Научная статья на тему 'Воспитание молодежи в культурном пространстве постмодерна'

Воспитание молодежи в культурном пространстве постмодерна Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
102
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
YOUTH / POSMODERNISM / PROCESS OF EDUCATION / PERSONALITY / HUMANISM / МОЛОДЕЖЬ / ПОСТМОДЕРНИЗМ / ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ГУМАНИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Галанина Наталия Викторовна, Горохова Виолетта Венидиктовна

Анализируется проблема воспитания молодежи в духе сознания своей идентичности с исторической эпохой и культурной средой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The education of youth in the cultural space of postmodernism

Examines the problem of youth education in the spirit of the consciousness of his identity with the historical era and cultural environment.

Текст научной работы на тему «Воспитание молодежи в культурном пространстве постмодерна»

@ Галанина Н.В., Горохова В.В. 2018

THE EDUCATION OF YOUTH IN THE CULTURAL SPACE OF POSTMODERNISM

ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПОСТМОДЕРНА

Natalia Viktorovna GALANINA,

associate Professor of philosophy Moscow University The interior Ministry of Russia named after V.J. Kikot, candidate of philosophy Email: Natgal2411@ rambler.ru

Violetta Venidiktovna GOROKHOVA,

associate Professor of philosophy Moscow University The interior Ministry of Russia named after V.J. Kikot, candidate of history. E-mail: vetta72@mail.ru

Наталия Викторовна ГАЛАНИНА,

доцент кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат философских наук Email: Natgal2411@ rambler.ru

Виолетта Венидиктовна ГОРОХОВА,

доцент кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат исторических наук. E-mail: vetta72@mail.ru

Для цитирования: Галанина Н.В., Горохова В.В. Воспитание молодежи в культурном пространстве постмодерна. Международный журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 4/2018. С. 7—10.

Annotation. Examines the problem of youth education in the spirit of the consciousness of his identity with the historical era and cultural environment.

Key words: youth, posmodernism, the process of education, personality, humanism

Аннотация. Анализируется проблема воспитания молодежи в духе сознания своей идентичности с исторической эпохой и культурной средой.

Ключевые слова: молодежь, постмодернизм, процесс воспитания, личность, гуманизм

Процесс воспитания протекает на протяжении всей человеческой жизни, но на ранних этапах формирования личности он имеет особое значение. 3. Фрейд неоднократно в своих работах отмечал, что мы все родом из детства, Д. Локк описывал процесс становления личности как некое наполнение пустого кабинета, либо письмо на белой доске. У А. Шопенгауэра мы встречаем высказывание: «Наибольшая энергия и наивысшее напряжение умственных сил наблюдаются, без сомнения, в молодости, самое позднее — до 35-летнего возраста...молодость остается корнем древа познания, хотя лишь вершина приносит плоды»1. В периоды детства, отрочества и юности происходит чудо становления индивидуальности, закладывается фундамент личности, который влияет на все ее дальнейшее существование и мировосприятие. Воспитание и самовоспитание являются длительным процессом усвоения индивидом всей совокупности имеющихся в обществе социальных ценностей, норм и стереотипов поведения.

В детстве мы являемся существами познающими, исследующими, интеллект ребенка ищет себе информационной и духовной пищи в целом мире бытия, где все для него обладает магической прелестью новизны. Жизнь предстает перед ребенком и юношей новой и свежей, потому что еще не произошло притупления ощущений от повторений. Все представляется, как писал Б. Спиноза про юность, с точки зрения вечности. Опыт и примеры из детства и ранней юности оказываются в дальнейшей жизни постоянными типами, клише и трендами для всего последующего опыта и познания.

Особенность молодежи проявляется в том, что она жаждет движения и принимает участие во всех сферах жизнедеятельности общества значительно острее, чем другие группы, чувствует и воспринимает перемены в социально-экономической, политической и духовной жизни, при этом значительно больше других расположена к политическим и социальным новациям в обществе2. Молодежь, как правило, в боль-

шинстве своем готова к принятию информации, направленной и ориентированной на социальную адаптацию и интеграцию. «В молодости, особенно у людей живых и с богатой фантазией, влияние наглядного, а стало быть, и внешней стороны вещей действует настолько решительно, что они смотрят на мир как на картину, поэтому их озабочивает преимущественно то, какую роль они в нем играют и какой у них вид»3, отмечает А. Шопенгауэр.

Что же может предложить, надвигающийся либерализм и постмодерн современной молодежи? Ведь вопрос о смысле жизни в молодости стоит достаточно остро и как никогда более актуально. Современные средства массовой информации прибегают к лозунгам гедонизма: «Бери от жизни все!», «Ты этого достоин!», «Живи красиво и ярко!» и т.д. Вся эта дешевая и поверхностная реклама по сути является отражением современного объективного мира, выражающего динамику формы общественного сознания. Рекламные лозунги потребительского мира призывают молодого человека жить ради получения удовольствий, ради чувственно ярких эмоций наслаждения4.

В условиях господства либеральной идеи эгоцентризма, молодежь подвержена общественной деморализации, так как главная идея либерализма заключается в освобождении индивида от всего, что привязывает его к какой-либо индивидуальной системе, освобождает его от государства, общества, этноса и пола. Смысл высокого профессионализма, достигнутый благодаря долгому, качественному и систематическому обучению и труду нивелируется и обесценивается.

В нашу страну приходят новые ценности, сначала в 90-е — капитализма с нечеловеческим лицом, «бог» которого нажива и деньги, о них хорошо сказал А.И. Солженицин: «...Рублево-долларовый удар 90-х годов по-новому потряс наш характер: кто сохранял еще прежние добрые черты — оказались самыми неподготовленными к новому виду жизни, беспомощными, негодными неудачниками, не способными заработать на прокормление. «Нажива» стала новой идеологией. Разгромная, разрушительная переделка... густо дохнула распадом в народный характер»5. Прежде всего, духовный удар пришелся по молодежи и ее идеалам.

Далее, с наступлением эпохи постиндустриального общества в моде стиль, ориентирующий молодежь на новые впечатления, путешествия, смену деятельности, места жительства, друзей, сексуальных партнеров. Стабильность, идеалы и

ценности других эпох начинают казаться молодым людям скучным пережитком прошлого. Основным признаком современности по Г. Мар-кузе становится утверждение нарциссизма, а по Э. Фромму — радикального гедонизма.

Современная молодежь лишается культурного контекста своей жизни и должна принимать решения, не имея возможности опереться на ранее уже испытанные в истории и обществе образцы и традиции. Эти образцы, в глазах молодых людей «утратили свою естественность, перестали быть чем-то самим собой разумеющимся. И даже техника не оказывает никакой помощи в принятии решений о выборе целей»6.

В этой связи, весьма важную роль в процессе обучения и воспитания молодежи играют и занимают социально-гуманитарные дисциплины, количество которых и преподаваемые в учебных заведениях часы сокращается из года в год. Данная тенденция чиновниками от образования объясняется ведущей ролью практической ориентации образования, необходимостью и потребностью общества в квалифицированных специалистах.

Человеческие качества личности, моральные установки и нравственные устремления все чаще выносятся за скобки подобного рода образования. Хотя еще в XVII веке Ф. Бэкон писал «о плодоносном опыте некоторых наук и о светоносном опыте других, дающем глубинное понимание и знание жизни, мира и своего места в нем». Нельзя ограничиваться передачей и трансляцией только практического, исполнительного знания, так как произойдет сужение воспитания и образования только для познания выгоды, власти, наживы и пользы, а это исключает и отстраняет людей, особенно молодых, еще ищущих себя, из процессов понимания, соучастия и сопереживания в масштабах культурного творчества, гуманизма и человеческой солидарности.

Становление и развитие личности, ее ценностные установки, мировоззренческие принципы активно формируются именно на базе высшей школы. В современный период необходимо объяснять молодежи пути развития общества, истории и человека, опираясь на выверенные веками и тысячелетиями представлениями о должном и необходимом как для самого индивида, так и для общества в целом. Российский философ, политолог и общественный деятель А. Дугин утверждал, что для того чтобы понимать свою идентичность с народом, недостаточно знать историю страны, важно понимать логику исторического процесса, последовательность этапов, перспективы разви-

7

тия и направление движения .

В рамках современной культурологии, социологии и философии укоренилось мнение, что формационная модель развития общества в современную эпоху работает недостаточно эффективно, с точки зрения понимания целостности мирового пространства. Постмодернистская культурная направленность провозглашает тезис о конце человека и истории. Ю. Хабермас Ж. Лиотар считают, что призывы к единству в обществе чреваты возрождением тоталита-ризма8. Но реальность без коммуникации в обществе, особенно между поколениями может породить только псевдокультуру и псевдовоспитание, в которых быстро будет обнаружено отсутствие ценностей. Ошибочное понимание истории как арены фрагментарных игр, а не как целостного и самоорганизующегося процесса не дает молодежи фундамента и опоры в настоящем.

М. Фуко утверждал тезис о конце человека: «Всем тем, кто еще хочет говорить о человеке, его царстве и освобождении, всем тем, кто еще ставит вопросы о том, что такое человек в его сути, кто хочет исходить из человека в своем поиске истины. можно противопоставить лишь философский смех.Можно поручиться — человек исчезнет, как исчезает лицо, начертанное на прибрежном песке»9. Надо противопоставить подобному нигилизму веру в будущее человека, его самообретение и самосовершенствование. Воспитатели и педагоги должны помочь молодому человеку выработать сознательное и ответственное поведение. Ведь в воспитании заложен смысл, прежде всего, заботы, ухода и культивирования молодой личности.

История в современный период все более раскрывается во взаимообусловленном бытии различных социальных образований. Их встреча и взаимозависимость в текущем, настоящем и в надвигающемся будущем оказываются важнее их классификации в прошлом и ранжированию по степени важности. Сейчас в современном историческом пространстве, как никогда, молодой человек должен находить свое место и единение с другими людьми и историей не только своего этноса, нации, государства, но и человечества как такового. В международном пространстве меняются не только масштабы и порядки выстраивания стран и народов в исторический ряд, но и сама логика неких общих правил, представлений и понятий отходит на второй план. Необходимы новые стандарты для описания исторической реальности бытия человека и общества.

В социально-гуманитарных науках необходимо рассматривать процессы диалогического, межкультурного характера связи поколений. Задача каждого педагога, в первую очередь, гуманитария — объяснить единство объективных и субъективных компонентов исторического бытия, продемонстрировать слияние индивида и истории, их единство и взаимосвязь. Данная задача весьма сложна для педагога, если он не сможет коснуться восприятия аксиологического материала через духовный потенциал обучаемых.

Одним из лучших средств воспитания духовности молодежи является пример, связи личности с мировым историческим бытием. Эта персона должна быть широка и многогранна как сама жизнь. Такая личность должна подниматься над своим временем, над пространственными и национальными границами, она должна быть понятна всем жившим ранее и живущим сейчас. Социальный субъект, отражающий целостное мировое существование через себя как истину, эталон для понимания мироздания.

Воспитатель и преподаватель, как правило, выбирают для примера те личности, которые прошли проверку временем, закрепились в социально-историческом позитивном опыте, узнаваемы и современны, несмотря на прошедшее время. Затрагивая духовную струну молодого человека, необходимо привести примеры жизни и деяний тех, кого можно назвать учителями человечества: Конфуция, Будды, Моисея, Иисуса Христа, Мухаммеда и других. Они были основоположниками нравственных основ культур и религий, дали начало и имя целым цивилизациям. Они отличаются от философов масштабом, глубиной воздействия и способом мысли, которая становилась делом, была непосредственно задействована в реальный процесс обновления нравственных устоев жизни общества и человека.

Ответом на то, как прожить жизнь, были сами деяния учителей человечества. Ими был предложен ряд разных ответов. В основе каждого из них была единая суть — это жизнь, прожитая в соответствии с проповедуемым учением. Эти духовные воспитатели человечества считали духовность основой бытия личности, а духовное бытие связывали с освобождением человека от своей самости и эгоцентризма. Необходимо помочь молодым людям не заразиться гедонизмом, потребительством, нарциссизмом, показухой.

С этой задачей, в какой-то мере, могут прийти на помощь примеры личностей великих

мыслителей, чей внутренний мир вошел органично в их учения. Чаще всего в пример приводится жизнь философов-моралистов: Сократа, который сводил добродетель к знанию и мудрости, жил, не стяжая материальных благ, и умер достойно в кругу своих учеников; Эпикура с его пониманием счастья как добродетели и самодостаточности индивида, когда человек должен жить умеренно, незаметно, свернуть свое бытие до безмятежного покоя, так прожил и сам Эпикур; Канта, разработавшего учение о долге, как законе и посвятившему себя профессиональному призванию ученого и философа в Кенигсберге и т.д. Духовно и нравственно поучительными для молодых людей являются судьбы мыслителей

XX века: Л. Толстого, Л. Гумилёва, Ф. Ницше, А. Швейцера, Э. Фромма и др.

Выдающийся ученый, публицист и общественный деятель XX столетия — Д.С. Лихачев, рассуждая о будущем, сказал: «Я мыслю себе

XXI век как век гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей, закладывающей свободу выбора профессии и применения творческих сил. Образование, подчиненное задачам воспитания, разнообразие средних и высших школ, возрождение чувства собственного достоинства, не позволяющего талантам уходить в преступность, возрождение репутации человека как чего-то высшего, которой должно дорожить каждому, возрождение совестливости и понятия чести — вот в общих чертах то, что нам нужно в XXI веке. Не только русским, конечно, но особенно русским, потому что именно это мы в значительной мере потеряли в нашем злополучном XX веке»10.

Воспитание молодежи — это возрастание человеческого потенциала, его окультуривание и одухотворение. Хочется завершить статью весьма актуальными словами А. Шопенгауэра: «Первые сорок лет жизни дают текст, последующие тридцать — комментарий к нему, с помощью которого мы только и можем надлежащим образом понять истинный смысл и связь текста вместе с его моралью и всеми тонкостями»11.

1 Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Афоризмы житейской мудрости. Эристика или искусство побеждать в спорах. М., 2017. С. 497.

2 Орлова В.В. Социализация молодежи: потенциал регионального социума / В.В. Орлова // Социум и власть. 2011. № 1. С. 23-27.

3 Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Афоризмы житейской мудрости. Эристика или искусство побеждать в спорах. М., 2017. С. 497.

4 См.: Неганов В.В., Стрелкова Н.В., Щелоков К.С. К вопросу об истоках и развитии современного гедонизма // Вестник Московского университета МВД Росии. 2016. С. 35-38.

5 Солженицын А.И. Русский вопрос к концу XX века / А.И. Солженицын // Ориентир. 1996. № 12. С. 31.

6 Социальная философия: Учебное пособие / сост. и ред. Н.Ф. Медушевская, Н.В. Галанина. Ижевск, 2018. С. 96.

7 Дугин А.Г. Угрозы для России и поиск идентичности / А.Г. Дугин. URL: km.ru. с.3.

8 См.: Кризис как фактор социального развития. М., 2016 [Электронный ресурс]. URL:http://users4496447.socionet.ru/ files/crisis.pdf

9 Золкин А.Л. Социокультурные проекты современности: модерн и постмодерн / Социальная философия. Ижевск, 2018. С. 97.

10Лихачев, Д.С. Диалоги / Д.С. Лихачев. М., 1988.

11 Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Афоризмы житейской мудрости. Эристика или искусство побеждать в спорах. М., 2017. С. 500.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.