Научная статья на тему 'Проблема сущностной трансформации человека в социуме'

Проблема сущностной трансформации человека в социуме Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
человек / психология / социум / государство / исторический период / рационализм / гуманизм / man / psychology / society / state / historical period / rationalism / humanism

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Виолетта Венидиктовна Горохова, Наталия Викторовна Галанина

Рассматривается вопрос о сложности изменения сущности человека, несмотря на техногенную и цифровую трансформацию социальной реальности. Авторы констатируют, что на кажущуюся гуманность и разумность современного бытия, в жизни общества усугубляются кризисные явления чрезвычайные ситуации, которые детерминированы самим человеком, что требует сущностного пересмотра человеком личностного духовного начала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Виолетта Венидиктовна Горохова, Наталия Викторовна Галанина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of the essential transformation of a person in society

The article addresses the issue of the difficulty of changing the essence of a person, despite the technogenic and digital transformation of social reality. The authors state that despite the apparent humanity and reasonableness of modern life, emergency situations in the life of society are aggravated and are man-made, which requires an essential revision by the social subject of its own spiritual content.

Текст научной работы на тему «Проблема сущностной трансформации человека в социуме»

Научная статья УДК 159.922; ББК 88.3

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-33-35 EDN: https://elibrary.ru/fkifjd NIION: 2018-0077-2/24-447 MOSURED: 77/27-024-2024-02-646

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии

Проблема сущностной трансформации человека в социуме

Виолетта Венидиктовна Горохова1, Наталия Викторовна Галанина2

1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]

2 Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. Рассматривается вопрос о сложности изменения сущности человека, несмотря на техногенную и цифровую трансформацию социальной реальности. Авторы констатируют, что на кажущуюся гуманность и разумность современного бытия, в жизни общества усугубляются кризисные явления чрезвычайные ситуации, которые детерминированы самим человеком, что требует сущностного пересмотра человеком личностного духовного начала. Ключевые слова: человек, психология, социум, государство, исторический период, рационализм, гуманизм Для цитирования: Горохова В. В., Галанина Н. В. Проблема сущностной трансформации человека в социуме // Психология и педагогика служебной деятельности. 2024. № 2. С. 33-35. https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2024-2-33-35. EDN: FKIFJD.

Original article

The problem of the essential transformation of a person in society

Violetta V. Gorokhova1, Natalia V. Galanina2

1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, [email protected]

2 State Fire Service Academy of the Ministry of Emergency Situations of Russia, Moscow, Russia, natgal2411 @Uambler.ru

Abstract. The article addresses the issue of the difficulty of changing the essence of a person, despite the technogenic and digital transformation of social reality. The authors state that despite the apparent humanity and reasonableness of modern life, emergency situations in the life of society are aggravated and are man-made, which requires an essential revision by the social subject of its own spiritual content.

Keywords: man, psychology, society, state, historical period, rationalism, humanism

For citation: Gorokhova V. V, Galanina N. V. The problem of the essential transformation of a person in society. Psychology and pedagogy of service activity. 2024;(2):33-35. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-33-35. EDN: FKIFJD.

Вопрос о том, как воспитать нового человека, достойного своей эпохи, лучшего и практически идеального по сравнению с его первобытной версией, всегда обсуждался и даже практиковался среди педагогов, психологов, философов и других ученых. Долгий исторический период людям просто надо было выживать, несмотря на все вызовы опасного и непредсказуемого внешнего мира. Благодаря каким личностным свойствам и характеристикам человек и его история продолжают свое существование, и почему гомо сапиенс не исчез как вид, например - неандертальцы, а еще и размножился до восьми миллиардов.

На протяжении истории человечества мы наблюдаем разные стадии и периоды развития человека, как психологически социально ориентированного существа [6]. Ярко меняются декорации, культура, нравы и обычаи стран и народов, но меняется ли по своей сути сам человек, его психика, способы адаптации к жизненным условиям, поведение в критических ситуациях, его натура?

Практически в каждой эпохе психологи, философы говорят о рождении какого-то «нового человека» особого психологического порядка и культурной идентичности. В современный период эта тема обсуждается

© Горохова В. В., Галанина Н. В., 2024

№ 2 / 2024 PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY

особенно широко и резонансно [2]. Человек никогда не находился в стагнации, он постоянно развивался и продолжает развитие, прогрессируя и регрессируя одновременно. Сколько бы хорошего, культурного, передового не возникало, параллельно с этим появляется в психологической природе человека и в его социальной жизни нечто отвратительное, по - новому опасное и разрушительное. Сейчас, относительно современного человека, мы слышим следующие его характеристики: техносферный, информационный, постмодернистский, глобализированный и т. д. Ранее, характеристики человека звучали как: цивилизованный, тоталитарный, промышленный, либеральный. Продвигаясь далее, в глубь социальной истории, речь шла о человеке ренессанса, модерна, религиозном, романтическом и т. д.

Список, характеризующий характерного человека в разные исторические эпохи можно продолжить до его появления как вида, но даст ли это нам реальную картину понимания психологической сущности человека в ходе его развития? По своей психической природе человек меняется горазда меньше, чем кажется. Изменение социального положения, катаклизмы, образование, мода, техника, все это касается только поверхности человеческого бытия. «Нужно сказать, что политические революции, даже самые радикальные, сравнительно мало меняют человека. Коммунист, победивший и захвативший власть, может быть внутренне, духовно, до мозга костей буржуа. Изменение социального положения, когда богатый делается бедным или бедный делается богатым, само по себе не делает человека иным» [1, с. 573]. Мы исторически просто следуем неким трендам, веяниям, экономическим и политическим шаблонам и настроениям эпохи. Человек примеряет множество одежд и произносит множество суждений, в глубинном, сущностном проявлении психики оставаясь неизменным. Н. Бердяев писал, что человек может улучшиться или ухудшиться в пределах своего типа, но это не образует нового человека.

Даже на личностном уровне мы сочетаем в себе разные стороны и оттенки как эмоциональной, так и рациональной составляющей личности [4]. Играя разные социальные роли, одеваясь и причесываясь соответственно моменту, говоря фразы, соотносящиеся с какой-либо ситуацией, в глубине души остаемся неизменны. Сегодня мы за демократию, а завтра за авторитаризм; с утра - деловые люди, а к вечеру романтики и улыбчивые друзья и т. п. Такими были люди и прежде.

Так называемый «новый человек» связан со «старым», древним, вечным человеком, с первобытным и животным человеком. Власть прошлого над человеком остается в самых радикальных его преобразованиях. Действуя в критических ситуациях или моментах, заданных обычаями и традициями, каждый индивид, во все времена ведет себя бессознательно однотипно и предсказуемо, руководствуясь инстинктом или привычкой. Благодаря таким сознательным и бессознательным механизмам в человеческой психике, мы как вид сохранились неизменно, несмотря на катаклизмы, эпидемии, войны, ядерное оружие. Следовательно, возни-

кает вопрос, а надо ли менять человека древнего на нового. Ведь тот, древний и помог нам выжить, а новый пока непонятен и грозит непредсказуемыми реакциями и ответами на вызовы мира.

Как и большинство животных, в чрезвычайных ситуациях люди пытаются инстинктивно передать сигнал бедствия по округе. Мы, подобно животным, кричим, свистим, громко бьем в набат (колокол, пожарная каланча, барабаны, трубы). Все эти сигналы и, главное, способы поведения в чрезвычайных ситуациях, у нас остались такими же как у животных. Человек, выделившись в биосфере, как культурно доминирующее существо, в чрезвычайных ситуациях ведет себя как заложено в природном основании всех живых существ на нашей планете. Например, сливается с ландшафтом во время слежки или укрытия; притворяется мертвым или излишне агрессивным; бежит и кричит; бросается на верную смерть, чтобы защитить потомство. Как бы не шагнула вперед наша культура, техника и сознание, в критических и опасных ситуациях мы инстинктивно реагируем как животные и древний человек.

На заре человечества, в родоплеменном строе, забота и поддержка касалась, как правило, только своих. Так называемого, «Золотого века» не наблюдалось. Окружающая природа, другие племена в расчет не брались, леса выжигались, животные уничтожались без ограничений, степи вытаптывались табунами, соседние племена жестоко убивали друг друга, не щадя часто женщин, детей и стариков. Только свои могли быть спасены и сохранены и то, пока от них была польза или они не очень были в тягость как едоки.

При возникновении государства, как новой общественной системы, человечество шагнуло вперед по уровню сознания и понимания своих и чужих [3]. Сами способы и методы поведения претерпели изменение в сторону более рациональных и практически выверенных. Государство стало объединять разно племенные группы, говорившие иногда на не схожих языках и диалектах; жившие кто в городах, кто в деревне; имевшие отношение к правящему или экономически и политически зависимому классу либо сословию. В государстве надо было руководствоваться более социально развитыми мотивами и толерантностью к несхожести сограждан.

Здесь уже не только и не столько животные инстинкты помогут выжить сообществу. Включаются новые механизмы и способы социальной жизни, такие как: бюрократический аппарат, школы, монастыри и т. д. В государстве нельзя уже тратить природные и человеческие ресурсы бездумно экстенсивно, надо научиться и на ментальном уровне принимать многих не похожих на тебя как своих, всем вместе вести войны, строить пирамиды и мосты, платить и собирать налоги, обучать молодое поколение, тушить пожары, чтобы сохранить государство как независимую и эффективную во многих проявлениях целостную систему.

Государственный разум всегда претендовал на рациональное, эффективное и дистанцировался по мере возможного от естественных и бессознательных аф-

34

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

фектов, страстей и эмоций при решении дел и проблем. Но как бы не пытались сторонники государственной политики руководствоваться идеей прогресса, законов, предписаний, а главное, исходить из наивысшего понимания обустройства человеческой жизни, все эти попытки на лицо оказались достаточно двусмысленны.

Разумное начало в государственном устройстве сделало нашу жизнь, в некотором роде, более гуманной, благородной, удобной, но не изменило на глубинном бессознательном уровне наши инстинкты, доставшиеся нам от природных и животных корней. Жизненные и критические ситуации стали еще сложнее, масштабнее и часто порождаются не внешними силами природы, а порождаются самим человеком. Фашизм, национализм, ядерные удары Хиросимы и Нагасаки, жертвы Бухенвальда и Освенцима, бактериологическое оружие порождены человеком, который получил хорошее образование в школе и университете, читал классическую литературу, слушал Моцарта и Баха, а в итоге оказался хуже дикаря по отношению к ближним. «Прощание с навязчивой идеей единства» есть, по словам Ж. Ф. Ли-отара, важнейшей задачей философии [5, с. 8 7]. Человек не стал «новым», остался «старым», несмотря на Гуманизм и Просвещение, на законы и правопорядок.

Сейчас мы вступаем в эру технического всемогущества, порождающей у людей ощущение радикального переустройства мира. Но под маской прогресса, разума и гуманизма мы пока не находим глубинной духовности и истинного человеколюбия. Прагматизм и рационализация умножает страдания, нигилизм и новые жертвы, мир для человека превращается в поле для материально-технического освоения и овладения. Сможет ли человек, в корне не изменивший свою суть, противостоять новым угрозам в будущем? Данный вопрос требует внимания и решения в ближайшее время, иначе будет поздно для многих живущих на Земле.

Библиографический список

1. Бердяев Н. А. Россия и новая мировая эпоха. М. : «Э», 2017. 704 с.

2. Дьяченко Н. В. Значение истории педагогики для современного преподавателя // Культура и безопасность. 2022. № 1. С. 17-21. DOI 10.25257/KB.2022.1.17-21. EDN LUWLXE.

3. Кризис как фактор социального развития. М., 2016. URL: http://users4496447.socionet.ru/files/crisis.pdf.

4. Липский В. Н. Единство чувственного и рационального в научном познании // Наука как призвание: теория и практика : Материалы междисциплинарной научно-практической конференции с международным участием. М. : Академия ГПС МЧС России. 2020. С. 3-7.

5. Социальная философия : учебное пособие / сост. и ред.: Н. Ф. Медушевская, Н. В. Галанина. Ижевск : «Шелест», 2018. 208 с.

6. Чернова И. Б., Галанина Н. В. Понимание социального субъекта в истории философии // Гуманитарий Юга России 2021. Т. 11. № 5. С. 73-84.

Bibliographic list

1. Berdyaev N. A. Russia and the new world epoch. M. : «E», 2017. 704 p.

2. Dyachenko N. V The importance of the history of pedagogy for a modern teacher // Kultura i safeta. 2022. No. 1. P. 17-21. DOI 10.25257/KB.2022.1.17-21. EDN LUWLXE.

3. Crisis as a factor of social development. M., 2016. URL: http://users4496447.socionet.ru/files/crisis.pdf.

4. Lipsky V. N. The unity of the sensual and rational in scientific cognition // Nauka as vocation: theory and practice : Materials of an interdisciplinary scientific-practical conference with international participation. M. : Academy of GPS of the Ministry of Emergency Situations of Russia. 2020. P. 3-7.

5. Social philosophy : a textbook / comp. and ed.: N. F. Medushevskaya, N. V. Galanina. Izhevsk : «Shelest», 2018. 208 p.

6. Chernova I. B., Galanina N. V. Understanding the social subject in the history of philosophy // Humanities of the South of Russia 2021. Vol. 11. No. 5. P. 73-84.

Информация об авторах

В. В. Горохова - доцент кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат исторических наук;

Н. В. Галанина - доцент кафедры философии Академии ГПС МЧС России, кандидат философских наук.

Information about the authors

V. V. Gorokhova - Associate Professor of the Department of Philosophy at Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Historical Sciences;

N. V. Galanina - Associate Professor of the Department of Philosophy of the Academy of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia, Candidate of Philosophical Sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 02.04.2024; одобрена после рецензирования 22.04.2024; принята к публикации 30.04.2024.

The article was submitted 02.04.2024; approved after reviewing 22.04.2024; accepted for publication 30.04.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.