Научная статья на тему 'Адаптация для женщин второго периода взрослости'

Адаптация для женщин второго периода взрослости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
514
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / АДАПТАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / ЖЕНЩИНЫ 40-60 ЛЕТ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ВЕКТОРЫ АДАПТАЦИИ / ADAPTATION / ADAPTATION COMPLEX / WOMEN 4060 YEARS OLD / DISADAPTATION / ADAPTATION VECTORS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Овсяник Ольга Александровна

В работе рассматривается особенность социально-психологической адаптации индивида на примере женщин 40-60 лет. На основании теоретического анализа адаптации предлагается структурная модель адаптации женщин выделенной возрастной группы, названная «адаптационный комплекс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF WOMEN OF SECOND ADULT PERIOD OF THEIR LIFE

In work feature of social and psychological adaptation of the individual on an example of women 40-60 years old is considered. On the basis of the theoretical analysis of adaptation the structural model of adaptation of women of the allocated age grouped, called «an adaptable complex» is offered.

Текст научной работы на тему «Адаптация для женщин второго периода взрослости»

ПСИХОЛОГИЯ: АСПЕКТЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

АДАПТАЦИЯ ДЛЯ ЖЕНЩИН ВТОРОГО ПЕРИОДА ВЗРОСЛОСТИ

О. А. ОВСЯНИК

В работе рассматривается особенность социально-психологической адаптации индивида на примере женщин 40-60 лет. На основании теоретического анализа адаптации предлагается структурная модель адаптации женщин выделенной возрастной группы, названная «адаптационный комплекс».

Ключевые слова: адаптация, адаптационный комплекс, женщины 40-60 лет, дезадаптация, векторы адаптации.

Смена общественно-экономической формации в нашей стране, изменение информационных потоков и стиля жизни повышают актуальность проблемы психологической адаптации индивида в социуме.

К объективным показателям социально-психологической адаптации обычно относят все, что в той или иной мере связано с деятельностью или сужением круга общения и т. п. [1; 3; 9]. Что же касается субъективного аспекта адаптации, то он в большинстве случаев сводится к восприятию человеком изменений, происходящих в объективном плане и их оценке [2; 6].

При обзоре интеллектуального обеспечения социальной адаптации Д. Н. Завалишена рассматривает адаптационные типы людей на основании характера целостно-целевого решения человеком проблем целостной жизнедеятельности [7].

1. Прогрессивно-творческий тип - для него характерна постановка широкого спектра перспективных, обобщенных задач оптимизации труда и собственного саморазвития.

2. Адаптивно-репродуктивный тип - для него характерно упрощение актуальных ситуаций и сведение их к известному из прошлого опыту, здесь в основе проблематизации лежит стереотипизация.

3. Адаптивно-активационный тип - для него характерно вместе с применением стереотипизации использовать проблематизацию, искусственно усложняющая ситуацию, создавая квазипроблему.

4. Адаптивно-деформирующий тип - для него характерна невозможность комфортного существования «вне точки» своей профессии, что является следствием неправомерной аксеологии субъектов средств, условий и подобного своей профессиональной деятельности.

Данную квалификацию можно рассматривать на двумерном поле, в плоскости оси продуктивности и адаптивности (рис. 1).

Следовательно, последние два типа данной классификации можно считать дезадаптированными типами, которым для успешной адаптации необходимо психологическое сопровождение и личностный подход.

Продуктивность

+

- Адаптивно-активационный

Прогрессивно-творческий тип +

Адаптивно-девормирующий

Рис. 1. Продуктивно-адаптационная модель адаптации

Адаптивность

Адаптивно-репродуктивный

Обобщив имеющиеся теоретические разработки проблемы, Л. В. Куликов систематизировал картину изменений в организме и психике при столкновении личности с жизненными трудностями и ввел понятия «избыточная адаптация» и «недостаточная адаптация» [5]. Мы считаем, что

данные виды адаптации не являются адаптивностью в полном смысле этого слова. На наш взгляд, данные уровни адаптивности правильнее называть дезадаптивностью.

И если пассивный тип дезадаптации чаще присутствует у гипотивных людей, то активный

тип (в данном случае Л. В. Кулеков называет его избыточной адаптацией) свойственен людям с ги-пертивной акцентуацией характера [5]. Доказательством ошибочности тезиса автора также является то, что у этих уровней адаптации (недостаточная и избыточная) выделены нарушения психических процессов личности, что является характеристикой дезадаптации в большей степени, чем адаптации. Следовательно, логичнее рассматривать двуполюсную модель адаптации, где на одном конце ее будет адаптация, а на другом - дезадаптация личности.

На успешную адаптацию в большей или меньшей степени влияют как субъективные, так и объективные факторы, которые в каждом частном случает воздействуют на индивида по-разному. Поэтому ниже мы будем говорить о частной модели адаптации, учитывающей возрастные, физиологические, социальные, экономические и психологические особенности адаптантов.

Для частного рассмотрения адаптации нами была рассмотрена адаптация женщин 40-60 лет. Данный объект был выбран на основании следующих причин:

1. В данный возрастной период женщины проходят физиологическую адаптацию организма -климактерический период, в процессе которого меняется гормональный фон женщины. Это физиологическое явление у 75-80 % женщин выражается в патологических отклонениях, составляющих так называемый климактерический синдром [8].

2. В данном возрасте происходят изменения социально-ролевого репертуара как на микроуровне (новый статус тещи или свекрови, статус бабушки, уход из семьи взрослых детей, смерть

родителей и др.), так и на макроуровне (переход в статус пенсионерок, изменение карьеры, столкновение с возрастной и половой дискриминацией в смене работы и в личной жизни и др.) [7].

3. Данная возрастная группа имела молодость в советский период, и в настоящее время она должна приспосабливаться к новой экономической формации, новой информационной среде, где она часто проигрывает поколению 20-30-летних.

4. В связи с тем, что человек развивается всю жизнь, возрастные изменения женщин влекут за собой переоценку ценностей, аттитюдов, пересмотр «Я-концепции» и создание новый конструктов, которые не всегда эффективно используются в новой модели социальной среды. Те стратегии поведения, которыми она пользовалась в возрасте до 40 лет и к которым она адаптировалась, уже не могут быть использованы в полной мере женщиной в возрасте 40-60 лет.

5. На этот возрастной период приходится максимум профессиональной самореализации, женщина чаще всего именно в данном возрасте достигает пика своей карьеры, которая требует концентрации, увлеченности, профессионального развития и обучения, однако в данном возрасте начинаются проблемы с памятью, вниманием и др. [4].

Рассматривая социально-психологическую адаптацию как процесс и результат приспособления женщин к социуму, мы считаем, что логично говорить в нашем случае об адаптационном комплексе, включающем не только адаптационные ресурсы, но и адаптационные стратегии, являющиеся частью нашего адаптационного процесса. Таким образом, нами была составлена модель адаптационного комплекса личности (рис. 2).

Стабилизирующие факторы

объективные

субъективные

Личностный адаптационный ресурс

\

- адаптивность;

- социальное благополучие;

- жизнестойкость;

- антиципация

л

| Совладающая |

| АДАПТАЦИЯ |

і Г

| Социально-ролевой репертуар |

СОЦИУМ

Типичность ситуации

ЛИЧНОСТЬ

/

Адаптационный

процесс

Адаптационная стратегия

Дистабилизирующие факторы

объективные

Субъективные

Физиологические особенности

- гормональный фон;

- соматические особенности

Не совладающая

т

ДЕЗАДАПТАТЦИЯ

- психические болезни;

- соматические болезни;

- социальные болезни - девиация

Рис. 2. Адаптационный комплекс

Социум влияет на женщину, адаптирующуюся к своим возрастным изменениям, данное влияние происходит непосредственно через определенные факторы, которые, в зависимости от их направленности, могут быть как стабилизирующие, так и дистабилизирующие.

Мы выделяем следующие факторов:

- восприятие себя (самовосприятие, соответствие / несоответствие идеальной модели, соответствие / несоответствие другим, соответствие / несоответствие себе, ощущение физического угасания);

- восприятие другими (принятие / непринятие макросоциумом (старая женщина, прошлое поколение и др.), принятие / непринятие микросоциумом (одиночка, замужняя и др.);

- психологическое состояние (эмоциональное состояние (обиды, повторный брак, развод, «пустое гнездо» и др.), аффективное состояние);

- личностные особенности (мотивация, жизнестойкость, когнитивные особенности, мудрость, умение анализировать, ценностные ориентации и др.);

- хронометраж времени, изменение время-восприятия (ощущение, что жизнь проходит мимо, ощущение, что ничего не успевает в этой жизни и др.);

- опасность ситуации, потеря безопасности, жизненной опоры (выход на пенсию, сокращение, изменение структуры семьи и др.).

Все они влияют на определение ситуации, происходящей с женщиной, типичной или нетипичной. Следовательно, типичность ситуации влияет на необходимость использования адаптационного ресурса женщины. Физиологические особенности женщины могут как помочь ей адаптироваться к ситуации, так и помешать в данном процессе.

Рассматривая адаптационные стратегии, мы выделили несколько направленностей стратегических векторов женщины (рис. 3).

психологическая

Причем для успешной адаптации применение адаптационных стратегий должно быть комплексным. Учитывая равновесность и значимость векторов, необходимо заметить, что одновремен-

но и равное направление стратегий будет не способствовать, а замедлять процесс адаптации (вплоть до полной остановки - зависания). Следовательно, в зависимости от ситуации вес той или иной стратегии должен быть увеличен или уменьшен.

Однако на наш взгляд, увлечение лишь одной стратегией поведения также влечет дисадаптацию женщины. В частности:

- использование лишь физиологической направленности может привести к уходу в болезнь, хождению по врачам и ипохондрии женщины;

- использование лишь социальной направленности приведет к восприятии женщиной себя в качестве жертвы, следовательно, здесь могут иметь место психологические игры и манипуляции;

- использование лишь психологической направленности может привести женщину к процессу «вечного самокопания», «застревания» на себе и своих проблемах.

Отсутствие одного из направлений, по нашему мнению, также является патологическим и ведет к дезадаптации женщины. В частности:

- отсутствие социального компонента может привести к самоизоляции, уходу в себя и свои психолого-физиологические проблемы, вплоть до психических болезней;

- отсутствие физиологического компонента может привести к игнорированию своей физиологии, неадекватное восприятие своего физического состояния, запускание своего здоровья, игнорирование посещения врача и самостоятельное использование заместительной гормональной терапии - может проявляться в нелеченных пси-хосамотозах женщины;

- отсутствие психологического компонента может привести к неадекватному восприятия себя, девиантному поведению женщины (алкоголизм, злоупотребление лекарственными веществами, суицид и др.).

Мы понимаем, что нельзя определить идеальную векторную композицию и в каждом случае необходимо использовать собственный векторный набор. Однако специально составленная адаптационная программа для женщины 40-60 лет может помочь и ускорить возрастной адаптационный процесс.

Удачная адаптационная стратегия может быть рассмотрена как совладающая, в этом случае она приведет к адаптации женщины. Не совла-дающая адаптационная стратегия может привести к дезадаптации женщины или может видоизменяться и корректироваться вплоть до адаптации

к социуму. Данный процесс при успешном результате может быть довольно длительным и неэффективным и нуждаться в привентивной работе с представительницами данной возрастной категории.

Литература

1. Базаров Т. Ю. Управление персоналом развивающейся организации. М., 1996.

2. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Акмеология. СПб., 2003.

3. Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала: учебное пособие. М., 2000.

4. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2001.

5. Куликов Л. В. Психология настроения. СПб., 1997.

6. Ошуркова Н. А. Динамика социально-психологической адаптации личности: дис. ... канд. психол. наук. М., 1995.

7. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психологическая адаптация личности. СПб., 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Avis N. E., Brambilla D., McKiwlay S. M., Vass K. A. Longitudinal analysis of the association between menopause and depression // Massachusetts Womens Health Study. Ann-Epidemiol. 1994. May. 4(3).

9. Eyerman R., Jamison A. Social Movements. A Cognitive Approach. The Pennsylvania State University Press., 1991.

* * *

ADAPTATION OF WOMEN OF SECOND ADULT PERIOD OF THEIR LIFE

O. A. Ovsyanik

In work feature of social and psychological adaptation of the individual on an example of women 40-60 years old is considered. On the basis of the theoretical analysis of adaptation the structural model of adaptation of women of the allocated age grouped, called «an adaptable complex» is offered.

Key words: adaptation, adaptation complex, women 4060 years old, disadaptation, adaptation vectors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.