Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ВЗАИМОВЛИЯНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО И ВСЕЧЕЛОВЕЧЕСКОГО В САМОДЕТЕРМИНАЦИИ СОЦИУМА'

ПРОБЛЕМА ВЗАИМОВЛИЯНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО И ВСЕЧЕЛОВЕЧЕСКОГО В САМОДЕТЕРМИНАЦИИ СОЦИУМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИЯ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ВСЕЕДИНСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ БЫТИЕ / КУЛЬТУРА / САМОДЕТЕРМИНАЦИЯ / СУДЬБА / ДУХОВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Галанина Наталия Викторовна, Чернова Ирина Борисовна

Цель исследования - обозначить взаимосвязь национального бытия с общемировым, выявить сущность национального как глубинного, имманентного содержания как в отдельном субъекте, так и в национальной культуре. Методологическая база исследования. В статье использованы аналитический, сравнительный и историко-генетический метод исследования. Результаты исследования. В статье проведен анализ возможности самодетерминации национальной культуры в мировую, с учетом понимания нации как природно-социального феномена, разворачивающегося в мировой истории. На основе представленного материала авторы показывают разворот философской мысли от простого и поверхностного взгляда на глобализацию как просто механическую и неотвратимую самодетерминацию социума, к пониманию ее зависимости от национальной культуры и самобытности, ведущей к единству мирового духа. Перспективы исследования. Дальнейшее исследование проблемы выявления национального в социально-историческом бытии мы видим в более подробном и расширенном рассмотрении современных философских концепций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE MUTUAL INFLUENCE OF THE NATIONAL AND THE ALL-HUMAN IN THE SELF-DETERMINATION OF SOCIETY

Objective of the study is to identify the relationship of national being with the global, to reveal the essence of the national as a deep, immanent content both in a separate subject and in national culture. The methodological basis of the research. The article uses analytical, comparative and historical-genetic research methods. Research results. The article analyzes the possibility of self-determination of national culture in the world, taking into account the understanding of the nation as a natural and social phenomenon unfolding in world history. Based on the presented material, the authors show the reversal of philosophical thought from a simple and superficial view of globalization as just a mechanical and inescapable self-determination of society, to understanding its dependence on national culture and identity, leading to the unity of the world spirit. Prospects of the study. We see further investigation of the problem of identifying the national in socio-historical existence in a more detailed and expanded consideration of modern philosophical concepts.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ВЗАИМОВЛИЯНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО И ВСЕЧЕЛОВЕЧЕСКОГО В САМОДЕТЕРМИНАЦИИ СОЦИУМА»

УДК 316.752 + 930.1

DOI 10.18522/2227-8656.2022.5.9

EDN EVMOLB

Тип статьи в журнале - научная

ПРОБЛЕМА ВЗАИМОВЛИЯНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО И ВСЕЧЕЛОВЕЧЕСКОГО В САМОДЕТЕРМИНАЦИИ СОЦИУМА

© 2022 г.

Н. В. Галанина*

И. Б. Чернова*

* Московский университет МВД России им. В. Я. Кикотя, г. Подольск, Россия

Цель исследования - обозначить взаимосвязь национального бытия с общемировым, выявить сущность национального как глубинного, имманентного содержания как в отдельном субъекте, так и в национальной культуре.

Методологическая база исследования. В статье использованы аналитический, сравнительный и историко-генетический метод исследования.

Результаты исследования. В статье проведен анализ возможности самодетерминации национальной культуры в мировую, с учетом понимания нации как природно-со-циального феномена, разворачивающегося в мировой истории. На основе представленного материала авторы показывают разворот философской мысли от простого и поверхностного взгляда на глобализацию как просто механическую и неотвратимую самодетерминацию социума, к пониманию ее зависимости от национальной культуры и самобытности, ведущей к единству мирового духа.

THE PROBLEM OF THE MUTUAL INFLUENCE

OF THE NATIONAL AND THE ALL-HUMAN IN THE SELF-DETERMINATION OF SOCIETY

© 2022 z. N. V. Galanina* I. B. Chernova*

* Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Podolsk, Russia

Objective of the study is to identify the relationship of national being with the global, to reveal the essence of the national as a deep, immanent content both in a separate subject and in national culture.

The methodological basis of the research. The article uses analytical, comparative and historical-genetic research methods.

Research results. The article analyzes the possibility of self-determination of national culture in the world, taking into account the understanding of the nation as a natural and social phenomenon unfolding in world history. Based on the presented material, the authors show the reversal of philosophical thought from a simple and superficial view of globalization as just a mechanical and inescapable self-determination of society, to understanding its dependence on national culture and identity, leading to the unity of the world spirit.

Перспективы исследования. Дальнейшее исследование проблемы выявления национального в социально-историческом бытии мы видим в более подробном и расширенном рассмотрении современных философских концепций.

Ключевые слова: нация; идентичность; глобализация; всеединство; социальное бытие; культура; самодетерминация; судьба; духовность.

Prospects of the study. We see further investigation of the problem of identifying the national in socio-historical existence in a more detailed and expanded consideration of modern philosophical concepts.

Keywords: nation; identity; globalization; unity; social being; culture; self-determination; destiny; spirituality.

Введение. Проблема национальности и национальной идентичности актуальна в наше время, несмотря на все процессы глобализации, которые невозможно остановить, да и не стоит останавливать. Все, что происходит естественно, должно быть подобно реке, природному потоку, который движется по неким законам всемирного бытия, как текучее бытие Гераклита определяется законами единого логоса или Дао, самодетерминирующее себя из имманентных закономерностей и констант.

Национальность в современной, да и не только социально-философской мысли рассматривается не целостно, а как-то усеченно. Либо как национальный субъект, заключенный в рамки и стереотипное поведение своей нации, где национальность есть нечто противоположное мировому сообществу. А личность выступает жестко и прямо детерминированной механицизмом национальной самоидентификации, который проецируется на общественную и индивидуальную жизнь и выделяет национального субъекта как самоопределяющуюся суть бытия. Под углом такого видения только национальное бытие имеет смысл и цель (Чернова, Галанина, 2021).

Идеи космополитизма дают противоположную оценку индивидуальному бытию национального субъекта. Национальная самоидентификация не лишает человека общечеловеческой сути, она только оттеняет и подчеркивает некие особенности, но не противопоставляет себя общей онтологии гуманистической сути. Мировая культура и общечеловеческие ценности тому доказательство. Мировые, как и в равной степени национальные тренды бытия будут актуальны и значимы, покуда жив творческий, самоопределяющийся человек.

В рамках социальной философии перед исследователями национального феномена будет стоять вопрос по поводу национального субъекта, каждый ли человек способен соответствовать национальной идентичности, либо возможно ли полностью размыть рамки национального субъекта в мировом океане космополитизма.

Работа интеллектуальной мысли на этот счет должна установить, что бессмысленно и невозможно противопоставлять национальное и всечеловеческое. Национализм и космополитизм - это две крайности, которые неизбежно мешают увидеть истинное лицо социального субъекта.

Теоретические предпосылки и основания исследования. Мы не будем противопоставлять нацию всечеловечеству, как орган целостному организму, и думать, что целостность будет существовать, когда ее части в ней растворятся. Борьба за национальную идентичность, за развитие в рамках национальной целостности не означает раздора и вражды в человечестве и с другими нациями. Национальность - это лишь часть социального бытия, хотя весьма значимая, вне которой невозможно существование человечества, во всяком случае в обозримом будущем. Национальность - это суть индивидуального бытия, она заложена в самых глубинных пластах человеческой идентичности. Национальность - есть ценность, суть, судьба и значение для каждого индивида. Бытие человечества в формах национальных не означает непременной вражды и противостояния народов друг с другом.

В современном мире из-за потока трудовой миграции, внешних и внутригосударственных конфликтов, экологических катастроф и т. д. люди стали больше понимать, что национальность есть одна из сфер бытия социального субъекта в целом. Следующей ступенью и кругом бытия целостной личности является соборная личность, воплощающая в себе бытие мира как такового.

Установление всемирного братства на земле не предполагает исчезновения национальности, человеческая индивидуальность только преумножится. Все человечество - это некое духовное всеединство, и оно было бы опустевшим, отвлеченным бытием, если бы само в себе устраняло и обесценивало бытие всех составляющих социального индивида, ведь всякое бытие - индивидуально по своей сути. Отвлекаясь от индивидуального бытия, как от национального, конфессионального, расового, государственного и т. д., мы опустошаем сам дух и сущность бытия человека и человечества.

Множественность и многоступенчатость социального бытия невозможно заменить единственной высшей и всеобъемлющей ипостасью. Общечеловеческое и общенациональное есть наиболее полное и содержательное бытие индивида, но само содержание строится на наполненности и множественности индивидуальных социальных составляющих.

Всякая национальность складывалась исторически из добровольного или принудительного родства и близости многих народов и этносов. В самой природе национальности есть некое единство и братство, порой вынужденное биологически, социально, политически, но все же сложившееся единство многих составляющих. «Национальность есть проблема историческая, а не социальная, проблема конкретной культуры, а не отвлеченной общественности» (Бердяев, 2017. С. 86).

Мир и космос сами являются ступенями социального бытия личности. Чувствовать себя гражданином мира или Вселенной не значит потери национальной идентичности или чувства гражданства. К пониманию и созреванию личности вселенской и мировой человек приходит постепенно, вынашивая и воспитывая в себе семьянина, гражданина и национального субъекта. Растворение такой многоуровневой личности и превращение ее в космополитическую есть некий страшный и бездушный проект.

К сожалению, данный проект уже начинает осуществляться в мире. На смену живой национальной культуре приходит массовая культура потребления и утилитаризма на всех уровнях, включая даже человека как некий объект удовлетворения желаний. Данная опасность носит всеобъемлющий социальный характер, как для людей с высокими доходами, так и для большинства граждан, которые должны трудиться исключительно за зарплату, чаще всего на которую могут прожить достаточно скромно месяц. Платон писал, что подобного рода государство неизбежно не будет единым, а в нем как бы будут два государства: одно - государство бедняков, другое - богачей.

Очень состоятельные люди, олигархи, уже полностью стали космополитами, они лишаются, причем сознательно и добровольно, своей национальной идентичности, благодаря деньгам они везде чувствуют себя дома, легко переезжают из страны в страну, учат своих детей в лучших зарубежных университетах, лечат родителей в лучших мировых клиниках и т. д. Платон и Аристотель отмечали, что у олигархов нет родины (Платон, 2005).

Что касается всех остальных людей, не имеющих таких средств, как у олигархов, то большинство из них в межличностных, трудовых, государственных и надгосударственных отношениях лишаются часто своей глубинной творческой и свободной сути, низводятся до уровня марионеток, предмета, сопутствующего механизмам составляющего и т. п. В этой связи идеи К. Маркса об отчуждении труда становятся актуальными. По Марксу, труд на благо капиталиста для рабочего является чем-то внешним, не принадлежащим к его сущности, он в своем труде не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свои духовные силы (Маркс, 1981).

Современный человек чувствует эту неудовлетворенность не только в трудовых отношениях. Он теряется и утрачивает свою суть среди огульного потребления, где сам становится часто потребляем семьей, государством, мировым сообществом.

Чтобы спасти свою божественно-гуманистическую суть, необходимо обнаружить и идентифицировать в себе самость, которая наполнит человека смысловым содержанием и значением. В этой связи люди прибегают к спасению в национальной и религиозной идентичности, что выводит их миро-

воззрение и духовное состояние на ценностную и культурную почву, которая может открыть жизненные перспективы более человечные и значимые, нежели утилитаризм и гедонизм.

Кто не любит и не хочет понять свой народ, тот не может полюбить и понять все человечество. Человек входит в общечеловеческое через национальную идентификацию, как носитель определенного национального кода (русского, английского, китайского и т. д.). Можно желать всеединства и народного братства, но нельзя желать растворения в общем национальных особых корней и типов. Мечта об общем человечестве приведет к обнищанию культуры, к ее поглощению и усреднению, не будет больше множества самобытных культур и ценностей, а культура станет отвлеченно-человеческой, опустошенной и усредненной.

В. Виндельбанд ставит индивидуальные феномены автономно и призывает рассматривать реальность фрагментарно в уникальности неповторимых явлений и процессов. «Всякий человеческий интерес и всякая оценка, все, имеющее значение для человека, относится к единичному и однократному» (Виндельбанд, 1995. С. 213). Каждая национальность - явление, замкнутое само на себе, потому национальный субъект закрыт как некая на себе замкнутая целостность, монада. Г. Риккерт, поддерживая Виндельбанта, подчеркивает, что историю вообще можно наблюдать сквозь призму существования и чувствования развитой духовной личности, в нашем исследовании, национального субъекта. «Там, где действительность должна быть постигнута в ее индивидуальности и конкретности, бессмысленно подводить ее под общие законы или устанавливать законы исторического» (Риккерт, 1998. С. 186). Национальный субъект является носителем вечно значимых ценностей.

В современных реалиях, когда техника порой практически во многом заменила человека и его труд, легко можно увидеть денационализацию культуры, так как техническое производство и потребление носят наднациональный характер, легко усваиваются всеми народами. При этом мы все же отслеживаем и уделяем внимание, в какой стране были те или иные изобретения и технические новации. Национальное и общечеловеческое в культуре разводить все же не следует, даже в области науки и техники. Мировая культура строится на высших образцах и гениях национальной культуры. В национальном гении раскрывается широта мирового уровня, оттого гениальные произведения, изобретения и мысли воспринимаются и приветствуются всем культурным человечеством. Например, гениальные, такие исключительно русские по духу писатели, как Ф. Достоевский, Л. Толстой и А. Чехов, у которых национальный русский менталитет и образ проходят через все творчество, являются самыми универсальными и мировыми писателями из русских. Через глубину русской души ими раскрывается всечеловеческая глубина. Шекспир - универсальный англичанин, Гёте - универсальный немец и т. д.

Движение человечества к подлинному всеединству, несмотря на процессы глобализации в мире, совершается сложно и болезненно, через борьбу и трение национальных культур. Путь к всеединству - это естественный путь, но неотвратимый и неизбежный, другого исторического пути у нас нет. Судьба наций должна продолжиться в чем-то следующем, более широком и глубоком бытии. Все великие национальные культуры по своему значению обще-человечны (культура Античности, Ренессанса, Просвещения, Постмодерна и т. д.). «Смыслы универсалий культуры, образующих в своих связях категориальную модель мира, обнаруживаются во всех областях культуры того или иного национально-исторического типа» (Общество в постнеклассической картине мира, 2019. С. 9).

Мы можем себе представлять в будущем нивелирование классов, каст, сословий, даже государств, но невозможно помыслить исчезновение национальностей. У нации корни вросли в человека достаточно глубоко, чтобы мы могли представить ее какой-то просто дополнительной составляющей индивида, нация имманентна индивиду, она есть его коллективное бессознательное (архетип), его программа. Нация - это ценность и значение в жизни человека и человечества. Национальное единство глубже и более значимо нежели партийное, классовое или государственное, которые являются преходящими историческими образованиями. Каждый народ борется за свою культуру и идентичность в атмосфере именно и прежде всего национального единения.

Рационально понять природу и суть национальности невозможно. Территория, язык, религия играют некоторую роль в формировании сущности национальности, но не являются определяющими ее признаками. Национальность достаточно сложное историческое образование, она, во-первых, природное явление по своей сути, наподобие этносов Л. Гумилёва, которые формируются стихийно, под воздействием энергии солнца, либо перераспределения земель и смешения многих территорий, на которых проживали народы; во-вторых, нация связана с биологическим фактором смешения кровей рас и племен; в-третьих, нация связана с государственностью.

В результате обсуждения роли влияния всех биологических, психических, территориальных и политических факторов в формировании нации как исторического феномена остается какая-то неуловимая и непостижимая сторона и суть нации. Национальная суть субъекта остается загадочной и скрытой, как сама жизнь, как душа, как мир. Иррациональность и мистичность сопутствуют феномену национальности как любой индивидуальной целостности. Душа Киевской Руси, Руси монгольского ига, Московской Руси, Петровской Руси, Советской и душа современной России есть одно неделимое и по сути родное, хотя в истории изменилось все кардинально до неузнаваемости. «Далеко не просто проникнуть в сокровенный для человека мир его ценностей, мотивов действий, целевых установок. Но в принципе это возможно, ибо

даже самая скрытая личность вынуждена, поскольку другого пути нет, так или иначе, конструировать свой прагматический мир не только в таинственной интимности, но и в доступных для окружающих языковых и предметных формах» (Канке, 2000. С. 245).

Национальное творение произвольно, свободно. Оно движется как сама жизнь, вбирает в себя новое, перерабатывает и что-то оставляет как прижившееся и родственное, что-то отвергает как не свойственное и чуждое. Сейчас стали вдруг бояться и отстраняться от европеизации и американизации, бояться, что техника и технологии Европы, Америки, Китая, культура Постмодерна, новые общественные формы могут пагубно сказаться на русском менталитете и в целом на культуре, могут обезличить Россию. Данная позиция маловероятна и не современна, она может законсервировать Россию на какое-то время, но поток исторической судьбы каждой национальной культуры не остановить. Национальная сила русского духа достаточно еще сильна, развитие науки и техники, здоровая интернационализация во всех сферах жизни общества не означает денационализацию (Фундаментальные ценности России и Запада... 2017).

Прогресс есть движение всечеловеческое и неотвратимое, но это путь национального роста и развития. Всеединство человечества раскрывает себя под национальной принадлежностью. Творческий национальный путь лежит не к интернационализации, а к всеединству рода человеческого в духовности.

Результаты исследования и их обсуждение. Исследовав и рассмотрев соотношение национального и всечеловеческого как в социальном субъекте, так и в мировом пространстве, можно понять, что они взаимообусловлены и не противоречат друг другу. Много есть болезненного и тяжелого в процессе перерастания человека национального в человека мирового, так как достаточно сложно перейти от прежней цельности национального бытия через глубинную трансформацию всего организма к новой, еще не бывалой реальности в мировом теле. При переходе в новое мировое понимание национальная культура останется самобытным бытием и русские не станут похожи на французов или китайцев. Потому нет никакого смысла противопоставлять общечеловеческое бытие национальному.

Служить всему человечеству, полагаясь на глобальные и универсальные ценности сложно, это лишь удел отвлеченных рассуждений и помыслов. Всечеловеческое бытие, его развитие в едином зависит от желания на то разных наций. Нация как природно-исторический феномен есть ключевая реальность социального мира, и она входит в новую, складывающуюся реальность, именуемую человечеством, наполняя ее ценностями и богатствами своего неповторимого бытия.

Социально-философский аспект взгляда и обсуждения национальности, ее роли в истории собственного становления, так и в дальнейшем построе-

нии всего человечества, мы можем заметить в различном диапазоне мнений и суждений по этому поводу, как среди философов, так и ученых, культурологов, религиоведов.

Их суждения и мысли по поводу роли и сути нации и национального человека в историко-социальной реальности различны по своему характеру и убеждениям, что доказывают сложность и многогранность национального субъекта и нации как социально-культурного феномена. Представители и сторонники глобализма сводят всю национальную активность субъекта только к движению навстречу новым вызовам и посылам общечеловеческого единства. Представляют нацию, как только временную и уже отживающую свой век ступень в социальном развитии общества, как вектор, строго детерминированный законами природы и социума.

Но, несмотря на реальные процессы глобализации, особенно в экономическом и информационном пространстве, наблюдается иное видение национального субъекта и его роли в истории становления социальных институтов и мировой культуры.

В современной философской мысли стали прослеживаться иные факторы и направления, обуславливающие национальное бытие кроме чисто природных и социальных; философы, культурологи, религиоведы стали прослеживать как основные иррациональные детерминанты (рок, судьба, случайность, бессознательные импульсы индивидов и т. д.). Данные взгляды нельзя назвать абсолютно новыми для философского анализа национальности как таковой и национального субъекта в частности. У греков, индусов, китайцев и русских подобные мотивы и представления о бытии национальной реальности уже были.

На наш взгляд, будет оправданным понимание национальности через саморазвитие социального субъекта, способного воплотить в своем внутреннем мире все многообразие социального бытия, каковое ему является в современном общечеловеческом пространстве его жизнедеятельности и вытекает из имманентного бытия его природной сути. Мировой субъект содержит в себе глубинную генетическую, духовную, бессознательную память национального характера.

Заключение. Национальный человек - это целостное и неповторимое бытие, которое разворачивается в истории человечества и сохраняется как имманентный код. Мы можем понимать и чувствовать свою национальную идентичность так же ясно и отчетливо, как свои мысли и чувства. Национальные чувства и откровения - это факт бытия, через который мы все пребываем в человечестве. Нация - это ценность, обогащающая собой мировую жизнь. Человечество в целом ждет от каждой нации ее слова и неповторимого дела. Для всечеловечества должно быть неприемлемо превращение национального человека в сугубо интернационального, космополитического.

Единство людей на Земле осуществляется через высшую полноту всего национального. Каждая нация должна творить свою неповторимую жизнь и судьбу, ни на что не похожую и исключительно индивидуальную в своем витальном проявлении, а не на абстрактные идеи глобализма и интернационализма. Судьба каждого, отдельного народа несравненно дороже судьбы альянсов, партий, политических союзов, которые разваливаются при первых же экономических или политических претензиях друг к другу. Природное, в глубинных своих проявлениях национальное чувство, есть инстинкт, который пугает глобалистов разных уровней. «Без изначальной и стихийной любви к своей национальной родине невозможен никакой творческий исторический путь во всечеловечество» (Бердяев, 2017. С. 89).

Литература

Бердяев Н. А. Россия и новая мировая эпоха: иллюстрированное издание. - М. : Э, 2017. - 695 с. - ISBN 978-5-04-004652-2.

Виндельбанд В. Избранное: дух и история; составители С. Я. Левит, Л. В. Скворцов; ответственные редакторы П. С. Гуревич, С. Я. Левит, Л. Т. Мильская, Л. В. Скворцов; Переводчики М. И. Левина, Г. Сонин. - М. : Юристъ, 1995. - 687 с. - (Лики культуры). -ISBN 5-7357-0049-9. - EDN SZGSKR.

Канке В. А. Основные философские направления и концепции науки : учеб. пособие для магистрантов и аспирантов, а также для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Философия». - М. : Логос, 2004. - 327 с. - (Новая университетская библиотека). - ISBN 5-94010-266-2. -EDN QWGJTR.

Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. / Карл Маркс. - 6-е изд. -М.: Прогресс, 1981. - 216 с.

Общество в постнеклассической картине мира: курс лекций / С. Р. Аблеев, А. А. Ва-сечко, Н. В. Галанина [и др.]. - Ижевск: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Шелест», 2019. - 216 с. -ISBN 978-5-6043280-0-2. - EDN NGODNK.

Платон. Государство / [вступ. ст.: К. А. Сергеев, Л. С. Камнева ; пер. А. Н. Егу-нова]. - СПб. : Наука, 2005. - 570 с. - ISBN 5-02-026877-1: 3000.

References

Berdyaev N. A. (2017) Russia and the New World Epoch: illustrated edition. - M.: E. - 695 p.. ISBN 978-5-04-004652-2.

Vindelband V. (1995) Favorites: spirit and History; compiled by S. Ya. Levit, L. V Skvortsov; responsible editors P. S. Gurevich, S. Ya. Levit, L. T. Milskaya, L. V. Skvortsov; Translators M. I. Levin, G. Sonin. - M. : Jurist. - 687 p. - (Faces of Culture). - ISBN 5-7357-0049-9.

Kanke V. A. (2004) The main philosophical directions and concepts of science: studies a manual for undergraduates and postgraduates, as well as for university students studying in the direction and specialty «Philosophy». - M. : Logos. -327 p. - (New University Library). - ISBN 5-94010-266-2.

Marx K. (1981) Economic and philosophical manuscripts of 1844 / Karl Marx. - 6th ed. - M. : Progress. - 216 p.

Society in the post-non-classical picture of the world: a course of lectures (2019) / S. R. Ableev, A. A. Vasechko, N. V. Galanina [et al.]. - Izhevsk : Limited Liability Company «Shelest Publishing House». - 216 p. - ISBN 978-5-6043280-0-2.

Platon (2005) The state / [intro. V.: K. A. Sergeev, L. S. Kamneva; per. A. N. Egunov]. - St. Petersburg : Nauka. - 570 p. ISBN 5-02-026877-1: 3000.

Риккерт Г. Науки о природе и науки Rikkert G. (1998) Natural sciences and

о культуре : Пер. с нем. - М. : Республика, cultural sciences: Trans. from German. - M. :

1998. - 410 с. - ISBN 5-250-02670-2. Republic. - 410 p. - ISBN 5-250-02670-2.

Философские исследования и современ- Philosophical research and modernity ность. - М. : ИПЛ, 2017. - 378 с. - ISBN 978-5- (2017) - M. : IPL. - 378 p. - ISBN 978-5-42604260-0284-5. - EDN ZEVEKP. 0284-5.

Чернова И. Б. Понимание социального Chernova I. B. (2021) Understanding the субъекта в истории философии / И. Б. Черно- social subject in the history of philosophy / ва, Н. В. Галанина // Гуманитарий Юга Рос- I. B. Chernova, N. V. Galanina // Humanities of сии. - 2021. - Т. 10. - № 5. - С. 73-83. - DOI the South of Russia. - Vol. 10. - No. 5. - Pp. 7310.18522/2227-8656.2021.5.4. - EDN TUMJJK. 83. - DOI 10.18522/2227-8656.2021.5.4.

Для цитирования: Галанина Н. В., Чернова И. Б. Проблема взаимовлияния национального и всечеловеческого в самодетерминации социума // Гуманитарий Юга России. - 2022. - Т. 11. - № 5. - С. 112-121. DOI 10.18522/2227-8656.2022.5.9 EDN Е\МОЬВ

Сведения об авторах

Галанина Наталия Викторовна

Кандидат философских наук, доцент кафедры философии, Московский университет МВД России им. В. Я. Кикотя

117437, г. Москва, ул. Академика Волгина, 12, е-таЛ: Natgal2411@uambler.ru

Чернова Ирина Борисовна

Кандидат философских наук, доцент кафедры философии, Московский университет МВД России им. В. Я. Кикотя

142121, г. Подольск, бул. 65-летия Победы, 9, е-таП: chibor@bk.ru

История статьи:

Поступила в редакцию - 12.09.2022 г. Получена в доработанном виде -26.10.2022 г. Одобрена - 11.11.2022 г.

Information about authors

Nataliya V. Galanina

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs Of Russia named after V Ya. Kikot

117437, Moscow, Akademika Volgina str., 12, e-mail: Natgal2411@uambler.ru

Irina B. Chernova

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V Ya. Kikot,

142121, Podolsk, 65th Anniversary of Victory Blvd., 9, e-mail: chibor@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.