УДК 36
ББК 65.9(2Рос)27
Н.А. Соколова
социальная адаптация как технология социальной работы
В статье рассматриваются определение социальной адаптации и производных от нее понятий, модели социальной адаптации, адаптационные стратегии, этапы социальной адаптации как технологии социальной работы.
Ключевые слова: социальная адаптация, адаптивность, адаптированность, технология социальной адаптации.
N.A. Sokolova
SOCIAL ADAPTATION AS A SOCIAL wORK TECHNOLOGY
The article deals with the definition of social adaptation and its derivative concepts, models of social adaptation, adaptation strategies and stages of social adaptation as a technology of social work. Key words: social adaptation, adaptability, adaptation, technology, social adaptation.
Появившись в биологии, понятие адаптации ассоциировалось с приспособлением человека к физической среде. Позднее эта проблема стала разрабатываться не только в плане изучения адаптации человека как биологического организма, но и как социального существа. В отличие от биологического организма, человек не рождается заранее приспособленным к социальной среде. Социальная адаптация предполагает постепенное усвоение культурных ценностей, социальных норм и ролей, а также овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и результат этого процесса. Соотношение этих компонентов зависит от целей и ценностных ориентаций индивида, возможностей их достижения в социальной среде.
А.А. Реан выделяет три стратегии адаптационного процесса: один - связан с активным влиянием на внешнюю среду, ее освоение и приспособление к себе, другой - с изменением собственной личности, коррекцией собственных социальных установок, поведенческих стереотипов, третий - вероятностно-комбинированный, объединяющий два вышеназванных [2].
Стратегии адаптационного процесса формируются в зависимости от структуры потребностей, мотивов, субъектной позиции, психофизиологических и индивидуально-личностных особенностей, что во многом определяет способность человека встраиваться или не встраиваться в социальную среду. Человек, не способный найти свое место в обществе и полноценно функционировать в нем, имеет большую вероятность стать клиентом социальной работы, поскольку конформное поведение, пассивное принятие ценностей, норм, установок социальной среды без самоизменения, самокоррекции, саморазвития, приводит к дезадаптации, т.е. к неуспешности внешней деятельности и состоянию психоэмоционального напряжения и дискомфорта.
В качестве желаемого результата процесса адаптации в социальной работе отмечаются приспособление, интеграция, достижение оптимального состояния, самоактуализация, в которых отражается понимание сути самого процесса адаптации, т.е. через конечную цель процесса даётся его определение. Так, в контексте проблем таких категорий клиентов, как лица девиантного поведения, беспризорники, лица, освободившиеся из мест лишения свободы, дети-сироты основная цель процесса социальной адаптации
рассматривается как приспособление, которое достигается через усвоение социальных норм и правил поведения и овладение новыми способами деятельности. Если речь идет о таких категориях клиентов, как мигранты, беженцы, вынужденные переселенцы, то на первый план выходит интеграция. Целью адаптации лиц с ограниченными возможностями является достижение оптимального физического и психического состояния. Адаптация молодых людей к семье, рождению и воспитанию ребенка может рассматриваться с позиции самоактуализации.
Выделяется несколько моделей социальной адаптации (Р. Мертон). Если личность разделяет цели культуры, в которой она живет, осуществляет их легальными, рекомендуемыми средствами, то реализуется конформная модель адаптации. Инновационная модель адаптации характеризуется тем, что личность принимает цели сообщества, но реализует их нетрадиционными способами. Если личность не признает цели и ценности собственного общества, но соблюдает «правила игры», нормы поведения, принятые данным обществом, то речь идет о модели социальной адаптации, называемой ри-туализмом. Эйскепизмом (отстранение, уход от социальной реальности) называется модель социальной адаптации, при которой личность не принимает целей и ценностей общества и социально одобряемых средств их достижения. В данном случае речь идет о «параллельном существовании» человека и общества. Если же личность не признает общество, его культуру и активно противостоит им, речь идет о бунте, мятеже как модели социальной адаптации.
В зависимости от того, по какой модели адаптируется личность, можно прогнозировать к какой категории клиентов социальной работы она будет отнесена. Конформная модель менее всего «поставляет клиентов» социальной работе, если только человек не оказался в ситуации форс-мажора. Инновационная модель, связанная с творческими проявлениями личности, может предполагать появление клиентов социальной работы, ориентированных на негативные социаль-
ные действия (например, «криминальные таланты», становящиеся лицами, находящимися в местах лишения свободы). Ритуализм порождает большую группу клиентов социальной работы: лица суицидального поведения, алкоголики, наркоманы и т.п. Эйскепизм зачастую проявляется в деятельности молодежных субкультур и влияет на увеличение клиентов из молодежной среды; в деятельности религиозных сект, что влияет на появление разных категорий клиентов (лица с проблемами психического и физического здоровья, лишившиеся жилья и имущества и т.п.). Модель бунта продуцирует клиентов девиантного поведения.
Взаимодействие личности и среды подчиняется некоторым закономерностям. Первая закономерность заключается в следующем: чем устойчивее среда, тем глубже и устойчивее изменения, происходящие с личностью в процессе адаптации. Вторая закономерность выражается в том, что более высокие уровни социальной среды в силу своей ригидности в меньшей степени зависят от влияния личности. В реальной жизни человек одновременно взаимодействует с разными уровнями социальной среды: с производственным коллективом, с учебной группой, с семьей, с новой социальной организацией, с новой культурой. Со всеми человек стремится установить оптимальное взаимодействие. При этом показатель адаптированности неодинаков, т.е. человек может хорошо и быстро адаптироваться в производственном коллективе и быть неуспешным в семейной адаптации.
Адаптивность - это способность человека к адаптации, которая выражается в согласовании целей человека и результатов его деятельности. В свою очередь, неадаптивность означает существование противоречий между целью и действиями. В случае постоянной неуспешности попыток индивида реализовать цель или в случае образования двух или более равно значимых целей неадаптивность перерастает в дезадаптивность, что свидетельствует о незрелости личности, невротических отклонениях или экстремальной ситуации, в которой оказался
человек. Необходимость в адаптации возникает наиболее остро, когда индивид находится за пределами нижней границы нормы, симптомами чего служат психоэмоциональное напряжение или отклоняющееся поведение. Дальнейшее прогрессирование такого состояния может привести либо к разрушению (болезни, гибели) индивида в результате неблагоприятных воздействий среды, либо к разрушению взаимодействующей с ним среды в результате деструктивных действий индивида.
Под адаптированностью понимается результат успешности взаимодействия личности с социальной средой. Поскольку адаптация есть взаимодействие индивида и среды, закономерно выделить внешние и внутренние критерии адаптирован-ности/дезадаптированности личности. Внешний критерий связан с достижением успеха в определенной социальной среде. Внутренний критерий рассматривается как благоприятное психологическое состояние, отсутствие эмоционального напряжения, тревоги [1]. Выделим уровни адаптированности (табл. 1).
Табл. 1. Уровни адаптированности
№ Уровень адаптации Характеристики
1 Высокий оптимальный Высокая социальная успешность и позитивное психоэмоциональное состояние
2 Высокий избыточный Высокая социальная успешность на фоне выраженного психоэмоционального напряжения
3 Средний Невысокая социальная успешность и позитивное психоэмоциональное состояние
4 Низкий (дезадаптация) Социальная неуспешность и выраженное психоэмоциональное напряжение
Социальная адаптация как технология начинается с возникновения адаптационной потребности, обусловленной попаданием человека (социальной группы) в новую социальную среду (в новый трудовой, школьный, студенческий коллектив; в учреждения социальной защиты; пенитенциарную систему; в новую страну, семью и т.п.) или сложную жизненную ситуацию (смерть кого-то из близких; потеря работы; травма, болезнь, приводящие к инвалидности и т.п.). В данной ситуации складывается понимание, что усвоенные ранее модели поведения не работают, социальных знаний, необходимых для достижения успеха, недостаточно, и необходимо предпринимать какие-либо действия, чтобы соответствовать требованиям новой социальной среды (ситуации).
Социальная адаптация, как и любая другая технология, имеет определенный алгоритм, состоящий из следующих этапов:
• Возникновение адаптационной потребности.
• Осознание адаптационной потребности.
• Диагностика адаптивности и индивидуальных особенностей клиента.
• Осознание клиентом потребности в изменении качеств личности (коммуникативных, ценностно-ориентационных, познавательных, иных).
• Разработка программы (плана) действий.
• Реализация программы.
• Корректирующие действия.
Социальная адаптация как технология начинается с возникновения адаптационной потребности, обусловленной попаданием человека (социальной группы) в новую социальную среду (в новый трудовой, школьный, студенческий коллектив; в учреждения социальной защиты; пенитенциарную систему; в новую страну, семью и т.п.) или сложную жизненную ситуацию (смерть кого-то из близких; потеря работы; травма, болезнь, приводящие к инвалидности и т.п.). В данной ситуации складывается понимание, что усвоенные ранее модели
поведения не работают, социальных знаний, необходимых для достижения успеха, недостаточно, и необходимо предпринимать какие-либо действия, чтобы соответствовать требованиям новой социальной среды (ситуации).
Возникновение адаптационной потребности сопровождается осознанием необходимости приспособления к новой социальной ситуации. Важную роль на этом этапе играет уровень активности личности, позволяющей ей мобилизоваться в новых условиях. Л.В. Куликовым (цит. по А.А. Реану) выделяются три уровня активности личности в ситуации адаптации: недостаточный, адекватный, избыточный. Недостаточный уровень характеризуется эмоциональным неприятием новой ситуации, отсутствием ее адекватной рациональной оценки, пассивным поведением, апатией, депрессией. Адекватный уровень предполагает согласованность эмоциональной и когнитивной оценки ситуации, активным поиском вариантов приспособления, спокойным, ровным психоэмоциональным состоянием. Избыточный уровень характеризуется доминированием эмоционального компонента над когнитивным, стремлением достичь результата немедленно, повышенной активностью, тревожностью, напряженностью.
Уровень активности является одной из существенных характеристик адаптивной способности и играет важную роль в реализации технологии социальной адаптации. Адекватный уровень активности не предполагает вмешательства извне и помощи со стороны специалиста, человек сам способен решить возникшие проблемы. При недостаточном и избыточном уровне активности возникают проблемы адаптации и появляется потребность в помощи со стороны социального работника (педагога), психолога. Но оказание помощи предполагает понимание проблем, возникающих в процессе адаптации, т.е. диагностики [2].
Следующим этапом является диагностика адаптивности и индивидуальных особенностей клиента. Существуют различные диагностические методики, позволяющие выявить проблемы адаптации. На-
блюдение позволяет выявить проблемы адаптации через адекватность речевых характеристик (соответствие содержания эмоциональному состоянию, молчание, перебивание, иные реакции), невербальных проявлений чувств (излишний или недостаточный зрительный контакт, мимика, жесты, особенности тактильного контакта и т.п.), создание ситуации сотрудничества (особенности взаимодействия, оценка действий других людей и т.п.).
Социометрия дает возможность определить статус и эмоционально-психологические отношения к личности в группе. Выделяется пять статусных групп: звезды, предпочитаемые, принятые, непринятые и отвергнутые. Попадание в ту или иную статусную группу свидетельствует об успешности или неуспешности личности в группе, т.е. об уровне ее адаптированности и частично выявить причины проблем адаптации.
«Интегративный тест тревожности» (ИТТ) позволяет выявить эмоциональное состояние и уровень тревожности личности. По результатам теста определяется уровень тревожности (очень высокий, высокий, средний, низкий, очень низкий), по которому косвенно можно судить об адаптивности личности.
Психобиографическая анкета (С.И. Ро-зум), с помощью которой можно глубоко проанализировать всю жизнь человека (свыше 100 вопросов), помогает собрать большой материал для выяснения причин проблем адаптации личности [3].
При исследовании причин проблем адаптации личности достаточно широко используются психологические тесты на выявление мотивации успеха и избегания неудач (А.А. Реан), уровня самооценки.
Выяснив причины проблем адаптации личности, переходим к следующему этапу: осознание клиентом потребности в изменении качеств личности. Мы уже упоминали о том, что адаптация - это активный процесс и очень важно осознание личностью необходимости работы над собой, развитием коммуникативных способностей, ценностных ориентаций, освоением социальных знаний и т.п. Активизировать данный процесс мож-
но с помощью ролевых игр, социально-психологических тренингов, такой технологии, как коучинг, которая может стать своеобразным началом следующего этапа: разработка программы (плана) действий.
Этот этап предполагает определение цели, содержания, методик, приемов, средств по адаптации к конкретной социальной среде (сложной жизненной ситуации), а, в конечном итоге, развитию адаптивных способностей личности.
Цель программы - это идеальное представление конечного результата социальной адаптации. Конечным результатом может быть адаптация к новой для человека (группы) социальной среде либо к сложной жизненной ситуации. Цель конкретизируется через задачи, состоящие из двух групп: задачи внутренние, связанные с личностными изменениями, с работой над собой; вторая группа задач - внешние, ориентированные на действия личности (группы) в новой социальной среде.
Содержание деятельности в программе представлено через конкретные действия (мероприятия), ориентированные на выполнение задач, обусловленных конкретной проблемой адаптации личности (группы). В процессе помощи в социальной адаптации применяются активные методы, к которым относятся тренинги, деловые и ролевые игры, «мозговой штурм», проектирование, моделирование и т.п. Их характерными чертами являются диалогичность, творческий
характер деятельности, направленность на поддержку личности в сложной ситуации. Использование тех или иных методов зависит от содержания программы, особенностей личности, уровня культуры, материальных, кадровых условий учреждения, уровня профессиональной компетентности специалистов, их мотивации, личностных качеств, потребно-стей,способностей [4].
К средствам социальной адаптации можно отнести нормативно-законодательные акты, учебно-материальную базу учреждений, компьютерные и иные технические средства, произведения искусства и т.п.
Следующий этап - реализация программы социальной адаптации. По итогам реализации проводится анализ результатов реализации программы, конкретизируются ее успехи, неудачи и намечаются корректирующие действия.
Таким образом, социальная адаптация - технология социальной работы, включающая следующие этапы: возникновение адаптационной потребности; осознание адаптационной потребности; диагностика адаптивности и индивидуальных особенностей клиента; осознание клиентом потребности в изменении качеств личности (коммуникативных, ценностно-ориентационных, познавательных, иных); разработка программы (плана) действий; реализация программы; корректирующие действия.
Библиографический список
1. Мельникова, Н.Н. Стратегии поведения в процессе социально-психологической адаптации [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / Н.Н. Мельникова. - СПб., 1999. - 194 с.
2. Реан, А.А. Психология адаптации личности [Текст] / А.А. Реан. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. - 479 с.
3. Розум, С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека [Текст] / С.И. Ро-зум. - СПб.: Речь, 2006. - 367 с.
4. Соколова, Н.А. Теория и практика социально-педагогической поддержки адаптации в условиях учреждения дополнительного образования детей [Текст]: монография / Н.А. Соколова. - Челябинск: ИНО УрО РА, 2005. - 231 с.
5. Технологии социальной работы [Текст]: учебник / под ред. В.И. Жукова. - М.: Изд-во РГСУ, 2011. - 439 с.
Referencеs
1. Melnikov N.N. Strategy behavior in the process of social and psychological adaptation. Dis. ... cand. of sciences (Psychology). St. Petersburg, 1999. P. 194. [in Russian].
i-
o
Ю
ro cr
о
X .0
с; го
s ^
о о
о с; о
X
X ф
I-
а го
го
I-с
го ч го
к го
X -О
с; го
о
о
2. Rean A.A. Psychology of personality adaptation. SPb.: Praym-Evroznak, 2008. P. 479. [in Russian].
3. Rozum S.I. Psychology of human socialization and social. St. Petersburg: Rech, 2006. P. 367. [in Russian].
4. Sokolova N.A. Theory and practice of socio-pedagogical support of adaptation in the conditions of establishment of an additional education of children. Chelyabinsk, Ural Branch of the ISE RA, 2005. P. 231. [in Russian].
5. Technology of Social Work: A Textbook. Ed. IN AND. Zhukova. M.: izd-vo RSSU 2011. P. 439. [in Russian].
Сведения об авторе: Соколова Надежда Анатольевна,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий, кафедра социальной работы, педагогики и психологии, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Information about the author: Sokolova Nadezhda Anatolievna,
Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Professor, Head, Department of Social Work, Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
УДК 373.7 ББК 74.5
И.И. Тубер, Т.Ю. Крашакова, Е.В. Гнатышина
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА ПРОФОБРАЗОВАНИЯ - ОСНОВА ДЛЯ ПЕРЕСМОТРА СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛьНОй ОРГАНИЗАЦИИ
В статье проанализирован профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», выявлены его специфические особенности. На основе анализа теории профессиональной стандартизации и практики внедрения профессиональных стандартов за рубежом обозначены основные проблемы и перспективы работы в условиях внедрения профессионального образовательного стандарта в колледже.
Ключевые слова: профессиональное образование, управление профессиональным образованием, педагог профессионального обучения, профессиональный стандарт педагога профобразования, система повышения квалификации работников системы профессионального образования.
I.I. Tuber, T. Yu. Krashakova, E.V. Gnatyshina
THE PROFESSIONAL STANDARD OF THE TEACHER OF VOCATIONAL EDUCATION - A BASIS FOR REVISION OF SYSTEM OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT
IN THE PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION
The the professional standard "Teacher of a Vocational Education, Professional Education and Further Professional Education" is discussed, its specific features are revealed. On the basis of the analysis of the theory of professional standardization and practice of introduction of professional