Научная статья на тему 'Проблема социокультурной ситуации: прагматика ситуативности'

Проблема социокультурной ситуации: прагматика ситуативности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
324
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ / СИНЕРГЕТИКА / ПОСТМОДЕРНИЗМ / "НОВЫЙ" ГУМАНИЗМ / СИТУАТИВНОСТЬ / ПРАГМАТИКА СИТУАТИВНОСТИ / "NEW" HUMANISM / SOCIOCULTURAL SITUATION / SYNERGETIC / POST-MODERNISM / SITUATEDNESS / PRAGMATICS OF SITUATEDNESS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Липатова О. А.

В статье вводится 1) новый концепт «прагматика ситуативности», 2) проводится анализ отдельных аспектов ситуативности в современных парадигмах синергетики, постмодернизма, «нового» гуманизма, 3) в рамках методологии прагматики ситуативности, выделены характерные черты современной социокультурной ситуации: экономцентризм и менеджеризм

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF SOCIOCULTURAL SITUATION: PRAGMATIKS OF SITUATEDHESS

One of the problems and/or a vector of present-day sociocultural situation`s development. Situatedness becomes since recently a methodic approach of culture study and sociocultural situation researches. All it goes from case study and different interpretations of notion ‘situation'. Professor Solodukho N.M. attributes notion ‘situation' to ideas about isolated, accidental, instantaneous, sudden. In conditions of post-nonclassic scientific paradigm based on synergetic any sociocultural situation begins to interpret not as a ready existing, but as each time being created and appearing. It is the bases of situatedness as a moment of it's attractiveness in culture and unexpectedness. Postmodernism itself is the ideology of situatedness. Situatedness expects in disintegration of homogeneous world a chance of some new, the other (heterogeneous). All things from the point of view of systems approach are seem to be chaos and disorder, for the postmodern situatedness look like a variety of chances. It looks like a feature and a condition of viability of sociocultural situation. In spite of all this postmodernism have had its day according to works of a lot of postmodernists. It becomes obvious not only for posmodernists, but some present-day researches. It is interesting, that such a deconstructor not only texts but Being as J. Derrida declared in its interview: “It is necessary to learn how to leave”. Ecomocentrism now is a dominating paradigm of sociocultural situation. Situatedness from its point of view intensify contradictions between general and singular; between social and cultural; between traditionalism and liberalism, between rational and irrational. Dominating of pragmatism define a problem of the further development of culture functioning. Accommodating itself with great difficulties to markets conditions culture becomes a good and an instrument for practical succeeding. It is also possible to distinguish such a feature of present-day situation, as a managerism phenomenon. Situatedness in this case reveals itself in management decision. For such cases American philosopher and a scientist Merry Parker Follet deduces ‘case law': “Different situations demand different types of knowledges”. The ontological bases of situatedness is a changeability, which is included in the nature of Being as well as in human nature. The changeability of sociocultural situation as a characteristic of present-day society shows itself in innovations. Innovations appear as a result of creative work. There is some other very important aspect of a situational pragmatics study in existentially context of a new humanism which retains economic pragmatics of situatedness here-and-now. According to Victor Frankle situatedness reveals human meaning of life which is strictly individual. It goes in consistent realization situational senses combining human life. Thus the pragmatics of situatedness is effectiveness in singularity an unexpectedness; it is also in benefits from local casual situation. It helps to see not only quantitative development, but the qualitative one, to reveal not only their material side, but the spiritual one. The pragmatics of situatedness helps to emphasize existential, transcendental and unexpected, non relativistic, but unique and instantaneous moments of life. Situatedness occupies nich of uncertainty of future. Situatedness may reveals in dispellig myths and in fast and objective reaction on what is going on.

Текст научной работы на тему «Проблема социокультурной ситуации: прагматика ситуативности»

УДК 130.2+304+167

О.А.Липатова

ПРОБЛЕМА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ: ПРАГМАТИКА СИТУАТИВНОСТИ

В статье вводится 1) новый концепт «прагматика ситуативности», 2) проводится анализ отдельных аспектов ситуативности в современных парадигмах синергетики, постмодернизма, «нового» гуманизма, 3) в рамках методологии прагматики ситуативности, выделены характерные черты современной социокультурной ситуации: экономцентризм и менеджеризм.

Ключевые слова: социокультурная ситуация, синергетика, постмодернизм, «новый» гуманизм, ситуативность, прагматика ситуативности

OALipatova THE PROBLEM OF SOCIOCULTURAL SITUATION: PRAGMATIKS OF SITUATEDHESS

One of the problems and/or a vector of present-day sociocultural situation's development. Situatedness becomes since recently a methodic approach of culture study and sociocultural situation researches. All it goes from case study and different interpretations of notion 'situation'. Professor Solodukho N.M. attributes notion 'situation' to ideas about isolated, accidental, instantaneous, sudden.

In conditions of post-nonclassic scientific paradigm based on synergetic any sociocultural situation begins to interpret not as a ready existing, but as each time being created and appearing. It is the bases of situatedness as a moment of it's attractiveness in culture and unexpectedness.

Postmodernism itself is the ideology of situatedness. Situatedness expects in disintegration of homogeneous world a chance of some new, the other (heterogeneous). All things from the point of view of systems approach are seem to be chaos and disorder, for the postmodern situatedness look like a variety of chances. It looks like a feature and a condition of viability of sociocultural situation. In spite of all this postmodernism have had its day according to works of a lot of postmodernists. It becomes obvious not only for posmodernists, but some present-day researches. It is interesting, that such a deconstructor not only texts but Being as J. Derrida declared in its interview: "It is necessary to learn how to leave".

Ecomocentrism now is a dominating paradigm of sociocultural situation. Situatedness from its point of view intensify contradictions between general and singular; between social and cultural; between traditionalism and liberalism, between rational and irrational. Dominating of pragmatism define a problem of the further development of culture functioning. Accommodating itself with great difficulties to markets conditions culture becomes a good and an instrument for practical succeeding. It is also possible to distinguish such a feature of present-day situation, as a managerism phenomenon. Situatedness in this case reveals itself in management decision. For such cases American philosopher and a scientist Merry Parker Follet deduces 'case law': "Different situations demand different types of knowledges". The ontological bases of situatedness is a changeability, which is included in the nature of Being as well as in human nature. The changeability of sociocultural situation as a characteristic of present-day society shows itself in innovations. Innovations appear as a result of creative work.

There is some other very important aspect of a situational pragmatics study in existentially context of a new humanism which retains economic pragmatics of situatedness here-and-now. According to Victor Frankle situatedness reveals human meaning of life which is strictly individual. It goes in consistent realization situational senses combining human life.

Thus the pragmatics of situatedness is effectiveness in singularity an unexpectedness; it is also in benefits from local casual situation. It helps to see not only quantitative development, but the qualitative one, to reveal not only their material side, but the spiritual one. The pragmatics of situatedness helps to emphasize existential, transcendental and unexpected, non relativistic, but unique and instantaneous moments of life. Situatedness occupies nich of uncertainty of future. Situatedness may reveals in dispellig myths and in fast and objective reaction on what is going on.

Key words: sociocultural situation, synergetic, post-modernism, "new" humanism, situatedness, pragmatics of situatedness

В изучении современной социокультурной ситуации схлопнулись несколько методологических парадигм: синергетика, постмодернизм, «новый» гуманизм, и т.д. в конечном счете, схватывающиеся принципом генерализации (синтез научных идей и последующее их решение и воплощение). Одной из проблем и/или вектором развития современной социокультурной ситуации является прагматика ситуативности, которая и сама претендует на методологический статус в социогуманитарных исследованиях.

Ситуативность сравнительно недавно начинает становиться методологической установкой познания культуры и социокультурной ситуации, вытекает из ситуационного подхода и неоднозначным использованием понятия «ситуация». Н.М.Солодухо понятие «ситуативность» связывает с представлениями о единичном, случайном, мгновенном, неожиданном [1, c.9]. Он же отмечает, что ситуативность не следует путать с ситуационностью, которая понимается как состояние и может длиться сколь угодно долго и вбирать в себя единство

противоположностей, динамику и статику и т.д. [2] Ситуативность, на наш взгляд, находит отражение в акте события (например, теракты в Париже в январе 2015 года; в различных экстремальных ситуациях - локальных войнах, природных катаклизмах), поскольку со-бытие не что иное, как точка сборки, конструирования и интерпретации социокультурной ситуации, оно способствует ее формированию, процессуальности и рефлексивности; «именно сегодня культура как никогда близко находится перед такой формой небытия как Ничто» [3, с.108].

Постнеклассическая научная парадигма, фундаментом которой является синергетика, показала сверхсложность, открытость, неупорядоченность, самоорганизацию и саморазвитие, неустой-чивость как вероятность социокультурных ситуаций, основным фактором развития которых стала неслучайность случайности. В результате сложилась иная не только «нелинейная», но и фрактальная синергетическая картина мира, основными характеристиками которой являются неустойчивая равновесность, поливариантность, альтернативность, необратимость, влияние малых величин. Синергетика расширяет представление о категории «детерминация», которая понимается как превращение возможности в действительность, но не как фатальной предопределенности, а как приведение системы в новое фрактальное состояние. Так, случайные флуктуации в точках бифуркации формируют аттракторы, которые изменяют возможности (вероятности) возникновения других ее состояний. Поэтому, любая социокультурная ситуация начинает трактоваться как не как готовая существующая, а всякий раз создаваемая самовозникающая, в этом заложена ситуативность как момент её интересности в культуре и неожиданности.

Постмодернизм, как одна из ранних стадий осмысления социокультурной ситуации, наряду с формирующемся ныне пост-постмодернизмом, внес в осмысление социокультурной ситуации идею множественности, состоящую из отдельных, единичных, разрозненных элементов и событий. Она представляется совокупностью локальных самопроизвольных и слабо скоординированных процессов. Так, Е.В.Листвина обращает внимание на признаки размытости многих социокультурных явлений, а также калейдоскопичности происходящих процессов [4, с.136].

Постмодернизм по сути, выступил идеологией ситуативности, которая в распаде иного и гомогенного мира видит шанс нового - иного (гетерогенного). То, что с позиций системного подхода кажется хаосом и беспорядком, для ситуативности постмодерна представляется многообразием возможностей, признаком и условием жизнеспособности социокультурной ситуации. Разнообразие элементов в социокультурной ситуации делает ее устойчивой к многовариантному будущему. Ситуативность в постмодернистском ключе рассматривается и В.Е.Буденковой «как отказ от абсолютов, но понимается все же, не как форма релятивизма (делает оговорку автор) и не постоянное изменение «стандартов» рациональности (они вообще не могут меняться до бесконечности), а лишь понимание того, что рациональность наших действий определяется не априорно-установленными стандартами (она как раз и указывает, что их нельзя установить заранее), а сложной системой взаимосвязей и взаимоотношений, в которую они (действия) включены. Ситуативность всегда предполагает момент неопределенности, а неопределенность ситуативна, то есть зависит от обстоятельств» [5].

Постмодернизм находит свое воплощение в социальных отношениях, что в наибольшей степени характерно для современной России: человек постепенно начинает утрачивать традиционные связи - с семьей, знакомыми, друзьями, которые становятся все более ситуативными. Индивиды становятся все более самостоятельными в своем выборе, в формировании собственной идентичности. Все, что их связывает, - это рыночные отношения, а следствием такого понимания становится распространением идеологии потребления (Ж. Бодрийяр). Именно поэтому большая часть людей склоняется к убеждению, что человек рождён для наслаждения, удовольствий, развлечений («машина желаний»), поскольку в обществе существует экономическая иерархия, не все могут получить желаемое, отсюда неврозы, фрустрация, проблема идентификации и, в конечном счете, экзистенциальный кризис. В этом аспекте социокультурная ситуация действительно утратила определенность, превратившись во множество вариантов или «сценариев» развития, реализация которых зависит от случайных факторов. Все это действительно печально, если смотреть на социокультурную ситуацию через призму категорий экономцентризма. В таком состоянии ситуативность обостряет противоречия между общим и единичным; социальным и культурным, традиционализмом и либерализмом, рациональным и иррациональным. А доминирование прагматизма ставит под вопрос дальнейшее

функционирование культуры, с трудом приспосабливаясь к рыночным условиям, она становится товаром и инструментом для достижения практических целей. Однако в современном мировоззрении, уже наметились сдвиги иного понимания социокультурной реальности. Интересно, что даже такой деконструктор не только текста, но и бытия как Ж. Деррида, в своем последнем интервью завил, что «Наконец-то надо научиться жить...» [6], а не разрывать реальность. Е. Золотухина-Аболина, на наш взгляд справедливо подчеркивает, что: «сам по себе постмодернизм ... прекрасный способ эпатировать публику. Но после того как первые минуты эпатажа миновали, человек возвращается к тем вопросам, на которые ни тотальная деструкция, ни деконструкция не дают ответа: ну ладно, развалили реальность, а теперь нужно заново собирать.. Вот и возникает стремление вернуться к старой доброй классике» [7].

Поэтому, рыночные модели выживания культуры (ориентированные на жесткий контроль, соизмерение с результативностью, высокие доходы) полностью или частично работающие в западных странах, для России оказались неэффективными.

Тем не менее, попытки связать прагматику и культуру существуют. Так, прагматика применительно к культуре понимается исследователем А.Долгиным как «теория и практика результативности в сфере культуры. прагматика не только в ответе на вопрос, как достичь поставленной цели, но и прежде - в выборе такой цели, что стоила бы усилий... Признаками прагматики культуры являются интенция, результативность, рефлексия» [ 8, c.40] Сейчас мы наблюдаем тот факт, что бытие приобрело количественные показатели, а услуга стала метареальностью, поэтому изменилась и направленность социокультурной ситуации как рефлексии культуры. Социокультурная ситуация, как показывает практика последних лет, «стала рыночной и мотивируется денежной капитализацией, что отвечает интересам бизнеса, но не аудитории» [9, С.35]. Тем не менее, сегодня можно говорить о сформировавшемся рынке культурных индустрий.

Одной их характерных черт современной социокультурной ситуации является феномен менеджеризма. Менеджеры сегодня являются наиболее востребованной социальной группой. Это люди, обладающие безусловно, рациональным, прагматичным мышлением, способные находить выход из любой сложившейся ситуации, как точно выразился АФайоль, «менеджер - это калькулирующая машина». Ситуативность в этом случае проявляет себя в управленческих решениях, не случайно американский философ и ученый Мери Паркер Фоллет выводит «закон ситуации»: «Различные ситуации требуют различных типов знания» [10]. Причем в условиях прагматики это приобретает, вполне определенные формы в социокультурной ситуации -сенсации, скандалы, то, что можно продать. Единичные, случайные находки и решения могут стать хитом в шоу-бизнесе.

Онтологическим основанием ситуативности является изменчивость которая заложена в самой природе бытия, в т.ч. и человека. Изменчивость социокультурной ситуации, характерная для современного общества, проявляется в обновлении, инновациях, а последние являются результатом творчества.

Итак, прагматика ситуативности - результативность в единичном, неожиданном; извлечение пользы из локальной, случайной ситуации.

Существует еще один важный аспект изучения прагматики ситуативности в экзистенциальном измерении «нового» гуманизма, который по сути и удерживает экономическую прагматику ситуативности «здесь-и сейчас». Как справедливо писал А.Лосев: «если не выйти за пределы непосредственно протекающей жизни, мы оказываемся во власти судьбы: темной, слепой, беспросветной, жесточайшей, бесчеловечной, звериной судьбы, самого настоящего, самого буквального Рока, перед которым никто не имеет права на самостоятельность и на который взглянуть-то невозможно, ибо немеют уста и холодеет тело. Надо стать выше жизни; надо возвыситься над этой....липкой, вязкой, тягучей, тестообразной стихией жизни; надо быть зрячим, а не слепым; надо действовать, а не быть объектом действия; надо строить жизнь, а не жить, чтобы жизнь тобою строила черт знает что. Знание - вот та великая сфера, вот та великая сила, которая стоит выше самой жизни и в которой сама жизнь находит свой смысл и свое оправдание» [10]. В этом аспекте ситуативность подчеркивает творческую уникальность, единичной человеческой жизни в вечности, об этом говорили и писали многие философы гуманисты В.Франкл, Э.Фромм, АШвейцер. Так у Виктора Франкла в его работе «Доктор и душа» ситуативность раскрывает смысл жизни человека, который строго индивидуален и складывается из смыслов отдельных жизненных ситуации. В этом аспекте ситуативность может быть внеситуативной (свободной от окружающих

предметов) - это духовный аспект прагматики ситуативное™.

Таким образом, прагматика ситуативности - это особая методология изучения социокультурных ситуаций, которая позволяет видеть не только количественное развитие, но и качественное, не только материальную их сторону, но и духовную; акцентировать внимание на экзистенциальных, трансцендентных неожиданных, не релятивистских, но уникальных, единичных (мгновенных) моментах жизни.

Прагматика ситуативности - это болевой нерв информационной социокультурной ситуации. Ситуативность заполняет нишу неопределенности будущего. В общественном развитии ситуативность может проявляться в развенчании мифов и объективной мгновенной реакции на происходящее.

Литература

1. Солодухо Н.М.Общетеоретические аспекты ситуационного подхода / Н.М. Солодухо //Ситуационные исследования. Вып. 1: Ситуационный подход По материалам Всерос. семинара. - Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2005.

2.Солодухо Н.М. Указ. раб.

3.Липатова О.А Социокультурная ситуация как форма со-бытия культуры/ О.А.Липатова // Поликультурный мир Среднего Поволжья: социально-антропологические и исторические аспекты (сборник научных статей): Материалы I науч.-практич. конф. с междунар. участием. Казань, 22-23 ноября 2013. - Казань: Изд-во КНИТУ, 2013.

4.Листвина Е.В. Современная социокультурная ситуация: сущность и тенденции развития / Е.В. Листвина. - Саратов, 2001 .

5. Буденкова В.Е. Динамическая рациональность в контексте современной культуры и науки /В.Е.Буденкова //

http://www.lib.tpu.ru/fulltext/v/Bulletin TPU/2005/v30 8/i2/40.pdf Дата обращения 1.11.14

6.Деррида Ж. «Наконец-то научиться жить» / Ж. Деррида. - Вопросы философии. - 2005. - № 4. С.133-144.

7.Золотухина-Аболина Е. Слухи о преждевременной смерти сильно преувеличены // Alma mater. - 2002. - № 6. - С.34-35

8.Долгин А. Прагматика культуры / АДолгин.-М: Фонд науч. исслед. «Прагматика культуры», 2002.

9.Долгин А. Указ. раб.

10. Цит. по Токарев В. Время появления ситуационного подхода // http://upravlenie.fatal.ru/index.html

11. Лосев А. Ф. Жизнь / АФ.Лосев. - М., 1993 // http://bookz.ru/authors/losev-aleksei/life.html Дата обращения 5.01.15

1. Soloduho N.M. Obshheteoreticheskie aspekty situacionnogo podhoda / N.M. Soloduho //Situacionnye issledovanija. Vyp. 1: Situacionnyj podhod. Po materialam Vseros. seminara. - Kazan': Izd-vo Kazan. gos. tehn. un-ta, 2005.

2. Soloduho N.M. Ukaz. rab.

3. Lipatova O.A. Sociokul'turnaja situacija kak forma so-bytija kul'tury/ O.A.Lipatova // Polikul'turnyj mir Srednego Povolzh'ja: social'no-antropologicheskie i istoricheskie aspekty (sbornik nauchnyh statej): Materialy I nauch.-praktich. konf. s mezhdunar. uchastiem. Kazan', 22-23 nojabrja 2013. - Kazan': Izd-vo KNITU, 2013.

4. Listvina E.V. Sovremennaja sociokul'turnaja situacija: sushhnost' i tendencii razvitija / E.V. Listvina. - Saratov, 2001 .

5. Budenkova V.E. Dinamicheskaja racional'nost' v kontekste sovremennoj kul'tury i nauki /V.E.Budenkova //

http://www.lib.tpu.ru/fulltext/v/Bulletin_TPU/2005/v3 08/i2/40.pdf Data obrashhenij a 1.11.14

6. Derrida Zh. «Nakonec-to nauchit'sja zhit'» / Zh. Derrida. - Voprosy filosofii. - 2005. - № 4. S.133-144.

7. Zolotuhina-Abolina E. Sluhi o prezhdevremennoj smerti sil'no preuvelicheny // Alma mater. - 2002. - № 6. - S.34-35

8. Dolgin A. Pragmatika kul'tury / A.Dolgin.- M: Fond nauch. issled. «Pragmatika kul'tury», 2002.

9. Dolgin A. Ukaz. rab.

10. Cit. po Tokarev V. Vremja pojavlenija situacionnogo podhoda //

http : //upravlenie.fatal.ru/index.html

11. Losev A. F. Zhizn' / A.F.Losev. - M., 1993 // http://bookz.ru/authors/losev-aleksei/life.html Data obrashhenij a 5.01.15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.