УДК [2 + 8] + 101.8 + 165.1 + 168
М.Н.Солодухо
«СИТУАЦИЯ» КАК КОНЦЕПТ И ПОНЯТИЕВ ФИЛОСОФСКОМ ЗНАНИИ
Характеризуются отличительные черты концепта и понятия в качестве особых форм мышления в культуре философствования. Показывается процесс формирования и проявления концепта и понятия в области философии на примере феномена ситуации. При этом концепт трактуется как переходная форма от общего представления к понятию.
Ключевые слова: концепт, понятие, ситуация, философия, культура.
M.N.Solodukho "SITUATION"AS A CONCEPTAND THE NOTIONINPHILOSOPHICAL KNOWLEDGE
Characterized bythe distinctive features ofthe conceptandthe notion as a specialformof thoughtin culturephilosophizing.Showingthe process of formationandmanifestationof the conceptandthe notion in philosophyas an exampleof thephenomenon ofthe situation.Thisconceptis treated as atransitional from theoverall presentation ofthe notion.
Key words: concept, notion, situation, philosophy.
Целью данной статьи является показ того, как формируется и проявляется концепт, а затем и категория (понятие) в философском дискурсе на примере феномена ситуации. При этом концепт и понятие интерпретируются как особые формы познания.
Рассмотрение концепта как особой познавательной формы наряду с представлением и понятием привлекает все большее внимание в области философского знания. Это обстоятельство делает проблему соотношения понятия и концепта в культуре философствования на сегодняшний день актуальной. Культура философствования требует учитывать как традиционные формы дискурса, основанные в классический период на понятийном, категориальном аппарате, так и понимание и применение форм философского мышления, которые использует модернистская и постмодернистская философия. Именно ктакого рода формам следует отнести концепт.
В этом плане особый интерес с мировоззренческой и методологической точек зрения для современной философии представляет феномен ситуации. Поэтому, прежде всего, охарактеризуем отражение феномена ситуации в современном научном и философском знании, а затем покажем, как проявляется этот феномен в форме концепта и понятия в философии.
Согласно словарному определению понятие «ситуация» означает сочетание обстоятельств и условий, которые создают определенную обстановку. Данное понимание ситуации на сегодняшний день является недостаточным, потому что оно не может в полном объеме отразить современную концептуализацию и категоризацию этого понятия. Более обобщенным и соответствующим общенаучному, а также философскому пониманию, можно считать, например, следующее определение: «Ситуация выступает как совокупность факторов, определяющих состояние и изменение объекта» (Н.М.Солодухо) [1, с.5-6].
^туация в познании представляет собой диалектическое единство, событие субъекта и объекта. Именно в процессе взаимодействия субъекта, объекта действительности, и обстоятельств возникают познавательные смыслы. Ситуативными в этом событии являются, по крайней мере, обстоятельства и субъект. Объективные внешние обстоятельства и совокупность внутренних факторов, составляющих объект, вызывают к жизни смыслы, порождаемые сознанием субъекта познания, а субъект деятельности на основе выявленных смыслов преображает соответствующим образом действительность.
Большинство современных отечественных исследователей склонно различать концепт и понятие, понимая и то, и другое как особые формы мышления [2, с.74-75]. Сторонниками существования понятийного статуса «ситуации» в системе философского знания выступают ЛАБессонова, Е.В. Листвина, Т.М.Шатунова Д.Н.Мельников, Г.П.Меньчиков, В.П.Павлов, Н.С.Рыбаков,А.М.Сабирзянови многие др. Иную позицию занимают М.Ф.Литвинов, М.Г.Румянцева, Н.А.Терещенко и др., придающие феномену ситуации на философском уровне концептивную трактовку [3].
При этом в литературе концепт связывают с проявлениями чувственно-эмоционального, образного отношения к миру вещей, а понятие с логической рациональной фиксацией определенной совокупности свойств предметов и явлений некоторого рода. Если не отождествлять концепт с представлением, то можно заключить, что концепт, обладающий большими элементами рационального, чем представление, занимает промежуточное переходное положение между представлением и понятием, между чувственным и рациональным, между
субъективным и объективным.
Обобщая существующее в литературе понимание концепта [2; 4] можно сказать, что концепт - это особая переходная форма мышления между представлением и понятием, которая формируется в чувственно-рассудочном пространстве и обладает как свойствами представления, так и некоторыми свойствами понятия, и выступает как целостная чувственная форма сознания и как исходная познавательная форма мышления человека. Основным свойством, роднящим концепт с представлением является целостность и конкретность чувственного образа, с другой стороны, основным свойством, сходным с понятием, служит внутренняя разнородность концепта (его готовность к рассудочной дифференциации содержания целого). В целом концепт как речевой элемент ситуативен и контекстуален, всякий раз возрождаясь «здесь и теперь», обладает субъективно-объективнойбинарностью.
Назовем некоторые проявления концепта ситуации в модернистской и постмодернистской философии. Ситуация как концепт стала проявляться в герменевтике Ф.Шлейермахера, а затем П. Рикёра - ситуативность связывалась с контекстуальностьюобъекта. У предшественника экзистенциализма С. Кьеркегора, который перевел философский дискурс с общих категорий в плоскость единичного. Затем в экзистенциализме у К.Ясперса и М.Хайдеггера более или менее явно использовался термин «ситуация» в связи с пониманием экзистенцильной ситуативности человека, погруженного в конкретную обстановку бытия. В постмодернизме Ж.Делёза и Ф.Гваттари считалось, что вся философия базируется на подвижных, неопределенных и ситуативных концептах.
Анализ различных форм знания, обозначаемых термином (словом) «концепт» и «ситуация» в разных областях духовной человеческой деятельности, охватывающей социально-экономические и историко-гуманитарные науки, с одной стороны, и исследование становления представлений о концепте и ситуации в истории философии и лингвистике, с другой стороны, позволяет сделать ряд выводов. Прежде всего, это общие выводы, касающиеся взаимосвязи концепта и понятия вообще. В целом в динамике взаимодействия «концепт - понятие» должна прослеживаться следующая последовательность: на базе частно-научных понятий складываются общенаучные концепты, а затем на их основе формируются философские понятия (категории) с более или менее строгой дефиницией.
Следует отметить, что вообще все понятия обладают некоторой динамикой и со временем эволюционируют. Некоторые из них в силу логико-гносеологических процессов могут значительно изменить свой статус. Например, из обыденных перейти в разряд научных, а затем превратиться в общенаучные, либо философские понятия (категории) [6]. Более того, они могут обрести плюралистический статус, то есть одновременно проявлять себя в разных качествах: и как научные, и как общенаучные, и как философские понятия, имеющие между собой связанное, но различающееся содержание [3, с.7]. Так вот эти переходы осуществляются при участии соответствующих концептов, предшествующих формирующимся понятиям нового структурного уровня.
Такова линия развития и понятия «ситуация». На основе обобщения частно-научных значений этого понятия, активно используемых в целом ряде социально-гуманитарных наук (экономика, менеджмент, педагогика, психология, криминалистика, экология и др.), происходит формирование общенаучного понятия «ситуация». При этом процесс обобщения первоначально приводит к интуитивному слиянию и созданию целостного образа ситуации, которая имеет различные толкования в разных науках. На междисциплинарном уровне вначале складывается достаточно смутное и неопределенное представление о ситуации, получающее все более высокую степень обобщенности. И уже на базе этого междисциплинарного концепта вполне осознанно на рациональном уроне выводится более ясное общенаучное определение понятия ситуации: совокупность факторов, определяющих состояние и изменение объектов. В указанном определении ключевым является понятие фактора, означающее производящее, действенное начало, слагающее всякий объект. Из данного определения видно, что понятие «ситуация» обладает некоторой нейтральностью: в нем еще нет конкретного указания ни на характер изменений и состояний объектов, ни на специфику факторов, которые определяют ситуацию [1, с.6; 3, с.8]. Можно привести и другие определения ситуации, базирующиеся на иных понятиях: «состояние» (Г.П.Меньчиков) [5, с.20-28 ], «факт» (Н.С Рыбаков) [5, с.28-33], «проблема» АШ.Шайхутдинова) [5, с.34-39] и др.
Понятие «ситуация» содержит в себе значительный философский потенциал. Обоснование
философского категориального статуса данного понятия является особым делом. Дело в том, что сама по себе ситуация амбивалентна, она может обладать и ситуативными, и системными свойствами. Говоря о ситуации с позиции философии, видно, что это понятие представляет собой некий сплав, другими словами - единство целого ряда философских категорий: единичного и общего, неопределенности и определенности, изменения и сохранения, случайности и необходимости, объективности и субъективности, конкретного и абстрактного, неограниченности и граничности, однозначности детерминации и ее многозначности, динамичности и стабильности и т.п. [3, с.8-9]. Изложенный выше набор общенаучных понятий и философских категорий позволяет нам вести речь о категориальной содержательности самого понятия «ситуация», а также его внутренней противоречивости. В философии экзистенциализма К.Ясперсом введено понятие «пограничная ситуация» как состояние, в котором человеку приоткрывается его экзистенция.
Еще одним важным признаком становления понятия, как правило, служит возникновение соответствующего познавательного подхода, дело в том, что исследовательские подходы формируются на базе понятий, имеющих ясный, рационально выраженный смысл. К таким подходам, например, относятся системный, структурный, функциональный и др. Наличие ситуационного (ситуативного) подхода в частных науках и его качественная реализация на уровне философии, подтверждает существование соответствующего понятия ситуации.
Конечно, отследить процесс превращения концепта ситуации в понятие ситуации весьма непросто. Во-первых, потому что сам процесс носит незаметный постепенный и неравномерный характер, если брать всю картину социально-гуманитарного знания в ее пространственно-временном объеме. И, во-вторых, потому что эта процедура во многом имеет субъективный характер и зависит от выборки материала и полноты охвата исследуемых областей знания. Поэтому можно лишь говорить скорее о некотором интуитивном представлении и понимании статуса ситуации как в различных отдельных областях (науках), так и на междисциплинарном (общенаучном) уровне знания, а также в области философии. Между тем, если в литературе дается дефиниция и экспликация используемого термина «ситуация», то это означает, что на данном уровне знания или в данной области появилось понятие феномена ситуации.
Таким образом, можно говорить о существовании концепта между традиционно известными познавательными формами в области философского знания - между представлением и понятием. Большинство исследователей признает существование ситуации как понятия частно-научного знания; о существовании понятия «ситуация» в области философии мнения разделились: одни говорят, такая форма есть, учитывая, что есть определение ситуации и существует общенаучный ситуационный подход, другие в этом сомневаются, признавая негласно на уровне философского знания только концептивную форму проявления ситуации.
Литература
1. Ситуационные исследования. Вып.2: Классификация ситуаций / Под общ.ред. Н. М. Солодухо. По матер, всерос. семинара. — Казань: Изд-во Казан.гос. техн. ун-та, 2006. — 152 c.
2. Суржанская Ю.В. Концепт как философское понятие // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. Вып. № 2, 2011. - с. 70-77.
3. Ситуационные исследования. Вып.3: Ситуационность бытия / Под общ.ред. Н. М. Солодухо. По матер. Междунар. (СНГ) научно-философской конференции. — Казань: Изд-во Казан.гос. техн. ун-та, 2011. — 165 c.
4. Неретина С. С. Концепт // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: Канон +; РООН «Реабилитация», 2009. С. 387-389; Бобкова Ю. Концепт в философских исследованиях, или Штрихи к философскому «портрету» концепта // «Филолог». Вып. 7(6), 2005. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://philolog. pspu.ru/module/magazine/do/mpub_6_137; и др.
Literatura
1. Situacionnye issledovanija. Vyp.2: Klassifikacija situacij / Pod obshh. red. N. M. Soloduho. Po mater, vseros. seminara. — Kazan': Izd-vo Kazan. gos. tehn. un-ta, 2006. — 152 c.
2. Surzhanskaja Ju.V. Koncept kak filosofskoe ponjatie // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofija. Sociologija. Politologija. Vyp. № 2, 2011. -s. 70-77.
3. Situacionnye issledovanija. Vyp.3: Situacionnost' bytija / Pod obshh. red. N. M. Soloduho. Po mater. Mezhdunar. (SNG) nauchno-filosofskoj konferencii. — Kazan': Izd-vo Kazan. gos. tehn. un-ta, 2011. — 165 c.
4. Neretina S. S. Koncept // Jenciklopedija jepistemologii i filosofii nauki. M.: Kanon +; ROON «Reabilitacija», 2009. S. 387-389; Bobkova Ju. Koncept v filosofskih issledovanijah, ili Shtrihi k filosofskomu «portretu» koncepta // «Filolog». Vyp. 7(6), 2005. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://philolog. pspu.ru/module/magazine/do/mpub_6_137; i dr.
5. Situacionnye issledovanija. Vyp.1: Situacionnyj podhod. / Pod obshh. red. N. M. Soloduho. Po mater,
5. Ситуационные исследования. Вып.1: Ситуационный подход. / Под общ.ред. Н. М. Солодухо. По матер, всерос. семинара. - Казань: Изд-во Казан.гос. техн. ун-та, 2005. — 188 с.
6. Готт В.С., Урсул А.Д. Общенаучные понятия и их роль в познании. - М.:,1975; Семенюк Э.П. Общенаучные категории и подходы к познанию. -Львов, 1978; Урсул А.Д. Философия и интегративно-общенаучные процессы. - М.: Наука, 1981; Готт В.С., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Категории современной науки. - М., 1984.
vseros. seminara. - Kazan': Izd-vo Kazan. gos. tehn. unta, 2005. — 188 c. 6. Gott V.S., Ursul A.D.
Obshhenauchnyeponjatijaiihrol' v poznanii. - M.:,1975; SemenjukJe.P. Obshhenauchnyekategoriiipodhody k poznaniju. - L'vov, 1978; Ursul A.D. Filosofijaiintegrativno-obshhenauchnyeprocessy. - M.: Nauka, 1981; Gott V.S., SemenjukJe.P., Ursul A.D. Kategoriisovremennojnauki. - M., 1984.