УДК 111+130.2
О.А.Липатова
О ЗНАЧЕНИИ КАТЕГОРИИ «НЕБЫТИЕ» В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ
«Бытие есть, а небытия нет; и всё-таки оно каким-то образом есть».
Платон
В статье подчеркивается важная роль небытия в пространстве социокультурной ситуации. Выделаются гносеологический и онтологический аспекты понимания небытия. Показывается, что возросший интерес к про-блеме небытия обусловлен выводами неоклассической философии об изменении основного вопроса философии. Данная постановка вопроса повлияла на осмысление социокультурной ситуации. Сегодня правомерно ввести новый аспект, новую тенденцию развития социокультурной ситуации -нигитологическую. «Прорывы» небытия сквозь поверхность бытия социокультурной ситуации проявляются в таких измерениях человеческого существования как «ситуационные ниши» и «ситуационные ожидания».
Ключевые слова: социокультурная ситуация, бытие, небытие, нигитология, ситуационные ниши, ситуационные ожидания.
Olga Lipatova ON THE IMPORTANCE OF «NON-BEING» CATEGORY IN SOCIO-CULTURAL SITUATION
There is an important role of nonbeing in the space of socio-cultural situation shown in the article. This category become topical in the socio-cultural situation thanks to the general atmosphere of the epoch; a spiritual crisis, dehumanization of social relations. And, in general, nonbeing becomes topical thanks to the human being in harmony violation. Nowadays, this problem has several aspects: 1) the category of "non being" is being reconsidered once again. What is the non being itself? 2) It may change in the understanding of the fundamental question of philosophy in the neoclassical worldview paradigm; 3) we may also analyze non-being and socio-cultural situation interrelation. How nonbeing manifests itself in the socio-cultural situation?
The epistemological aspect of non-being may be observed as a complementary pair. The ontological status of the category of non being was marked in mythology, folklore, religion, art. Here we may find in syncretic unity some glimpses of "non-being" as something terrible, dark, obscure and aggressive. Nowadays it is possible to find two understanding of non-being. Firstly it may be shown as an absolute nothingness (Greek oukon). Secondly it may be understood as relative (Gr. meon). Non-being may have another meaning in the content of neoclassical philosophy. We may see some changes of changing the fundamental question nowadays. In the classical tradition we may find the problem of being and consciousness, matter and spirit relation. But now it is the problem of being and non-being relations. "To be or not to be problem" becomes actual for all people.
This formulation of the problem influenced to the understanding of socio-cultural situation. It is possible to begin a new dimension, a new trend of socio-cultural situation development as nigitology. Non-being reveals itself in historical situations - like forgetfulness (of customs, traditions, language, historical memory of one's own people). In the sphere of politics it may be shown as insulation, media war. Non-being "breakthroughs" of nothingness through the surface of the socio-cultural situation being . They may be revealed in such human existence dimensions as a situational niche and situational expectations.
Keywords: socio-cultural situation, being, non-being, nigitology, situational niche, situational expectations.
В условиях продолжающегося системного кризиса, необходимо преодоление ограниченности классической и неклассической методологии изучения социокультурной ситуации как многоаспект-ной характеристики культуры. Современность предполагает поиск других подходов и иной терми-нологии осмысления социокультурной ситуации. Таким центральным понятием, на наш взгляд, является категорж «небытие». АБергсон, утверждал: «Философы почти не занимались идеей небытия. Однако она часто бывает скрытой пружиной, невидимым двигателем философской мысли. С первого пробуждения мышления она-то и выдвигает вперед, прямо навстречу сознанию, мучительные проблемы, вопросы, на которых нельзя остановиться, не испытывая головокружения» [1, c.267-268].
Актуальность категории небытия в социокультурной ситуации обусловлена общей атмосферой эпохи: духовным кризисом; дегуманизацией общественных отношений, и конечно, исчезновением «гармонии между человеком и окружающим миром» [2].
Категория «небытие» всегда имела важное значение в философско-культурологической мысли и вошла в научную мысль с учением древнегреческого философа Парменида вместе с категорией «бытие».
В настоящее время эта проблема имеет несколько аспектов: 1) в очередной раз переосмысление категории «небытие». Что есть небытие как таковое? 2) изменение в понимании основного вопроса философии в неоклассической мировоззренческой парадигме; 3) отношение небытия и социокуль-турной ситуации. Каким образом небытие являет себя в социокультурной ситуации?
Начнем анализ с постановки первого вопроса. Что касается понятия категории небытие, то на наш взгляд, наиболее точно трактовки небытия подмечены Н.М.Солодухо: «небытие - это 1) реальное несуществование (отсутствие) чего-либо (предикативное определение); 2) несуществующая реаль-ность или реальность несуществования, или отсутствия, (субъектное определение); 3) все реально несуществующего («мир небытия. Обобщенной формой проявления небытия служит ничто или не-сущее»)» [3, с.19, 43]. В изучении категории небытия необходимо выделить два аспекта: гносеоло-гический и онтологический. В гносеологическом аспекте - небытие выступает как контрарная пара по отношению к бытию. Онтологический статус категории небытия никак не определен, поэтому его сложно помыслить. Если бы небытие существовало абсолютно - нас бы просто не было.
Тем не менее, уже в мифологии, фольклоре, религии, искусстве проскальзывали проблески «не-бытия» как чего-то страшного, темного, непонятного агрессивного.
Ситуативно категория «небытие» являла себя в фольклоре и древних текстах. Так, в сказках аналогом небытия являются небылицы. Небыль - то чего нет, но в принципе возможно. В народном творчестве - это шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает (напр.: «гром по лесу прокатился: комар с дерева свалился» или «ехала деревня мимо мужика, вдруг из подворотни лают ворота»). Практически все сказки пестрят подобными ситуациями. В широком смысле небытие в традиционной культуре обусловлено неизвестностью перед будущим и страхом смерти, потому человек и совершал обряды как способ сопротивления и бегства от неизвестности.
В древнеиндийской мифологии в Ригведах небытие определяется как не-сущее:
«Тогда не было ни сущего, ни не-сущего;
Не было ни воздушного пространства, ни неба над ним....
Тогда не было ни смерти, ни бессмертия, не было
Различия между ночью и днем.
Без дуновения само собой дышало Единое,
И ничего, кроме него, не было» [4, с.70-71].
В древнегреческой мифологии аналогом категории небытия являются Хаос и Аид. Хаос - от греч. зиять, зевать, разевать рот, быть пустым и голодным, пра-бездна. Впервые слово «хаос» встречается у Гесиода в «Теогонии. Согласно гесиодовой концепции хаос порождает негативные силы, такие как черный Мрак и Ночь. Аристотель отождествляет хаос с пространством («Физика» 209Ь 31). Хаос часто отождествляется с Тартаром (Платон, «Аксиох» 37 1е) - подземной бездной, безвозвратно поглощающей все некогда живое и символизирующей смерть. Другое подземное царство смерти - Аид - мыслится как расположенное ближе к земле; там умершие еще продолжают как-то существовать, хотя бы в виде теней. Согласно терминологии Н.М.Солодухо: «хаос - это небытие-до-бытия», а Аид - небытие-после-бытия» [5, с.105].
В христианстве небытие связано с хаосом. Так, в Книге Бытия 1,2 говорится о «тьме над бездною», бывшей до сотворения мира. Кроме того, хаос приобретает эсхатологическое значение, поскольку в «Апокалипсисе» (17, 8) говорится о конце времен.
В истории философии сложились разные трактовки понимания небытия. В философии Древнего Востока в буддизме аналогом этого понятия - сансара (мучительная пустота) и нирвана (пустота блаженная). В Упанишадах небытие («пракрити») - это пассивное, хаотическое начало, выступающее источником всего существующего. В даосизме (в «Книге о Пути и Силе») небытие (пустота)-первобытие является порождающим началом, неким пределом, заключающим в себе все потенции мира. В трактате Лао цзы «Дао дэ дзин» небытие понимается как Единое: «Что же суть Единое? Верх его не светел, низ его не темен.
Тянется, не прерываясь ни на миг,
а по имени не назовешь.
Круг за кругом все в него возвращается,
а вещей там никаких нет.
Вот что называется иметь облик,
которого нет,
обладать существованием, не будучи вещью.
Вот что называется быть неясным
и смутным подобно утренней дымке.
Встречаю его, но не вижу его лица,
следую за ним, но не вижу его спины» [6].
Одни философы, такие как Парменид отрицали относительное небытие (те оп) поскольку его невозможно познать. Эту точку зрения поддерживал Аристотель, считая логическим противоречием, что не-есть (небытие) в то же время есть. Пифагорейцы считали небытие более реальным и не зависящим от бытия. Онтологический статус категории небытия придали Демокрит и Платон. Платон вносит различия между бытием и небытием, а также между бытием и сверхбытием (единое). Небытие стало рассматриваться как отсутствие бытия и в то же время как исток, способ происхождения бытия. На этот аспект впоследствии обратил внимание Гегель, назвав единство бытия и небытия процессом становления.
В качестве самостоятельных авторских концепций понимания небытия/ничто можно выделить учения С.Кьеркегора, АШопенгауэра, Ф.Ницше, НАБердяева, Э.Гуссерля, КЯсперса, МХайдеггера, ЖП. Сартра.
В настоящее время небытие понимается двояко: как абсолютное небытие (греч. оик оп) и как относительное (греч. те оп). Итак, небытие - это подкладка бытия как справедливо полагает Н.М.Со-лодухо и вводит новое направление в философии - философию небытия, в которой обнаруживается изнанка мира, показывающая негационные процессы, невидимые силы, творящие многообразные бытийные формы [7, с.128]. Все приведенные доводы, конечно же, характеризуют относительную форму небытия.
Обобщая взгляды философов на проблему небытия, мы подошли к постановке основной проблемы современной постнеклассическй парадигмы - соотношения бытия и небытия. Почему именно сегодня происходит переосмысление данной проблемы? Мироздание в истории философии переоткрывалась не единожды. В настоящее время меняется постановка основного вопроса: если в классической традиции вопрос стоял о соотношении бытия и сознания, материи и духа, то сегодня это вопрос о бытии и небытии. Среди философов, заговоривших о пересмотре основного вопроса можно выделить И.С.Нарского, В.П.Лузгина, В.В.Соколова, А.С.Ахиезера, В.В.Налимова. В последние десятилетия появились работы С.В.Дерюгина и А.Н.Наумова, Н.М.Солодухо, В.А.Кутырева, Л.А.Когана, М.С.Кагана и других философов, уделяющих внимание соотношению бытия-небытия, что соответствует неоклассической парадигме философии. Наиболее развернуто и обобщенно проблема представлена в работе Г.П.Мень-чикова «Об изменении основного вопроса философии» [8], мы, лишь следуя логике нашего исследования, ограничимся иллюстрацией по данному вопросу. Проблема бытия и/или небытия выходит на повестку дня всего человечества. Мы живем в эпоху сложных, динамично развивающихся систем. В Новое время мир представлялся в неизменном состоянии, - каким был, таким и останется. В XX веке стала обозначаться сложность и динамичность мира. В неоклассической реальности (в 70-е гг. XX в.) были озвучены глобальные проблемы современности, что с особой остротой поставило вопрос «быть или не быть» перед человечеством. Ответом на такие вызовы современности стали идеи коэволюции и глобального эволюционизма [9].
Тема небытия в социокультурной ситуации также находит отражение, поскольку внешний мир стал утрачивает для человека свою ценность, наполненность, значимость. И, действительно, темпы изменения очень высоки, человек не всегда способен их осознать и принять. Это приводит к тому, что современное общество обезличиваются, в нем меняются социальные роли; в общественном сознании все больше укореняется инфантилизм, фрагментарность мышления. В данном случае небытие про-являет себя в утрате социальных связей. Сегодня правомерно ввести новый аспект, новую тенденцию развития социокультурной ситуации - нигитологическую (негативную, отрицательную).
Исторически небытие являло себя в разных аспектах социокультурной ситуации. В исторических ситуациях - как забвение (обычаев, традиций, языка, исторической памяти своего народа). В ситуации изоляция (например, железный занавес в СССР). Но самым страшным фактом проявления небытия сегодня является информационная война.
Сегодня появились новые смыслы в изучении категории небытия в социокультурной ситуации - 1) когда человек оказывается в ситуации небытия по своей воле (не хочет выделяться из толпы, уходит или сбрасывает с себя ответственность (моральный релятивизм), от переизбытка информации, внутренних страхов, сюда можно отнести и аскетические практики - все это можно
вынести в понятие «ситуационная ниша»1. 2) Еще одним аспектом небытийной концепции является ситуация, когда человек перемещается в ситуацию небытия не по своей воле, но в силу ряда сложившихся факторов - безразличия со стороны общества, военных конфликтов, ссор - в данном случае уместно сказать «о ситуационном ожидании».
«Прорывы» небытия сквозь поверхность бытия социокультурной ситуации проявляются не то-лько в негативных формах, но и позитивных - как то, что еще не пришло в этот мир. Сюда можно отнести новые формы социокультурных практик. Важную роль в развитии этой творческой силы конечно несет человек. Ведь именно благодаря ему «существует реальность, которой нет» -культурная. Без категории небытия невозможно познание и творчество в социокультурной ситуации.
Таким образом, небытие по отношению к социокультурной ситуации, выполняет двойную функ-цию - негационную (отрицательно-ничтожащую, деструктивную) и творящую (продуцирующую, конструктивную), причем обе функции сопровождают друг друга, являются двумя взаимоопределяющими аспектами.
Литература
1.Бергсон А. Творческая эволюция / пер с фр. В. А. Флеровой. - М.: КАНОН-пресс; Кучково поле, 1998. - С.267-268.
2.Штумпф С.П. Природа духовности: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. Специальность 24.00.01 - теория и история культуры. Красноярск. - 2016 - 44 с. /http://elib.sfu-kras.ru/bitstream/handle/2 311/25636/Авторефера т?sequence=1&isAllowed=y
3. Солодухо Н.М. Философия небытия / Н.М.Солодухо. - Казань: Изд-во Казан.гос.техн.ун-та, 2002. - 146 с.
4. Цит. по кн.: Антология мировой философии: в 4 т. Т.1. Философия древности и средневековья. Ч.1. М., 1969.
5 Солодухо Н.М. Философия небытия / Н.М.Солодухо. - Казань: Изд-во Казан.гос.техн.ун-та, 2002. - 146 с.
6. Лао Цзы. Дао Де Дзин. Глава 14 //http://lib.ru/POECHIN/lao3.txt Дата обращения 5.11.16
7. Солодухо Н.М. Философия небытия / Н.М.Солодухо. - Казань: Изд-во Казан.гос.техн.ун-та, 2002. - 146 с.
8. Меньчиков Г.П. Об изменении основного вопроса философии / Г.П. Меньчиков // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. - № 1 / том 152 / 2010 / http:/ / cyberleninka.ru/ article/ n/ ob-izmenenii-osnovnogo-voprosa-filosofii
9. Меньчиков Г.П. Неоклассическая философия: сущность, содержание, значение / Г.П.Меньчиков // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. - № 1, том 155. -2013 /http://cyberleninka. ru/article/n/neoklassicheskaya-filosofiya-suschnost-soderzhanie-znachenie
1.Bergson A. Tvorcheskaja jevoljucija / per s fr. V. A. Flerovoj. - M.: KANON-press; Kuchkovo pole, 1998.
- S.267-268.
2.Shtumpf S.P. Priroda duhovnosti: Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni doktora filosofskih nauk. Special'nost' 24.00.01 - teorija i istorija kul'tury. Krasnojarsk. - 2016 - 44 s. /http://elib.sfu-
kras.ru/bitstream/handle/2 311/25636/Avtoreferat? sejauence=1&isAlloshhed=y
3. Soloduho N.M. Filosofija nebytija / N.M.Soloduho. - Kazan': Izd-vo Kazan.gos.tehn.un-ta, 2002. - 146 s.
4. Cit. po kn.: Antologija mirovoj filosofii: v 4 t. T.1. Filosofija drevnosti i srednevekov'ja. Ch.1. M., 1969.
5 Soloduho N.M. Filosofija nebytija / N.M.Soloduho. - Kazan': Izd-vo Kazan.gos.tehn.un-ta, 2002. - 146 s.
6. Lao Czy. Dao De Dzin. Glava 14 //http://lib.ru/POEChIN/lao3.tht Data obrashhenija 5.11.16
7. Soloduho N.M. Filosofija nebytija / N.M.Soloduho. - Kazan': Izd-vo Kazan.gos.tehn.un-ta, 2002. - 146 s.
8. Men'chikov G.P. Ob izmenenii osnovnogo voprosa filosofii / G.P. Men'chikov // Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Serija Gumanitarnye nauki.
- № 1 / tom 152 / 2010 / http://cyberleninka.ru/article/n/ob-izmenenii-osnovnogo-voprosa-filosofii
9. Men'chikov G.P. Neoklassicheskaja filosofija: sushhnost', soderzhanie, znachenie / G.P.Men'chikov // Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Serija Gumanitarnye nauki. - № 1, tom 155. -2013 /http:/ / cyberleninka.
ru/article/n/neoklassicheskaja-filosofija-suschnost-soderzhanie-znachenie
1 Концепты «ситуационные ниши» и «ситуационные ожидания» выявлены в работе Сабирзянова А.М Ситуационный подход в философско-экологическом контексте / А.М.Сабирзянов, Н.М.Солодухо. - Казань: Изд. Казан.гос.тех.ун-та, 2013. - 215 с.