Как отмечает Г.С. Лабковская, «разносторонность и богатство знаний - основа формирования широких интересов, потребностей и способностей, которые проявляются в том, что их обладатель во всех способах жизнедеятельности ведет себя как эстетически творящая личность» [11].
На основе полученных знаний и развития художественно-творческих способностей формируется художественное восприятие социально-психологических качеств учащихся, обеспечивающих возможность эмоционального переживания.
Ребенок нуждается не только в познании прекрасного, умении его оценивать и любоваться, ему также жизненно необходимо принимать активное участие
Библиографический список
в творческом создании прекрасного, так как человек может начинать всесторонне понимать красоту лишь в том случае, когда лично принимает участие в творческом создании каких-либо продуктов в искусстве, в различных видах деятельности [12].
Таким образом, применение наглядных средств обучения нацелено на развитие художественно-творческих способностей младших школьников. Это можно достичь решением таких задач, как развитие способностей к художественному творчеству, овладение школьником знаниями художественной культуры, развитие психологических, эстетических качеств, выраженных чувством, эстетическим восприятием, вкусом, оценкой и другими категориями.
1. Гасанова А.М. Анализ историко-педагогических исследований по проблемам наглядности обучения. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 3 (76): 28 - 29.
2. Иманмурзаева А.У. Формирование эстетического отношения младших школьников к декоративно-прикладному искусству. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Махачкала, 2017.
3. Рубинштейн С.Л. Проблемы индивидуальных различий. Москва, 1959.
4. Теплов Б.М. Об изучении типологических свойств нервной системы. Москва: Просвещение, 1985.
5. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: учебное пособие по спецкурсу для студентов педагогических институтов. Москва, 1985.
6. Байрамбеков М.М. Система обучения дошкольников и младших школьников народному искусству (На материале искусства народов Дагестана). Диссертация ... доктора педагогических наук. Махачкала, 2001.
7. Выготский Л.С. Психология искусства. Москва: Педагогика, 1987.
8. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника (психологический очерк). Москва, 1966.
9. Котикова О.П. Эстетическое воспитание младших школьников: пособие для учителей, педагогов внешкольных учреждений. Минск, 2001.
10. Буткевич В.В., Любимова Ю.С. Методика организации эстетического воспитания младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей начальных классов, воспитателей групп продленного дня, организаторов внеклассной работы, руководителей кружков и студий народного творчества. Минск, 2008.
11. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Составитель ГС. Лабковская. Москва, 1983.
12. Никитина М.А. Эстетическое воспитание младшего школьника на примере курса «Хореография» во внеурочной деятельности. Available at: https://urok.1sept.ru/%D 1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/677814/
References
1. Gasanova A.M. Analiz istoriko-pedagogicheskih issledovanij po problemam naglyadnosti obucheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 3 (76): 28 - 29.
2. Imanmurzaeva A.U. Formirovanie 'esteticheskogo otnosheniya mladshih shkol'nikov k dekorativno-prikladnomu iskusstvu. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2017.
3. Rubinshtejn S.L. Problemy individual'nyh razlichij. Moskva, 1959.
4. Teplov B.M. Ob izuchenii tipologicheskih svojstv nervnoj sistemy. Moskva: Prosveschenie, 1985.
5. Lihachev B.T. Teoriya 'esteticheskogo vospitaniya shkol'nikov: uchebnoe posobie po speckursu dlya studentov pedagogicheskih institutov. Moskva, 1985.
6. Bajrambekov M.M. Sistema obucheniya doshkol'nikov i mladshih shkol'nikov narodnomu iskusstvu (Na materiale iskusstva narodov Dagestana). Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2001.
7. Vygotskij L.S. Psihologiya iskusstva. Moskva: Pedagogika, 1987.
8. Yakobson P.M. 'Emocional'nayazhizn'shkol'nika (psihologicheskijocherk). Moskva, 1966.
9. Kotikova O.P. 'Esteticheskoe vospitanie mladshih shkol'nikov: posobie dlya uchitelej, pedagogov vneshkol'nyh uchrezhdenij. Minsk, 2001.
10. Butkevich V.V., Lyubimova Yu.S. Metodika organizacii 'esteticheskogo vospitaniya mladshih shkol'nikov: uchebno-metodicheskoe posobie dlya uchitelej nachal'nyh klassov, vospitatelej grupp prodlennogo dnya, organizatorov vneklassnoj raboty, rukovoditelej kruzhkov i studij narodnogo tvorchestva. Minsk, 2008.
11. 'Esteticheskaya kultura i 'esteticheskoe vospitanie. Sostavitel' G.S. Labkovskaya. Moskva, 1983.
12. Nikitina M.A. 'Esteticheskoe vospitanie mladshego shkol'nika na primere kursa «Horeografiya» vo vneurochnoj deyatel'nosti. Available at: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%8 2%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/677814/
Статья поступила в редакцию 20.04.20
УДК 37.013
Dmtriev D.V., adjunct, Department of Military Pedagogy and Psychology, Saratov Military of Zhukov's Order Red Banner Institute of National Guard Forces
of the Russian Federation (Saratov, Russia), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE STUDENTS IN THE PROCESS OF BECOMING A MORAL CONSCIOUSNESS. The socio-political and socio-economic situation in the country and abroad determines the quality of training of highly qualified military personnel. The article deals with the problem of pedagogical support of cadets of the national guard troops in the process of formation of their moral consciousness. Questions of pedagogical support appeared in the scientific literature more than twenty years ago, and recently it continues to develop. At the present stage of construction of troops, new requirements are imposed on the moral consciousness of cadets of military institutions in the process of training and education. Interest in the development of pedagogical support is determined by the fact that it forms and develops the formation of the future officer's personality. Less studied are the issues related to the pedagogical support of the formation of moral consciousness of the individual.
Key words: pedagogical support, cadet, formation, moral consciousness.
Д.В. Дмитриев, адъюнкт, Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации,
г. Саратов, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
Общественно-политическая и социально-экономическая обстановка в стране и за рубежом определяет качество подготовки высококвалифицированных военных кадров. В статье рассматривается проблема педагогического сопровождения курсантов войск национальной гвардии в процессе становления их нравственного сознания. Вопросы педагогического сопровождения появились в научной литературе уже более двадцати лет назад, и в последнее время они продолжают свое развитие. На современном этапе строительства войск к нравственному сознанию курсантов военных институтов в процессе обучения и воспитания предъявляются новые требования. Интерес к развитию педагогического сопровождения определяется тем, что оно формирует и развивает становление личности будущего офицера. Менее изученными остаются вопросы, которые связаны с педагогическим сопровождением становления нравственного сознания личности.
Ключевые слова: педагогическое сопровождение, курсант, становление, нравственное сознание.
Педагогическое сопровождение является неотъемлемой частью процесса воспитания и обучения. В последние годы этот аспект образовательной деятельности у курсантов получил широкое развитие. В научной литературе рассматриваются различные аспекты педагогического сопровождения в работе с курсантами военных институтов - это педагогическое сопровождение повышения мотивации к профессиональной деятельности офицеров (Д.А. Кузнецов); адаптации к условиям обучения в высших военных учебных заведениях (А.Б. Струков), к образовательной среде военного вуза (О.А. Бучнева), к учебно-образовательной деятельности (А.С. Отраднова) и др. Психолого-педагогическому сопровождению личностного роста курсантов военно-образовательного учреждения войск национальной гвардии Российской Федерации посвящено диссертационное исследование С.В. Оспенникова.
Изучая практику педагогического сопровождения, необходимо сказать, что это процесс взаимосвязанной деятельности педагога и курсанта, осуществляемой в целях создания условий для поиска, корректировки и совершенствования отдельных способностей, направленных на достижение высокого уровня [1, с. 251 - 252] или максимального результата в чем-либо. Основная функция данного процесса заключается в стимулировании и самореализации профессионально-личностных качеств курсантов, она ориентирована на изменение отношения курсантов к деятельности (учебной, профессиональной и пр.) и создание условий для повышения ее качества [2, с. 187].
Педагогическое сопровождение адаптации курсантов к условиям обучения в военном вузе А.Б. Струков рассматривает как особую культуру поддержки и помощи человеку в решении задач развития, обучения, социализации, системного анализа проблемных ситуаций, программирования и планирования деятельности, направленной на их разрешение, со-организацию в этих целях участников образовательного процесса [3, с. 9]. Спроектированная автором система педагогического сопровождения, основанная на осмыслении исто-рико-педагогических идей, подходов, тенденций и перспектив совершенствования качества подготовки офицерских кадров в России, имеет комплексный характер, представляет собой координацию всей многообразной педагогической деятельности должностных лиц, общественных организаций и воинских коллективов. Комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающих качественную адаптацию курсантов к учебной деятельности в военном вузе, включает педагогические условия, условия службы, материально-финансовое обеспечение, морально-психологическое обеспечение и благоприятную атмосферу в подразделении.
По мнению Д.А. Кузнецова, педагогическое сопровождение курсантов по повышению мотивации к профессиональной деятельности определяется как построение ценностно-смысловой системы личности, а также построение и корректировка ее профессиональных перспектив, включает пять этапов, каждый из которых имеет свою цель, задачи, содержание и комплекс психолого-педагогических мероприятий. Для полноценной реализации технологии педагогического сопровождения выделены педагогические условия [4, с. 9].
По мнению С.В. Оспенникова, психолого-педагогическое сопровождение -это система профессиональной деятельности педагога, направленная на актуализацию саморазвития учащихся, их потребности в личностном росте и подготовку к военно-профессиональной деятельности, организованную с учетом их психологических особенностей и предполагающую включенность педагогического работника в проводимый им во взаимодействии с сопровождаемым (обучающимся) учебно-воспитательный процесс [5, с. 90 - 91].
Исходя из изложенного, мы считаем, что для становления нравственного сознания курсантов необходимо построить собственную систему (программу) его совершенствования до уровня, необходимого офицеру войск национальной гвардии.
Наиболее близкой по содержанию нашему исследованию является работа Ю.Н. Кузьминых, где рассмотрено педагогическое сопровождение формирования гражданского самосознания курсантов военного вуза. Автор представляет его суть в постоянной готовности отвечать на запросы курсантов об оказании информационной, психологической и другой помощи и поддержки. Под педагогическим сопровождением автор понимает особую тактику деятельности педагога и командира курсантских подразделений, направленную на создание условий для развития личности курсанта как гражданина и будущего офицера; формирование возможностей для моделирования стратегий соответствующего поведения; постоянное наблюдение за курсантами; стимулирование рефлексивной деятельности курсантов [6, с. 16].
Изучение проблемы педагогического сопровождения формирования нравственного сознания мы находим у А.Ф. Ходько. Педагогическое сопровождение - это процесс тесного взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса - преподавателей-предметников, кураторов, администрации, сотрудников и обучающихся, имеет большое значение в формирование нравственного сознания [7].
Таким образом, под педагогическим сопровождением курсантов войск национальной гвардии РФ в процессе становления нравственного сознания мы будем понимать комплекс последовательных педагогических мероприятий, включающий взаимосвязанную деятельность всех субъектов учебно-воспитательного процесса военного вуза (преподавателей, командиров курсантских подразделений, командования), направленную на создание оптимальных условий обретения
курсантами совокупности знаний, ценностных установок и потребности совершать поступки по собственному выбору, а не в силу необходимости.
На основе изучения работ Е.А. Александровой, Л.В. Байбородовой, В.А. Лазарева, С.В. Оспенникова, М.И. Рожкова и др. определим структуру и содержание педагогического сопровождения в процессе становления нравственного сознания курсантов. Концепция педагогического сопровождения рассматривается нами как процесс заинтересованного наблюдения, консультирования и контроля за выполнением общей и индивидуальных программ повышения уровня нравственного сознания с оказанием адресной помощи в решении различного рода возникающих проблем.
Исходя из концепции, целью педагогического сопровождения является целенаправленное создание условий становления нравственного сознания личности курсанта, осуществляемое посредством специальных педагогических приемов (форм, методов, средств) в их институциональном оформлении, т.е. организация отношений, основанных на нравственных нормах и правилах деятельности и поведения.
В ходе педагогического сопровождения решаются следующие задачи: систематически отслеживать динамику становления нравственного сознания в процессе деятельности в аудиторное и внеаудиторное время; формировать способности к выработке нравственных понятий и приобретению навыков мышления, к принятию ценностных установок и осознанию внутренней потребности совершать поступки в соответствии с нормами поведения, привычками и нравственным опытом; создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи курсантам, имеющим проблемы, разработать индивидуальные программы повышения уровня нравственного сознания.
Содержание педагогических задач, решаемых субъектами сопровождения, отражают целевые функции. Исходя из того, что становление нравственного сознания личности предполагает усвоение системы ценностных установок, к данной группе отнесем воспитывающую функцию, содержание которой заключается в формировании нравственной сферы личности, соответствующей нормам морали, нравственным чувствам и убеждениям.
Для дальнейшей работы по определению содержания педагогического сопровождения нам необходимо сформулировать основные исходные положения, т.е. принципы процесса становления нравственного сознания курсантов. Подробному изучению принципов сопровождения (педагогического, социально-педагогического) посвящены работы М.И. Рожкова. Автор определяет принципы (иногда называя их специфическими требованиями) социально-педагогического сопровождения как ценностные основания процесса педагогического сопровождения. Из рассмотренных принципов мы выделяем те, которые наиболее подробно освещают проблему нашего исследования: принцип личностного центрирования предполагает рассматривать личность каждого субъекта (курсанта) как уникальную в своем социальном становлении, способную самостоятельно сделать свой выбор (в нашем случае нравственный), для которой сопровождение выступает в качестве средства осмысления своей жизненной позиции; принцип персонификации предполагает выбор задач и средств сопровождения, адекватных социально-профессиональной ситуации субъекта; принцип конвенциальности предполагает, что решение задач сопровождения становления нравственного сознания будет осуществляться по внутреннему согласию в соответствии с потребностью самого курсанта; принцип оптимистической стратегии предполагает становление нравственного сознания субъекта рассматривать с учетом того позитивного социального и профессионального опыта, которым он владеет при доминировании убеждения в позитивной составляющей; принцип социального закаливания предполагает включение субъекта в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, овладение способами этого преодоления, формирование нравственного иммунитета, стрессоустойчиво-сти, рефлексивной позиции.
Выделенные принципы легли в основу определения организационно-педагогических условий педагогического сопровождения становления нравственного сознания курсантов. На основе изучения ряда работ [7, 8 и др.] были сформулированы организационно-педагогические условия сопровождения курсантов в процессе становления нравственного сознания: наличие системы воспитательной работы, построенной на единстве обучения и нравственного воспитания, интеграции аудиторной и внеаудиторной деятельности; отражение в жизнедеятельности курсантского коллектива позитивной морально-нравственной практики общества, накопление положительного нравственного опыта; подготовленность преподавателей и командиров подразделений к реализации идей педагогического сопровождения.
Для эффективного выполнения организационно-педагогических условий в процессе осуществления педагогического сопровождения необходимо определить его логику (или последовательность). Так, у М.И. Рожкова мы находим описание четырех этапов [8, с. 8]: проблематизации (обнаружения и актуализации предмета сопровождения, то есть проблем, трудностей, которые определяются совместно педагогом и обучающимся; выявления их сути и причин возникновения, обнаружения противоречий); поисково-вариативного (когда идет поиск вариантов решения проблемы, определяется степень участия педагога в этом процессе, а также средства сопровождения); практически-действенного (когда совершаются реальные или моделируемые действия, которые приводят обучаю-
щегося к самостоятельному решению проблемы); аналитического (прогнозирование появления возможных трудностей, выбор путей их преодоления).
В соответствии с целями, задачами и гипотезой исследования мы выделяем четыре этапа педагогического сопровождения курсантов в процессе становления нравственного сознания: диагностический (поиск вариантов решения проблемы, выявление степени участия педагога, форм, средств и методов сопровождения, адекватная самооценка уровня становления нравственного сознания); мотиваци-онный (выявление и актуализация предмета сопровождения, осознание важности и значимости целенаправленной деятельности по становлению нравственного сознания); этап реализации, или деятельностный (проектирование оперативных и перспективных индивидуальных целей, разработка общей и индивидуальных программ, их успешное выполнение, совместное совершение реальных или моделируемых действий, приводящих к самостоятельному решению проблемы; аналитический (объективный анализ совершенных действий и выполненных мероприятий, рефлексия результатов реализации индивидуальных программ и достижения целей, оказание помощи в преодолении возможных трудностей).
Библиографический список
В ходе исследования выявлено, что содержание педагогического сопровождения курсантов войск национальной гвардии РФ в процессе становления нравственного сознания представляет собой комплекс последовательных педагогических мероприятий, основанных на взаимосвязанной деятельности всех субъектов учебно-воспитательного процесса военного вуза, направленных на создание оптимальных условий приобретения совокупности знаний, ценностных установок и потребности совершать поступки по собственному выбору, а не в силу необходимости.
На основе проведенного анализа определена структура педагогического сопровождения (цели, задачи, функции, принципы, этапы) и сформулированы организационно-педагогические условия: наличие системы воспитательной работы, построенной на единстве обучения и нравственного воспитания; отражение в жизнедеятельности курсантского коллектива позитивной морально-нравственной практики общества; накопление положительного нравственного опыта; подготовленность преподавателей и командиров подразделений к реализации идей педагогического сопровождения.
1. Митин Д.И., Михеев А.Н. Моделирование педагогического сопровождения физической подготовки курсантов военно-учебных заведений. Учебные записки Орловского государственного университета. 2017; № 3 (76): 251 - 255.
2. Отраднова А.С. Адаптация курсантов образовательных организаций МВД России к учебно-профессиональной деятельности: педагогическое сопровождение. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2016; № 5 (135): 184 - 189.
3. Струков А.Б. Педагогическое сопровождение адаптации курсантов к условиям обучения в высших военных учебных заведениях. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Саратов, 2005.
4. Кузнецов Д.А. Педагогическое сопровождение курсантов военных вузов как условие повышения мотивации к профессиональной деятельности офицеров. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2009.
5. Оспенников С.В. Психолого-педагогическое сопровождение личностного роста курсантов военно-образовательного учреждения войск национальной гвардии Российской Федерации. Диссертация ... кандидата психологических наук. Новосибирск, 2017.
6. Кузьминых Ю.Н. Педагогическое сопровождение курсанта военного вуза в процессе формирования гражданского самосознания. Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2018; № 3 (34): 14 - 18.
7. Ходько А.Ф. Педагогическое сопровождение формирования нравственного сознания студентов. Образование и наука. 2015; № 6 (125): 143 - 153.
8. Социально-педагогическое сопровождение студентов среднего профессионального образования как фактор их личностно-профессионального развития. Методический вестник. Смоленск, 2013. Available at: http://doc.knigi-x.ru/22ekonomika/292245-1-metodicheskiy-vestnik-tema-socialno-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-studentov-srednego-professionalnogo.php
9. Байбородова Л.В., Артемьева Л.Н., Щелкунова Л.А. Педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной деятельности студентов в период практики по классному руководству. Ярославский педагогический вестник. 2015; № 4: 93 - 99.
References
1. Mitin D.I., Miheev A.N. Modelirovanie pedagogicheskogo soprovozhdeniya fizicheskoj podgotovki kursantov voenno-uchebnyh zavedenij. Uchebnye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017; № 3 (76): 251 - 255.
2. Otradnova A.S. Adaptaciya kursantov obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii k uchebno-professional'noj deyatel'nosti: pedagogicheskoe soprovozhdenie. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2016; № 5 (135): 184 - 189.
3. Strukov A.B. Pedagogicheskoe soprovozhdenie adaptacii kursantov k usloviyam obucheniya v vysshih voennyh uchebnyh zavedeniyah. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Saratov, 2005.
4. Kuznecov D.A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie kursantov voennyh vuzov kak uslovie povysheniya motivacii kprofessional'noj deyatel'nosti oficerov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2009.
5. Ospennikov S.V. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie lichnostnogo rosta kursantov voenno-obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Novosibirsk, 2017.
6. Kuz'minyh Yu.N. Pedagogicheskoe soprovozhdenie kursanta voennogo vuza v processe formirovaniya grazhdanskogo samosoznaniya. Vektor nauki TGU. Seriya: Pedagogika, psihologiya. 2018; № 3 (34): 14 - 18.
7. Hod'ko A.F. Pedagogicheskoe soprovozhdenie formirovaniya nravstvennogo soznaniya studentov. Obrazovanie i nauka. 2015; № 6 (125): 143 - 153.
8. Social'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie studentov srednego professional'nogo obrazovaniya kak faktor ih lichnostno-professional'nogo razvitiya. Metodicheskij vestnik. Smolensk, 2013. Available at: http://doc.knigi-x.ru/22ekonomika/292245-1-metodicheskiy-vestnik-tema-socialno-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-studentov-srednego-professionalnogo.php
9. Bajborodova L.V., Artem'eva L.N., Schelkunova L.A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie individual'noj obrazovatel'noj deyatel'nosti studentov v period praktiki po klassnomu rukovodstvu. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2015; № 4: 93 - 99.
Статья поступила в редакцию 28.04.20
УДК 371
Minkeeva I.N., Headmaster, School No. 285 of Saint-Petersburg; postgraduate, Kalmyk State University n.a. B.B. Gorodovikov (Saint-Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
THE HISTORY OF FORMATION OF THE OBJECTIVE SPIRIT OF KALMYK ON THE BASIS OF ETHNOPEDAGOGICAL TRADITIONS. The article deals with the historical and cultural foundations of the formation of the objective spirit of the Kalmyks on the basis of ethnopedagogical traditions, in the reproduction process of the structural elements of the central themes of culture (system of ethnic constants), by ethnic and cultural connotations. The author concludes that the spiritual and moral values of the Kalmyks, preserved thanks to the system of education developed for centuries, are a set of ethno-educational experience, reflecting specific ideals and ideas about the person, family, children, learning and objectification of the emerging personality. The leading channel of the reproduction of the objective spirit of Kalmyks, is the preservation of a single picture of the world of ethnicity and the development of its components, through their systematic use in everyday pedagogical practice, in the process of ethnocultural connotation of education, solves the problems of survival of the people in the conditions of global spiritual and economic crisis.
Key words: subject, object, objective spirit, ethnopedagogy, Tengrinism, Buddhism, historical continuity, ethnic picture of the world, central theme of ethnos culture, ethnic constants, ethnocultural connotation.
И.Н. Минкеееа, директор ГБОУ СОШ № 285 Красносельского района, г. Санкт-Петербург, аспирант ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный
университет имени Б.Б. Городовикова», г. Элиста, E-mail: [email protected]