитарно-эпидемиологическому нормированию санитарные правила "Гигиенические требования к качеству и безопасности детского питания".

Проведены научные исследования, направленные на разработку новых диагностических и профилактических средств, совершенствование национального календаря профилактических прививок, увеличение охвата детей иммунизацией, совершенствование мониторинга состояния коллективного иммунитета к ряду инфекций. Разработана концепция профилактики внутрибольничных инфекций.

В ближайшее время необходимо проведение научных исследований:

— совершенствование нормативно-методической базы, в том числе по научному обоснованию гигиенических требований и информатизации процессов воспитания и обучения детей, разработке гигиенических критериев определения безопасных условий производственного обучения и труда подростков, гигиенических требований к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха, регламентов формирования рациона питания детей с использованием пищевых продуктов повышенной пищевой и биологической ценности, гигиенических требований к мебели образовательных учреждений;

— дальнейшее совершенствование систем социально-гигиенического мониторинга, предусматривающее разработку дополнительных показателей, позволяющих проводить систематический анализ состояния здоровья детей, а также состояния окружающей среды и внутришкольной среды;

— разработка руководства по проведению гигиенической экспертизы программ, методов и режимов обучения и воспитания детей и подростков;

— разработка новых регламентов, содержащих современные гигиенические требования к организации обучения детей в образовательных учреждениях различных типов;

— изучение закономерностей формирования здоровья детей в современных условиях, разработка критериев оценки адаптационных возможностей детей к учебным нагрузкам и к воздействию факторов окружающей среды;

— разработка медико-педагогических критериев, нормативов и скрининговых тестов адекватно-

сти учебных нагрузок, программ и технологий обучения функциональным возможностям детей;

— подготовка рекомендаций по совершенствованию организации двигательного режима и типовой программы физического воспитания детей в дошкольных и образовательных учреждениях;

— разработка методов иммунизации детей с хронической патологией;

— разработка нового поколения вакцин, исключающих парентеральное их введение, а также методов парентерального их введения, исключающих риск заражения возбудителем инфекционных заболеваний.

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологи-ческого благополучия детей в Российской Федерации представляется целесообразным

— завершить разработку программ: по предотвращению вредного воздействия факторов окружающей среды на здоровье детей, предусматривающих осуществление мероприятий по улучшению состояния среды обитания (атмосферный воздух, питьевая вода), внутришкольной среды, условий жизни детей в семьях и в первую очередь социально неблагополучных, характера питания и образа жизни детей и подростков;

— разработать Государственную концепцию национальной политики охраны физического, психического и нравственного здоровья детского населения Российской Федерации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— принять долгосрочную программу действий и план неотложных мероприятий по улучшению медицинского обеспечения детей и их оздоровления на основе результатов Всероссийской диспансеризации детей;

— внести соответствующие коррективы в действующие региональные программы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом полученных в последнее время данных социально-гигиенического мониторинга о состоянии здоровья детей на конкретных территориях и негативных факторов окружающей среды и внутришкольной среды, обеспечить их финансирование;

— усовершенствовать нормативную и методическую базу: разработать технические регламенты для разных видов детских и подростковых учреждений, регламенты, содержащие современные гигиенические требования к организации обучения детей; разработать методические документы по проведению гигиенической экспертизы программ, методов и режимов обучения и воспитания детей и подростков;

— усилить межсекторальное взаимодействие между различными министерствами и ведомствами, направленное на охрану здоровья и профилактику заболеваемости подрастающего поколения;

— осуществить научно-методическое обеспечение деятельности центров содействия здоровью обучающихся, разработать единую программу по созданию и внедрению систем раннего выявления отклонений в развитии детей и оказания им меди-ко-психологической помощи;

— усовершенствовать систему социально-гигиенического мониторинга для определенных на научной основе факторов риска для здоровья де-

тей, проведения ранжирования медико-экологических проблем по степени их важности и определения приоритетов деятельности по минимизации и устранению риска;

— внедрить в школах учебные профилактические программы с целыо формирования у детей и подростков навыков здорового образа жизни, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

— создать информационно-пропагандистскую систему с использованием федеральных и региональных средств массовой информации в целях снижения распространенных негативных стереотипов поведения среди подростков (табакокурение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ, ранней сексуальной активности);

— изучение закономерности формирования здоровых детей в современных условиях, разработка критериев оценки и адаптационных возможностей детей к учебным нагрузкам и к воздействию факторов среды, разработка медико-педагогических критериев, нормативов и скрининговых тестов адекватности учебных нагрузок, программ и технологии обучения функциональным особенностям детей.

Поступила 21.02.07

Summary. There have been negative tendencies for the formation of public health to be preserved in the past decade. The most important tendency is for the worse physical development and health of children and adolescents. The 2002 All-Russian medical examination of children has provided support for the negative tendencies in the health status of children - the proportion of healthy children during the above period had reduced from 45.5% to 33.9%. The incidence of endocrine, digestive, and locomotor diseases, congenital malformations, and mental disorders has particularly increased. It should be said that the health status of the general population and primarily children is determined by the influence of a number of factors, including sociohygienic living conditions (up to 25-40%), man-made environmental pollution (above 25%), intraschool environmental factors (21-27%), and health care quality (up to 25%). School-age children account for about 70% of the pediatric population. It is in this age group that shows the greatest rise in morbidity. In recent years, the Principal Public Sanitary Inspector of the Russian Federation has published 5 regulations on various aspects of sanitary-and-ep-idemiological well-being in children. A number of regions of the country take actions on the creation of proper conditions for the upbringing, education, and health-improvement of children.

The present-day educational system is characterized by a great diversity of curriculums. At the same time, only one curriculum and one educational technology have a sanitary-and-epidemi-ological conclusion on health safety.

Adolescents with risky forms of sexual behavior have increased in number. This in combination with underhygienic measures leads to the spread of HIV infection and other sexually transmitted diseases among them.

For children's sanitary-and-epidemiological well-being in the Russian Federation, it is expedient: 1) to complete the development of the adverse influence of environmental factors on the health status of children, which envisages the implementation of measures to improve their habitat (ambient air, portable water), intraschool environment, and living conditions in the families, socially poor ones in particularly, nutritional pattern, and lifestyle in children and adolescents; and 2) to introduce prophylactic syllabi at school in order to form healthy life style skills, a conscious attitude to the health status of theirs and those around them, etc. in children and adolescents.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.