•S* ФИЗИОЛОГИЯ I «S-
УДК: 614.2: 681.3
ЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Айзман Р.И.
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск Новосибирский НИИ гигиены Роспотребнадзора, Новосибирск
ROLE OF EDUCATIONAL SYSTEM IN MAINTAINING OF HEALTH AND SAFETY OF PUPILS
Aizman R.I.
Novosibirsk State Pedagogical University Novosibirsk SRIH gygiene Rospotrebnadzor
В статье рассматриваются нормативно-правовые документы, определяющие деятельность по сохранению здоровья и безопасности участников образовательного процесса, а также причины недостаточной эффективности их реализации в системе образования. Предлагается система мониторинга здоровья обучающихся и студентов с помощью разработанных электронных паспортов, которые имеют ряд достоинств по сравнению с традиционными профилактическими осмотрами.
Ключевые слова: мониторинг здоровья, нормативно-правовые документы, электронный паспорт здоровья,
The regulatory documents defining the activity on maintaining health and safety of educational process members as well the reasons of insufficient effectivity of their realization in educational system are presented. The system of health monitoring of pupils and students with the help of developed electronic passports that have some accomplishments in comparison with traditional preventive examination is suggested.
Key words: monitoring of health, regulatory documents, electronic passport of
health.
Укрепление физического и психического здоровья подрастающего поколения является решающим фактором национальной безопасности страны и в современных условиях становится одним из приоритетов государственной политики (Послание Президента Федеральному Собранию РФ, 2013). Особую роль в решении этих вопросов приобретают образовательные организации разного уровня, где происходит становление и развитие личности [1,2].
Не случайно, только за последние годы издан ряд нормативно-правовых документов, направленных на сохранение здоровья и безопасности всех участников образовательного процесса. Перечислим только некоторые наиболее важные из них.
S Приказ Минобрнауки РФ от 12.01.2007 года №7 «Об организации мониторинга здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений»
^ Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
^ Санитарно-гигиенические требования и требования к безопасности (СанПиН 2.4.2.2821-10)
^ Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", 04.02.2010 г.
^ Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
^ Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273 (в редакции от 3 июля 2016 г. N З13-Ф3)
^ Приказ Минобрнауки РФ от 16.06.2014 №658 «О порядке проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ».
Более того, в новые федеральные государственные образовательные стандарты включены следующие показатели, характеризующие здоровьесберегающую деятельность образовательных организаций: ^ комплексное состояние здоровья обучающихся;
^ степень невротизации, распространённости астенических состояний и вегетативных нарушений;
^ уровень готовности индивида к ведению здорового и безопасного образа жизни, устойчивость к различным видам аддикций; ^ физическое развитие учащихся; ^ заболеваемость учащихся; ^ физическая подготовленность учащихся;
^ контроль санитарно-гигиенических условий среды и режима обучения, питания, физкультурно-спортивной работы и соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов [3].
Несмотря на это, за последние 5 лет, по данным Министерства здравоохранения, наблюдалось ухудшение показателей здоровья учащихся на 16-32 % и рост нервно-психических заболеваний, а также увеличение числа лиц с различными психо-социальными зависимостями (игровой, компьютерной, алкогольной, наркотической и т.д.) и повышение уровня суицидности. До 80% обучающихся имеют низкие резервы физического и психического потенциала [4,5]. «Мы сталкиваемся с крайне тревожными тенденциями: в 14 лет две трети детей России уже имеют хронические заболевания, у половины - нарушения в сердечнососудистой и дыхательной системах; до 40 % призывников не в состоянии выполнить минимальные нормативы физической подготовки военнослужащих» (В.В.Путин, 13.03.2013. Выступление на Госссовете).
В чем же причины несоответствия поставленных задач и полученных результатов? На мой взгляд, можно выделить следующие основные причины:
- отсутствие механизма ведомственного и межведомственного сотрудничества в сохранении и укреплении здоровья обучающихся. Во многих образовательных организациях даже нет медицинских работников, или они недостаточно компетентны в психолого-педагогических вопросах, необходимых для работы с учащимися разных возрастных групп.
- несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей осуществление здоровьесберегающей деятельности в образовательных организациях. К сожалению, в большинстве перечисленных документов не определены технология и методика комплексной оценки здоровья, не указаны критерии его мониторинга, не определены функциональные обязанности педагогов в этой деятельности, в связи с чем контроль состояния здоровья осуществляется в основном по уровню заболеваемости обучающихся и студентов, а в каждом регионе образовательные организации используют свои методические подходы и критерии, что вообще делает невозможным сопоставление их уровня здоровьесберегающей деятельности в масштабах страны и даже региона.
исключение из ФГОС высшего педагогического образования дисциплин медико-биологического цикла (основы медицинских знаний и здорового образа жизни; возрастная анатомия, физиология и гигиена), кроме БЖД. В результате педагогических работники имеют недостаточный уровень компетентности в области здоровьесбережения и контроля здоровья обучающихся (что требуется согласно ст.41 ФЗ «Об образовании в РФ»).
- отсутствие контроля за динамикой здоровья обучающихся и здоровьесберегающего потенциала образовательной организации. Отсутствие на федеральном уровне единых критериев оценки здоровья обучающихся и здоровьесберегающего потенциала образовательной организации позволяет руководителям системы образования использовать для отчетов любые приемлемые для них показатели без учета научно-практической обоснованности.
Что же делать? Мы полагаем, что наряду с устранением указанных причин, одним из механизмов повышения уровня здоровья учащейся молодежи и профилактики аддикций будет внедрение адекватного единого для всех регионов систематического мониторинга здоровья обучающихся и среды обучения.
С этих позиций представляет особую важность создание универсального и доступного для использования в системе образования инструментария для контроля динамики физического и психического здоровья обучающихся, выявления лиц со склонностью к различным психосоциальным зависимостям и суицидальному поведению. Раннее выявление лиц с нарушениями этих характеристик позволит начать своевременную коррекцию и лечение обучающихся, обеспечить формирование индивидуального маршрута обучения и профориентации.
Эти идеи привели нас к разработке электронных паспортов здоровья для всех участников образовательного процесса (обучающихся школ, студентов ВУЗов и ССУЗов, спортсменов, призывников, педагогов).
В основу методологического подхода оценки здоровья человека мы заложили следующие принципы: 1) Холистический подход к организму, который базируется на представлении о единстве физической (телесной), психической и духовной сущностях человека, обеспечивающих целостность организма, его возможности удовлетворять свои биологические, духовные и социальные потребности. 2) Организм и среда его обитания являются единым целым, что обусловливает взаимные влияния друг на друга. 3) Уровень здоровья можно оценить количественно, если принять за основу величину резервных возможностей организма, обеспечивающих сохранение гомеостаза его внутренней среды при адаптации к постоянно меняющимся условиям внешнего мира (или нагрузкам). 4) Детский организм проходит этапы постоянного роста и развития, поэтому параметры, характеризующие его здоровье, в онтогенезе изменяются. Следовательно, при оценке здоровья детей и подростков необходимо учитывать не только наличие или отсутствие каких-либо признаков нарушений, но их изменения в процессе жизни и обучения. 5) При характеристике здоровья важен интегративный подход, учитывающий динамику физического развития, функционального, психо-эмоционального состояния организма и среду обучения, которая должна иметь здоровьесберегающий характер.
На основе этих принципов были разработаны нами компьютерные программы мониторинга здоровья субъектов образовательного процесса [6,7]. Мониторинг здоровья - это динамическая количественная скрининг диагностика физического развития; физической подготовленности; функциональных резервов организма; нервно-психических процессов; склонности к аддиктивному поведению; санитарно-гигиенических условий среды обучения.
Цель программ мониторинга: на основе полученных данных обеспечить:
- сохранение здоровья обучающихся в процессе индивидуального развития и обучения;
- оценку индивидуальных психофизиологических, типологических и личностных особенностей учащихся для коррекции и развития профессионально значимых качеств;
- оперативное выявление обследуемых с нарушениями физического и психического здоровья, высокой степенью риска формирования психических зависимостей и склонностью к суицидальному поведению;
- индивидуальный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
- оценку здоровьесберегающей деятельности образовательной организации.
Достоинствами этих электронных паспортов являются:
- относительная дешевизна компьютерной программы (30 тыс. руб.);
- необходимость минимального медицинского и физического оборудования, который должен быть во всех медицинских кабинетах образовательных организаций;
- автоматический анализ и обработка результатов;
- компьютеризация всех данных, что позволяет создать банк здоровья различных возрастно-половых групп;
- вовлечение субъекта в сам процесс обследования, что повышает его личную заинтересованность в сохранении и развитии здоровья;
- возможность прогнозировать риск развития девиантных форм поведения, связанных со склонностью к психосоциальным зависимостям и суициду;
- современная научно-теоретическая и методическая база, положенная в основу выбранных показателей диагностики здоровья.
С помощью разработанных программ было проведено обследование разных групп учащейся молодежи в 123 образовательных учреждениях Новосибирской области, 13 вузах Сибирского региона, в Красноярском крае, Кемеровской и Томской областях, Республике Тыва, Павлодаре (Казахстан) - более 180 тысяч обучающихся и студентов. Полученные данные требуют анализа по возрастной, половой, этнонациональной, региональной характеристикам, что и составит основу наших дальнейших исследований.
Библиографический список
1. Айзман, Р.И. Здоровье и безопасность - ключевые задачи образования в современных условиях // Здоровьесберегающее образование. 2011. № 6(18). С.48-52.
2. Айзман, Р.И. Здоровье педагогов и обучающихся - ключевая задача современной школы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2012. № 3. С. 24-35.
3. ФЗ № 273 -ФЗ от 29.12. 2012 г. «Об образовании в РФ».
4. Баранов, А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации // Педиатрия. 2012. Т. 91, № 3. С. 9-14.
5. Кучма, В.Р., Сухарева, Л.М. Состояние и прогноз здоровья школьников (итоги 40-летнего наблюдения) // Российский педиатрический журнал. 2007. № 1. С. 53-57.
6. Айзман, Р.И., Айзман, Н.И., Лебедев, А.В., Плетнёва, Е.Ю., Рубанович, В.Б. Мониторинг здоровья учащихся и педагогов с применением компьютера и программных средств // Народное образование. 2010. № 6. С. 147-155.
7. Айзман, Р.И., Айзман, Н.И., Лебедев, А.В., Рубанович, В.Б. Методика комплексной оценки физического и психического здоровья, физической подготовленности студентов высших и средних профессиональных учебных заведений: метод. пособ. Новосибирск: Изд. «РИФ Новосибирск», 2009. 100 с.
Bibliograficheskiy spisok
1. Aizman, R.I. Health and safety are the key tasks of the education in modern conditions // Health maintaining education. 2011. no. 6(18). pp.48-52.
2. Aizman, R.I. Health of teachers and students is the key task of the modern school. // Bulletin of the Novosibirsk State Pedagogical University. 2012. no. 3. pp. 24-35.
3. Federal Law N 273 - FL from 29.12.2012. "About Education in RF".
4. Baranov, A.A. State of health of children in the Russian Federation. // Pediatrics. 2012. vol. 91. no. 3. pp. 9-14.
5. Kuchma, V.R., Suhareva, L.M. State and forecast of health of school students (results of 40 years' supervision)// Russian Pediatric Journal. 2007. no. 1. pp. 53-57.
6. Aizman, R. I., Lebedev, A. V., Aizman, N. I., Pletneva, E.Yu., Rubanovich, V. B. Health monitoring of pupils and teachers with the help of computers and program supply. // Public education. 2010. no. 6. pp. 147-155.
7. Aizman , R. I., Lebedev, A. V., Aizman, N. I., Rubanovich, V. B. Technique of complex assessment of physical and mental health, physical fitness of students of the highest and average professional educational institutions: methodical edition. // Novosibirsk: REEF Novosibirsk, 2009. 100 p.
Айзман Роман Иделевич - доктор биол. наук, профессор, засл. деятель науки РФ, зав. каф. анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО "Новосибирский государственный педагогический университет", проф. каф. анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО "Тувинский государственный университет", гл.научный сотр. ФБУН "НИИ гигиены" Роспотребнадзора, e-mail: aizman [email protected]
Aizman Roman - Doctor of Biological Sciences, Professor, Honored Member of Science of Russia, Head of the Department of anatomy, physiology and life safety FSBEI HE "Novosibirsk State Pedagogical University", Professor, Dept. jf the anatomy, physiology and life safety FSBEI HBE "Tuvinian State University", Chief researcher of FBUN "Novosibirsk SRI of Hygiene" Rospotrebnadzor, e-mail:aizman.roman @yandex.ru
УДК 612.821
ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ВЫБОРЕ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ У СТУДЕНТОВ ТУВГУ
Будук-оол Л. К., Куулар Ш. В. Тувинский государственный университет, г. Кызыл
GENDER DIFFERENCES IN CHOICE OF STRATEGY OF BEHAVIOR IN CONFLICT SITUATIONS OF STUDENTS TSU
Buduk-ool L. K., Kuular Sh. V.
Tuvan State University, Kyzyl
Настоящая работа посвящена исследованию тендерных различий в выборе стратегии поведения в конфликтных ситуациях у студентов. В исследовании принимали участие 80 студентов тувинской национальности - 42 девушки и 38 юношей. Средний возраст респондентов составил 21,2±0,3 год. Для изучения стратегий в конфликтных ситуациях использовалась методика К. Томаса. Исследование показало, что среди студентов-юношей преобладают неэффективные стратегии поведения в конфликтных ситуациях (приспособление и соперничество), а у девушек доминируют эффективные стратегии поведения в конфликте (сотрудничество и компромисс).
Ключевые слова: стратегия поведения в конфликтных ситуациях, межличностный конфликт, гендерные отличия поведения в конфликте.
The present work is devoted to the study of gender differences in the choice of strategy of behavior in conflict situations of st udents. The study involved 80 students of Tuvinian nationality - 42 girls and 38 boys. The average age of respondents was 21.2±0.3. To explore strategies in conflict situations have used the method of K. Thomas. The study showed that among male students predominate ineffective strategy of behavior in conflict situations (adaptation and rivalry), and the girls dominate the effective strategies of behavior in conflict (cooperation and compromise).