Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ МОРАЛИ И ПРАВА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ '

ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ МОРАЛИ И ПРАВА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мораль / нравственность / право / правовая культура / правовое сознание / уголовный процесс / предварительное следствие / morality / law / legal culture / legal consciousness / criminal process / preliminary investigation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жаркой Михаил Эмильевича

В работе предпринята попытка рассмотрения проблемы теории соотношения нравственности и права и их влияния на формирование личности в процессе ее социализации в современных условиях. На примере советской кинокартины «Средь бела дня» автор показывает нравственные начала, присущие субъектам уголовно процессуальной деятельности в ходе расследования тяжкого преступления. В заключение делается вывод о взаимном влиянии права и морали на формирование правовой культуры личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of the correlation of morality and law in art cinema

The paper attempts to consider the problem of the theory of the correlation of morality and law and their influence on the formation of personality in the process of its socialization in modern conditions. Using the example of the Soviet film picture "In Broad Daylight”, the author shows the moral principles that belong to the subjects of criminal procedural activity during the investigation of a serious crime. In conclusion, the conclusion is made about the mutual influence of law and morality on the formation of the legal culture of the individual.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ МОРАЛИ И ПРАВА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_11 _60 УДК 340.01

ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ МОРАЛИ И ПРАВА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ The problem of the correlation of morality and law in art cinema

ЖАРКОЙ Михаил Эмильевича,

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 190000, Россия, г. Санкт-Петербург, Софийская ул., 52. E-mail: jarckoy@yandex.ru;

ZHARKOY Mikhail Emilevich,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of State and Legal Disciplines of the St. Petersburg branch of the Russian Customs Academy named after V.B. Bobkov. 52 Sofiyskaya str., Saint Petersburg, 190000, Russia. E-mail: jarckoy@yandex.ru

Краткая аннотация: В работе предпринята попытка рассмотрения проблемы теории соотношения нравственности и права и их влияния на формирование личности в процессе ее социализации в современных условиях. На примере советской кинокартины «Средь бела дня» автор показывает нравственные начала, присущие субъектам уголовно - процессуальной деятельности в ходе расследования тяжкого преступления. В заключение делается вывод о взаимном влиянии права и морали на формирование правовой культуры личности

Abstract: The paper attempts to consider the problem of the theory of the correlation of morality and law and their influence on the formation of personality in the process of its socialization in modern conditions. Using the example of the Soviet film picture "In Broad Daylight", the author shows the moral principles that belong to the subjects of criminal procedural activity during the investigation of a serious crime. In conclusion, the conclusion is made about the mutual influence of law and morality on the formation of the legal culture of the individual

Ключевые слова: мораль, нравственность, право, правовая культура, правовое сознание, уголовный процесс, предварительное следствие.

Keywords: morality, law, legal culture, legal consciousness, criminal process, preliminary investigation.

Для цитирования: Жаркой М.Э. Проблема соотношения морали и права в художественном кинематографе // Право и государство: теория и практика. 2023. № 11(227). С. 60-62. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_60.

For citation: Zharkoy M.E. The problem of the correlation of morality and law in art cinema //Law and state: theory and practice. 2023. No. 11(227). pp. 60-62. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_60.

Статья поступила в редакцию: 23.10.2023

Вопросы соотношения нравственности, морали, этики и права1 всегда выступали одной из центральных проблем теории правоведения. Значительное место в системе нормативного обеспечения правопорядка они занимали и сегодня являются важными материи соотношения указанных категорий. Более того, игнорирование их взаимосвязи выступает своеобразным триггером асоциального поведения, влияет на мотивацию девиантного формирования образа жизни представителей маргинальных слоев, находящихся в силу экономического катаклизма на низших ступенях общественного развития и выступающих носителями обыденного правосознания и соответствующего уровня правовой культуры. Указанные выше факторы, будучи детерминантами2, не могут не провоцировать характер и типизацию социального поведения и, как следствие, оказывают воздействие на динамику противоправных проявлений. Полагаем, что в качестве противодействия сегодня, в особых условиях гибридного воздействия контркультуры стран, занявших недружественную позицию в отношении России, сказанное приобретает особую актуальность.

Проблематика соотношения нравственности, правовой культуры и закона нашла глубокое отражение в исследованиях таких ученых как В.К. Бабаев, В.М. Баранов, В.М. Боер, В.Н. Карташов, Г.Д. Ковалев, А.А. Молчанов, В.С. Нерсесянц, А.Г. Пынзарь, В.П. Сальников, Н.А. Сла-вова, В.Б. Спицнадель, О.Г. Шапиева и др.

Не случайно, В.П. Сальников отмечал, что правовая культура есть особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности и общества, подлежащее структурированию по различным основаниям3. В нашем случае речь идет исключительно о профессиональном и обыденном (бытовом) уровне правовой культуры. Специфика последней состоит в том, что в принципе не может подняться до уровня каких-либо теоретических обобщений, так как основывается, прежде всего, на общем уровне культуры, образования и социального опыта. Проявляется на стадии обыденного восприятия окружающей действительности, личностных представлений индивидуума о правах, обязанностях, властеотношениях и т.п., используется людьми по сути исключительно в их повседневной жизни и зависит от социальной ситуативности. Последнее проявляется в поведении человека, попавшего в экстремальную ситуацию, требующую принятия решений, имеющих вероятные правовые последствия. Поведение будет завесить не только от степени социализации личности, а также не только от уровня образования и правовой культуры, но и от гражданской позиции актора.

1 Шеншин, В. М. О праве лиц, подававших жалобы на решения призывных комиссий, пользоваться услугой юристов, консультантов / В. М. Шеншин // Военное право. -2023. - № 5(81). - С. 109-113. - EDN OGACMQ.

2 Уголовное право. Особенная часть : Курс лекций / Г. А. Агаев, Н. В. Баранков, Д. А. Безбородов [и др.]. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2010. - 632 с. - ISBN 978-5-91837-015-5. - EDN QRUNFX.

3 Сальников В.П. Правовая культура /Л" еория государства и права. Курс лекций (под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. С. 575.

Теоретико-исторические правовые науки

В формировании личности лица, совершающего определенные действия, направленные на других лиц, важное место занимает вся система социального, идеологического, воспитательного и правового характера, имеющегося в арсенале государства. Специфика государственной идеологии1 состоит в том, что она призвана оказывать позитивное воздействие на формирование морали и нравственности, правосознания, правовой культуры, решительно порицая антиобщественные проявления. И право, и правосознание формируются вместе в диалектическом единстве. Здесь большое значение имеет социально - политическая активность личности, которая призвана включать в себя осознание потребности в общезначимых правилах поведения. Можно со всей ответственностью утверждать, что правовая культура в известной степени отражает субъективную сторону поведения личности, она предопределяет принципы правового поведения личности, а с другой стороны формирует осознание ответственности личности перед обществом, которое, в свою очередь, призвано выступать одним из важнейших элементов правового сознания и правовой культуры индивидуума, таким образом, характеризуя ее внутренние свойства.

Далеко не последнее место в направлении этого движения занимают культура и искусство, культивируемые, прямо скажем - насаждаемые государством, являющегося его - государства - средством формирования личности гражданина, которые при помощи своих специфических средств воздействия оказывают влияние на формирование гражданской позиции члена социума2. Сама по себе эта мысль была присуща и являлась центральной в советском кинематографе. После целенаправленного развала СССР и его культуры, героями видео стали преобладать кри-

3

минальные авторитеты и лидеры преступного мира, а также те контрценности, которые сопутствуют криминализации социального поведения . Героика преступной романтики приобрела ареол святости, стала вектором формирования интересов значительной части российского общества, провоцируемого жаждой наживы, стяжательства и капитала.

ем не менее, ряд советских кинобестселлеров и сегодня выступают востребованными в рамках парадигмы формирования личности российского гражданина, призванного обладать качествами гордости за свою страну, чувством патриотизма и ответственности за общество, окружающих, семью и близких. Важно, что личность, воспитанная на позициях гражданственности, будет способна на поступки, которые по своей сути будут выступать нравственными в поле кантовского императива. Думается, что это является той отправной точкой, которая позволит переломить ситуацию и возродить истинно российскую нравственность, духовность, ментальность народа, для которого в силу исторической традиционности общественные интересы всегда были выше личных.

В связи с изложенным нам представляется целесообразным через призму права остановиться на анализе и значение художественного фильма «Средь бела дня» (СССР, 1982 г., авторы сценария А. Ваксберг, А. Шульгина, режиссер В. Гурьянов). Кинолента фактически является настольным пособием по предмету уголовного процесса. В картине четко представлены все участники процесса. Обвиняемый Мухин, который по первоначальной фабуле дела превысил меры необходимой обороны и крайней необходимости (ст. ст. 13,14 УК РСФСР), в процессе предварительного расследования, дает показания об умысле убийства пострадавшего хулигана, что вынуждает следствие переквалифицировать дело на ст. 102 УК РСФСР - умышленное убийство4. Однако, обстоятельства дела, показания свидетелей, которые занимают разные правовые позиции, исходя из собственной социальной перспективы, заставляют сторону, призванную поддерживать обвинение в суде, глубоко вникнуть в суть обстоятельств происшедшего, выявить упущения предварительного расследования. В ходе выяснения обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу5, фактически устанавливается характер длящееся во времени преступления (феномен которого не знал ни УПК РСФСР ни действующий УПК)-исходя из хулиганских побуждений пострадавшая сторона не только дважды посягает на пострадавших, но в перерыве между преступными действияминаходясь в общественном месте употребляет спиртные напитки, приводя себя в состояние, которое в соответствии с п. 10) ст. 39 УК РСФСР выступает обстоятельством, отягчающим ответственность. В ходе следствия установлено, что один из участников инцидента ранее уже совершил преступление, что также выступает отягчающим обстоятельством. В сценарии полностью реализованы положения ст. 20 УПК РСФСР, предусматривающей принять со стороны прокурора и следователя все законные меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявления как уличающих, так и оправдывающих обвиняемого обстоятельств, смягчающих и отягчающих его ответственность обстоятельств («объективная истина»).

Вопрос соотношения морали, чести, нравственности и закона в фильме находится в постоянном эпицентресобытий. Причем он интегрирован в зависимости от стадий процесса: от событий и поведения участников на месте происшествия, показаний свидетелей, допроса подозреваемого до судебного следствия. В ходе судебного заседания участвующий в процессе представитель общественности с предприятия подсудимого, беспокоящийся о своем имидже, пишет записку прокурору в каком ключе ему выступать и получает ответ: «По совести».

Несомненно, что кульминацией проблемы, являющейся предметом нашего исследования, выступает речь прокурора Тихонова (народный артист РСФСР А.Ю. Толубеев). Глубоко и всесторонне разобравшись во всех обстоятельствах дела уже в ходе судебного следствия, в ответ на обвинения в отношении подсудимого Мухина, что он сам вынес приговор и сам привел его в исполнение, прокурор заявляет: Он защищал свою жизнь, свою честь, он защищал жизнь своего ребенка, честь своей жены, наконец он защищал своих друзей. Он защищал, он обя-

1 Шеншин В.М. Патриотизм - основа государственно-правовой идеологии, формируемой Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации. Мир политики и социологии 2019, № 11-12. С. 44-53.

2 Уткин, Н. И. Рецензия на монографию "Асфатроника: на пути к теории глобальной безопасности" / Н. И. Уткин, В. М. Шеншин // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 1 (54). - С. 91 -92. - EDN OGHRXO.

3 Жаркой, М. Э. Культурный бомонд и внутренняя безопасность государства: вопросы реализации карательной политики Советской России в 1920-е годы / М. Э. Жаркой // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 2(55). - С. 14-21. - EDN IGXCVM.

4 Паскарь, С. С. Причинение смерти по неосторожности медицинским работником / С. С. Паскарь, В. М. Шеншин // Криминологический журнал. - 2023. - № 3. - С. 176179. - DOI 10.24412/2687-0185-2023-3-176-179. - EDN ^РСМ^; Кайнов, В. И. Некоторые вопросы квалификации причинения смерти по неосторожности / В. И. Кайнов, В. М. Шеншин // Вестник Московского университета МВД России. - 2023. - № 3. - С. 112-115. - DOI 10.24412/2073-0454-2023-3-112-115. - EDN GCYJJM.

5 Шеншин, В. М. Актуальные проблемы проведения проверки сообщения о событии с признаками преступления / В. М. Шеншин // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2019. - № 12(269). - С. 51-57. - EDN GDKBDX.

зан был это сделать, как обязан это сделать любой из нас в подобных обстоятельствах... Бесчестно требовать от оскорбленного человека соразмерности действий... есть схема - если реальная угроза жизни - можно убить. Как определить эту реальность, когда, где? Оскорбленный и униженный как он мог соизмерять? И он защищался.Иначе он был бы плохим гражданином, и мы могли бы спросить с него, как ты, Константин Мухин, стоял в стороне и ждал, когда надругаются над твоей женой, когда оскорбят твоих друзей. Это безнравственно. А то, что безнравственно не может, не должно быть законным.

Обратим внимание, что здесь поднят краеугольный вопрос теории соотношения закона и нравственности, морали. Каждый противоправный поступок является безнравственным, так как он осуждается не только законодателем, но и обществом, но ни каждый аморальный проступок является противоправным. Это аксиома философии противоправной девиантности. Приведенный сюжет иллюстрирует и подтверждает мысль, высказанную профессором Р.А. Ромашовым о том, что принимая во внимание философский закон единства и борьбы противоположностей следует признать, что право и преступление выступают в качестве детерминант существующих в неразрывной связи и друг без друга юридического значения не имеют1.

Известно, что между общественной аудиторией, кинокритиками и профессионалами в оценке экранных сюжетов возникает известная коллизионность. Этот социологический феномен нельзя отрицать2. Но нельзя не заметить, что в доктринальной плоскости поднятые выше вопросы выходят за рамки общетеоретических представлений и выступают в качестве одного из аспектов предмета философии права.

В реальной действительности, в том числе и в описанном эпизоде, взаимодействие права и морали в социуме довольно сложный, противоречивый и многогранный процесс.Право, активно влияя на нравственность, способствует и стимулирует ее укоренению в обществе, но в тоже время, под влиянием морали само право интегрируется, повышая свою авторитетность как регулятора отношений и таким образом несет в себе перспективу созидательности. Сказанное, по нашему мнению, особенно важно в сегодняшних условиях коррозийности отдельных правовых конструкций.

Библиография:

1. Жаркой, М. Э. Культурный бомонд и внутренняя безопасность государства: вопросы реализации карательной политики Советской России в 1920-е годы / М. Э. Жаркой // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 2(55). - С. 14-21. - EDN IGXCVM.

2. Кайнов, В. И. Некоторые вопросы квалификации причинения смерти по неосторожности / В. И. Кайнов, В. М. Шеншин // Вестник Московского университета МВД России. - 2023. - № 3. - С. 112-115. - DOI 10.24412/2073-0454-2023-3-112-115. - EDN GCYJJM.

3. Паскарь, С. С. Причинение смерти по неосторожности медицинским работником / С. С. Паскарь, В. М. Шеншин // Криминологический журнал. -2023. - № 3. - С. 176-179. - DOI 10.24412/2687-0185-2023-3-176-179. - EDN IYPCMY

4. Ревич В.А. Кинодетектив. М., 1983. С. 5.

5. Ромашов Р.А., Пеньковский Е.В. Философия права и преступления. СПб., 2015. С. 203.

6. Сальников В.П. Правовая культура /Л" еория государства и права. Курс лекций (под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. С. 575.

7. Уголовное право. Особенная часть : Курс лекций / Г. А. Агаев, Н. В. Баранков, Д. А. Безбородов [и др.]. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2010. - 632 с. - ISBN 978-5-91837-015-5. - EDN QRUNFX.

8. Уткин, Н. И. Рецензия на монографию "Асфатроника: на пути к теории глобальной безопасности" / Н. И. Уткин, В. М. Шеншин // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 1(54). - С. 91-92. - EDN OGHRXO.

9. Шеншин В.М. Патриотизм - основа государственно-правовой идеологии, формируемой Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации. Мир политики и социологии 2019, № 11-12. С. 44-53.

10. Шеншин, В. М. Актуальные проблемы проведения проверки сообщения о событии с признаками преступления / В. М. Шеншин // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2019. - № 12(269). - С. 51-57. - EDN GDKBDX.

Шеншин, В. М. О праве лиц, подававших жалобы на решения призывных комиссий, пользоваться услугой юристов, консультантов / В. М. Шеншин // Военное право. - 2023. - № 5(81). - С. 109-113. - EDN OGACMQ.

References:

1. Zharkoy, M. E. Cultural beau monde and the internal security of the state: issues of the implementation of the punitive policy of Soviet Russia in the 1920s / M. E. Zharkoy // Pravo. Safety. Emergency situations. - 2022. - № 2(55). - Pp. 14-21. - EDN IGXCVM.

2. Kainov, V. I. Some questions of qualification of causing death by negligence / V. I. Kainov, V. M. Shenshin // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2023. - No. 3. - pp. 112-115. - DOI 10.24412/2073-0454-2023-3-112-115. - EDN GCYJJM.

3. Paskar, S. S. Causing death by negligence by a medical worker / S. S. Paskar, V. M. Shenshin // Criminological journal. - 2023. - No. 3. - pp. 176-179. - DOI 10.24412/2687-0185-2023-3-176-179. - EDN IYPCMY

4. Revich V.A. Kinodetective. M., 1983. p. 5.

5. Romashov R.A., Penkovsky E.V. Philosophy of law and crime. St. Petersburg., 2015. p. 203.

6. Salnikov V.P. Legal culture //Theory of state and law. A course of lectures (edited by N.I. Matuzov and A.V. Malko. M., 1997. p. 575.

7. Criminal law. Special part : A course of lectures / G. A. Agaev, N. V. Barankov, D. A. Bezborodov [et al.]. - St. Petersburg : St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2010. - 632 p. - ISBN 978-5-91837-015-5. - EDN QRUNFX.

8. Utkin, N. I. Review of the monograph "Asphatronics: on the way to the theory of global security" / N. I. Utkin, V. M. Shenshin // Pravo. Safety. Emergency situations. -2022. - № 1(54). - Pp. 91-92. - EDN OGHRXO.

9. Shenshin V.M. Patriotism is the basis of the state-legal ideology formed by the Federal Service of the National Guard Troops of the Russian Federation. The World of Politics and Sociology 2019, No. 11-12. pp. 44-53.

10. Shenshin, V. M. Actual problems of verifying a message about an event with signs of a crime / V. M. Shenshin // Law in the Armed Forces - Military-legal review. -2019. - № 12(269). - Pp. 51-57. - EDN GDKBDX.

Shenshin, V. M. On the right of persons who filed complaints against the decisions of draft commissions to use the services of lawyers, consultants / V. M. Shenshin // Military law. - 2023. - № 5(81). - Pp. 109-113. - EDN OGACMQ.

1 Ромашов Р.А., Пеньковский Е.В. Философия права и преступления. СПб., 2015. С. 203.

2 Ревич В.А. Кинодетектив. М., 1983. С. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.