2) использование контекстно-компетентностного и интерактивного обучения с внедрением инновационной составляющей;
3) внедрение имитационных, операционных и ролевых методов обучения, позволяющих слушателю самостоятельно найти решение поставленной задачи и тем самым повысить свою функциональную грамотность;
4) визуализация информации - блиц-игры, проблемные лекции, лекции-визуализации, лекции вдвоем, лекции пресс-конференции.
Необходимо усилить практико-ориентированные методы обучения слушателей на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки, так как это позволит соединить изучаемый теоретический материал и практическую деятельность, с обязательным применением опыта работы слушателей, что способствует росту и формированию функциональной грамотности. Внедрение интерактивного дополнительного профессионального образования позволит расширить содержание при практико-ориентированном обучении.
Педагогами С.В. Даниловым, Е.И. Зритневой, Л.А. Саенко, Л.П. Шустовой [1; 4; 5; 7] отмечается, что практико-ориентированное обучение в наибольшей степени способствует развитию профессиональных компетенций, расширению профессионального мировоззрения, профессионального мастерства. Авторами указывается, что развитие компетентности и формирование функциональной грамотности и работников организаций социального обслуживания в период прохождения повышения квалификации и профессиональной переподготовки является положительным фактором, оказывающим влияние на уровень профессиональной деятельности работников организаций социального обслуживания непосредственно по месту их работы, что отражается в:
1) формировании инновационных знаний и умений для данного сотрудника организации социального обслуживания;
Библиографический список
2) формировании функциональной грамотности;
3) формировании профессионально-личностного развития сотрудника организации социального обслуживания;
4) увеличении количества и качества предоставляемых услуг;
5) объединении администрации учреждения и самого работника для скорейшего достижения целей.
Таким образом, анализ литературы и собственный опыт работы позволили сделать ряд обобщенных выводов:
- дополнительное профессиональное образование является инструментом, позволяющим расширять профессиональные качества, знания, умения работников, что формирует их функциональную грамотность и профессиональную компетентность;
- при применении практико-ориентированного подхода следует учитывать, что работодатель заинтересован в наличии у работников дополнительных компетенций, позволяющих выполнять более широкие функции, не ограниченные узким кругом конкретных видов труда;
- наиболее результативным является опора на практико-ориентирован-ные методы обучения, где в полной мере может реализоваться потенциал слушателей курсов повышения квалификации;
- необходимо осуществлять соединение изучаемого теоретического материала и практической деятельности с обязательным применением опыта работы слушателей, что будет способствовать росту и формированию функциональной грамотности;
- в структуре программ обучения следует учитывать инновационные методы социальной работы, опыт работы передовых организаций социальных обслуживания, вид деятельности слушателей, специфику региона.
1. Дюшеева Н.К., Кубатбеков М.М. Функциональная грамотность будущего педагога: сущность и содержание. Инновации в науке: сборник статей по материалам LXIV Международной научно-практической конференции. Новосибирск: СибАК, 2016; Ч. I, № 12 (61).
2. Зритнева Е.И. Повышение квалификации сотрудников системы социальной защиты населения Ставропольского края: компетентностный подход. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2016; № 1 (52): 125 - 131.
3. Лебедева Н.В. Роль дополнительного образования в профессионально-личностном развитии специалистов по социальной работе. Уфа, 2015.
4. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Анализ факторов, приводящих к деструкции профессиональной социализации обучающихся. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 3 (70): 70 - 71.
5. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Методологические подходы к изучению феномена социальной ответственности личности. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016; Т. 8, № 5-2: 141 - 145.
References
1. Dyusheeva N.K., Kubatbekov M.M. Funkcional'naya gramotnost' buduschego pedagoga: suschnost' i soderzhanie. Innovacii v nauke: sbornik statej po materialam LXIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk: SibAK, 2016; Ch. I, № 12 (61).
2. Zritneva E.I. Povyshenie kvalifikacii sotrudnikov sistemy social'noj zaschity naseleniya Stavropol'skogo kraya: kompetentnostnyj podhod. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2016; № 1 (52): 125 - 131.
3. Lebedeva N.V. Rol' dopolnitel'nogo obrazovaniya v professional'no-lichnostnom razvitii specialistov po social'noj rabote. Ufa, 2015.
4. Saenko L.A., Zritneva E.I. Analiz faktorov, privodyaschih k destrukcii professional'noj socializacii obuchayuschihsya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 3 (70): 70 - 71.
5. Saenko L.A., Zritneva E.I. Metodologicheskie podhody k izucheniyu fenomena social'noj otvetstvennosti lichnosti. Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. 2016; T. 8, № 5-2: 141 - 145.
Статья поступила в редакцию 20.04.20
УДК 371
Hasanova A.M., postgraduate, Department of Decorative and Applied Arts and Teaching Methods, Dagestan State Teachers' University (Makhachkala, Russia),
E-mail: [email protected]
SPECIAL DEVELOPMENT OF ARTISTIC AND CREATIVE ABILITIES OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN BY VISUAL MEANS OF LEARNING. The article discusses features of development of artistic and creative abilities of younger schoolchildren with visual teaching aids, since visual teaching methods allow us to show the simplicity and comprehensibility of the image that the student created in the process of imagination, perception and thinking. Visual means of learning exacerbate the child's thinking, curiosity, memory, excites direct interest in life, which creates in it special emotional and mental states. The reader should skillfully choose visual means of learning that correspond to the idea of beauty. This creates a sensual and emotional experience of students. The author concludes that the period of primary school age has to form an aesthetic attitude to the world and to himself as part of the universe. The best approach for the development of artistic and creative abilities of junior students is visual means of learning.
Key words: developmental features, artistic and creative abilities, school, primary schoolchildren, visual teaching aids.
А.М. Гасаноеа, аспирант, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАГЛЯДНЫМИ СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ
В статье рассматриваются особенности развития художественно-творческих способностей младших школьников наглядными средствами обучения, так как наглядные методы обучения позволяют показать простоту и понятность того образа, который ученик создал в процессе воображения, восприятия и мышления. Наглядные средства обучения обостряют у ребенка мышление, любознательность, память, возбуждают непосредственный интерес к жизни, что создает в нем особенные эмоциональные и психические состояния. Автор делает вывод о том, что период младшего школьного возраста располагает к формированию эстетического отношения к окружающему миру и самому себе как части мироздания. Оптимальным подходом для развития художественно-творческих способностей младших школьников являются наглядные средства обучения.
Ключевые слова: особенности развития, художественно-творческие способности, школа, младшие школьники, наглядные средства обучения.
С учётом происходящих изменений в окружающей действительности можно сказать, что для повышения востребованности на рынке труда выпускнику школы необходимо обладать самостоятельностью, творческими способностями, оригинальностью мышления, уметь добывать знания из различных источников и анализировать их в процессе осуществления творческой деятельности.
В этой связи от современной школы требуется создание оптимальных условий, которые обеспечивали бы развитие художественно-творческих способностей младших школьников, для которых начальный школьный период является первым этапом развития личности [1 - 12].
В педагогике существует целый ряд научных направлений, разрабатывающих проблему формирования творческих способностей [1] (табл. 1).
Таблица 1
Научные направления педагогики, разрабатывающие проблему формирования творческих способностей школьников
Способности, индивидуальные особенности личности являются субъективными условиями успешного осуществления того или иного рода деятельности. Способности не сводятся к умениям, знаниям, навыкам, имеющимся у индивида. Они обнаруживаются в глубине, быстроте и прочности овладения способами и приёмами определенной деятельности [2].
С.Л. Рубинштейн под способностями понимал «сложное синтетическое образование, включающее в себя целый ряд данных, без которых человек не способен к конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются» [3].
Б.М. Теплов считал, что успешное выполнение какого-либо вида деятельности может быть обеспечено не отдельной способностью, а сочетанием отдельных способностей, которые характеризуют данного человека. При этом каждая способность под воздействием других может изменяться, приобретать другие характеристики, что зависит от наличия и уровня развития других способностей [4].
Заложенные в детстве нравственно-эстетические качества и эстетическое развитие в целом сохраняются и в дальнейшей жизни, причём почти в неизменном виде.
Б.Т. Лихачев в своё время писал, что «младший школьный возраст считается важным периодом по развитию художественно-творческих способностей. Именно в этот период начинается интенсивное формирование отношения к окружающему миру, постепенно превращающееся в свойства личности» [5].
М.М. Байрамбекова отмечала, что «начальная школа играет ключевую роль в непрерывной системе образования и призвана обеспечить основную базу для последующего развития художественно-творческих способностей школьника в подростковом возрасте» [6].
Особенностям проявления развития художественно-творческих способностей младших школьников наглядными средствами обучения присущи большая впечатлительность детей, отсутствие выделения второстепенного и главного.
Специфика развития художественно-творческих способностей младших школьников определяется особенностями их внутреннего мира и характерных черт, присущих учащимся этого возраста:
- повышенная эмоциональная отзывчивость;
- стремление к экспериментированию в процессе эстетического освоения
мира;
- яркость, красочность создаваемых и воспринимаемых образов [7].
Основным побудителем творческой активности младших школьников выступает их деятельное стремление к практическому познанию окружающего мира и своему живому творческому отображению.
В целом основу развития художественно-творческих способностей младших школьников составляют следующие их специфические черты:
- активность,
- эмоциональность,
- интерес.
При организации развития художественно-творческих способностей школьников необходимо учитывать их чувства и эмоции.
П.М. Якобсон в своей характеристике эмоциональной жизни младших школьников указывает на «впечатлительность, живость непосредственного проявления чувств, отзывчивость» [8].
Анализ исследований по изучению художественно-творческих способностей младших школьников [1 - 12] позволил нам определить этапы развития художественно-творческих способностей младших школьников (табл. 2).
Таблица 2
Основные этапы развития художественно-творческих способностей младших школьников
№ Этап Его содержание
1. Формирование эмоциональной отзывчивости учащихся к красоте окружающего мира Экспрессия чувств в активности; эмоционально-образный тип суждения; направленность эстетического отношения школьника к действительности
2. Интерпретация действительности Формирование особенного видения действительности школьниками в контексте эмоциональной отзывчивости
3. Эстетическое преобразование действительности Создание условий для эстетического восприятия действительности и практических эстетических преобразований реальности
Наглядные средства обучения обостряют у ребенка мышление, любознательность, память, возбуждает непосредственный интерес к жизни, то есть создают в нем особенные эмоциональные и психические состояния.
Эмоциональные и возвышенные переживания прочно сохраняются в памяти школьника, часто превращаясь в стимулы и мотивы поведения, облегчающие процессы выработки навыков, убеждений, привычек поведения. Общение с искусством даёт школьнику положительное эмоционально-ценностное содержание.
При благоприятных условиях ребенок воспринимает и чувствует прекрасное на оптимальном уровне развития его возраста, имеет представление о видах искусства, на основе усвоенных средств художественного выражения развития продуктивного воображения способен к самостоятельному активному творчеству.
Изучая особенности проявления развития художественно-творческих способностей младших школьников наглядными средствами обучения, многие учёные пришли к выводу о том, что период младшего школьного возраста особо располагает к формированию эстетического отношения к окружающему миру и самому себе как части мироздания. Оптимальный подход для осуществления этой цели видится в развитии художественно-творческих способностей учащихся разнообразными наглядными средствами обучения, применяемыми на различных уроках и внеклассных занятиях.
Взаимодействие ребёнка с искусством можно рассматривать как смысловое общение с опорой на «язык» искусства, когда художественный образ понимается в виде «знака» для пересылки эстетической информации, в виде специфического способа и формы отображения реальности в её конкретных проявлениях, в виде формы оценочного выражения мысли, отношений и чувств, а выразительность - как способность художественно реализовать свои мысли, отношения и чувства.
Созидательный творческий потенциал в рассматриваемом возрасте «созревает» наряду с развитием и обогащением эмоциональной сферы, определяя побуждение к развитию художественно-творческих способностей.
В.В. Буткевич и Ю.С. Любимова [9] считают эффективность развития художественно-творческих способностей младших школьников наглядными средствами обучения, связанными с желанием школьников создавать новое на основе собственного представления о прекрасном, а также на основе личного эмоционального и чувственного опыта.
Степень развитости художественно-творческих способностей можно определить на основе способности учащегося к эмоциональному переживанию искусства, а также умения творчески преобразить окружающую среду [10].
С приходом в школу появляется возможность включения учащихся в различные виды художественно-творческой деятельности (табл. 3).
Таблица 3
Способы включения учащихся в различные виды художественно-творческой деятельности
в учебно-воспитательном процессе во внеклассной работе
- уроки музыки, - уроки изобразительного искусства, - уроки чтения и др. - участие в работе кружков по различным видам декоративно-прикладного искусства, - организация занятий по интересам, - участие в работе различных студий и др.
При этом в процессе участия в различных формах учебной и внеучебной работы у учащихся развиваются чувства прекрасного, эмоции, формируются интересы, склонности, эстетический вкус. Участвуя в творческой деятельности, учащиеся получают опыт реализации собственных замыслов. При этом учитель должен умело подбирать наглядные средства обучения, отвечающие представлению о красоте. Тем самым формируется чувственный и эмоциональный опыт учащихся.
№ Направления Представители
1. Теория воспитания творческих способностей учителя С.А. Архангельский, М.Ф. Гонобо-лин, В.А. Сластенин и др.
2. Проблемное обучение М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин
3. Развивающее обучение Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин
4. Творческая педагогика на основе теории решения изобретательских задач и теории развития ГС. Альтшуллер, И.М. Верткин
Как отмечает Г.С. Лабковская, «разносторонность и богатство знаний - основа формирования широких интересов, потребностей и способностей, которые проявляются в том, что их обладатель во всех способах жизнедеятельности ведет себя как эстетически творящая личность» [11].
На основе полученных знаний и развития художественно-творческих способностей формируется художественное восприятие социально-психологических качеств учащихся, обеспечивающих возможность эмоционального переживания.
Ребенок нуждается не только в познании прекрасного, умении его оценивать и любоваться, ему также жизненно необходимо принимать активное участие
Библиографический список
в творческом создании прекрасного, так как человек может начинать всесторонне понимать красоту лишь в том случае, когда лично принимает участие в творческом создании каких-либо продуктов в искусстве, в различных видах деятельности [12].
Таким образом, применение наглядных средств обучения нацелено на развитие художественно-творческих способностей младших школьников. Это можно достичь решением таких задач, как развитие способностей к художественному творчеству, овладение школьником знаниями художественной культуры, развитие психологических, эстетических качеств, выраженных чувством, эстетическим восприятием, вкусом, оценкой и другими категориями.
1. Гасанова А.М. Анализ историко-педагогических исследований по проблемам наглядности обучения. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 3 (76): 28 - 29.
2. Иманмурзаева А.У. Формирование эстетического отношения младших школьников к декоративно-прикладному искусству. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Махачкала, 2017.
3. Рубинштейн СЛ. Проблемы индивидуальных различий. Москва, 1959.
4. Теплов Б.М. Об изучении типологических свойств нервной системы. Москва: Просвещение, 1985.
5. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: учебное пособие по спецкурсу для студентов педагогических институтов. Москва, 1985.
6. Байрамбеков М.М. Система обучения дошкольников и младших школьников народному искусству (На материале искусства народов Дагестана). Диссертация ... доктора педагогических наук. Махачкала, 2001.
7. Выготский Л.С Психология искусства. Москва: Педагогика, 1987.
8. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника (психологический очерк). Москва, 1966.
9. Котикова О.П. Эстетическое воспитание младших школьников: пособие для учителей, педагогов внешкольных учреждений. Минск, 2001.
10. Буткевич В.В., Любимова IO.C. Методика организации эстетического воспитания младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей начальных классов, воспитателей групп продленного дня, организаторов внеклассной работы, руководителей кружков и студий народного творчества. Минск, 2008.
11. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Cоставитeль TC. Лабковская. Москва, 1983.
12. Никитина М.А. Эстетическое воспитание младшего школьника на примере курса «Хореография» во внеурочной деятельности. Available at: https://urok.1sept.ru/%D 1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/677814/
References
1. Gasanova A.M. Analiz istoriko-pedagogicheskih issledovanij po problemam naglyadnosti obucheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 3 (76): 28 - 29.
2. Imanmurzaeva A.U. Formirovanie 'esteticheskogo otnosheniya mladshih shkol'nikov k dekorativno-prikladnomu iskusstvu. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2017.
3. Rubinshtejn S.L. Problemy individual'nyh razlichij. Moskva, 1959.
4. Teplov B.M. Ob izuchenii tipologicheskih svojstv nervnoj sistemy. Moskva: Prosveschenie, 1985.
5. Lihachev B.T. Teoriya 'esteticheskogo vospitaniya shkol'nikov: uchebnoe posobie po speckursu dlya studentov pedagogicheskih institutov. Moskva, 1985.
6. Bajrambekov M.M. Sistema obucheniya doshkol'nikov i mladshih shkol'nikov narodnomu iskusstvu (Na materiale iskusstva narodov Dagestana). Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2001.
7. Vygotskij L.S. Psihologiya iskusstva. Moskva: Pedagogika, 1987.
8. Yakobson P.M. 'Emocional'nayazhizn'shkol'nika (psihologicheskijocherk). Moskva, 1966.
9. Kotikova O.P. 'Esteticheskoe vospitanie mladshih shkol'nikov: posobie dlya uchitelej, pedagogov vneshkol'nyh uchrezhdenij. Minsk, 2001.
10. Butkevich V.V., Lyubimova Yu.S. Metodika organizacii 'esteticheskogo vospitaniya mladshih shkol'nikov: uchebno-metodicheskoe posobie dlya uchitelej nachal'nyh klassov, vospitatelej grupp prodlennogo dnya, organizatorov vneklassnoj raboty, rukovoditelej kruzhkov i studij narodnogo tvorchestva. Minsk, 2008.
11. 'Esteticheskaya kultura i 'esteticheskoe vospitanie. Sostavitel' G.S. Labkovskaya. Moskva, 1983.
12. Nikitina M.A. 'Esteticheskoe vospitanie mladshego shkol'nika na primere kursa «Horeografiya» vo vneurochnoj deyatel'nosti. Available at: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%8 2%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/677814/
Статья поступила в редакцию 20.04.20
УДК 37.013
Dmitriev D.V., adjunct, Department of Military Pedagogy and Psychology, Saratov Military of Zhukov's Order Red Banner Institute of National Guard Forces
of the Russian Federation (Saratov, Russia), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE STUDENTS IN THE PROCESS OF BECOMING A MORAL CONSCIOUSNESS. The socio-political and socio-economic situation in the country and abroad determines the quality of training of highly qualified military personnel. The article deals with the problem of pedagogical support of cadets of the national guard troops in the process of formation of their moral consciousness. Questions of pedagogical support appeared in the scientific literature more than twenty years ago, and recently it continues to develop. At the present stage of construction of troops, new requirements are imposed on the moral consciousness of cadets of military institutions in the process of training and education. Interest in the development of pedagogical support is determined by the fact that it forms and develops the formation of the future officer's personality. Less studied are the issues related to the pedagogical support of the formation of moral consciousness of the individual.
Key words: pedagogical support, cadet, formation, moral consciousness.
Д.В. Дмитриев, адъюнкт, Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации,
г. Саратов, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
Общественно-политическая и социально-экономическая обстановка в стране и за рубежом определяет качество подготовки высококвалифицированных военных кадров. В статье рассматривается проблема педагогического сопровождения курсантов войск национальной гвардии в процессе становления их нравственного сознания. Вопросы педагогического сопровождения появились в научной литературе уже более двадцати лет назад, и в последнее время они продолжают свое развитие. На современном этапе строительства войск к нравственному сознанию курсантов военных институтов в процессе обучения и воспитания предъявляются новые требования. Интерес к развитию педагогического сопровождения определяется тем, что оно формирует и развивает становление личности будущего офицера. Менее изученными остаются вопросы, которые связаны с педагогическим сопровождением становления нравственного сознания личности.
Ключевые слова: педагогическое сопровождение, курсант, становление, нравственное сознание.