Научная статья на тему 'Проблема социальной адаптации учащихся «Группы риска» и детей-сирот'

Проблема социальной адаптации учащихся «Группы риска» и детей-сирот Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
470
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL ADAPTATION / САМОИЗМЕНЕНИЕ / САМОПРИСПОСОБЛЕНИЕ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / КОНКУРЕНТСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / SELF-CHANGE / SELF-ADAPTATION / SELF-RAELIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Реан А. А., Белинская Д. Б., Наровский В. М.

В статье раскрываются особенности влияния социальной адаптации на формирование конкурентноспособного профессионала. Критерием различения типов адаптационного процесса предлагается считать вектор активности и его направленность («наружу» соответствует активному влиянию личности на среду, ее освоение и приспособление к себе; «внутрь» активное самоизменение и активное самоприспособление к среде, и протекает как процесс развития личности, третий тип — вероятностно-комбинированный основан на использовании обоих вариантов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of the adaptation of the students “at risk” and orphans

The article is dedicated to the characteristics of the influence of the social adaptation on the formation of a competitive professional. The vector of activity and its focus is proposed as a the criterion for distinguishing between types of adaptation process (“Out” corresponds to the active influence of personality on the environment, its development and adaptation to himself; “Inside” active self-transformation and active adaptation to the environment, and runs as a process of personal development, the third type — the probability-based on a combination of both variants).

Текст научной работы на тему «Проблема социальной адаптации учащихся «Группы риска» и детей-сирот»

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ «ГРУППЫ РИСКА» И ДЕТЕЙ-СИРОТ

А.А. Реан,

исполнительный директор проекта партии «Единая Россия» «Крепкая семья», заслуженный деятель науки Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор E-mail: [email protected] Д.Б. Белинская,

кандидат биологических наук, доцент кафедры юридической психологии Московского университета МВД России психолог Колледжа индустрии гостеприимства и менеджмента №23 Департамента образования города Москвы

E-mail: [email protected] В.М. Наровский,

заместитель директора колледжа индустрии гостеприимства и менеджмента по научно-методической и экспериментальной работе,

кандидат педагогических наук Рецензент: начальник кафедры юридической психологии УНКПСД доктор психологических наук, профессор, полковник полиции Цветков В.Л.

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье раскрываются особенности влияния социальной адаптации на формирование конкурент -носпособного профессионала. Критерием различения типов адаптационного процесса предлагается считать вектор активности и его направленность («наружу» соответствует активному влиянию личности на среду, ее освоение и приспособление к себе; «внутрь» активное самоизменение и активное самоприспособление к среде, и протекает как процесс развития личности, третий тип — вероятностно-комбинированный основан на использовании обоих вариантов).

Ключевые слова: социальная адаптация, самоизменение, самоприспособление, ресоциализация, конкурентспо-собность

PROBLEMS OF THE ADAPTATION STUDENTS "AT RISK" AND ORPHANS

A.A.Rean,

executive director of the project of United Russia party «Strong family», honored worker of science of the Russian Federation, corresponding member of the Russian Academy of Education, doctor of psychological sciences, professor D.B. Belinskaya,

candidate of biology, associate professor of legal psychology of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia psychologist of College of the industry of hospitality and management No. 23 of Department of Education of the city of Moscow

V.M. Narovsky,

the deputy director of college of the industry of hospitality and management for scientific and methodical and experimental work,

the candidate of pedagogical sciences

Annotation. The article is dedicated to the characteristics of the influence of the social adaptation on the formation of a competitive professional. The vector of activity and its focus is proposed as a the criterion for distinguishing between types of adaptation process ("Out" corresponds to the active influence of personality on the environment, its development and adaptation to himself; "Inside" active self-transformation and active adaptation to the environment, and runs as a process of personal development, the third type — the probability-based on a combination of both variants). Keywords: social adaptation, self-change, self-adaptation, self-raelization, competitiveness

THE OF THE

Проблема социальной адаптации личности является одной из сложнейших проблем психологии. Данная проблема чрезвычайно актуальна для многих областей психологической науки. Она ставится (и в рамках собственной специфики рассматривается там) в таких разделах психологии, как психология личности, педагогическая психология, юридическая психология, психология труда, медицинская психология.

Под социальной адаптацией обычно понимают : а) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; б) результат этого процесса. При этом выделяют следующие основные типы адаптационного процесса: 1) тип, характеризующийся преобладанием активного воздействия на социальную среду; 2) тип, определяющийся пассивным, конформным принятием целей и ценностных ориентаций группы. Нам трудно согласиться с такими представлениями о типах адаптационного процесса. Свои критические замечания и, главное, конструктивные построения, в самом лаконичном виде, мы можем представить так. Типы адаптационного процесса на самом деле различаются не по критерию «активный-пассивный». Второй из названных выше типов тоже активный. Но здесь речь идет об активном приспособлении личности, об активном самоизменении, самокоррекции в соответствии с требованиями среды. Просто пассивного принятия ценностных ориентаций среды без активного самоизменения быть не может, если речь действительно идет о процессе адаптации. В связи со сказанным, критерием различения типов адаптационного процесса мы предлагаем считать не «активность-пассивность», а вектор активности, его направленность. Направленности вектора активности «наружу» соответствует один тип адаптационного процесса. Он характеризуется активным влиянием личности на среду, ее освоение и приспособление к себе, направленности вектора активности «внутрь» соответствует другой тип адаптационного процесса. Он связан с активным изменением личности себя, с коррекцией собственных социальных установок и привычных инструментальных, поведенческих стереотипов. Это тип активного самоизменения и активного самоприспособления к среде. И вообщем-то еще неизвестно, что с энергетической (физической) точки зрения и с эмоциональной (психологической) точки зрения дается легче: изменение среды или изменение себя. Во всяком случае ясно, что ни о каком пассивном процессе адаптации речи быть не может. Конформное, пассивное принятие требований, норм, установок и ценностей со-

циальной среды без включения активного процесса самоизменения, самокоррекции и саморазвития — это всегда не адаптация, а дезадаптация. Это практически всегда (только лишь в различной степени выраженности) переживание дискомфорта, неудовлетворенности, ощущение собственной малости, и возможно, неполноценности. Истинная адаптация — это всегда активный процесс: будь то активное изменение социальной среды или активное изменение себя. Причем это активное изменение себя, оставаясь процессом адаптации (приспособления) и решая задачи адаптации, может объективно протекать как процесс развития личности.

В случае неприемлемости для личности по каким-либо причинам двух рассмотренных вариантов адаптационный процесс протекает по типу активного поиска в социальном пространстве новой среды, с высоким адаптивным потенциалом для данной личности. Последнее обстоятельство («для данной личности») является принципиально важным, потому что понятие адаптационныый потенциал среды всегда должно рассматриваться в субъективном контексте.

4) В действительности существует еще и третий тип адаптационного процесса. Причем этот тип как раз и является наиболее распространенным и наиболее эффективным с точки зрения адаптации. Этот тип мы называем вероятностно-комбинированным. Вероятностно-комбинированный тип основан на использовании обоих вариантов выше приведенных «чистых» типов. Выбор того или иного варианта осуществляется в результате оценки личностью вероятности успешности адаптации при разных типах адаптационной стратегии (вектор активности «внутрь» или «наружу»). При выборе стратегии личностью оцениваются: а) требования социальной среды — их сила, степень враждебности, степень ограничения потребностей личности, степень дестабилизирующего влияния и т.п.; б) потенциал личности в плане изменения; приспособления среды к себе; в) цена усилий (физические и психологические траты) при выборе стратегии изменения среды или стратегии изменения себя. Ясно, что оценка всех этих параметров часто (а может быть, и в большинстве случаев) происходит в свернутом виде или даже на неосознаваемом, интуитивном уровне.

Распространенным и, можно сказать, хрестоматийным является утверждение о том, что основные типы адаптационного процесса формируются в зависимости от структуры потребностей и мотивов индивида. Это утверждение представляется нам, во-первых, неполным, во-вторых, неточным. Оно

не полно, так как типы адаптации формируются, конечно, в зависимости не только от структуры потребностей и мотивов, но ив зависимости от индивидуально- психологических (дифференциально-психологических) особенностей личности. Например, даже в зависимости от уровня сензитив-ности, ранимости личности. Или в зависимости от уровня застревания аффекта как особенности личности. Или, например, в связи с такой особенностью, как эмотивная акцентуация личности. Данное утверждение является и не вполне терминологически точным, так как лучше говорить в нем не об индивиде, а о личности, если уж речь идет о социальной адаптации.

Решение проблемы профессиональной адаптации напрямую зависит от самореализации личности, развития ее творческих способностей, а так же от окружения в которое они попадают в колледже. Огромная роль в осознании себя профессионалом зависит в первую очередь от мастеров производственного обучения, именно они обеспечивают уверенность в себе и в своих действиях будущих профессионалов, формирую самостоятельность, независимость, свободу в решении тех или иных профессиональных проблем. Основной задачей в работе с преподавателями, мастерами производственного обучения и воспитателями мы видели в формировании имиджа их собственной профессиональной значимости при обучении непопулярным профессиям среди мастеров производственного обучения. Анализ практики показывает, что усилия педагогических работников системы среднего профессионального образования, направлены на обеспечение профессиональной адаптации студентов и в основном носят эпизодический характер. Формирование норм профессиональной деятельности и поведения, как правило, не рассматривается в качестве приоритетных целей профессионального обучения и воспитания.

При проведении обследования преподавательского состава, работающего с сиротами, мы выявили следующую картину: 37% имеют низкую самооценку и низкий уровень притязания; 51% высокую самооценку и низкий уровень притязания, 12% адекватную самооценку и адекватный уровень притязания. Исходя из полученных данных, мы можем предположить, что сами педагоги не являются конкурентоспособными профессионалами. Так же были проведены исследования по выявлению «ориентации на успех» (по методике Т. Элерс «Мотивация к успеху»). Исследования показали, что респонденты умеренно или сильно ориентированы на

успех предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают крайние варианты — малый или, наоборот, слишком высокий уровень риска. Как оказалось, 45% преподавательского состава имеют высокий уровень мотивации к успеху, 32% имеют слишком высокий уровень мотивации к успеху, 23% имеют высокий уровень к избеганию неудач (защита). Данные исследования показали, что при готовности преподавателей к успешной деятельности они боятся чего-то нового, часто не рискуют давать поручение, задание учащемуся, потому, что оно может быть не выполнено. Поэтому им проще сделать нечто самим лично, чем кому-то поручить.

Следующим нашим этапом исследования было выявление механизмов психологической защиты. Диагностика «механизмов психологической защиты» проводилась по методике Келлерман — Плутчи-ка. В самом общем виде, психологическую защиту можно определить как специальную регулятивную систему стабилизации личности, которая направлена на устранение или сведения до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.

Полученные результаты показали преобладание у 53% обследованных такого механизма защиты как регрессия. В классических представлениях регрессия рассматривается как механизм психологической защиты, посредством которого личность в своих поведенческих реакциях стремится избежать чувства тревоги, заменяет решение более сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившейся ситуации. Такой защитный механизм как вытеснение был диагностирован у 42% обследованных. Как показывают исследования и клинический опыт, наиболее часто вытесняются многие свойства, личностные качества и поступки, не делающие личность привлекательной в собственных глазах и в глазах других.

Полученные результаты еще раз доказали необходимость формирования конкурентоспособности преподавательского состава как комплекса личностных особенностей, потому что от этого напрямую зависит возможность формирования конкурентоспособности личности учащихся.

Обратимся теперь к результатам эмпирического исследования самих учащихся группы риска.

По результатам проведенного социально-психологического исследования из 276 сирот, обучающихся в колледже, 60% не осознают себя профессионалом, и выбранная ими профессия носит для них временный характер. Объясняя свое пребывание в колледже, говорят: «Куда документы положили,

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

там и учусь». При этом у 25% из них (группа «не осознающих себя профессионалами») отмечаются проявления социальных девиаций — они не хотят принимать нормы и правила колледжа, нарушают дисциплину, не хотят ходить на производственную практику, поведение носит провакационно-протест-ный характер. Для 10% характерно, что они хорошо выполняют свою работу, но степень значимо-

сти собственной профессии оценивают низко. При этом добросовестное выполнение своей работы они объясняют хорошим отношением к мастеру, но не к профессии. И только для 5% характерно, что эти учащиеся считают себя профессионалами, успешно могут выполнять поставленную задачу, и, что особенно важно, видят свое будущее в профессии, свой профессиональный рост.

При проведении диагностики различных механизмов психологической защиты, был выявлен высокий уровень, превышающий 50% рубеж, сразу по нескольким механизмам психологической защиты. Так у 15% было актуализировано сразу пять механизмов защиты. Это свидетельствует о значительных проблемах личности учащихся с социальной адаптацией, интеграцией в социум, частым возникновением и длительным протеканием проблемных ситуаций. Так же в этой группе был зафиксирован низкий уровень интеллекта. Основной вид поведения — протест. У 36% — актуализированы одновременно три механизма психологической защиты. В этой группе отмечается низкий уровень интеллекта у 74%, у 26% человек — интеллект в норме. Два механизма психологической защиты актуализированы у 44%. И, наконец, только у 5% респондентов результаты диагностики психологической защиты не превышали 50% рубеж ни по одному из механизмов. В целом по выборке, превалировали два механизма защиты: вытеснение и отрицание. Это еще раз, дополнительно к методу наблюдения, подчеркивает, что в социуме эти учащиеся выбирают роль

ребенка, именно эта роль их раздражает, но вместе с тем оправдывает и объясняет их инфантильное и агрессивное поведение.

Нами была разработана модель конкурентоспособного выпускника колледжа. Конкурентоспособный учащийся группы риска с девиантным поведением должен научиться: самостоятельности, через рефлексию деятельности; осваивать профессию, развивая индивидуальные способности; научиться приемам психологии общения, психологической культуры; сформировать ценностные ориентации на профессиональное развитие; профессиональному мастерству, сотрудничеству, ответственности.

При составлении коррекционной программы мы провели психологическое исследование с использованием опросника А.А. Реана «Мотивация успеха или боязнь неудачи» (МУН). Опросник направлен на выявление мотивации успеха и мотивации боязни неудачи. Из 276 сирот мотивация на успех, которая относится к позитивной мотивации, была выявлена только у 12% респондентов. У остальных 88% было определено превалирование мотивации боязни неудачи, то есть сугубо негативной мотивации, которая

затрудняет социальную адаптацию.

Исследование самооценки по методике Дембо — Рубинштейн показало следующее. У 48,5% испытуемых самооценка оказалась завышена, при этом у 11 человек (4%) она была крайне завышенной. Заниженную самооценку имели 51,5% обследованных детей-сирот. Кроме того, была выявлена следующая важная закономерность: чем раньше наш испытуемый попадал в интернат, детдом, дом малютки, тем ниже у него была самооценка. Уровень притязания от этого параметра не зависел. Определение уровня притязания проводилось по методике Ф. Хоппе. Исследование показало, что 74% респондентов имели низкий уровень притязания. Эти данные вполне согласуются, с приведенными выше результатами о превалировании в этой группе мотивации боязни неудачи. И еще раз подчеркивают наличие у этих учащихся серьезных проблем с социальной адаптацией, интеграцией в социум, социальной успешностью. Высокий уровень притязаний был диагностирован у 26% респондентов. Однако, этот высокий уровень притязаний часто был связан с необоснованными претензиями и амбициями, не подкрепленными соответствующим уровнем компетентности.

Многочисленные исследования, в том числе и наши собственные, убедительно показывают, что дети-сироты являются детьми группы социального риска. Конечно, понятие «дети группы риска» является более широким по отношению к понятию «дети-сироты». Не все дети группы риска являются сиротами, но практически все дети-сироты попадают в группу риска. Наш многолетний эксперимент, лишь небольшая часть которого описана в настоящей статье, посвящен проблеме социализации и социальной адаптации детей группы риска и детей-сирот. В ходе эксперимента было показано, что в процессе обучения в системе начального и среднего

профессионального образования можно успешно осуществлять ресоциализацию детей группы риска и детей-сирот. Более того, строя работу по специально разработанным программам и методикам, обязательно учитывающим индивидуально-психологические, личностные особенности этой своеобразной группы, можно существенно повысить их потенциал социальной адаптации.

Литература:

1. Акиндинова И.А. Самоактуализация личности в различных типах профессиональной деятельности. //Психолого-педагогическая проблемы развития личности в современных условиях: Психология и педагогика в общественной практике. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена 2000. С.29-36.

2. Безюлева Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся в системе профессионального образования: Дисс.. ..канд.психол. наук.- М.,2006.

3. Данилова З.Г. Адаптация профессионализация студентов и выпускников колледжа как условия конкурентноспособности на рынке труда.(часть 1) М.: Изд-во «Русимпо», 2012.

4. Налчанджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван:1988.

5. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.

6. Реан А.А. Практическая диагностика личности. Учеб. Пособие СПб. 2001.

7. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Изд-во: Прайм-Еврознак. 2008.

8. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности., 1989.

9. Фрейд А. Эго и механизмы защиты // Пер с анг. М. Гинзбурга.- М.: Изд-во: Эксмо, 2003.

Земельное право

7-е издание

Коршунов Н.М., Мареев Ю.Л. ISBN 978-5-238-02290-1

Излагаются теоретические и законодательные основы использования и охраны земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, характеризуются конституционные формы земельной собственности, земельные права и обязанности собственников и иных правообладателей земельных участков, раскрываются правовой режим различных категорий земель, способы укрепления земельного правопорядка, охраны земель, защиты земельных прав граждан и юридических лиц, правила применения юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.