УДК 341.4
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
© 2018 А. Н. Ходусов1, С. А. Кононова2
1докт. пед. наук, профессор кафедры педагогики e-mail: [email protected]
Курский государственный университет 2канд. пед. наук,
доцент кафедры психолого-педагогического образования и психологии e-mail: KononovaSv@yandex. ru
ЧОУВО «Региональный открытый социальный институт (РОСИ)»
В статье предпринята попытка описания методологических и процессуально-логических основ развития личности ребенка в системе современного воспитания.
Ключевые слова: развитие, методология, система воспитания
Знание методологических и процессуально-логических основ развития личности ребенка в системе современного воспитания является фундаментом культуры педагога, жизненно необходимым для успешного выполнения его профессиональной миссии как воспитателя человека будущего.
Методологические и процессуально-логические основы подразумевают внедрение в практику развития личности ребенка современной педагогической теории, принципов, способов, методов организации логической деятельности субъектов деятельности в системе современного воспитания.
Идеи и положения об организации развития личности ребенка, движущих силах и логике данного процесса рассматриваются на философском уровне методологии; современные научные подходы - на общенаучном уровне; базовые теории развития личности - на конкретно-научном уровне; закономерности и принципы - на технологическом уровне.
Развитие личности ребенка есть процесс, включающий количественные и качественные изменения, ведущие к всестороннему преобразованию личности. Движущими силами подобных преобразований становится разрешение противоречий между различными воздействиями на ребенка со стороны различных субъектов воспитания, которые не всегда имеют одинаковую цель, и необходимостью целостного формирования личности. Внешние (между идеалами социума и возможностью личности соответствовать данным идеалам) и внутренние (между требованиями к личности и актуальным уровнем ее развития) противоречия воспитательного процесса должны интегрироваться в сознании личности, чтобы в результате восприниматься как личностно значимые и вызывать стремление к саморазвитию.
Необходимо отметить, что процессуально-логические основы развития личности основываются на постепенной замене управления развитием личности ребенка саморазвитием, самоактуализацией (основа - теория Л. С. Выготского о двух уровнях развития ребенка [Выготский 1956]), а также на поэтапном выстраивании перехода от
внешнего к индивидуально-личностному [Мальковская 1988]. Опираясь на данное понимание процессуально-логических основ, ученые выстраивают логику развития личности ребенка следующим образом (см. схему)
I
организация личностно и социально ценностной деятельности, стимулирующей _формирование обусловленных целью воспитания качеств личности_
_I_
_развитие важнейшей социальной функции личности - общения_
Современное психолого-педагогическое знание характеризуется рядом идей о содержании и организации развития личности ребенка, среди которых необходимо отметить следующие:
• детство как сензитивный период воспитания (Л.С. Выготский и др.);
• личностное развитие в контексте индивидуальности (Л.И. Новикова,
B.И. Слободчиков, В. А. Ясвин и др.);
• развитие субъектности ребенка в деятельности (А.Н. Леонтьев,
C. Л. Рубинштейн, и др.);
• интеграция воспитания и образования в едином педагогическом процессе (Ю.К. Бабанский, А.В. Мудрик и др.);
• приоритет духовно-нравственного и ценностно-смыслового аспектов воспитания (Е.В. Бондаревская, Н.Д. Никандров и др.);
• системность воспитания (А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова),
• необходимость психолого-педагогического сопровождения и поддержки развития личности ребенка (О.С. Газман, М.И. Рожков, С.М. Юсфин и др.).
На методологическом уровне основная содержательная характеристика развития личности ребенка в условиях углубляющейся социальной стратификации общества и одновременным усилением стремления каждого человека к индивидуальным идеалам, ценностям и смыслам определяется обращением к гуманистической педагогике воспитания.
Гуманистическая педагогика, учитывая наследие прошлого и ориентируя педагогическую практику на актуализацию саморазвития, обратила внимание на методологические основы воспитания:
Ходусов А. Н., Кононова С. А. Методологические и процессуально-логические основы развития личности ребенка в системе современного воспитания
• ребенок - субъект воспитания, являющийся соучастником и сотворцом его смыслов и ценностей;
• ребенок в процессе развития личности рассматривается как целостность в единстве тела, души и духа как субъекта собственной жизни, культуры, истории, социума, государства;
• воспитание ребенка есть ценностно гуманистический, человекообразующий, смысложизненный процесс, актуализирующееся и человекообразующее явление;
• в современной педагогике воспитания доминирует представление о ребенке-человеке как ценности и цели воспитания, методологическая установка на реконструкцию воспитания в интересах ребенка-человека в его реальном человеческом бытии;
• в основе современного воспитания лежит «совокупная система знаний о человеке, имеющихся в различных науках (системная антропология), которые решают экзистенциальные проблемы воспитания: необходимость выбора ребенком ценностей; поиск смыслов жизни; проектирование жизненного пути; нравственные способы удовлетворения материальных и духовных потребностей; сохранение здоровья» и т.д. [Бондаревская 2012: 3];
• воспитание «является частью общей социальной технологии развития страны через человека, способного к духовному, нравственному, культурному возрождению, творческой самореализации и инновационному преобразованию всех сторон собственной жизни и жизнедеятельности социума» [Там же]
• необходимо выделение смыслов и ценностей, определяющих индивидуальность и ядро идентичности человека.
Теория и методология развития личности ребенка в России к началу XXI в. стала опираться на гуманистические смыслы и ценности, ориентируясь в развитии личности ребенка на личностную модель взаимодействия педагогов и воспитанников, субъект-субъектные отношения, личностно ориентированный воспитательный процесс, создание условий для самоактулизации и саморазвития. Эти доминанты в развитии личности ребенка диктуются опорой на антропологический, аксиологический герменевтический, вариативно-программный, синергетический, индивидуальный, личностно ориентированный, деятельностный, парадигмальный, системный, субъектно-ментальный, средовой подходы в воспитании.
Реализация данных подходов в процессе развития личности ребенка предполагает соблюдение определенных условий:
1) воспитательный процесс является антропоцентрическим по целям, содержанию и формам организации, то есть центром воспитательного процесса является личность ребенка;
2) главная характеристика организации воспитательного процесса есть субъект-субъектное взаимодействие его участников, детерминирующее сотрудничество и взаимопонимание педагога и воспитанников на основе диалогового общения и равных прав всех его участников;
3) сотрудничество и творческое взаимодействие самих воспитанников в решении разнообразных задач необходимо для успешности воспитательного процесса;
4) каждая личность должна иметь возможность для индивидуального творческого восприятия и преобразования окружающего мира, для выработки собственной оценки явлений и событий на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок;
5) задача педагога заключается в фасилитации, то есть стимулировании, поддержке, активизации внутренних резервов развития личности [Ходусов 2017].
Современная образовательная организация рассматривается как сложная система, включающая различных субъектов воспитательной деятельности (обучающиеся, педагоги и родители), где основной целью воспитания становится всестороннее развитие творческих, активных личностей, их самоактуализация и саморазвитие, а также социализация и активное включение в жизнь социума.
Воспитательная система - это целостное явление, функционирующее при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающее сущностными характеристиками (образ жизни коллектива, психологический климат). Интеграция усилий субъектов воспитательной деятельности, укрепление взаимосвязи компонентов педагогического процесса (целевого, содержательного и т.д.), расширение диапазона возможностей воспитания за счет освоения и вовлечения в воспитательную среду окружающей природной и социальной среды, создание условий для самореализации и самоутверждения личности воспитанников являются факторами, способствующими достижению эффективности воспитательной системы.
Структура воспитательной системы включает педагогические цели, деятельность педагогов и обучающихся, управленческую деятельность, педагогические средства (содержание деятельности, формы и методы педагогической деятельности). Принципы воспитательной системы: оптимальность, структурность, функциональность, интегративность.
Конкретно-научный уровень методологии воспитания рассматривает также ряд научных теорий и концепций, созданных в различные годы в системе наук о человеке и повлиявших на разработку его теоретических основ. К ним следует отнести теории Ч.Х. Кули, З. Фрейда, Л. Кольберга, А. Маслоу, К. Роджерса. В центре концепции Маслоу - самоактуализирующаяся личность, характеризующаяся эффективным восприятием реальности и комфортным отношением к ней; принятием себя, других и природы как они есть; спонтанностью, простотой, естественностью; сконцентрированностью не на себе, а на задаче; некоторой автономностью, потребностью в уединении; личной автономией, определенной независимостью от культуры, среды; чувством нового и свежестью оценок; мистичностью и опытом высших состояний; развитой эмпатией, чувством единения с другими.; глубокими межличностными отношениями: демократической структурой характера; различением добра и зла, допустимых средств в достижени цели; философским, неврожденным чувство юмора; самоактуализацией в творчестве: сопротивлением раскультуриванию. Как утверждает К. Роджерс, личность и ее поведение в большей степени есть функция уникального восприятия человеком всего вокруг, направленная на значимые аспекты среды, которые обещают конструктивное движение личности к актуализации, ее завершенности и целостности.
Л.С. Выготский, обосновывая культурно-историческую теорию развития личности, считал, что источники и детерминанты развития человека обусловлены исторически сформированными корнями культуры; соответственно этому психическое развитие находится вне организма и личности ребенка - в ситуации социального взаимодействия ребенка с другими людьми (прежде всего - взрослыми). В ходе общения и совместной деятельности формируются основные психологические структуры личности; основой психического развития человека является изменение социальной ситуации его жизнедеятельности, а условиями выступают обучение и воспитание.
На базе теорий личности (конкретизируется в теории развития личности Л.С. Выготского, психодинамической теории личности З. Фрейда, аналитической теории личности К. Юнга, индивидуальной теории личности А. Адлера,
Ходусов А. Н., Кононова С. А. Методологические и процессуально-логические основы развития личности ребенка в системе современного воспитания
социокультурной теории личности К. Хорни, гуманистической теории личности Э. Фромма, социально-когнитивной теории личности А. Бандуры, теории личностных конструктов Дж. Келли, диспозициональной теории личности Г. Олпорта, теории личности К. Левина и Ф. Перлза, нейрофизической теории личности Г.Ю. Айзенка, факторной теории личности Р.Б. Кеттел) и теории деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) были созданы воспитательные концепции, среди которых наибольший интерес представляют концепции свободного воспитания, коммунистического воспитания молодежи, коллективного творческого воспитания.
A.С. Макаренко создал на практике и научно обосновал теорию воспитания личности в коллективе, где коллектив определяет и формирует нормы, стиль жизни и отношения. Основные положения, сформулированные Макаренко:
• главное в коллективе - единство цели, взаимодействие и взаимопонимание, отношения ответственной зависимости;
• признаки коллектива - действующие выборные органы, преемственность и традиции, каждый чувствует себя защищенным;
• технология формирования коллектива включает три этапа:
о а) становление и формирование законов жизни коллектива (прекращение
движения коллектива есть форма его смерти); о б) определение принципов развития коллектива (гласность,
ответственная зависимость, наличие перспективных линий); о в) разработка механизма взаимодействия личности и коллектива (методика параллельного действия, основанная на предъявлении единых требований к личности от коллектива и педагога);
• механизм реализации педагогического замысла (взаимодействие взрослых и воспитанников, система разновозрастных отрядов, методика параллельного действия).
B.А. Сухомлинский ввел понимание воспитательного коллектива, основанного на содружестве и сотворчестве педагогов и детей. Деятельность воспитательного коллектива средней школы села Павлыш (Украина) под руководством В.А. Сухомлинского опиралась на принципы активного, творческого взаимодействия педагогов и воспитанников, создающего «коллективную духовную жизнь школы»; на «единство мысли и чувства» как цели перманентного процесса воспитания личности; на развитие разума и творческих способностей каждой личности, так как каждый ребенок уникален; на умение педагога диагностировать способности ребенка, разглядеть сферу его одаренности; на предоставление личности огромного выбора возможностей для индивидуального развития и самосовершенствования, создание «атмосферы разнообразного творческого труда»; на максимальное использование специфических возможностей социокультурной среды для решения задач воспитания личности («Школа под открытым небом», «Праздник матери», «Праздник первого хлеба» и др.).
В педагогике воспитания периода конца XX - нач. XXI в. сформировалось несколько методологических школ педагогики воспитания:
• стратегия нравственного воспитания (О. С. Богданова, И. С. Марьенко);
• воспитание пионера и комсомольца как строителя социализма и коммунизма (К.Д. Радина, Б.Е. Ширвиндт, М.М. Ященко);
• «коллектив и личность» (А.Т. Куракин, Х.Й. Лийметс, Л.И. Новикова);
• формирование организационно-педагогических основ коллективного воспитания детей как методологии воспитания (Л.Ю. Гордин, В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев);
• стратегия самоорганизуемого воспитания (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич);
• стратегия воспитания в системе непрерывного образования (И. А. Зимняя);
• педагогика свободы воспитания и педагогической поддержки воспитания (О. С. Газман);
• юногогика воспитания (М.И. Рожков);
• социализация ребенка в условиях детской организации, объединения (СПО ФДО) (А.В. Волохов И И. Фришман);
• воспитание ребенка в условиях его включенности в социальное движение детей (А.Г. Кирпичник, Т.В. Трухачева, А.В. Малиновский, О.В. Решетников, Т. А. Ромм);
• развивающее воспитание и воспитательные системы (Н.Л. Селиванова, В. А. Караковский) и др.
Во второй половине XX в. получила признание концепция коллективного творческого воспитания, разработанная И. П. Ивановым. Главная идея его концепции подразумевала, что основным средством воспитания и развития ребенка является деятельность, коренным образом изменяющая окружающий мир и субъекта деятельности. И чем более глубоко человек улучшает окружающую жизнь, чем больше сил отдает для достижения данной цели, тем успешнее развивается сам как индивидуальность и личность во взаимодействии со сверстниками.
В первом десятилетии XXI в. в педагогической науке личность ребенка была признана самоценностью, что определило необходимость изучения «природы человека» и определения роли «самости» человека, отвечающей требованиям времени; «расширения духовности» людей, а также «развития социального характера» личности и путей его изменения. В обосновании теории и технологий развития личности ребенка утвердился полипарадигмальный подход, методологическую основу которого определяет идея смысло-ценностного воспитания. Также на современном этапе решается проблема «фундаментальной потребности человека как стремления к идентичности», основные характеристики которой детерминируются ментальностью личности. Субъектно-ментальную идентичность личности ребенка определяют детские смыслы жизнедеятельности, ценности, интересы [Ходусов 2017].
Таким образом, на современном этапе развития психолого-педагогической науки создается и реализуется новая гуманистическая концепция развития личности ребенка, использующая и творчески интерпретирующая идеи и базовые положения гуманистической психологии и педагогики о создании условий для всестороннего развития личности ребенка, его социализации, индивидуализации, самореализации в условиях коллективной творческой деятельности, самоуправления, творчества.
Библиографический список
Бондаревская Е.В. Гуманитарная методология науки о воспитании // Педагогика. 2012. № 7. С. 3-13.
Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Избранные психологические исследования. М., 1956. С. 448-449.
Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М.: Педагогика, 1988. 141 с.
Ходусов А.Н. Педагогика воспитания: теория, методология, технология, методика: учебник. М.: Инфра-М, 2017. 485 с