Научная статья на тему 'Условия формирования стрессоустойчивости у воспитанников к специфике образовательной среды учреждений пансионного типа'

Условия формирования стрессоустойчивости у воспитанников к специфике образовательной среды учреждений пансионного типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
624
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ПАНСИОН / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / STRESS RESISTANCE / СТРЕССОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ / УСЛОВИЯ / TERMS / BOARDING SCHOOL / STRESSORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гревцева Оксана Вячеславовна

В статье рассмотрена специфика образовательной среды пансионного учебного заведения и описаны возможные стрессогенные факторы, оказывающие негативное влияние на развитие личности обучающихся. Представлены и проанализированы содержательные характеристики стрессоустойчивости и сформулированы условия ее формирования у воспитанников образовательной среды учреждений пансионного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гревцева Оксана Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERMS FOR PUPILS’ STRESS RESISTANCE FORMATION RELEVANCE TO BOARDING SCHOOL EDUCATIONAL ENVIRONMENT SPECIFIC FEATURES

The article analyzes boarding schools educational environment specific features, including a number of stress factors which affect negatively on the pupils’ personality positive development. Pupils’ stress resistance content, terms for pupils’ stress resistance formation relevance to boarding school educational environment specific features are represented in the article.

Текст научной работы на тему «Условия формирования стрессоустойчивости у воспитанников к специфике образовательной среды учреждений пансионного типа»

ПСИХОЛОГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ

УДК 159.9

ОВ. Гревцева УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ К СПЕЦИФИКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ПАНСИОННОГО ТИПА

Аннотация. В статье рассмотрена специфика образовательной среды пансионного учебного заведения и описаны возможные стрессогенные факторы, оказывающие негативное влияние на развитие личности обучающихся. Представлены и проанализированы содержательные характеристики стрессоустойчивости и сформулированы условия ее формирования у воспитанников образовательной среды учреждений пансионного типа. Ключевые слова: адаптация, пансион, стрессоустойчивость, стрессогенные факторы, условия.

Oksana Grevtseva TERMS FOR PUPILS' STRESS RESISTANCE

FORMATION RELEVANCE TO BOARDING SCHOOL EDUCATIONAL ENVIRONMENT SPECIFIC FEATURES

Annotation. The article analyzes boarding schools educational environment specific features, including a number of stress factors which affect negatively on the pupils' personality positive development. Pupils' stress resistance content, terms for pupils' stress resistance formation relevance to boarding school educational environment specific features are represented in the article.

Keywords: boarding school, stress resistance, stressors, terms, adaptation.

Модернизация образования в Российской Федерации ставит перед школой новые задачи, что открывает творческие возможности для создания различных типов и моделей образовательных учреждений. В процессе модернизации в российской системе образования происходит возрождение пансионного образования [4]. Наиболее ярко и широко образовательные учреждения пансионного типа представлены Министерством обороны РФ, к ним относятся: Президентские кадетские, Суворовские военные, Нахимовское военно-морское, Московское военно-музыкальное училища и кадетские корпуса.

Достоинством пансионных образовательных учреждений является систематический контроль детей со стороны взрослых, непосредственно участвующих в их школьной жизни, отсутствие риска попасть под влияние плохой компании, что очень актуально в современных реалиях жизни. В данных образовательных учреждениях созданы все условия для организации жизнедеятельности детей. В частности, руководители и педагоги заботятся о досуге ребенка, организуя экскурсионные поездки, и походы в театры, занятия спортом, музыкой, танцами. Дети получают качественное образование, позволяющее впоследствии поступить в специализированные вузы (и не только). Не меньшее значение имеет и то, что образовательные учреждения пансионного типа предлагают набор услуг, который в обычной школе является крайне редким. Практически каждое пансионное образовательное учреждение отличается только ему присущими особенностями: патриотическое воспитание, углубленное изучение каких-либо школьных предметов, спортивный уклон и т.д. [1]. Данные преимущества пансионного образования актуализируют потребность в учреждениях такого типа, что подтверждается

© Гревцева О.В., 2015

увеличением количества школ-пансионов, как в государственной, так и негосударственной сфере образования. Так в период с 2010 по 2014 г. число довузовских образовательных учреждений пансионного типа в Министерстве обороны РФ, увеличилось на 32 % и планируется дальнейшее увеличение их количества.

Но, как показывает практика, пансионное учебное заведение как особый тип образовательной организации имеет не только плюсы, но и факторы риска. В частности, сама образовательная среда, представленная в виде совокупности условий, обеспечивающих качество воспитания учащихся, является, в первую очередь, источником множества стрессогенных факторов, с которыми сталкиваются поступившие дети. Необходимо отметить, что в основном это дети 10-11 лет, закончившие четвертый класс. Стрессогенными факторами для них могут стать: условия пансионного учебного заведения (проживание на территории учебного заведения), отсутствие противоположного пола среди воспитанников, отсутствие личностного пространства, единообразие в одежде (форма), нахождение под постоянным контролем, изолированность от близких и родных людей, отсутствие материнской ласки, разнообразие педагогического состава, непривычное расписание, множество кабинетов, абсолютно новые дети в классе, высокий темп работы, возросший объем работ в классе и домашнего задания, необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи преподавателя, несамостоятельность в работе с текстами, слабый уровень развития речи, слабое развитие навыков самостоятельной работы и др.

При этом необходимо учитывать и социальный состав воспитанников. Так среди воспитанников 47 % - это дети из полных семей; 30 % - из неполных семей, опекаемых и сирот 23 %. Поэтому к вышеназванным стрессогенным факторам следует добавить и внутриличностные особенности детей. Наибольшую значимость при этом имеют следующие личностные характеристики и особенности: коммуникативные, эмоционально-волевые, интеллектуальные. В качестве факторов риска для личностного развития воспитанников в условиях пансионного образования можно рассматривать: адекватность самооценки, проявление враждебных и агрессивных реакций, сформированность и проявление уровней тревожности, учебной мотивации, воспитанности, ведь важность влияния семьи на формирование интеллектуальных, эмоциональных, поведенческих особенностей и мировоззрения ребенка в целом, отмечают многие исследователи. Также необходимо помнить и о возрастных особенностях подростков, на которые указывает И.А. Зимняя: потребность в достойном положении в коллективе сверстников; повышенная утомляемость; стремление обзавестись верным другом; стремление избежать изоляции, как в классе, так и в образовательном учреждении; повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе; несформированные коммуникативные навыки; стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского; отсутствие авторитета возраста; отвращение к необоснованным запретам; восприимчивость к промахам взрослых; переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем; отсутствие адаптации к неудачам; ярко выраженная эмоциональность; требовательность к соответствию слова делу [3].

Таким образом, образовательная среда пансионного учебного заведения, являясь стрессоген-ной для воспитанников, в целом, наиболее сильное негативное воздействие оказывает на них в период адаптации к новым специфическим образовательным условиям. В связи с этим правомерно обратиться к исследованию О.А. Круглова [5], в котором он отмечает, что систематическое негативное воздействие стрессогенных факторов вызывает психическое травмирование личности, нарастание личностной дисгармонии и может привести к дезадаптации и даже спровоцировать патологическое состояние центральной нервной системы. Несмотря на всю стрессогенность современных образовательных сред, и особенно таких специфичных как пансионные учреждения, наличие в них различного уровня психологического климата, условий для патриотического, нравственного, интеллектуального развития, в основе ФГОС лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания образо-

ванной, нравственной, предприимчивой личности гражданина России, который сможет анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, быть способным к сотрудничеству, обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание. В современном обществе, как отмечает А.А. Деркач [2], все большую актуальность приобретает потребность в воспитании личности, способной не только к воспроизведению существующих норм и традиций, но и умеющей активно и самостоятельно анализировать, оценивать, делать выводы, принимать адекватные, объективные решения, саморазвиваться в личностном и профессиональном плане.

Изложенное выше позволяет говорить об актуальности изучения стрессоустойчивости у воспитанников к специфике образовательной среды пансионного учреждения, так как именно стрессо-устойчивость обеспечит неподверженность интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер, отрицательным влияниям трудностей и препятствий при общем выполнении образовательных задач. А для формирования стрессоустойчивости у воспитанников к специфике образовательной среды пансионного учебного заведения необходимо четкое понимание условий для ее формирования. В теоретическом плане эта проблема получила развитие в следующих отечественных и зарубежных исследованиях: проблема стрессоустойчивости представлена в рамках теорий личности (Г. Олпорт, Г. Айзенк, А. Н. и Д.А. Леонтьевы, B.C. Мухина, К. Роджерс и др.), стресса (Г. Селье, Л. М. Аболин, Г.Г. Аракелов и др.); стрессоустойчивости молодежи (К.И. Дьяченко, Е.В. Веселова, И.И. Бекетова, М.М. Баландин и др.); процесс формирования психологической устойчивости (Х.М. Алиев, Л.П. Гримак и др.); устойчивость личности детей и подростков в трудных ситуациях (М. Тышкова); формирование стрессоустойчивости школьников подросткового возраста в учебной деятельности (Т.С. Тихомирова); формирование стрессоустойчивости учащихся в процессе занятий вокально-хоровой деятельностью на материале обучения в педагогических вузах (Е.В. Зеличенок); стрессоустойчивость как фактор развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов (А.А. Андреева); психологические особенности стрессоустойчивости (С.Ю. Визитова). Этот список можно продолжить и дальше, т.к. изучение стрессоустойчивости идет по разным направлениям, как в психологии, так и в педагогике, но специфика подготовки всесторонне образованных и патриотически настроенных молодых людей в рамках пансионного учебного заведения требует дополнительных исследований в этой области. Так, проблема развития личности ребенка в условиях пансиона недостаточно представлена в современной педагогической и психологической литературе.

Несмотря на актуальность заявленной темы, достаточную проработанность многих вопросов этой проблемы, можно выделить ряд задач, требующих своего разрешения и наличие целого ряда противоречий, существующих между:

- требованиями к уровню развития личности воспитанника и негативным влиянием стрес-согенных факторов образовательной среды пансионного учебного заведения;

- личностной потребностью воспитанников в позитивном саморазвитии и недостаточным уровнем сформированности стрессоустойчивости к воздействию стрессогенных факторов образовательной среды пансионного учебного заведения;

- необходимостью формирования стрессоустойчивости у воспитанников как будущих специалистов силовых структур и отсутствием условий для этого в современных учебных заведениях пансионного типа;

- накопленным опытом формирования стрессоустойчивости и его недостаточным использованием в учреждениях пансионного типа.

Наличие данных противоречий позволило нам обозначить проблему исследования: при каких условиях можно сформировать стрессоустойчивость у воспитанников к специфике образовательной среды учреждений пансионного типа. С целью решения данной проблемы, мы в качестве наиболее

значимых выделили следующие условия формирования стрессоустойчивости у воспитанников к специфике образовательной среды учреждений пансионного типа: организационно-деятельностные, педагогические и психологические. Считаем правомерным в содержание организационно-деятельностных условий, исходя из специфики образовательной среды пансионного учебного заведения, включить следующее: четкое понимание факторов, препятствующих образовательному процессу, компоненты, критерии, уровни стрессоустойчивости воспитанников и механизмы ее формирования. Педагогические условия связаны, прежде всего, с разработкой циклограммы диагностических исследований, отражающей изменения в критериальных показателях компонентов, определяющих уровень сформированности стрессоустойчивости у воспитанников. И уже по результатам диагностических исследований необходимо определить группу воспитанников, с низким уровнем стрессо-устойчивости, требующих повышенного психолого-педагогического внимания (ПППВ). А в рамках психолого-педагогического сопровождения нужно разработать образовательные коррекционно-развивающие программы, включающие в себя формирование коммуникативных навыков, развитие когнитивных процессов и коррекцию эмоционально-волевых процессов. Психологические условия, на наш взгляд, должны, в первую очередь, способствовать формированию стрессоустойчивости воспитанников посредством применения разнообразных методов и приемов работы с ними, развивать их адаптационный потенциал, обеспечивающий возможность успешного приспособления к специфике образовательной среды пансионного учебного заведения. Наиболее эффективными видами деятельности, способами, методами и технологиями в этом направлении могут рассматриваться разработки программы психолого-педагогического сопровождения по формированию стрессоустойчивости у воспитанников и методических рекомендаций по особенностям взаимодействия с воспитанниками, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом сопровождении.

Остановимся более подробно на отдельных составляющих обозначенных групп условий. Так, при создании и реализации организационно-деятельностных условий были учтены возможные стрес-согенные факторы, влияющие на личностное развитие воспитанников:

- индивидуально-личностные факторы, выражающиеся в несформированности коммуникативной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер: неадекватность самооценки; проявление враждебных и агрессивных реакций; повышенный уровень тревожности; сниженный уровень учебной мотивации; сниженный уровень воспитанности; низкий уровень развития речи; слабое развитие навыков самостоятельной работы; своеобразие подросткового возраста; повышенная утомляемость; несамостоятельность в работе с текстами;

- межличностные, межгрупповые и дисциплинарные факторы: потребность в достойном положении в коллективе сверстников; стремление обзавестись верным другом; стремление избежать изоляции в классе; повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе; стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского; отсутствие авторитета возраста; отвращение к необоснованным запретам; восприимчивость к промахам взрослых; переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем; отсутствие адаптации к неудачам; ярко выраженная эмоциональность; требовательность к соответствию слова делу;

- факторы социальной среды: специфические условия образовательной среды (условия пансионного учебного заведения); отсутствие противоположного пола среди воспитанников; отсутствие личностного пространства; нахождение под постоянным контролем; изолированность от близких и родных людей; отсутствие материнской ласки; разнообразие педагогического состава; непривычное расписание; множество кабинетов; абсолютно новые дети в классе; высокий темп работы; возросший объем работ в классе и домашнего задания; необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи преподавателя.

Основываясь на содержании стрессоустойчивости у воспитанников и теоретическом подходе В.А. Петровского [6], мы считаем правомерным выделение следующих компонентов и показателей стрессоустойчивости воспитанников.

1. Интеллектуальный компонент. Характеризуется наличием творческого, познавательного, образного мышления, преобладаем аналитического склада ума, сообразительностью, гибкостью, самостоятельностью, критичностью ума, способностью действовать в уме, познавательными умениями, любознательностью, развитым воображением, способностью выполнять сложные задания, ставить перед собой высокие цели и пытаться их осуществить, допуская для себя возможность ошибок и провалов. В качестве показателей этого компонента мы рассматриваем следующее: интеллект, практичность, развитое воображение, любознательность, воображение, сложность, склонность к риску, академическую успеваемость.

2. Эмоциональный компонент. Представлен не только эмоциями и чувствами, но также тревожностью и самооценкой, эмоциональными переживаниями, сопряженным с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей, в ситуациях проверки знаний (особенно - публичных), эмоциональными переживаниями, связанными с ожиданиями окружающих. Показателями эмоционального компонента явялются: общая школьная тревожность, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями, физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины, расслабленность - напряженность, жесткость - чувствительность, эмоциональная неустойчивость - устойчивость, простота и скромность, адекватность самооценки.

3. Волевой компонент связан с осознанной постановкой воспитанником цели и готовностью к преодолению внешних и внутренних препятствий мышечного и нервного напряжения, самообладанием, инициативой, уверенностью в своих силах, настойчивостью, выдержкой, самообладанием в сложных ситуациях, навыками самостоятельного поведения. К основным показателям волевого компонента правомерно отнести: уверенность в себе - тревожность, низкий самоконтроль - высокий самоконтроль, сдержанность - экспрессивность, самочувствие, настроение, активность, ответственное отношение к учению, отношение к общественно-полезному труду, трудолюбие, долг и ответственность, дисциплинированность, честность и правдивость, бережливость.

4. Мотивационный компонент обеспечивает правомерность и обоснованность отношения к моральным нормам общества: бережное отношение к человеку, сочетание личных и общественных интересов, стремление к идеалу, нравственные установки, цели жизни, смысл жизни, отношение к своим обязанностям, умение выразить свое отношение к окружению, к самому себе.

В число наиболее значимых показателей мотивационного компонента нами были включены: познавательные, коммуникативные, эмоциональные мотивы, мотивы саморазвития, позиция школьника, мотив достижения, внешние мотивы, подверженность чувствам - высокая нормативность поведения.

5. Коммуникативно-оценочный компонент направлен на оценку качества и «правильности» действий, их четкости и соответствия ситуации. Иначе говоря, это устойчивость функционирования познавательных процессов личности, невосприимчивость к провокационным действиям оппонента, умение определить начало предконфликтной ситуации, анализ причин возникновения конфликта, умение сводить к минимуму искажение восприятия конфликтной ситуации и личности оппонента, а также своего поведения, умение дать объективную оценку конфликта, прогнозировать его развитие и возможные последствия; способность быстро принимать правильные решения, способность выделять главную проблему конфликта, выдвигать и обосновывать альтернативные решения проблемы; спо-

собность к аргументации и цивилизованной полемике в условиях спора. Критериальными показателями этого критерия являются: замкнутость - общительность, подчиненность - доминантность, доверчивость - подозрительность, прямолинейность - дипломатичность, робость - смелость, конформизм - нонконформизм, коллективизм и товарищество, доброта и отзывчивость, уровень социально-психологической адаптации, дружелюбие - враждебность, согласие - несогласие, удовлетворенность - неудовлетворенность, продуктивность - непродуктивность, теплота - холодность, сотрудничество - несогласованность, взаимоподдержка - недоброжелательность, увлеченность - равнодушие, занимательность - скука, успешность - безуспешность, коэффициент сплоченности коллектива.

Предложенные показатели нашли свое отражение в психодиагностических методиках, используемых нами для выявления уровня стрессоустойчивости воспитанников пансионного учебного заведения. Основанием для этого явились качественные характеристики компонентов стрессоустойчивости [7]. Для понимания уровня сформированности стрессоустойчивости у воспитанников к специфике образовательной среды пансионного учебного заведения, и отталкиваясь от качественных характеристик стрессоустойчивости, мы предлагаем выделять следующие характеристики сформиро-ванности стрессоустойчивости.

1. Низкий уровень характеризуется эмоциональной нестабильностью, подверженностью чувствам, низкой нормативностью, слабым развитием общего уровня интеллектуального развития, слабой активностью, отсутствием активной жизненной позицией, дезадаптацией, социальной изоляцией, неудовлетворенностью самореализацией, низкой самооценкой, высоким уровнем тревожности и враждебности, неудовлетворительным статусом в социальной группе (классе).

2. Средний уровень представлен ситуативными эмоционально-волевыми проявлениями. Воспитаннику свойственны самостоятельность, возможны проявления самореализации и самоорганизации, хотя общественная позиция еще не проявляется. Может отмечаться склонность к непостоянству, влиянию случая и обстоятельств. Воспитанник не прилагает усилия по выполнению групповых требований и норм. Отмечается расслабленность, вялость, спокойствие, низкая мотивация, леность, излишняя удовлетворенность и невозмутимость. Также наблюдается мягкость, устойчивость, зависимость, стремление к покровительству.

3. Высокий уровень, характеризуется стабильностью эмоционально-волевой сферы, высокой нормативностью, высоким развитием общего уровня интеллектуального развития, активной жизненной позицией, высокой адаптацией, удовлетворенностью самореализацией, адекватной самооценкой, отсутствием враждебных, агрессивных реакций и тревожности, удовлетворительным статусом в социальной группе (классе).

Механизмами, с помощью которых возможно формирование стрессоустойчивости у воспитанников к стрессогенным факторам образовательной среды пансионного учебного заведения могут быть:

1) компенсаторный, психологический механизм превращения внешних требований во внутренние требования личности к самой себе. Этот механизм обеспечивает психологическую стрессо-устойчивость личности, ее сознания в усвоении нравственного опыта общества, моральных норм и формирования собственной моральности. Объективную основу для этого представляет включение воспитанника в моральную деятельность;

2) адаптационный механизм, который связан с выработкой новых навыков, привычек, качеств, что приводит в соответствие организм, личность со средой. Регуляторами адаптации воспитанника выступают мотивы, мышление, воля, способности, знания, опыт. В процессе адаптации не столько приобретаются новые свойства, качества, сколько перестраиваются уже имеющиеся, а сохранение эффективности деятельности происходит главным образом благодаря готовности, привыканию к новым условиям и их освоению. Адаптация выражается не только в приспособлении организма к

новым условиям, но главным образом в выработке фиксированных способов поведения, позволяющих справляться с трудностями.

Вопрос об условиях формирования стрессоустойчивости у воспитанников к стрессогенным факторам образовательной среды пансионных учреждений, как и раскрытие самого феномена стрес-соустойчивости личности воспитанника, остается открытым для исследований и необходимость в этих исследованиях возрастает с каждым днем. А проведенный нами анализ проблемы, связанной с определением условий, обеспечивающих позитивное развитие личности воспитанника, показал, что в качестве необходимых и достаточных условий можно рассматривать организационно-деятельност-ные, педагогические и психологические условия, направленные на формирование стрессоустойчиво-сти у воспитанников к стрессогенным факторам образовательной среды пансионных учреждений.

Библиографический список

1. Быстрицкая, Я. Школа-пансион : невозможное возможно [Электронный ресурс] / Я. Быстрицкая // Образование для детей. - Режим доступа : http://www.edukids.ru (дата обращения : 20.04.2015).

2. Деркач, А. А. Модернизация образования как условие опережающего социально-экономического развития страны (продолжение) / А. А. Деркач // Акмеология. - 2011. - № 4. - С. 8-21.

3. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов / И. А. Зимняя. -. 2-е изд, доп., испр. и пере-раб. - М. : Логос, 2007. - С. 384. - (Новая унив. б-ка). - ISBN 5-9870406-9-8.

4. Карасева, Т. Н. Управление школой-пансионом в современных условиях : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Т. Н. Карасева. - М., 2007. - С. 176.

5. Круглов, О. А. Предпосылки регуляции аутопсихологических акме-функций преодоления реакций в стрессовых ситуациях / О. А. Круглов // Акмеология. - 2013. - № 1. - С. 113-118.

6. Петровский, В. А. Психология неадаптивной активности / В. А. Петровский. - М. : Горбунок, 1992. -С. 224. - ISBN 5-88276-006-1.

7. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учебное пособие. - Самара : БАХРАХ-М, 2001. - 672 с. - ISBN 5-89570-005-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.