Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ КУРСАНТОВ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ВОЕННОГО ВОСПИТАНИЯ'

ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ КУРСАНТОВ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ВОЕННОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТ / ВОЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЗНАНИЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / НРАВСТВЕННЫЕ КАТЕГОРИИ / НРАВСТВЕННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ / CADET / MILITARY EDUCATION / CONSCIOUSNESS / MORALITY / MORAL CONSCIOUSNESS / MORAL CATEGORIES / MORAL DUTIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриев Денис Викторович

К проблеме нравственного сознания военнослужащих в научной литературе обратились около двадцати лет назад. Становление нравственного сознания курсантов наряду с овладением знаниями и умениями является важной частью образовательной системы военного вуза. В основе педагогического аспекта изучения проблемы лежит детальное изучение понятий «сознание» и «нравственность» в философии и психологии. Акцент в становлении нравственного сознания курсантов военного вуза делается на нравственные категории и нравственные обязанности, включающие развитие чувства чести, долга и совести, личного достоинства, ответственности, непримиримости к безнравственным проявлениям и поступкам; побуждение к нравственному саморазвитию и самовоспитанию, совершенствованию личностных нравственных качеств. Непременным условием повышения уровня становления нравственного сознания является качество организованного обучения и воспитания, учитывающее, с одной стороны, возрастные особенности субъекта, с другой, содержание и методы, обусловленные характерными целями и задачами военного вуза. Знакомство с нравственными знаниями осуществляется средствами нравственного просвещения и организацией нравственного опыта. Показана существенная роль коллектива как социального фактора накопления опыта нравственного поведение. В осмыслении нравственного сознания главным является понимание нравственности как возможности предоставления человеку выбора, который совершается не в силу неизбежности, а по собственному признанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MORAL CONSCIOUSNESS OF CADETS AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

The problem of moral consciousness of soldiers in the scientific literature turned about twenty years ago. The formation of moral consciousness of cadets along with the mastery of knowledge and skills is an important part of the educational system of the military University. The pedagogical aspect of the study is based on a detailed study of the concepts of "consciousness" and "morality" in philosophy and psychology. The emphasis in the formation of moral consciousness of the military University cadets is on moral categories and moral duties, including the development of a sense of honor, duty and conscience, personal dignity, responsibility, intransigence to immoral manifestations and actions; motivation for moral self-development and self-education, improvement of personal moral qualities. An indispensable condition for increasing the level of formation of moral consciousness is the quality of organized training and education, taking into account on the one hand the age characteristics of the subject, on the other, the content and methods due to the characteristic goals and objectives of the military University. Familiarity with moral knowledge is carried out by means of moral education and the organization of moral experience. The essential role of collective as a social factor of accumulation of experience of moral behavior is shown. In the comprehension of moral consciousness the main thing is the understanding of morality as an opportunity to give a person a choice that is made not because of inevitability, but by his own admission.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ КУРСАНТОВ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ВОЕННОГО ВОСПИТАНИЯ»

Dmitriev Denis Viktorovich FORMATION OF MORAL ..

pedagogical sciences

УДК 37.013

DOI: 10.26140/anip-2020-0901-0025

ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ КУРСАНТОВ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ВОЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

© 2020

Дмитриев Денис Викторович, адъюнкт заочной формы обучения

Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск

национальной гвардии Российской Федерации (410023, России, Саратов, ул. Московская, 158,e-mail: dmiden77@mail.ru)

Аннотация. К проблеме нравственного сознания военнослужащих в научной литературе обратились около двадцати лет назад. Становление нравственного сознания курсантов наряду с овладением знаниями и умениями является важной частью образовательной системы военного вуза. В основе педагогического аспекта изучения проблемы лежит детальное изучение понятий «сознание» и «нравственность» в философии и психологии. Акцент в становлении нравственного сознания курсантов военного вуза делается на нравственные категории и нравственные обязанности, включающие развитие чувства чести, долга и совести, личного достоинства, ответственности, непримиримости к безнравственным проявлениям и поступкам; побуждение к нравственному саморазвитию и самовоспитанию, совершенствованию личностных нравственных качеств. Непременным условием повышения уровня становления нравственного сознания является качество организованного обучения и воспитания, учитывающее, с одной стороны, возрастные особенности субъекта, с другой, содержание и методы, обусловленные характерными целями и задачами военного вуза. Знакомство с нравственными знаниями осуществляется средствами нравственного просвещения и организацией нравственного опыта. Показана существенная роль коллектива как социального фактора накопления опыта нравственного поведение. В осмыслении нравственного сознания главным является понимание нравственности как возможности предоставления человеку выбора, который совершается не в силу неизбежности, а по собственному признанию.

Ключевые слова: курсант, военное воспитание, сознание, нравственность, нравственное сознание, нравственные категории, нравственные обязанности.

FORMATION OF MORAL CONSCIOUSNESS OF CADETS AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

© 2020

Dmitriev Denis Viktorovich, senior lecturer of the department of military pedagogy and psychology, adjunct of correspondence course Saratov Military of Zhukov's Order Red Banner Institute of National Guard Forces of the Russian Federation (410023, Russia, Saratov, Moskovskaya street, 158, e-mail: dmiden77@mail.ru)

Abstract. The problem of moral consciousness of soldiers in the scientific literature turned about twenty years ago. The formation of moral consciousness of cadets along with the mastery of knowledge and skills is an important part of the educational system of the military University. The pedagogical aspect of the study is based on a detailed study of the concepts of "consciousness" and "morality" in philosophy and psychology. The emphasis in the formation of moral consciousness of the military University cadets is on moral categories and moral duties, including the development of a sense of honor, duty and conscience, personal dignity, responsibility, intransigence to immoral manifestations and actions; motivation for moral self-development and self-education, improvement of personal moral qualities. An indispensable condition for increasing the level of formation of moral consciousness is the quality of organized training and education, taking into account on the one hand the age characteristics of the subject, on the other, the content and methods due to the characteristic goals and objectives of the military University. Familiarity with moral knowledge is carried out by means of moral education and the organization of moral experience. The essential role of collective as a social factor of accumulation of experience of moral behavior is shown. In the comprehension of moral consciousness the main thing is the understanding of morality as an opportunity to give a person a choice that is made not because of inevitability, but by his own admission.

Keywords: cadet, military education, consciousness, morality, moral consciousness, moral categories, moral duties.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными и практическими задачами.

Главными целями обучения и воспитания курсанта в военном вузе являются получение прочных знаний, овладение практическими умениями и формирование мировоззрения. Дальнейшее прохождение военной службы требует от будущих офицеров разрешения конкретных серьезных проблем, выбора жизненных ценностей. При этом особое место отводится нравственному сознанию, которое включает в себя сумму полученных и усвоенных понятий, привычек и норм поведения, сформированных на их основе приобретенных нравственных взглядов и убеждений, что позволяет будущему офицеру самостоятельно и сознательно осуществлять выбор поведения в соответствии с военной присягой.

Проблема становления нравственного сознания курсантов войск национальной гвардии является важной составной частью системы военного воспитания. Основой нравственного воспитания военнослужащих являются как нравственные категории - честь, совесть, справедливость, милосердие и пр., так и нравственные обязанности по отношению к Отечеству, к товарищам, к равным себе, к начальникам и подчиненным, к самому себе. Ранее в содержание нравственного воспитания, кроме выше перечисленного, входило эстетическое, трудовое,

религиозное, патриотическое и правовое воспитание. Однако начиная с 2005 г. эти виды воспитания рассматриваются самостоятельно и не являются составными частями нравственного воспитания [1, c. 9-10].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор: выделение неразрешенных ранее частей общей проблемы.

Проблема нравственного сознания в современных исследованиях рассматривается в различных аспектах. К примеру, О.К. Позднякова рассматривает нравственное сознание учителя и его структуру. Говоря о категориях и понятиях нравственного сознания, автор употребляет их в моральном и нормативно-оценочном смысле. Сочетание нормативных требований и оценки отражают особенности нравственного сознания и обладают значением моральных ценностей [2, с. 858]. Изучая педагогическое сопровождение формирования нравственного сознания студентов, А.Ф. Ходько пишет, что в настоящее время наиболее значимым направлением образования является помощь современному молодому человеку в нравственному становлении. Это способствует формированию личности, обладающей гражданским и правовым самосознанием, умеющим самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность [3, с. 145].

100

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 1(30)

педагогические науки

Дмитриев Денис Викторович ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ ...

Вопросы нравственного воспитания курсантов отражено в работе Г.С. Аллабердиевой [4], формирование нравственных ценностей представлено у Н.И. Привалова [5].

Проведенный краткий анализ некоторых публикаций, касающихся вопросов формирования и становления нравственного сознания личности, показал недостаточность обоснования возрастных особенностей курсантов, а также влияние окружающей среды, а именно, коллектива, в котором проводится большая часть времени при обучении в военном институте. Наиболее близкое нашему пониманию рассматриваемых вопросов, мы находим в работе Ю.Н. Кузьминых. В частности, автор при определении процесса формирования гражданского самосознания курсантов указывает, что гражданское самосознание - это личностное образование, развивающееся под влиянием образовательной среды [6, с. 15].

Формирование целей статьи.

Существующие теоретические и практические разработки в области изучения нравственности и нравственного сознания курсантов дают основание к более глубокой и серьезной постановке вопроса о становлении нравственного сознания курсантов военного вуза и его осмысления как педагогической проблемы.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Предпосылки построения необходимой педагогам целостной картины становления нравственного сознания курсантов создаются развитием всего комплекса наук о человеке.

В философии рассматривают две стороны нравственного сознания - индивидуальную и общественную, которые существуют и утверждают себя одна через другую. Предметом изучения являются различные аспекты общественного сознания, его взаимосвязь с индивидуальным сознанием, взаимоотношение сознания и деятельности. Анализируя вопросы сознание, философы рассматривают зарождение общественного характера сознания через формирование и становление его индивидуальной формы, особенности которого связаны и обусловлены историческими условиями жизни.

Детальные и специализированные исследования нравственного сознания относятся к концу 60-х годов ХХ века. В работах О.Г. Дробницкого [7] и Л.М. Архангельского [8] выделяются сферы общественной жизни как объект нравственного сознания, сочетание нормативных и оценочных точек зрения как его особенности; нормы, принципы, идеалы, знания, убеждения, чувства, установки и понятия рассматриваются в качестве его составляющих или компонентов. Непрерывное взаимодействие нравственного сознания с поведением указывает на его особенность, взаимосвязь с областями общественного сознания отмечается в качестве проявления интегрального характера.

Проблема нравственного сознания тесно связана с направленностью на осознание и ориентирование в мире ценностей. Ценности сознания отражают установки, оценки, идеи и нормы, выражающиеся в форме мыслей, чувств и понятий, норм представления о добре и зле, справедливости, прекрасном и безобразном [9, с. 33]. Ценностные ориентации являются соединяющим элементов нравственного сознания и поведения личности, проявляющиеся через поступки, отношения, выражающиеся в интересах и потребностях человека как стремление на достижение поставленных целей и задач [10, с. 83], отражают его содержательную направленность. Наиболее важное для человека формируется и отражается в результате усвоения ценностных значений [11, с. 10].

Развитию научных представлений о человеческом сознании, особенностях его проявления и функционирования способствовали исследования психологов. А.Н. Леонтьев отмечает, что строение сознания закономерно связано со строением деятельности, которая зависит от конкретных общественных условий и возникающих в

них отношениях. Говоря о сознании отдельного человека, надо иметь в виду именно те конкретные условия и отношения, в которых этот человек оказывается поставленным обстоятельствами, и данная связь не является прямой [12, с. 293]. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что на развитие индивиду опосредованно воздействует внешний мир, преобразуясь через его внутренние ощущения [13, С.117]. Взаимодействие и взаимосвязь внешних и внутренних условий занимают важное место в процессе становления нравственного сознания личности. В организации деятельности следует предусматривать максимальный охват разнообразных отношений к окружающей действительности, целесообразную организацию деятельности предметной (практической и познавательной) и деятельности общения.

Начиная с 50-60-х годов ХХ века, проблема изучения нравственности, нравственного воспитания, нравственного просвещения, нравственного сознания, нравственных убеждений обучающихся разных возрастов, вызывая огромный интерес, рассматривается как важнейшее направление в педагогической науке, а в 70-80-е годы ХХ века изучение нравственного сознания личности выделяется в самостоятельную область исследования. Нравственность в педагогике понимается как особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм, получающих обоснование в виде идеалов и гуманистических ценностей (доброта, справедливость, порядочность, честность, сочувствие и пр.) [14, с. 206].

В развитии нравственных качеств и обеспечении стабильности нравственного сознания большое значение имеет сформированность нравственных чувств и выработка нравственных привычек. Игнорирование или недооценка одного из этих компонентов приводит к одностороннему нравственному развитию личности, считает Н.И. Болдырев [15, с. 70]. По мнению И.М. Краснобаева, формирование нравственного сознания является важнейшей задачей нравственного воспитания и представляет «отражение нравственного бытия данного исторического общества, класса как неразрывной целостности, единства теоретических (интеллектуальных), практических (волевых) и эмоциональных отношений человека к миру и прежде всего к людям, к вещам и к самому себе» [16, с. 83]. Источником становления нравственного сознания является деятельность воспитанников и их отношения, складывающиеся на ее основе.

Знакомство с нравственными знаниями осуществляется средствами нравственного просвещения и организацией личного нравственного опыта. Появление потребности поступать (действовать) в соответствии с усвоенными нравственными знаниями Л.И. Божович и Т.Е. Конникова расценивают как критерий его нравственного развития [17, с. 4-5].

Важное значение в нравственном воспитании отводят изучению нравственно-ценностной сферы сознания, критерием которой являются ценности [18-23]. Ценности стимулируют деятельность после оценки достигнутых ею результатов. Последние оцениваются на основе образцов, в качестве которых выступают ценности. Ценности принимают форму мотива деятельности, а своим возникновением любая ценность обязана потребностям человека [24, с. 36].

В военной педагогике исследователи обратились к изучению проблемы нравственного сознания военнослужащих около 20 лет назад, что способствовало усилению дисциплинированности и моральной выдержки личного состава, сохранение лучших традиций российского офицерства.

В теории и практике воспитания военнослужащих понятие нравственности понимается как возможность представления человеку выбора, который он должен совершить не в силу неизбежной необходимости, а по своему собственному признанию этой необходимости [25].

Dmitriev Denis Viktorovich pedagogical

FORMATION OF MORAL ... sciences

Становление нравственного сознания курсантов военного вуза относится к духовно-нравственному воспитанию, которое отражено в Концепции воспитания военнослужащих [26], определяющей цели, задачи, виды и направления воспитания личного состава Вооруженных сил Российской Федерации и Приказе Министра обороны РФ от 12.10.20l6 № 655 «Об организации работы с личным составом в Вооруженных Силах Российской Федерации» [27]. Проблема нравственного сознания курсантов изучается представителями различных научных направлений и отражена в исследованиях Л.Н. Антилоговой, С.И. Булах и др.

В понятие нравственного сознания курсанта С.И. Булах включает добровольное и свободное выполнение требований служебного долга, усвоение принципов нравственности и норм поведения. В качестве критериев оценки и самооценки поведения предлагается рассматривать регулирование отношений к обществу и между людьми, выработку моральных взглядов, чувств и убеждений. Нравственные знания и установки, нравственные мнения, суждения и оценки, нравственные привычки и убеждения, ценностные ориентации определяются автором как структурные элементы нравственного сознания личности курсанта [28, с. 18].

Л.Н. Антилогова предлагает усвоение нравственных знаний и глубокое их осмысление, принятие нравственных норм, сформированность нравственной самооценки и уровня нравственных притязаний, превращение их во внутренние регуляторы поведение рассматривать как процесс развития нравственного сознания курсанта, что, по сути, представляет переход одних качественных норм в другие. Узловыми пунктами этого процесса является построение качественно новой функциональной системы, представляющей собой единство нравственных знаний, чувств и привычек [29, с. 62-63].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий в данном направлении.

Проведенный анализ показывает, что при изучении исследуемых вопросов необходимо учитывать, что становление нравственности и, в частности, нравственного сознания индивида, имеет свои возрастные особенности. Молодой человек, ставший курсантом военного института, сохраняет общие черты, присущие и характерные для юношеского возраста в период его взросления. Это такая ступень развития, когда молодой человек должен сам определить свою судьбу, свой путь духовно-нравственного развития. В это время происходит планирование своего места в обществе, своей дальнейшей деятельности, своего образа жизни. Особенностями этого возрастного периода являются неистребимый оптимизм, неугасаемая вера в собственные силы, искренность, непосредственность, доброе отношение к людям, чувство товарищества. Эти и многие другие качества, их силу и энергию необходимо использовать на благо выбранной военной профессии офицера войск национальной гвардии.

Следует обратить внимание, что на этот процесс становления нравственного сознания личности наряду с внутренними факторами оказывают влияние внешние условия, к которым относится окружающая среда. В рассматриваемом нами случае - это учебный коллектив, где курсант проводит большую часть своего времени. Он имеет свои особенности. Самый сложный и трудный процесс связан с адаптацией первокурсника к новым условиям жизни, знакомством с целями, требованиями, нормами, правилами, традициями военного института. Юношам предстоит столкнуться с новыми для них условиями самостоятельного пребывания в новой жизненной обстановке, познать непривычную организацию учебной деятельности. В результате происходит пересмотр имеющихся норм поведения, перестраивание взглядов, принятие уставных требований, выработка новых привычек. К пятому курсу - это уже сформировавшиеся в профессиональном отношении личности со 102

своими мировоззренческими взглядами и убеждениями, устойчивыми чертами характера, выработанной жизненной позицией. Роль коллектива невозможно ни недооценить, ни переоценить. Основным в становлении нравственного сознания курсанта является накопление опыта коллективных отношений и нравственного поведения, ценностно-ориентированного единства, духовной насыщенности и пр.

Важным для осмысления становления нравственного сознания в педагогической науке является понимание взаимосвязи сознания и деятельности, познавательной и практической, а также взаимообусловленности нравственного сознания и ценностных ориентаций. Изучение проблемы в аспекте педагогической науки позволяет сделать вывод, что становление нравственного сознания курсанта следует понимать как приобретение им совокупности знаний, включающих устойчивые нравственные понятия, навыки мышления, и ценностные установки, отражающие нормы морали и нравственности, нравственные чувства и убеждения, готовность совершать поступки (осуществлять деятельность) в соответствии с нормами поведения, привычками и нравственным опытом по внутренней потребности, а не в силу необходимости.

Процесс становления нравственного сознания будет зависеть от качества организованного обучения и воспитания, обусловленного возрастными особенностями, с характерными задачами, содержанием и методами, эффективность которого непосредственно связана с согласованностью коллективных отношений, практической деятельности, нравственных знаний и личности педагога.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Теория и практика воспитания военнослужащих: Учебное пособие. - М.: 12 ЦТ МО РФ, 2005. - 239 с.

2. Позднякова О.К. О структуре нравственного сознания учителя // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Т. 17. № 1(4). С.854-858.

3. Ходько А.Ф. Педагогическое сопровождение формирования нравственного сознания студентов // Образование и наука. 2015. № 6 (125). С. 143-153.

4. Аллабердиева Г.С. Педагогические условия нравственного воспитания курсантов при обучении английскому языку // Молодой ученый. - 2015. - № 21. - С. 753-756.

5. Привалов Н.И. Формирование нравственных ценностей у курсантов военных вузов: автореф дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Привалов Николай Иванович. - Москва - 2017 - 24 с.

6. Кузьминых Ю.Н. Педагогическое сопровождение курсанта военного вуза в процессе формирования гражданского самосознания // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2018. - № 3(34).

- С. 14-18.

7. Дробницкий О.Г. Природа морального сознания // Вопросы философии. - 1968. - № 2. - С. 47-59.

8. Архангельский Л.М. О характере морального сознания // Вопросы философии. - 1969. - №5. - С. 83-87; Архангельский Л.М., Квасов Г.Г. Социологические аспекты этики: исследования и перспективы // Социологические исследования. - 1987. - № 4. - С. 1017.

9. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия. - М.: Изд-во политической литературы, 1967. - 351 с.

10. Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания: опыт этико-философского исследования. -М.: Мысль, 1974. - 278 с.

11. Пороховская Т.И. Ценность и оценка в морали. - М.: Издательство Московского университета, 1989. - 88 с.

12. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. -М.: Мысль, 1965.

- 478 с.

13. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. -М.: Педагогика, 1976. - 416 с.

14. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-н/Д: Издательский центр «Март», 2005. - 448 с.

15. Болдырев Н.И. О качественном своеобразии процесса нравственного воспитания // Советская педагогика. - 1965. - № 8. -С. 70-79.

16. Краснобаев И.М. Формирование нравственных убеждений у старшеклассников. - М.: Учпедгиз, 1960. - 160 с.

17. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Возрастной подход в работе пионерской организации. - М.: Просвещение, 1969. - 96 с.

18. Харченко С.А. Создание качественно новой ценности как компонента культуры сотрудничества студентов вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 227-230.

19. Бездухов В.П., Позднякова О.К. Жизнь на основе золотого правила нравственности как идея нравственного воспитания

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 1(30)

педагогические науки

Дмитриев Денис Викторович

ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ ...

учащихся // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 210214.

20. Титов В.В., Самохвалов Н.А. Анализ социально-политических ценностей молодежи на современном этапе развития российского общества // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 51-54.

21. Коренная О.Б. К вопросу о деформации духовных ценностей в современном обществе // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 74. С. 29-32.

22. Гущина А.В. Проблема нравственности в культурологии: педагогический аспект //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 297-300.

23. Ежов Д.А. Государственный патриотизм в системе политических ценностей российской молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 372-374.

24. Бездухов В.П., Жирнова Т.В. Нравственно-ценностная сфера сознания студента: диагностики и формирование: Монография. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. — 202 с.

25. Островский С.Н. Конструктивистский подход как методология формирования патриотического сознания и ценностной картины мира у военнослужащих // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 363-366.

26. Концепция воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=973 (дата обращения 16.07.2019).

27. Приказ Министра обороны РФ от 12.10.2016 № 655 «Об организации работы с личным составом в Вооруженных Силах Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/456046040 (дата обращения 16.07.2019).

28. Булах С.И. Формирование нравственного сознания личности курсанта вуза МВД России средствами массовой информации: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 /Булах Сергей Иванович. — Барнаул, 2002. —198 с.

29. Антилогова Л.Н. Психологические факторы и механизмы развития нравственного сознания личности курсанта // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2001. — № 1(15) — С. 62-64.

Статья поступила в редакцию 01.10.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.