Научная статья на тему 'Факторы и стратегии социально-психологической адаптации молодых педагогов'

Факторы и стратегии социально-психологической адаптации молодых педагогов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1253
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / МОЛОДЫЕ ПЕДАГОГИ / ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ / СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF YOUNG TEACHERS / FACTORS OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Соколова Надежда Анатольевна

В статье рассматривается необходимость исследования социально-психологической адаптации молодых педагогов, анализируются различные подходы к факторам и стратегиям социальной адаптации, обосновывается авторский взгляд на факторы, влияющие на социально-психологическую адаптацию и стратегии, выбираемые молодыми педагогами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Соколова Надежда Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors and strategies of socio-psychological adaptation of young teachers2

The article discusses the need to study the socio-psychological adaptation of young teachers, as well as different approaches to factors and strategies of social adaptation, the author’s view on the factors affecting socio-psychological adaptation and the strategies taken by young teachers

Текст научной работы на тему «Факторы и стратегии социально-психологической адаптации молодых педагогов»

Сведения об авторах: Варданян Юлия Владимировна,

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры психологии, Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск, Российская Федерация. &mail: julia_vardanyan@mail.ru

Information about the authors: Vardanyan Yulia Vladimirovna,

Doctor of Sciences (Education), Professor, Department of Psychology, Mordovian State Pedagogical Institute named after М.Е. Evsevyev, Saransk, Russian Federation. E-mail: julia_vardanyan@mail.ru

Воробьева Ольга Михайловна,

аспирант кафедры психологии, Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, г. Саранск, Российская Федерация. &mail: kuvshinova-89@mail.ru

Vorobyeva Olga Mikhailovna,

Post graduate Student, Department of Psychology, Mordovian State Pedagogical Institute named after М.Е. Evsevyev, Saransk, Russian Federation. E-mail: kuvshinova-89@mail.ru

УДК 151.8:371 ББК 88.5:74.00

Н.А. Соколова

ФАКТОРЫ И СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ1

В статье рассматривается необходимость исследования социально-психологической адаптации молодых педагогов, анализируются различные подходы к факторам и стратегиям социальной адаптации, обосновывается авторский взгляд на факторы, влияющие на социально-психологическую адаптацию и стратегии, выбираемые молодыми педагогами.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, молодые педагоги, факторы социально-психологической адаптации, стратегии социально-психологической адаптации.

N.A. Sokolova

FACTORS AND STRATEGIES OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF YOUNG TEACHERS2

The article discusses the need to study the socio-psychological adaptation of young teachers, as well as different approaches to factors and strategies of social adaptation, the author's view on the factors affecting socio-psychological adaptation and the strategies taken by young teachers.

Key words: socio-psychological adaptation of young teachers, factors of socio-psychological adaptation, socio-psychological adaptation.

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический институт» по договору на выполнение НИР от 17.05.2017 г. № 2017-К2-10-23 по теме «Социально-психологическая адаптация молодых учителей общеобразовательных школ».

2 This article was prepared with the financial support of the «Krasnoyarsk state pedagogical Institute named. «Socio-psychological adaptation of young teachers in secondary schools». Contract research project No. 2017-K2-10-23 g. from 17.05.2017

Актуальность проблемы социально-психологической адаптации молодых педагогов (к которым мы относим педагогов, проработавших в школе до 3-х лет после окончания вуза) крайне велика, поскольку значительная их часть, изначально ориентированная на работу в школе, покидает ее, проработав от нескольких недель до года, что ухудшает кадровую ситуацию в школе, увеличивает количество «возрастных» педагогов, негативно влияет на смену поколений в педагогических коллективах, порождая массу сопутствующих проблем. Причиной этого явления зачастую становятся значительные сложности адаптации молодого педагога, на которые не обращает внимание администрация общеобразовательной школы. Что, в свою очередь, делает особо значимой проблему изучения факторов, влияющих на успешность социально-психологической адаптации молодых педагогов, и стратегий, которые они для этого выбирают.

Под социальной адаптацией чаще всего понимается приспособление человека к условиям новой социальной сре-

ды, вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников.

Н.Н. Мельникова, исследуя процесс социально-психологической адаптации, выделила ее содержательные аспекты: обязательное взаимодействие двух или более объектов; наличие дисбаланса, несогласованности между этими объектами в ходе взаимодействия; целью взаимодействия является попытка координации действий между объектами; достижение цели предполагает определенные изменения во взаимодействующих объектах [2].

Результатом процесса социально-психологической адаптации должна стать адаптированность личности. Под адаптированностью понимается результат успешности взаимодействия личности с социальной средой, выраженный в общественном признании его успешности и благоприятном психологическом состоянии, отсутствие эмоционального напряжения, тревоги педагога [2]. Можно выделить следующие уровни адапти-рованности (табл. 1).

Табл. 1. Уровни адаптированности

№ п/п Уровень адаптации Характеристики

1 Высокий оптимальный Высокая социальная успешность и позитивное психоэмоциональное состояние

2 Высокий избыточный Высокая социальная успешность на фоне выраженного психоэмоционального напряжения

3 Средний Невысокая социальная успешность и позитивное психоэмоциональное состояние

4 Низкий (дезадаптация) Социальная неуспешность и выраженное психоэмоциональное напряжение

ш

о

го Ч Ф

С

*

о ^

о

го

I-с

го ч го

о ¡£

о ф

т

о с; о

X ^

о с

о

X .0 с; го

о о

ф I-

го

о

Ё го В

Социальная адаптация предполагает постепенное усвоение культурных ценностей, социальных норм и ролей, а также овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и результат этого процесса. Соотношение этих компонентов зависит от целей и ценностных ориентаций индивида, возможностей их достижения в социальной

среде. Социальная адаптация во многом зависит от факторов, влияющих на нее и стратегий адаптации, которые выбирает сам человек.

Факторы - условия, которые воздействуют на социальные процессы и определяют характер анализируемого явления в целом и его отдельные черты. Под факторами адаптации мы понимаем условия, определяющие течение, сроки, темпы, результаты адаптации.

В случае социально-психологической адаптации это социальные факторы, влияющие на психологическое состояние человека.

Исследованием факторов социальной адаптации и отдельных ее видов занимались А.В. Мудрик, А.А. Реан, С.И. Розум, Е.Г. Черникова и др. А.В. Мудрик исследовал общие факторы социализации и социальной адаптации как ее этапа, влияющие на личность в целом. С.И. Розум, вслед за А.В. Мудриком, занимаясь проблемами социальной адаптации, выделяет мега-макро- мезо- микрофакторы социальной адаптации, относя к мегафакторам вселенную, планету, мир в целом; к макрофакторам - страны, этнос, общество, государство, экономику, политику; к ме-зофакторам - регион, тип поселения, субкультуру, средства массовой информации; к микрофакторам - семья, ближайщее социальное окружение [3; 4].

Исследований по проблемам социально-психологической адаптации молодых педагогов в условиях общеобразовательных школ немного. Одним из значимых является исследование социально-профессиональной адаптации молодых педагогов общеобразовательных учреждений Е.Г. Черниковой. Она определяет совокупность внешних и внутренних факторов социально-экономического, социокультурного характера, влияющих на успешную адаптацию молодых педагогов. В качестве основных внешних факторов она выделяет материальное положение молодых педагогов, качество и содержание подготовки учителя, образовательную среду, организацию методической работы, семью, СМИ, престиж профессии в обществе, гендерную принадлежность. К внутренним факторам она относит профессиональный опыт, систему ценностей, мотивы выбора педагогической профессии, профессионально значимые качества (наличие - отсутствие), самообразование, самооценку подготовленности к осуществлению педагогической деятельности (профессиональные затруднения) [5].

Принимая во внимание все вышесказанное и анализируя результаты собственных исследований по проблеме, мы считаем возможным выделить две группы факторов социально-психологической адаптации молодых педагогов: внешние и внутренние. К внешним мы относим социальные факторы, влияющие на психологическое состояние молодого педагога, к внутренним - его личностные характеристики, определяющие адаптивные способности.

Мы выделяем следующие внешние факторы социально-психологической адаптации:

1. Общественная значимость профессии, которая включает в себя профессии в обществе; отношение к профессии в микросреде молодого педагога (семья, друзья); отношение к профессии педагогов школы.

2. Престиж профессии, определяемый материальными показателями, такими как оценка уровня зарплаты педагога в обществе; оценка уровня зарплаты в педагогической среде; собственная оценка уровня зарплаты.

3. Успешность молодого педагога в профессиональной деятельности, которая определяется оценкой учебной и воспитательной деятельности молодого педагога администрацией школы; оценкой учебной и воспитательной деятельности молодого педагога детьми; оценкой учебной и воспитательной деятельности молодого педагога родителями; принятием молодого педагога педагогическим коллективом (профессиональная, методическая и эмоционально-психологическая поддержка); участием молодого педагога в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и их результаты.

4. Качество и содержание подготовки молодого педагога, которая определяется через самооценку молодым педагогом уровня, качества, достаточности профессиональных знаний, полученных в вузе; оценку образовательной организацией уровня подготовленности молодого педагога к профессиональной деятельно-

сти; наличием поствузовского профессионального и методического сопровождения молодых педагогов.

5. Гендерная принадлежность молодого педагога.

К внутренним факторам социально-психологической адаптации молодых педагогов мы относим:

1. Ценностное отношение к педагогической деятельности (иерархия ценностей, соотношение профессиональных и непрофессиональный ценностей, соответствие смыслов профессиональной деятельности общим жизненным смыслам).

2. Мотивацию профессиональной деятельности (профессиональные интересы, устойчивость мотивов, согласованность и непротиворечивость мотивов).

3. Профессиональное самосознание - осознание себя как части профессионального сообщества и профессиональной деятельности (образ объекта труда, образ субъекта труда, образ субъект-объектных и субъект-субъектных отношений, Я-концепция).

4. Эмоционально-волевые характеристики (уровень эмоциональной устойчивости, умение управлять своими эмоциональными состояниями, целеустремленность, решительность, самоорганизованность, обязательность).

5. Психофизиологические характеристики (физическая сила, утомляемость, выносливость, стрессоустойчи-вость, агрессивность).

6. Типологические характеристики (интровертированность - экстроверти-рованность, тип темперамента, характера).

7. Удовлетворенность профессиональной деятельностью.

Учет этих факторов администрацией общеобразовательной школы позволит минимизировать негативные тенденции в процессе социально-психологической адаптации молодых педагогов.

Успешность социально-психологической адаптации во многом зависит от стратегии, которую они выбирают.

Существует социологический и психологический подход к стратегиям социальной адаптации. Исследователями того и другого подходов отмечается, что стратегии формируются в зависимости от системы ценностей, структуры потребностей, мотивов, субъектной позиции, психофизиологических и индивидуально-личностных особенностей, что во многом определяет способность человека встраиваться или не встраиваться в социальную среду.

Социологический подход к стратегиям социальной адаптации прослеживается у Р. Мертона, выделяющего несколько моделей социальной адаптации, которые можно рассматривать как своеобразные стратегии социальной адаптации. В качестве оснований для стратегий он выделяет отношение человека к целям и ценностям культуры и методы, которые он использует для достижения этих целей. Если личность разделяет цели культуры, в которой она живет, осуществляет их легальными, рекомендуемыми средствами, то реализуется конформная модель адаптации. Инновационная модель адаптации характеризуется тем, что личность принимает цели сообщества, но реализует их нетрадиционными способами. Если личность не признает цели и ценности собственного общества, но соблюдает «правила игры», нормы поведения, принятые данным обществом, то речь идет о модели социальной адаптации, называемой ритуализмом. Эйскепизмом (отстранение, уход от социальной реальности) называется модель социальной адаптации, при которой личность не принимает целей и ценностей общества и социально одобряемых средств их достижения. В данном случае речь идет о «параллельном существовании» человека и общества. Если же личность не признает общество, его культуру и активно противостоит им, речь идет о бунте, мятеже как модели социальной адаптации (табл. 2) [1].

ш

о

го Ч Ф С X .а

о ^

о

го

I-с

го ч го

о ¡£

о ф

т

о с; о

X ^

о с

о

X .0 с; го

о о

ф I-

го

.0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

го

в

№ п/п Название стратегии Отношение к цели и ценностям Методы и средства адаптации

1 Конформная Разделяет цели и ценности общества Использует принятые в данном обществе средства и методы

2 Инновационная Разделяет цели и ценности общества Ищет новые методы и средства реализации

3 Ритуализм Не разделяет цели и ценности общества Использует принятые в данном обществе средства и методы

4 Эйскепизм Не разделяет цели и ценности общества Ищет новые методы и средства реализации, но не вступает в конфликт с обществом

5 Бунт Не разделяет цели и ценности общества Ищет новые методы и средства реализации, но вступая в конфликт с обществом

Психологический подход к проблеме социальной адаптации демонстрируется в рабатах А.А. Реана, выделяющего три стратегии адаптационного процесса: один - связан с активным влиянием на внешнюю среду, ее освоение и приспособление к себе, другой - с изменением собственной личности, коррекцией собственных социальных установок, поведенческих стереотипов, третий -вероятностно-комбинированный, объединяющий два вышеназванных [3].

Н.Н. Мельникова считает, что можно выделить следующие основания стратегии социально-психологической адаптации: направленность на себя или на других (менять себя или менять других); активность или пассивность (действую или не действую); контактность или избегание (открытость или закрытость в общении). Выделенные ею основания позволили сформулировать несколько стратегий социально-психологической адаптации [2] (табл. 3).

Табл. 3. Стратегии социально-психологической адаптации (H.H. Мельникова)

Тип стратегии Направленность на других Направленность на себя

Активный контактный Активное изменение среды (стратегия кузнеца и воина) Активное изменение себя (стратегия человека, высекающего себя из камня)

Активный избегающий Активный уход из среды и поиск новой (стратегия перелетной птицы) Уход от контакта со средой и погружение во внутренний мир (стратегия улитки)

Пассивный контактный Пассивная репрезентация себя (стратегия камня в ручье) Пассивное подчинение условиям среды (стратегия хамелеона)

Пассивный избегающий Пассивное выжидание внешних изменений (стратегия паруса, ожидающего ветра) Пассивное ожидание внутренних изменений (стратегия созревающего яблока)

Исследуя проблемы молодых педагогов общеобразовательных школ и специфику педагогической деятельности, мы определили следующие критерии го для выявления стратегий их социально-§ психологической адаптации: принятие § или непринятие системы работы обра° зовательной организации, собственная ^ позиция педагога по отношению к про-

фессиональной деятельности. Исходя из этих критериев, выделили следующие стратегии социально-психологической адаптации молодых педагогов:

1. Пассивное принятие. Эта стратегия характеризуется принятием (или непринятием) системы работы, ценностей, методов и форм общеобразовательной школы, подчинением системе, отказом

от проявления активности («В чужой монастырь со своим уставом не ходят»). При этом может быть две подстратегии, диктуемые различными мотивами:

• равнодушие молодого педагога (у меня своя жизнь и меня это не касается);

• внутренние переживание молодого педагога по поводу работы, но невозможность, боязнь высказать свою точку зрения.

2. Активное приспособление. Эта стратегия проявляется в том, что молодой педагог в основном принимает систему работы, ценности, методы и формы общеобразовательной школы и готов принимать участие в оптимизации ее деятельности, высказывать свои взгляды и действовать в соответствии с ними. При этом мотивация действий молодого педагога тоже может быть различной, что определяет следующие подстра-тегии:

• внешняя: активное участие в делах общеобразовательной школы без глубокого погружения в суть проблемы («Шумим, братец, шумим»). Главное: количество дел и широкое информирование общества по их поводу. В качестве мотива здесь, например, может выступать желание быстро сделать административную карьеру в системе образования;

• внутренняя: погружение в суть проблемы и стремление к глубинным изменениям в деятельности общеобразовательной школы, влекущее внутреннюю работу личности над собой, профессиональное и личностное развитие;

• сочетание первых двух подстра-тегий.

3. Противостояние. Молодой педагог по каким-либо причинам не принимает систему работы, сложившуюся в школе и активно противостоит ей, хочет изменить систему, вступая в конфликт с администрацией (частью педагогического коллектива). При этом мотивация молодого педагога тоже может различной: от желания прослыть «оппозиционером» и использовать ситуацию для каких-либо личных или иных целей до искреннего желания изменить ситуацию в школе к лучшему и, не видя иного пути для решения цели, кроме открытого конфликта.

Учет администрацией школ факторов, влияющих на социально-психологическую адаптацию молодых педагогов, и стратегий, которые они выбирают, умелая и своевременная коррекция негативных их проявлений, позволит, хотя бы частично, решить проблему закрепления молодых педагогов в общеобразовательных школах.

ш

о

го

ч ф

с X .0

о ^

о

Библиографический список

1. Волков, Ю.Г. Социология [Текст]: учебник / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая; под ред. В.И. До-бренькова. - М.: Гардарика, 1998. - 432 с.

2. Мельникова, Н.Н. Стратегии поведения в процессе социально-психологической адаптации [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / Н.Н. Мельникова. - СПб., 1999. - 194 с.

3. Реан, А.А. Психология адаптации личности [Текст] / А.А. Реан. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. - 479 с.

4. Розум, С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека [Текст] / С.И. Ро-зум. - СПб.: Речь, 2006. - 367 с.

5. Черникова, Е.Г. Состояние и противоречия социально-профессиональной адаптации молодых педагогов [Текст]: монография / Е.Г. Черникова. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2010. - 184 с.

го

I-с

го ч го

о

О ф

т

о с; о

X о

о

X -О

с; го

S J

о о

Reference

1. Volkov Yu.G. Sociology: textbook / under the editorship of V.I. Dobrenkov. M.: Dardarika, 1998. P. 432. [in Russian].

2. Melnikov N.N. Behavior strategies in the process of socio-psychological adaptation. Dis. ... cand. of sciences (Psychology). SPb, 1999. P. 194. [in Russian].

ф i-ro cr

Ь

.0

cr о

го 0

3. Rean A.A. Psychology adaptation of the personality. SPb: Praim-Evroznak, 2008. P. 479. [in Russian].

4. Rozum S.I. Psychology of socialization and social adaptation of a person. SPb.: Rech, 2006. P. 367. [in Russian].

5. Chernikova E.G. State and the contradictions of socio-professional adaptation of young teachers: monograph. Chelyabinsk: Izd-vo ChGPU, 2010. P. 184. [in Russian].

Сведения об авторе: Соколова Надежда Анатольевна,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной работы, педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. КтаИ: sokolovana-2011@mail.ru

Information about the author: Sokolova Nadezhda Anatolievna,

Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Professor, Head, Department of Social Work, Pedagogy and Psychology, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: sokolovana-2011@mail.ru

ro m о с; о

О

0 <

1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.