Научная статья на тему 'Современные проблемы технологии и методики воспитания личности в образовательной организации'

Современные проблемы технологии и методики воспитания личности в образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1618
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ / МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кононова С.А.

В статье предпринята попытка описания методологических и процессуально-логических основ развития личности ребенка в системе современного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы технологии и методики воспитания личности в образовательной организации»

УДК 371.4

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

© 2018 С. А. Кононова

канд. пед. наук,

доцент кафедры психолого-педагогического образования и психологии e-mail: KononovaSv@yandex. ru

ЧОУВО «Региональный открытый социальный институт (РОСИ)» (г. Курск)

В статье предпринята попытка описания методологических и процессуально-логических основ развития личности ребенка в системе современного воспитания.

Ключевые слова: воспитание, технологии воспитания, методика воспитания, образовательная организация.

Отличительным признаком воспитания является его целенаправленность, ценностно-смысловые акценты, определяющие результат воспитания - личность «со сформированной "Я-концепцией" человека Земли во всех его социальных, духовно-нравственных проявлениях и поступках» [Коджаспирова, Коджаспиров 2005: 349-350].

Для достижения данного результата педагоги-воспитатели, действующие в рамках гуманистической парадигмы, должны четко представлять пути разработки и реализации технологий и инновационных методик воспитания личности в образовательной организации.

Технология воспитания - это система «способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная система действий» [Там же].

Активная разработка проблемы технологий воспитания началась с 50-х гг. XX в. Особенно же продуктивной можно считать научную дискуссию по данным вопросам в 90-е г. XX в. - нач. XXI в. Ведущими педагогами обсуждались проблемы понятий «технология воспитания», «классификация технологий воспитания» (обоснование основания классификации), «алгоритм технологии воспитания» (В.П. Беспалько, Н.В. Бордовская, М.Ю. Бухаркина, М.В. Кларин, О.Н. Олейникова, И.П. Подласый, С.Д. Поляков, Е.С. Полат, А.П. Панфилова, П.И. Третьяков, Г.К. Селевко и другие). Сложности в создании и реализации технологий воспитания, по мнению ученых, объясняются следующими факторами:

• трудно составить единый алгоритм действий в воспитании, так как невозможно воспитательный процесс разделить на отдельные части в силу его целостного характера;

• ребенок является субъектом воспитания, а не пассивным объектом;

• воспитанию присущи стохастичность и стихийность [Маленкова 2004]. Технология воспитания является видом социальной технологии, которая в

современном социуме реализуется в личностно ориентированных формах организации жизнедеятельности детей.

Методологическую основу любой технологии воспитания составляет отношение к ребенку: ребенок есть объект либо субъект воспитания. По этому основанию выделяют основные виды технологий (Г.К. Селевко): технологию сотрудничества,

технологию свободного воспитания, личностно ориентированные технологии воспитания, технологии авторитарного воспитания [Селевко 2005].

Кроме того, анализ теории, методологии, практики воспитания показывает, что большинство педагогов-технологов за основу классификации технологий воспитания принимает понимание сущности воспитания, а именно: воспитание - это явление, воспитание - это процесс, воспитание - это деятельность [Ходусов 2017: 373].

При трактовке воспитания как явления за основу классификации принимаются смыслы воспитания и выделяются следующие типы технологий [Селевко 2005]:

• технология коммунистического воспитания;

• технология «жесткого» коллективного воспитания (А.С. Макаренко);

• технология коллективного воспитания (И.П. Иванов);

• технология гуманного коллективного воспитания В. А. Сухомлинского;

• технология воспитания на основе системного подхода (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова);

• технология индивидуализированного (персонифицированного) воспитания;

• технология нейролингвистического программирования;

• технология организации самовоспитания (А.И. Кочетов, П.Н. Осипов, Г.К. Селевко);

• технология воспитания духовной культуры молодого поколения (по Н.Б. Крыловой);

• технология религиозного (конфессионального воспитания);

• технология воспитания субъектной социальной активности человека.

В случае, когда основой классификации технологий является понимание воспитания как процесса, выделяются:

• технология проектирования процесса воспитания;

• технология конструирования процесса воспитания;

• технология организации и реализации процесса воспитания;

• технология организации педагогически целесообразного общения, ориентированного на личностную модель взаимодействия субъектов воспитания;

• технология моделирования, создания и реализации воспитательных систем;

• технология организации коллективной творческой деятельности в процессе воспитания;

• технология управления процессом воспитания.

Понимание воспитания как деятельности ведет к выделению следующих технологий:

• коллективное творческое дело;

• тренинг общения;

• шоу-технологии;

• групповая проблемная работа;

• диалог «педагог-воспитанник»;

• «информационное зеркало».

Все педагогические технологии дифференцируются по трем основаниям:

1) по философской (общеметодологической) основе воспитания -материалистические, прагматические, гуманистические, антропософские;

2) по научной концепции воспитания - поведенческие, деятельностные, интериоризаторские, нейролингвистического программирования;

3) по категории объекта (субъекта) воспитания - индивидуальные, групповые, коллективные, массовые.

Принята и широко используется также классификация технологий по направлениям воспитания: технологии социально-гражданского воспитания, технологии профессионально-трудового воспитания, технологии экологического и валеологического воспитания, технологии художественно-эстетического воспитания и т.д. (В .И. Загвязинский, С. Д. Поляков, Г.К. Селевко, Н.Е. Щуркова и др.).

Приведенные классификации и общая характеристика технологий позволяют реализовать несколько идей технологического подхода в воспитании:

• идея целеполагания в воспитании;

• идея системности в воспитании;

• идея проектирования процесса воспитания;

• идея структурирования воспитания;

• идея управляемости процесса воспитания;

• идея коррекции процесса воспитания;

• идея воспроизводимости воспитательного цикла.

Все воспитательные технологии должны отвечать двум признакам технологизации: стандартизации и унификации.

Свойствами технологии воспитания должны быть алгоритмичность, последовательность, относительная завершенность, автономность, устойчивость, независимость от особенностей личности, результативность. В ее структуру обязательно должны быть заложены действия, связанные с «запуском» педагогических средств, а также приемы обратной связи, обеспечивающие получение информации о промежуточных и окончательных результатах реализации технологической «цепочки» (И.А. Колесникова, 2005).

Алгоритм реализации технологии воспитания :

• знания (идея, парадигма, концепция воспитания);

• определение содержания воспитания;

• выделение форм организации процесса воспитания;

• описание деятельности субъектов воспитания;

• определение методов организации процесса воспитания;

• выделение средств организации процесса воспитания;

• определение механизмов воспитания;

• анализ (рефлексия) эффективности реализации технологии.

Условиями эффективной реализации воспитательных технологий являются: закрепление идеи технологизации воспитания в педагогической культуре образовательной организации как устойчивое одобрение и принятие идеи технологизации в массовом сознании педагогов; вхождение идеи технологий воспитания в организационную культуру образовательной организации; владение педагогами технологиями воспитания как личная профессиональная ценность, как критерий оценивания своего профессионализма.

Технологизация педагогической деятельности имеет свои пределы. Не подвластным технологиям механизмом воспитания является значимость воспитателя для воспитанника, воплощенная в феномене авторитета.

В теории и практике воспитания выделяют несколько тенденций развития технологий воспитания.

Первая. Разработка технологии программно-целевого управления воспитательной деятельностью детей в случае ее вариативности и диверсификации. Основы - программирование деятельности воспитателей и воспитанника.

Вторая. Разработка технологии психогенного (психотропного) воздействия на процесс познания мира ребенком. Они проектируют мышление, мыслительные

операции (мыследеятельность), чувства, волю человека. Эти технологии направлены на высвобождение потенциальных возможностей психики ребенка. К таким технологиям можно отнести суггестию (внушение) - целенаправленное коммуникативное влияние на поведение и сознание человека; обучение во сне; технологию «25 кадра»; гипнотическое обучение; аутотренинг и т.д.

Третья. Разработка технологий свободного воспитания. К таким технологиям можно отнести образовательную организацию семейного типа, систему гуманистического воспитания, школу общинного типа, личностно ориентированное воспитание, технологию обучения и воспитания Марии Монтессори, обучение и воспитание в вальдорфских школах.

Четвертая. Разработка технологий воспитания на основе принципов культуросообразности, природосообразности, связи воспитания с жизнью в контексте социального проектирования и социального действия.

Воспитание - это управление развитием личности ребенка в специально созданных для этого условиях. Воспитательная деятельность педагога в ее стратегическом значении состоит в педагогически целесообразной организации «жизнедеятельности (бытия) детей на основе самоуправления для развития личности ребенка» [Ходусов 2017: 398]. Реализация данной стратегии на практике обеспечивается применением в деятельности методик воспитания, представляющих собой «совокупность методов, приемов, способов, техник практического выполнения воспитательной деятельности» [Коджаспирова, Коджаспиров 2005: 174].

Генезис истории, методологии и практики воспитания в нашей стране периода XX в. - начала XXI в. позволяет выделить несколько стратегий в разработке проблемы методов воспитания и их классификации.

«Первая стратегия. Понимание сущности метода в единении теории, методологии и практики воспитания. В данном контексте метод воспитания понимался учеными и практиками как способ достижения цели и задач воспитания.

Вторая стратегия. Определение методологического основания для классификации методов воспитания, выбор основания для классификации методов воспитания зависел от того, как понимал смысл воспитания тот или иной автор классификации» [Ходусов 2017: 429].

Выбор методов воспитания зависит: от цели и задач воспитания; ведущего типа деятельности; закономерностей и содержания воспитания; конкретных задач и условий их решения; возрастных, индивидуальных и половых особенностей воспитанников; воспитанности (воспитуемости), мотивации поведения детей; определяющими условиями выступают индивидуальные особенности воспитателя как личности и уровень его профессиональной компетентности [Коджаспирова, Коджаспиров 2005: 175].

В педагогике воспитания (В.С. Безрукова, В.И. Загвязинский, И.А. Колесникова, В,А. Сластенин и др.) выделяют три группы приемов воспитания: психологические, организационные, коммуникативные.

Психологические приемы воспитания: внушение, убеждение, стимулирование, торможение, переключение, эмоциональный резонанс, стресс и др. (И. А. Колесникова).

Организационные приемы воспитания:

1) приемы работы с детским коллективом (группой детей);

2) приемы индивидуальной работы с воспитанником (И.А. Колесникова).

Коммуникативные приемы воспитания: активное слушание, великодушное прощение, договор, замена действия, лишение дружеского расположения, предложение выбора, просьба, прояснение позиций, психологическое поглаживание, разрешение запрещенного, разрыв контакта, скрытая инструкция, составление схемы проблемы,

тайм-аут, третейский суд, устранение соблазнов, «Я-сообщение» (В .И. Загвязинский, М.И. Рожков, Ю.С. Тютюнников): ролевая маска, непрерывная эстафета мнений, самостимулирование, импровизация на свободную тему, импровизация на заданную тему, обнажение противоречий, инструктирование , распределение ролей, коррекция позиций, самоотстранение педагога, обмен функциями, мизансцена и др.

Воспитывающие ситуации, которые педагог создает в своей деятельности, рождают новые приемы воспитания, эффективность применения которых зависит от его педагогического мастерства.

Результат воспитания в определенной степени зависит от применения воспитательных технологий. Образовательная организация (воспитатель) не ограничивает себя применением одной воспитательной технологии. Они работают политехнологично.

При этом С.Д. Поляков утверждает, что «воспитательные технологии позволяют гарантированно достичь только весьма поверхностных результатов - получения детьми позитивного социального опыта (опыта взаимодействия, общения, совместной деятельности)» [Поляков 2002: 3-4]. Качества личности не могут быть гарантированным результатом применения технологий воспитания.

Таким образом, воспитание личности в образовательной организации должно быть организовано в логике аксиологического, системного, деятельностного, процессуального, индивидуального подходов, а эффективность данного процесса должна обеспечиваться мастерством педагогов при применении современных технологий и методик воспитания.

Библиографический список

Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). - М.: Ростов-н/Д: Март, 2005. 448 с.

Колесникова И.А. Теория и практика модульного преобразования воспитательной среды образовательного учреждения: учеб.-методич. пособие. / под ред. акад. РАО З.И.Васильевой. СПб., 2009. 204 с.

Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие. М.: Пед. о-во России, 2004. 480 с.

Методика воспитательной работы: учеб. пособие / под ред. В.А. Сластенина. М.: Педагогика, 2007. 160 с.

Новые технологии воспитательного процесса / Н.Е. Щуркова, В.Ю. Питюков, А.П. Савченко и др. М.: Творч. педагогика, 1994.

Педагогика.: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Н.Н. Шиянов. М: Школа-Пресс, 1997. 512 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поляков С.Д. Технологии воспитания: учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 2002. 144 с.

Поляков С.Д. Теоретическое введение: Воспитательные технологии // Классный руководитель. 2002. № 7. С. 37-40.

Савотина Н.А. Стратегия развития технологий воспитания // Педагогика. 2013. № 5. С. 12-23.

Селевко Г.К. Воспитательные технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

320 с.

Ходусов А.Н. Педагогика воспитания: теория, методология, технология, методика: учебник. М.: Инфра-М, 2017. 485 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.