ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.013
М. И. Рожков
Проблема цели воспитания в современной педагогике
В статье анализируются основные подходы к определению целей воспитания, раскрыта сущность его концепций, предложенная различными авторами, показано, что его цель - воспитание свободного человека. Сформулированы основные принципы воспитания, которые определяют совокупность требований к содержанию и организации образовательного процесса.
Ключевые слова: воспитание, цель воспитания, экзистенциальный выбор, свободный человек. M. I. Rozhkov
The Problem of the Education Purpose in Modern Pedagogics
The main approaches to define the purposes of education are analyzed in the article. The essence of education concepts, offered by various authors is revealed. The purpose of education is considered as up-bringing a free person. The main principles of education which define a set of requirements to the maintenance and the organization of the educational process are formulated.
Key words: up-bringing, purpose of up-bringing, existential choice, a free person.
Жизнь человека во многом зависит от того, кем человек намерен быть в этой жизни. На его становление как личности влияет множество факторов. Одним из них является воспитание.
Хочет ли человек, чтобы его воспитывали? И как должен воспитатель учитывать желания вос-питуемого? Воспитание предполагает не только возникновение радости, но и проявление других эмоций, не всегда приятных. В реализации воспитательных задач, как всегда, присутствуют две составляющие: интересы общества и интересы каждого конкретного человека. Общество заинтересовано в том, чтобы целенаправленно влиять на подрастающее поколение с целью передачи ему богатств социального опыта, сохранения стабильности своего существования. Функции воспитания реализуют семья, школы, общественные организации. С позиции индивидуума воспитание всегда встречает сопротивление. Реализация задач воспитания как социальной функции всегда отличается универсализацией. Это отражается в содержании, задачах и целях. Все это приводит к тому, что общество, воспроизводя аналог усредненности человека, подавляет индивидуальность, часто вредит раскрытию в человеке имманентно присущих ему черт.
В самом общем виде воспитание можно определить как целенаправленный процесс формирования гуманистических качеств личности, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитанника.
Многозначное понимание воспитания отражает те цели, которые выделяются в качестве приоритетных.
Цели воспитания - это ожидаемые изменения в человеке, происходящие под влиянием целенаправленных воздействий педагогов, представления о результате педагогической деятельности.
Цель воспитания всегда находилась в центре внимания общества. И это не случайно, поскольку в ней общество видит идеал человека будущего. Философы, педагоги, общественные деятели в своих работах уделяли внимание этой проблеме. К. Д. Ушинский писал: «Определение цели воспитания мы считаем пробным камнем всяких философских, психологических и педагогических теорий» [1].
Можно обнаружить два основных подхода к определению целей воспитания. Первый подход при разработке целей учитывает, прежде всего, потребность общества, поэтому требования к
© Рожков М. И., 2010
воспитанию ребенка опираются на задачи государства, общества, сословия.
Второй подход в определении целей предполагает учет потребностей человека. При этом целью является помощь в его социальном становлении, обеспечении его приспособления к существующим социальным условиям и одновременно в сохранении своего «я», развитии индивидуальности.
Личность, способная решать реальные задачи, способная к познанию и самовоспитанию становится общественным идеалом эпохи Возрождения, главным объектом изучения и ведущей целью образования. Эти идеи нашли свое отражение в «Великой дидактике» Я. А. Коменского.
Коммунистическая идеология в качестве идеальной цели выдвинула воспитание гармонически или всесторонне развитой личности. Эта идея, предложенная в Средние века Томасом Мором и Томазо Компанеллой, была поддержана марксистами и долгое время выступала в качестве главного постулата советской педагогики.
Цели рассматривались с позиции идеала человека, гармонично развитого, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Гармоничного человека отличает гуманное отношение к людям, к самому себе, высокая нравственность и духовность.
Нельзя отрицать эту гуманистическую цель, в то же время она лишь рисует абрис и требует конкретного наполнения в каждый период общественного развития.
Существенные политические и экономические изменения потребовали осуществить поиск новых идеальных целей воспитания. В общественном сознании начал формироваться новый идеальный образ современного человека. Негативное воздействие на формирование этого образа оказали средства массовой информации и прежде всего телевидение. Вытесняя нравственную и благородную личность героя прошлого времени, обществу навязывался и навязывается до сих пор идеал сильной, грубой, прагматичной личности. Но при этом необходимо отметить и позитивные качества телевизионного героя - это стремление поступать в рамках собственных нравственных принципов и бороться за справедливость.
Поиск современной цели воспитания осуществляется сегодня в рамках ряда научных школ нашей страны.
В начале 90-х гг. коллективом ученых под руководством А. А. Бодалева, З. А. Мальковой, Л. И. Новиковой и других была предложена концепция воспитания учащейся молодежи в современном мире. Она ориентирует педагогов на гуманистическое воспитание, социальное взаимодействие с личностью. Целью воспитания этой концепции является всестороннее развитие личности. Задачами - приобщение учащихся к системе ценностей, выявление творческого потенциала детей; формирование чувства свободы, уважения к правилам, нормам совместной жизни, развитие способности к объективной самооценке; воспитание положительного отношения к труду.
Одна из первых концепций, которая появилась в период демократической перестройки школы, была разработана О. С. Газманом, А. В. Ивановым и адресована классным воспитателям. Авторы обратились к проблеме целей воспитания и, наряду с идеальной целью - формирование гармонической, всесторонне развитой личности, предложили реальную: дать каждому школьнику базовое образование и культуру, на их основе создать условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида), объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.
Концепция воспитания И. М. Ильинского предлагает в качестве цели формирование жизнеспособной, гуманистически ориентированной индивидуальности по отношению к обществу и самой себе.
Согласно петербургской концепции И. А. Колесниковой, А. С. Нагавкиной, Е. Н. Барышникова цель воспитания ориентирована на формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей. Будучи потенциальным носителем различных социальных ролей (семьянин, член детского сообщества, ученый, житель города, гражданин Отечества, гражданин мира), ребенок является, кроме этого, в плане самореализации неповторимой индивидуальностью, источником творческого начала, субъектом жизнедеятельности.
Целью воспитания, по Н. М. Таланчуку, является формирование гармонически развитой личности, владеющей культурой, готовой и способной выполнять объективную систему социальных ролей.
Цель воспитания, как утверждает Е. В. Бонда-ревская, - это целостный человек культуры. Ядром личности человека культуры, обеспечивающим ее целостность, является субъектность. Именно она обеспечивает единство и меру свободы, гуманности, духовности и жизнетворчест-ва.
Н. М. Борытко предлагает в качестве цели воспитания рассматривать формирование субь-ектной позиции, которая складывается из выбора и реализуется в его поведении и деятельности. Характер деятельности и поведения человека является основным показателем его позиции.
Перечисленные концепции не противоречат друг другу. Базовым пониманием перечисленных целей является всестороннее развитие человека современной культуры, готового реализовать свою индивидуальность.
К сожалению, опубликованная сегодня в печати так называемая «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», авторами которой являются А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков не учитывает результаты научного поиска, которые в течении ряда лет осуществлялись в различных авторитетных научных школах России. Вызывает недоумение, что данная концепция претендует на государственный документ, позиционирующий себя со стандартами второго поколения.
В качестве современного национального воспитательного идеала декларируется «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Несомненно, этот лозунг не может вызывать возражений в силу его политизированности, но в нем отсутствует конкретное содержание и отражение эволюции педагогической мысли. Далее авторы расширительно толкуют содержание духовно-нравственного воспитания, которое, при внимательном рассмотрении, очень сильно напоминает моральный кодекс строителя коммунизма, принятый на XXII съезде КПСС.
В Ярославской педагогической школе на основе идей экзистенциальной педагогики, в соответствии с современным гуманистическим мировоззрением, цель рассматривается как воспитание свободного человека.
Свободный человек - это не тот человек, который вопреки нормам общества делает то, что ему заблагорассудится. Свободный человек - это человек, обладающий внутренней свободой, который осознает себя хозяином своей судьбы и поступает в соответствии с принятыми им принципами жизни, выбор которых он делает самостоятельно. Он должен осознавать свою неповторимость, индивидуальность и в соответствии с этим искать свою нишу в условиях реального существования. Свободный человек создает свободное общество, а внутреннее ощущение раба способствует процветанию тоталитаризма.
Воспитание свободного человека нельзя идентифицировать со свободным воспитанием. Главной идеей свободного воспитания является предоставление ребенку свободы поведения, снижение регламентации организации его жизни. Даже в регламентированном процессе организации жизнедеятельности возможно воспитание свободного человека. Главное, - это стимулирование проявления его «я», что является основой его субьектности.
Воспитание свободного человека - это, прежде всего, создание условий для внутреннего раскрепощения, предоставление возможности экзистенциального выбора. Такой выбор может осуществляться как в условиях свободного воспитания, так и при наличии определенного уровня регламентации. Важно сформировать у молодого человека внутреннее ощущение зависимости реализации целей от собственного выбора пути в жизни. При этом должно возникнуть понимание возможности создания своего проекта существования, сознательного выбора целей жизни, осознания кратковременности бытия на земле.
В рамках нашего подхода воспитанник - сам субъект своего развития, а высший уровень проявления субьектности - осмысленное проектирование своего развития в сочетании с рефлексивной позицией. Главной составляющей воспитания свободного человека является формирование у него готовности прожить жизнь на основе сделанного им экзистенциального выбора, осознающего ее смысл и реализующего себя в соответствии с этим выбором.
Идея воспитания свободного человека нашла свое развитие в трудах ученых нашей научной школы Л. В. Байбородовой (индивидуализация воспитания сельских школьников); А. В. Волохо-ва, И. И. Фришман (самореализация детей в детских объединениях); А. В. Золотаревой (воспитание свободного человека в учреждениях до-
полнительного образования); С. Л. Паладьева (воспитание в клубной деятельности); Т. Н. Са-пожниковой (педагогическое сопровождение жизненного самоопределения); А. П. Чернявской (формирование партнерских отношений педагогов и детей); А. Л. Уманского (педагогическое сопровождение детского лидерства) и др.
Идеальная цель должна находить воплощение в актуальных целях воспитания. Реальные цели формулируются как полностью достижимый результат за определенный промежуток времени. По сути, реальная цель - это цель-результат, и она не может быть отнесена к ученикам вообще. Реальная цель всегда персонифицирована и относится к конкретному ученику. В ней отражаются те изменения в развитии, обученности и воспитанности, которые мы хотим получить в каждом конкретном ученике за определенное время.
Реальные цели соотносятся с процессуальными целями (целями-направлениями), то есть теми обобщенными целями, которые ставит перед собой педагог или педагогический коллектив по отношению ко всем учащимся. Разработка таких целей возможна и необходима по признаку существования и развития индивидуальных психических и личностных качеств. Обозначенные направления отражают объективные тенденции развития педагогики, поэтому разработка целей-направлений должна осуществляться в двух аспектах: с точки зрения объективно заданного социального заказа, отражающего общественные потребности в определенной личности и индивидуальности (телеологический аспект), и с точки зрения субъективно заданного, диктуемого особенностями и потребностями развития собственно человека (аспект существования). В связи с этим главная цель современной школы - обеспечение каждому учащемуся возможности достойной и полноценной жизни в обществе.
В зависимости от целей педагогическая теория рассматривает воспитание в различных аспектах.
Во-первых, воспитание - педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия, ориентированные на интеграцию человека в общество, на освоение им комплекса социальных ролей.
Во-вторых, воспитание направленно на развитие человека, оказание ему максимальной помощи в реализации потенциальных возможностей, осуществление того, чтобы он достиг собственной вершины.
В-третьих, воспитание предполагает освоение человеком элементов «своей» культуры, из которых главными выступают для него ценности и нормы жизни, деятельности и поведения, определяющие врастание в его этническую общность и культуру, которое обозначается понятием «ин-культурация».
Однако все три перечисленных подхода не отражают той свободы выбора, которую все
больше приобретает человек в современном мире.
Перечисленные исследования позволили определить основные направления реализации обозначенной нами цели воспитания современного человека.
Воспитание свободного человека в нашем понимании не противоречит другим перечисленным выше современным концепциям воспитания. Это понимание в какой-то степени конкретизирует их и выделяет главные составляющие, необходимые для понимания идеала человека демократического, цивилизованного общества.
На основе исследований, проведенных в рамках нашей научной школы, можно сформулировать основные принципы воспитания свободного человека, которые определяют совокупность требований к содержанию и организации образовательного процесса.
Принцип стимулирования саморазвития человека в качестве основного требования предполагает формирование мотивов самообразования и самовоспитания. Важными чертами данного процесса является осознанность и целенаправленность процесса самосовершенствования человека, его самопознание и определение потенциалов и направлений работы над собой.
Важнейшими условиями реализации данного принципа является обучение воспитанников способам самопознания, рефлексии, планированию жизненных событий.
Принцип нравственного саморегулирования предполагает педагогическую помощь детям в осуществлении нравственной экспертизы происходящих событий на основе сформированных норм отношений и поведения. Такую помощь могут оказывать педагоги, психологи, священнослужители, социальные работники. Эта помощь предполагает знакомство детей с нормами общечеловеческой морали, обучение их нравственному поведению. Важно при этом стимулировать нравственную самооценку и нравственную коррекцию собственных поступков.
Принцип актуализации ситуации предполагает, что каждое событие должно содержать ситуационную доминанту (Т. В. Машарова), которая представляет собой актуализированное внутреннее состояние человека, определяющего в содержании данного события то, что является для него значимым и выражается в его эмоциональной оценке. Этот принцип требует оказания помощи учащемуся в анализе события, определении в нем главного и второстепенного. При этом очень важно в деятельности и общении выделить ту часть события, которая обладает большим потенциалом для решения педагогической задачи.
Ситуационная доминанта тесно связана с эмоциональной оценкой происходящего и поэтому предполагает развитие эмоциональной сферы воспитанников.
Принцип социального закаливания предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, овладения определенными способами этого преодоления, адекватными индивидуальными особенностями человека, формирования социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
Условиями реализации принципа социального закаливания являются включение детей в реше-ие различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы); диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений; стимулирование самопознания детей в различных социальных ситуациях, определение своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях; оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.
Перечисленные принципы лишь обозначают общую схему подходов к педагогической деятельности, осуществляемой в рамках экзистенциального подхода, и пока их можно рассматривать как комплекс необходимых, но далеко не достаточных требований к реализации указанных выше целей обучения и воспитания.
Библиографический список:
1. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. [Текст] / К. Д. Ушинский. -М. : Педагогика, 1974. - С. 236.