УДК 316.614.6 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Овсяник Ольга Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики профессионального образования и
социальной деятельности
Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск, Россия
ovsianik@mail. ru
В работе рассматривается особенность социально-психологической адаптации личности. На основании теоретического анализа адаптации предлагается структурная модель адаптации женщин выделенной возрастной группы, названная «адаптационный комплекс».
Ключевые слова: адаптация, адаптационный комплекс, дезадаптация, векторы адаптации.
SOCIAL-PSYCHOLOGICAL SPECIFIC OF INDIVIDUAL ADAPTATION
Ovsyanik Olga, Candidate of psychology science, associate professor at department of pedagogic of professional education and social activity,
Ulyanovsk State University, Ulyanovsk, Russia ovsianik@mail. ru
There is analyzing of specific of social-psychological adaptation person by model of adaptation. Structure model of adaptation of women of our age group, which was named “adaptation complex ” was made by theoretic analyzes of problem of adaptation adult.
Keywords: adaptation, adaptation complex, desadaptation, adaptation vectors.
Социальная адаптация является важной социально-психологической составляющей развития личности. Говоря о социальной адаптации, ряд исследователей обращаются к проблеме общей «адаптации к жизни», анализируя индивидуальные особенности, стиль, способы и стратегии поведения, которые используются личностью не только в жизненных ситуациях, но и в повседневных, типичных условиях [1, 2].
Согласно Д.В. Ольшанскому, социальная адаптация это вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе, которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент адаптации - согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды, включающее также тенденции развития среды и субъекта [3 c.25].
По мнению Никитина Е.П., Харламенковой Н.Е. социальная адаптация -система методов и приемов, имеющих целью оказание социальной поддержки людям в процессе их социализации или приспособления к новым социальным условиям, в связи с изменением социального статуса, жизненных утрат и неудач, а также неадаптированным личностям [4].
Социальная адаптация может быть рассмотрена двояко - с одной стороны, как процесс интеграции субъекта в общество, а с другой стороны - как результат этого процесса [5]. Многими авторами отмечаются такие черты социальной адаптации: ее связь с социальной средой, то есть с некоторым соотношением индивида и среды; возможность осознания самим индивидом потребности в адаптации; направленность ее на вхождение индивида в группу. [6, 7].
Согласно концепции Ф.Э.Меерсона социальная адаптация приобретается в ходе индивидуальной жизни, формируемая в процессе взаимодействия с окружающей средой. Способность к социальной адаптации - это в первую
очередь, проявление высоких адаптационных возможностей высшей нервной деятельности и психической деятельности человека [8].
К объективным показателям социально-психологической адаптации обычно относят все, что в той или иной мере связано с деятельностью или сужение круга общения и т.п. [9, 10, 11]. Что же касается субъективного аспекта адаптации, то он в большинстве случаев сводится к восприятию человеком изменений, происходящих в объективном плане и их оценке [12,
13].
Традиционно рассматриваются два типа адаптационного процесса: активный и пассивный. Однако часть авторов считает, что неверно адаптационный процесс рассматривать по данной классификации, т.к. второй тип они тоже считают активным. Но это не активный процесс приспособлении личности, а активный процесс самоизменения и самокоррекции в соответствии с требованиями среды[14]. Здесь комфортное пассивное принятие требований, норм, установок и ценностей социальной среды без включения активного процесса самоизменения, самокоррекции и саморазвития является
дезадаптацией личности, установок и ценностей социальной среды в связи с этим они предлагают классификацию на основании направленности вектора активности.
1. Направленность «наружу» - характеризуется активным влиянием
личности на среду, ее освоение и приспособление.
2. Направленность «внутрь» - активное изменение личностью себя, с
коррекцией собственных социальных установок и привычных
инструментальных, поведенческих стереотипов.
3. В случае неприемлемости для личности предыдущих вариантов адаптационный процесс протекает по принципу активного поиска в социальном пространстве новой среды с высоким адаптивным потенциалом для данной личности.
4. Вероятностно-комбинированнный тип - основан на использовании всех вариантов чистых типов. Оценка стратегии происходит на основании требований социальной среды, личностного потенциала в плане изменений, приспособлений среды к себе и цены условий при выборе стратегии изменения среды или стратегии изменения себя [14].
А.А.Реан систематизируя итоговые результаты адаптации, выделяет двухмерную классификация (рис.1), где в качестве ортогональных измерений модели социальной адаптации предлагается соответствия реального поведения человека требованиям социального окружения («внешний критерий»), а так же отсутствие ощущения угрозы достижения внутриличностной комфортности («внутренний критерий») [16].
Внешний
+
к 1т-адаптация к Системная социальная
- по внутреннему критерию адаптация ^е-адаптация)
Область полной 1ш - адаптация Внутренний
дезадаптации по внутреннему критерию
Рис. 1. Адаптация по А.А.Реан
Внутренний критерий в данном случае связывается с психоэмоциональной стабильностью, личностной комфортностью, состоянием удовлетворенности и т.п.
Внешний критерий отражает соответствие реального поведения личности установкам общества, требованиям среды, принятым в социуме правилам и критериям нормативного поведения.
Согласно точки зрения автора, дезадаптация по внешнему критерию проявляется как конфликтное, асоциальное. контрнормальное и делинквентное (крайний случай -криминальное) поведение. При этом одновременно может иметь место «внутренняя гармония» личности, т.е. адаптация по внутреннему
критерию. Системная социальная адаптация (Re-адаптация) является адаптация по обоим критериям. Здесь уже можно говорить о новом системном образовании - способности личности к самоактуализации в гармонии с реальным социумом.
А.А. Реан говорит об Im-адаптации (Imaginary- мнимая) по внутреннему или внешнему критерию подчеркивая ее односторонность и неполноту, однако не исключает рассмотрение этой формы адаптации. Обе эти формы отличаются от Re-адаптации личности (Real- реальная) которая представляет собой системную, истинную социальную адаптацию личности [14].
Следуя данной логике, мы можем рассматривать адаптацию как двухмерную модель (рис. 2) но уже наполняя нашим содержанием, несколько отличным от автора.
Внешний
+
J к
- интеграция успешная адаптация +
Внутренний
дезадаптация приспособление
Рис. 2. Адаптационная модель Где интеграция и приспособление рассматривает как незаконченный процесс адаптации людей с различным локус-контролем. А дезадаптация и успешная адаптация может быть рассмотрена как результат адаптационного процесса.
В связи с этим мы не согласны с мнением А.Н.Жмырикова, который на основании выходных параметров деятельности, степени интеграции личности с микро- и макросредой, степени реализации внутриличностного потенциала и эмоционального фона самочувствия предлагает так же четырехградационную шкалу результатов адаптации: высокая избыточная, высокая оптимальная,
низкая и дезадаптация [14]. Мы считаем неверным термин «высокая избыточная адаптация». В связи с тем, что она не имеет место быть.
Наша точка зрения совпадает с мнением А.Л.Свенцицкого, который считает, что адаптация основывается не только на пассивноприспособительных, но и на активно-преобразующих связях личности с окружающей средой, представляя собой неразрывное единство тех и других форм связей [17].
Рассматривая интеллектуальное обеспечение социальной адаптации, Д.Н.Завалишена рассматривает адаптационные типы людей на основании характера целостно-целевого решения человеком проблем целостной жизнедеятельности [14].
1. Прогрессивно-творческий тип - для него характерна постановка широкого спектра перспективных, обобщенных задач оптимизации труда и собственного саморазвития.
2. Адаптивно-репродуктивный тип - для него характерно упрощение актуальной ситуаций и сведение их к известному из прошлого опыту, здесь в основе проблематизации лежит стереотипизация.
3. Адаптивно-активационный тип - для него характерно вместе с использованием стереотипизации использовать проблематизацию, искусственно усложняющая ситуацию, создавая квазипроблему.
4. Адаптивно-деформирующий тип - для него характерно невозможность комфортного существования «вне точки» своей профессии, что является следствием неправомерной аксеологии субъектов средств, условий и т.п. своей профессиональной деятельности.
Данную квалификацию можно рассматривать на двумерном поле, в плоскости оси продуктивности и адаптивности (рис. 3).
Следовательно, последние два типа данной классификации можно считать дезадаптированными типом, которому для успешной адаптации необходимо психологическое сопровождение и личностный подход.
Продуктивность
+
Адаптивно-активационный
+
Прогрессивно-творческий тип
Адаптивно-девормирующий
Адаптивность
Адаптивно-репродуктивный
Рис. 3. Продуктивно-адаптационная модель адаптации
Обобщив имеющиеся теоретические разработки проблемы, Л.В.Куликов систематизировал картину изменений в организме и психике при столкновении личности с жизненными трудностями и ввел понятия «избыточная адаптация» и «недостаточная адаптация» [18] . Мы считаем, что данные виды адаптации не являются адаптивностью в полном смысле этого слова. На наш взгляд, корректнее данные уровни адаптивности правильнее называть дезадаптивностью.
И если пассивный тип дезадаптации чаще присутствует у гипотивных людей, то активный тип (в данном случае Л.В. Кулеков называет его избыточной адаптацией) свойственен людям с гипертивной акцентуацией характера [18]. Доказательством ошибочности тезиса автора так же является то, что, у обоих уровнях адаптации (недостаточная и избыточная) выделены нарушения психических процессов личности, что является характеристикой дезадаптации в большей степени, чем адаптации. Следовательно, логичнее рассматривать двуполюсную модель адаптации, где на одном конце ее буде адаптация, а на другом - дезадаптация личности.
На успешную адаптацию в большей или меньшей степени влияют как субъективные, так и объективные факторы, которые в каждом частном случае воздействуют на индивида по-разному. Поэтому ниже мы будем говорить о
частной модели адаптации, учитывающей возрастные, физиологические, социальные, экономические и психологические особенности адаптантов.
Находясь в адаптационном процессе, человек использует определенные адаптационные стратегии, которые зависят от гендерных особенностей. Рассматривая адаптационные стратегии, мы выделили несколько направленностей стратегических векторов (рис.4).
Причем, для успешной адаптации, применение адаптационных стратегий должно быть комплексным. Учитывая равновесность и значимость векторов, необходимо заметить, что одновременно и равное направление стратегий будет не способствовать, а замедлять процесс адаптации (вплоть до полной остановки - зависанию). Следовательно, в зависимости от ситуации вес той или иной стратегии должен быть увеличен или уменьшен.
психологическая
Рис.4. Направленность стратегических векторов
Однако, на наш взгляд увлечение лишь одной стратегией поведения так же влечет к дезадаптации сотрудника. В частности:
•использование лишь физиологической направленности может привести к уходу в болезнь, хождению по врачам и ипохондрии;
•использование лишь социальной направленности приведет к восприятию себя в качестве жертвы, следовательно, здесь могут иметь место психологические игры и манипуляции;
•использование лишь психологической направленности может привести к процессу «вечного самокопания», «застревания» на себе и своих проблемах.
Отсутствие одного из направлений, по нашему мнению, так же является патологическим и ведет к дезадаптации человека. В частности:
•отсутствие социального компонента может привести к самоизоляции, уходу в себя и свои психолого-физиологические проблемы, вплоть до психических болезней;
•отсутствие физиологического компонента может привести к игнорированию своей физиологии, неадекватное восприятие своего физического состояния, запускание своего здоровья, игнорирование посещения врача и самостоятельное использование заместительной гормональной терапии, это так же может проявляться в не леченных психосамотозах;
•отсутствие психологического компонента может привести к неадекватному восприятия себя, девиантному поведению (алкоголизм, злоупотребление лекарственных веществ, суицид и др.).
Мы понимаем, что нельзя определить идеальную векторную композицию и в каждом случае необходимо использовать собственный векторный набор.
Удачная адаптационная стратегия может быть рассмотрена как совладающая, в этом случае она приведет к адаптации человека. Не совладающая адаптационная стратегия может привести к дезадаптации или может видоизменяться и корректироваться вплоть до адаптации к социуму.
Литература
1. Абульханова-Славская К.А.Стратегия жизни .М.: Мысль, 1991
2. Анцифирова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита//психологический журнал, 1994.Т.15, №1, с.3-18.
3. Кравченко А.И. Социальная работа: учеб. / - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 416 с.
4. Волкова А.Н., Трапехникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. - 1985. - №5.
5. Guastello S.J. Chaos, Catastrophe, and Human Affairs: Applications of Nonlinear Dynamics to Work, Organizations, and Social Evolution. — Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum, 1995.
6. Белкин П. Г., Емельянов Е. П., Иванов М. А. Социальная психология научного коллектива. М., 1987.
7. Vallacher, R. R. & Nowak, A. The dynamics of self-regulation. In R. S. Wyer, Jr. (Ed.), Advances in social cognition, 1999, Vol. 12, pp. 241-259
8. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М.: Наука, 1981 -276с.
9. Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. — М.: ИПК ГС, 1996
10. Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. Учебное пособие. - М.: РАГС, 2000. - 124с.
11. Eyerman R., Jamison A. Social Movements. A Cognitive Approach. The Pennsylvania State University Press., 1991
12. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. - СПб: Питер, 2003. - 256с.
13. Ошуркова Н.А. Динамика социально-психологической адаптации личности. Дис. канд.псих.наук. М., 1995. 197 с.
14. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психологическая адаптация личности, С.П.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2008, - 479 с
15. Bern S.L. Gender schema theory and its implications for child development: Raising gender-aschematic children in a gender-schematic society // Signs: Journal of Women in Culture and Society. 1983. V. 8. № 4. P. 135-176.
16. Реан А.А. Психология изучения личности: Учебное пособие. СПб.,
1999
17. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. Л.: Изд-во ЛГУ,
1986
18. Куликов Л. В. Психология настроения. — СПб,1997.
19. Avis N.E., Brambilla D., McKiwlay S.M., Vass K.A., Longitudinal analysis of the association between menopause and depression. Resalts from the Massachusetts Women’s Health Study. Ann-Epidemiology., 1994, May; 4(3)
20. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2001.-992с.
Рецензент:
Иващенко Александр Васильевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Академии МНЭПУ