Научная статья на тему 'История формирования объективного духа калмыков на основе этнопедагогических традиций'

История формирования объективного духа калмыков на основе этнопедагогических традиций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
субъект / объект / объективный дух / этнопедагогика / буддизм / историческая преемственность / этническая картина мира / центральная тема культуры этноса / этнические константы / этнокультурная коннотация. / subject / object / objective spirit / ethnopedagogy / Tengrinism / Buddhism / historical continuity / ethnic picture of the world / central theme of ethnos culture / ethnic constants / ethnocultural connotation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И. Н. Минкеева

В статье рассматриваются историко-культурные основы формирования объективного духа калмыков на основе этнопедагогических традиций в процессе воспроизводства картины мира, структурных элементов центральной темы культуры (системы этнических констант) посредством этнокультурной коннотации. Автор делает вывод о том, что духовно-нравственные ценности калмыков сохранились благодаря выработанной веками системе воспитания, представляют собой совокупность этнопедагогического опыта, отражающего специфические идеалы и представления о человеке, семье, детях, обучении и объективизации формирующейся личности. Ведущим каналом передачи воспроизводства объективного духа калмыков становится сохранение единой картины мира этноса и развитие её составляющих через их систематическое использование в повседневной педагогической практике, в процессе этнокультурной коннотации образования, что помогает решать задачи выживания народа в условиях глобального духовно-экономического кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF FORMATION OF THE OBJECTIVE SPIRIT OF KALMYK ON THE BASIS OF ETHNOPEDAGOGICAL TRADITIONS

The article deals with the historical and cultural foundations of the formation of the objective spirit of the Kalmyks on the basis of ethnopedagogical traditions, in the reproduction process of the structural elements of the central themes of culture (system of ethnic constants), by ethnic and cultural connotations. The author concludes that the spiritual and moral values of the Kalmyks, preserved thanks to the system of education developed for centuries, are a set of ethno-educational experience, reflecting specific ideals and ideas about the person, family, children, learning and objectification of the emerging personality. The leading channel of the reproduction of the objective spirit of Kalmyks, is the preservation of a single picture of the world of ethnicity and the development of its components, through their systematic use in everyday pedagogical practice, in the process of ethnocultural connotation of education, solves the problems of survival of the people in the conditions of global spiritual and economic crisis.

Текст научной работы на тему «История формирования объективного духа калмыков на основе этнопедагогических традиций»

щегося к самостоятельному решению проблемы); аналитического (прогнозирование появления возможных трудностей, выбор путей их преодоления).

В соответствии с целями, задачами и гипотезой исследования мы выделяем четыре этапа педагогического сопровождения курсантов в процессе становления нравственного сознания: диагностический (поиск вариантов решения проблемы, выявление степени участия педагога, форм, средств и методов сопровождения, адекватная самооценка уровня становления нравственного сознания); мотиваци-онный (выявление и актуализация предмета сопровождения, осознание важности и значимости целенаправленной деятельности по становлению нравственного сознания); этап реализации, или деятельностный (проектирование оперативных и перспективных индивидуальных целей, разработка общей и индивидуальных программ, их успешное выполнение, совместное совершение реальных или моделируемых действий, приводящих к самостоятельному решению проблемы; аналитический (объективный анализ совершенных действий и выполненных мероприятий, рефлексия результатов реализации индивидуальных программ и достижения целей, оказание помощи в преодолении возможных трудностей).

Библиографический список

В ходе исследования выявлено, что содержание педагогического сопровождения курсантов войск национальной гвардии РФ в процессе становления нравственного сознания представляет собой комплекс последовательных педагогических мероприятий, основанных на взаимосвязанной деятельности всех субъектов учебно-воспитательного процесса военного вуза, направленных на создание оптимальных условий приобретения совокупности знаний, ценностных установок и потребности совершать поступки по собственному выбору, а не в силу необходимости.

На основе проведенного анализа определена структура педагогического сопровождения (цели, задачи, функции, принципы, этапы) и сформулированы организационно-педагогические условия: наличие системы воспитательной работы, построенной на единстве обучения и нравственного воспитания; отражение в жизнедеятельности курсантского коллектива позитивной морально-нравственной практики общества; накопление положительного нравственного опыта; подготовленность преподавателей и командиров подразделений к реализации идей педагогического сопровождения.

1. Митин Д.И., Михеев А.Н. Моделирование педагогического сопровождения физической подготовки курсантов военно-учебных заведений. Учебные записки Орловского государственного университета. 2017; № Э (76): 251 - 255.

2. Отраднова А.С. Адаптация курсантов образовательных организаций МВД России к учебно-профессиональной деятельности: педагогическое сопровождение. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2016; № 5 (135): 184 - 189.

3. Струков А.Б. Педагогическое сопровождение адаптации курсантов к условиям обучения в высших военных учебных заведениях. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Саратов, 2005.

4. Кузнецов Д.А. Педагогическое сопровождение курсантов военных вузов как условие повышения мотивации к профессиональной деятельности офицеров. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2009.

5. Оспенников С.В. Психолого-педагогическое сопровождение личностного роста курсантов военно-образовательного учреждения войск национальной гвардии Российской Федерации. Диссертация ... кандидата психологических наук. Новосибирск, 2017.

6. Кузьминых Ю.Н. Педагогическое сопровождение курсанта военного вуза в процессе формирования гражданского самосознания. Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2018; № Э (34): 14 - 18.

7. Ходько А.Ф. Педагогическое сопровождение формирования нравственного сознания студентов. Образование и наука. 2015; № 6 (125): 143 - 153.

8. Социально-педагогическое сопровождение студентов среднего профессионального образования как фактор их личностно-профессионального развития. Методический вестник. Смоленск, 2013. Available at: http://doc.knigi-x.ru/22ekonomika/292245-1-metodicheskiy-vestnik-tema-socialno-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-studentov-srednego-professionalnogo.php

9. Байбородова Л.В., Артемьева Л.Н., Щелкунова Л.А. Педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной деятельности студентов в период практики по классному руководству. Ярославский педагогический вестник. 2015; № 4: 93 - 99.

References

1. Mitin D.I., Miheev A.N. Modelirovanie pedagogicheskogo soprovozhdeniya fizicheskoj podgotovki kursantov voenno-uchebnyh zavedenij. Uchebnye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017; № 3 (76): 251 - 255.

2. Otradnova A.S. Adaptaciya kursantov obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii k uchebno-professional'noj deyatel'nosti: pedagogicheskoe soprovozhdenie. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2016; № 5 (135): 184 - 189.

3. Strukov A.B. Pedagogicheskoe soprovozhdenie adaptacii kursantov k usloviyam obucheniya v vysshih voennyh uchebnyh zavedeniyah. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Saratov, 2005.

4. Kuznecov D.A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie kursantov voennyh vuzov kak uslovie povysheniya motivacii kprofessional'noj deyatel'nosti oficerov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2009.

5. Ospennikov S.V. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie lichnostnogo rosta kursantov voenno-obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Novosibirsk, 2017.

6. Kuz'minyh Yu.N. Pedagogicheskoe soprovozhdenie kursanta voennogo vuza v processe formirovaniya grazhdanskogo samosoznaniya. Vektor nauki TGU. Seriya: Pedagogika, psihologiya. 2018; № 3 (34): 14 - 18.

7. Hod'ko A.F. Pedagogicheskoe soprovozhdenie formirovaniya nravstvennogo soznaniya studentov. Obrazovanie i nauka. 2015; № 6 (125): 143 - 153.

8. Social'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie studentov srednego professional'nogo obrazovaniya kak faktor ih lichnostno-professional'nogo razvitiya. Metodicheskij vestnik. Smolensk, 2013. Available at: http://doc.knigi-x.ru/22ekonomika/292245-1-metodicheskiy-vestnik-tema-socialno-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-studentov-srednego-professionalnogo.php

9. Bajborodova L.V., Artem'eva L.N., Schelkunova L.A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie individual'noj obrazovatel'noj deyatel'nosti studentov v period praktiki po klassnomu rukovodstvu. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2015; № 4: 93 - 99.

Статья поступила в редакцию 28.04.20

УДК 371

Minkeeva I.N., Headmaster, School No. 285 of Saint-Petersburg; postgraduate, Kalmyk State University n.a. B.B. Gorodovikov (Saint-Petersburg, Russia),

E-mail: school285@mail.ru

THE HISTORY OF FORMATION OF THE OBJECTIVE SPIRIT OF KALMYK ON THE BASIS OF ETHNOPEDAGOGICAL TRADITIONS. The article deals with the historical and cultural foundations of the formation of the objective spirit of the Kalmyks on the basis of ethnopedagogical traditions, in the reproduction process of the structural elements of the central themes of culture (system of ethnic constants), by ethnic and cultural connotations. The author concludes that the spiritual and moral values of the Kalmyks, preserved thanks to the system of education developed for centuries, are a set of ethno-educational experience, reflecting specific ideals and ideas about the person, family, children, learning and objectification of the emerging personality. The leading channel of the reproduction of the objective spirit of Kalmyks, is the preservation of a single picture of the world of ethnicity and the development of its components, through their systematic use in everyday pedagogical practice, in the process of ethnocultural connotation of education, solves the problems of survival of the people in the conditions of global spiritual and economic crisis.

Key words: subject, object, objective spirit, ethnopedagogy, Tengrinism, Buddhism, historical continuity, ethnic picture of the world, central theme of ethnos culture, ethnic constants, ethnocultural connotation.

И.Н. Минкеева, директор ГБОУ СОШ № 285 Красносельского района, г. Санкт-Петербург, аспирант ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный

университет имени Б.Б. Городовикова», г. Элиста, Е-mail: school285@mail.ru

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЪЕКТИВНОГО ДУХА КАЛМЫКОВ НА ОСНОВЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ

В статье рассматриваются историко-культурные основы формирования объективного духа калмыков на основе этнопедагогических традиций в процессе воспроизводства картины мира, структурных элементов центральной темы культуры (системы этнических констант) посредством этнокультурной коннотации. Автор делает вывод о том, что духовно-нравственные ценности калмыков сохранились благодаря выработанной веками системе воспитания, представляют собой совокупность этнопедагогического опыта, отражающего специфические идеалы и представления о человеке, семье, детях, обучении и объективизации формирующейся личности. Ведущим каналом передачи воспроизводства объективного духа калмыков становится сохранение единой картины мира этноса и развитие её составляющих через их систематическое использование в повседневной педагогической практике, в процессе этнокультурной коннотации образования, что помогает решать задачи выживания народа в условиях глобального духовно-экономического кризиса.

Ключевые слова: субъект, объект, объективный дух, этнопедагогика, буддизм, историческая преемственность, этническая картина мира, центральная тема культуры этноса, этнические константы, этнокультурная коннотация.

Носителем объективного духа является народ как надиндивидуальная целостность, проявляющаяся через различные связи и отношения. Общим знаменателем отдельных черт времени, народа является дух исторических образований, дух народа, наследуемый этнокультурный опыт, объективирующийся в артефактах, создающих мир культуры, этнокультуры, высокий этнопедагогический потенциал. Традиции культуры, педагогические традиции, высшие нравственные нормы и ценности личности, объективный дух этноса архетипизированы, проявляются в стереотипах поведения, формируются под влиянием «культуры жизнеобеспечения» этноса и ориентированы на воспроизведение его картины мира [1 - 14]

Личность человека, носителя объективного духа, формируется в процессе реализации «субъектности» [5] и в пределах «культуры жизнеобеспечения» этноса [3]. Где нет субъекта, не может быть объекта, объективного или предположительно объективного, коррелята воспринимающего и познающего субъекта [2, с. 368]. Субъектные свойства проявляются в стереотипах поведения, обязаны мышлению, воображению, воле, чувствам, определяют способности и судьбу, детерминируют выбор путей саморазвития [10], самоорганизации, воспитания и образования, интегрируются в область объективного духа.

Историю формирования объективного духа современных калмыков, связанную с традициями народов Центральной Азии, а в последние 400 лет - России и Европы, рассмотрим по аналогии с индийскими варнами (сословиями): от «жреческой» («брахманы») к «воинской» («кшатрии»), а затем к «экономической» («вайшья», «шудру») [9, с. 3].

На раннем этапе истории развития объективного духа ойрат-калмыков ландшафтные боги выражали субъектность биосферы: от культа женщины - к образу всеобщего единого Духа (сверхличностная основа мира), от многобожия - к единому Атману - «Белый Старец» (мировой поток жизненной энергии). Колдуны и шаманы («брахманы») приспосабливают активность субъекта к ритмам и условиям природы, формируют мифы, фольклор, этническую картину мира. Ойрат-калмыки утверждаются в окружающем мире как родовой субъект.

Главная задача родового воспитания - это передача следующему поколению законов, обычаев, правил общежития рода, поддержка человека в процессе овладения им навыков взаимодействия с природой, постепенным вхождением ребёнка в действия рода, имеющего надперсональный характер и олицетворяющего собой «людей одной кости». Интересы рода важнее и ближе, чем всё другое, культивируется послушание, сдержанность, субъектная пассивность личности [11, с. 809].

Гарантией существования рода было сохранение непрерывного единства предков и потомков, передача следующему поколению родового опыта культуры. Знание своей родословной было вызвано опасностью разобщения поколений, утраты традиций, преемственности исторического опыта, давало субъекту чувство приобщённости к своему роду, к его лучшим представителям. Человек чувствует себя частью исторического процесса, понимает свою ответственность перед ним, старается следовать лучшим поступкам и делам своих предков, возрастает чувство ответственности перед ними. Субъектность, высокий уровень активности личности способны снимать конфликт мотивов через внутреннюю борьбу, переживание, мышление и творчество. Создаётся уникальный семейный этикет, регламентирующий семейные отношения, до сих пор бытующий во многих калмыцких семьях.

В воинскую эпоху («эпоха кшатриев») формируются государственные структуры власти, армии. Главную роль играют воины, нойоны («князья») и ханы, центром отсчета становится индивидуальный дух воина. Нарастают мотивы индивидуальной субъектности, совокупность черт характера, темперамента, воинский, боевой дух [13, с. 334], формируется объективный дух монгольских народов.

Свод законов Монгольской империи «Великая Яса» (Ясак, Джасак, Их за-саг), принятый в 1206 г., строго регламентировал жизнь и обеспечивал подчинение законам и традициям [7, с. 378], воспитание детей и молодежи, упорядочивал все в человеке, народе.

Первостепенным становится воспитание будущего воина, умение сосредоточиться, сконцентрироваться на одной цели и реализовать её. Культ презрения к слабостям, превосходство духа мужчины приобретают особый смысл, что проявляется в устном народном творчестве, калмыцком героическом эпосе «Джангар»,

в жизнеописаниях людей «длинной воли», формирующих воинский дух, верность клятве, присяге.

Получает развитие жанр исторического сочинения, в котором преобладают установки, фокусирующие взгляды, убеждения, мнения об истории, современной жизни, делающие сопричастными к событиям прошедших времен, укрепляющие дух, закаляющие волю, делающие ум гибким, основывающиеся на бережном отношении ко всему, что составляет историю семьи, рода, народа и государства.

Воспитание детей осуществляется в атмосфере общего поклонения этикету, глубокому почтению к родителям и предкам, переходящему в верность и уважение ко всем старшим, к нойону и хану, который рассматривался как отец. Дети должны внимать нравоучительным мыслям отцов и неукоснительно выполнять их [1, с. 403].

В XVII веке калмыки, потерявшие в ходе миграций привязанность к конкретному ландшафту, приняли буддизм, ставший их государственной религией. Происходит очеловечивание духа, от тенгрианства - к Будде (Гаутама из касты кшатриев). Развивается буддийская философия, которая становится одним из важнейших факторов объективизации и рефлексии калмыков.

Педагогическая система буддизма основывается на принципах комплексного развития ума, нравственности, памяти, физической культуры, фокусируется на самом субъекте, на его сознании. Важно не столько то, что делает ваше тело, сколько то, чем занят наш ум [14, с. 24]. Научись контролировать свой ум, управлять своим эмоциональным состоянием, сделай нравственные ценности неотъемлемой частью своей жизни [6, с. 37], - все это изменяет традиционную культуру, объективный дух калмыков.

На современном историческом этапе успешно реализуется «экономическая варна» («вайшья», «шудру»), размываются этнические и родовые структуры, происходит отчуждение от этнических констант, социальная дезадаптация молодёжи. Основой социальной организации становятся финансово-экономические связи, движение по векторам потребления. Мотивируется владение ценностями, деньгами, наблюдается жесточайшая социальная и психологическая ломка народов.

Картина мира упрощается до уровня субъектных возможностей человека, не видящего перед собой никакой детерминирующей силы (религия, государство). Снижается зависимость этноса от готовности субъекта служить идеалам народа, государства.

Энергия выливается в борьбу за рынки, в войну группировок, политических партий, откатывается в мир субъектных образов, компенсируется уходом в воображаемые виртуальные миры, в игры, в проблемы локальных участков деятельности в малых группах. Субъект мотивирует себя аутичными, псевдонаучными фантазиями, движением «фанатов», «общественной» деятельностью, проблемами экологии, физиологии, интригами и скандалами.

Роль субъектов принимают на себя «киборги» и «биороботы» - образы новой родовой общности людей. Фантастика, боевики, Интернет, компьютерные игры, спортивные соревнования и игровые автоматы позволяют жить и реализо-вывать свою невостребованную субъектную энергию в формах, не тревожащих окружающих, в разгадывании кроссвордов, звучании плееров.

Для многих средствами подавления своих субъектных амбиций, энергии становятся алкоголь и наркотики, позволяющие ощущать себя кумиром, жить в мире глобальной культуры.

Невостребованность субъектности компенсируется участием в движении спортивных или эстрадных «фанатов», в семинарах, митингах и собраниях, ощущая себя политиком, героем или даже кумиром. В мире подростков формируется субкультура локальных группировок.

Дискредитируются образы, провоцирующие развитие субъектности. Личности-символы становятся героями уничижительных фарсов и пародий. Создаются образы «простых кумиров» - футболистов и эстрадных «звезд».

Рынок заставляет человека избавиться от мифа о возможности управлять миром, от восприятия природы как простой материи, ощущать её субъектность, вторичность человека по отношению к формирующим его процессам, снижать уровень своей агрессии, учит строить свою активность в ограниченном пространстве локальных событий.

Игнорирование родного языка, закрытость и умение жить в мире одной культуры, имея корни другой, характеризуют субъектную позицию «шудру», име-

ющую свои разнообразные и индивидуализированные, фантастические мифы, собранные из осколков мифов разных культур, исповедующих одновременно что-то от буддизма, коммунизма, христианства (мунизм и пр.), фантастических произведений и теорий. Происходит свертывание духа, погашение избыточной субъектной мощи.

В современной культуре калмыцкого этноса всё ещё сохранились педагогические традиции, выработанные в процессе этногенеза, связанные с центральной культурной темой: родной язык и традиционные письменные памятники, несущие духовно-нравственную, педагогическую информацию; фольклор и героический эпос «Джангар»; этикет, древнейшие обряды и ритуалы; духовная культура буддизма; «культура жизнеобеспечения»; система запретов-табу, поощрений и наказаний; личности-символы, события-символы; этномузыка; преемственность, знание своей родословной; четкое соотношение мужского и женского начал; обряды и ритуалы; декоративно-прикладное искусство, праздники, игры - всё то, что нуждается в этнокультурной коннотации образования [4, с. 129 - 144].

Единственным каналом воспроизводства и развития объективного духа калмыков становится образование как средство воспроизводства структурных элементов центральной темы калмыцкой культуры (этнических констант) через их систематическое использование в повседневной педагогической практике как

Библиографический список

система мер, обеспечивающая формирование соответствующей этнической картины мира.

Ориентация на этнокультурный опыт обусловливает корректировку традиционного подхода в определении и освоении этнокультурных компетенций, базирующихся на этнических константах, современных жизненных ориентациях обучаемых как основы формирования самостоятельно реализуемой способности к решению проблем практической жизнедеятельности, на обеспечение образования по федеральным стандартам.

Таким образом, дух раскрывается в личности, становится самим собой благодаря интеграции индивида в область объективного духа. Оригинальные духовно-нравственные ценности калмыков, накопленные в Центральной Азии и России, сохранились благодаря выработанной веками системе воспитания, представляют собой совокупность этнопедагогического опыта, отражающего специфические идеалы и представления о человеке, семье, детях, обучении и объективизации формирующейся личности.динственным каналом передачи воспроизводства объективного духа калмыков становится сохранение единой картины мира этноса и развития её составляющих через их систематическое использование в повседневной педагогической практике, в процессе этнокультурной коннотации образования, что решает задачи выживания народа в условиях глобального духовно-экономического кризиса.

1. Доманин А.А. Монгольская империя Чингизидов, Чингисхан и его преемники. Москва: ЗАО Центрполиграф, 2005.

2. Конт-Спонвиль А. Философский словарь. Перевод с французского Е.В. Головиной. Москва: Этерна, 2012.

3. Леонтьев А.Н. Современная психология: сборник статей. Москва, 1983.

4. Панькин А.Б. Концепция этнокультурного развития системы образования Республики Калмыкия. Народы Калмыкии в системе евразийских историко-культурных ценностей: прошлое, настоящее и перспективы развития. Элиста, 2016: 129 - 144.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург, 2009.

6. Ту Л. Книга о Буддах: Молитвы, мантры и ритуалы для сострадания, мудрости и исцеления. Перевод с английского. Москва, 2008.

7. Уэзерфорд Дж. Чингисхан и рождение современного мира. Перевод с английского Е. Лихтенштейна. Москва, 2006.

8. Философская энциклопедия. Москва, 1986.

9. Шабельников В.К. "Брахманы", "кшатрии", "вайшья", "шудру" - четыре психологических мифа в истории субъектности. Журнал практического психолога. 2006; № 1: 3 - 57.

10. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. Москва, 1994.

11. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление; О четверояком корне закона достаточного основания. Собрание сочинений: Москва, 2011.

12. Шпет Г.Г Эстетические фрагменты. Москва, 1989.

13. Юнг К.Г Дух в человеке, искусстве и литературе. Минск, 2003.

14. Metcalf F. and Gallagher Bj. Being Buddha at Work. Ancient Truths on Chags, Stress, Money and Success. San Francisco, CA, USA, 2012. References

1. Domanin A.A. Mongol'skaya imperiya Chingizidov, Chingishan i ego preemniki. Moskva: ZAO Centrpoligraf, 2005.

2. Kont-Sponvil' A. Filosofskijslovar'. Perevod s francuzskogo E.V. Golovinoj. Moskva: 'Eterna, 2012.

3. Leont'ev A.N. Sovremennaya psihologiya: sbornik statej. Moskva, 1983.

4. Pan'kin A.B. Koncepciya 'etnokul'turnogo razvitiya sistemy obrazovaniya Respubliki Kalmykiya. Narody Kalmykii v sisteme evrazijskih istoriko-kul'turnyh cennostej: proshloe, nastoyaschee iperspektivyrazvitiya. 'Elista, 2016: 129 - 144.

5. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii. Sankt-Peterburg, 2009.

6. Tu L. Kniga o Buddah: Molitvy, mantry i ritualy dlya sostradaniya, mudrosti i isceleniya. Perevod s anglijskogo. Moskva, 2008.

7. U'ezerford Dzh. Chingishan irozhdenie sovremennogo mira. Perevod s anglijskogo E. Lihtenshtejna. Moskva, 2006.

8. Filosofskaya 'enciklopediya. Moskva, 1986.

9. Shabel'nikov V.K. "Brahmany", "kshatrii", "vajsh'ya", "shudru" - chetyre psihologicheskih mifa v istorii sub'ektnosti. Zhurnalprakticheskogopsihologa. 2006; № 1: 3 - 57.

10. Shepel' V.M. Imidzhelogiya: sekrety lichnogo obayaniya. Moskva, 1994.

11. Shopengau'er A. Mir kak volya i predstavlenie; O chetveroyakom korne zakona dostatochnogo osnovaniya. Sobranie sochinenij: Moskva, 2011.

12. Shpet G.G. 'Esteticheskie fragmenty. Moskva, 1989.

13. Yung K.G. Duh v cheloveke, iskusstve i literature. Minsk, 2003.

14. Metcalf F. and Gallagher Bj. Being Buddha at Work. Ancient Truths on Chags, Stress, Money and Success. San Francisco, CA, USA, 2012.

Статья поступила в редакцию 14.04.20

УДК 378.1

Panina S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Russia, Yakutsk),

E-mail: psv1148@mail.ru

Kornilov Yu.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Russia, Yakutsk),

E-mail: kornilov@lenta.ru

PROMOTION OF PRE-UNIVERSITY PEDAGOGICAL VOCATIONAL IN DIGITAL CONDITIONS. The authors of the article address the issues of pre-university career guidance in pedagogical professions. The approaches to the definition of pre-university preparation as a system of the university's activities for the professional orientation of students and building their professional biography are shown. The functions of pre-university career guidance (diagnostic, motivational, stimulating, educational, educational, corrective) are considered. The results of a survey of senior pupils of the Republic of Sakha (Yakutia) on the study of professional intentions, interest in the teaching profession are demonstrated. New formats of pre-university career guidance (Virtual pedagogical class, Virtual open day, etc.) in the digital educational ecosystem are presented.

Key words: vocational orientation, pre-university vocational guidance, higher pedagogical education, forms of vocational guidance of university.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С.В. Панина, канд. пед. наук, доц., ПИ ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск,

E-mail: psv1148@mail.ru

Ю.В. Корнилов, канд. пед. наук, доц., ПИ ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск,

E-mail: kornilov@lenta.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.