Научная статья на тему '«Ситуация» как концепт и понятие в философском знании'

«Ситуация» как концепт и понятие в философском знании Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
598
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / ПОНЯТИЕ / СИТУАЦИЯ / ФИЛОСОФИЯ / КУЛЬТУРА / CONCEPT / NOTION / SITUATION / PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Солодухо М.Н.

Характеризуются отличительные черты концепта и понятия в качестве особых форм мышления в культуре философствования. Показывается процесс формирования и проявления концепта и понятия в области философии на примере феномена ситуации. При этом концепт трактуется как переходная форма от общего представления к понятию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Situation" as a concept and the notion in philosophical knowledge

Characterized by the distinctive features of the concept and the notion as a special form of thought in culture philosophizing. Showing the process of formation and manifestation of the concept and the notion in philosophy as an example of the phenomenon of the situation. This concept is treated as a transitional from the overall presentation of the notion

Текст научной работы на тему ««Ситуация» как концепт и понятие в философском знании»

УДК [2 + 8] + 101.8 + 165.1 + 168

М.Н.Солодухо

«СИТУАЦИЯ» КАК КОНЦЕПТ И ПОНЯТИЕВ ФИЛОСОФСКОМ ЗНАНИИ

Характеризуются отличительные черты концепта и понятия в качестве особых форм мышления в культуре философствования. Показывается процесс формирования и проявления концепта и понятия в области философии на примере феномена ситуации. При этом концепт трактуется как переходная форма от общего представления к понятию.

Ключевые слова: концепт, понятие, ситуация, философия, культура.

M.N.Solodukho "SITUATION"AS A CONCEPTAND THE NOTIONINPHILOSOPHICAL KNOWLEDGE

Characterized bythe distinctive features ofthe conceptandthe notion as a specialformof thoughtin culturephilosophizing.Showingthe process of formationandmanifestationof the conceptandthe notion in philosophyas an exampleof thephenomenon ofthe situation.Thisconceptis treated as atransitional from theoverall presentation ofthe notion.

Key words: concept, notion, situation, philosophy.

Целью данной статьи является показ того, как формируется и проявляется концепт, а затем и категория (понятие) в философском дискурсе на примере феномена ситуации. При этом концепт и понятие интерпретируются как особые формы познания.

Рассмотрение концепта как особой познавательной формы наряду с представлением и понятием привлекает все большее внимание в области философского знания. Это обстоятельство делает проблему соотношения понятия и концепта в культуре философствования на сегодняшний день актуальной. Культура философствования требует учитывать как традиционные формы дискурса, основанные в классический период на понятийном, категориальном аппарате, так и понимание и применение форм философского мышления, которые использует модернистская и постмодернистская философия. Именно ктакого рода формам следует отнести концепт.

В этом плане особый интерес с мировоззренческой и методологической точек зрения для современной философии представляет феномен ситуации. Поэтому, прежде всего, охарактеризуем отражение феномена ситуации в современном научном и философском знании, а затем покажем, как проявляется этот феномен в форме концепта и понятия в философии.

Согласно словарному определению понятие «ситуация» означает сочетание обстоятельств и условий, которые создают определенную обстановку. Данное понимание ситуации на сегодняшний день является недостаточным, потому что оно не может в полном объеме отразить современную концептуализацию и категоризацию этого понятия. Более обобщенным и соответствующим общенаучному, а также философскому пониманию, можно считать, например, следующее определение: «Ситуация выступает как совокупность факторов, определяющих состояние и изменение объекта» (Н.М.Солодухо) [1, с.5-6].

^туация в познании представляет собой диалектическое единство, событие субъекта и объекта. Именно в процессе взаимодействия субъекта, объекта действительности, и обстоятельств возникают познавательные смыслы. Ситуативными в этом событии являются, по крайней мере, обстоятельства и субъект. Объективные внешние обстоятельства и совокупность внутренних факторов, составляющих объект, вызывают к жизни смыслы, порождаемые сознанием субъекта познания, а субъект деятельности на основе выявленных смыслов преображает соответствующим образом действительность.

Большинство современных отечественных исследователей склонно различать концепт и понятие, понимая и то, и другое как особые формы мышления [2, с.74-75]. Сторонниками существования понятийного статуса «ситуации» в системе философского знания выступают ЛАБессонова, Е.В. Листвина, Т.М.Шатунова Д.Н.Мельников, Г.П.Меньчиков, В.П.Павлов, Н.С.Рыбаков,А.М.Сабирзянови многие др. Иную позицию занимают М.Ф.Литвинов, М.Г.Румянцева, Н.А.Терещенко и др., придающие феномену ситуации на философском уровне концептивную трактовку [3].

При этом в литературе концепт связывают с проявлениями чувственно-эмоционального, образного отношения к миру вещей, а понятие с логической рациональной фиксацией определенной совокупности свойств предметов и явлений некоторого рода. Если не отождествлять концепт с представлением, то можно заключить, что концепт, обладающий большими элементами рационального, чем представление, занимает промежуточное переходное положение между представлением и понятием, между чувственным и рациональным, между

субъективным и объективным.

Обобщая существующее в литературе понимание концепта [2; 4] можно сказать, что концепт - это особая переходная форма мышления между представлением и понятием, которая формируется в чувственно-рассудочном пространстве и обладает как свойствами представления, так и некоторыми свойствами понятия, и выступает как целостная чувственная форма сознания и как исходная познавательная форма мышления человека. Основным свойством, роднящим концепт с представлением является целостность и конкретность чувственного образа, с другой стороны, основным свойством, сходным с понятием, служит внутренняя разнородность концепта (его готовность к рассудочной дифференциации содержания целого). В целом концепт как речевой элемент ситуативен и контекстуален, всякий раз возрождаясь «здесь и теперь», обладает субъективно-объективнойбинарностью.

Назовем некоторые проявления концепта ситуации в модернистской и постмодернистской философии. Ситуация как концепт стала проявляться в герменевтике Ф.Шлейермахера, а затем П. Рикёра - ситуативность связывалась с контекстуальностьюобъекта. У предшественника экзистенциализма С. Кьеркегора, который перевел философский дискурс с общих категорий в плоскость единичного. Затем в экзистенциализме у К.Ясперса и М.Хайдеггера более или менее явно использовался термин «ситуация» в связи с пониманием экзистенцильной ситуативности человека, погруженного в конкретную обстановку бытия. В постмодернизме Ж.Делёза и Ф.Гваттари считалось, что вся философия базируется на подвижных, неопределенных и ситуативных концептах.

Анализ различных форм знания, обозначаемых термином (словом) «концепт» и «ситуация» в разных областях духовной человеческой деятельности, охватывающей социально-экономические и историко-гуманитарные науки, с одной стороны, и исследование становления представлений о концепте и ситуации в истории философии и лингвистике, с другой стороны, позволяет сделать ряд выводов. Прежде всего, это общие выводы, касающиеся взаимосвязи концепта и понятия вообще. В целом в динамике взаимодействия «концепт - понятие» должна прослеживаться следующая последовательность: на базе частно-научных понятий складываются общенаучные концепты, а затем на их основе формируются философские понятия (категории) с более или менее строгой дефиницией.

Следует отметить, что вообще все понятия обладают некоторой динамикой и со временем эволюционируют. Некоторые из них в силу логико-гносеологических процессов могут значительно изменить свой статус. Например, из обыденных перейти в разряд научных, а затем превратиться в общенаучные, либо философские понятия (категории) [6]. Более того, они могут обрести плюралистический статус, то есть одновременно проявлять себя в разных качествах: и как научные, и как общенаучные, и как философские понятия, имеющие между собой связанное, но различающееся содержание [3, с.7]. Так вот эти переходы осуществляются при участии соответствующих концептов, предшествующих формирующимся понятиям нового структурного уровня.

Такова линия развития и понятия «ситуация». На основе обобщения частно-научных значений этого понятия, активно используемых в целом ряде социально-гуманитарных наук (экономика, менеджмент, педагогика, психология, криминалистика, экология и др.), происходит формирование общенаучного понятия «ситуация». При этом процесс обобщения первоначально приводит к интуитивному слиянию и созданию целостного образа ситуации, которая имеет различные толкования в разных науках. На междисциплинарном уровне вначале складывается достаточно смутное и неопределенное представление о ситуации, получающее все более высокую степень обобщенности. И уже на базе этого междисциплинарного концепта вполне осознанно на рациональном уроне выводится более ясное общенаучное определение понятия ситуации: совокупность факторов, определяющих состояние и изменение объектов. В указанном определении ключевым является понятие фактора, означающее производящее, действенное начало, слагающее всякий объект. Из данного определения видно, что понятие «ситуация» обладает некоторой нейтральностью: в нем еще нет конкретного указания ни на характер изменений и состояний объектов, ни на специфику факторов, которые определяют ситуацию [1, с.6; 3, с.8]. Можно привести и другие определения ситуации, базирующиеся на иных понятиях: «состояние» (Г.П.Меньчиков) [5, с.20-28 ], «факт» (Н.С Рыбаков) [5, с.28-33], «проблема» АШ.Шайхутдинова) [5, с.34-39] и др.

Понятие «ситуация» содержит в себе значительный философский потенциал. Обоснование

философского категориального статуса данного понятия является особым делом. Дело в том, что сама по себе ситуация амбивалентна, она может обладать и ситуативными, и системными свойствами. Говоря о ситуации с позиции философии, видно, что это понятие представляет собой некий сплав, другими словами - единство целого ряда философских категорий: единичного и общего, неопределенности и определенности, изменения и сохранения, случайности и необходимости, объективности и субъективности, конкретного и абстрактного, неограниченности и граничности, однозначности детерминации и ее многозначности, динамичности и стабильности и т.п. [3, с.8-9]. Изложенный выше набор общенаучных понятий и философских категорий позволяет нам вести речь о категориальной содержательности самого понятия «ситуация», а также его внутренней противоречивости. В философии экзистенциализма К.Ясперсом введено понятие «пограничная ситуация» как состояние, в котором человеку приоткрывается его экзистенция.

Еще одним важным признаком становления понятия, как правило, служит возникновение соответствующего познавательного подхода, дело в том, что исследовательские подходы формируются на базе понятий, имеющих ясный, рационально выраженный смысл. К таким подходам, например, относятся системный, структурный, функциональный и др. Наличие ситуационного (ситуативного) подхода в частных науках и его качественная реализация на уровне философии, подтверждает существование соответствующего понятия ситуации.

Конечно, отследить процесс превращения концепта ситуации в понятие ситуации весьма непросто. Во-первых, потому что сам процесс носит незаметный постепенный и неравномерный характер, если брать всю картину социально-гуманитарного знания в ее пространственно-временном объеме. И, во-вторых, потому что эта процедура во многом имеет субъективный характер и зависит от выборки материала и полноты охвата исследуемых областей знания. Поэтому можно лишь говорить скорее о некотором интуитивном представлении и понимании статуса ситуации как в различных отдельных областях (науках), так и на междисциплинарном (общенаучном) уровне знания, а также в области философии. Между тем, если в литературе дается дефиниция и экспликация используемого термина «ситуация», то это означает, что на данном уровне знания или в данной области появилось понятие феномена ситуации.

Таким образом, можно говорить о существовании концепта между традиционно известными познавательными формами в области философского знания - между представлением и понятием. Большинство исследователей признает существование ситуации как понятия частно-научного знания; о существовании понятия «ситуация» в области философии мнения разделились: одни говорят, такая форма есть, учитывая, что есть определение ситуации и существует общенаучный ситуационный подход, другие в этом сомневаются, признавая негласно на уровне философского знания только концептивную форму проявления ситуации.

Литература

1. Ситуационные исследования. Вып.2: Классификация ситуаций / Под общ.ред. Н. М. Солодухо. По матер, всерос. семинара. — Казань: Изд-во Казан.гос. техн. ун-та, 2006. — 152 c.

2. Суржанская Ю.В. Концепт как философское понятие // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. Вып. № 2, 2011. - с. 70-77.

3. Ситуационные исследования. Вып.3: Ситуационность бытия / Под общ.ред. Н. М. Солодухо. По матер. Междунар. (СНГ) научно-философской конференции. — Казань: Изд-во Казан.гос. техн. ун-та, 2011. — 165 c.

4. Неретина С. С. Концепт // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: Канон +; РООН «Реабилитация», 2009. С. 387-389; Бобкова Ю. Концепт в философских исследованиях, или Штрихи к философскому «портрету» концепта // «Филолог». Вып. 7(6), 2005. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://philolog. pspu.ru/module/magazine/do/mpub_6_137; и др.

Literatura

1. Situacionnye issledovanija. Vyp.2: Klassifikacija situacij / Pod obshh. red. N. M. Soloduho. Po mater, vseros. seminara. — Kazan': Izd-vo Kazan. gos. tehn. un-ta, 2006. — 152 c.

2. Surzhanskaja Ju.V. Koncept kak filosofskoe ponjatie // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofija. Sociologija. Politologija. Vyp. № 2, 2011. -s. 70-77.

3. Situacionnye issledovanija. Vyp.3: Situacionnost' bytija / Pod obshh. red. N. M. Soloduho. Po mater. Mezhdunar. (SNG) nauchno-filosofskoj konferencii. — Kazan': Izd-vo Kazan. gos. tehn. un-ta, 2011. — 165 c.

4. Neretina S. S. Koncept // Jenciklopedija jepistemologii i filosofii nauki. M.: Kanon +; ROON «Reabilitacija», 2009. S. 387-389; Bobkova Ju. Koncept v filosofskih issledovanijah, ili Shtrihi k filosofskomu «portretu» koncepta // «Filolog». Vyp. 7(6), 2005. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://philolog. pspu.ru/module/magazine/do/mpub_6_137; i dr.

5. Situacionnye issledovanija. Vyp.1: Situacionnyj podhod. / Pod obshh. red. N. M. Soloduho. Po mater,

5. Ситуационные исследования. Вып.1: Ситуационный подход. / Под общ.ред. Н. М. Солодухо. По матер, всерос. семинара. - Казань: Изд-во Казан.гос. техн. ун-та, 2005. — 188 с.

6. Готт В.С., Урсул А.Д. Общенаучные понятия и их роль в познании. - М.:,1975; Семенюк Э.П. Общенаучные категории и подходы к познанию. -Львов, 1978; Урсул А.Д. Философия и интегративно-общенаучные процессы. - М.: Наука, 1981; Готт В.С., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Категории современной науки. - М., 1984.

vseros. seminara. - Kazan': Izd-vo Kazan. gos. tehn. unta, 2005. — 188 c. 6. Gott V.S., Ursul A.D.

Obshhenauchnyeponjatijaiihrol' v poznanii. - M.:,1975; SemenjukJe.P. Obshhenauchnyekategoriiipodhody k poznaniju. - L'vov, 1978; Ursul A.D. Filosofijaiintegrativno-obshhenauchnyeprocessy. - M.: Nauka, 1981; Gott V.S., SemenjukJe.P., Ursul A.D. Kategoriisovremennojnauki. - M., 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.