УДК 001.3+130.2+303
Д.В. Салимгареев
ЦЕННОСТНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В статье эксплицируется феномен рациональности как ценности социокультурной ситуации. В современной культуре, когда преобладают релятивизм и размытость ценностных ориентиров, происходит быстрая смена социокультурных условий и цивилизационных скачков, когда изменяются жизненные смыслы возникает проблема переосмысления основ рациональности и её защиты путем диалога как в культуре, так и внутри самой философии.
Целью данной статьи является переосмысление ценностных оснований феномена рациональности. Для этого мы обращаемся к инструментам феноменологического, герменевтического (неклассическая парадигма) и ситуационного (неоклассическая парадигма) подходов.
Ключевые слова: ценность, рациональность, феноменология, герменевтика, процессуальная рациональность, социокультурная ситуация, ситуационность, ситуативность.
D.V.Salimgareev VALUE DIMENSION OF RATIONALITY IN THE CONTEXT OF SOCIOCULTURAL SITUATION: METHODOLOGICAL ASPECTS
The article explicates the phenomenon of rationality as the value of sociocultural situation. Nowadays in rela-tivistic situation when we have fast changing in sociocultural conditions and civilization jumps, when value systems and vital sense are changing, there is a problem of rethinking the foundations of rationality and its protection through the dialogue of worldviews of culture and philosophy.
The purpose of this article is to rethink the basics and value aspects of the phenomenon of rationality. To do this, we turn to the tools of phenomenological, hermeneutic (non-classical paradigm) and situational (neoclassical paradigm) approaches.
Key words: value, rationality, phenomenology, hermeneutics, procedural rationality, social and cultural situation, situational, situational.
Сегодня общество, наука и культура в целом вступили в эпоху постнеклассики. Современные исследователи определяют ее по-разному: как постсовременную, постбуржуазную, постцивилиза-ционную, продолжающего «конца истории», пост-постнеклассики и т.д.
Как никогда возрастает противоречие между рационально ориентированным мироосмысле-нием и «иррациональной стихией насилия и мистицизма». Возникает ситуация переосмысления основ рациональности и защиты ее в условиях дальнейшей глобализации, агрессивной экономики и информационного общества.
Изучение рациональности включает в себя два аспекта: онтологический и гносеологический. В рамках онтологии рациональность - это особое явление в пространстве социокультурной ситуации, одна из категорий философии культуры, которая имеет множественно видов и типов [1, с.21]. С гносеологической точки зрения, рациональность -сознательная деятельность человека, позволяющая постигать внутреннюю логику бытия с помощью научного инструментария.
Ценностный аспект изучения рациональности является важной характеристикой гуманитар-ного знания, а сама оценка, как известно, также претерпевает изменения в процессе развития куль-туры под влиянием различных внешних и внутренних факторов. Методологический статус категории «ценность» определил один из ведущих отечественных философов культуры П.С.Гуревич: «Ценность выражает человеческое измерение культуры, воплощает в себе отношение к формам человеческого бытия, человеческого существования. Она как бы стягивает духовное многообразие к разуму, чувствам и воле человека. Таким образом, ценность - это не только осознанное, но и жизненно, экзистенционально прочувственное бытие. Она характеризует человеческое измерение общественного сознания...» [2, с.127].
С изменением материальных, социоэкономических условий происходит изменение строя духовной культуры. Одни ценности исчезают, выдвигаются новые, изменяется содержание и их роль. Проблема в том, что потребности, обозначенные массовой культурой вступают в противоречие с потребностями самореализации личности, приоритет может оказаться на стороне ценностей гедонизма в условиях общества потребления, а не на стороне созидающего, творчески активного общества.
Характерным признаком жизни общества пост-постмодерна объективно должна стать ценность научной рациональности и ее благотворное воздействие на социокультурную сферу.
Рациональность, как ценностный аспект человеческой цивилизации, составляет основу современной научной парадигмы. Ценностная оценка рациональности позволяет говорить о ней в рамках гуманистической составляющей и практической значимости в социокультурной ситуации.
Для изучения рациональности в пост-постнеклассической социокультурной ситуации мы хотим обратиться к инструментариям как неклассической, так и неоклассической парадигмы, используя феноменологический, герменевтический и ситуационный подходы.
Феноменологический дискурс изучения феноменов культуры задает Э.Гуссерль. Как известно, выводит особое смысловое пространство феноменологии - строгую эмпиричность, покоящуюся на очевидности, и априорную универсальность, в его собственной интерпретации -трансценденталь-ную субъективность. В житейском опыте субъект, как правило, концентрируется на предметном мире, своих мыслях, ценностях и фактах, оставляя в стороне психические переживания, в котором они постигаются, и, что самое забавное то, как они переживаются. Этот акт переживания может быть обнаружен рефлексией. Поэтому вместо предметов в феноменологии рассматривается тот субъективный опыт, в котором они «являются». «Эти «явления» суть феномены, - пишет Гуссерль, - которые по своей природе должны быть «сознанием-о» их объектов, независимо от того, реальны ли сами объекты или нет» [3, с. 12].
Эмпиричность, из которой пытается исходить Гуссерль, сталкивает его с субъективным опы-том, именно в нем сознание становится «сознанием о...» чем-то, то есть предметным и содержательным. Мир в целом, который воспринимается личностью как реальный, является, можно сказать, только в качестве содержания наших собственных представлений, «как нечто высказанное в суждениях или, лучше сказать, прошедшее проверку в процессе познания» [4, с.16]. Гуссерль ставит перед собой задачу - освободить личностные представления от всех эмпирических и психофи-зических конструктов, именно тогда эго, по его мнению, не может получить доступ к «обстоятельствам дел». В своей работе «Философия как строгая наука» он, ставит, весьма интересную проблему - избавить философию от всякого субъективизма. При этом для Гуссерля субъективизм не просто некий психологизм, это лишь «примесь» к эго.
Феноменологическое исследование не стремится доказать обоснованность отдельного суждения или теории, но направлено на рассмотрение и последующее описание самого процесса явления, представление явления перед исследователем. Более того, как выразился физик-теоретик Джон Полкингхорн: «Феноменология придерживается не только описательности, но и отсутствия предположений» [5, с.43]. Её фокус сконцентрирован не на эмпирических чувственных данных (то есть внешних объектах), но на процессе осознания, как они проживаются и воспринимаются. Поэтому в феноменологическом исследовании акцент перенесён с поиска причинной связи на описание этого поиска, с факта на сам процесс формирования, постижения, осознания мира. Феноменология объясняет мир путем его описания и осознания. Акцент ставится не на том, что вызывает какое-либо явление, но на том, как жизненный опыт на самом деле обработан, организован и усвоен сознанием.
Для описания общей структуры интециональности И.Гуссерль вводит в «Идеях к чистой фе-номенологии и феноненологической философии» термины «ноэсис» и «ноэма» [6, с.135]. Ноэтические компоненты переживания (ноэсис) характеризуют направленность сознания на предмет акт придания смысла.
Итак, феноменологический подход позволяет рассматривать рациональность как феномен и акт сознания. Пользуясь методологией феноменологического подхода можно говорить об интен-циональности рациональности. Рациональность в социокультурной ситуации всегда, на что-то на-правлена: от создания научной теории до культурных индустрий, то есть всего того, что значимо для личности и общества.
Еще одним инструментом изучения рациональности является герменевтический подход, основу которого составляют категории «понимания» и «интерпретации».
Понимание, создавало базу, фундамент для организации различных видов и типов рациональности. Акцентируя внимание на онтологическом прочтении проблемы понимания, один из разработчиков данного подхода Х.Г.Гадамер обозначает понимание как состояние, в котором открывается возможность достижения полноты бытия. Понимание способствует совершенствованию отношений с миром и другими людьми, но не этот аспект является главным для Гадамера. Понять феномен рациональности в современной социокультурной ситуации, значит
уловить социально-психологическую атмосферу эпохи. В этом смысле социокультурная ситуация может быть представлена как часть общей картины социокультурного развития, быть составляющим звеном в единой цепи прерывистых и пульсирующих моментов культурного бытия [7]. Социокультурная ситуация - есть конфигурация / ансамбль условий и обстоятельств, точка бифуркации, образующих тенденций и альтернатив развития процессов происходящих в бытии культуры [8], а рациональность инструмент ее познания.
Интерпретация - это органон воспроизводства и трансляции научного знания, способ объе-динения его в определенную научную картину мира. Иными словами, научно-теоретическое знание, выраженное в различных формах, есть особое смысловое единство, которое нуждается в своем раскрытии. По М.Хайдеггеру, любая научная картина мира строится на понимании и представляет собой расширенную и детализированную интерпретацию. В основе понимания стоят интересы и потребности человека - субъекта, - существа, «стягивающего все бытие на себя». Интерпретация в гуманитарном знании имеет две формы выражения. В первом случае -это процесс мышления, определенное состояние сознания, направленное на установление смысла феноменам сознания, а во втором - это результат мышления, структура сознания, текст, входящий в сферу сознания индивида. Интерпретация - это «мысль о мысли», где сознание читает само себя, где в процессе мышления происходит переосмысление прежних результатов мышления (самосознание). Таким образом, интерпретация - это процесс «удержания» мысли и знания, это процесс постоянного возрождения мысли в ее проблематичности [9, с.5]. Рациональность можно интерпретировать как «картину мира», способную к изменению, дополнению, образованию новых ее видов. Как известно, Гадамер оставляет за каждым интерпретатором не только способность, но необходимость личностного прочтения текста, его переосмысления и переоценки, или «переписывания» [10, с.15]. Интерпретация текста состоит не в воссоздании первичного авторского текста, а в создании собственного авторского текста, источником которого Гадамер усматривает собственный - герменевтический опыт. Этот опыт является основой, задает алгоритм понимания. Опыт «Я» становится отправной точкой формирования горизонта - горизонта понимания.
Цель понимания, по Гадамеру, состоит не в должной интерпретации текста, не в реконструкции идей и мнений интерпретируемого, но в активизации собственных мыслительных процессов через формирование диалоговой вопрос-ответной системы, поэтому интерпретация феномена рациональности в социокультурной ситуации становится продуктивной, творческой стороной герменевтического опыта.
Ценностью, с точки зрения герменевтического подхода, является экспликация рациональности как феномена, который необходимо понимать и интерпретировать, исходя из современной неоклассической парадигмы в социокультурной ситуации, основанной на идеях синергетики, коэволюции, эниологии, «нового» гуманизма.
Особую значимость в осмыслении рациональности играет ситуационный подход, позволяющий по новому раскрыть специфику бытия современного человека в конкретной ситуации. При ситуационном подходе мы выбираем и принимаем наиболее существенные для данной ситуации решения, оцениваем степень влияния каждого из них на дальнейшую перспективу. Главную методологическую установку ситуационного подхода очень точно выразил Н.М.Солодухо: «Помни, что реальность ситуационна и ситуативна» [11, с.12].
Ситуационность рассматривается в широком смысле понятия «состояние», вмещая в себя про-тиворечивое единство противоположностей (динамики и статики, случайного и необходимого, единичного и общего). Ситуативность в большей мере отвечает представлению о единичном и случайном, мгновенном и неожиданном [11, с.9]. В условиях динамизма современного социокультурного развития, категория «ситуативности» позволяет нам ввести в научный оборот словосочетание «процессуальной рациональности» - которую мы понимаем, как свойство сознания в условиях непрерывного развития. Процессуальная рациональность помогает человеку ставить цель, актуализировать свои способности в конкретной ситуации. В отличие от процедурной рациональности (которая понимается как взаимосвязанная последовательность), процессуальная предполагает системно-ситуационную, социокультурную детерминацию. Процессуальный характер рациональности раскрывается в таких ее свойствах, как неожиданность, событийность, мгновенность выбора, предполагающего саморефлексивность, критичность.
Таким образом, феноменологический, герменевтический и ситуационный подходы позволили рассмотреть, рациональность как феномен и ценность социокультурной ситуации в условиях неоклассической парадигмы, которая необходимо участвует в конструировании социокультурной ситуации и сама становится более гуманистичной.
Литература
1. Липатова ОА. Рациональность как феномен культуры / ОАЛипатова // Известия Саратовского университета. Новая серия. 2011. Т.11. Серия Философия. Психология. Педагогика, вып. 1. - С.21-25
2. Гуревич П.С. Философия культуры / П.С.Гуревич. - М.: ИФРАН, 2007. - 300 с.
3. Гуссерль Э. Феноменология /Э.Гуссэрль // Статья в Британской энциклопедии Логос. - 1991. - № 1. - С.12
4. Гуссерль Э. Феноменология /Э.Гуссэрль // Статья в Британской энциклопедии Логос. - 1991. - № 1. - С.16.
5. Astrological Research Methods: An Anthology of International Society for Astrological Research. - Los Angeles: ISAR, 1995. — Vol.1. — P. 43.
6. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии / Э.Гуссэрль // Том I. Общее введение в чистую феноменологию М., 1999. - С. 135
7. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии / Э.Гуссэрль // Том I. Общее введение в чистую феноменологию М., 1999. -Липатова О.А. Сущность ситуации постпосмодерна: социокультурный аспект / ОАЛипатова // Вестник МГУКИ. - 2009. - № 5.
8. Агапов О.Д. Феноменология: от анализа сознания к анализу социального бытия / ОДАгапов // Вестник Чувашского университета. 2009. Вып.1. С.5
9. Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного / Х.-Г.Гадамер. - М.:Прогресс, 1991. С. 15
10. Солодухо Н.М. Общетеоретические аспекты ситуационного подхода // Ситуационные исследования. Выпуск I: Ситуационный подход. По материалам всероссийского семинара / Под общ.ред. проф. Н. М. Солодухо. Казань, 2005.
11. Солодухо Н.М. Общетеоретические аспекты ситуационного подхода // Ситуационные исследования. Выпуск I: Ситуационный подход. По материалам всероссийского семинара / Под общ.ред. проф. Н. М. Солодухо. Казань, 2005.
1. Lipatova O.A. Racional'nost' kak fenomen kul'tury / O.A.Lipatova // Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija. 2011. T.11. Serija Filosofija. Psihologija. Pedagogika, vyp. 1. - S.21-25
2. Gurevich P.S. Filosofija kul'tury / P.S.Gurevich. - M.: IFRAN, 2007. - 300 s.
3. Gusserl' Je. Fenomenologija /Je.Gussjerl' // Stat'ja v Britanskoj jenciklopedii Logos. - 1991. -№ 1. - S.12
4. Gusserl' Je. Fenomenologija /Je.Gussjerl' // Stat'ja v Britanskoj jenciklopedii Logos. - 1991. -№ 1. - S.16.
5. Astrological Research Methods: An Anthology of International Society for Astrological Research. - Los Angeles: ISAR, 1995. — Vol.1. — P. 43.
6. Gusserl' Je. Idei k chistoj fenomenologii i fenomenologicheskoj filosofii / Je.Gussjerl' // Tom I. Obshhee vvedenie v chistuju fenomenologiju M., 1999. - S. 135
7. Gusserl' Je. Idei k chistoj fenomenologii i fenomenologicheskoj filosofii / Je.Gussjerl' // Tom I. Obshhee vvedenie v chistuju fenomenologiju M., 1999. - Lipatova O.A. Sushhnost' situacii postposmoderna: sociokul'turnyj aspekt / O.A.Lipatova // Vestnik MGUKI. - 2009. - № 5.
8. Agapov O.D. Fenomenologija: ot analiza soznanija k analizu social'nogo bytija / O.D.Agapov // Vestnik Chuvashskogo universiteta. 2009. Vyp.1. S.5
9. Gadamer H.-G. Aktual'nost' prekrasnogo / H.-G.Gadamer. - M.:Progress, 1991. S. 15
10. Soloduho N.M. Obshheteoreticheskie aspekty situacionnogo podhoda // Situacionnye issledovanija. Vypusk I: Situacionnyj podhod. Po materialam vserossijskogo seminara / Pod obshh.red. prof. N. M. Soloduho. Kazan', 2005.
11. Soloduho N.M. Obshheteoreticheskie aspekty situacionnogo podhoda // Situacionnye issledovanija. Vypusk I: Situacionnyj podhod. Po materialam vserossijskogo seminara / Pod obshh.red. prof. N. M. Soloduho. Kazan', 2005.