Научная статья на тему 'Методология и практика мониторинга здоровья учащейся молодежи'

Методология и практика мониторинга здоровья учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
200
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МОРОС-СИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОРГАНИЗМА / СКЛОННОСТЬ К РАЗЛИЧНЫМ ЗАВИСИМОСТЯМ / MONITORING OF HEALTH / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / PERSONAL POTENTIAL / MORFO-FUNCTIONAL PARAMETERS OF AN ORGANISM / TENDENCY TO VARIOUS DEPENDENCES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Айзман Р.И., Лебедев А.В., Айзман Н.И., Рубанович В.Б.

В статье рассматриваются теоретические аспекты здоровья человека, исходя из принципа единства физического, психического и духовного компонентов, образующих холистическую связь с экологическими факторами среды и социальными условиями жизни человека. Предлагается комплекс авторских электронных «паспортов здоровья» участников образовательного процесса (для обучающихся школ, студентов ВУЗов и ССУЗов, спортсменов, призывников, педагогов), позволяющий осуществлять в динамике обучения контроль физического, психического здоровья обучающихся, выявление лиц со склонностью к различным психосоциальным зависимостям и суицидальному поведению. Во второй части статьи представлены результаты использования электронного паспорта здоровья на примере исследования моРоссийская Федерацияофункциональных, психофизиологических особенностей, личностного потенциала и склонности к зависимому поведению студентов педагогического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY AND PRACTICE OF HEALTH MONITORING OF THE STUDYING YOUTH

In article theoretical aspects of health of the person proceeding from the principle of unity of the physical, mental and spiritual components forming holistic communication with ecological factors of the environment and social living conditions of the person are considered. The complex of author's electronic passports of health of the participants of educational process (for the studying schoolchildren, students of universities and colleges, athletes, recruits, teachers) allowing to provide control of physical and mental health of students, identifications of persons with tendency to various psychosocial dependences and suicide behavior in dynamics of training is offered. In the second part of this article the results of using of electronic passports of health on the example of the morfo-functional, psychophysiological features, personal potential and tendency to dependent behavior of pedagogical university students are presented.

Текст научной работы на тему «Методология и практика мониторинга здоровья учащейся молодежи»

УДК 614.2: 681.3

МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА МОНИТОРИНГА ЗДОРОВЬЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Айзман Р.И., Лебедев А.В., Айзман Н.И., Рубанович В.Б.

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г.Новосибирск, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические аспекты здоровья человека, исходя из принципа единства физического, психического и духовного компонентов, образующих холистическую связь с экологическими факторами среды и социальными условиями жизни человека. Предлагается комплекс авторских электронных «паспортов здоровья» участников образовательного процесса (для обучающихся школ, студентов ВУЗов и ССУЗов, спортсменов, призывников, педагогов), позволяющий осуществлять в динамике обучения контроль физического, психического здоровья обучающихся, выявление лиц со склонностью к различным психосоциальным зависимостям и суицидальному поведению. Во второй части статьи представлены результаты использования электронного паспорта здоровья на примере исследования моРоссийская Федерацияофункциональных, психофизиологических особенностей, личностного потенциала и склонности к зависимому поведению студентов педагогического университета.

Ключевые слова: мониторинг здоровья, социально-психологическая адаптация, личностный потенциал, моРос-сийская Федерацияо-функциональные параметры организма, склонность к различным зависимостям.

На протяжении последних 15 лет демографическая и эпидемиологическая ситуация в России характеризуется неблагоприятными тенденциями, характеризующимися увеличением числа болезней, связанных с влиянием негативных факторов окружающей среды, нездоровым образом жизни, ростом суицидности, разводов, снижением рождаемости и т.д. [1]. В молодежной среде получают широкое распространение такие факторы риска как различные формы зависимого поведения, употребление алкоголя и наркотиков как средства ухода от жизненных проблем, возвращаются социальные заболевания [2]. В этих условиях главным направлением внутренней политики государства должно стать формирование и защита здоровья детей, подростков и молодёжи как основа повышения национальной безопасности страны [3].

Особую роль в решении этих вопросов приобретают образовательные организации разного уровня, где происходит становление и развитие

личности. К сожалению, современная система образования пока не может обеспечить выполнение этих задач эффективным образом. Об этом свидетельствуют официальные данные: до 85% выпускников школ имеют различные психосоматические нарушения и заболевания. Более 60% учеников одиннадцатых классов употребляют психоактивные вещества, 40 - 50% призывников освобождаются от службы в вооруженных силах по психическому и физическому состоянию здоровья [4].

Не случайно Президент России В.В. Путин на заседании Госсовета (13 марта 2013 г.) заявил: «Мы сталкиваемся с крайне тревожными тенденциями: в 14 лет две трети детей России уже имеют хронические заболевания, у половины -нарушения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах, до 40 % призывников не в состоянии выполнить минимальные нормативы физической подготовки военнослужащих».

Поэтому руководство страны ставит задачу минимизации этих демографических и социальных угроз, особо обращая внимание на системное их решение в учебных заведениях.

В настоящее время имеется ряд нормативно-правовых документов, определяющих обязательность оценки здоровья обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях. Так, Приказом Министра образования и науки Российской Федерации от 12 января 2007 г. №7 определено: «организовать, начиная с 2007 г., проведение ежегодного мониторинга здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений». Приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» также подчеркивается необходимость оценки здоровья школьников в динамике обучения. В связи с ростом распространения психоактивных веществ среди молодежи издан Приказ Минобрнауки России от 16.06.2014 №658 «О порядке проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ».

С этих позиций представляет особую важность создание электронного инструментария для контроля динамики физического и психического здоровья обучающихся, выявления лиц со склонностью к различным психосоциальным зависимостям и суицидальному поведению, что позволит начать своевременную коррекцию и лечение обучающихся.

На основе этих документов нами были разработаны электронные паспорта здоровья участников образовательного процесса (обучающихся школ, студентов ВУЗов и ССУЗов, спортсменов, призывников, педагогов) [5,6].

В основу методологического подхода оценки здоровья человека мы заложили следующие принципы: 1) Холистический подход к организму, который базируется на представлении о единстве физической (телесной), психической и духовной сущностях человека, обеспечивающих

целостность организма, его возможности удовлетворять свои биологические, духовные и социальные потребности. 2) Организм и среда его обитания являются единым целым, что обусловливает взаимные влияния друг на друга. 3) Уровень здоровья можно оценить количественно, если принять за основу величину резервных возможностей организма, обеспечивающих сохранение гомеостаза его внутренней среды при адаптации к постоянно меняющимся условиям внешнего мира (или нагрузкам). 4) Детский организм проходит этапы постоянного роста и развития, поэтому параметры, характеризующие его здоровье, в онтогенезе изменяются. Следовательно, при оценке здоровья детей и подростков необходимо учитывать не только наличие или отсутствие каких-либо признаков нарушений, но их изменения в процессе жизни и обучения. 5) При характеристике здоровья важен интегратив-ный подход, учитывающий динамику физического развития, функционального, психо-эмоци-онального состояния организма и среду обучения, которая должна иметь здоровьесберегаю-щий характер.

Эти принципы легли в основу разработанных нами компьютерных программ мониторинга здоровья субъектов образовательного процесса, которые состоят из 5 взаимосвязанных автономных блоков, позволяющих оценить: 1) физическое развитие и функциональные резервы организма; 2) состояние психической сферы (эмоционально-волевой, когнитивной, интеллектуальной); 3) личностный потенциал и профессиональный маршрут; 4) уровень склонности к различным психо-социальным зависимостям; 5) эффективность здоровьесберегающей среды образовательной организации.

Программы могут быть использованы в локальном варианте или в он-лайн режиме с сохранением всех результатов в базе данных на сервере организации или на региональном сервере Министерства образования или здравоохранения, что позволяет анализировать результаты в любом формате (по полу, по возрасту и т.д.). Защита данных может быть обеспечена выделением специального канала для передачи информации и шифровкой индивидуальных показателей.

Электронные паспорта здоровья характеризуются следующими достоинствами:

• Интегративный подход к здоровью как системному состоянию, включающему показатели физического, психического и социального уровней;

• Компьютеризация всех данных, что позволяет создать банк здоровья различных возрастно-половых и профессиональных групп;

• Количественное выражение показателей, обеспечивающее возможность динамического наблюдения и сопоставления уровня здоровья различных групп, образовательных учреждений, районов, т.д.;

• Относительная простота обследования, не требующая дорогостоящего оборудования;

• Возможность передачи результатов обследования через Интернет;

• Вовлечение субъекта в сам процесс обследования, что повышает его личную заинтересованность в сохранении и развитии здоровья.

Морфологические и

• Возможность прогнозировать риск развития девиантных форм поведения, связанных со склонностью к психосоциальным зависимостям.

С помощью разработанного инструментария было проведено обследование разных групп учащейся молодежи средних и высших учебных заведений.

Для демонстрации приводим выборочные данные результатов обследования студентов 1 курса (п=1000) Новосибирского государственного педагогического университета. Так, при оценке моРоссийская Федерацияофункциональ-ных характеристик студентов выявлены достоверные гендерные различия по основным показателям физического развития и функциональных возможностей, большинство из которых находились в пределах возрастно-половой и региональной нормы [5], однако были обнаружены студенты обоего пола с дефицитом (16,8% девушек и 10,5 % юношей) и избытком массы тела (12,9% и 9,6%, соответственно) (Таблица 1).

Таблица 1. показатели студентов 1 курса (М±т)

Показатели Девушки (n=833) Юноши (n=167) Достоверность различий

Длина тела, см 164,1±0,2 177,5±0,5 ***

Масса тела, кг 59,5±0,4 69,7±0,9 ***

Индекс Кетле, кг/м2 22,0±0,1 22,1±0,2 н/д

Кистевой индекс, % 43,6±0,3 59,7±0,9 ***

Жизненный индекс, мл/кг 59,3±0,6 71,3±1,4 ***

Двойное произведение, у.е. 92,8±0,6 98,6±1,4 **

PWC170/кг, кгм/мин-кг 11,8±0,1 14,5±0,2 ***

ПЭК, у.е. 68,6±0,3 77,7±0,7 ***

Уровень физического здоровья, балл 10,4±0,3 10,5±0,3 н/д

Примечание: в этой и последующих таблицах звездочками указаны достоверные отличия между студентами разного пола: * < 0,05; ** < 0,001; *** < 0,001, н/д - недостоверные.

нако у девушек отмечалась более высокая лич-

Оценка психологического статуса студентов 1 курса показала высокий уровень социально-психологической адаптации, средний уровень агрессивности и стрессоустойчивости при высокой мотивации к успеху. Общий уровень тревожности во всех группах был в пределах нормы, од-

ностная тревожность и враждебность при высоком уровне стрессоустойчивости, тогда как юноши характеризовались более высокой мотивацией к успеху, стремлением к доминированию, внутренним самоконтролем и эмоциональным комфортом (Таблица 2).

Таблица 2

Показатели психологического статуса студентов 18-20 лет

Показатели, балл Девушки (n=833) Юноши (n=167) Достоверность различий

Адаптация 65,5±0,4 67,1±0,8 н/д

Самопринятие 78,5±0,4 78,7±0,8 н/д

Эмоциональный комфорт 63,5±0,6 66,4±1,2 *

Интернальность 67,5±0,5 71,0±0,9 **

Стремление к доминированию 61,1±0,6 66,3±1 ***

Реактивная тревожность 24,5±0,4 23,4±0,7 н/д

Личностная тревожность 41,5±0,4 37,4±0,6 ***

Враждебность 10,2±0,1 9,5±0,2 *

Агрессивность 15,9±0,2 15,9±0,3 н/д

Стрессоустойчивость 40,1±0,3 38,1±0,5 **

Мотивация к успеху 18,3±0,2 19,1±0,3 *

Анализ психофизиологических параметров студентов, определяющих их когнитивные возможности, показал при нормативных значениях преобладание у юношей показателей образной

памяти, скорости переключения внимания и скорости сенсомоторных реакций (Таблица 3). Вероятно, у лиц мужского пола тенденция к более быстрому усвоению материала лучше выражена.

Таблица 3

Некоторые психофизиологические показатели студентов 1 курса

Показатели Девушки (n=833) Юноши (n=167) Достоверность различий

Объем образной памяти, балл 8,3 ±0,1 8,6 ±0,1 *

Скорость переключения внимания, сек. 54,8±0,9 50,5±0,9 **

Скорость простой зрительно-моторной реакции, мсек 242,1±2,9 217,6±3,1 ***

Большую роль в успешной социально-психологической адаптации студентов и реализации их жизненных целевых установок имеет личностный потенциал [7]. У студентов 1 курса отмечался средний уровень жизнестойкости, более выраженный у юношей, достаточно высокий

Показатели личностного п

уровень удовлетворенности жизнью и адекватные жизненные ценности, хотя и разные по значимости для юношей и девушек. Однако до 50% студентов 1 курса имели низкую социальную зрелость, что может проявляться в их незрелых моделях поведения (Таблица 4).

Таблица 4

щиала студентов 18-20 лет

Показатели Девушки (n=833) Юноши (n=167) Достоверность различий

Жизнестойкость 113,02±1 117,2±1,6 *

Удовлетворенность жизнью 24,0±0,2 23,2±0,4 н/д

Распространение различных психосоциальных зависимостей в молодежной среде, в том числе к психоактивным веществам [8], диктовало включение этого показателя в программу тестирования. Результаты показали, что среди

Показатели склонности к

первокурсников уровень склонности к зависимым формам поведения находился на среднем и ниже среднего уровнях (Таблица 5). Низкий уровень склонности выявлен к таким факторам как алкогольная, табачная, телевизионная, игровая, религиозная, лекарственная, средний - к пищевой и трудовой активности.

Таблица 5

ям у девушек и юношей 18-20 лет

Показатели Девушки (n=833) Юноши (n=167) Достоверность различий

Алкогольная 9,8±0,2 10,1±0,3 н/д

Телевизионная 10,0±0,2 12,2±0,2 **

Любовная 18,4±0,2 16,5±0,3 ***

Игровая 7,2±0,1 8,9±0,2 ***

Сексуальная 9,7±0,2 13,5±0,3 ***

Пищевая 14,0±0,2 13,6±0,3 н/д

Религиозная 7,9±0,1 7,0±0,2 **

Трудовая 11,7±0,1 11,7±0,2 н/д

Лекарственная 8,6±0,2 7,3±0,2 ***

Компьютерная 9,8±0,1 10,4±0,3 *

Табачная 7,0±0,1 8,1±0,3 **

За здоровый образ жизни 11,0±0,2 10,4±0,3 н/д

Наркотическая 6,3±0,1 8,1±0,3 ***

Общая склонность к зависимому поведению 12,0±0,1 12,1±0,3 н/д

Нормативы: 5-11 баллов - низкая склонность; 12-18 баллов - средняя; 19-25 баллов - высокая [8].

Выявленные гендерные различия склонности к зависимостям необходимо учитывать в воспитательной и профилактической работе со студентами.

Таким образом, компьютерный инструментарий позволяет проводить оценку различных компонентов здоровья учащейся молодежи на основе чего формировать электронный паспорт, который можно использовать для индивидуализации образовательно-воспитательного процесса и оперативной коррекции здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Здоровье населения в Сибири. //Под ред. Ю.П.Никитина, Н.Ф.Герасименко. - Новосибирск: СО РАМН, 1995. - 128 с.

2. Калиниченко О.Ю. Социальные факторы формирования зависимого поведения в подростковом и юношеском возрасте // Вестник новых медицинских технологий. - 2006. - №Т.13, №1-2. - С. 188-190.

3. Оганов Р.Г. К здоровой России. Политика укрепления здоровья и профилактики заболеваний: приоритет - основные неинфекционные заболевания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

/ Р.Г. Органов. - М.: МЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ, 1994. - 140 с.

4. Айзман Р.И., Айзман Н.И., Лебедев А.В., Руба-нович В.Б., Трофимович Е.М., Турбинский В.В. Методология и методика мониторинга здоровья населения с использованием тестовых нагрузок и компьютерных технологий // Медицина труда и экология человека. - 2015. - №4. - С. 15-21.

5. Методика комплексной оценки физического и психического здоровья, физической подготовленности студентов высших и средних профессиональных учебных заведений: метод. пособ./ Айзман Р. И., Лебедев А. В., Айзман Н. И., Рубанович В. Б., - Новосибирск: РИФ Новосибирск, 2009. - 100 с.

6. Методика оценки социально-психологической адаптации и личностного потенциала студентов: метод. пособ./ Айзман Р. И., Лебедев А. В., Айзман Н. И., Рубанович В. Б., - Новосибирск: РИФ Новосибирск, 2013. - 40 с.

7. Богомаз С.А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладания со стрессами и достижения высокого уровня здоровья // Материалы научно-практич. конгрессов Третьего Всерос. форума «Здоровье нации - основа процветания России». - М.: 2007. - С. 23-25.

8. Лозовой В.В., Кремлева О.В., Лозовая Т.В. Профилактика зависимостей: опыт создания системы первичной профилактики. - М.: 2011. - 450 с.

METHODOLOGY AND PRACTICE OF HEALTH MONITORING OF THE STUDYING YOUTH

Aizman R.I., Lebedev A. V., Aizman N.I., Rubanovich V.B.

Novosibirsk state pedagogical university, Novosibirsk, Russian Federation

Annotation. In article theoretical aspects of health of the person proceeding from the principle of unity of the physical, mental and spiritual components forming holistic communication with ecological factors of the environment and social living conditions of the person are considered. The complex of author's electronic passports of health of the participants of educational process (for the studying schoolchildren, students of universities and colleges, athletes, recruits, teachers) allowing to provide control of physical and mental health of students, identifications of persons with tendency to various psychosocial dependences and suicide behavior in dynamics of training is offered. In the second part of this article the results of using of electronic passports of health on the example of the morfo-functional, psychophysiological features, personal potential and tendency to dependent behavior of pedagogical university students are presented.

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

Keywords: monitoring of health, social and psychological adaptation, personal potential, morfo-functional parameters of an organism, tendency to various dependences.

REFERENCES

1. Health of the population in Siberia. Under the editorship of Yu.P.Nikitin, N.F.Gerasimenko. Novosibirsk: The Russian Federation Academy of Medical Science, 1995. 128 p. (in Russian)

2. Kalinichenko, O. Yu. Social factors of formation of dependent behavior at teenage and youthful age // the Messenger of new medical technologies. 2006. V.13. No. 1-2. P. 188-190. (in Russian)

3. Oganov R. G. To healthy Russian Federation. Policy of strengthening of health and prevention of diseases: a priority - the main noninfectious diseases / R. G. Or-ganov. - Moscow: Russian Federation, 1994. 140 p. (in Russian)

4. Aizman R. I., Aizman N. I., Lebedev A. V., Ruba-novich V. B., Trofimovich E. M., Turbinsky V. V. Methodology and a technique of monitoring of health of the population with use of test loadings and computer technologies // Medicine of work and ecology of the person. 2015. No.4. P. 15-21. (in Russian)

5. Technique of complex assessment of physical and mental health, physical fitness of students of the highest and average professional educational institutions: methodical edition. /Aizman R. I., Lebedev A. V., Aizman N. I., Rubanovich V. B., Novosibirsk: REEF Novosibirsk, 2009. 100 p. (in Russian)

6. Technique of assessment of social and psychological adaptation and personal potential of students: methodical edition./Aizman R. I., Lebedev A. V., Aizman N. I., Rubanovich V. B., Novosibirsk: REEF Novosibirsk, 2013. 40 p. (in Russian)

7. Bogomaz S.A. Resilience of the person as a personal resource of a master with stresses and achievements of high level of health // Materials of scientific congresses of the Third Russian Federation forum "Health of the Nation — a Basis of Prosperity of Russian Federation". Moscow: 2007. P. 23-25. (in Russian)

8. Lozovoy V. V., Kremlev O. V., T.V. Lozovaya. Prevention of dependences: experience of creation of the system of primary prevention. Moscow: 2011. 450 p. (in Russian)

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.