Научная статья на тему 'Педагогическая поддержка младших школьников в процессе изобразительной деятельности'

Педагогическая поддержка младших школьников в процессе изобразительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
817
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДДЕРЖКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / АНАЛИЗ / СИНТЕЗ / СРАВНЕНИЕ / ОБОБЩЕНИЕ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ПРОДУКТИВНОСТЬ / ОРИГИНАЛЬНОСТЬ / SUPPORT / TEACHER'S SUPPORT / VISUAL ACTIVITY / PROBLEM SITUATION / ANALYSIS / SYNTHESIS / COMPARISON / GENERALIZATION / CLASSIFICATION / PRODUCTIVITY / ORIGINALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кандаева Н. А., Якубова А. Б.

В статье рассматриваются проблемы педагогической поддержки, непосредственно касающиеся препятствий и затруднений у младших школьников в процессе изобразительной деятельности. Рекомендованы методы и средства, используемые в технологии педагогической поддержки младших школьников в процессе изобразительной деятельности. Раскрыты условия успешного взаимодействия педагога с детьми при педагогической поддержке способствующей преодолению трудностей в обучении, в увеличении интереса и индивидуальному личностному развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кандаева Н. А., Якубова А. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER’S SUPPORT OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS WHEN PERFORMING GRAPHIC WORK

The article discusses problems of pedagogical support of primary school children in the process of their graphic activity. The work reveals obstacles and difficulties of young schoolchildren when they are involved in graphic work. As a result of the research the authors recommend techniques and tools that are very helpful methods of pedagogical support from a teacher to facilitate the development of graphic skills of children. The paper reveals conditions for successful interaction between a teacher and children. One of the objectives of the pedagogic support at doing graphic classes is a task to increase interest and individual personal development in children.

Текст научной работы на тему «Педагогическая поддержка младших школьников в процессе изобразительной деятельности»

Структурно-функциональная модель ценностного отношения к природе включает взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты: эмоциональный, когнитивный, деятельност-ный.

Эмоциональный компонент связан, главным образом, с особенностями эмоционального восприятия младшими школьниками знаний о природе. Для младших школьников эмоции, связанные с объектом - «природа», выражаются в особом способе усвоения эмоционального отношения к миру - в переживании. Данный компонент выполняет функцию эмоционального подкрепления.

Когнитивный компонент предполагает усвоение личностью системы экологических знаний, лежащих в основе ценностного отношения к природе. Данный компонент подразумевает фиксацию в сознании учащегося результата овладения им знанием о ценности «природа». Данный компонент выполняет информационную функцию.

Деятельностный компонент предполагает связь конкретного субъекта отношений с окружающей средой, другими людьми. Данный компонент ценностного отношения к природе может быть представлен через следующие категории: поступок, поведение, привычка. Этот компонент выполняет преобразующую функцию [3, с. 156].

Изменения, происходящее в жизни младшего школьника, являются действительно решающими в процессе становления всех сфер личности, в том числе и в формировании ценностного отношения к природе, которое становится особенно актуальным в начальной школе, так как младший школьный возраст является первой ступенькой в становлении ценностных отношений личности.

Процесс формирования у младших школьников ценностного отношения к природе осуществлялся на материале предметов «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Литературное чтение». Именно при их изучении младший школьник познакомиться с различными способами взаимодействия человека с природой, реализуя при этом возможности ценностного отношения к природе.

Закрепляющий этап был представлен интегративным уроком по теме «Природа - наш дом». Интеграция в рамках учебных курсов «Окружающий мир», «Литературное чтение» и «Изобразительное искусство». В рамках данного урока младшим школьникам было предложено ответить на вопросы, что такое бережное и ценностное отношение к природе, что произойдет, если человек не будет беречь природу для себя, общества, человечества в целом. Предлагалось проиллюстрировать свои ответы конкретными примерами из жизни, рассказать свой опыт взаимодействия с природной средой. Наряду с этими вопросами школьникам были заданы следующие: «Почему весной и в самом начале лета запрещена охота, ограничена рыбная ловля? Какое участие можешь принять ты в защите и охране природы?»

При ознакомлении с темой «Природа - наш дом» особое внимание обращено не на материальную, а на духовную сторо-

Библиографический список

ну природы. Младшие школьники знакомятся с произведениями детских писателей и поэтов.

При рисовании рисунка на тему «Наш дом - природа» дети должны были не только нарисовать рисунок на тему, но и придумать ситуации, иллюстрирующие, как они бережно относятся к природе. Например; нами был запущен проект создания детской экологической организации «Зелёный патруль». В него входят исследовательские проекты младших школьников как «Алаш -чистые берега», «Аржааны родного края - источники здоровья», «Лес - наше богатство» и др. Эти проекты продолжаются и на сегодняшний день.

В рамках предмета «Литературное чтение» у учащихся необходимо развивать понимание заглавия произведения, его адекватного соотношения с содержанием; умение определять особенности художественного текста; формировать осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений, а также понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, умение анализировать поступки героев с точки зрения норм морали, понятие «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов на примере многонациональных народов России. Основные темы детского чтения - это произведения о Родине, природе, животных, добре и зле.

Особенность преподавания курса «Традиции народной экологии» - сочетание различных способов организации учебной деятельности и методов обучения (экскурсии, уроки творчества, оформление краеведческого материала, практические занятия и т. д.) на основе комплексного и систематического включения фольклора (сказки, пословицы, поговорки, песни, частушки, загадки и т. д.). Каждое занятие разработанной программы приурочено к календарной обрядности, основанной на взаимоотношениях человека и природы. При этом важно рассмотреть элементы окружающего мира, которым адресованы фольклорные тексты народного календаря. С.И. Вайнштейн в своей книге «Загадочная Тува» отмечает: «Кочевники не знали механических часов, у них отсутствовало привычное нам понятие «час», но это не значит, что они не подчиняли свой жизненный цикл определенному течению времени. Для его исчисления, особенно в летнее время, опять же служила юрта. Можно сказать, что она играла роль удивительных солнечных часов» [4]. Древний народный календарь тувинцев включал в себя год как цикл из четырех сезонов и двенадцати лунных месяцев, по три в каждом сезоне. Названия месяцев ассоциировались с различными особенностями природы (климата, ландшафта, животного мира), замеченными человеком еще в древности.

Важно рассмотреть взаимозависимости природных составляющих, что способствует утверждению гармонии взаимоотношений человека и общества со всем окружающим миром. Это позволяет применить изученный материал в практической деятельности, проверить народные приметы, связанные с живой природой и погодными явлениями.

1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996.

2. ФГОС: начальное общее образование. Программы отдельных учебных предметов, курсов. Утверждено Министерством образования и науки РФ от 6 октября 2009; № 373.

3. Лазаренко Е.Н. Формирование у младших школьников ценностного отношения к природе в процессе обучения. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Волгоград, 2009.

4. Вайнштейн С.И. Загадочная Тува. Москва: Известия, 2009.

References

1. Deryabo S.D., Yasvin V.A. 'Ekologicheskaya pedagogika ipsihologiya. Rostov-na-Donu, 1996.

2. FGOS: nachal'noe obschee obrazovanie. Programmy otdel'nyh uchebnyh predmetov, kursov. Utverzhdeno Ministerstvom obrazovaniya i nauki RF ot 6 oktyabrya 2009; № 373.

3. Lazarenko E.N. Formirovanie u mladshih Shkolnikov cennostnogo otnosheniya k prirode vprocesse obucheniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Volgograd, 2009.

4. Vajnshtejn S.I. Zagadochnaya Tuva. Moskva: Izvestiya, 2009.

Статья поступила в редакцию 30.01.16

УДК 74 (470.67)

Kandeva N.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: nazhibat@mail.ru

Yakubova A.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: nazhibat@mail.ru

TEACHER'S SUPPORT OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS WHEN PERFORMING GRAPHIC WORK. The article discusses problems of pedagogical support of primary school children in the process of their graphic activity. The work reveals obstacles and difficulties of young schoolchildren when they are involved in graphic work. As a result of the research the authors recommend techniques and tools that are very helpful methods of pedagogical support from a teacher to facilitate the development of graphic skills of children. The paper reveals conditions for successful interaction between a teacher and children. One of the objectives of the pedagogic support at doing graphic classes is a task to increase interest and individual personal development in children.

Key words: support, teacher's support, visual activity, problem situation, analysis, synthesis, comparison, generalization, classification, productivity, originality.

Н.А. Кандаева, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,

Е-mail: nazhibat@mail.ru

А.Б. Якубова, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,

Е-mail: nazhibat@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются проблемы педагогической поддержки, непосредственно касающиеся препятствий и затруднений у младших школьников в процессе изобразительной деятельности. Рекомендованы методы и средства, используемые в технологии педагогической поддержки младших школьников в процессе изобразительной деятельности. Раскрыты условия успешного взаимодействия педагога с детьми при педагогической поддержке способствующей преодолению трудностей в обучении, в увеличении интереса и индивидуальному личностному развитию.

Ключевые слова: поддержка; педагогическая поддержка; изобразительная деятельность; проблемная ситуация; анализ; синтез; сравнение; обобщение; классификация; продуктивность; оригинальность.

В настоящее время целесообразно переосмыслить всё то, что было наработано положительного, значимого и ценного в художественной педагогике, посмотреть, как оно вписывается в нынешний педагогический процесс. Развить ценные идеи гуманизации педагогического процесса в целом, используя технологию педагогической поддержки в изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста.

Энтузиазм личности ребёнка, стимулирование его творческих проявлений, понимание ребёнка как особенного субъекта, способного осмыслить и воссоздать в изобразительной деятельности окружающий мир, признание самоценности младшего школьника - это главные задачи гуманизации педагогического процесса.

«Поддержка, в соответствии с толковым словарём В. Даля, «поддерживать» означает «служить подпорой, подставкой, укрепой; подпирать, не дать рушиться и пасть, держать в прежнем виде», имеется в виду оказание помощи по поддержанию устойчивого, стабильного состояния чего-либо.

О.С. Газман разработал основы теории педагогической поддержки. Семантический и педагогический смысл понятия поддержки, по мнению исследователя, заключается в следующем: поддержать можно лишь то, что помогает тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), т. е. поддерживается развитие самостоятельности человека.

О.С. Газман связывает педагогическую поддержку детей непосредственно с процессами индивидуализации и самоопределения ребёнка. Под педагогической поддержкой понимается деятельность профессионалов - представителей образовательного учреждения, направленная на оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучении, эффективной деловой и межличностной коммуникацией, жизненным самоопределением [1].

Состояние практики образования показывает, что в школе дети младшего школьного возраста испытывают недостаток поддержки со стороны педагога, особенно это проявляется в отношении младших школьников, которые не справляются с учебной нагрузкой, не соответствуют ожиданиям взрослых. Недостаточная педагогическая поддержка способствует росту количества детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности школьной адаптации, особенно при переходе на новую ступень обучения. Психологи полагают, что это результат усвоения младшими школьниками негативных представлений и оценок со стороны взрослых, прежде всего, педагога. Если ребёнок не чувствует себя успешным, у него формируются тревожность, неуверенность, агрессивность, деформации мотивационно-по-требностной сферы. Появилась необходимость переориентации практики образования на педагогическую поддержку школьников, выражающую гуманистический подход к воспитанию. Переход от традиционных форм воспитательной деятельности к осу-

ществлению педагогической поддержки диалектичен и непрост. В педагогической науке и практике ведет поиск новых методов воспитательной работы со школьниками методик и технологий поддержки самопознания и самоопределения личности, помощи в личностном росте (И.В. Вачков, Е.А. Козырева, Б.М. Мастеров, С.Д. Поляков, H.H. Толстых, Г.А. Цукерман, и др.). При этом нерешённой остается проблема оказания целенаправленной, последовательной, систематической педагогической поддержки школьников в процессе изобразительной деятельности [2].

С целью воплощения идеи педагогической поддержки младших школьников в процессе изобразительной деятельности в начальной школе необходимо подготовить программно-технологическое обеспечение. Педагогическая поддержка необходима для всех возрастов, но особенно значима в начальной школе, так как индивидуальное развитие младших школьников сопряжено с преодолением проблем адаптации к новым условиям учебно-воспитательного процесса при переходе в среднюю школу.

Педагогическая поддержка должна иметь механизмы сохранения трудностей и препятствий, соизмеримых с потенциальными возможностями детей, как средство развития ребёнка. Но сама проблема педагогической поддержки не нова, а имеет свою историю и динамику развития. Так, в древневосточных системах образования предлагались специальные технологии укрепления духа и приёмы самоорганизации детей. Эти средства можно рассматривать как форму самоподдержки, но они, в свою очередь, являются следствием усилий педагогов [3].

В гуманистических системах образования весь процесс развития ребёнка считается педагогической поддержкой его природных возможностей. В современной педагогике также известны разные подходы к этой проблеме.

Вопросы развития учебных умений, позволяющих предупредить помехи и трудности в учебной деятельности школьников, освещались в разных работах (Б.С. Волков, K.M. Гуревич, A.A. Ивин, E.H. Кабанова-Меллер, Н.Ф. Круглова, В.А. Кулько, Н.В. Лыюрова, A.A. Омарова, Н.Ф. Романичева, Н.Ф. Талызина и др.).

Использование разных средств преодоления затруднений и помех рассматривалось как нравственное и психологическое сопровождение (Ш.А. Амонашвили, Э.М. Александровская, И.Т. Абрамова, М.Р. Битянова, Т.В. Корнилова, В.В. Кумарин).

Взаимопомощь между детьми как условие взаимной поддержки детей (Г.М. Андреева, М.Ю. Велиханова, В.К. Дьяченко, С.Н. Лысенкова, Н.В. Маврина, С.Г. Якобсон и др.).

В работах учёных обосновывалось утверждение статуса «помогающего педагога», который определяет меру соответствия затруднений учебного познания и возможностей учащихся (М.А. Абдурахманова, Г.С. Альтов, М.М. Бахтин, Е.В. Бондарев-ская, В.В. Зайцев, E.H. Ильин, С.Ю. Курганов, А.Н. Нюдюрмаго-медов, М. Полани, В. Франкл, Г. Шефер, Г.П. Шедровицкий и др.) [3].

Анализ педагогических исследований в области проблем педагогической поддержки показывает, что тема актуальна, но исследований, непосредственно касающихся препятствий и затруднений у младших школьников в процессе изобразительной деятельности, пока сравнительно мало.

Неисчерпаемый потенциал для педагогической деятельности имеет изобразительная деятельность. Великие философы и педагоги прошлого высоко ценили значение рисования в воспитании детей так, Аристотель, Д. Дидро, Я.А. Коменский, Ф. Фребель считали, что изобразительная деятельность позволяет развить чувство прекрасного, формирует способность наслаждаться произведениями искусства и красотой природы.

В процессе изобразительной деятельности интенсивно развиваются психические познавательные процессы: восприятие, ощущения, память, воображение, мышление (его операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, конкретизация и качества: гибкость, продуктивность, оригинальность, любознательность). Изобразительная деятельность - это эффективное средство развития художественно-образного мышления. Современные ученые А.Д. Алехин, В.И. Костин, Н.Л. Стари-ченко, В.А. Юматов, Б.П. Юсов считают, что в изобразительной деятельности осваивается специфический человеческий язык -язык изобразительного искусства [4].

Проведённые теоретические и практические исследования в области изобразительной деятельности, показывают, что учёными детально рассмотрены вопросы: о специфике изобразительной деятельности как ведущей деятельности и её роли в развитии младшего школьника (Jl.C. Выготский, РИ. Жуковская, H.A. Короткова, А.Н. Леонтьев, Т.А. Маркова, Н.Я. Михайленко, Д.В. Менджирицкая, C.JI. Рубинштейн, А.П. Усова); о становлении и эволюции детского рисунка и его значении в психическом развитии ребенка (H.A. Ветлугина, Т.Н. Доронова, Р.Г. Казакова, Т.С. Комарова, JI.B. Компанцева, B.C. Кузин, Г.В. Лабунская, Д.С. Левин, Ю.А. Полуянов, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина); раскрыты этапы творческого акта (Л.С. Выготский, И.Я. Лернер, А.Н. Лук, Я.А. Пономарев, А.И. Савенков) [3].

Обучение изобразительным умениям должно формировать социально-личностные отношения между взрослым и ребенком, между сверстниками в классе, а это возможно лишь на основе гуманизации образовательного процесса, побуждении ребенка к саморазвитию, к проявлению активности. В этом существенную роль играет технология педагогической поддержки ребенка, предполагающая оказание оперативной помощи детям в решении различных задач, способствующая индивидуально-личностному развитию ребёнка младшего школьного возраста - это новое направление в теории и методике изобразительной деятельности детей, которое основывается на общепедагогических исследованиях (Е.В. Бондаревская, С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Н.Е. Щуркова) [5].

А кроме того педагогу нужно обладать передовыми педагогическими технологиями, такими как: проблемный метод обучения, технология уровневой дифференциации, метод проектов, экспериментальные методы обучения, информационно-коммуникативные технологии. Реализуя технологию проблемного обучения, педагог при использовании нового материала старается создать проблемную ситуацию и, тем самым, способствовать активной самостоятельной деятельности учащихся. В результате педагог добивается творческого овладения знаниями, умениями, навыками, развивает мыслительные способности, учит принятию самостоятельных решений. Конструирование проблемных ситуаций требует анализа знаний, умения обобщать их, делать выводы. Одной из форм разрешения проблемных ситуаций является работа в группах непрерывного и сменного состава. Данная модель работы не только учит учащихся работать коллективно, но и отстаивать свою точку зрения, учитывая мнения других.

На основе исследований Е.В. Бондаревской, С.А. Смирнова, И.Б. Котова, Г.К. Селевко, Н.Е. Щуровой раскроем методы и средства, используемые в технологии педагогической поддержки. К ним относятся: выражение соучастия с ребёнком, «возвышение» его личности, создание ситуаций успеха, «снятие страха», «авансирование доверием», подчёркивание персональной исключительности, «педагогическое внушение». Педагогу важно овладеть арсеналом средств педагогической поддержки для развития творчества детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности [2].

0 Ситуация непринуждённой принудительности - данная система воздействия определённой ситуации не в виде бескомпромиссного условия педагога, а в виде актуализации

уже существующих мотивов поведения в новых условиях, обеспечивающих интенсивное содействие младшего школьника в творческой деятельности, благодаря чему формируется позиция субъекта, творческого соучастника.

> Ситуация свободного выбора: в ней младший школьник ставится перед необходимостью и получает возможность сделать самостоятельный выбор - темы, содержания, способов создания творческой работы, поступка. Порой ситуация выбора обретает характер конфликтной ситуации, в которой происходят столкновения и борьба несовместимых интересов и установок, способствует принятию приемлемого решения.

> Ситуация соотнесения предполагает оценку, принятие решения и поступка человека на основе уже имеющегося опыта, благодаря чему человек становится субъектом ситуации. По отношению к личности педагог создаёт подобную ситуацию, когда необходимо побудить младшего школьника к самосовершенствованию, самовоспитанию.

> Ситуация соревнования подразумевает не только лишь стремление быть лучше, но и волевое усилие и, как результат, достижение лучших в сравнении с другими показателями. Данный результат подтверждается и официальным признанием: демонстрацией творческих работ, выделение из них лучших и т.д.

> Ситуация творчества: её сущность состоит в формировании таких условий, в которых актуализируется выдумка, воображение, фантазия младших школьников, их умение к импровизации, способность выйти из нестандартной ситуации [2].

Все данные ресурсы способен применять педагог в руководстве изобразительной деятельностью, которая предполагает достижение определённого результата. Не все дети, как отмечает Л.В. Компанцева, могут достигнуть его с одинаковой степенью выраженности. В то же время, младшему школьнику свойственны переживания собственных творческих неудач (Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова).

Во время оказания педагогической поддержки необходимо учитывать возрастные особенности личности младших школьников, выявить сущность и условия педагогической поддержки.

Понимать, что поддержать - не значит решить. Помощь в данном случае рассматривается как взаимодействие учащегося и педагога. Успешность такого взаимодействия педагога с детьми возможна при соблюдении следующих условий:

> согласие ученика на помощь и поддержку;

> приоритет ребенка в решении собственных проблем (помогать осознать суть проблемы, предлагая свою помощь в поисках её решения);

> соблюдать принцип конфиденциальности;

> доброжелательность и безоценочность (педагог идет от ребенка, не сравнивая его ни с кем другим);

> защита прав и интересов ученика (ребенок более чем взрослый, имеет право на ошибку);

Но особенно недостаток педагогической поддержки заметен на уроках изобразительной деятельности, так как у наших учеников неодинаковые способности, и успехи у них будут неодинаковы. Многие ученики с обычными творческими способностями равнодушны к ней. Значит, нужна целенаправленная, планомерная систематическая работа по развитию способностей у всех учеников. Работа по развитию общих умений в решении любых творческих задач по формированию у ребят эвристических приёмов и интуитивного мышления.

В процессе обучения изобразительной деятельности задача педагога состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышления учащихся начальной школы.

Наличие самостоятельной работы необходимо на уроках, в том числе и на уроках ИЗО, таким образом тренируют волю, воспитывают работоспособность, внимание, дисциплинируют учащихся. Педагогу на уроках ИЗО необходимо опираться на самостоятельную работу учеников, самостоятельное рассуждение, умозаключение, так как этот метод, который очень помогает педагогу для выяснения творческих способностей учащихся. Действуя самостоятельно, ученик должен постепенно овладеть такими общими приемами самостоятельной работы как представление цели работы ее выполнение, проверка, исправление ошибок. Значимым считается увеличение психолого-педагогической компетентности субъектов образования в вопросах осуществления педагогической поддержки на уроках ИЗО деятельности.

При освоении изобразительной деятельности большинство учащихся испытывают разного рода трудности, которые все могут быть разделены на три большие группы:

^ трудности, связанные с незнанием понятий; ^ трудности, связанные с несформированностью практических навыков;

^ трудности пространственного восприятия. Организация педагогической поддержки включает следующие направления работы:

> Аналитико-диагностическое - подразумевает психолого-педагогическое исследование учащихся начальных классов, диагностику общих и частных проблем, подготовку психолого-педагогического заключения и рекомендаций. Оно реализуется через изучение индивидуальных особенностей личности учащихся начальных классов, с целью осуществления индивидуального подхода, выработки индивидуальной образовательной траектории учащегося.

> Просветительское направление включает различные мероприятия, направленные на успешное обучение и освоение изобразительной деятельности. Данное направление складывается из действий по формированию у учащихся умений и навыков образовательной и самообразовательной деятельности на уроках ИЗО.

> Консультативное направление предполагает взаимодействие педагогов с различными группами учащихся начальных классов, включающее консультирование учащихся по интересующим их вопросам, подготовки по вопросам развития, обучения, с целью реализации индивидуального подхода на уроках; консультирование по конкретным личностным проблемам, возникающим в процессе обучения ИЗО.

> Организационное направление включает:

^ организацию проведения курсов по выбору, профессиональных проб;

^ координацию деятельности субъектов педагогической поддержки;

^ проведение комплексных исследований проблем учащихся;

^ проблемные обсуждения в процессе реализации намеченных планов и совместные экспертизы результатов проделанной работы;

^ привлечение нужных специалистов для оказания помощи учащимся начальных классов по решению их проблем;

^ экспертизу курсов по выбору, проектов, пособий, условий образовательной деятельности, профессиональной деятельности специалистов учреждений дополнительного образования.

Подобным способом, педагогическая поддержка делает процесс обучения ИЗО последовательным, осознанным и обоснованным; она направлена на выявление истинных мотивов их выбора, реальных возможностей и образовательных потребностей. Итогом педагогической поддержки становится успешность обучения на уроках ИЗО.

С организационной точки зрения педагогическая поддержка педагога в целях помощи младшим школьникам в решении проблем может быть представлена такими этапами деятельности: ^ диагностический,

Библиографический список

^ поисковый, ^ договорной, ^ деятельностный, ^ рефлексивный.

> Диагностический этап.

На данном этапе главное выявить проблему ребёнка младшего школьного возраста, проговорить её с самим учеником и дать совместную оценку проблеме с точки зрения значимости её для ребёнка.

> Поисковый этап.

Начинается совместный с учеником поиск проблемы (или трудности), причин её возникновения, выясняется взгляд на эту проблему глазами ребёнка младшего школьного возраста.

> Договорной этап.

Проектирование действий педагога и ученика, налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме.

> Деятельностный этап.

Педагог координирует действия разных людей в школе и вне её по поддержке ученика младшего школьного возраста. Стимулирует, одобряет его действия. Поощряет инициативы ученика, помогает в успешности первых самостоятельных шагов.

В зависимости от цели и задач выбирается содержание работы, а также формы ее реализации.

Так, если нашей задачей является преодоление трудностей, следует на уроке применять различные формы организации педагогической поддержки работы, такие как индивидуальная, парная, групповая, коллективная. Причем уроки с применением таких форм можно проводить как в традиционной, так и в нетрадиционной формах проведения уроков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методические рекомендации по организации на уроках ИЗО педагогической поддержки самостоятельной работы обучающихся:

^ перед началом организации педагогической поддержки необходимо выявить трудности, возникающие у учащихся в процессе изучения ИЗО;

^ составить комплекс заданий, направленных на преодоление этих трудностей;

^ задания должны проводиться не только во время учебного процесса, но и во внеучебное время.

^ следить за эффективностью подобранных заданий по преодолению ранее выявленных трудностей у учащихся начальных классов.

Таким образом, использование средств педагогической поддержки способствует преодолению трудностей в обучении, в увеличении интереса и способствует индивидуальному личностному развитию, а вследствие этого более эффективным будет процесс обучения ИЗО. Данная система имеет преимущество перед традиционной формой организации учения: благодаря педагогической поддержке и сопровождению индивидуального образования претворяется в жизнь идея о постепенном перенесении ответственности за собственную жизнь, образование и самостоятельное решение индивидуальных проблем на самого человека, красной нитью проходящая через размышления всех сторонников педагогики.

1. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема. Новые ценности образования: десять концепций и эссе. 1995; 3: 58 - 63.

2. Кунакова Н.Ю. Интегративная технология педагогической поддержки школьников младшего подросткового возраста. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2000.

3. Курбанова А.Б. Педагогическая поддержка как условие свободного развития младших школьников. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Махачкала, 2008.

4. Кандаева Н.А., Бачиева Э.Ю. Эстетическое воспитание младших школьников в процессе приобщения к культуре и искусству родного края. Известия ДГПУ. Махачкала, 2012.

5. Кандаева Н.А. Эстетическое воспитание школьников средствами краеведения (на материале республики Дагестан). Диссертация ... кандидата педагогических наук. Махачкала, 2006.

References

1. Gazman O.S. Pedagogicheskaya podderzhka detej v obrazovanii kak innovacionnaya problema. Novye cennosti obrazovaniya: desyat' koncepcij i 'esse. 1995; 3: 58 - 63.

2. Kunakova N.Yu. Integrativnaya tehnologiya pedagogicheskoj podderzhki shkol'nikov mladshego podrostkovogo vozrasta. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2000.

3. Kurbanova A.B. Pedagogicheskaya podderzhka kak uslovie svobodnogo razvitiya mladshih shkol'nikov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2008.

4. Kandaeva N.A., Bachieva 'E.Yu. 'Esteticheskoe vospitanie mladshih shkol'nikov v processe priobscheniya k kul'ture i iskusstvu rodnogo kraya. Izvestiya DGPU. Mahachkala, 2012.

5. Kandaeva N.A. 'Esteticheskoe vospitanie shkol'nikovsredstvamikraevedeniya (na materiale respublikiDagestan). Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2006.

Статья поступила в редакцию 26.01.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.